Реферат: История развития физической культуры в России
Введение. 3
1. Происхождение современного спорта и физической культуры.. 5
2. Развитие физической культуры как социального фактора. 7
3. Развитие физической культуры в России. 10
Заключение. 14
Список литературы.. 16
Введение
Одной из существенных закономерностей развития отечественной истории физической культуры и спорта (ИФКиС) как учебной дисциплины является приобретение эволюционной структуры программного материала, ориентированного на эмпирический опыт с конкретным определением условий, места и времени в аспекте социально-экономических отношений.
Вместе с тем, будучи зависимой от практики, ИФКиС как учебная дисциплина воздействовала и воздействует на практическую деятельность в подготовке специалиста - "Педагога по физической культуре и спорту" с конкретным его уровнем знаний в аспекте историко-гуманистического потенциала.[1]
В контексте становления личности-педагога ИФКиС способствует осознанию личностной и социальной значимости своей профессии, овладению конкретным мировоззрением, дидактикой.
Нам сравнительно легко утверждать "абсолютные истины" в исторических событиях с высоты 100-летнего юбилея возрождения Игр Олимпиад, открытия курсов П.Ф. Лесгафта и осуждать тех, кто активно не участвовал или с иронией отзывался о деятельности французского гуманиста-пацифиста, барона Пьера де Кубертена, в том числе и "первопроходцев" отечественного физкультурного образования.
Давайте будем разбираться и попробуем понять тех, кто первым популяризовал физическую культуру "для всех" или "спорт для всех", а потом поставим вопрос: что бы делал ты, я (мы - современники) тогда, в то время, на том конкретном этапе, когда Россия не принимала участия в Играх Олимпиад? Почему итоги физкультурного движения наши предшественники и современники оценивают по-разному? Почему так, а не иначе?
Указанная проблема обсуждалась на многих научных конгрессах, конференциях, симпозиумах и т.д.
Некоторые из них, в том числе международные - например, семинары в Варшаве (Humanistyczne wartosci sportu, 1976; Kulturowe wartosci sportu, 1981), международный конгресс в Хельсинки (Sport and International Understanding, 1984), международный семинар социологов спорта в Готенба, Япония, (Sport and Humanism, 1988) и др. - специально были посвящены данной проблеме.[2]
Наконец, важно учитывать не отдельные факты, касающиеся воздействия спорта на человека и отношения между людьми, а все их многообразие. К каким же выводам приводит такая методология анализа гуманистического значения спорта, его места в современной культуре?
1. Происхождение современного спорта и физической культуры
То сложное, противоречивое, многофакторное и многофункциональное явление, которое мы называем "современным спортом", имеет свои истоки в начале XXVII в., а в знакомые нам формы оно организовалось на переломе XIX-XX веков.[3]
Современный спорт возникает несколько иначе, чем античный. Его появление связано с развитием буржуазной городской культуры, и истоки лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах праздников, а преимущественно в новых возможностях досужного развлечения. Если атлетам древности покровительствовали боги и сами атлеты приближались к богам своим совершенством, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом.
Л. Кун в своей книге "Всеобщая история физической культуры и спорта" отмечает, что наиболее существенную роль в возникновении и развитии спорта в Англии сыграли скачки. Сам термин "тренинг" вышел из скаковых конюшен и первоначально подразумевал подготовку лошадей к соревнованиям.[4]
Конные забеги всегда собирали большое количество зрителей, заключавших пари и делавших ставки. Азарт, к тому же искусственно подогреваемый, весьма часто приводил к потасовкам, которые также привлекали живой интерес публики и возбуждали страсти. Для урегулирования стычек были составлены определенные правила, превратившие их в самостоятельный вид зрелищных состязаний.
На рубеже XVIII-XIX веков в Англии было уже несколько десятков боксерских школ, и в одной из них брал уроки поэт Байрон. Бокс, развиваемый как искусство защиты, получил популярность, прежде всего как зрелище.
Скоро бокс стал одним из самых популярных видов спорта, хотя в Европе он распространялся медленно. Зато США он завоевал стремительно и главным образом благодаря бизнесменам и менеджерам, начавшим зарабатывать на этом столь подходящем духу и стилю американской вольницы зрелище. Бокс стал искусством улицы, бара и ринга. Таковы предпосылки и обстоятельства возникновения бокса в его нынешнем виде.[5]
Но не менее четко обнаружилась и другая, противоположная, линия - возникновение спорта как формы досужной, развлекательно-игровой, неутилитарной деятельности. Здесь также не шла речь о физическом совершенствовании и о ценности человеческой пластики, а лишь о приятном и полезном времяпрепровождении, об оздоровительном воздействии физической активности. Таково содержание аристократического спорта - клубов верховой езды, яхтенных и охотничьих клубов.
Важно указать и еще на одну тенденцию, поначалу не очень явную, но к концу XIX в. ставшую определяющей в конституировании спорта в его современном виде.
Имеется в виду, во-первых, объективная социальная потребность в развитии системы физического воспитания, настоятельно возникшая в условиях рынка свободного труда и в условиях превращения образования и воспитания в область общенационального интереса, а во-вторых, усвоение общественным сознанием гуманистических идей, взглядов и идеалов Просвещения, особенно идущих от Руссо идей о естественном и свободном человеке.
Одной из самых важных и решающих причин быстрого развития спорта как части культуры современного общества было введение физического воспитания в программы школьного образования. Пионерская заслуга в этом принадлежит ректору колледжа Регби Т. Арнольду. Суть его реформы школьного воспитания состояла в том, чтобы старшие и более сильные подростки были не глумливыми тиранами младших и слабых, а их покровителями и организаторами.
Арнольд посчитал, что этого возможно достичь посредством спортивных состязаний, исходя из того, что лучшие в играх и состязаниях, как правило, являются и лидерами молодежных групп, внутри которых обычно соблюдаются дисциплина и определенные правила чести. Отсюда и его педагогический принцип: через игру и спортивные состязания - к воспитанию и учебе.[6]
2. Развитие физической культуры как социального фактораВ ряде регионов России в конце XIX и в начале ХХ в. возросла роль физической культуры как социального фактора, который символизирует для учащейся молодежи воспитательно-образовательные традиции, прославляя вечность жизни, чистоту помыслов, нетленность и святость таких понятий, как честь и совесть. Например, в "Вестнике воспитания" в этом аспекте было опубликовано около 80 работ врачей-гуманистов Е.А. Покровского и Е.М. Дементьева по проблемам развития народных и подвижных игр.[7]
В оригинальном двухтомнике "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста" и других работах Лесгафта отражены и мотивационно-ценностная сфера физкультурного образования, адекватные способы поведения в профессиональной деятельности.
Лесгафт создал в год проведения I Олимпиады уникальную для этого времени Высшую женскую школу с преподаванием ИФКиС на принципах гуманизма, органично подводя своих учениц к глубоким философским обобщениям, к осознанию общечеловеческих и социально важных ценностей.
П.Ф. Лесгафт впервые в отечественной и мировой практике доказал, что уровень "Физического образования" детей школьного возраста неотделим от системы образования в любом обществе и ценностей в общественном сознании; он отмечал, что движущей силой социально-экономического и технического прогресса является наука, и рекомендовал зарубежные командировки будущим ученым, учителям в лучшие вузы и образовательные школы.[8]
В работах А.Д. Бутовского (1838-1917), Г.А. Дюперрона (1877-1934) и других также рассматривалось социально-гуманистическое понимание физической культуры. Бутовский организовал в 1890 г. курсы офицеров по гимнастике и опубликовал более 60 работ, в которых раскрывал в историческом аспекте роль физической культуры в обучении и воспитании молодежи. Высоко оценивая роль учебной литературы в образовании, Бутовский отмечал в своей работе "Новые методы в воспитании" "книгоненавистничество", принявшее в то время характер известного направления в педагогике. К сожалению, это "направление" сохраняется по настоящее время.
Один из членов-учредителей Международного олимпийского комитета, Бутовский, вышел из его состава в 1900 г., не добившись создания в России национального олимпийского комитета.[9] Российского императора, как и германского, не интересовали возрождаемые олимпийские идеи. Только в марте 1911 года был основан Российский олимпийский комитет, председателем которого стал В.И. Срезневский, ответственным секретарем - Дюперрон, которого считают первым спортивным журналистом-международником.
Необходимо отметить, что научных исследований об историко-гуманистическом потенциале физической культуры и на 1-м, и на 2-м этапах развития ИФКиС как учебной дисциплины не было.
После русско-шведской выставки в 1909 году под девизом "Здоровый дух в здоровом теле" в зарубежной прессе были опубликованы отрицательные рецензии на экспонаты. Это способствовало тому, что после 1912 года не стали проводить смотры в "потешных" дружинах.
В целом же в период становления и первоначального развития ИФКиС как учебной дисциплины материалы об Играх Олимпиад ни в одном вузе России представлены не были. В 1914 году четыре пятых детей и подростков не учились даже в начальной школе, а государство тратило на образование каждого жителя России в среднем 80 копеек в год (для сравнения - в США почти во всех штатах около 10 рублей).[10]
В годы Первой мировой и гражданской войн "уровень физического воспитания подрастающего поколения" был в критическом положении. В исторической литературе недостаточно представлены проблемы развития физического воспитания учащейся молодежи и в первые годы Советской власти. На эмпирическом уровне в ряде регионов России после Октября 1917 года в издательствах "белых" и "красных" популяризировались основы научного направления, и после окончания гражданской войны были опубликованы труды специалистов этнопедагогики в нетривиальных вневойсковых и допризывных аспектах, спортивно-игровых и военно-технических видах подготовки молодежи. Авторы же историко-педагогических исследований развития ИФКиС недостаточно внимания уделяли эволюции физического воспитания и спорта среди учащейся молодежи.
В годы гражданской войны и в 20-е годы уровень физической подготовленности учащейся молодежи и качество знаний о физкультуре в образовательных учреждениях были на низком уровне. В программах же всеобщего военного обучения и по физическому воспитанию различных типов общеобразовательных школ по инициативе А.В. Луначарского, Н.И. Подвойского, Н.А. Семашко и других учебный материал практических занятий дополнялся основами теоретических знаний, а в управленческих структурах создавались отделы воспитательной работы.
Правительство РСФСР 1-го декабря 1920 года утвердило Московский "инфизкульт" как высшее учебное заведение и научное учреждение в системе Наркомздрава. С 1925/26 учебного года институт перешел на 4-летний срок обучения и в учебных планах ИФКиС стала самостоятельной дисциплиной. На последний "исторический факт" не "обращали внимания" авторы, исследовавшие "советское прошлое".[11]
3. Развитие физической культуры в РоссииВ 20-30-е гг. ситуация в спортивном движении стала особенно сложной и противоречивой.[12] В большой степени она стала определяться политическими целями и интересами. Это послужило основанием для того, чтобы государство стало все больше и больше осуществлять патронат над спортом и даже превращать его институты в часть своего аппарата. Заметим, что для развития спорта это не всегда было плохо.
В СССР развитие физической культуры и спорта представляло одно из направлений "культурной революции". Государственные программы всеобщего физического воспитания, поддержки физкультурных и спортивных организаций, включение физкультурно-спортивных объектов в планы гражданского строительства в первые десятилетия советской власти позволили значительно поднять общий уровень физической культуры в стране и сделать спорт заметным явлением культурной жизни.
В сферу физической культуры и спорта были вовлечены различные группы населения: промышленные рабочие, учащиеся, женщины. Это физкультурно-спортивное движение было любительским в самом лучшем и, может быть, точном значении этого слова, ибо представляло собой недосужные и развлекательные занятия, а с увлечением и энтузиазмом выполняемую жизненную программу.
Оптимистическое мироощущение первых лет революции и пропагандируемый идеал свободного гармоничного человека нового общества спорт выражал так искренне и ярко, что и искусство открыло в нем свой новый материал и нового героя. Достаточно вспомнить хотя бы такие произведения, как "Раздолье" А. Дейнеки, "У старта" П. Кузнецова, скульптурную группу "Футболисты" И. Чайкова, чтобы представить светлую атмосферу тех лет. И казалось, что поддержка социалистического государства - самая надежная гарантия неуклонного, быстрого и успешного развития спортивного движения для достижения общественного идеала гармонично развитой личности. В это верили миллионы людей, возможно, и само государство, и для этой веры были объективные предпосылки. К сожалению, в реальной истории оправдались далеко не все эти романтические надежды.[13]
В промышленно развитых странах мира в 20-30-е годы отношение к спорту также существенно изменилось, в том числе и со стороны государственных учреждений, которые прежде едва различали его в поле своих интересов и задач. Спортивные успехи становились показателем национального престижа, и главную роль в этом принципиальном изменении статуса спорта сыграли получившие к этому времени невиданное развитие средства массовой информации. Они придали спорту ту популярность, которая поставила его героев в один ряд со звездами кино, что обернулось и материальным интересом и высокой социальной престижностью.
Но картина постепенно менялась. Огосударствление сферы физической культуры и спорта, приобретшее к 60-м гг. почти всеобщий характер, волей или неволей придавало ей другую направленность и функциональность, а именно - делало ее инструментом государства и государственной политики, которая, к сожалению, далеко не всегда соответствует действительным интересам народа и гуманистическим идеалам.
Так, жесткая классовая конфронтация 20-50-х гг. противопоставила "буржуазный" и "пролетарский" спорт, что в значительной мере ограничило возможности спорта как явления общечеловеческой культуры, а в нашей стране затормозило его развитие.
Ценности физического совершенства, пластической гармонии как важнейших составляющих индивидуальной свободы и высокого творческого потенциала личности в этих условиях все более уступали интересам политических выигрышей, чаще всего сиюминутных и весьма эфемерных, которые можно было получить, используя формы спорта и его организации. Спорт все чаще стал использоваться в качестве карты в политической игре. Причем, чем большую популярность он приобретал, тем большим авторитетом он пользовался в этой игре.
И еще одно важное следствие возникало из процесса огосударствления спорта - его бюрократизация.[14] Управление как естественная и органичная деятельность спортивных обществ, союзов и движений, саморегулирующихся в интересах своих участников, постепенно превратилось в мощную "контору", управляющую спортом не столько в интересах его собственного развития, сколько в своих интересах, превратив спорт в питательную почву для таких интересов и, следовательно, начало эту почву иссушать и разрушать.
И все же 50-60-е гг. - это время взлета и расцвета спорта, почти всеобщей эйфории по поводу его достоинств и возможностей преобразовать человека и мир в целом в новые, более совершенные формы. Причины этой эйфории были вполне уважительными, и мир отдавался ей с известным удовольствием. Ведь это были годы относительно спокойного развития мира, только что вышедшего из сокрушительных коллизий революций и мировых войн. Это были годы укрепляющегося благосостояния довольно широких слоев населения, определенной уверенности в будущем, заметного увеличения досуга в бюджете времени средних социальных слоев и классов, а также годы быстрого развития индустрии развлечений и средств массовой информации, в первую очередь телевидения.
Особенно важно, что спорт в 60-е гг. создал как бы некое единое пространство культуры современного общества.
Возникла и стала быстро расширяться сеть международных соревнований самого различного уровня и ранга, среди которых, бесспорно, верховенствующую роль играли олимпийские игры.
Быстро рос престиж спортивной победы, поскольку атлеты и команды выступали как представители стран, наций, регионов, как выразители и защитники их "спортивной чести" (появилось и такое понятие). То же самое можно сказать о клубах и громадной массе их болельщиков и приверженцев. Репрезентативность стала важнейшей характеристикой спорта и существенным условием его развития. [15]
Заключение
Спорт создал и новую культурную, в том числе художественную, среду, ибо спортивные сооружения - стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. - не только стали важными объектами архитектуры, но и оказали существенное влияние на всю организацию и планировку поселений.
Для примера можно указать на города, бравшие на себя миссию проведения олимпийских игр или других крупных международных соревнований. В культурной жизни середины века стали весьма заметны также спортивные праздники, манифестации, парады и т.п. Они создали и свои особые средства выразительности. Спорт определенным образом вошел в художественную культуру современности и в том плане, что стал оказывать существенное влияние на искусство, вообще на стиль времени, в том числе художественный. Более того, сам спорт стал областью производства непосредственно художественных ценностей.
Большие надежды возлагались на спорт и в плане нравственного совершенствования общества. Конечно, никто не ожидал от спорта абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская расположенность участников соревнований, бескорыстность борьбы и ее благородные правила будут все в большей и большей мере определять спортивные отношения, а через них распространяться в качестве общечеловеческих ценностей и норм общения.
Спортивная победа и ее творец - рекордсмен - воспринимались в качестве национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде воплощают нравственные ценности патриотизма, верности долгу и чести.[16] Оставалось привить эти качества массовому сознанию, ориентированному на спорт, внедрить их средствами воспитания. Тем самым, предполагалось, будут решены многие проблемы социального, этического и эстетического плана. Пропаганда спорта в этом направлении действовала очень старательно и далеко не всегда безуспешно, что несомненно, следует поставить ей в заслугу.
Но современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции к потере своих функций, к исчезновению из пространства культуры как его древний предшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спорта нашли в этом пространстве свое место и оказались весьма значительными в своем гуманистическом и эстетическом содержании.
Современный спорт переживает кризис и довольно глубокий. Но в кризисном состоянии находятся вся современная культура и цивилизация. Кризис спорта не есть его разрушение, а лишь несоответствие - и часто резкое - сложившихся организационных форм, методов деятельности и представлений о сущности и роли спорта новым социальным структурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новым стандартам жизни.
В заключение отметим, что ретроспективный анализ собственного опыта в системе образования, целостного опыта работы ряда учебных заведений и консультации с ведущими учеными страны позволили переосмыслить эволюцию научно-методических основ ИФКиС как учебной дисциплины и представить идею культурно-гуманистической доминанты, которая способствует в смысловом стержне самообучению, саморазвитию и самообразованию в социуме "педагогический вуз - общеобразовательная школа" и усовершенствованию учебно-методического комплекса.
Список литератур ы
1. Бутовский А.Д. Новые методы в воспитании. С.-П., 1902.
2. Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации "О физической культуре и спорте" - долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, № 8.
3. Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.
4. Долуцкий И.И. Отечественная история. - М.: Мнемозина, 1994.
5. Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.
6. Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994.
7. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.
8. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт.1 и 2. - М.:ФиС, 1951 и 1952.
9. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт. 4 и 5 - М.: ФиС, 1953 и 1954.
[1] Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации "О физической культуре и спорте" - долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, № 8.
[2] Долуцкий И.И. Отечественная история. - М.: Мнемозина, 1994.
[3] Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994.
[4] Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.
[5] Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.
[6] Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.
[7] Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.
[8] Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт.1 и 2. - М.:ФиС, 1951 и 1952.
[9] Бутовский А.Д. Новые методы в воспитании. С.-П., 1992.
[10] Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994.
[11] Долуцкий И.И. Отечественная история. - М.: Мнемозина, 1994.
[12] Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.
[13] Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.
[14] Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.
[15] Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.
[16] Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.