Доклад: Вознесенский Андрей Андреевич

Лауреат государственной премии СССР.

Родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец - Вознесенский Андрей Николаевич (1903г.рожд.). Мать - Вознесенская Антонина Сергеевна (1905г.рожд.). Супруга - Богуславская Зоя Борисовна, известная писательница, кино- и театральный критик.

Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Огромное влияние на его судьбу оказал Борис Пастернак, когда-то написавший молодому, четырнадцатилетнему поэту, который прислал ему свои первые стихи: "Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил". Действительно, несмотря на то, что Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора, его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы "Мастера" (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей.

В то время поэтические вечера в Политехническом стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.

В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - "Парабола" и "Мозаика". Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша" (1962). Вызвавший много споров цикл стихов Вознесенского "Антимиры" (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В.Высоцкий. По сочинениям А.А.Вознесенского поставлены также спектакль "Берегите ваши лица" в театре на Таганке и рок-опера "Юнона и Авось" (муз. А.Л.Рыбникова) в Ленкоме, спектакли в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Всегда остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского концента, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические "порывы" ломали устоявшиеся каноны "благополучной" советской поэзии. Его жизнь, как и подобает жизни настоящего поэта, полна взлетов и падений, признания и замалчивания. В свое время он подвергся резкой критике Н.С.Хрущева, был под угрозой высылки из страны, после чего на протяжении ряда лет тексты Андрея Вознесенского изымались из печати. Неизменным остается лишь восторженное почитание поклонников - от "шестидесятников" до современной молодежи.

Перу А.А.Вознесенского принадлежит полтора десятка сборников прозы и стихов, в том числе "Треугольная груша", "Антимиры" (1964), "Ахиллесово сердце" (1966), "Взгляд" (1972), "Витражных дел мастер" (1976), "Избранная лирика" (1979), "На виртуальном ветру" (1998), а также "Дубовый лист виолончельный", "Казино "Россия", "Девочка с персингом", "Жуткий кризис "Суперстар", "Страдивари страдания", "Видеомы", "Гадание по книге", "Аксиома Самоиска" и другие. В мае 1986 года А.Вознесенский закончил поэму "Ров", в которой выступил против вопиющего издевательства над памятью тысяч мирных еврейских жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны. В 1993 году в журнале "Дружба народов" опубликован безразмерный молитвенный сонет "Россия воскресе". В настоящее время издательство "Вагриус" приступило к выпуску 5-томного собрания сочинений поэта.

Последние годы, найдя применение своей "академической" специальности, А.Вознесенский работает в жанре визуальной поэзии. Всегда стремившийся к синтезу искусств, он соединяет чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видеом. Выставки этих произведений - видеом - с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Его авторские вечера проходят по многих городах планеты.

На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе "Миллион алых роз" (муз.Р.Паулса), "Песня на "бис" (муз.Р.Паулса), "Начни сначала" (муз.Е.Мартынова), "Плачет девочка в автомате" (муз.Е.Осина), "Новые московские сиртаки" (О.Нестеров), а также много романсов на музыку М.Таривердиева.

Андрей Вознесенский - автор эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимается переводами, активно участвует в организации авторских вечеров молодых поэтов. В 1979 году он принял участие в выпуске неофициального альманаха "Метрополь".

А.А.Вознесенский - вице-президент Русского Пен-центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.

Андрей Вознесенский - лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник "Витражных дел мастер"), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале "Триумф" (1996) газета "Нувель Обсерватер" назвала А.А.Вознесенского "самым великим поэтом современности".

В свободное время любит перечитывать произведения Хайдеггера, Пруса, Булгакова. Предпочитает музыку Прокофьева, Штокгаузена, Стравинского. Среди любимых актеров - В.Высоцкий, В.Полунин, Н.Караченцов, И.Чурикова, Т.Самойлова, А.Райкин, О.Меньшиков. Увлекается плаванием, парасейлингом, водными лыжами. Любит собак.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ" 139 ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ 140 Предисловие Данная книга предназначается для учащихся старших классов средней ...
Поэтому его поэзия так многолика: от плакатов РОСТА с краткими и меткими подписями - до поэмы о целой стране ("Хорошо!"); от антивоенных стихов 10-х годов - до нежных, возвышенных ...
Возмущением и болью пронизана поэма Андрея Вознесенского "Ров", в которой автор ставит к позорному столбу разорителей могил, подонков, которые ради наживы занимаются тем, как пишет ...
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Художественные стилевые направления в искусстве
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (от лат. antiquus - древний) - исторический тип искусства. Античностью называют эпоху Древней Греции и Рима. Этот термин впервые ...
Великий знаток античного искусства Винкельманн посчитал мюнхенскую статую Аполлона с кифарой изображением музы, а римская копия головы Афины Фидия долгое время называлась "головой ...
Романтическая, возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат
Анализ философско-эстетической основы поэтики Б.А. Ахмадулиной
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЭЗИИ 60-90-х гг. XX века 1 ...
("Параболическая баллада", Вознесенский А.А., 2000, т. 1, с. 23) - так определил основные темы своей поэзии Андрей Вознесенский - еще один лидер "эстрадной" лирики.
Нарочитые грубость и небрежность поэтического языка, имитирующие эмоциональную разговорную речь, были присущи, например, А.А. Вознесенскому: "кудахтанье жен и дерьмо академий ...
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: дипломная работа
Современное искусство Перми в общероссийском культурном контексте 1990 ...
... Пермский государственный университет Пермь 2003 Введение Приобщение России к мировым тенденциям вызвало новый виток интереса к искусству и культуре ...
Это группа молодых художников (Тимур Новиков, Денис Егельский, Белла Матвеева, Андрей Хлобыстин, Олег Маслов, Виктор Кузнецов, Андрей Медведев), создавших в 1993- 1994 годах Новую ...
Художники Вячеслав Смирнов, Вячеслав Остапенко, скульптор-керамист Мацумаро Хан, поэты Владислав Дрожащих, Виталий Кальпиди, Юрий Беликов, журналист и кинорежиссер Павел Печенкин ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа
Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках ...
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ Исторический факультет Кафедра всеобщей истории Полещенко Д.А. Изучение вопросов развития советской культуры 20 ...
Центральный комитет призывал к тому, чтобы писатели и художники полней использовали материал современности, чтобы они создавали искусство понятное и близкое миллионам трудящихся ...
Но и в рамках господствующего течения создаются значительные произведения Шолохова, Булгакова, стихи и поэмы Ахматовой, Васильева и др.
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат