Реферат: Образ водной нечистой силы в славянской мифологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 5»

Образ водной нечистой силы в славянской мифологии

Выполнила: ученица 6А класса

Рудая Алена

Кулунда, 2007


Введение

Всем нам с детства знаком образ русалочки из сказки Ханса Христиана Андерсена «Русалочка», даже взрослые с удовольствием смотрят одноименный мультипликационный фильм Уолта Диснея, на уроке литературы в шестом классе школьники знакомятся с повестью Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», на экранах телевизора мы видим рекламный ролик с участием русалок. Не удивительно, что возникает вопрос: как возник образ русалки, каковы его истоки, чем отличаются представления о ней разных народов мира?

Цель исследования – изучить мифологическую основу образа русалки (основное внимание уделяя славянской мифологии), найти отличия этого образа от других водных духов, населяющих, по мнению наших предков, реки, озера, ручьи, осветить народные праздники, связанные с прославлением русалок.

Объектом изучения выбран образ русалки в представлении славянских народов. Предметом исследования является местообитания русалки, ее образ жизни, отличие этого образа от других водных духов.

Используя метод обобщения, изучив различные источники, в своей работе я опишу наиболее типичные черты внешности, поведения русалки. С помощью сравнительного метода найду отличия русалки от других водных духов, в частности, водяного. Теоретико-методологическими основами исследования являются современная литература, мифологический словарь, сайт Интернета «Славянская мифология».

Этапы исследования:

1.   Определение объекта и предмета исследования;

2.   Подготовка материалов по теме исследования;

3.   Анализ результатов исследования;

4.   Оформление работы.

Структура работы:

Работа состоит из 5 глав, введения, заключения и библиографии. Объем работы – 15 листов печатного текста. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель, предмет исследования, методы исследования. Основная часть состоит из 5 глав. В первой главе дается краткий обзор произведений искусства, центром которых является образ русалки; во второй главе описывается мировоззрение древних славян; третья глава посвящена образу Водяного; в четвертой главе освещены обряды, посвященные русалкам; в пятой главе представлены другие водные духи.

В заключении приведены выводы по исследованию.


Глава 1

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

И шумя и крутясь, колебала река

Отраженные в ней облака;

И пела русалка - и звук ее слов

Долетал до крутых берегов.

(М.Ю. Лермонтов «Русалка»)

Образ русалки довольно часто встречается в искусстве: достаточно вспомнить «Ундину» В.А. Жуковского, незаконченное произведение А.С. Пушкина «Русалка», картины русских художников Куинджи «Ночь на Днепре» и Крамского «Русалки», оперы «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакого, А.С. Даргомыжского «Русалка», «Ундину» П.И. Чайковского. Как возник образ прекрасной девушки? Его появление уходит своими корнями в мифологическое прошлое древних славян. Русалка - один из самых сложных образов славянской мифологии, дух в образе женщины, появляющийся обычно перед мужчинами. Интересен тот факт, что в традиционных русских поверьях о рыбьем хвосте русалки упоминается редко. Нежность, грация – этими чертами не наделен никто более из «нечистой силы». Притягательна своей трагичностью та черта русалки, которая подчеркивает ее одиночество; она совершенно одинокое существо, не имеющее «пары», в отличие от водянихи, домовихи, лешичихи. В поверьях русалка обычно одиноко сидит на дереве у лесного ручья в облике обычной девушки (без пугающего рыбьего хвоста), расчесывая длинные светлые волосы гребнем из рыбьей кости.


Глава 2

Иногда началом истории славян-руссов считают время принятия Киевской Русью христианства в IX веке. Наша история значительно старше, своими корнями она уходит в необозримые глубины веков, когда наши предки жили в полном согласии с окружающей их природой. Еще до принятия христианства на Руси, то есть до 988 года, славяне поклонялись многим богам. По преданиям наших предков, Вселенная состояла из трех ярусов: на небе жили высшие боги (Перун, Белобог, Хорс, Сварог и другие), земля была отдана духам природы – домовым, лешим, русалкам. Под землей обитали злые демоны (бесы, черти). Известный ученый-фольклорист А.Н. Афанасьев писал об этом: «Древнейшее язычество состояло в обожании природы, и первые знания о ней человека были вместе и его религией». Славяне верили, что после смерти их души не исчезают, а принимают образы ветра, огня, пара, облака, дыма или вселяются в новое тело - бабочки, летучей мыши, какого–нибудь животного или растения, а иногда даже в планеты или звезды. Как же не поклоняться природе, когда в ней воплощены души предков? Придет срок - ныне живущий обретет новый облик. Если прожил свою жизнь достойно, то воплотится в доброй стихии, если прожил плохо, то в злой. В этом залог живучести дохристианских верований с древнейших времен до наших дней.

Издавна со страхом пересказывались были и небылицы о том, что славяне поклоняются водяным девам. Еще в VI веке византиец Прокопий Кесарийский писал: «Они (славяне) поклоняются и рекам, и нимфам, и иным демонам, принося всем им жертвы. С гневом отзывались о водопоклонении русичей первые церковники Киевской Руси и их последователи. В рукописи Прелога (XV век) сказано: «Одни бьют в бубны, другие дудят в дудки, иные же надевают маски, наряжаются и во множестве, оставив церкви, бесятся на виду у всех, называя эти игры русалиями».

Шли века, звучали гневные проповеди, а славяне продолжали почитать священную воду и живущих в ней дев. Помнят о русалках и поныне, только вот стали стесняться своих древних верований, считая их пережитками, русалок - нечистой силой. Не иначе как века гонений сделали свое дело. Настало время рассказать, откуда пошел этот обычай и что он означает.

Еще в незапамятные времена прародительское племя Ариев называло дождь небесным молоком, которое проливается на землю из груди небесных нимф, облачных жен. Обитая в дождевых тучах - небесных источниках воды, - воздушные девы получили и другое название - водяные.

Позже, когда забылись старинные метафоры, жены и девы, оставив небеса, поселились в морях, реках, озерах. Такие представления были у всех индоевропейских народов. Индусы называли их апсараси - «шествующие по водам», греки - наядами и нереидами, немцы - никсами и ундинами, славяне - русалками. Само слово означает «русоволосая водяная дева». Эти владетельницы источников живой воды с годами не утрачивают свою молодость и красоту, они прекрасны, как эльфы, с которыми состоят в родстве. Правда, встречаются среди них печальные взрослые девы-утопленницы, жертвы несчастной любви или утонувшие из-за злой мачехи. Именно такую утопленницу описывает Н.В. Гоголь в повести «Майская ночь, или Утопленница»: «Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие, будто тени, девушки в белых, как снег, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на шеях; но они были бледны; тело их было будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце. Хоровод, играя, придвинулся к нему ближе».

Живя в краю, изобильном реками и озерами, речушками и ручьями, болотами и родниками-«студенцами», древние славяне, естественно, выработали целый комплекс религиозного почитания воды.

Кто не слышал выражения: «венчаться вокруг ракитового куста»? оно обозначает «гражданский», то есть не оформленный официально (прежде - церковным венчанием) брак между мужчиной и женщиной. Таким образом, русский язык сохранил воспоминания о древнейших языческих браках, заключавшихся возле священных ракит. Славяне, почитавшие воду, были уверены, что нерушимые клятвы – в том числе и клятвы любви - даются близ воды, она им свидетель.

Водой иногда испытывали на суде: истцу и ответчику предлагали войти в воду на семь шагов, при этом виновный, оказавшись перед лицом справедливой и мудрой реки, должен был непременно смутиться и тем себя выдать. Вероятно, именно так нередко и происходило. С помощью воды гадали о будущем и о женихах, наводили и, наоборот, отводили от себя чары…кстати, сами слова «чародей», «чародейство», по-видимому, происходят от древнейшего обряда вызывания дождя, когда женщины-жрицы поднимали к Небу руки и выливали на Землю воду из больших «чар»-сосудов. «Чародейство», таким образом, оказывается просто «действием с сосудом, полным воды».

Особой силой наделяли славяне родниковую воду, а всего более воду из родника, возникшего от удара Перуновой молнии. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось в названиях многих источников. Отсюда же идет обычай расчищать и обихаживать роднички, доживший до сегодняшних дней.

Итак, вода - как и другие природные сути-были для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но подобно всем стихиям, заставляла обращаться с нею на «вы». Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв. Могла смыть весенним разливом деревню, поставленную «без спросу»- мы сказали бы теперь, «без знания местности». Вот почему водяной, мифический обитатель озер, рек и ручьев, часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо, опытные жители леса заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть. Поэтому и Водяной в сказаниях выглядит в общем опаснее Лешего.


Глава 3

Водяной – дух рек и озер. Всегда голый, в черной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой. Вместо рук у него перепонки, как у лягушки, хвост рыбий, глаза горят, как раскаленные угли, обычно сидит на коряге и звонко хлопает по воде. Когда рассердится, рвет плотины, подмывает мельницы, а животных и людей тащит в воду.

Иногда Водяного представляли себе в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого и «ластоногого». В других случаях он вполне похож на человека и от обычного «доброго молодца» отличался в основном тем, что с левой полы его одежды постоянно стекала вода. Чаще всего выступает в образе мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове). Водяные соотносятся с черным цветом; им приносили в жертву черного петуха, существовал обычай держать на водяных мельницах черных животных. Водяные утаскивали людей к себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о Водяном сопоставимы с легендой о морском царе, отразившейся в русских былина о Садко.

Народная память сохранила немало рассказов, в которых люди и Водяной сумели поладить. Например, жене Водяного, Русалке, наступил срок разрешиться от бремени и взволнованный муж кинулся на берег - звать прохожую пожилую женщину на помощь жене. Или Водяной из запруженного ручья попросил человека передать его жалобу своему дядьке - Морскому Хозяину. Или пришлые Водяные пытались выдворить из омута его исконного обитателя и опять-таки люди помогли отстоять справедливость…

Эти рассказы хранят для нас древнюю мудрость, великую и простую науку жить во взаимопонимании и мире с природой.


Глава 4

Народная память не изменила старине и празднует русальную неделю, начиная с четверга перед Троицей, которая в разные годы выпадает на разные дни. Вообще, конец мая -начало июня -пора полного пробуждения творческих сил природы, потому и появляются в эту пору девы и жены, посылающие земле плодородие. Водяные девы посылают на землю не только дожди и туманы, но и росы. Вот с утренней влагой, очень важной для созревания посевов, и связаны представления о русалках. В это время женщины в ритуальных играх снимали браслеты и плясали «спустя рукава», как бы превращаясь в русалок, размахивающих руками-крыльями и сеющих дождь. Это был древний танец плодородия, описание которого сохранилось в сказке о Царевне-лягушке. До наших дней сохранились старинные женские браслеты, на которых изображен танец женщин с распущенными рукавами.

С древнейших времен отмечалась эта русальная неделя. Современный исследователь языческих обрядов древних славян академик Б.А. Рыбаков пишет: «Русалии праздновались в начале и конце зимних святок, обрамляя годичные заклинания природы и судьбы молениями о воде, обязательном условии будущего урожая. Русальная неделя, приходившаяся, как показывает славянский календарь IV века, на 19-24 июня и завершавшаяся праздником Ивана Купалы, была главным праздником в честь русалок». Всю неделю, что называют в народе «зелеными святками», шаловливые русалки рыщут по полям, катаются по зеленой ржи, качаются на деревьях, привлекая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство дедушки Водяного.

Всю троицкую ночь с березками в руках молодые парни и девушки резво и весело, с громким смехом, с радостными кликами бегают по полям, гоняя русалок, а на солнечном восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений лукавых водяниц. Встречи с русалкой обычно происходят вечером, ночью, при неверном свете луны, около воды, в лесу. Она показывается, пытается привлечь внимание и исчезает, как бы заманивая. Даже встретившись с ней лицом к лицу, человек лишь иногда успевает разглядеть ее. Она не вступает с человеком в договорные отношения, как леший или водяной, она всегда чужда человеку.

В некоторых украинских поверьях русалки заманивали молодых людей таинственным появлением и исчезновением. Те, которым удалось спастись, рассказывали потом, что простоволосые обнаженные девушки пытались завлечь их в чащу леса привораживающим смехом. Не каждого мужчину русалка станет заманивать. Он должен обязательно понравиться ей. Тогда она может одна или со своими подругами зацеловать и защекотать его до смерти. Своего избранника она губит так, словно совершает некий ритуал любви, может быть, доставляя ему ощущения, каких он не испытывал. По русским преданиям, чтобы избавиться от нападения русалок, надо начертить на земле крест, обвести его окружностью и расположиться внутри образованного круга. Также избежать встречи с русалкой поможет полынь, которую нужно держать в руке. Русалка может выйти замуж за земного мужчину, но брак этот бывает неудачным. У женщин русалки иногда просили одежду. Женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки – венки. Всю Троицкую неделю пели русальные песни, в воскресенье (русальное заговенье) изгоняли, «провожали» русалок. Русалку обычно изображала девушка, которой распускали волосы, надевали венок и с песнями провожали ее в рожь.

Глава 5

Как известно, русалки – не единственные обитатели водоемов. Они жили в тесном содружестве с другими водными духами:

Разновидностью русалок в некоторых местах, например в Калужской губернии, считались опасные «святочницы». Они некрасивы, с ног до головы покрыты волосами, говорить не могут, только поют без слов и пляшут. Местопребывание их – бани и неосвященные избы. В этой же губернии бытовала быличка о том, как девки в бане встретили святочниц, которые набросились на них и стали «колупать». Спаслись они тем, что рассыпали по снегу бусы, которые святочницы бросились подбирать.

Анчутка - злой дух, бесенок, обитающий в болоте и имеющий крылья. Помощники водяных и болотных. В сказках он беспятый, потому что волк откусил ему пятку.

Лобасты – русалки, живущие в камышах. По поверьям, это дети, умершие некрещеными или девушки–утопленницы. Подвижные, резвые, грациозные они проводят в играх и шалостях все время. На русальную неделю могут увести с собой девушку, увлечь в хороводе и сделать ее своей подругой–лобастой.

Болотник – дух болота, живет в большом каменном доме с женой и детьми. Жена–болотница, дева–утопленница, состоит в родственных отношениях с водяным и лешим. Обычно имеет вид седого старика с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, завлекает путника в трясину. Любит гулять по берегу и пугать прохожих резкими звуками, выдувая воздух пузырями и причмокивая.

Водяница – жена Водяного. Утопленница из крещеных, потому и не принадлежит к нечистой силе. Она предпочитает лесные и мельничные омуты, но больше всего любит пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Иногда водяницы могут рвать сети и портить жернова. Водяниц часто называют шутихами или шутовками.

Ичетик – злой дух из рода водяных. Не обладает могучими способностями своего старшего сородича, да и меньше ростом, но такой же зеленый, весь в пиявках и водорослях. Всплывает в сопровождении лягушек и водяных змей. Любит играть в карты с прохожими, охотно пьет с ними бражку, а если пакостит, то понемногу – посевы заливает, подмывает мостики и крутые берега. Хотя не упускает возможности утянуть под воду ребенка или пьяницу взрослого. В холодное время года спит на дне, просыпается на Никиту вешнего (16 апреля), а на покой отправляется на Никиту осеннего (18 сентября).

Бродницы – духи, охранители бродов, миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям, бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Когда приближаются враги, девушки незаметно разрушают хворостяные броды, направляют неприятеля в топь или омут.

Дана – славянская богиня воды. Светлолицая девушка–река, напевающая свою журчащую, жизнерадостную песню. Уставшего путника напоит, омоет рану воина, а поднявшись в небо, упадет благодатным дождем на нивы. Ее имя означает «Вода Мать» («Да» - «вода», «неня» - «мать») и осталось в названии многих рек (Днепр, Днестр, Двина, Донец). Особые почести этой богине воздавались во время купальских праздников.

Водяные духи, в частности русалки, стали основой литературных, музыкальных, художественных произведений. Знакомясь с этими произведениями, читатели, зрители, слушатели проникаются судьбой этих необычных, трогательных, притягательных и таинственных существ, имя которым – русалки. В народе говорят, что в образе русалок продолжают «жить» на земле утопленницы, проклятые души. Может поэтому образ русалки сложен и загадочен. Он таит в себе все страдания и злоключения ее прошлой жизни.


Заключение

Изучая образ русалки, хочется отметить, что славянская мифология выделяет его из остальных водных духов, и это не удивительно. Во–первых, русалка – самое красивое водное существо, без страшного рыбьего хвоста (по сравнению с представлениями других народов); зачастую она не являлись нечистой силой (в случае, если русалкой становилась крещенная девушка или ребенок). Во–вторых, русалки – это самые одинокие существа, они очень трогательные и, что удивительно, создается иллюзия беззащитности. В–третьих, русалки не являются по своей сути самыми злобными существами, как, например, Водяной или мавки. В–четвертых, именно образ русалки вдохновил немало писателей, поэтов, художников на создание произведений, в центре которых – образ романтичной девушки с печальной судьбой. Думается, что образ русалки будет трогать душу, будить воображение не только современных людей, но и читателей, слушателей, зрителей будущего.


Библиография

1.   Мифологический словарь /Гл. ред, Е.М. Мелетинский.- М.: Сов. Энциклопедия, 1991.- 736 с.

2.   Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия.-СПб.: Азбука, 1998.-560 с.

3.   Сайт Интернета «Славянская мифология»