Контрольная работа: Динамический анализ механизмов долбежного станка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Донбасский государственный технический Университет
Кафедра прикладной механики
Динамический анализ механизмов долбежного станка
Алчевск, 2006
Схема механизма и исходные данные

Механизмы долбежного станка
Долбежный станок предназначен для долбления пазов и внутренних канавок в отверстиях. Для движения ползуна с резцом используется шестизвенный кривошипно-кулисный механизм OALBCDEP с качающейся кулисой. Кривошип 2 получает вращательное движение от электродвигателя через клинно-ременную передачу и горизонтальный одноступенчатый редуктор с цилиндрическими колесами. Вращательное движение кривошипа преобразуется в возвратно-поступательное движение ползуна 6 через качающуюся вокруг опоры С кулису 4 с камнем 3 и шатун 5. Ход ползуна Н выбирается в зависимости от длины обрабатываемой поверхности детали с учетом перебегов 0.05Н в начале и конце рабочего хода (см. диаграмму сил полезного сопротивления). Рабочий ход ползуна 6 совершается за больший промежуток времени, чем холостой ход, и соответствует большему углу поворота кривошипа.
Кинематический анализ и выбор электродвигателя
Планы положения мех – ма и силы полезного сопротивления
Выбрав
масштаб  построили 8–9 планов
положений механизма при общем изображении стойки. Пусть ОА=35 мм, тогда
 построили 8–9 планов
положений механизма при общем изображении стойки. Пусть ОА=35 мм, тогда

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сначала определили крайнее положение механизма перед рабочим ходом и начиная от него построили 6–8 планов положений механизма соответствующих положениям ведущего звена механизма. Определили 2-ое крайнее положение звеньев механизма и построили для него план механизма. Построили диаграмму усилий, действующее на исполнительное звено, и если необходимо, построили 2 плана положений соответствующие началу и концу действия сил полезного сопротивления.
Структурный анализ механизма
1. Выписываем кинематические пары определяя класс и вид
1–2 – вращ., 5 кл
2–3 – вращ., 5 кл
3–4 – поступ., 5 кл
4–1 – вращ., 5 кл
4–5 – вращ., 5 кл
5–6 – вращ., 5 кл
6–1 – поступ., 5 кл

2. Определяем степень подвижности
W=3n-2p5 – p4 =3*5–2*7=1
3. Строим структурную схему механизма

4. Определяем группы Ассура, определяем класс, порядок и вид
5–6 гр. Ассура, II класса, II порядка, с внешней поступательной парой

3–4 гр. Ассура, II класса, II порядка, с внутренней поступательной парой

1–2 механизм I класса
5. Определяем точки наслоения
I (1,2) – II (3,4) – III (5,6)
Весь механизм II класса.
Планы скоростей. Линейные скорости точек и угловые скорости звеньев
Построение плана скоростей
Скорость точки A постоянна и равна:

Выбираем
масштаб плана скоростей. Пусть отрезок  -
изобр. скорость т.А на плане скоростей. Тогда масштаб плана скоростей будет:
-
изобр. скорость т.А на плане скоростей. Тогда масштаб плана скоростей будет:

Вектор pvа направлен перпендикулярно ОА по направлению ω2.
Рассмотрим группу Ассура 3–4 (внутренняя точка А4) и запишем систему уравнений:
VA4 = VA+ VA4А 
VA4 = VС+ VA4С 
Систему решим
графически. Рассмотрим первое уравнение системы: через точку a плана скоростей проводим
прямую, параллельную звену BL (на этой прямой будет
находиться VA4А и точка A4).
 Решаем второе уравнение.VС=0, т. к. точка С неподвижна, а значит
вектор pvс, изображающий скорость VС =0 и точка С
совпадает с pv. Через полюс плана скоростей (точки с)
проводим прямую перпендикулярную А4C. При пересечении двух
прямых получаем положение точки а4.
Положение точек
b, на плане скоростей
определяем по теоремам подобия. Точка b будет находиться так:
 на плане скоростей
определяем по теоремам подобия. Точка b будет находиться так:



Проведём окружность радиусом а4b с центром в точке а4 и радиусом cb с центром в точке c, пересечение их является точка b. Из полюса pv проводим вектор в точку b.
Точка  ,
,  будет находиться на отрезке
bа4, причём:
 будет находиться на отрезке
bа4, причём:



Точка d будет находиться на отрезке bc, причём:

Рассмотрим группу Ассура 5–6 (внутренняя точка Е) и запишем систему уравнений:
VЕ = VD+
VED 
VE
= VP+ VEP 
Систему решим
графически. Рассмотрим первое уравнение системы: через точку d плана скоростей проводим
прямую  (на этой прямой будет
находиться VED и точка E).
 (на этой прямой будет
находиться VED и точка E).
Решаем второе
уравнение.VP=0, т. к. точка P неподвижна, а значит
вектор pv p, изображающий скорость VP =0 и точка P совпадает с pv. Через полюс плана
скоростей (точки p) проводим прямую  . При пересечении двух
прямых получаем положение точки e(s6).
. При пересечении двух
прямых получаем положение точки e(s6).
Точка  будет находиться на отрезке
de(ds6), причём:
 будет находиться на отрезке
de(ds6), причём:

Определим истинные значения линейных скоростей точек и угловых скоростей звеньев механизма:














План скоростей рассмотрен для выделенного положения.
Аналогично строится планы скоростей для остальных положений механизма.
Результаты заносятся в таблицу скоростей точек и звеньев механизма.
Таблица 1 – Линейные скорости характерных точек и угловые скорости звеньев
| Параметр | Значение в положении | ||||||||
| 1 | 2 | Основное | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
| VА4, м/с | 0 | 1.32 | 2.2 | 2.7 | 0.6 | 1.5 | 0 | 1.3 | 2.5 | 
| VB, м/с | 0 | 0.5 | 0.7 | 0.8 | 0.6 | 0.4 | 0 | 0.6 | 1.1 | 
| VD, м/с | 0 | 1.1 | 1.6 | 1.9 | 1.3 | 1. | 0 | 1.1 | 2.7 | 
| VE, м/с | 0 | 0.8 | 1.4 | 2 | 1.4 | 1.1 | 0 | 1.2 | 2.6 | 
| VS4, м/с | 0 | 0.7 | 1.2 | 1.2 | 0.9 | 0.7 | 0 | 0.7 | 1.8 | 
| VS5, м/с | 0 | 1 | 1.5 | 0.2 | 1.4 | 1.1 | 0 | 1.1 | 2.6 | 
| VL,м/с | 0 | 1.7 | 2.6 | 2.9 | 2.1 | 1.7 | 0 | 1.8 | 4.1 | 
| VA4A,м/с | 0 | 2.8 | 2.3 | 0.4 | 1.4 | 1.8 | 0 | 2.8 | 1.2 | 
| VA4C,м/с | 0 | 1.3 | 2.2 | 2.7 | 0.6 | 1.5 | 0 | 1.3 | 2.5 | 
| VED,м/с | 0 | 0.4 | 0.5 | 0.4 | 0.3 | 0.3 | 0 | 0.3 | 0.2 | 
| VEP,м/с | 0 | 0.8 | 1.4 | 2 | 1.4 | 1.1 | 0 | 1.2 | 2.6 | 
| ω4, с-1 | 0 | 0.2 | 0.3 | 0.4 | 0.1 | 0.2 | 0 | 0.2 | 0.5 | 
| ω5,с-1 | 0 | 1 | 1.1 | 0.8 | 0.7 | 0.6 | 0 | 0.6 | 0.4 | 
5. Построение диаграммы приведенного момента сил сопротивления

Определение точки приложения и направление уравновешивающей силы (приведенной силы)
Для
определения полюса зацепления  в
зубчатой передаче, принять радиус делительной окружности ведомого колеса 2
 в
зубчатой передаче, принять радиус делительной окружности ведомого колеса 2  
  .
.
Выделить более четкими линиями один из планов механизма на рабочем ходу (где действует сила полезного сопротивления), но не крайние положения. Для этого положения пронумеровать звенья и обозначить кинематические пары и центры масс звеньев. Нумерацию планов положений начать с крайнего положения перед рабочим ходом.
Определяем радиус делительной окружности ведомого колеса

Принимаем r2=0,09 м, используя масштаб  , определим масштаб на
плане механизма:
, определим масштаб на
плане механизма:

На плане механизма находится точка полюса зацепления (т. р0), а также направ-ление уравновешивающей силы (приведенной силы и ее точки приложения т. В2)

Используя теорему подобия находим положения и скорость т. В2 на планах скоростей в каждом положении:


| Пара- метры | Положения | |||||||||
| 1 | 2 | Основное | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
| pvb2мм | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | |
| ab2мм | 105 | 110 | 106 | 82 | 46 | 38 | 17 | 22 | 55 | |
| VB2 м/с | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | |
Определение силы полезного сопротивления по диаграмме сил и силы тяжести звеньев в каждом положении и прикладывание его к механизму
Определяем силы тяжести:

 
 

Значение сил полезного сопротивления и сил тяжести звеньев во всех положениях механизма одинаковы, кроме 1-ого и 7-ого, где F=0
Силы проставляются только в выделенном положении.
Согласно
теоремы Жуковского «О жестком рычаге», перенести все силы из плана механизма на
план скоростей повернув их на 900 в том числе  .
.
Взять сумму
моментов всех сил относительно pv и найти величину,
направление  .
.


Уравновешивающий момент:

Поскольку
приведенная сила сопротивления  и
приведенный момент сопротивления
 и
приведенный момент сопротивления  то
имеем значения приведенных моментов сил сопротивления. Каждый момент заносим в
таблицу
 то
имеем значения приведенных моментов сил сопротивления. Каждый момент заносим в
таблицу
Таблица 3 – Приведенные значения моментов сил полезного сопротивления
| Положения | 1 | 2 | Основное | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 
| 
 | 0 | 19,5 | 31,4 | 46 | 33 | 25,9 | 0 | 15,9 | 10 | 
По значениям  в таблице строим график
 в таблице строим график  на миллиметровке.
 на миллиметровке.
Определение
мощности электродвигателя и разбивка передаточного отношения по ступеням.
Определив  для каждого положения
строим график изменения приведенного момента сил сопротивления от функции угла
поворота звена приведения по оси абсцисс, масштаб равен:
 для каждого положения
строим график изменения приведенного момента сил сопротивления от функции угла
поворота звена приведения по оси абсцисс, масштаб равен:


Имея
зависимость  определяем требуемую мощность
электродвигателя, для этого находим работу сил сопротивления:
 определяем требуемую мощность
электродвигателя, для этого находим работу сил сопротивления:
 ,
,
где S – площадь, мм2
Тогда работа движущих сил:
 ,
,
где Ag – полезная работа
механизма, 
Средняя мощность движущих сил:

Требуемая мощность
электродвигателя:  ,
, 
где 
 КПД зубчатой передачи,
КПД зубчатой передачи,  - цилиндрическая передача
- цилиндрическая передача
 - КПД ременной передачи,
- КПД ременной передачи, 
 - КПД одной пары
подшипников качения,
- КПД одной пары
подшипников качения, 
 количество пар
подшипников качения
количество пар
подшипников качения

По ГОСТ 19523–81
выбираем  , причем
, причем  , согласно
, согласно  выбираем синхронную частоту
вращения
выбираем синхронную частоту
вращения  , процент скольжения S. Соответственно выбрали:
, процент скольжения S. Соответственно выбрали:
 =0,55 кВт,
=0,55 кВт,  =1500 об/мин, S=7,3%
=1500 об/мин, S=7,3%
Определяем номинальное число оборотов электродвигателя:



Определяем передаточное число, общее:

где  - передаточное число
редуктора, выбираем по ГОСТ 2185–66
- передаточное число
редуктора, выбираем по ГОСТ 2185–66
Up – передаточное число ременной передачи
 радиус делительной
окружности шестерни
радиус делительной
окружности шестерни

Построение диаграммы изменения кинетической энергии
Имея
диаграмму  сил сопротивления
 сил сопротивления  графически проинтегрируем
ее методом хорд и получим график работы сил сопротивления
 графически проинтегрируем
ее методом хорд и получим график работы сил сопротивления  . Масштаб графика получим
вычисляя по формуле:
. Масштаб графика получим
вычисляя по формуле:
 ,
,
где  масштаб
масштаб 
 масштаб оси
масштаб оси 
Н – полюсное расстояние при графическом интегрировании, мм
Приведенный
момент движения сил для промышленных установок принимаем постоянным в течение
всего цикла установившегося режима. Учитывая то обстоятельство, что за полный
цикл установившегося движения работа движущих сил равна работе сил
сопротивления. Соединяем 1-ую и последнюю точки в диаграмме  прямой линией. Указанная
прямая в положительной области представляет собой диаграмму работ движущих сил
 прямой линией. Указанная
прямая в положительной области представляет собой диаграмму работ движущих сил  . Вычитая из ординат
диаграммы
. Вычитая из ординат
диаграммы  соответствующие ординаты
диаграммы
 соответствующие ординаты
диаграммы  и откладывая разность на
соответствующей ординате получаем диаграмму изменения (приращения) кинетической
энергии механизма
 и откладывая разность на
соответствующей ординате получаем диаграмму изменения (приращения) кинетической
энергии механизма 
Определение истинной скорости движения звена приведения
Построение диаграммы приведенного момента инерции по уровню:

Определяем значения приведенного момента инерции в каждом положении:

Результат заносим в таблицу.
Таблица 4 – Значения приведенных моментов инерции
| Положение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 
| 
 | 0,15 | 0,25 | 0,43 | 0,52 | 0,39 | 0,3 | 0,15 | 0,32 | 0,86 | 
По полученным
значениям строим график изменения приведенного момента инерции от функции угла
поворота звена приведения  .
.
Масштаб 
Построение диаграммы «Энергия – масса» (кривой Виттенбауэра) и зависимости

Исключив из
графиков  и
 и  аргумент φ
получим функциональную зависимость изменения приращения к кинетической энергии
от приведенного момента инерции
 аргумент φ
получим функциональную зависимость изменения приращения к кинетической энергии
от приведенного момента инерции  -
диаграмму Виттенбауэра.
-
диаграмму Виттенбауэра.
Кинетическая
энергия механизма в любой момент времени можно представить в виде суммы
кинетической энергии механизма в начальный момент времени  и разности работ сил
движущих Ag и сил сопротивления Aс за время соответствующее
повороту звена приведения на угол φ, т.е.
 и разности работ сил
движущих Ag и сил сопротивления Aс за время соответствующее
повороту звена приведения на угол φ, т.е.

Переносим
начало координат графика  на
расстояние соответствующее значению кинетической энергии
 на
расстояние соответствующее значению кинетической энергии  .
.

В этом случае
диаграмма Виттенбауэра отнесенная к новой системе координат, представляет
кривую изменения кинетической энергии всего механизма функции приведенного
момента инерции 
Истинная скорость звена приведения в данном его положении:
 (1)
 (1)
Взяв на
кривой  произвольно выбрав точку с
координатами (х, у) и определив значение:
 произвольно выбрав точку с
координатами (х, у) и определив значение:
 
 
После подстановки в формулу (1) получим:
 (2)
 (2)
Полученные
данные  заносим в таблицу.
 заносим в таблицу.
Таблица 5-Значения истинной скорости движения звена приведения
| Положение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 
| 
 | 
По значениям
таблицы строим диаграмму изменения истинной скорости движения звена приведения  .
.
Из нового
начала координат т. О1 касательно к диаграмме  проводим
 проводим
Лучи и
находим лучи  , тогда по
формуле (2) находим
, тогда по
формуле (2) находим  ,
, . Угловые
. Угловые
Скорости звена приведения:
 
 


