Доклад: Мережко Виктор Иванович

Лауреат Государственной премии

Родился 28 июля 1937 года на хуторе Ольгинфельд Александровского района Ростовской области. Отец - Мережко Иван Севастьянович (1899г.рожд.). Мать - Гончарова Александра Ефимовна (1913г.рожд.). Супруга - Мережко Тамара Вадимовна (1946-1997). Дети: Мережко Мария Викторовна (1973г.рожд.), студентка режиссерского факультета ВГИКа, Мережко Иван Викторович (1982г.рожд.), студент актерского факультета ГИТИСа.

Родное село Виктора Мережко в переводе с немецкого означает "Ольгино поле". Свое название оно получило в честь одной из дочерей бывшего владельца - помещика Энгельгарда. Родители В.Мережко были сельскими служащими. Отец работал заведующим сепараторным пунктом по перегонке молока, которое сдавали селяне в порядке налога. Детей в семье было четверо - трое сыновей и одна дочь. В силу особенностей не только работы отца, но и его личного характера семье неоднократно приходилось менять место жительства - Ростовская область, Ставрополье, Краснодарский край. Жили чрезвычайно бедно, находились на грани вымирания от голода, и в 1952 году по письму сестры матери двинулись на Украину, где жизнь в то время была и сытнее, и спокойнее. Село, в которое переехали Мережко, находилось под городом Черкассы и называлось Русская Поляна. Дети пошли в украинскую школу, с трудом, но выучили украинский язык, успешно окончили десятилетку и подались кто куда.

Средний сын - Виктор - попытался поступить в Киевский политехнический институт на факультет киноинженеров, но не выдержал вступительных экзаменов и целый год занимался чем ни попадя - работал в лесу дровосеком, затем уехал на заработки в Архангельск. В 1956 году уехал во Львов поступать в институт. В какой, для него это не имело никакого значения - лишь бы учиться и именно во Львове. В Львовской области жил брат матери, он обещал хоть чем-то помочь племяннику. Во Львове Виктор поступил на технологический факультет Украинского полиграфического института, хотя до этого не имел никакого представления о полиграфии. Все пять лет учебы Виктору помогал дядя - как минимум, банкой варенья в месяц, а иногда и немного деньгами.

Окончив институт, В.Мережко настоял на распределении в родную Ростовскую область, в издательство "Молот". Работал инженером-технологом, хотя уже тогда все его мысли были о кино. В свободное время писал простые, порой элементарные сценарные истории, прошел по конкурсу в городскую любительскую киностудию и стал там весьма заметной (на уровне кинолюбителей) фигурой как сценарист. Мечтал о ВГИКе, о сценарном факультете. Писателем себя совершенно не чувствовал, зато понимал, что у него есть чутье на сценарное ремесло.

Проработав два года в издательстве, в 1963 году послал свои работы на конкурс в Москву. Приемной комиссией они были отклонены, поскольку выпускнику вуза необходимо было отработать обязательные 3 года. Виктору Мережко пришлось "пахать" на полиграфической ниве еще год. В 1964 году он снова направил письмо во ВГИК. На этот раз документы приняли и Виктора зачислили на первый курс, в мастерскую, которую набрал Алексей Спешнев.

Через 2 года А.Спешнев стал снимать собственное кино и времени студентам уделял все меньше. Курс попросил кафедру заменить мастера, и мастерскую возглавил старейший педагог и редактор - профессор Илья Вайсфельд. Он привел студентов к защите и фактически стал "крестным отцом" Виктора Мережко в кино. С его подачи уже на 2-м курсе института у Мережко взяли короткометражный сценарий на "Мосфильм", что для ВГИКа было делом нечастым, по которому на крупнейшей студии страны был снят художественный фильм "Зареченские женихи".

Еще студентом Мережко женился. Привез в Москву молодую жену Тамару, и она разделяла небогатую, зато веселую жизнь молодого кинодраматурга. После окончания ВГИКа жизнь повернулась к нему спиной. Три года Мережко пытался пробиться на студии, но везде получал отказ - три года без работы, без московской прописки, без денег и перспективы. Помогли тогда Вайсфельд и драматург Брагинский: Мережко получил заказ на студии "Ленфильм". По его сценарию через год там был снят фильм "Здравствуй и прощай", который был замечен взыскательной критикой.

С тех пор фильмы по сценариям В.И.Мережко снимались один за другим: "Трын-трава", "Трясина", "Родня", "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Прости", "Полеты во сне и наяву", "Одинокая женщина желает познакомиться", "Уходя - уходи", "Собачий пир", "Рэкет", "Курочка Ряба", "Под небом голубым", "Три женщины и мужчина"... - всего 46 фильмов, снятых многими именитыми режиссерами, не считая короткометражных и мультипликационных. За кинокартину "Полеты во сне и наяву" в 1980 году В.И.Мережко был удостоен Государственной премии СССР.

Помимо киносценариев В.И.Мережко стал писать и пьесы - всего 16. Некоторые из них шли практически во всех театрах СССР. Наиболее известны "Пролетарская мельница счастья", "Ночные забавы", "Крик", "Я - женщина", "Женский стол в охотничьем зале", "Двое с большой дороги", "Кавказская рулетка". В настоящее время В.И.Мережко заканчивает работу над пьесой "Мужчины по выходным" и приступает к написанию сценария многосерийного телефильма "Сага о криминале".

Виктор Мережко многие годы является секретарем Союзов кинематографистов России и Москвы. Он - член Союза писателей России, председатель правления Дома кино. Вместе с Юлием Гусманом основал Киноакадемию "НИКА" и стал ее президентом. Вместе с И.Шевчук и С.Новожиловым Виктор Мережко учредил один из самых престижных - Анапский кинофестиваль стран СНГ и Балтии "Киношок", также став его президентом. В 1987 году был удостоен звания "Заслуженный деятель искусств России".

Редкое свободное от работы время уделяет семье, детям, любимому попугаю, даче.

Список литературы