Доклад: Герцен Александр Иванович

Название: Герцен Александр Иванович
Раздел: Рефераты по философии
Тип: доклад    

(1812-1870)

Герцен Александр Иванович- философ и революционер, писатель и публицист, основоположник народничества. Окончил физико-математическое отделение Московского университета /1833/. Вместе с Н.П.Огаревым создал тайный кружок по изучению политической, в частности, социалистической, литературы. Дважды арестовывался и ссылался /1835-1840 и 1841-1842/. С 1847 - в эмиграции. Основал в Лондоне "Вольную русскую типографию" /1853/, издавал "Полярную звезду" /1855-1869/, "Колокол" /1857-1867/. Участвовал в создании революционной организации "Земля и Воля". Создал оригинальную материалистическую и атеистическую концепцию, в которой использовал переработанную диалектику Гегеля, названную им "алгеброй революции". "Реалистическая" научная теория, согласно Герцену, необходима для обоснования будущего социального переворота. Поражение революции 1848-1849 явилось основой духовной драмы Герцен, разрешением которой стала его концепция "русского", крестьянского социализма.

Взгляды Герцена нельзя отождествлять с классическим материализмом, согласно которому психические процессы пассивны и всецело зависят от материальных процессов.Его учение сводится к следующему:

Ошибка идеализма

"Идеализм высокомерно думал, что ему стоит сказать какую-нибудь презрительную фразу об эмпирии, - и она рассеется, как прах. Высшие натуры метафизиков ошиблись: они не поняли, что в основе эмпирии положено широкое начало, которое трудно пошатнуть идеализмом. Эмпирики поняли, что существование предмета - не шутка; что взаимодействие чувств и предмета не есть обман; что предметы, нас окружающие, не могут не быть истинными потому уже, что они существуют; они обернулись с доверием к тому, что есть вместо отыскивания того, что должно быть, но чего, странная вещь, нигде нет!"

Материалисты-метафизики "

Материалисты-метафизики совсем не то писали, о чем хотели; они до внутренней стороны своего вопроса и не коснулись, а говорили только о внешнем процессе; его они изображали довольно верно, и никто с ними не спорит; но они думали, что это все, и ошиблись: теория чувственного мышления была своего рода механическая психология, как воззрение Ньютона -механическая космология, притом, никак не надобно терять из вида, что локкова школа рассматривала мышление только как частную, отдельную, личную способность одного типического человека; разум как родовое мышление, пребывающее и развертывающееся в истории и науке, не заслужил их внимания; оттого у всех у них недостает исторического понимания прошлых моментов мышления".

Романтический идеализм

"Философия, не умевшая признать и понять эмпирию, хуже того, умевшая обойтись без нее, была холодна, как лед, бесчеловечно строга; законы, открытые ею, были так широки, что все частное выпадало из них; она не могла выпутаться из дуализма и, наконец, пришла к своему выходу: сама пошла навстречу эмпирии, а дуализм смиренно сходит со сцены в виде романтического идеализма, явления жалкого, бедного, безжизненного, питающегося чужой кровью".

История мышления и природы "

История мышления - продолжение истории природы: ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического развития. Различие этих историй состоит в том, что природа ничего не помнит, что для нее былого нет, а человек носит в себе все былое свое: оттого человек представляет не только себя, как частного, но и как родового. История связует природу с логикой: без нее они распадаются; разум природы только в ее существовании, - существование логики только в разуме; ни природа, ни логика не страдают, не раздираются сомнениями; их не волнует никакое противоречие; одна .не дошла до них, другая сняла их в себе: в этом их противоположная неполнота".

Грани в природе

"Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы; это несправедливо; в действительности вообще нет никаких строго проведенных межей и граней, к великой горести всех систематиков; но в этом случае, сверх того, опускают из виду, что человек имеет свое мировое призвание в той же самой природе, доканчивает ее возведением в мысль; они противоположны так, как полюсы магнита или, лучше, как цветок противоположен стеблю, как юноша - ребенку".

Задача мышления

"Дело науки - возведение всего сущего в мысль. Мышление стремится понять, усвоить вне сущий предмет и с первого приступа начинает отрицать то, что его делает внешним, другим, противоположным мысли, т. е. отрицает непосредственность предмета, обобщает его и имеет уже с ним дело как со всеобщим: таким оно старается его понять".

Единство личности

"Мало того, что человек идет далее животных, понимая самобытную замкнутость своего я; я есть подтверждение, сознание своего тождества с собою, снятие души и тела, как противоположных, единством личности, - на этом остановиться нельзя: надобно понять высшее единство рода с собою. Это единство начинается поглощением лица как частности, и испуганный человек стремится, напутствуемый ложным чувством самосохранения удержать себя и истиной ставит свое лицо; подтверждая только свое тождество с собою, человек непременно распадается со всей вселенной, со всем тем, что он чувствует не принадлежащим своему я".

Философия-наука

"К философии приступают со своей маленькой философией; в этой маленькой, домашней, ручной философии удовлетворены все мечты, все прихоти эгоистического воображения. Как же не рассердиться, когда в философии-науке все эти мечты беднеют перед разумным реализмом ее! Личность исчезает в царстве идеи в то время, когда жажда насладиться, упиться себялюбием заставляет искать везде себя и себя, как единичного, как этого".

"В науке царство совершеннолетия и свободы; слабые люди, предчувствуя эту свободу, трепещут; они боятся ступить без пестуна, без внешнего веления; в науке некому оценить их подвига, похвалить, наградить; им кажется это ужасной пустотой, голова кружится, и они удаляются. Распадаясь с наукой, они начинают ссылаться на темное чувство свое, которое, хоть и никогда не приходит в ясность, но не может ошибиться".

Общее и частное

"Ни один маятник не удовлетворяет общей формуле, которая выражает закон его размахов, ибо в формулу не вводится случайный вес пластинки, на которой он висит, ни случайное трение; ни один механик, однако, не усомнился в истине общего закона, снявшего в себе случайные возмущения и представляющего вечную норму размахов. Развитие науки во времени сходно с практическим маятником: оптом оно совершает нормальный закон (который здесь во всей алгебраической всеобщности дается логикой), но в частностях везде видны видоизменения, временные и случайные".

Восточный человек

"Восточный человек не понимал своего достоинства; оттого он был или в прахе валяющийся раб, или необузданный деспот; так и мысль его была или слишком скромна, или слишком высокомерна; она то перехватывала за пределы себя и природы, то, отрекаясь от человеческого достоинства, погружалась в животность".

Россия и Европа "Европа не разрешила противоречия между личностью и государством, но, по крайнем мере, она поставила этот вопрос. Россия подходит к задаче с противоположной стороны, но и она ее не решила. При наличии этого вопроса и начинается наше равенство. У нас больше надежд, потому что мы только что начинаем, но надежда - только потому надежда, что может не осуществиться".

Главные сочинения:

"Основные философские произведения: "Дилетантизм в науке", "Письма об изучении природы", "С того берега", Избр. философские произведения.

Список литературы