Реферат: Таможенный контроль и оформление ответственности в сфере внешних экономических отношений
Севастопольский национальный технический университет
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра финансов и кредита
РЕФЕРАТ
на тему: Таможенный контроль и оформление ответственности в сфере ВЭД.
по дисциплине «Финансовый механизм ВЭД»
Выполнила: студентка группы ФК-43д
Удалова А. В.
"___" "___________________" 200_г.
Проверил ст. преподаватель
Тарасенко С. В.
"___" "____________________" 200_г
2006
1.Таможенный контроль в Украине.
1.1 Сущность контроля.
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Украины. Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства производства таможенного контроля.
Формы производства таможенного контроля это отдельные разновидности проверочных мероприятий (проверка документов, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, таможенное наблюдение и другие формы).
Способы производства таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы таможенного контроля. К способам производства таможенного контроля можно отнести, например, идентификацию товаров и транспортных средств, назначение экспертизы, привлечение специалиста, наложение ареста на товары или изъятие товаров, создание зон таможенного контроля.
В качестве средств производства таможенного контроля следует рассматривать:
- технические средства таможенного контроля;
- морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;
- информационные ресурсы таможенных органов;
- поисковых собак.
Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Украины.
Если таможенные органы проводят проверку товаров, на ввоз которых в Украину в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения , обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.
Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся сотрудниками других государственных органов с письменного разрешения таможенного органа. Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведенного таможенного контроля. При этом неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами (органами санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий.
При ввозе на таможенную территорию Украины товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента:
- выпуска для свободного обращения;
- уничтожения;
- обращения в государственную собственность (в результате конфискации, отказа в пользу государства);
- реализации как невостребованных (в случаях превышения сроков хранения на складе временного хранения или на таможенном складе);
- реализации, как незаконно ввезенных на таможенную территорию (в случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию государства от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций);
- фактического вывоза с таможенной территории Украины (как запрещенных к ввозу или вывезенных в соответствии с таможенным режимом реэкспорта);
Важная особенность таможенного контроля заключается в том, что его проведение допускается и после выпуска товаров в свободное обращение.
Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. При этом, таможенные органы вправе применять такую форму таможенного контроля как, например, таможенная ревизия.
Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.
Таможенный кодекс позволяет таможенным органам применять данные меры как после утраты товарами статуса, находящихся под таможенным контролем (выпущенных в свободное обращение), так и во всех иных случаях, когда:
- обнаруживаются товары, ввезенные с нарушением таможенных правил (без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков, без уплаты таможенных пошлин, налогов или без соблюдения запретов и ограничений);
- обнаруживается отсутствие в коммерческих документах сведений о выпуске товаров либо недостоверность таких сведений, а равно отсутствие коммерческих документов, в которых должны быть указаны такие сведения;
- обнаруживаются факты пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
1.2 Формы таможенного контроля.
Формы контроля:
-проверка документов и сведений;
-устный опрос;
-получение пояснений;
-таможенное наблюдение;
-таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
-таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
-личный досмотр;
-проверка маркировки товаров;
-осмотр помещений и территорий;
-таможенная ревизия.
Проверка документов и сведений - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного оформления товаров, для целей: проверки правильности оформления документов; установления подлинности документов; проверки достоверности сведений, содержащихся в документах.
Целями применения данной формы таможенного контроля являются:
- установление подлинности документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы);
- проверка достоверности сведений, содержащихся в документах;
- проверка правильности оформления документов (правильность заполнения соответствующих граф ГТД, отсутствие исправлений).
Проверка документов и сведений проводится в несколько этапов:
- проверка самих документов на предмет их подлинности и правильности оформления (проверка формы документа);
- проверка сведений, необходимых для таможенных целей (проверка содержания документа).
При реализации данной формы таможенного контроля таможенные органы не связаны представленными документами и сведениями, содержащимися в них, а потому самостоятельно вправе пользоваться информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.
Устный опрос - форма таможенного контроля, применяемая таможенными органами при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, которая заключается в получении необходимых сведений от физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.
Возможность проведения устного опроса ограничивается производством таможенного оформления, обусловленном перемещением через границу товаров (транспортных средств). Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении оформляемых товаров (транспортных средств), например специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером.
Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений.
Получение пояснений - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа для получения сведений (от декларантов, лиц, перемещающих товары, иных лиц) об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства. В отличие от устного опроса, возможность получения пояснений не ограничена институтом таможенного оформления и допускается везде, где предусмотрено проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров для свободного обращения.
Таможенные органы вправе получать пояснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица), а также обладают соответствующими сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.
Таможенное наблюдение представляет собой гласное и целенаправленное визуальное наблюдение должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.
Таможенное наблюдение может быть:
- систематическим (на территории склада временного хранения) или разовым (при погрузке товаров, оформляемых вне мест нахождения таможенных органов);
- непосредственным или опосредованным (в случае применения специальных технических средств таможенного контроля).
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств - форма таможенного контроля, которая заключается во внешнем визуальном осмотре уполномоченными должностными лицами таможенного органа товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, без вскрытия транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушения упаковки товаров. Особенностью таможенного осмотра товаров и транспортных средств является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении осматриваемых предметов. Исключения составляют случаи применения данной формы таможенного контроля при нахождении товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля (если заинтересованные лица не изъявили желание присутствовать при производстве таможенного осмотра).
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, например, при оформлении завершения внутреннего таможенного транзита, так и как производная форма таможенного контроля при проведении специальной таможенной ревизии.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств - форма таможенного контроля, которая заключается в проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Как правило, таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации на товары, то есть когда декларация приобретает статус документа, имеющего юридическое значение.
Исключения составляют случаи:
- проведения таможенного досмотра до подачи таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию государства (при оформлении внутреннего таможенного транзита);
- проведения таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства Украины;
- проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
О проведении таможенного досмотра таможенному досмотру товаров и транспортных средств должно предшествовать обязательное уведомление об этом. Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей возможно при участии понятых и только в случаях:
- неявки указанных лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;
- существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
- пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
- оставления на таможенной территории товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров (транспортных средств).
По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить такие его варианты, как:
- досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
- досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;
- досмотр со вскрытием всех грузовых мест;
- досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, так и в качестве производной формы контроля, например, при проведении специальной таможенной ревизии. Сроки проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств вне зоны таможенного контроля не должны превышать двух часов.
Личный досмотр - исключительная форма таможенного контроля, применяемая к физическому лицу, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Украины и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию государства и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом.
Использование личного досмотра возможно при наличии оснований предполагать, что физическое лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары:
- запрещенные к ввозу на таможенную территорию и вывозу за ее пределы;
- перемещаемые с нарушением порядка, установленного таможенным кодексом.
Места производства таможенного оформления могут быть:
- в международных морских (речных) и воздушных портах;
- на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу;
- на транспортных средствах (например, в поездах).
Участниками личного досмотра являются следующие лица:
1. Должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра. Должностное лицо таможенного органа должно быть одного пола с досматриваемым лицом. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить досматриваемое лицо с решением о производстве личного досмотра, объявить досматриваемому лицу его права и обязанности, предложить добровольно выдать скрываемые предметы.
2. Досматриваемое лицо - физическое лицо, в отношении которого принято решение о проведении личного досмотра. Специальных требований (возраст, дееспособность) к данному участнику личного досмотра не предъявляется. Исключения составляют ограничения возможности проведения личного досмотра, обусловленные профессиональной принадлежностью физического лица.
При проведении личного досмотра, лицо имеет право:
- знакомиться с решением о проведении личного досмотра;
- ознакомиться со своими правами и обязанностями;
- добровольно выдать скрываемые предметы;
- давать объяснения, заявлять ходатайства;
- пользоваться понятным ему языком либо услугами переводчика;
- знакомиться с содержанием акта личного досмотра и делать замечания на него, а также получить второй экземпляр этого акта;
- обжаловать действия должностных лиц таможенного органа.
3. Понятые. Понятые должны быть в количестве двух человек и одного пола с досматриваемым лицом.
Главные обязанности понятых заключаются в присутствии при проведении личного досмотра и удостоверении своими подписями всех, отраженных в акте личного досмотра сведений о фактах, содержании и результатах действий, производившихся в их присутствии.
Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков - форма таможенного контроля, проводимого таможенными органами с целью проверки наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Украины.
Целью проведения проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров является подтверждение легальности их ввоза на таможенную территорию.
Обнаруженные таможенными органами (в ходе применения рассматриваемой формы контроля) факты отсутствия требуемых марок, идентификационных знаков и других способов обозначения товаров, рассматриваются как подтверждение факта ввоза товаров в государство без производства таможенного оформления.
Осмотр помещений и территорий - форма таможенного контроля, проводимого в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов. Осмотр помещений и территорий представляет собой визуальное исследование должностными лицами таможенных органов мест, где находятся или могут находиться товары и (или) транспортные средства.
Целями проведения осмотра помещений и территорий являются:
- проверка наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (условно выпущенных, хранящихся на складах временного хранения, таможенных складах, хранящихся и (или) выставленных для реализации в магазинах беспошлинной торговли, находящихся у лиц в соответствии с условиями таможенных процедур или иных таможенных режимов, находящихся в пунктах пропуска через Государственную границу, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы);
- обнаружение, у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию с нарушением порядка.
Поводами для применения данной формы таможенного контроля могут служить:
- наличие информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных таможенным кодексом Украины;
- наличие информации о нахождении в помещениях или на территориях, товаров, ввезенных в РФ с нарушением таможенных правил;
- выборочная проверка.
Предельный срок проведения осмотра составляет один день. Осмотр жилых помещений не допускается.
Таможенная ревизия - форма таможенного контроля, которая заключается в проведении таможенными органами (в общей и специальной формах) проверки факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией, имеющейся у проверяемых лиц (декларантов, лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и других проверяемых лиц).
Таможенная ревизия может проводиться в общей и специальной формах. Проведение общей и специальной таможенной ревизии допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Требованиями проведения общей таможенной ревизии являются:
- соблюдение сроков проведения общей ревизии (не более трех рабочих дней);
- непрепятствование осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица;
- однократность проведения общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров;
- оформление акта проведения общей таможенной ревизии в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии.
Специальная таможенная ревизия более жесткий вариант таможенной ревизии, имеющий схожие черты с правоохранительными мерами (например, мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении), поскольку допускает арест или изъятие товаров.
Таможенный кодекс Украины предусматривает три категории лиц, у которых может быть проведена специальная таможенная ревизия.
1. Декларанты, а также иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, но не выступающие в качестве декларантов при перемещении товаров.
Поводами для проведения специальной таможенной ревизии у таких лиц могут быть обнаруженные при проведении общей таможенной ревизии либо иных форм таможенного контроля данные, которые могут свидетельствовать:
- о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении;
- о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений (сдача в аренду товаров, временно ввезенных представительством иностранной компании для обеспечения своей деятельности).
. Лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела (таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы таможенных складов и складов временного хранения).
Поводом для проведения специальной таможенной ревизии может послужить обнаружение данных, которые могут свидетельствовать:
- о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них;
- о несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности в области таможенного дела.
3. Лица, осуществляющие оптовую или розничную торговлю ввезенными в Украину товарами.
Специальная таможенная ревизия должна проводиться в срок, не превышающий двух месяцев (со дня принятия решения о проведении специальной ревизии). Допускается продление предельного срока, но не более чем на один месяц и только по решению вышестоящего таможенного органа.
1.3 Способы таможенного контроля .
Способы контроля:
-зона таможенного контроля;
-истребование документов и сведений;
-таможенная идентификация;
-экспертизы и исследования;
-информационные ресурсы;
-технические средства;
Зона таможенного контроля - территория (участок местности, склад или иное помещение), в пределах которой товары и транспортные средства, а равно производственная, коммерческая или иная деятельность находятся под контролем таможенных органов, проводимым в формах таможенного досмотра и осмотра товаров (транспортных средств), таможенного наблюдения.
Зоны таможенного контроля создаются:
- вдоль таможенной границы Украины;
- в местах производства таможенного оформления;
- в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;
- в местах временного хранения;
- в местах стоянки транспортных средств, перевозящих, находящиеся под таможенным контролем товары;
- в иных местах, определяемых ТК.
Зоны таможенного контроля могут быть двух видов: постоянные и временные. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю (места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли).
Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (например, начальника таможенного поста):
- при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период совершения таможенных операций);
- при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.
Истребование необходимых документов и сведений как способ производства таможенного контроля применим к тем его формам, которые изначально предусматривают работу с определенными документами и информацией (сведениями). К таким формам контроля можно отнести, например, проверку документов и сведений, таможенную ревизию.
Таможенная идентификация - способ производства таможенного контроля, применяемый таможенными органами в целях конкретизации предмета проверки, то есть обращения внимания на отдельные индивидуальные признаки предмета (целостность средств таможенной идентификации, установление тождества характеристик товара его документальному описанию и т.д.).
Применение идентификации, для целей проведения таможенного контроля предусмотрено:
- при оформлении внутреннего таможенного транзита;
- при применении таможенных режимов переработки;
- при производстве таможенного контроля в товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Таможенная идентификация имеет ряд особенностей и, как способ контроля, состоит из двух этапов.
Первый этап заключается в придании предметам индивидуальных признаков либо отражении уже существующих на определенных носителях (путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей);
На втором этапе устанавливается тождество предметов по ранее заданным либо отраженным индивидуальным признакам.
Таможенная идентификация способствует производству таких форм таможенного контроля как:
- таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
- таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
Взятие проб или образцов товаров для проведения экспертиз, при осуществлении таможенного контроля проводится в целях:
- выявления фактов недостоверного декларирования товаров;
- обеспечения правильности начисления и взимания таможенных платежей;
- определения принадлежности к товарам, к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Украины о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Для проведения исследования проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа выносит постановление о назначении экспертизы. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. Экспертиза, назначаемая по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица, дает право, указанным лицам представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.
Количество пробы или образца товара (в массе, объеме, штуках и т.д.) определяется минимальным количеством, достаточным для проведения исследований.
При взятии пробы таможенными органами ее разделяют на три равные части: аналитическую, контрольную и арбитражную, каждую из которых:
- маркируют (нумеруют) в соответствии с актом взятия проб или образцов по установленной форме;
- снабжают ярлыком обеспечения сохранности по установленной форме.
Проводя исследования, эксперт должен принимать меры к сохранению представленных на экспертизу образцов, не допуская их порчи и повреждения, если это не вызывается характером исследования. Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии с его специальными знаниями. Заключение эксперта - документ, отражающий процесс и результат исследований, проведенных экспертом.
По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.
Информационные ресурсы таможенных органов составляют:
- документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с ТК;
- иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с ТК и другими федеральными законами.
В целях проведения таможенного контроля и взимания таможенных платежей таможенные органы вправе накапливать информацию, включающую сведения:
- об учредителях организации;
- о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;
- о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
- об открытых банковских счетах;
- о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;
- о местонахождении организации;
- о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном номере налогоплательщика;
- о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
- в отношении физических лиц - о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика (если имеется), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.
Информационные ресурсы таможенных органов являются федеральной собственностью.
Технические средства могут использоваться таможенными органами в целях сокращения времени проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации и эффективности.
Технические средства таможенного контроля могут использоваться применительно к таким формам таможенного контроля как:
- проверка документов и сведений;
- устный опрос;
- таможенное наблюдение;
- таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
- проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
- осмотр помещений и территорий;
- таможенная ревизия.
К числу технических средств, в частности, относятся досмотровая рентгенотелевизионная техника, флюроскопическая досмотровая техника, инспекционно-досмотровые комплексы, средства поиска, средства нанесения и считывания специальных меток, досмотровый инструмент, технические средства поверхностного зондирования, технические средства идентификации, химические средства идентификации, технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, а также ряд других технических средств.
2. Содержание таможенного оформления.
Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, осуществляемых лицами (участниками ВЭД, физическими лицами) и таможенными органами, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины. В основном, все таможенные операции по своим целям, кругу участвующих лиц, перечню требуемых документов и сведений разделены на самостоятельные группы, обозначенные таможенными процедурами.
В зависимости от решаемых задач, выделяют следующие таможенные операции и процедуры:
1. Таможенные операции и процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации:
- прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию государства (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, то есть до места предоставления таможенному органу необходимых документов и сведений, а также ввезенных на таможенную территорию товаров);
- внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита);
- помещение товаров на временное хранение.
2. Таможенное декларирование товаров.
3. Таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования товаров:
- при убытии товаров с таможенной территории (внутренний таможенный);
- при условном выпуске товаров, с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (по уплате таможенных платежей).
4. Оформление завершения действия таможенного режима (завершение действия режима временного ввоза, таможенного склада).
Существует ряд таможенных операций и иных действий, которые также имеют непосредственное отношение к таможенному оформлению либо способствуют его осуществлению. Данные операции могут проводиться до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Порядок и особенности производства таможенного оформления устанавливаются:
- Таможенным кодексом Украины;
- иными правовыми актами Украины (указами Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства);
- правовыми актами министерства, уполномоченного в области таможенного дела.
Особенности (технологии) производства таможенного оформления могут зависеть от:
- видов товаров, перемещаемых через таможенную границу (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары, подлежащие экспортному контролю (товары двойного применения), драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);
- вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);
- категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей, отдельных категорий иностранных лиц).
При ввозе товаров, таможенное оформление может начинаться:
- до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию (предварительное таможенное декларирование);
- после прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию (в момент представления таможенному органу товаротранспортных документов).
Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами, может начинаться:
- с подачи таможенной декларации;
- с устного заявления (не покидая транспортного средства)
- совершением иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Завершается таможенное оформление после того, как будут выполнены все формальности, обусловленные требованиями таможенного законодательства:
- для применения к товарам таможенных процедур (выпуск товаров, в соответствии со специальной таможенной процедурой, например, процедурой перемещения товаров физическими лицами);
- для помещения товаров под таможенных режим (выпуск товаров, в соответствии с заявленным таможенным режимом);
- для завершения действия таможенного режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока (таможенный склад, транзит, временный ввоз и ряд других режимов);
- для исчисления и взимания таможенных платежей (например, в случае условного выпуска товаров, под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены).
- для применения упрощенных процедур таможенного оформления (выпуск товаров до подачи таможенной декларации).
Таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов и во время работы этих органов.
Местами нахождения таможенных органов являются:
- пункты пропуска через Государственную границу (такие таможенные органы имеют неофициальное название "пограничных");
- иные места, не находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через Государственную границу (такие таможенные органы имеют название "внутренних" и создаются исходя из объема пассажиро - и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности).
Для совершения таможенных операций в иных местах (местах нахождения товаров и транспортных средств, например, на территории предприятия экспортера или импортера товаров) требуется письменное разрешение начальника таможенного органа либо лица, им уполномоченного и при условии, что это не будет снижать эффективность таможенного контроля. Для этих целей могут создаваться временные зоны таможенного контроля. Таможенные операции вне времени работы таможенного органа совершаются только при наличии соответствующей возможности у таможенного органа.
Таможенное оформление содержит отдельные исключения, предоставляющие определенные преимущества или льготы. Упрощенный (льготный) порядок таможенного оформления может выражаться:
- в сокращении времени прохождения всех таможенных формальностей (таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях производится в кратчайшие сроки, которые не могут превышать три дня);
- в сокращении требований, предъявляемых к документам, необходимым для таможенных целей (например, если все сведения, требуемые таможенными органами для таможенных целей, содержатся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, представления отдельной таможенной декларации не требуется);
- в проведении таможенных операций на территории получателя товаров.
Предусматриваются льготы, предоставляемые в зависимости от:
- видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары);
- особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы,международные почтовые отправления);
- целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации).