Курсовая работа: Парк Победы, как объект рекриации и туризма

Федеральное агентство по образованию

Государственное профессиональное учреждение высшего профессионального образования

Уральский Государственный Педагогический Университет

Факультет туризма и гостиничного сервиса

Кафедра социально-культурных технологий

Парк Победы, как объект рекреации и туризма

Курсовая работа

Исполнитель:

Наталья Викторовна Гааб

студент 201 группы

факультета туризма и гостиничного сервиса

Научный руководитель:

Наталья Васильевна Скок, к.п.н., доцент

Екатеринбург 2006


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………..……...3

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………...…….………5

1. Геологическое строение и рельеф …………...…....………….………………5

2. Климат и погода……..…………………………………………………….…...5

3. Воды…………………………………………………………….……….………9

4. Растительность и почвы……………......…………………………………….10

5. Животный мир…...……...……………………………………………………12

ГЛАВА II. РЕКРИАЦИОННЫЙ И ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ……16

1. Рекреационный потенциал……….............………………………………...16

2. Туристический потенциал…………………………………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42


ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики. За быстрые темпы развития он признан экономическим феноменом столетия. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран, в том числе и в экономике Российской Федерации.

Экономические кризисы последних лет не уменьшили интерес к туризму в России, стране, обладающей большим туристским и рекреационным потенциалом, но занимающей незначительную долю (менее 1,5%) в мировом туристском потоке.

Такое активное развитие влечет за собой освоение новых видов путешествий и новых туристических ресурсов. Но в наше время не каждый человек может позволить себе нестандартный, экзотический отдых. Это связано с высокой стоимостью таких предложений. В связи с высокой занятостью населения на рабочих местах, большой популярностью пользуются кратковременные путешествия и походы выходного дня.

Екатеринбург – промышленный город, где большинство населения работает на вредных предприятия. Каждый день эти люди испытывают на себе большие физические, моральные и психологические нагрузки, каждый день они затрачивают большое количество энергии на выполнение ответственной работы. Следовательно, им необходимы условия для рекреации, то есть для восстановления своих сил, работоспособности, чтобы с новыми силами продолжить трудовую деятельность. Особенно важны рекреационные объекты и предприятия местного значения, в связи с экономией времени и денежных средств на дальние поездки. В Екатеринбурге есть все возможности для развития туризма и рекреации в лесопарках, прилегающих к городу.

Поэтому целью данной учебно-исследовательской работы было выбрано раскрытие туристического и рекреационного потенциала рассматриваемой нами территории Парка Победы, как одного из самых интересных и перспективных мест для развития туризма в микрорайоне Уралмаш.

Объектом данной работы является парк Победы, а предметом исследования туристический и рекреационный потенциал данной территории.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.         описать особенности физико-географического положения данной территории

2.         изучить наиболее интересные природные и культурно-исторические объекты

3.         раскрыть рекреационный и туристический потенциал природных и культурно-исторических объектов

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе описывается физико-географическая района исследования, его природные особенности. Во второй главе рассматривается рекреационный и туристический потенциал природных и культурно-исторических объектов Парка Победы, а так же приводится пример экологического туристского маршрута по парку и прилегающим к нему территориям.

Изучение и описание объектов рекреации и туризма в окрестностях города Екатеринбурга очень актуально, в связи с повышением интереса к походам выходного дня и кратковременным путешествиям.

Практическая значимость работы состоит в том, что предоставленные сведенья могут быть применены для организации рекреации и при составлении различных туристских маршрутов, как по микрорайону Уралмаш, так и по исследуемой территории парка Победы.


ГЛАВА I. ОБЩАЯ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1. Геологическое строение и рельеф

Парк Победы расположен в полосе восточных предгорий Урала, точнее, в полосе предгорных равнин, увалов, кряжей, которые сопровождают горную полосу Урала и традиционно называются восточными предгорьями.

Территория парк раскинулась на высотах от 260 до 280м. Они представляют кряжевое поднятие, имеют весьма сложное расчленение. Сложно ориентированные кряжи разделены лощинами.

В рельефе достаточно отчетливо проявляется связь с геологическим строением. Наиболее высокие массивы связаны с наиболее прочными, устойчивыми к денудации горными породами: габбро, пироксенитами и дунитами, змеевиками (серпентинитами).

Геологическое строение фундамента Парка Победы относительно сложное. Он стоит на палеозойских структурах Урала, имеющих длительную и сложную историю. В основном, парк расположен на широкой, протянувшейся с севера на юг города, полосе сланцев (глинистых, зеленых), диабазов, порфиритов и туфов. Сланцы тонкослоисты, сильно сдавлены, их толщи стоят почти вертикально и тянутся меридианально. Местами можно встретить естественное обнажение этих пород. Среди кристаллических сланцев линзообразно залегают перекристаллизованные серпентиниты с участием талько-корбонатных пород. Змеевики сильно трещиноваты, передавлены, в них хорошо заметны блестящие "зеркала скольжения". Так же на территорию парка заходит полоса габбро. Выходы этих пород прослеживаются на вершинах холмов в близи озера Шувакиш. [6,с.21]

По долине реки и берегам озера образовались самые молодые породы – осадочные. Вода переносит много мелкого песка и тончайшей мути. Более крупные частицы вода перекатывает по дну, мелкие уносятся вниз по течению. Эти частицы река вымывает из пород, слагающих дно и берега. На спокойных участках частицы песка и глины осаждаются и образуются наносы – аллювий. [1, с.27]

2. Климат и погода

 

Радиационный баланс

Среднее годовое число часов солнечного сияния приблизительно равно 1780 - это 40% от возможной продолжительности солнечного сияния. Минимальная продолжительность солнечного сияния наблюдается в декабре (40ч), что связано с уменьшением продолжительности дня и с увеличением пасмурного состояния неба.

Максимальная продолжительность солнечного сияния наблюдается в июне и июле: 267-269ч от 531ч теоретически (около 40%). Летом уменьшается облачность и увеличивается число ясных дней.

Количество радиации, поглощенной земной поверхностью, зависит от альбедо. Чем меньше отражательная способность поверхности, тем больше солнечная радиация поглощается и тем сильнее нагревается поверхность. Альбедо поверхностей зависит от сезонов года. Летом от мая (поверхность земли и кроны деревьев покрыты зеленью) до сентября (пожелтение растений), альбедо составляет от 5 до 28%. В начале зимы снежный покров увеличивает альбедо до 50-70%, а к февралю до 70-85%.

Радиационный баланс в среднем за год составляет 1211 МДж /м2, то есть составляет 32% суммарной радиации. С апреля по октябрь радиационный баланс положителен, с максимумом в июне и июле, равным 310 МДж /м2. Минимум отмечается в декабре и январе (-50 МДж /м2).

Циркуляция воздушных масс

Наиболее общие и типичные черты климата Екатеринбурга в целом и Парка Победы в частности связаны с особенностями циркуляции атмосферы, для которой характерны следующие главные процессы:

·Поступление воздушных масс с Атлантики в сериях циклонов, вызывающих летом прохладную дождливую погоду, а зимой потепление и снегопады;

·Вторжение арктических масс воздуха в тыл циклонов приводит к установлению антициклональных условий циркуляции воздушных масс и к резким изменениям погоды: происходит похолодание зимой и летом, возвраты холодов весной и ранние похолодания осенью;

·Меридиональная циркуляция воздушных масс вдоль Уральских гор по обширной Западно-Сибирской равнине. Арктический холодный воздух с севера приводит к формированию суровой, морозной погоды зимой и холодной, ненастной - летом. Теплые воздушные массы из пустынных районов Средней Азии - причина очень теплых зим и жарких лет;

·В зимний период сказывается влияние Азиатского максимума, он устанавливает продолжительный морозный период с очень низкими температурами. [6,с.23-25]

Влияние подстилающей поверхности

Уральский хребет, несмотря на сравнительно небольшие высоты, служит преградой на пути преобладающего западного переноса воздушных масс. Под влиянием гор меняется направление перемещения циклонов и антициклонов, замедляется их движение. Эти процессы и особенности рельефа делают регион открытым для вторжения арктического воздуха и для проникновения с юга теплых воздушных масс среднеазиатских пустынь. Этим объясняется периодическое формирование погодных аномалий: сурово-морозной или необычайно теплой зимы, жаркой или холодной ненастной погоды летом, весенних возвратов холодов и ранних заморозков в конце лета.

Барьерное влияние Уральских гор обуславливает определенные климатические различия западного макросклона и восточных предгорий Урала горы делают эти различия более заметными и резкими. Меняется режим и количество осадков: в восточных предгорьях в год их выпадает на 100-200мм меньше, чем на западном макросклоне. В восточных предгорьях выше летние и ниже зимние температуры. [5, с.67]

Атмосферное давление

На высоте 280 м среднее годовое атмосферное давление равно 738 мм рт.ст. В зимний период давление достигает наибольших значений в декабре-феврале, когда хорошо развит Сибирский антициклон. Наименьшее среднее месячное давление отмечается летом с минимумом в июле. [6,с.30]

Температура воздуха

Температура воздуха зависит от солнечной радиации, циркуляции атмосферы, рельефа и сильно меняется по сезонам года.

Средняя температура января составляет -15,3°С, средняя температура июля - +17,4°С. Ход температуры меняется по годам. Отклонения от указанных значений составляют 8-10°С в январе и 3-4°С в июле.

Среднегодовая температура воздуха составляет 1,2ºС. [1, с.34]

Характерное для Екатеринбурга в целом, и для рассматриваемой Нами территории в частности, явление - весенне-осенние заморозки. [6,с37]

Продолжительность вегетационного периода 162 дня, безморозного -117. Число часов солнечного сияния – 1781.

В среднем продолжительность весны (от времени прилета грачей до зацветания рябины) составляет всего 71 день – с конца марта до 5 июня; короткое лето длится 80 дней – с 5 июня до 24 августа (время пожелтения берез); осень 66 дней – с24 августа до 30 октября (замерзание озер). Зима самое продолжительное время года – длится 148 дней: от появления устойчивого снежного покрова до 5 марта – времени перехода среднесуточной температуры воздуха через -5ºС. [1, с.34]

Влажность воздуха и атмосферные осадки

Наибольшие значения относительной влажности воздуха отмечаются в холодный период (75-80%) и наименьшие в теплый период с минимумом в мае (58%). С июля ее значения возрастают. Максимальная относительная влажность воздуха наблюдается в ночные и утренние часы, а минимум днем.

По относительной влажности воздуха можно судить о сухости или влажности погоды. Косвенным показателем сухости погоды служит число дней с относительной влажностью воздуха 30% и ниже. Наибольшее число таких дней отмечается в мае (12-24 дня). В холодный период число дней с влажностью 30% и ниже - явление редкое (0,1 - 1 до 2 - 6 в отдельные годы). Влажные дни с относительной влажностью 80% и более (в 13 часов) наблюдаются особенно часто в холодный сезон и составляют в декабре в среднем 17 дней, в мае, июне - около 3 дней.

Территория парка располагается в зоне достаточного увлажнения. За год здесь выпадает 430 -500мм осадков. В среднем за год на долю твердых осадков приходится 24%, на долю жидких - 65% и на долю смешанных (мокрый снег, снег с дождем и т.д) - 11%.

В течение холодного периода, с ноября по март, выпадают преимущественно твердые осадки; в теплый период, с апреля по октябрь, преобладают жидкие осадки. В теплый период выпадает 330-390 мм осадков, а в холодный 100-115 мм. Февраль отличается наименьшим количеством осадков 14 мм. Больше всего осадков выпадает в июле - 78 мм.

В среднем за год отмечается 158 дней с количеством осадков 0,1 - 10 мм и 69 дней со следами осадков. Дней с осадками от 10 до 20мм за год - 10-12; с осадками 20мм и более отмечается всего 3 дня, 30мм и более - 1 день. С октября по март чаще отмечаются обложные осадки. С апреля по сентябрь - преобладают ливневые осадки. Продолжительность ливневых осадков чаще всего бывает менее 2 часов. Обложные более чем в половине случаев превышают 6 часов, а в 8% случаев наблюдаются более суток. Увеличение продолжительности выпадения осадков зимой обычно уменьшает их интенсивность. В летний период характерны интенсивные непродолжительные ливни.

Ежегодно наблюдаются засушливые дни в период с апреля по сентябрь. За год в среднем бывает до 16 дней с засухой и суховеем. Чаще всего они повторяются в самые теплые месяцы: мае, июне, июле.

Устойчивый снежный покров устанавливается в начале ноября и разрушается в конце апреля. Таким образом, снег лежит в течение 6 месяцев.

Основное накопление снега происходит в начале зимы, в ноябре-декабре. В дальнейшем увеличение высоты снежного покрова идет медленно. Средняя высота составляет от 50 до 67 см.

Характерными атмосферными явлениями можно назвать туман и дымку, которые отмечаются в течение всего года. В холодный период часто наблюдаются метели, изморозь, гололед. Летом - частые грозы, иногда сопровождающиеся градом. [6,с.34-35]

3. Воды

Территория Парка Победы относится к бассейну реки Пышмы. Река Пышма берет начало из болот за южной окраиной поселка Верхняя Пышма и несет свои воды в Тобол и имеет длину 603км. Также наблюдается связь с Шувакишом, из которого раньше наблюдался сток в Пышму. Река пересекает самую северную часть территории, принимает правый приток - Камышенку с Калиновкой, затем левый - Балтым и покидает пределы города. Общая длина Пышмы в пределах городской территории около 10 км. Вода в Пышме пресная, с малым содержанием йода и минеральных солей. Цвет ее меняется в зависимости от пород, среди которых протекает река, времени года, состояния погоды и других условий. В близи болот река приобретает рыже-бурую окраску (за счет содержания в ней гуминовых кислот). Особенно мутной вода становится весной, когда реки пополняются талыми потоками с гор. В последние десятилетия значительно загрязняется река сточными водами промышленных и бытовых предприятий.

Питание реки смешанное: преимущественно снеговое и отчасти дождевое и грунтовое. Поэтому река имеет весенний подъем воды, связанный с таяньем снега, короткую летнюю межень, прерываемую паводками, связанными с ливнями, и падение уровня в осенне-зимнее время.

Весеннего ледохода на реке не наблюдается: лед оседает на дно и постепенно тает с повышение температуры воздуха. Весенний подъем воды обычно не превышает 1-3 м. высокая вода держится в среднем две, реже три недели (от конца апреля до середины мая), после чего наступает спад воды. Осенью, перед началом ледообразования, на многих реках наблюдается небольшие подъемы воды, связанные с осенними дождями, и в особенности с уменьшением испарения. Ледообразование продолжается от 3-4 до 10-12 дней. От начала ноября до конца апреля река Пышма скрывается льдом и покрывается снегом. В это время уровень воды падает, и река переходит на питание подземными водами. [1, с.36-38]

Особое место в парке занимает озеро Шувакиш, точнее - бывшее озеро. В 1928 году на юго-восточном берегу, в связи со строительством Уралмашзавода, для производственных целей были пробурены скважины глубиной 30-50м. С этих глубин погружными насосами ежедневно в заводскую водопроводную сеть попадало 4800 тон чистейшей ключевой воды, которая не нуждалась в отчистке. Иловый слой озера, торфяая подушка по берегам и окружающие леса в водосборной части озера являются природными фильтрами для паводковых и дождевых вод. Интенсивный забор воды из скважин вызвал быстрое понижение уровня воды в озере. В 40-е гг. от озера остались лишь заболоченная котловина с небольшим окном чистой воды. Так вместе с подземными водами выкачали и Шувакиш.

В данный момент все берега озера заросли лесом, камышами и тростником. Они сильно заболочены, подхода к чистой воде нет.

Озеро имеет размеры 2,5 на 2 метра, вытянутое с юго-востока на северо-запад. В озеро впадает несколько ручьев, а вытекает в северо-западной части лишь одна небольшая речка Пышма. Долина реки Пышмы четко обозначена овражистым руслом, бойкой струей воды, особенно сильно в период весеннего паводка.

Озеро имеет каменное дно с выходами основных пород в восточной и северной частях в виде небольших горок. Например, Заячья горка в восточной части. На каменной подстилке лежит мощный слой иловых отложений толщиной в несколько метров. В основном это сапропель. Торфяные слои расположены по берегам, толщина их незначительна. Озеро имеет чистое зеркало лишь около 1/3, остальная часть заросла кустарником и даже малорослым болотным лесом в западной части озера.

4. Растительность и почвы

Парк  Победы находится в подзоне южной тайги континентального сектора, что обуславливает широкое распространение здесь южно-таежных сосновых лесов.

Зональное положение обуславливает развитие дерново-подзолистых почв, типичных для подзоны южной тайги. Эти почвы богаты перегноем, так как лесные травы и опавшие листья деревьев обогащают почвы органическим веществом. И хотя эти почвы не богаты кальцием, магнием, фосфором, калием и другими зольными элементами они имеют прочнокомковатую структуру, меньшую кислотность и более пригодны для земледелия. Местами они переходят в серые лесные почвы. Эти почвы характерны для той части леса, где больше лиственных пород. Это более богатые почвы с мощным и темным перегнойным горизонтом. Подзолистость их сравнительно не велика, кислотность незначительна.
[2, с.40]

На склонах увалов, холмов, кряжей эти почвы приобретают характер горных. Для них характерно уменьшение мощности почвенного профиля, увеличение щебнистости и некоторые другие особенности. В частности, появляются особые типы горных почв, формирование которых тесно связано с особенностями рельефа, характера увлажнения, подстилающих горных пород.

На фоне зональных сосновых лесов и дерново-подзолистых почв сформировались интразональная растительность и почвы поймы реки, которые характеризуются особым режимом увлажнения. Для Пышмы и Шувакиша характерна своеобразная водная растительность.

Наибольшие площади занимает сосняк разнотравный на дерново-подзолистых почвах с богатым и густым наземным травяным покровом. Средний возраст сосны в них 140-150 лет. В наземном покрове сосняков разнотравных характерны злаки и лесное разнотравье. Наиболее распространенные виды: чина весенняя, герань лесная, лютик едкий, лютик многоцветковый, подмаренник северный, сныть обыкновенная, грушанка круглолистная, земляника. Из злаков обычнывейник тростниковый, мятлик лесной, перловник поникший.

Вблизи просек, по опушкам и лесным полянам, к сосне примешивается береза, кустарники – шиповника и ракитник. В большинстве случаев они возникли после пожаров и вырубок на месте коренных сосновых лесов. Под такими лесами формируются серые лесные почвы. [6,с.40-41]

В более затемненных местах под пологом сосны растут можжевельник и липа. Липа – наиболее холодостойкая из широколиственных древесных пород. В сосновых лесах южной тайги она растет обычно в виде кустарника, реже – невысокого дерева. Травяной покров состоит здесь из крупных трав (скерда сибирская, сныть обыкновенная, живокость, саранка, борец, борщевик) и «верных спутников» липы (копытень европейский, фиалка удивительная). Сосняки с липой можно встретить на склонах гор Чертова Городища. [1,с.43]

Крайне редко в пределах нашего города встречается кедр сибирский, но на территории парка, за заводской железной дорогой в поселке Красное, которая проходит сразу за усадьбой лесника, такой уголок есть. Здесь есть посадка молодых кедров. Они похожи на сосну (недаром он и называется сибирской кедровой сосной), только хвоинки, собранные в пучок по пять штук (а не по две, как у сосны), значительно длиннее. Крона кедра – широкая, яйцевидная, с притупленной вершиной.

Интразональная растительность и почвы связаны с особым режимом увлажнения пойм рек и болот. В понижениях рельефа происходит накопление атмосферных осадков, близко проходят грунтовые воды. Избыточное застойное увлажнение приводит к формированию болотной растительности и почв, избыточное проточное - пойменных почв и растительности. [6,с.42]

Русла реки Пышмы окаймлены лентами живописных зеленых, местами труднопроходимых, зарослей деревьев и кустарников (уремой). Густые заросли различных ив (русской, ломкой, козьей и других) низко склоняются над водой, словно любуясь своим отражением. За ними возвышаются ряды серой и черной ольхи, душистой черемухи. Густо разрастаются малина, смородина, жимолость, дерен, шиповник. Их побеги обвивает хмель – лиана наших северных лесов. [1, с.44-45]

Особое место занимает растительность Шувакиша, бывшего озера, ныне уже болота. По берегам растет низкоствольная корявая сосна – диаметр ствола – 8см, высота 7-10м, имеет возраст 120 и более лет.

5. Животный мир

Животный мир также несет зональные черты. Из млекопитающих к основным представителям зональной таежной фауны относятся лось, косуля, лисица, белка, заяц, бурундук, колонок, горностай, хотя численность их год от года сокращается.

Самая многочисленная группа грызуны. Среди них: рыжая полевка, серая полевка, полевая мышь. На реке и озере обитает ондатра и водяная полевка (водяная крыса). Самые мелкие представители млекопитающих - землеройки- бурозубки.

Самой знаменитой птицей является представитель семейства вьюрковых - зяблик. Другие представители этого семейства: чечевица, зеленушка, щегол, чиж, вьюрок. Также в парке обитают несколько видов дроздов: деряба, рябинник, певчий и белобровик. Самая маленькая птица леса - пеночка (зеленая, теньковка, весничка). Так  же невелика зарянка (малиновка). Одна из самых красивых птиц - горихвостка.

Среди оседлых птиц, которые встречаются в течение всего года: дятлы (большой, пестрый, малый пестрый, черный, седоголовый), синица (большая, гаичка-буроголовка, московка, длиннохвостая, или опоовник), поползень и пищуха. На опушке леса можно увидеть овсянку, садовую славку, лесного конька. На пойменных участках обитают садовая камышевка, речной сверчок, корострель.

Из врановых птиц многочисленны вороны и сороки. Встречаются кукушки (обыкновенная и глухая). Очень редко ворон.

Земноводные представлены обыкновенным тритоном, обыкновенной жабой, остромордой лягушкой, травяной лягушкой. Пресмыкающиеся: ящерица прыткая, уж обыкновенный и гадюка. [6,с.50-53]

В реке водится обычная для средней полосы рыба: окунь, чебак, карась, язь, лещ, щука, гольян, налим. [1, с.51]

Повсюду можно встретить разнообразных представителей беспозвоночных, например, насекомых уже в начале апреля появляются первые пестрые бабочки-крапивницы (5 апреля), затем желтые лимонницы (24 апреля). Позже, в начале лета, вылетают бабочки-огневки, боярышницы и многие другие. С утра до вечера собирают нектар с цветущих растений трудолюбивые пчелы. По берегам реки, по лесным просекам и опушкам держатся стрекозы. Много различных жуков (жуки-короеды, листоеды, жужелицы, божьи коровки, усачи), паукообразных (ложные скорпионы, сенокосцы, клещи), муравьев, кузнечиков и саранчи; многочисленны отряды двукрылых насекомых: мух, мелкого гнуса и обыкновенных комаров; нередок и малярийный комар.

Шувакишский лесопарк самый большой - его площадь около 2200 га. Он примыкает к жилым кварталам Уралмаша. В центре лесопарка озеро Шувакиш. Наиболее обустроенная часть на юго-востоке лесопарка называется парком Победы. Рельеф этого лесопарка равнинный и довольно однообразный. Сосновые леса разнотравные и местами черничные сменяются березняками. Леса богаты ягодами и грибами: белыми, подосиновиками и подберезовиками, маслятами, а в березняках много груздей и опят. [6,с.56]


ГЛАВА II. РЕКРЕАЦИОННЫЙ И ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

 

1. Рекреационный потенциал

 

В 1975 году, когда основному массиву леса между поселком и озером было присвоено имя «Парка Победы», там уже были проложены пешеходные дорожки, оборудованы специальные уголки отдыха, детские игровые площадки, беседки, поставлены всевозможные спортивные снаряды. Это говорит о том, что жители соцгородка Уралмаш давно использовали данную территорию для отдыха, восстановления сил после трудовых будней на тяжелом производстве. В парке были созданы все условия для рекреации, поэтому в выходные дни летом там всегда было много народа. Люди приходили туда не только семьями, но и рабочими коллективами, устраивали соревнования, играли в волейбол и футбол. В парке проходили турслеты школьников и учащихся ПТУ. В зимнее время в парк ходили кататься на лыжах и на горках.

Вообще такого активного развития внутреннего туризма, как в 80-х годах ХХ века, в нашей стране не было никогда. И вряд ли когда-нибудь нам удастся достичь таких же результатов

С началом 90-х годов, когда в стране случился экономический кризис и все вытекающие из него последствия, посещение пригородных лесопарков резко сократилось. Люди были заняты своими проблемами, и им было не до отдыха. Но в это время было нелегко всем и лесопарки не стали исключением. Денежные суммы на их содержания из местного бюджета резко сократились, вся инфраструктура парка стала потихоньку ветшать и разрушаться, люди не хотели работать бесплатно и многие уходили. Но благодаря тем сотрудникам, которые сумели пережить этот кризис и остались неизменны своему делу, все лесопарки прилегающие к городу до сих пор радуют своих посетителей.

Не стал исключением и парк Победы. Конечно, в данный момент его инфраструктура не так хороша, как в 80-е годы, но и осталось не мало природных объектов и спортивно-оздоровительных комплексов, на основе восстановления которых сегодня рекреационный потенциал парка резко возрастает.

Следует отметить, что центральный вход в парк оформлен в конце улицы Кировоградской, которая по генеральному плану строительства соцгорода Уралмаш была оформлена как широкая зеленая линия, зона отдыха под шатром кленов и ясеней. По всей длине улицы, под кронами деревьев расставлены скамеечки, в погожий день на них не найти места. Особенно эту улицу любят бегуны, во-первых, потому что она большая по протяженности и заасфальтированная. А, во-вторых, потому что, посаженные вдоль нее деревья делают воздух, пусть не на много, но чище.

У входа в парк поставлены две стелы, на левой название «Парк Победы» с эмблемой  ордена победы, а на правой – барельеф танковой дороги, и всем известные цифры 1941-1945. У левой стелы в 1994 году установлен танк Т-34, он является главным объектом внимания у детей, которые могут ползать по нему часами.

Как продолжение улицы Кировоградской в лесу, за стелами, проложена асфальтированная дорога до домика лесника. Вправо и влево идут прогулочные дорожки, засыпанные гравием. Здесь установлены скамьи для отдыха.

Парк имеет несколько частей. Массив леса от Белой башни до танковой дороги имеет хорошую прогулочную дорожно-тропиночную сеть, что позволяет просто и безопасно передвигаться по лесу. В 60-е годы здесь на опушке леса выстроена лыжная база заводского стадиона, которая работает и по сей день. Здесь каждую зиму проводятся заводские и школьные лыжные соревнования, проложены многочисленные лыжные трассы на 3,5,10 и 15 км. Для тренировок заводские спортсмены-лыжники проложили трассу длиною 20 км до Чертова Городища. Туда и обратно, в сумме 40 км, это хорошая нагрузка для подготовки к соревнованиям лыжников. Весной и летом да дорожках парка проводятся кроссы спортсменов УЗТМ и между школьниками. Помимо этого не далеко от лыжной базы есть спортивная площадка, на которой установлены разные турники, вокруг них проходит беговая дорожка длиною в 250 м. В теплое время здесь всегда можно встретить группы детей из близлежащих школ занимающихся физической культурой. Таковы спортивные традиции этого насыщенного людьми участка парка Победы.

Лес в этой части от Белой башни до танковой дороги преимущественно сосновый, прямоствольный, красивый зимой и летом. Его возраст 120-130 лет. Подлесок к сожалению сформирован неудачно: сплошные посадки кустов акаций привели к захламлению леса. Старые стволы акаций ложатся на землю, создавая непроходимые джунгли. Подними копится лесной и бытовой мусор, создавая повышенную пожароопасность для леса в сухое время года.

Самый страшный пожар был летом 1988 года. За линией насосных башен в шести точках береговой облесненной полосы на протяжении километра от костров отдыхающих возникли торфяные пожары. Торфяная подушка здесь имела толщину 0,5 – 1,5м. попытки тушить пожар, ограничивая его канавами, обильным поливом водой успеха не имели. Отдельные очаги соединились в непрерывную ленту, торф выгорел, сгорели корни сосен и берез, и деревья упали. Торфяной пожар на озере Шувакиш продолжался два года зимой и летом. Таковы торфяные пожары, гибельные для леса по своим последствиям.

За танковой дорогой в лесу есть просторные поляны, удобные для массового отдыха. Самая большая из них величиною с футбольное поле имеет даже беговые дорожки по краям. Здесь летом и зимой отдыхают цеховые коллективы. Для школьников и учащихся ПТУ на этой поляне поводят туристические слеты, на которых ребята показывают свою физическую подготовку, ловкость и смекалку.

Раньше центральным ядром парка Победы был сказочный городок. Он располагался около усадьбы лесника у небольшого пожарного водоема. На прилегающей к озеру поляне раньше стояли вырезанные из мощных стволов сказочные фигуры из русских народных сказок, из сказов уральского писателя Павла Петровича Бажова. Но к великому сожалению городок из дерева сгорел во время страшного пожара в 1988 году. Сегодня на его месте находятся несколько больших беседок, около которых есть мангалы и костровища. В начале мая на водоеме можно увидеть уток со своим выводком, за ними можно наблюдать часами, сидя на одной из скамеек.

Лес здесь тоже преимущественно сосновый, но при подходе к домику лесника справа выросла светлая березовая роща, наполненная сиянием от белых стволов в любое время года. От дома лесника на север парка идут несколько тополиных аллей. Они тоже оборудованы беседками для отдыха. Здесь летом особый аромат от тополиной листвы. Этот уголок любят посещать и взрослые и дети.

За Завадской железной дорогой в поселке Красное, которая проходит сразу за усадьбой лесника, тоже очень интересный уголок парка победы. Здесь есть посадки молодых кедров. К сожалению, отдыхающие в лесу постоянно обламывают пышные ветки. Кедры почти не растут. Вдоль берега озера в лесу несколько холмов. Они имеют название «Заячьи Горки». Пологи склоны имеют несколько удобных спусков в сторону озера. Эти места наиболее посещаемы зимой.

Северо-восточная часть парка ограничена глиняными карьерами кирпичного завода. Они подходят вплотную к железной дороге, оставляя лишь узкую полоску леса для зимних лыжных трасс и прогулочных дорожек летом.

Высоковольтная трасса Екатеринбург-Сугрэс как бы отсекает парк Победы от основного массива леса, расположенного между озером Шувакиш и городом Верхняя Пышма.

В этом массиве соснового бора вблизи станции «Садовая» есть группа сосен-долгожителей, им около 400 лет. За линией железной дороги к северу от станции есть сосны, немного уступающие своим соседям. Они чуть тоньше, но возраст тоже солидный – 250-300 лет, а может и более, никто их не изучал.

Само озеро Шувакиш на сегодняшний день вновь стало притягивать к себе отдыхающих, охотников и рыболовов. Недавно на озере вновь появились небольшие по площади зеркала чистой воды. На одном из берегов появился дикий пляж. Люди приходят туда, для того чтобы поплавать и позагорать. Так же нередко в этих местах можно встретить рыбаков, которые достают из озера довольно больших карасей, и охотников, стреляющих уток, их тут тоже достаточно.

Таким образом, парк Победы вновь становится одним из любимых мест для отдыха местного населения. Приток отдыхающих увеличивается с каждым годом. В парке есть все возможности для развития рекреации. Осталось только найти инвестиции, для того чтобы сделать инфраструктуру парка более полной. Реконструировать старые спортивно-оздоровительные комплексы и построить новые, облагородить территорию вблизи прогулочных дорожек и полян, очистить озеро Шувакиш и обустроить пляж, создать лодочную станцию. Тогда парк может стать не только местом отдыха для населения, но и местом, которое будет приносить прибыль. Например, от платного заезда на территорию лесопарка и парковку, за прокат мангалов, лодок и другого спортивного инвентаря и многое другое.

2. Туристский потенциал

На территории парка Победы и на близлежащих территориях можно выделить ряд природных и культурно-исторических объектов достойных того, чтобы их включили в программы экскурсий и маршрутов, как по самому городу Екатеринбургу, так и по парку Победы.

Экологическая туристская тропа им. Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова

Возможности развития туризма в парке мы хотим рассмотреть на примере маршрута по экологической туристической тропе им. Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова, которая проходит по рассматриваемой нами территории.

Открытие тропы состоялось 27 июля 1986 года. В день 75-летия со дня рождения Н.И. Кузнецова.

Тропа насыщена не только природными объектами, но и историческими памятниками от древней эпохи до наших дней. Раскопки на берегах озера Шувакиш выявили стоянки древнего человека, обитавшего здесь 3000 лет тому назад. Далее – руины одного из первых железоделательных заводов на Урале, танковая дорога, Белая Башня, Дворец Культуры, памятник Н.И.Кузнецову.

Тропа начинается у памятника Герою Советского Союза Николаю Ивановичу Кузнецову. Он построен на средства, собранные уралмашевцами, и открыт 7 мая 1985 года на бульваре Культуры. Тропа проходит с левой стороны Дворца культуры ПО «Уралмаш» к Белой башне, являющейся памятником архитектуры промышленного строительства 1930 года. Это водонапорная башня, выполненная по проекту М. Рейшера, архитектора по строительству промышленных зданий и сооружений Уралмаша.

Маркировка тропы начинается с левого угла сосновой рощи, расположенной сразу за Белой башней. Здесь в лесу расположена лыжная база, благоустроенны пешеходные дорожки и спортивная площадка. Знак звезды героя ведет к танковой дороге, пересекает ее и идет вправо рядом с танковой дорогой.

Первые два километра тропа проходит по культурной зоне микрорайона Уралмаш. От Белой башни до берегов озера Шувакиш – уральский лес из стройных сосен, которые раньше покрывали всю промышленную площадку Уралмашзавода. Основной массив леса между жилым массивом и озером в послевоенные годы превращен в парк с пешеходными дорожками, уголками отдыха, детскими игровыми площадками, беседками, спортивными снарядами. Этому участку леса в 1975 году присвоено имя «Парка Победы».

За танковой дорогой продолжается преимущественно сосновый лес. Местами эти участки леса покрыты глубокими ямами. Это следы деятельности человека. Земля на берегах озера Шувакиш и реки Пышмы имел золотосодержащие пески, и даже золотые жилы в кварцевых породах. Золотоискатели в годы промышленного освоения Урала десятилетиями вели разработку золотоносных песков. Пески и добытую каменную породу с вкраплениями золота отвозили на конных повозках к рекам и ручьям для дробления, промывки и сбора золота.

На расстоянии одного километра  от северной петли танковой дороги тропа проходит по западному краю карьера для добычи глины Шувакишского кирпичного завода. Кирпичи, изготовленные на этом заводе, использовались на строительстве цехов Уралмаша, жилых домов, школ, больниц и учреждений. В настоящее время основной карьер закрыт. Добыча глины ведется в новом карьере к северу от завода.

С левой стороны тропы видно полотно заводской железной дороги, идущей на станцию Красное.

Перед станцией Садовая тропа проходит под железной дорогой через тоннель. Здесь имеется отметка 5 км. За тоннелем тропа идет по дороге вправо, пересекает железнодорожную колею от Кирпичного завода на станцию Шувакиш, а так же просеку с высоковольтной линией электропередачи.

На просеке и на берегах озера Шувакиш расположены коллективные сады работников Уралмашзавода. Здесь прилегающий к озеру лес, преимущественно сосновый с редкими березами по опушке леса и в глубине его. Ближе к озеру есть березовые рощи.

У станции Садовая тропа резко поворачивает влево и уходит на запад лесными просеками.

На расстоянии 3 км от станции Садовая тропа пересекает железную дорогу, идущую от станции Шувакиш на предприятия города Верхняя Пышма. За ней скромным ручейком в неглубокой долине протекает река Пышма.

Там, где река проходит через реку Пышму, имеется невысокая дамба с трубой для стока воды. Ниже по течению, в 50 метрах от дамбы, на правом берегу есть небольшой ключик в деревянном срубе. Возле него на высоком берегу можно сделать привал на обед и разжечь костер на имеющихся костровищах.

За дамбой маркировка нанесена на деревья, растущих по левому берегу реки и ведет на лесную дорогу в направлении на север. Через два километра дорога пересекает просеку. Здесь маркировка указывает направление движения на запад. На восточном направлении в просвете просеки видны предприятия Верхней Пышмы. Там, в районе Медного рудника, 1919 году при освобождении Екатеринбурга велись ожесточенные бои с колчаковскими войсками. От ключика просека ведет по незначительно всхолмленной местности к шоссе Свердловск-Серов. При выходе из леса к шоссе маркировка четка выделяется на срезе бетонной трубы диаметром более метра, проложенной для стока паводковых вод под шоссе. Дно в трубе сухое. Для безопасности пересечения шоссе туристам следует проходить под шоссе по трубе.

Справа за шоссе возвышается над лесом лесистый холм – Голубая горка. До нее от трубы 500 метров. Можно совершить восхождении на холм и с тригонометрической вышки осмотреть окружающие леса и поселки Верхнюю Пышму и Среднеуральск. На западе четко выступают волнистые линии отрогов Уральского хребта.

Зимой Голубая горка – место массового катания на лыжах многих уралмашевцев.

От бетонной трубы тропа идет строго на запад просекой. Здесь красивые березовые леса с просторными полянами, на которых можно организовать отдых и игры. Через 3 км березовый лес редеет. У столба с отметками 50/60 на пересечении просек следует повернуть налево по отметкам на березах, пересечь высоковольтную линию и идти по редкому лесу, следя за маркировкой до очередной просеки. Через 2 км тропа пересекает железную дорогу на СУГРЭС, построенную в 1930 году на берегу озера Исетское.

Через 1 км от железной дороги тропа выходит на опушку леса и идет вдоль нее. Справа, посреди поля, на расстоянии одного километра от тропы возвышается поросший березовым лесом холм. Это Лисья горка. Здесь имеется щебеночный карьер. С вершины Лисьей горки великолепный образ волнистой линии Уральского хребта и Исетского отрога.

За Лисьей горкой тропа пересекает высоковольтную линию, а за ней старое болото, поросшее березами и густой крапивой. Болото можно обойти справа до следующей высоковольтной линии или пройти прямо по компасу на запад. За болотом река Исеть с низкими болотистыми берегами. Переправа через Исеть к станции Гать тропа идет по гребню горного массива, расположенного между станцией Гать и Чертовым Городищем. Первый маркированный знак тропы находится на большом камне, лежащем сразу за полотном железной дороги.

Тропа от камня идет по высоковольтной линии вверх между дачами и огородами. На вершине горки, за дачами, тропа сворачивает с высоковольтной линии вправо, в лес, и идет почти 6 км по гребням небольших горок, поросших сосновым лесом. Местами попадаются могучие лиственницы со стволами в два-три обхвата.

При спуске с последней горки открывается вид на громадное старое болото, а за ним – массив Чертова Городища. Скал не видно, они скрыты высокими соснами. У кромки болота просторные площадки каменного карьера. Здесь можно поставить палатки, сделать костер у каменных глыб. Близко вода для чая и супа.

Чертово Городище – удивительное создание природы – вертикальное нагромождение гранитных плит высотой до 39 м с отвесной на восток и пологим подъемом с запада. Городище имеет смотровую площадку с перилами. С нее великолепный обзор лесистых холмов на севере, озера Исетского на востоке, на западе частично Волчихинского водохранилища и горы Волчихи

Переправа к Чертову Городищу через болото довольно трудная. Основная дорога по болоту находится под водой на глубине от 0,5 до 0,7 м. В теплое время затопленный участок дороги можно преодолеть вброд. Весной и осенью преодолевать болото следует только в сапогах, слева от дороги вдоль телефонной линии. За болотом тропа идет вправо по лесовозной дороге, ведущей к поселку и станции Исеть.

Стоянку можно сделать на расстоянии 1 км от Чертова Городища, у ручья. У скал Чертова Городища стоянки делать не разрешается, можно совершать только обзорные экскурсии.

От Чертова Городища до станции Исеть расстояние 5 км. Тропа идет по холмам с крутыми подъемами и спусками.

Рекомендуются варианты прохождения туристских маршрутов: от болота – влево на стации Перегон, Палкино, а от Чертова Городища – тоже влево, по дороге за лесным кордоном, на озеро Песчаное и станцию Северка. [4,с.7-19]

Помимо маршрута по экологической туристской тропе им. Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова в парке и на близлежащих территориях есть также природные и культурно-исторические ресурсы, достойные особого внимания. Эти объекты можно включать в программы экскурсий, как по самому микрорайону Уралмаш, так и по парку Победы. [7,с.7-17]

Водонапорная башня завода УЗТМ

Особого внимания заслуживает архитектурное сооружение, находящееся через дорогу от парка, напротив лыжной базы, называемое в народе «белой башней». Эта водонапорная башня завода Уралмаш (1928-31 гг.) построена по проекту архитектора М. Рейшера. По замыслу автора, помимо своего утилитарного предназначения, башня исполняла роль пространственной доминанты, завершающей бульвар Культуры, одну из улиц «классического трехлучия», которые, расходясь от главной площади соцгорода Уралмаша, формировали планировочную структуру всего района. Сегодня башня с площади больше не просматривается, ее видно лишь с периферийных улиц Донбасской и Бакинских Комиссаров. C самого момента своего появления водонапорная башня стала архитектурной достопримечательностью Уралмаша и одним из его символов. Однако, немногим известно насколько у этого сооружения неординарная история.

Свердловск, 1928 год. Гигант социалистической индустрии, Уральский завод тяжелого машиностроения, только начинает переход с чертежей на стройплощадку. Для строящегося рядом жилого образования требуется водоснабжение. Проблемы отопления поселка были уже решены при помощи завезенного мазута, электричество поступало с ВИЗа, а вот вопрос с водопроводом решить, поначалу не удавалось. Воду на Уралмаш привозили в бочках, на лошадях. Поселку была нужна водонапорная башня для поддержания постоянного напора в водопроводных сетях поселка.

В конце 1928 г И. Робачевский, архитектурный руководитель Машиностроя, несмотря на поджимающие сроки проектирования и финансовые ограничения, предложил строить водонапорную башню по индивидуальному проекту. Идея была одобрена главным инженером В. Фидлером. Сразу после этого, архитекторам проектного отдела был объявлен экспресс-конкурс сроком в одну неделю. Вызов приняли трое: П. Оранский, В. Безруков и М. Рейшер. Не установлено как выглядели эскизные проекты Оранского и Безрукова, известно только, что один из них комбинировал инженерное сооружение с жилыми квартирами. Победил эскиз М. Рейшера за «оригинальное, логичное и выразительное решение промышленного объекта», по мнению жюри. «Оригинальное решение» победитель придумал за одну ночь перед сдачей, все остальное его время уходило на работу по заводским цехам.

Проектное предложение Рейшера было гениальным в своей простоте. Оно основывалось на пересечении двух геометрических тел: призматической пластины лестничной клетки и цилиндра бака, поднятого приблизительно на 1/2 высоты призмы. Этим приемом автор пытался достичь предельной динамичности облика сооружения, а также продемонстрировать подтверждение своих идей о минимуме опорных точек, необходимом для “фиксации тела в пространстве”. На вершине башни Рейшер предусмотрел две смотровые площадки, на кровле бака и в маленьком консольном объеме, венчающем лестницу и бак. Эта функция была логична в проекте башни, не только исходя из высоты самого объекта, приблизительно равняющейся 29 м., но и места его нахождения на самой высокой точке рельефа.

Выразительной была также и композиция фасада: вертикальные тяги оконных проемов в торцах лестницы контрастировали с двумя разновысокими стеклянными прорезями по низу и верху объема бака, глухая бетонная стена которого дополнительно перфорирована цепочкой круглых окошечек в уровне обходной галереи. Маленький приплюснутый объем верхней смотровой площадки с обходным балкончиком нависает несколько глубже центра окружности бака, чем лестничная клетка, поэтому консоль этого объема также поставлена на две тонкие опоры. Горизонтальная щель окна в трех его стенах придает ему легкость, отчего композиция башни получает элегантное завершение.

Выбор материала был особенно смелым – башня задумывалась в железобетоне, материале до тех пор в Свердловске не используемом. Рейшер как раз в это же время разрабатывал первые в СССР цеха из железобетонных элементов. За неимением опыта работы с железобетоном, башню в первоначальном виде сочли технически невыполнимой, и при дальнейшей разработке проекта у резервуара “выросли ножки”, четыре тонкие бетонные опоры, распределенные по радиусу. Опасаясь за устойчивость сооружения, инженер Фидлер лично подрисовал “ножки” под баком. Он же настоял на том, чтобы, во избежание риска, бак был выполнен в металле.

Железобетонные конструкции башни были разработаны московским бюро Техбетон, под руководством инженера Прохорова, осуществлявшего также контроль над строительством. Проект металлического бака-резервуара “Инце” (по системе немецкого инженера-гидравлика и архитектора Otto Intze) емкостью 750 кубометров был разработан в бюро металлических конструкций под руководством С. Короткова. Впервые в Свердловске, при сборке бака, техника склепки была заменена электросваркой. Последний сварной шов был наложен спустя пять месяцев от начала работ, 5 июня, 1931 г. Качество сварки получило высокую оценку специалистов из Москвы. Особым обстоятельством было еще и то, что бак уралмашевской башни в то время был самым крупным в мире.

Вероятно, по этой причине, резервуар не выдержал первого испытания: “Через час после заполнения бака водой и подписания акта о приеме башни в эксплуатацию произошло неожиданное – днище бака выгнулось, оборвалось, и сотни кубометров воды хлынули вниз по улице, смыв на своем пути все случайные преграды, в том числе и вооруженного постового, пронеся его на 15-20 метров от башни”. Разумеется, после этого происшествия инженеру В. Фидлеру пришлось объясняться с НКВД. Однако эта встреча произошла не раньше, чем все последствия аварии были ликвидированы. Новое днище для бака решено было делать в железобетоне. «Инженера Прохорова вызвали в Свердловск, и пока он ехал на пароходе от Нижнего Новгорода до Перми за 4-5 дне он произвел расчет нового днища, изготовил чертежи и выдал проект к исполнению». Такими же рекордными темпами проект был осуществлен. Новое днище бака оказалось надежным. Так были развеяны остатки предрассудков о прочности железобетона.

По завершении строительства башня была окрашена белой известью, благодаря чему за ней закрепилось имя “Белая башня”. Это имя осталось даже тогда, когда в годы Великой Отечественной войны 1941-45 башню покрыли защитным цветом, как военно-стратегический объект.

С момента открытия вплоть до начала войны водонапорная башня УЗТМ значилась во всех строительно-технических справочниках как образец промышленного зодчества. Таким образом, башня стала прототипом для ряда объектов аналогичного назначения.

В 1960-е годы башня перестала функционировать как инженерное сооружение. Тогда же впервые встал вопрос о ее дальнейшем использовании. М. Рейшер при сотрудничестве группы художников, разработал проект приспособления башни под молодежное кафе с залом на 50 мест, расположенном на высоте 24 м. На верхних уровнях предлагалось размещение киоска “Мороженое, воды” и обзорная площадка. Проект был одобрен дирекцией Уралмаша, но не получил поддержки главного архитектора.

В 1970-е годы в судьбе башни происходит драматический перелом. Здание ДК УЗТМ, построенное в комплексе со стадионом, полностью загородило вид на башню от площади, взяв на себя роль завершения бульвара. Уникальный объект конструктивизма, носящий уже тогда статус памятника, был выключен из жизни города, и обречен на жалкое существование посреди пустыря, на задворках впередистоящего здания. В настоящее время ведутся обширные дискуссии о дальнейшей судьбе Белой Башни. [9]

Танковая дорога

Спустившись немного вниз по улице Бакинских комиссаров и повернув на Кировоградскую, мы выходим на аллею, ведущую к Танковой дороге – бывший полигон Уралмашзавода для обкатки изготовленных танков и самоходок. Сходящие с заводского конвейера в годы Великой Отечественной войны танки требовали обкатки для притирки деталей. Грунтовые дороги быстро разбивались под тяжестью тридцатитонныой машины. Поэтому, постановлением Государственного Комитета Обороны от 4 июля 1943 г. Было принято решение о строительстве танковой дороги на Уралмаше.

Место для нее было выбрано в близи завода за Белой башней в лесу, чтобы зимой не задувало дорогу снежными сугробами. Танковая дорога прокладывалась следующим образом: вырубались сосны и березы, корчевались пни, рылась глубокая траншея (местами до 2 метров), затем насыпался щебень выше уровня прилегающей почвы. На него укладывались плоские камни. Не брусчатка, а именно каменные блоки, способные выдержать многократные удары стальных траков танковых гусениц от движения десятков машин, проходящих по ней в сутки. По краям дороги рылись глубокие кюветы для отвода с дороги талой воды и дождевых вод летом и осенью. Танковая дорога – это была народная стройка. Сюда приходили работать бригадами и отделами после основной работы в цехах. Техники, автомашин и тракторов было мало, поэтому многие работы приходилось выполнять вручную. Особенно тяжелой частью работы на полотне была укладка камней. Камни неправильной формы, необтесанные надо было подбирать и подгонять плотно друг к другу, чтобы они не выскакивали из своих гнезд при прохождении машин. Камни буквально вбивались в грунт тяжелой деревянной трамбовкой.

В народе втихомолку называли танковую дорогу дорогой крови и слез. Сюда присылали провинившихся на заводе за брак, за споры с начальством, за разные мелкие провинности.

Длина дороги была 6800м. ширина на прямой части 25м, а в петлях разворота танка 10м. на прямом участке дороги танки шли навстречу друг другу и должны были разминуться без столкновения. В петлях разворота танки шли только в одном направлении.

Танковая дорога была построена всего за 4 месяца. 21 ноября 1943 по ней прошли первые танки. Танковая дорога имеет форму восьмерки с удлиненной средней частью. Северная петля расположена сейчас на уровне улицы Победы, а южная напротив магазинов спорттоваров «Динамо» на улице Бакинских комиссаров. К этой петле подходила дорога для танков, сходящих с заводского сборочного конвейера. Она была выложена не камнями, а броневыми плитами. Весной плиты оттаивали и просыхали раньше всех дорог в рабочем поселке, и дети из прилегающих бараков, чертили на плитах классики, и играли, пока не проходил с завода очередной танк.

Сейчас танковая дорога поросла травой, местами застроена гаражами и домами. Камни видны лишь местами, где танковую дорогу пересекают оживленные пешеходные тропы. Кроны берез – ровесниц дороги, выросших в кюветах с 1943 г. Почти сомкнулась над дорогой в петлях разворота. Лес лечит свои военные раны. Дорога войны стала тропой здоровья уралмашевцев. Сегодня здесь зимой пролегают лыжные трассы, а летом бегают кроссы спортсмены, идут группы здоровья, гуляют пенсионеры и школьники. Танковая дорога защитила их жизнь, проводив на фронт тысячи танков, изготовленные руками уралмашевских рабочих. Сейчас она дарит людям здоровья, чистый воздух, ласковую траву, мирный покой.

Танковая дорога Уралмашзавода – это один из многих памятников Великой Отечественной войны на Урале, которым может и должно гордиться молодое поколение.

«Уралмашевская ветка»

(Железнодорожная линия Екатеринбург – Красное)

Поднимаясь вверх по парку к озеру Шувакиш, на пути встречается полотно железной дороги, идущей на станцию Красное. Садоводы и прогуливающиеся по лесу люди спокойно переходят через него, не обращая особого внимания. И не зная того, что эти уходящие в даль рельсы являются одной из особенностей нашего города, стоящих в ряду самых уникальных и самых малоизвестных. Екатеринбург - это единственный в России крупный город, в котором до сих пор сохранилось пассажирское сообщение на ведомственной железнодорожной линии.

Строительство Уральского завода тяжёлого машиностроения развернулось на северной окраине Свердловска в 1928 году. Одновременно возводился жилой район, предназначенный для рабочих завода – так называемый жилкомбинат, воплощавший в себе концепцию «идеального социалистического города».

Разумеется, гигантский завод не смог бы существовать без мощной разветвлённой сети железнодорожных подъездных путей. Отсчёт истории заводского предприятия железнодорожного транспорта начинается с первых дней строительства завода.

Дата открытия железной дороги до посёлка Красное и начала пассажирского движения по ней не известна. По всей вероятности, это произошло не намного позднее пуска завода-гиганта. В окрестностях посёлка Красное был создан полигон, на котором испытывалась производимая на «Уралмаше» боевая техника. В посёлках, расположенных на этой ветке, появились небольшие предприятия-смежники

Согласно карте Свердловска 1940-х годов, линия на Красное в черте города пролегала по иному направлению – отходила от «Уралмаша» в районе восточных проходных, пролегала параллельно нынешнему проспекту Космонавтов (по его левой стороне), и выходила к существующей поныне станции Калиновка.

Первые три остановочных пункта на маршруте движения пассажирских поездов (Север, УЗТМ и Новый) находятся на территории завода. Попасть на них можно только при наличии пропуска. Остановочный пункт Север расположен недалеко от главной проходной

Связь с железнодорожной сетью МПС («РЖД») осуществляется через станции Гипсовая и Звезда (они расположены на участке Шарташ – Шувакиш, не имеющем пассажирского сообщения).

Для пассажирских перевозок на «Уралмашевской ветке» используются прицепные вагоны дизель-поездов ДР1. Их ведёт маневровый тепловоз ТЭМ2. Достоверно известно, что раньше здесь работал нормальный, «самоходный» дизель-поезд. Но сложности с ремонтом его моторных вагонов заставили перейти на локомотивную тягу.

Станции и остановочные пункты линии ПЖТ АО "УРАЛМАШ":

Красное - Глубокий Лог - Краногвардейск - Дачная - Зелёный Бор - Юбилейная - Балтым - Посёлок Пышма - Садовая - Комсомольская - Новый - УЗТМ - Север

Состав поездов: маневровый тепловоз и 7 вагонов от дизельпоезда.

Выйдя за пределы заводской территории, «пассажирский» ход пересекает по путепроводу оживлённую городскую магистраль – улицу Бебеля. Путепровод общий с линией МПС («РЖД»). Вопреки здравому смыслу, пассажирского остановочного пункта здесь нет, хотя по улице Бебеля проходит много маршрутов городского транспорта.

Станция Комсомольская является главным городским «вокзалом» этой ветки. Здесь садятся в поезд пассажиры, не имеющие пропуска для входа на территорию «Уралмаша». Однако городской транспорт сюда не подходит. Чтобы попасть на станцию от ближайшей трамвайной остановки «улица Лукиных», требуется пройти довольно значительное расстояние по району малоэтажной застройки и по лесопарку.

Садовая – действующая станция, со всех сторон окружённая лесом. Имеется пять путей, бетонное главное здание (типовое для «Уралмашевской ветки»), короткая пассажирская платформа. Все стрелки – автоматические. В северной горловине начинается действующий путь в сторону города Верхняя Пышма. На протяжении более чем километра он пролегает параллельно основной линии.

Остановочный пункт «Посёлок Пышма» расположен у путепровода над проспектом Космонавтов, к северу от жилых массивов Екатеринбурга. Здесь возможна пересадка на городской транспорт, но он представлен только редкими автобусами.

На 13-м километре имеется путевой пост. Здесь отходит «боковая» ветка, когда-то являвшаяся частью главного хода. Пройдя по этой ветке примерно два километра, можно видеть грузовую станцию Калиновка, расположенную вблизи метродепо. Станция обслуживает несколько промышленных предприятий, среди которых есть и «смежники» УЗТМ.

Далее имеются ещё три действующие станции – Балтым, Красногвардейск и Красное. Объём грузовой работы на них незначителен.

Пассажирское движение на ветке с 2003 года было существенно сокращено: из четырёх пар поездов остались лишь две, в зимнее время по выходным дням движения вообще не стало, несмотря на протесты жителей нескольких посёлков. [3,с.38-49]

Шувакиш

Пройдя через железнодорожную линию Екатеринбург – Красное сразу видны берега озера Шувакиш. Это, с виду заросшее болото, когда – то было большим озером, которое поило завод УЗТМ и соцгородок.

Выбор места строительства нового предприятия определялся источниками воды: для промышленных целей и для питья. Считалось, что для питья Исетская вода непригодна. Как раз неподалеку от стройплощадки плескалось полноводное озеро Шувакиш, на него и был основной расчет.

Но сначала вырыли колодец. Первый колодец находился в том месте, где сейчас пересекаются улицы Стахановская и Победы. Тогда здесь протекал ручей Калиновка, место было топкое: кочкарник да низкорослые кусты. Пройти можно было только в болотных сапогах. Над колодцем срубили пятистенник, в одной половине поставили горизонтальный центробежный насос и электромотор, в другой устроили каптерку для мотористов. Вода подавалась по временному трубопроводу. Вскоре вырыли второй колодец, а затем и третий, и четвертый...

Но пора уже было подступаться к озеру. Весной 1930 г. гортрест начал бурить ударную скважину на берегу Шувакиша. Первую скважину не добурили — обломалось долото, и его не смогли достать. Опыта бурения скважин большого диаметра не было, поэтому обратились к немцам. Заключили с ними договор на бурение пяти скважин диаметром 500 мм и глубиной 80 –100 метров. Вторую скважину назвали № 1а.

Профессор гидрогеолог Модест Онисимович Клер, пронаблюдав за откачкой воды из этой скважины, сделал важное заключение: намеченный для бурения район перспективный и может дать до 5000 кубов воды в сутки.

В марте 1930 г. разворачиваются работы по строительству постоянных сооружений и сетей водопровода, чтобы обеспечить подачу воды к центральному поселку и на заводскую площадку, проложить уличные сети и вводы в строящиеся дома, заложить сети к цехам. Параллельно закладываются коллекторы канализации.

Уже 15 сентября была подана вода из скважины в поселок. Люди получили воду прекрасного качества и без всякой обработки хлором.

А в начале следующего года была построена канализационная перекачечная станция, 1 апреля ее опробовали, была пущена поселковая канализация.

Не все скважины, пробуренные немцами, были удачными. Первая, четвертая и пятая оказались маловодными. Зато вторая и третья достаточно водообильными.

В 1931 г. строились головные сооружения хозяйственно-питьевого водопровода. Строились резервуары, укладывались водонапорные трубы, прокладывались линии электропередачи. Работы проводились конторой спецработ, начальником которой был А.Г. Павлов, заместителем и техническим руководителем М.П. Балакшин.

Постановление ВОМТ об увеличении мощности завода заставило пересмотреть всю систему водоснабжения. Соцгороду пяти скважин было явно недостаточно, решили пробурить еще четыре, уже без помощи немцев, своими силами. Спешно готовятся рабочие чертежи для промводопровода и водозаборных сооружений из Верх-Исетского пруда. И уже в январе 1931 г. прямо на льду пруда начинаются работы.

Завод-великан требовал воды все больше и больше. Проведя промышленный водопровод, построили плотину на Чусовой, в районе горы Волчиха, и сбросовый канал в реку Решетка, надеясь пополнить запасы воды в Верх-Исетском пруду. Помимо Уралмаша в Свердловске и его окрестностях поднимается еще несколько десятков заводов, и каждый тоже нуждался в воде. Думали только о том, как предоставить заводам достаточно воды, но не о том, что может стать с реками и озерами. Вода рассматривалась как сырьевой ресурс, полезное ископаемое. Довольно скоро наши красивейшие, недавно еще судоходные, несущие чистые воды реки Исеть и Чусовая деградировали.

Многие думают, завод-великан приник к озеру — и оно стало быстро мелеть. Надобно уточнить: не завод, а соцгород, люди. Из скважин шла питьевая вода. Особенно заметно Шувакиш сдал в тридцать девятом. Приходилось слышать, что вода ушла через исток. Действительно, был исток. Из озера вытекали не только река Пышма, но и ручей Калиновка, но в 1937 на ее истоке была построена плотина, что озеру не помогло. Оно неотвратимо сокращалось, сжималось, чистые водные пространства обращались в болото. Рассказывают, что еще в дождливую осень сорок третьего северная сторона взблеснула водой, но это уже было последний раз. И последний раз зашел с северного берега, выкупался в Шувакише профессор-гидробиолог Модест Онисимович Клер, делавший еще не так давно впечатляющие прогнозы относительно водоносности скважин.

И вскоре озеро совсем высохло, там, где была вода, — стога сена. Затем, в 60-е, вода снова стала прибывать.

Сегодня от прежнего озера остался лишь окаемок, примерно пятая часть. Сжимается, подергивается ряской, порастает камышами, умирает. Еще лет десять назад от коллективных садов рыбаки пробивались на “резинках” через камыши к большой воде. Теперь это невозможно. А насосы на скважинах давно не работают. Только строение 1а разрушено, остальные законсервированы, похоже, ждут своего часа. И, как ни странно, одна из скважин дождалась: несколько лет назад ее реанимировали, покачала воду какое-то время и опять заглохла. [4,с.11-15]

На сегодняшний день уровень вода в озере Шувакиш немного приподнялся. У тех, кто живет рядом с Шувакишем, наведывается на его берега, есть надежда спасти озеро, хотя бы этот небольшой его осколочек. Почистить, привести в порядок берега... жалко... Шувакиш-то был красивее Балтыма и Шарташа. К настоящему времени существует группа «Шувакиш – озеро частоты», которая занимается уборкой и специальной вырубкой.

Стоянки древних людей на озере Шувакиш

Много тайн хранит еще толстая торфяная подушка на берегах озера Шувакиш. Археологи здесь раскопали стойбище, возраст которого исчисляется четырьмя тысячами лет. Потому что здесь для жизни было все необходимое: лес, в котором водилось немало всякого зверья, озера и реки, полные рыбы, медные и железные руды, чтобы плавить металл…

Многослойное поселение эпох мезолита, неолита, энеолита, раннего железа было открыто на северо-восточном берегу озера Шувакиш. Оно занимает мысовидный участок высотой 3-4 м и окаймляющий его заторфованный шлейф, образованный руслом реки Шитовской Исток и берегом озера. Береговая часть поселения открыта В.А.Борзуновым, торфяниковая С.Н.Погореловым. Исследовали Н.М.Чаиркина и С.Н.Погорелов.

Эпоха железа представлена несколькими фрагментами керамики иткульского типа Основной культурный горизонт, датируемый второй-третьей четвертью III тыс. до н.э., маркирует вещевой комплекс эпохи энеолита, исследуемый в минерогенной и торфяниковой части поселения.

Энеолитическая керамика представлена двумя типами: гребенчатым (шувакишским) и накольчато-отступающим (липчинским). Основная масса инвентаря энеолитического комплекса - утилитарно-хозяйственного назначения: средства охоты, рыболовства, передвижения, быта. Найдены деревянная и глиняная посуда, деревянные (весла, лопатообразное орудие, колотушки, колья, поплавки; фрагменты луков, древков стрел) и каменные (наконечники стрел, пешня, отбойники, шлифованные топоры, тесла) вещи.

В энеолитическом слое поселения обнаружен вещевой комплекс, связанный, возможно, с обрядово-культовыми процедурами: перфорированный диск с гравированным изображением рыб, глиняная морда медведя, деревянное весло с рисунком, выполненным черной краской, каменные и костяные подвески каплевидной формы.

Эпоха неолита представлена несколькими фрагментами керамики кошкинского типа, каменными орудиями труда. Вероятная дата этого слоя поселения I. - II половина V тыс. до н.э.

Мезолитический комплекс обнаружен в восточной, наиболее, высокой, части мыса. Каменный инвентарь представлен конусовидными и призматическими нуклеусами, микропластинами с ретушью и без нее, с резцовыми сколами, отщепами, обломком костяного вкладышевого изделия. Вероятная дата комплекса -  VI - сер. V тыс. до н.э.

Старый завод на озере Шувакиш

Сегодня мало кто знает, что в нескольких километрах к западу от места, где теперь расположен Уралмашзавод, у озера Шувакиш, там, где скромным ручейком в неглубокой долине протекает река Пышма, еще в петровские времена трудился заводик, плавил железо. Писатель Е.М. Макаров в книге «Отец заводов» пишет: «Еще в давнее время, когда вздыбленная Петром Россия вновь поразила мир своей мощью, уже шло это единоборство. Энергичный и изворотливый тульский кузнец Демидов заложил тогда на Урале первый камень большого дела. В ту же пору у небольшого озера Шувакиш рядом с местом, где еще только суждено было подняться Екатеринбургу, другой перводобытчик железной руды построил металлургический завод. Около плотины «вдоль – пятнадцати сажен, поперек шести», курились сыродутные горны и поухивали четыре молота. Только не смог он развернуться: вместе с женой и детьми его «взажив взял», то есть закрепостил, некий богач. Многие из царских приспешников, алчных до легкой наживы, протянули свои руки к богатствам Урала, гнали сюда тысячи подневольных холопов, подвергая их на каторжный, изнурительный труд».

Павел Петрович Бажов, знаменитый уральский писатель и сказочник, интересовался историей озера Шувакиш и бывал на его берегах. В его воспоминаниях тоже есть сведенья о Шувакишском заводе.

До нас дошли сведенья, что в конце XVII – начале XVIII века в том лесу у озера Шувакиш находился железоделательный завод. Набегами башкир завод не раз разрушался. Им владели то арамильские крестьяне Чебыкин и Чусовитин, то нижегородец Масляница, то тульские рудоплавильщики Мингалев и Ермолов, а потом следы «мужицкого завода» теряются в истории.

Так рассказывал о нем со слов старожилов П.П. Бажов. И, по тем рассказам, озеро Шувакиш – совсем не озеро, а бывший пруд. Был завод, была плотина с вододействующими колесами, приводами к молотам и печным цехам. [7,с.10-11]

А вот что писал об этом предприятии один из первых уральских краеведов Наркиз Константинович Чупин: “Не далее 20 верст к северу от Екатеринбурга в 1705–1715 гг. существовал незначительный частный завод Шувакишский, при истоке Пышмы из озера Шувакиш; тут добывалось в небольших печках из руды прямо железо, а не чугун и потом проковывалось под вододействующим молотом. Но позже 1715 г. об этом заводе уже не упоминается”.

Заводик этот в бытность свою не раз подвергался нападению башкир, после третьего набега его уже не восстанавливали. К тому времени истощились скромные залежи местного так называемого болотного железа. [4,с.18]

Почти триста лет прошло с той поры, ушли под землю строения, только замшелые остатки плотины напоминают, что озеро Шувакиш было когда-то заводским прудом.

Сосны долгожители

Недалеко от плотины, на просторной поляне, стоит группа сосен. Гордые вершины взметнулись на высоту пятиэтажного дома. Внизу у основания сосны имеются окружности в полтора – два обхвата. Специалисты оценивают их возраст в 150-200 лет. Это уникальнейшие сосны, редкие для уральского леса. Ветераны туризма рассказывают, что Николай Иванович бывал возле этих сосен во время походов выходного дня, любовался ими как знаток уральских лесов. Время, грозы пощадили лесных великанов, и сейчас необходимо бережное отношение к ним.[7,с.11]

В 2003 году местный исследователь Станислав Горский случайно обнаружил дерево- долгожитель. Возраст этой уникальной сосны составляет около 500 лет. Это дерево помнит Пугачевские восстания и походы Ермака.

Дерево на столько огромно, что одному даже диаметр сосны измерить трудно - приходится брать с собой помощников.

Зная длину окружности, можно рассчитать, что дерево за всю жизнь приросло в радиусе на 50 сантиметров. Если толщина годового кольца 1 миллиметр, то несложно вычислить, что сосна действительно простояла 500 лет.

Станислав Горский водит по Шувакишскому лесопарку экскурсии - он разработал маршрут: оставил метки на деревьях и выпустил путеводитель. Сегодня это уникальное дерево он включил в программу своих экскурсий и показывает его школьникам и всем желающим.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время развитие туристской индустрии идет быстрыми темпами. Для наиболее успешного развития внутреннего и въездного туризма необходимо изучать и оценивать рекреационные и туристские ресурсы, которыми располагает та или иная территория.

Окрестности Екатеринбурга очень красивы. Здесь есть и живописные озера, большие водохранилища, журчащие ручьи и ручейки, а так же горы. И все это обрамлено зеленым массивом сосновых и сосново-березовых лесов. Естественные ландшафты сохранились лишь в лесопарках, которые стали любимыми местами отдыха местных жителей в пределах городской черты. Именно по этому сегодня необходимо обратить особое внимание на туристский и рекреационный потенциал лесопарков города Екатеринбурга.

В ходе написания данной учебно-исследовательской работы были изучены и описаны природные и культурно-исторические объекты, находящиеся на территория парка Победы.

В соответствии с поставленными задачами дана полная физико-географическая характеристика исследуемой нами территории парка Победы, то есть описан рельеф, климат и погода, воды, растительность и почвы, а так же животный мир. И тем самым составлено представление о данной территории. Изучены наиболее интересные и перспективные для развития туризма и рекреации природные и культурно-исторические объекты.

На основе полученных сведений можно сделать вывод, что данный парк обладает всеми возможностями для организации рекреации и туризма.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Архипова Н.П. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей. – Екатеринбург: АКВА-ПРЕСС, 2001. – 226 с., ил

2.         Атлас Свердловской области /под редакцией Тютрюмова Н.А, Минина Л.С. – Екатеринбург: ФГУП «Уральская картографическая фабрика», 2003. 25с.,ил

3.         Болашенко С. Живые рельсы. – Екатеринбург: Железнодорожный, 2005

4.         Журнальный зал Урал, 2003 N6 Сергей Агеев, Юрий Бриль - Неизвестный Уралмаш

5.         Капустин В.Г., Корнев И.Н. Свердловская область: природа, население, хозяйство, экология: Учебное пособие для учащихся старших классов по курсу «География Свердловской области». – 2-е изд., испр. И доп. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000. – 300с.,ил.

6.         Корнев И.Н., Капустин В.Г. География Екатеринбурга: Книга о городе с основой геоурбанистики: учебное пособие для учащихся старших классов по курсу "География Свердловской области". - Екатеринбург: Изд-во "Сократ", 2000. - 208с., ил

7.         Тропа имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова: путеводитель природной тропы /под редакцией Кирьянина В.П. – Свердловск.: РИО Уралполиграфиздат, 1991.- 33с.,ил

8.         http://northcongress.ural.ru

9.         http//www.1723.ru