Доклад: Совершенствование механизма банкротства в России в 2002 г.

Значимым событием 2002 г. стало принятие разработанного Минэкономразвития федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Закон вступил в силу 26 ноября 2002 г.

Предыдущая версия закона являлась «прокредиторской», не учитывала интересы должников и позволяла банкротить нормально функционирующее предприятие с целью передела собственности. Значительную часть банкротств инициируют налоговые органы против фиктивных фирм. Но ситуация бывает иной — дело возбуждается против крупных предприятий с целью их захвата. Число таких банкротств составляет почти треть от общего числа. Новая же редакция закона более сбалансированная, и хотя некоторые эксперты высказывают мнение, что уже знают пути применения закона не по назначению, этот документ является более качественным.

Большинство нововведений определяет барьеры, препятствующие проведению процедуры банкротства:

1. Увеличен вдвое — до 100 тыс. рублей — размер просроченного (на 3 месяца) долга, на основании которого можно возбуждать дело о банкротстве.

2. Помимо долгового обязательства кредитор должен представить арбитражному суду исполнительный лист другого суда, признавшего наличие долга, то есть банкротству должно предшествовать исполнительное производство, кредитор должен попытаться взыскать долг с помощью судебных приставов, и только в случае неудачи может инициировать банкротство. Данные меры не позволят обанкротить здоровое предприятие, так как его руководство не отстраняется от управления, ставится в известность о процедуре на стадии доказательства правомерности требований кредитора и наделяется временем для погашения долга, если он существует.

3. Если же взыскание долга невозможно, то в рамках процедуры банкротства у предприятия-должника появляется возможность договориться с кредиторами о двухгодичном периоде финансового оздоровления. Появление этой процедуры в законе является одним из его основных преимуществ по сравнению с предыдущей редакцией.

4. Другим важным преимуществом нового закона является то, что на любом этапе процедуры банкротства можно вернуть долги и прекратить ее.

5. Это может сделать и собственник, и акционеры, и третье лицо. В целом, новый закон отличается повышением соблюдения прав акционеров предприятия. Представитель акционеров, в частности, сможет оспорить любое решение, принимаемое в процессе банкротства.

Что касается участия государства в банкротстве организации, имеющей задолженность по налогам, то оно пожертвовало своим местом в первой очереди кредиторов, приобретя взамен право голоса на их собрании. Кроме того, все кредиторы на собрании уравнены в правах, что позволяет избежать диктата наиболее крупного из них. Это, а также четко прописанный контроль и прозрачность процессов оценки и продажи имущества банкрота, позволяет избежать махинаций, недооценки, непубличных сделок.

Наиболее радикальным изменениям подвергся институт арбитражных управляющих. Ранее в этом вопросе Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО) обладала огромными полномочиями. Деятельность арбитражных управляющих подвергалась лицензированию, и получалось так, что заниматься банкротствами крупных предприятий имели право только сотрудники ФСФО. Кроме того, фигура арбитражного управляющего была полностью зависимой: во-первых, он назначался судом по представлению кредиторов, во-вторых, отвечал за свою деятельность собственным имуществом. Теперь же управляющий будет назначаться из числа трех кандидатов, представленных суду специальной саморегулирующейся организацией (СРО). При этом суд утвердит кандидатуру управляющего только при единодушии сторон. Члены СРО должны иметь соответствующие образование и опыт, но лицензирование отменяется. Профессиональная ответственность управляющего страхуется.

Вывод: Новый закон о несостоятельности прогрессивен. Несовершенство законодательства тормозит приток инвестиций, является угрозой для нормального функционирования предприятий. Переход к более цивилизованному законодательству в этом вопросе благоприятно скажется на экономике. Важным является привлечение страховых компаний для страхования ответственности управляющих — это эффективный способ гарантии их профессионализма. Сокращение полномочий ФСФО снизит вероятность коррупции.

В то же время, новый закон вступил в силу только в конце 2002 г., то есть он пока еще не получил должной апробации на практике. Поэтому о реальных позитивных изменениях (отсутствии таковых) в данной сфере говорить пока рано.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bankr.ru

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций
Оглавление Введение Глава 1. Общие положения несостоятельности (банкротства) 1.1 Понятия, критерии, признаки несостоятельности (банкротства) 1.2 ...
В настоящее время центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности ...
Кроме того, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает такой признак несостоятельности, как минимальный размер задолженности субъекта, в отношении которого ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа
Основы теории государства и права
1 Понятие, признаки, функции государства. Форма государства Государство - это особая форма организации общества, обладающая определёнными средствами и ...
Не получившие удовлетворение, кредиторы вправе обратиться с иском в арбитражный суд лишь до учинения такой записи; пропуск такого обращения со стороны кредиторов либо оставление ...
Содержание обязательственного права составляют права и обязанности его сторон (участников): кредитор или веритель (управомоченная сторона (субъект) обязательства); дебитор или ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: шпаргалка
Банкротство и санация банков: целевые приоритеты и методы реализации
МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "ФИНАНСЫ И КРЕДИТ" Работа допущена к защите Заведующий кафедрой "Денежное обращение, финансы и кредит ...
Закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций закрепил такое важное правило, в соответствии с которым дело о банкротстве может быть возбуждено ( арбитражным судом ...
мировое соглашение - утверждаемое арбитражным судом соглашение между комитетом кредиторов' и должником, содержащее положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств ...
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: дипломная работа
Акционерные общества в Республике Беларусь
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" Кафедра гражданско-правовых дисциплин Допущена ...
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что собрание 20.06.2000 проведено без надлежащего извещения и без участия 14 акционеров, с нарушением процедуры созыва собрания ...
Если экономическая несостоятельность (банкротство) Общества вызвана его акционерами или другими лицами, в том числе Директором Общества, имеющими право давать обязательные для ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа
Производство в Арбитражном суде РФ
... Институт Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Исторические аспекты возникновения и становления арбитражных судов в России 8 ГЛАВА 2. Новации в области ...
В качестве примера такого толкования можно провести Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)3. В названном Обзоре Высший ...
Например, при рассмотрении дела о банкротстве, по ходатайству кредиторов, арбитражный суд назначил бухгалтерскую экспертизу, проведение которой было поручено аудиторской фирме.
Раздел: Рефераты по арбитражному процессу
Тип: реферат