Реферат: Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Российской Федерации

Иркутский государственный университет путей сообщения

Кафедра Таможенное дело

Дисциплина: История таможенного дела и таможенной политики России


РЕФЕРАТ

Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия.


Выполнил:

  студент 2-го курса ИрГУПС

 № И-Т-06-353к

Королёв Дмитрий

Александрович

Проверил:

Поляков Марат

Анатольевич


Иркутск

Ноябрь 2007 г.

Оглавление

    I.       Введение

  II.       Пётр Великий

Ø  Петровские преобразования

III.       Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия.

IV.       Заключение

  V.       Список литературы

Введение

История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, летописи, государственные доку­менты, грамоты, а также сказания и былины - не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на тер­ритории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело игра­ло важную роль в период становления российской государственности, помогают нам понять об­щественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как не обходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.

История таможенного дела является спе­циальным предметом, специальной дисцип­линой.

Её изучение требует не только усвоения исторического опыта прошлых цивилиза­ций, но и анализа научных знаний и прогно­за путей развития экономики и торговли и установления возможного характера тамо­женных отношений.

Объективный взгляд на историю таможенного дела немыслим без об­щей политической культуры, критического восприятия характера общест­венного, политического и социально-экономического развития, места и ро­ли таможенного дела в цивилизационных процессах.

Тему для написания своего реферата «Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия», я выбрал не случайно. Ведь не следует отрицать, что предметом истории таможенного дела является деятель­ность людей, по реализации объективных законов мировой экономики и торговли на основе применения таможенных формальностей. Эти  сильные личности своей эпохи оставили глубокие отпечатки в истории нашего государства. Одной из таких личностей, бесспорно, является Пётр I, который в небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершил преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие, в отличие от предыдущих попыток рос­сийских правителей, все сферы и слои общества. Эти преобразования оказали огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. (3Р, стр. 3, 11-12)

Далее я предлагаю поближе познакомиться с этим сильным и неординарным правителем, чтобы лучше разобраться в его взглядах и методах в обустройстве русского государства.

Пётр Великий

Пётр Великий – одна из ярчайших личностей в Европе начала современной истории. За годы его правления Россия, вырвавшись из полуазиатской отсталости, обрела серьезное политическое и военное влияние на западный мир.  

Ничто не вызывало у него большего беспокойства, чем благосостояние, сила и репутация России. Пётр никогда не был простым поклонником иностранных вещей. Он высоко ценил знания и методы, импортированные с Запада, но только потому, что они были теми основами, на которых можно было построить новую Россию, о которой он мечтал и для которой работал.

При Петре I Россия впервые ощутила себя как периферию Европы и поставила своей целью стать равноправной европейской державой. На европейский «вызов» Пётр стремился дать европейский «ответ».

Настойчивость перед лицом преград, непрекращающиеся эксперименты с новыми учреждениями – всё это представляет картину деятельности и умственной и физической, которую ни один правитель в современной истории не был способен превзойти. Эта страсть к деятельности отметила каждый аспект его собственной психологии и системы ценностей.

Тем не менее, некритичное восторженное отношение к Петру I, ставшее почти всеобщим к концу его правления, стыдливо игнорировало степень, в которой его работа осталась незаконченной, и препятствия, с которыми она столкнулась из-за географических, физических и человеческих особенностей России. Конечно, как и любой человек, Пётр не мог предвидеть всех последствий, порой отдаленных и косвенных, своих действий.

Кем же был Пётр I для России? Что принесли его реформы и преобразования, и как они повлияли на дальнейшее развитие страны? Какова была цена этих преобразований?

Время Петра Великого, или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований - важнейший рубеж в отечественной истории. Историки давно пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его деде, отце, брате и сестре - царях Михаиле, Алексее, Федоре, царевне Софье. Перестройка тогда коснулась многих сторон жиз­ни. Но Пётр, продолживший дело предшественников, пошёл го­раздо дальше их, вложил в преобразования такую энергию, страсть, которые тем и не снились. (2, стр. 12)

Пётр Великий - фигура противоречивая, сложная. Таким по­родила его эпоха. От своих отца и деда унаследовал он черты ха­рактера и образ действий, мировоззрение и замыслы на будущее. В то же время он был яркой индивидуальностью во всем, и имен­но это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, при­вычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заим­ствовать нужное и полезное у других народов. Очевидцы поведали потомкам, что русский царь отличался простотой в обращении, невзыскательностью, непритязательностью в быту. Дома или дворцы, для него сооруженные, не отличались большими размерами и пышностью. Он не терпел высоких потолков и там, где они имелись, приказывал сделать второй, по­ниже, из дерева или, на худой конец, из парусины. По натуре человек добрый, он мог обласкать не только дельного вельможу, но и плотника, кузнеца или матро­са, делил с ними кров и пищу, крестил их детей. Царь не любил всякие офици­альные церемонии и тем приводил в изумление иностранных наблюдателей, осо­бенно королев, принцесс и иных аристократов. Однако привычка к власти, раболепие окружающих объясня­ют, но не оправдывают такие качества в Петре, как грубость и жестокость, вседозволенность и пренебрежение к человеческо­му достоинству, произвол в политике и быту. Он сознавал и не раз подчеркивал, что он - абсолютный монарх и всё, что он де­лает и говорит, неподвластно людскому суду, лишь Бог спросит с него за всё, и хорошее, и плохое. Пётр был искренне убежден, что все от него исходящее - для блага государственного, народ­ного. И поэтому законы, им созданные, учреждения, появившие­ся по его воле,- это «фортеция (крепость) правды». То, что он сам не покладая рук трудился, возводя по своим замыслам и пла­нам эту «фортецию» государства российского, нельзя не видеть. Но видел ли он, что его усилия приносят благо не всем или, по крайней мере, не всем поровну? Во всяком слу­чае, наряду с теми, кто выиграл много за стенами фортеции, воз­веденной прежде всего трудом и подвигами народа, большинство этого народа получило мало или ничего не получило, а часть его многое потеряла - сотни тысяч людей попали в крепостную не­волю, еще большее число людей было обложено увеличенны­ми налогами, поборами, принудительными мобилизациями, рабо­тами и т. д.

Примечательная черта Петра Великого как правителя, абсо­лютного монарха - огромный личный вклад в управление госу­дарством, его внешнеполитические, военные акции, привлечение к делам одарённых, талантливых, способных людей - админист­раторов, полководцев, дипломатов, организаторов различных производств, мастеров своего дела. Он без устали выявлял их, вос­питывал, направлял. Конечно, крутой нрав Петра не мог не нало­жить отпечаток на его отношения со сподвижниками, помощника­ми. При всём его демократизме и шутливом самоуничижении, царь проявлял свою волю, железную и несокрушимую, во всем, не тер­пел возражений там, где он уже принял решение, взрывался гне­вом по малейшему пустяку. Его боялись как огня даже самые бли­жайшие к нему люди, единомышленники и друзья, хотя в более спокойной обстановке возражали ему, обсуждая важный вопрос, спорили с ним.

 

Петровские преобразования

Преобразования, проведенные на рубеже двух столетий, носи­ли характер первичный, предварительный. Более глубокие рефор­мы начались позднее, после побед под Лесной и Полтавой.

Конечно, были и непоследовательность, и отдельные импровизации в законо­дательной деятельности. Порой пером Петра водили чувства гнева и державной вседозволенности.

Одни реформы проводились не сразу, а годами, другие - урывками, в пере­рывах между военными действиями, в спешке. Но в целом они складывались в си­стему, охватывали все стороны жизни большого государства, все направления де­ятельности аппарата управления делами внутренними и внешними.

Одна из Петровских реформ касалась экономического развития государства, так как основа основ жизни всякого госу­дарства - труд народа, развитие промышленности и сельского хо­зяйства, торговли и транспорта. И Пётр, прекрасно это понимая, немало усилий и нервов тратил для организации строительства ма­нуфактур и торговых судов, дорог и каналов, привлекал большие массы людей, крестьян и горожан, на различные работы, а дво­рян и купцов поощрял и понуждал служить в армии и на флоте, в учреждениях и конторах, в лавках и на ярмарках.

Пётр ясно сознавал, что для увеличения казённых доходов, в которых так сильно нуждалось государство, необходимо повысить экономический уровень всего населения, а для этого необходимо увеличить количество и поднять качество народного труда, усилить его производительность, а также ввести в народнохозяйственный оборот новые промыслы, обратив народный труд на разработку не тронутых ещё богатств страны. (4, стр. 276)

В Петровскую эпоху российская экономика,  и прежде всего промыш­ленность совершила гигантский скачок. Произошла   резкая  переориентация  с  мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.

Всего при Петре существовало около 200 предприятий. Как правило, это были крупные централизованные мануфактуры с разделением труда. Владельцами мануфактур являлись преимущественно купцы, реже - дворяне (Меншиков, князь А. М. Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров и др.), иностранцы, кре­стьяне.

Пётр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Она была направлена на ограждение мо­лодой русской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин. Предприниматели получали различ­ные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге при­нятых правительством мер зависимость России от импорта или существенно сократилась, или прекратилась. Не смотря на это, Пётр всё же заботился о развитии внешней торговли с Европой и со странами Востока, а также об улучшении путей сообщения; при нём был построен Вышневолоцкий канал и начато сооружение Ладожского канала. (4, стр. 278)

На мануфактурах применяли в довольно заметных размерах труд наёмных работников - крепостных, купленных (посессионных) крестьян, наконец, государственных (казенных, черносошных) крестьян, которых «приписывали» к заводам, заставляли работать на них.

Наиболее инертной и наименее доступной правительственному вмешательству была область сельского хозяйства, но и в эту область Пётр стремился ввести, частью с успехом, целый ряд улучшений. Продукция сельского хозяйства уве­личивалась, но путём не интенсивным, а экстенсивным - прежде всего за счет расширения посевных площадей; улучшение орудий труда и культуры земледелия происходило весьма медленно. Новые земли вводились в оборот на юге и восто­ке, в Среднем Поволжье и Сибири. Именно туда бежали крестьяне в поисках во­ли и лучшей доли. (2, стр. 33-36)

Тысячи россиян  проходили  в Европе обучение разным специальнос­тям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного  дела  нанимались на российскую службу.  Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате  Петровской  политики  в  экономической  области за сверхкороткий срок была создана  мощная  промышленность,  способная полностью обеспечить  военные и государственные нужды и ни в чём не зависящая от импорта.

Теперь можно перейти к основной теме моего реферата «Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия». Рассмотрев Петра I и его политику со всех сторон, я хотел бы более подробно углубиться в такие вопросы как: Что же вообще такое – политика протекционизма в России? В чём её суть? Что общего между таможенной политикой и политикой протекционизма в русском государстве?

Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия.

К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя её структура ещё не была стабильной. Вообще до начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т.е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.

В связи с проведением Петровских реформ, открытием новых заводов, фабрик и мануфактур, расширением внешней торговли принимались ме­ры по защите экономических интересов России. На это была направлена таможенная политика, в формировании которой принимал сам Пётр I.

Таможенное дело при Петре I стало ме­ханизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно-тариф­ной политики занималась Коммерц-коллегия.

Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу. На за­паде охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I её защищали морские (Санкт- Пе­тербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и сухопутные (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск) крепости. Между крепо­стями и перед ними протянулась цепь фор­постов.

По инициативе Петра I 31 января 1724 г. начал действовать протекционистский тамо­женный тариф. В нем было установлено, что если внутреннее производство продукта достигает четвёртой части его количества, ввозимого из-за границы, то пошлины равнялись четверти его стоимости, если треть - пошлины составляли треть стоимо­сти. Если же государство производит про­дукт в размере половины привоза, то пош­лина составляла 50 %. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавли­валась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара. Размер пошлины возрас­тал по мере роста производства товара в России. Таможенную пошлину можно было рассматривать как премию производителям.

В соответствии с тарифом 1724 г. ввози­мые железо, парусина, шёлковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие кожи облагались наибольшей пошлиной - в 75 % с цены, голландское полотно, бархат, золочёное и прядильное серебро - в 50 %; шерстяные ткани, железное оружие - в 25 %. На това­ры, не производившиеся в стране, налага­лась умеренная пошлина - от 4 до 10 %; на математические и хирургические инструмен­ты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары суще­ствовала 3 %-ная пошлина, кроме промыш­ленного сырья и полуфабрикатов, необхо­димых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые обла­гались запретительной пошлиной.

Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря ос­тались местные тарифы.

Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленно­сти, но в то же время способствовал развитию контрабанды.

Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не произ­водившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал воз­можность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарож­давшаяся русская промышленность. (3, стр. 153-158)

Не смотря на то, что некоторые западные исследователи полагают, что экономическую политику Петра I можно определить как меркантилистскую, лишь учитывая при этом характерные для неё черты принудительности и «политики с позиции силы». Эти особенности позволяют говорить не о меркантилистской, а, скорее, об ультрамеркантилистской политике царя. Но, тем не менее, Пётр I был оригинальным мыслителем, выдающимся экономистом, который в лучших традициях российской мысли XVII в. творчески развил совершенно новые доктрины, исходя при этом из насущных потребностей государства. (1, стр. 80)

Заключение

Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его пози­ций, увеличение славы российской не могут не вызывать уваже­ния. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нём заметно продви­нулась вперед по пути развития, сократив своё отставание от пе­редовых стран Западной Европы.

Проведенные Петром преобразования, в ряде случаев продол­жившие или завершившие начатое до него, сделали Россию неиз­меримо более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели её в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликви­дировать её отставание не смогли. Сын своего времени, Пётр не мог совершить более того, что совершил. Но и то, что он сделал за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики и го­сударственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры и быта, благодарная Россия, при­нявшая петровское наследие, осваивала и продолжала развивать в течение почти двух столетий.

Конечно, и после ухода Петра из жизни движение России впе­рёд, при всех зигзагах и временных отступлениях, продолжается. (2, стр. 44-45)

На рубеже веков наступил новый этап развития таможенного дела в России. Он обусловлен динамизмом происходящих изменений. Глобали­зация мировой торговли, активизация процесса регионализации мировой экономики, включение РФ в систему мирохозяйственных связей потребо­вали пересмотра и внесения изменений в законодательство, политику, технологические процессы, характер международных, торговых отноше­ний, организационно-административных, процедурных и коммуникатив­ных сторон жизни.

Новый век, новое время открывают перед таможенной службой новые горизонты, ставят новые задачи.

Принципиальную важность имеют проблемы таможенной политики, совершенствованию которой Российское государство уделяет большое внимание. Таможенная политика - это основной рычаг, с помощью кото­рого государство влияет на внешнюю торговлю.

Надо отметить, что таможенные органы с честью справляются с возло­женными на них обязанностями, обеспечивают регулирование внешне­экономической деятельности, пополняют бюджет страны, стоят на стра­же экономической безопасности и защиты экономики государства Рос­сийского.

Отмечая полутора тысячелетие своего существования, российская та­можня динамично развивается. Характерными особенностями развития таможенной службы России в новом тысячелетии являются высокий про­фессионализм таможенников, их компетентность, патриотизм и верность таможенным традициям.

Опираясь на методологию истории и учитывая единство объективных и субъективных факторов, взгляд в прошлое истории таможенного дела позволяет нам осмыслить и понять настоящее, спрогнозировать будущее и сделать из этого необходимые практические выводы. (3, стр. 7-9)

Список литературы

1.         Баггер, Х. Реформы Петра Великого [Текст]: Обзор исследований / Ханс Баггер; Перевод с датского кандидата исторических наук В. Е. Возгрина. - М.: Прогресс, 1985. – 432 с.

2.         Буганов, В. И. История России: Конец XVII-XIX век [Текст]: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений  / В. И. Буганов, П. Н. Зырянов; Под ред. А. Н. Сахарова. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.: ил., карт.

3.         Кисловский, Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России [Текст]: 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А. Е. Жерихова. – М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. – 592 с. + илл.

4.         Пушкарёв, С. Г. Обзор русской истории. Серия «Мир культуры, истории и философии» [Текст]: С. Г. Пушкарёв. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 432 с.