Контрольная работа: Динамический анализ механизмов долбежного станка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Донбасский государственный технический Университет
Кафедра прикладной механики
Динамический анализ механизмов долбежного станка
Алчевск, 2006
Схема механизма и исходные данные

Механизмы долбежного станка
Долбежный станок предназначен для долбления пазов и внутренних канавок в отверстиях. Для движения ползуна с резцом используется шестизвенный кривошипно-кулисный механизм OALBCDEP с качающейся кулисой. Кривошип 2 получает вращательное движение от электродвигателя через клинно-ременную передачу и горизонтальный одноступенчатый редуктор с цилиндрическими колесами. Вращательное движение кривошипа преобразуется в возвратно-поступательное движение ползуна 6 через качающуюся вокруг опоры С кулису 4 с камнем 3 и шатун 5. Ход ползуна Н выбирается в зависимости от длины обрабатываемой поверхности детали с учетом перебегов 0.05Н в начале и конце рабочего хода (см. диаграмму сил полезного сопротивления). Рабочий ход ползуна 6 совершается за больший промежуток времени, чем холостой ход, и соответствует большему углу поворота кривошипа.
Кинематический анализ и выбор электродвигателя
Планы положения мех – ма и силы полезного сопротивления
Выбрав
масштаб
построили 8–9 планов
положений механизма при общем изображении стойки. Пусть ОА=35 мм, тогда







Сначала определили крайнее положение механизма перед рабочим ходом и начиная от него построили 6–8 планов положений механизма соответствующих положениям ведущего звена механизма. Определили 2-ое крайнее положение звеньев механизма и построили для него план механизма. Построили диаграмму усилий, действующее на исполнительное звено, и если необходимо, построили 2 плана положений соответствующие началу и концу действия сил полезного сопротивления.
Структурный анализ механизма
1. Выписываем кинематические пары определяя класс и вид
1–2 – вращ., 5 кл
2–3 – вращ., 5 кл
3–4 – поступ., 5 кл
4–1 – вращ., 5 кл
4–5 – вращ., 5 кл
5–6 – вращ., 5 кл
6–1 – поступ., 5 кл

2. Определяем степень подвижности
W=3n-2p5 – p4 =3*5–2*7=1
3. Строим структурную схему механизма

4. Определяем группы Ассура, определяем класс, порядок и вид
5–6 гр. Ассура, II класса, II порядка, с внешней поступательной парой

3–4 гр. Ассура, II класса, II порядка, с внутренней поступательной парой

1–2 механизм I класса
5. Определяем точки наслоения
I (1,2) – II (3,4) – III (5,6)
Весь механизм II класса.
Планы скоростей. Линейные скорости точек и угловые скорости звеньев
Построение плана скоростей
Скорость точки A постоянна и равна:
![]()
Выбираем
масштаб плана скоростей. Пусть отрезок
-
изобр. скорость т.А на плане скоростей. Тогда масштаб плана скоростей будет:

Вектор pvа направлен перпендикулярно ОА по направлению ω2.
Рассмотрим группу Ассура 3–4 (внутренняя точка А4) и запишем систему уравнений:
VA4 = VA+ VA4А ![]()
VA4 = VС+ VA4С ![]()
Систему решим
графически. Рассмотрим первое уравнение системы: через точку a плана скоростей проводим
прямую, параллельную звену BL (на этой прямой будет
находиться VA4А и точка A4).
Решаем второе уравнение.VС=0, т. к. точка С неподвижна, а значит
вектор pvс, изображающий скорость VС =0 и точка С
совпадает с pv. Через полюс плана скоростей (точки с)
проводим прямую перпендикулярную А4C. При пересечении двух
прямых получаем положение точки а4.
Положение точек
b,
на плане скоростей
определяем по теоремам подобия. Точка b будет находиться так:



Проведём окружность радиусом а4b с центром в точке а4 и радиусом cb с центром в точке c, пересечение их является точка b. Из полюса pv проводим вектор в точку b.
Точка
,
будет находиться на отрезке
bа4, причём:



Точка d будет находиться на отрезке bc, причём:
![]()
Рассмотрим группу Ассура 5–6 (внутренняя точка Е) и запишем систему уравнений:
VЕ = VD+
VED ![]()
VE
= VP+ VEP ![]()
Систему решим
графически. Рассмотрим первое уравнение системы: через точку d плана скоростей проводим
прямую
(на этой прямой будет
находиться VED и точка E).
Решаем второе
уравнение.VP=0, т. к. точка P неподвижна, а значит
вектор pv p, изображающий скорость VP =0 и точка P совпадает с pv. Через полюс плана
скоростей (точки p) проводим прямую
. При пересечении двух
прямых получаем положение точки e(s6).
Точка
будет находиться на отрезке
de(ds6), причём:

Определим истинные значения линейных скоростей точек и угловых скоростей звеньев механизма:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()

![]()

План скоростей рассмотрен для выделенного положения.
Аналогично строится планы скоростей для остальных положений механизма.
Результаты заносятся в таблицу скоростей точек и звеньев механизма.
Таблица 1 – Линейные скорости характерных точек и угловые скорости звеньев
| Параметр | Значение в положении | ||||||||
| 1 | 2 | Основное | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
|
VА4, м/с |
0 | 1.32 | 2.2 | 2.7 | 0.6 | 1.5 | 0 | 1.3 | 2.5 |
|
VB, м/с |
0 | 0.5 | 0.7 | 0.8 | 0.6 | 0.4 | 0 | 0.6 | 1.1 |
|
VD, м/с |
0 | 1.1 | 1.6 | 1.9 | 1.3 | 1. | 0 | 1.1 | 2.7 |
|
VE, м/с |
0 | 0.8 | 1.4 | 2 | 1.4 | 1.1 | 0 | 1.2 | 2.6 |
|
VS4, м/с |
0 | 0.7 | 1.2 | 1.2 | 0.9 | 0.7 | 0 | 0.7 | 1.8 |
|
VS5, м/с |
0 | 1 | 1.5 | 0.2 | 1.4 | 1.1 | 0 | 1.1 | 2.6 |
|
VL,м/с |
0 | 1.7 | 2.6 | 2.9 | 2.1 | 1.7 | 0 | 1.8 | 4.1 |
|
VA4A,м/с |
0 | 2.8 | 2.3 | 0.4 | 1.4 | 1.8 | 0 | 2.8 | 1.2 |
|
VA4C,м/с |
0 | 1.3 | 2.2 | 2.7 | 0.6 | 1.5 | 0 | 1.3 | 2.5 |
|
VED,м/с |
0 | 0.4 | 0.5 | 0.4 | 0.3 | 0.3 | 0 | 0.3 | 0.2 |
|
VEP,м/с |
0 | 0.8 | 1.4 | 2 | 1.4 | 1.1 | 0 | 1.2 | 2.6 |
|
ω4, с-1 |
0 | 0.2 | 0.3 | 0.4 | 0.1 | 0.2 | 0 | 0.2 | 0.5 |
|
ω5,с-1 |
0 | 1 | 1.1 | 0.8 | 0.7 | 0.6 | 0 | 0.6 | 0.4 |
5. Построение диаграммы приведенного момента сил сопротивления
![]()
Определение точки приложения и направление уравновешивающей силы (приведенной силы)
Для
определения полюса зацепления
в
зубчатой передаче, принять радиус делительной окружности ведомого колеса 2
.
Выделить более четкими линиями один из планов механизма на рабочем ходу (где действует сила полезного сопротивления), но не крайние положения. Для этого положения пронумеровать звенья и обозначить кинематические пары и центры масс звеньев. Нумерацию планов положений начать с крайнего положения перед рабочим ходом.
Определяем радиус делительной окружности ведомого колеса
![]()
Принимаем r2=0,09 м, используя масштаб
, определим масштаб на
плане механизма:

На плане механизма находится точка полюса зацепления (т. р0), а также направ-ление уравновешивающей силы (приведенной силы и ее точки приложения т. В2)

Используя теорему подобия находим положения и скорость т. В2 на планах скоростей в каждом положении:

![]()
|
Пара- метры |
Положения | |||||||||
| 1 | 2 | Основное | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
|
pvb2мм |
50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | |
|
ab2мм |
105 | 110 | 106 | 82 | 46 | 38 | 17 | 22 | 55 | |
|
VB2 м/с |
2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | |
Определение силы полезного сопротивления по диаграмме сил и силы тяжести звеньев в каждом положении и прикладывание его к механизму
Определяем силы тяжести:
![]()
![]()
![]()
Значение сил полезного сопротивления и сил тяжести звеньев во всех положениях механизма одинаковы, кроме 1-ого и 7-ого, где F=0
Силы проставляются только в выделенном положении.
Согласно
теоремы Жуковского «О жестком рычаге», перенести все силы из плана механизма на
план скоростей повернув их на 900 в том числе
.
Взять сумму
моментов всех сил относительно pv и найти величину,
направление
.
![]()

Уравновешивающий момент:
![]()
Поскольку
приведенная сила сопротивления
и
приведенный момент сопротивления
то
имеем значения приведенных моментов сил сопротивления. Каждый момент заносим в
таблицу
Таблица 3 – Приведенные значения моментов сил полезного сопротивления
| Положения | 1 | 2 | Основное | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
|
0 | 19,5 | 31,4 | 46 | 33 | 25,9 | 0 | 15,9 | 10 |
По значениям
в таблице строим график
на миллиметровке.
Определение
мощности электродвигателя и разбивка передаточного отношения по ступеням.
Определив
для каждого положения
строим график изменения приведенного момента сил сопротивления от функции угла
поворота звена приведения по оси абсцисс, масштаб равен:

![]()
Имея
зависимость
определяем требуемую мощность
электродвигателя, для этого находим работу сил сопротивления:
,
где S – площадь, мм2
Тогда работа движущих сил:
,
где Ag – полезная работа
механизма, ![]()
Средняя мощность движущих сил:

Требуемая мощность
электродвигателя:
,
где ![]()
КПД зубчатой передачи,
- цилиндрическая передача
- КПД ременной передачи, ![]()
- КПД одной пары
подшипников качения, ![]()
количество пар
подшипников качения

По ГОСТ 19523–81
выбираем
, причем
, согласно
выбираем синхронную частоту
вращения
, процент скольжения S. Соответственно выбрали:
=0,55 кВт,
=1500 об/мин, S=7,3%
Определяем номинальное число оборотов электродвигателя:
![]()
![]()

Определяем передаточное число, общее:

где
- передаточное число
редуктора, выбираем по ГОСТ 2185–66
Up – передаточное число ременной передачи
радиус делительной
окружности шестерни

Построение диаграммы изменения кинетической энергии
Имея
диаграмму
сил сопротивления
графически проинтегрируем
ее методом хорд и получим график работы сил сопротивления
. Масштаб графика получим
вычисляя по формуле:
,
где
масштаб ![]()
масштаб оси ![]()
Н – полюсное расстояние при графическом интегрировании, мм
Приведенный
момент движения сил для промышленных установок принимаем постоянным в течение
всего цикла установившегося режима. Учитывая то обстоятельство, что за полный
цикл установившегося движения работа движущих сил равна работе сил
сопротивления. Соединяем 1-ую и последнюю точки в диаграмме
прямой линией. Указанная
прямая в положительной области представляет собой диаграмму работ движущих сил
. Вычитая из ординат
диаграммы
соответствующие ординаты
диаграммы
и откладывая разность на
соответствующей ординате получаем диаграмму изменения (приращения) кинетической
энергии механизма ![]()
Определение истинной скорости движения звена приведения
Построение диаграммы приведенного момента инерции по уровню:

Определяем значения приведенного момента инерции в каждом положении:

Результат заносим в таблицу.
Таблица 4 – Значения приведенных моментов инерции
| Положение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
|
0,15 | 0,25 | 0,43 | 0,52 | 0,39 | 0,3 | 0,15 | 0,32 | 0,86 |
По полученным
значениям строим график изменения приведенного момента инерции от функции угла
поворота звена приведения
.
Масштаб ![]()
Построение диаграммы «Энергия – масса» (кривой Виттенбауэра) и зависимости
![]()
Исключив из
графиков
и
аргумент φ
получим функциональную зависимость изменения приращения к кинетической энергии
от приведенного момента инерции
-
диаграмму Виттенбауэра.
Кинетическая
энергия механизма в любой момент времени можно представить в виде суммы
кинетической энергии механизма в начальный момент времени
и разности работ сил
движущих Ag и сил сопротивления Aс за время соответствующее
повороту звена приведения на угол φ, т.е.
![]()
Переносим
начало координат графика
на
расстояние соответствующее значению кинетической энергии
.

В этом случае
диаграмма Виттенбауэра отнесенная к новой системе координат, представляет
кривую изменения кинетической энергии всего механизма функции приведенного
момента инерции ![]()
Истинная скорость звена приведения в данном его положении:
(1)
Взяв на
кривой
произвольно выбрав точку с
координатами (х, у) и определив значение:
![]()
После подстановки в формулу (1) получим:
(2)
Полученные
данные
заносим в таблицу.
Таблица 5-Значения истинной скорости движения звена приведения
| Положение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
|
По значениям
таблицы строим диаграмму изменения истинной скорости движения звена приведения
.
Из нового
начала координат т. О1 касательно к диаграмме
проводим
Лучи и
находим лучи
, тогда по
формуле (2) находим
,
. Угловые
Скорости звена приведения:
![]()
