Курсовая работа: Возможности развития элементарных способностей в условиях работы в классах коррекционно-развивающего обучения
Министерство образования Российской Федерации
Департамент образования Пермской области
ГОУ СПО Пермское педагогическое училище №3
Курсовая работа
Возможности развития элементарных способностей в условиях работы в классах коррекционно-развивающего обучения
Пермь 2005г.
ВВЕДЕНИЕ
В многообразнейшей человеческой деятельности (трудовой, обрядовой воспитательной, лечебной) была замечена исключительная сила, с которой музыка воздействует на душевный мир человека, на объединение и сплочение людей, воспитание их нравственных и духовных качеств. Это и сделало музыку неизменной спутницей человека на протяжении всей истории цивилизации.
Эстетическое воспитание детей, формирование их духовного облика является важнейшей задачей воспитание подросткового поколения.
Уметь воспринимать, понимать, чувствовать красоту окружающего мира, самому принимать посильное участие в создании прекрасного в общественной жизни, в труде, в быту, в отношениях людей – все эти качества не появляются сами собой их необходимо воспитывать, систематически развивать.
Искусство, и в частности музыка как одно из наиболее доступных и распространенных его форм, оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыки можно передавать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна выразительно и ярко отобразить явления действительности. Воздействуя на учащихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт.
Целью уроков пения и музыки является воспитание эстетических чувств учащихся, формирование у них элементов музыкальной культуры.
Занятия пением и музыкой во вспомогательной школе имеют и специфическую задачу коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально-волевой сферы.
На уроках пения и музыки у учащихся вырабатываются чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах. Это очень важно, так как умственно отсталые дети часто бывают замкнутыми, необщительными, у многих из них мало развиты умения и навыки коллективной деятельности.
Для успешного решения задач музыкального воспитания учащихся необходимо, чтобы учитель музыки вел свою работу в контакте с логопедом и школьным врачом – психоневрологом.
У школьников младших классов вспомогательной школы наблюдаются следующие анатомо-физиологические особенности голоса: неустойчивость, вялость или, наоборот, крикливость. Задача учителя - выровнять общее звучание голосов у учащихся, не разрешать учащимся формировать звук и тем самым свой голос.
В классе, где проводится урок пения или музыки, не следует развешивать лишних картинок и плакатов, отвлекающих внимание учащихся.
Основой музыкального воспитания учащихся является хоровое пение как наиболее активный способ развития их музыкальных способностей.
Учебный материал дается в ограниченном количестве и усложняется постепенно.
Характерной особенностью учащихся вспомогательных школ является недостаточно развитый певческий диапазон, что обуславливается более поздним развитием речи детей. Особенностью аномальных детей младших классов является наличие дефектов в прослушивании, а также отсутствие достаточного словарного запаса, что мешает им понять и усвоить смысл текста.
Неотъемлемой частью каждого урока должно быть слушание музыки, которое способствует расширению музыкального кругозора учащихся и воспитывает и них музыкальный вкус.
Дети с задержкой психического развития слушают, понимают и воспринимают музыкальные произведения, более сложные по своему содержанию и эмоциональной окраске, чем те, которые они исполняют. Поэтому слушание музыки имеет большое значение в коррекционно-развивающей работе с этими детьми.
Огромное познавательное значение на уроках пения и музыки имеет применение наглядного материала, разнообразных учебных пособий, технических средств. Опыт лучших педагогов говорит о том, что необходимо к каждой песне, к каждому прослушанному произведению подбирать иллюстративный материал. Слушание радио, посвящение кино, просмотр телепередач – все это должно служить вместе с уроками пения и музыки единой цели: музыкальному воспитанию учащихся.
В каждой школе нужно организовать хоровой кружок, периодически проводить с учащимися музыкальные беседы, которые не только способствуют общему музыкальному развитию детей, но и помогают решать коррекционные задачи вспомогательной школы.
Проблема: с помощью, каких видов деятельности можно развивать элементарные способности.
Объект: развитие.
Предмет: развитие элементарных способностей.
Цель: изучить и обосновать передовой научный опыт и литературные рекомендации по данной проблеме.
Задачи: - изучить проблему развития элементарных способностей в научной литературе;
- дать понятие и сущность элементарных способностей (раскрыть сущность);
- изучить практику по развитию элементарных способностей, описать методику.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА I НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1. МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
Музыка – это чудесное творение человеческого ума и сердца. Музыка укрепляет и углубляет чувства детей, западает в душу с детства, остается потом на всю жизнь. Каждый ребенок должен соприкасаться с музыкальным искусством, изучать и знать музыку. Музыка открывает детям мир прекрасного. Музыка украшает наш быт, нашу жизнь, делает жизнь детей наряднее, веселее, праздничнее. Музыка помогает детям увидеть и понять богатый многообразный мир. Музыка может нарисовать картину природы, выразить чувства и переживания людей.
Музыка радует детей, создает бодрое настроение, заставляет грустить, переживать, развивает чувство красоты, направляет на добрые дела. «Прекрасное побуждает доброе», - говорил композитор Д. Б. Кобалевский. А Н. К. Крупская писала: «впечатления детства оставляют след на всю жизнь», Музыка обладает громадной силой воздействия на слушателя, вызывая в нем различные чувства переживания и представления. Музыка обладает духовным миром человека. Музыка – наш хороший друг. С ней приятнее помечтать. Музыкальное воспитание способствует:
1. развитию эмоций;
2. развитию речи;
3. развитию движений;
4. обогащению самостоятельностью игры и деятельности детей.
Величайший писатель нашего времени А. М. Горький, очень глубоко чувствовавший красоту и силу музыки, говорил: «Когда слушаешь музыку, то забываешь – день на земле или ночь, мальчишка я или уже старик, забываешь все…».
«Детство не возможно без музыки, как не возможно без игры, бес сказки», - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Пусть все дети живут в мире музыки, а это значит получают много положительных эмоций и будут здоровыми и добрыми людьми. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание ЧЕЛОВЕКА», говорил композитор Д. Б. Кобалевский.
1.2 О ВЛИЯНИИ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА
«Не всякая музыка годится для всякого человека»
Гиппократ.
Музыка оказывает большое психотерапевтическое воздействие на организм ребенка. В наши дни ребенка окружает музыка, разная по качеству и степени доступности, она звучит по радио и телевидению, в кино. Такое музыкальное окружение требует строжайшего контроля со стороны музыкантов – педагогов, призванных оградить больных детей от вредного звучания, а, следовательно, и от травмирования.
Часто понимается под вредной музыкой? Это музыка насыщенная шумовыми и ритмическими эффектами возбуждающего действия, надрывная, меланхоличная и слезливая. Из сказанного не следует, что предлагают слушать только классическую и серьезную музыку. Хорошая развлекательная музыка, спокойная, мелодичная, доступная детскому пониманию, может оказать положительное влияние на психику больного ребенка.
На уроках музыки необходимо пользоваться режимом щадящим и охраняющим нервную систему учеников, избегая их утомление и переутомления, которое ведет к перенапряжению.
Хорошо известно, что под влиянием музыки изменяются все физиологические показатели работы организма. В зависимости от характера и количества музыка может оказать хорошее и плохое влияние на организм человека.
К методам охраны нервной системы детей с задержкой психического развития относится и борьба с шумом в классах коррекции. Установлено, что шум действует не только на органы слуха. Под разрушительным влиянием шума повышается кровяное давление, развивается заболевание сердца. Шумы оказывают пагубное влияние на весь организм больного ребенка, понижая внимание, ускоряя наступление утомления, изменяя скорость дыхания и пульса, нарушая обмен веществ.
В классах коррекции не должно быть шумных игр, шумных и затяжных репетиций к детским праздникам, которые должны быть строго регламентированы во времени и продуманы в отношении программы. Следует избегать организации шумовых оркестров с преобладанием ударных инструментов.
Борьба с шумом – это борьба за сохранение здоровья ребенка с задержкой психического развития.
1.3 ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При задержке психического развития дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или семьи.
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков.
Дети с задержкой психического развития характеризуются нарушениями психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживаются в сфере познавательных процессов. Специальное обучение, направленное на развитие детей с задержкой психического развития, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно мышления, а также предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы, которая играет большую роль в усвоении знаний, умений, навыков, в установлении контактов с соучениками и в социальной адаптации ученика в школе и вне нее.
Обучение детей с задержкой психического развития в большей мере опирается на процессы памяти, которые имеют многие своеобразные особенности: объем запоминания материала меньше, чем у нормально развивающихся сверстников. При обучении таких детей следует использовать больше наглядного материала и часто менять вид деятельности на уроке. Особый акцент делается на активизации методов и форм учебно-воспитательного процесса, задачей которого является формирование у учащихся положительной и устойчивой мотивации к учебной деятельности. Подобная мотивация побуждала бы школьников к систематической учебной работе, способствовала бы развитию познавательной активности, при высоком уровне которой учащиеся выходят на самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование.
Обследования и наблюдения за состоянием музыкальным развитием детей с задержкой психического развития показывают, что пение и музыка могут оказать большое влияние на физическое, интеллектуальное и музыкальное развитие детей.
В процессе обследований музыкальных возможностей и особенностей детей с задержкой психического развития было установлено следующее:
1) часто дети с задержкой психического развития имеют хорошие музыкально-певческие и речевые данные;
2) в процессе обучения дети с задержкой психического развития хорошо развиваются и к окончанию школы достигают значительных успехов в пении и музыке;
3) особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития требуют от учителя большого методического мастерства, индивидуального подхода к ученикам, значительной детализации учебного материала на уроке, широкого применения наглядности и частого повторения изучаемого словесного и наглядного материала.
1.4 СПОСОБНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Анализ проблемы развития способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.
В толковом словаре В. Даля «способный» определяется, как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, угодный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый. Таким образом, понятие «способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.
Говоря о способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать.
Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Отметим слова Б. Л. Яворского, который высказал именно такую точку зрения на проблему музыкально-инструментальных способностей. «Моторность, слух, ритм, - говорил он, словно читая современные психологические труды, - только лишь свойства. Способности же – это возможность на основе труда культивировать эти свойства, развивать их». Указывая на локальный характер отдельных свойств, Яворский способности связывал со всей личностью музыканта, с ее культурой в целом.
Существовал и ряд других положений современных психологических способностей. Так И. С. Якимская подчеркивает: «Поскольку структура любой способности сложна и многогранна, не все ее составляющие, имеющие разную природу, развиваются одновременно и одинаково. Следовательно, «своеобразная иерархия этих структур, наличие богатых компенсаторных механизмов» определяют в каждом отдельном случае содержание способности и пути ее формирования».
Развитие каждой из способностей обусловлено специальными задатками и требует формирования адекватных функциональных систем, что должно быть осмыслено в теории, и учтено практикой.
У детей с задержкой психического развития необходимо развивать способности:
- эмоционально воспринимать музыку при слушании ее, пении, детском музицировании, пластическом интонировании, импровизациях, драматизациях и прочее;
- проявлять устойчивый интерес к музыке как к искусству и музыкальным занятиям;
- иметь первичные представления о жизненном содержании музыки, соответственно им понимать средства музыкальной выразительности и изобразительности;
- располагать представлениями о простых (песня, танец, марш) и сложных музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, инструментальный концерт), об интонации как носителе смысла музыкального произведения, о простых средствах развития и формообразования музыки (использование специальной терминологии в начальной школе предусматривается в минимальном объеме);
- иметь начальные представления об особенностях русской музыки и музыки других народов мира (на примерах лучших образцов мировой музыкальной культуры);
- располагать элементарными сведениями о деятельности композиторов, исполнителей, слушателей (на примерах народной и композиторской музыки и собственного опыта общения с музыкальными произведениями);
- владеть навыками эмоционально-осознанного восприятия музыки, ее элементарного анализа (размышления о музыке, собственная, личностная оценка индивидуальная трактовка исполнения и др.);
- использовать элементарные музыкальные грамоты в целях формирования навыков восприятия и выразительного исполнения музыки);
- приобрести навыки и умения коллективного исполнения музыки в соответствии с задачами музыкального обучения в каждом классе.
Вообще в музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. В термин «музыкальный слух» вкладывается обычно очень широкое и недостаточно определенное содержание. Теплов в своей работе расчленяет понятие музыкальный слух на понятия звуковысотный слух и тембровый слух. Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмическое движение, а тембровый элемент имеет хотя и очень важное, но подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, автор принимает те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Таковыми являются музыкальный звуковысотный слух и чувство ритма.
«Музыкальный слух в широком понимании, - это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, понимать и переживать содержание музыкальных произведений». Многие исследователи различают звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух. Чем объясняется такое обилие разновидностей музыкального слуха?
Объясняется это, во-первых, природой музыкального слуха, сложною по своему составу, во- вторых, различным уровнем функционирования слуховой способности.
Музыкальные звуки имеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску, длительность. Когда, преимущественно внимание обращается на изменение высоты звука, то мы говорим, что это проявление звуковысотного слуха; когда это относится к громкости, мы называем его динамическим слухом; когда мы отличаем звук рояля от звука скрипки, мы относим это к тембровому слуху.
Музыка – явление целостное и структурное. Оно состоит из мелодии и гармонии, в которые входят несколько или множество организованных звуков. Поэтому мелодический и гармонический слух – это соответственно проявление слуховых способностей по отношению к мелодии и гармонии. Проявление же музыкально- слуховых способностей к восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или отдельных крупных его частей называется архитектоническим слухом (впервые этот термин был введен Н. А. Римским-Корсаковым).
Все это говорит о том, что музыкальный слух – это сложная функциональная многосоставная система со сложной иерархической структурой.
В своей работе А. Готсдинер отмечает, что «звуковысотный, тембровый и динамический слух очень важны для полноценной музыкальной деятельности во всех ее вида. Однако звуковысотный слух выделяется как доминирующий, поскольку ведущую роль в ощущении музыкального звука играет высота».
Очень важен мелодический и гармонический слух. Мелодический слух это проявление звуковысотного слуха по отношению к одноголосной мелодии, гармонический по отношению к многоголосию и отдельным созвучиям. Главный признак мелодического слуха заключается в том, что звуки, образующие мелодию, воспринимаются в их отношении друг к другу, которые выражаются в тяготении звуков между собою и их общем стремлении к тонике. Это переживание отношений между звуками называют «ладовым чувством». Ладовое чувство является важнейшим условием восприятия музыки: на его основе осуществляется переживание, узнавание и понимание музыки.
Музыкальный ритм. «Обычно под ритмом понимают регулярную повторяемость однородных или взаимосвязанных различных предметов или явлений, которые создают впечатление соразмерности, стройности, общей гармонии». Ритмическими поэтому можно назвать смену времен года, смену дня и ночи, поэзию и музыку.
«В музыкальной практике под чувством ритма обычно разумеется способность, лежащая в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с воспроизведением и изображением временных отношений в музыке». В процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки имеет место тесное взаимодействие между собой темпа, ритма и метра. Темп – это основная скорость движения всех метрических единиц, которая обусловлена характером и жанром музыкального произведения. Он настраивает психику на восприятие всего музыкального произведения. Ритмом музыкального произведения называют временную организацию музыкального движе6ния, образующего форму данного сочинения. Ритм помогает более детализированному восприятию, которое стимулируется также метром, соотношением опорных и равных не опорных длительностей, создающих равномерную пульсацию всего движения.
Таким образом, «музыкально-ритмическое чувство – это способность активно переживать временную организацию музыкального движения, оно является важнейшей составной частью музыкальной одаренности, с помощью которой осуществляется восприятие, переживание, воспроизведение (исполнение) и сочинение временных отношений в музыке».
Анализируя основные формы музыкального слуха, мелодический и гармонический, Теплов пришел к выводу, что в основе лежат две способности: ладовое чувство, которое называют перцептивным или эмоциональным компонентом музыкального слуха и способность музыкального слухового представления, которую называют репродуктивным или слуховым компонентом музыкального слуха. Таким образом, музыкальный слух нельзя рассматривать как единую способность. Он является сочетанием, по крайней мере, двух основных способностей.
Выделим три основные способности.
1. Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущением музыкальной высоты, то есть высоты отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки.
2. Способность к слуховому представлению, то есть способно произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
3. Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хора музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Психомоторика. «Психомоторика в широком смысле слова – это наиболее общая форма психологического отражения, которая обеспечивает чувственное познание и связь человека с окружающим миром посредством движения». Придавая исключительное значение двигательной активности человека, многие ученые выделили психомоторные способности, отметив их самостоятельность и полифункциональность. Формирование психомоторных способностей осуществляется в музыкальной деятельности в процессе работы над умениями и навыками.
Музыкальная память. О важной роли музыкальной памяти во временном искусстве музыки говорил еще Р. Дрейк. Музыкальная память, по его мнению, самостоятельная музыкальная способность.
К. Сишор придавал особое значение способности воспринимать музыку по памяти в музыкальном творчестве. Он называл ее способностью к «созданию слухового образа» и связывал с долговременной памятью и работой «слухового воображения».
Б. М. Теплов считал, что «способность к слуховому представлению» образует «основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения». Л. Мейер говорил о значении музыкальной памяти в предвосхищение процесса развития музыкального образа. Б. Гордон, А. Бентли, В. Янг, включая музыкальную память в структуру музыкальности, разделили феномены звуковысотной и ритмической памяти.
Существуют две точки зрения. Известно, что Б. М. Теплов считал, что нет оснований, говорить о музыкальной памяти как о самостоятельной музыкальной способности. В то же время ряд исследователей констатирует существован6ие «ножниц» в уровнях развития у некоторых детей музыкального слуха и чувства ритма с одной стороны, и музыкальной памяти с другой (А. Л. Готсдинер, И. П. Тейнрихс, Г. М. Цыпин, А. К. Брыль). Г. М. Цыпин пишет: «Наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных, ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род музыкальной деятельности был бы невозможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти».
«Музыкальная память – это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученного органами чувств». Она активно включается во все познавательные процессы и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. Память человека – это сложный процесс отбора и переработки огромного количества внешних воздействий, впечатлений, собственных усилий и переживаний, направляемые потребностями, мотивами и интересами для осуществления настоящей и планируемой деятельности. Все эти психические явления сопровождаются мнемическими процессами.
По времени и характеру мнемических процессов в музыкальной памяти различают системы памяти.
Ультракороткая (мгновенная) память – отпечаток коротких, прерывистых и неожиданных звуков, главным образом признаков звука – высоты, тембра. Длительность их невелика – 0,1-0,5 секунд. В сознании остается быстро исчезающий след, для оживления которого необходимо повторение сигнала.
Кратковременная память – отличается большим объемом звучащей в сознании музыки, что обеспечивает запоминание не отдельных признаков звуков, а блоков, имеющих смысловое значение – мотивов, фраз, мелодий.
Оперативная память – используется как материал непосредственного восприятия и кратковременной памяти, так и ранее усвоенного. Основное ее содержание – обслуживание непосредственно протекающей музыкальной деятельности – представляемой или реальной, исполнительской или композиторской.
Многократные воздействия одного и того же музыкального материала длительностью более 15-20 минут, его повторение и воспроизведение вызывает в белковых молекулах нервных клеток необратимые изменения, которые приводят к прочному закреплению воспринятого. Это долговременная память, которая сохраняет надолго все запечатленное.
В зависимости от содержания мнемических процессов называют двигательную (психомоторную), образную (слуховую, зрительную), Эмоциональную и словесно-логическую виды памяти.
Определяя понятие способностей, психология подчеркивает основной признак: способности являются такими психическими свойствами личности, которые необходимы для успешного выполнения конкретной деятельности. Поэтому следует уделить особое внимание вопросу о взаимосвязи музыкальной деятельности детей с процессом их развития.
Деятельность, связанная с музыкой, разнообразна. Это – творческая деятельность, в процессе которой создаются музыкальные произведения; исполнительская деятельность; процесс восприятия музыки.
Психология утверждает, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. По мнению Б. М. Теплова, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения» (1, с.5).
Опираясь на эти положения, можно путем подбора соответствующих музыкальных произведений вызвать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.
Движения под музыку, применяемые на музыкальных занятиях как средство музыкального воспитания, облекаются в доступную и интересную форму музыкальных игр, а значение игр в музыкальном воспитании уже достаточно убедительно показано в трудах Н. К. Крупской, А.С. Макаренко и других педагогов. Музыка же в игре усиливает ее воспитательную ценность.
Проблема творческих способностей, или, по распространенной зарубежной терминологии, проблема д е т с к о г о т в о р ч е с т в а, является одной из самых значительных в области художественного воспитания детей и широко освещена в зарубежной литературе.
Утверждают, что именно в художественной творческой деятельности детей выявляется индивидуальность, потому что источник искусства лежит в мире субъективного, в мире подсознательного. Человек выявляет свое «я» в искусстве. Ребенок также проявляет в художественной деятельности свое «я», свою индивидуальность, развивающуюся по своим, только ей одной присущим законам.
ГЛАВА II ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ
2.1 ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Фольклор в наши дни является объективной ценностью представляющей собой самобытную целостную систему эстетического и нравственного воспитания. Мы рассматриваем фольклор как универсальное, дидактическое и развивающее средство и его социализации. Фольклор учитывает возрастные психологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности.
Поэтика русской речи необходима ребенку для благополучного эмоционального развития. Обращение в детстве к старейшим языковым и музыкальным формам необходимо и закономерно, так как они духовно соответствуют ранним ступеням развития сознания. Возрождение народных, обрядовых и календарных праздников в наше время практикуется очень интенсивно. Такая непосредственная встрече со своей национальной культурой способна пробудить первичные смыслы, которые организуют субъективный мир личности, явится гарантом ее устойчивости, ибо народный праздник всегда выполнял и важные социальные функции. Поскольку в нем человек ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива. Внутри праздника всегда осуществляется свободное общение, проявляются все формы и виды народной культуры. Другой вариант решения проблемы, личностной заинтересованности ребенка при врастании в национальную культуру связан с принципом образно-игрового «вхождения» в фольклор (разыгрывание). Игра становится формой сохранения живого фольклора и имеет огромные преимущества по сравнению с другими видами познавательной деятельности, поскольку никогда не утомляет и естественно включает детей в орбиту познаваемого, идеально мобилизует эмоции ребенка, его интеллект. Вхождение в национальную культуру в форме игры ставит и ребенка, и педагога в ситуацию первооткрывателей, в ситуацию идеологического общения, креативного творчества.
Игровая сущность пронизывает все детство, а, значит, любое задание на уроке можно сделать игровым. Использование движения на занятиях является не только непременным условием создания образно-игрового фона урока и фольклорного музыцирования в целом, но и благоприятнейшей средой для развития мышления, музыкальности, слуха и творческих способностей уроков. Восстановление триединства музыки, слова и движения является формой сохранения фольклорного наследия и обязательным условием воспитания гармонически развитой личности. Движение, танец, песня рождаются из ритма. Ритм лежит в основе жизни. Ритму нельзя научить (Э. Ж. Далькрос, Б. Х. Хасельбах), начиная с элементарных движений: хлопков, шлепков, притопов, щелчков пальцами и так далее. Построение игры, игровой ситуации или использование какого-либо игрового приема должно опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также на возрастные особенности и психофизиологические закономерности развития. К игровой терапии можно отнести возрождение традицион6ного бытования жанра пестушки, ибо пестушка может оказать действенную помощь при лечении логоневрозов, при снятии у ребенка боязни невербального контакта, как упражнение на психическую релаксацию и улучшению психо-эмоционального состояния у детей.
Подводя итог, можно сделать вывод, что только игра может придать обучению фольклору неформальный характер; только игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее; только игра укрепляет связь времен, делает народную культуру живой и насущно-потребностной для ребенка, а значит, только игра может служить гарантом воспроизведения этноса.
2.2 МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Игра рассматривается педагогикой как одно из самых распространенных общепризнанных средств воспитания детей с задержкой психического развития. Игра – один из путей подготовки ребенка к предстоящей разносторонней трудовой деятельности.
В соответствии с решением отдельных задач в процессе воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития постепенно определялись следующие разновидности детской игры: 1) творческие, в процессе которых хорошо развиваются творческие способности детей, позволяющие им отражать наблюдаемую действительность; 2) подвижные, способствующие физическому развитию детей и 3) дидактические, посредством которых развиваются ощущения.
Назначение игр как бы специализируется, что не исключает, а, наоборот, утверждает их общее значение как средства всестороннего развития ребенка. Так, подвижные игры, способствующие главным образом физическому развитию, помогают также укреплению воли, развитию инициативы, решительности, находчивости. Они воспитывают чувства товарищества, ответственности, справедливости, формирующие моральный облик ребенка. Точно так же и музыкальные игры содействуют как музыкальному, так и общему развитию ребенка.
Во всех учебниках и учебных пособиях дается классификация игр по общепринятому принципу деления их на т в о р ч е с к и е (созданные детьми) и г о т о в ы е (преподнесенные детям в готовом виде). Игры с готовыми правилами, в свою очередь, делятся на подвижные и дидактические, народные, подвижные, дидактические; на игры с правилами – народные и современные.
Следует рассматривать музыкальную игру как одно из средств музыкального воспитания. Поэтому музыка, сопровождающая движения, помимо ее «моторного» характера, должна отличаться художественными качествами. По этим качествам она не должна уступать произведениям, предназначенным для пения и слушания.
Чему можно научить детей, пользуясь музыкальной игрой?
Как известно, существует программа в которой наряду с другими требованиями указывается объем навыков, которые должны быть усвоены детьми в процессе разучивания музыкальных игр и плясок. Основное программное требование – н а у ч и т ь д е т е й д в и г а т ь с я в с о о т - в е т с т в и и с х а р а к т е р о м м у з ы к и. Чтобы передать характер музыки, нужно не только передать в движении общее настроение (чаще всего веселое и спокойное), но и отметить в нем некоторые яркие черты, соответствующие наиболее важным элементам музыкальной выразительности (развитию мелодии, темповым, динамическим и ритмическим изменениям), при этом детей учат двигаться, точно «укладываясь» в музыку, выразительно передавать тот или иной игровой образ, изящно выполнять движения.
Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям, одним из условий, способствующих развитию художественно-творческих и музыкальных способностей.
Музыкальная игра представляет собой активную творческую деятельность детей, направленную на выражение характера музыки посредством движений. Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо обучать детей навыкам восприятия музыки и навыкам движений в соответствии с ее характером.
По принятой методике дошкольного музыкального воспитания классификации, существуют игры под инструментальную музыку и игры под пение.
Игры под инструментальную музыку включают в себя сюжетные игры и несюжетные. В первом случае перед детьми стоит задача передать образы тех или иных персонажей и их действия в соответствии с музыкой; во втором двигаться в соответствии с характером и формой музыкального произведения.
Игры под пение делятся на хороводы и игры-инсценировки песен.
Можем отметить, что музыкальная игра по своим задачам принадлежит к числу дидактических, по характеру - к подвижным. Содержание игр находится в полном соответствии с содержанием музыки, ее характером. Выбор музыкальных произведений, предназначенных для сопровождения игр, в свою очередь, определяется общепедагогическими значениями.
Музыкальные игры достаточно разнообразны по своему содержанию, видам, формам. Естественно, что в процессе этой деятельности развиваются разнообразные способности.
Деятельность детей в процессе музыкальных игр складывается из восприятия музыки, прочувствования и постепенного осознания ее особенностей и ответной двигательной реакции.
Эта деятельность протекает по различному в условиях игр. Содержание и построение игр, степень их сложности, наличие учебных заданий – все это определяет и характер художественно-творческих и музыкальных способностей.
Способности в основе своей зависят от задатков, имеющихся в организме. Навыки же своей материальной основой имеют систему временных связей. Необходимость выделения в схеме навыков и способностей, поэтому также очевидны. Вместе с тем было подчеркнуто, что выделение общих и специальных способностей условно, так как они находятся в тесной взаимосвязи. Эти принципиальные соображения были положены в основу составления схемы (см. приложение №1).
В процессе музыкальных игр у детей с задержкой психического развития развиваются способности восприятия музыки и активного внимания, воображение, познавательные способности, обогащается словарный запас новыми словами, терминами, развивается эмоциональная сторона личности, находчивость, инициативность, чувство ритма, темпа.
Игра – это одно из средств обучения детей элементарнейшим представлениям и навыкам, связанным с восприятием музыки и движением под музыку.
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР
1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее.
Эта способность выражается в следующем:
А) в заинтересованном, особенно внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;
Б) в различении изменений в музыке, чередовании ее выразительных средств;
В) в устанавливании развития художественных образов, развитии последовательного «музыкального рассказа» и связи его с движением.
2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку.
Эта способность выражается в следующем:
А) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением;
Б) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;
В) в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, в коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);
Г) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы;
Д) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.
4) Способность оценивать красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста.
Эта способность выражается в следующем:
А) в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;
Б) в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности, в сочетании с аналогичными особенностями движения;
В) в оценке качества движений у себя и у своих товарищей.
ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Сложившаяся на сегодняшний день образовательная ситуация, при которой учреждения для детей с задержкой психического развития используют учебники и программы массовых образовательных школ, с одной стороны, и постоянное увеличение объема знаний в рамках цензового образования, с другой, когда его усвоение становится серьезной проблемой, даже для здорового ребенка, приводит ко все более выраженному не успеху ребенка с отклонениями, подчеркивая ограниченность его возможностей.
Следственно для того, чтобы отвечать современным требованиям, образовательные учреждения для детей с проблемами в развитии нуждается в переосмыслении своего педагогического подхода – коррекция работы предполагает устойчивый комплекс действий, операций, промежуточных целей, которые позволяют с наименьшими затратами достичь желаемого, механизм, который помогает совершить скачок из области недоразвития возрастной норме.
В учебный план музыкально-театрального отделения в школе-интернате входят следующие дисциплины: сольное пение или народное пение, сценическое мастерство, сценическая речь, сценическое движение, общее фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература, хор.
На уроках сольного пения, помимо произведений из учебной программы, разучиваются сольные партии из спектаклей, а на хоровых занятиях – хоровые партии.
Постоянными зрителями, а зачастую и участниками репетиций, становятся дети, занимающиеся на других отделениях. И что характерно, посещая репетиции, они, по свидетельству педагогов (как правило, специалистов с высшим образованием), начинают значительно лучше заниматься по основной специальности.
Участие ребенка в музыкальном спектакле влияет на познание им окружающего мира. Мир чувств ребенка становится более ярким, разнообразным и глубоким. Во время репетиций у школьника укрепляется уверенность, а так же способность адаптироваться в различных обстоятельствах: он учится без стеснения выражать свои чувства в мимике и жестах. Играя какую-либо роль, он использует нужные движения, самостоятельно найденные им, учится ощущать необходимые для создания того или иного образа, гротескные, юмористические и другие характерные черты.
В процессе репетиций новый смысл приобретает взаимоотношения индивидуума и группы, и, прежде всего, развивается чувство коллективизма необходимое условие сценического искусства. Происходит более интенсивное эмоциональное и интеллектуальное развитие школьников. Мелодии песен, их текст, различные игровые движения развивают память.
Наблюдая за учащимися, обучающимся на музыкально-театральном отделении, установлено, что у них изменилось и отношение к учебе – заметно улучшилась и успеваемость по общеобразовательным дисциплинам.
Благодаря игровым ситуациям и исполнению ролей, дающим возможность представить себе то, «чего нет», развивается воображение, которое необходимо в каждой художественной деятельности. Вот, что говорят по этому поводу ученые: «искусство возникло в истории цивилизации для того, чтобы развивать и поддерживать фундаментальную основополагающую человеческую способность – воображение. Конечно, искусство решает множество задач – и социальных, и прикладных. И все же, в конечном счете, оно направлено на то, чтобы сформировать воображение. Человек без воображения – исполнитель. Любая проблемная ситуация требует такого способа действия, такого решения, которого человек в прежнем опыте не имел. Но найти его надо. Вот тут-то необходимо воображение».
Уроки-репетиции должны определяться, в конечном счете, атмосферой, артистической, культурной и моральной, в которой учат будущего, быть может артиста, быть может режиссера, быть может театрального критика и уж наверняка тонкого грамотного зрителя. И все это имеет огромное значение для решения наиболее общих задач всестороннего развития личности.
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ СЛУШАНИИ МУЗЫКИ
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них», - говорил В. Г. Белинский. Умение слышать музыку и размышлять о ней, надо воспитывать в детях с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять. Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Понимая проблему развития музыкального восприятия, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе,в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя (см. приложение № 2).
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
На музыкальных занятиях в классах коррекционно-развивающего обучения используют различные виды деятельности: 1) пение; 2) игру на музыкальных инструментах; 3) психогимнастику.
Занятия по музыке значительно расширяют круг представлений таких детей и тем самым способствуют улучшению их познавательной деятельности. Это требует координации работы учителя музыки с педагогами, ведущими другие дисциплины.
1) Самым доступным жанром для детей является песня. Песня сплачивает детей, дает яркие, художественные, музыкальные впечатления. Пение - процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений.
Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на лиц с различными нарушениями в развитии. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.
Существуют такие приемы обучения пению: перед слушанием песни педагог проводит беседу о ее содержании, разъясняет, рассказывает чувства, настроение, выраженные в ней. Затем педагог выразительно исполняет песню.
При использовании пения в коррекционных целях следует придерживаться требований, имеющихся в логопедической работе с детьми, страдающими различными нарушениями речи: учитывать поэтапность в нормализации речи; периоды щадящего режима у больных с органическими нарушениями голоса.
Пение народных песен способствует эстетическому воспитанию детей, пробуждает чувство любви к Родине, к родной природе. Песни способствуют улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияют на выразительность речи. От музыки у детей бывают положительные эмоции, а значит, дети больше улыбаются и смеются. Эти дети будут всегда здоровыми. При пении у детей исправляется дефект речи, исправляется заикание.
2) Инструментальная деятельность способствует эффективному развитию учащихся лишь в том случае, если гармонично вводится в процессе обучения и понимается как активно-познавательная, творческая практика цель введения в урок детских музыкальных инструментов - активизировать музыкальные способности учащихся, обогащать их музыкальный опыт.
Игре отводиться особая роль, поскольку она вовлекает ребенка в сферу музыки, помогает развивать его творческие способности. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию кисти рук, например, молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиатором на цитре; развитию дыхания во время игры на дудочках; развитию голоса артикуляции во время песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нориолизации просодической стороны речи при импровизации мелодичных и ритмических подпевок.
В работе с учащимися начальных классов в коррекционно-развивающем обучении могут быть использованы лишь самые простые инструменты. Это музыкальные инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладающие определенной высотой тона (треугольники, тарелки, бубны, маракасы, барабан, коробочки и т. п.), так и звуковысотные (колокольчики, металлофоны, ксилофоны). Все инструменты должны издавать чистый и приятный звук, привлекать детей своим внешним видом, то есть быть красивыми, легкими, не требовать от играющих на них решения сложных технических задач.
3) Психогимнастика - курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Основная цель - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Придается большое значение общению детей со сверстниками. Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал.
Учащимся, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Изживаются невротические проявления (страха, опасения, неуверенности).
Упражнения в психогимнастике решают такие задачи: уменьшают напряжение, сокращают эмоциональную дистанцию учащихся, вырабатывают умения выражать свои чувства, мысли, желания. Курс занятия способствует развитию и коррекции различных сторон психики ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе музыкального обучения у детей развиваются элементарные способности, которые способствуют развитию духовных, нравственных и физических качеств ребенка. У детей развивается правильное дыхание, исправляются дефекты речи и заикание; развиваются кисти рук и координация движений; воспитываются такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе, ловкость, гибкость, самостоятельность. У детей развиваются все стороны психики.
Связь учебной и внеклассной работы по музыке и выступление учащихся перед зрителями и слушателями повышает их уверенность в своих силах, их общественную активность.
В итоге занятий у детей с отклонениями формируется интерес к музыке и сознательное отношение к произведениям музыкального искусства. Дети не только учатся слушать музыку, понимать ее, но и с большим удовольствием участвуют в хоре, оркестре народных инструментов, духовом оркестре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ветлугина В. Н. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр/ издательство академии педагогических наук - Москва, 2000.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педин-тов/ Г. А. Волкова. – М.: Просвещение, 2002.
3. Готсдинер П. Л. Музыкальная психология/ международная академия педагогических наук - Москва, 2002.
4. Гусейнова, Раджабова Театр в школе-интернате - Москва, 2001.
5. Давыдов в. Искусство и дети. А зачем?/ Современная культура, 2000.
6. Жилинская С. А. Игровые модели детского фольклора - Екатеринбург, 2001.
7. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг - СПГ.: Питер, 2000.
8. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка, М.: Просвещение, 2001.
9. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей/ Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 2001.
10. Музыкально-певческое воспитание детей в образовательной школе/ издательство «Музычна Украйина», 2000.
11. Соколова В. Н. Приобщение младших школьников к народной музыкальной культуре/ Начальная школа, 2002.
12. Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями – Москва, 2003.
13. Журнал Воспитание школьников №5, 2001.
14. Журнал Воспитание школьников №9, 2001.
15. Журнал Начальная школа №2, 2001.
16. Журнал Начальная школа №3, 2001.
17. Журнал Читаем, учимся, играем № 3, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
В целом для анализа игр была предложена следующая схема:
Фамилия, имя, отчество и место работы педагога, заполнившего данную схему.
Анализ игр.
1. Название игры; название музыкального произведения, сопровождающего игру; композитор. Краткое описание игры.
2. Тип игры:
А) сюжетная, сопровождаемая программной музыкой;
Б) сюжетная, сопровождаемая песней;
В) несюжетная.
3. Программные умения, обучение которым происходит в процессе разучивания данной игры:
А) музыкальные;
Б) двигательные.
4. Общее развитие ребенка в процессе музыкальных игр во взаимосвязи с развитием художественно-творческих способностей:
А) способность воспринимать ясно, ярко музыку, внимательно следить за ее развитием и развитием игры, оценить их;
Б) способность «перевоплотиться», «войти в образ» переданный в музыке, в игре; проявить воображение – внести свою трактовку при передаче образа;
В) развитие познавательных способностей; проявление инициативы, находчивости, сообразительности, поиски новых способов выполнения музыкально-двигательных заданий»
Г) проявление правильного отношения к музыкальной игре: положительное отношение к игровым образам, к элементам соревнования, к исполнению ролей;
Д) проявление воли, находчивости, выдержки при выполнении музыкально-двигательных заданий.
5. Развитие музыкальных способностей:
А) эмоциональная отзывчивость на характер музыки, на ее настроение; стремление передать это в движении;
Б) чувство ритма – способность точно двигаться в соответствии с темпом, наиболее ярким ритмичным рисунком, с акцентами, с метром, с пульсацией, с построением произведения.
6. Развитие художественного движения:
А) выразительность передачи образов и отдельных элементов движения;
Б) способность быстро переключаться с одного движения на другое, тормозить его, ориентироваться во времени и в пространстве, произвольно двигаться в соответствии с особенностями музыкального произведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Вот пример разбуженного музыкой творческого воображения. Когда, в связи с темой урока в первом классе школы («Марш»), педагогу пришлось сыграть первые такты траурного марша Шопена, почти все ребята сразу же сказали, что это «похоронный марш» и что музыку эту они раньше уже слышали. Потом один мальчик стал рассказывать, как под эту музыку в деревне хоронили его дедушку. Для этого мальчишки шопеновская музыка была содержательнее, богаче, чем для тех, для кого она была просто «похоронным маршем». Для него это была не только музыка, но и частица его собственной жизни, поэтому волновала больше и в сознание входила глубже. Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием, причем чаще всего педагог просит их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. Наблюдения педагога над ребятами заставляют нас сильно усомниться в правильности широко распространенного в музыкальной педагогике мнения, будто дети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий. Мы думаем, что они легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но зачастую парализует его. Вот почему для творческого развития детей, играя им программную музыку (это, конечно, должна быть очень хорошая, ярко образная музыка, с очень точным авторским названием), педагог не сообщает предварительно ее названия, с тем, чтобы они сперва определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено.