Доклад: Выбор
Гарипова Д.Г., студентка 5 курса
У меня есть несколько вариантов того, как начать это эссе, все они сейчас перед моими глазами; у меня есть выбор, альтернативы, возможности… Прокручивая в голове тот или иной вариант, я думаю и о ситуации экзамена по экзистенциальной психологии, и о степени свободы, с которой можно выражать свои мысли, и о стройности слога, и (чего уж греха таить) о возможной реакции преподавателя. Я, словно ребенок, играю с формочками для своих рассыпающихся мыслей, мучаюсь и не могу выбрать самую красивую и подходящую… И тут в памяти всплывает: «Выбор – это не то, что Вам предстоит сделать, а то, что Вы уже делаете» . Холодный душ. Мгновенно меняется структура анализа; он становится неоднозначным и разноплановым… узнаю в себе студента-психолога.
***
Итак, выбор. Это одна из ключевых проблем экзистенциальной психологии, которая рассматривает природу человека совершенно беспредпосылочно, которая не дает никаких ответов, а только ставит вопросы. Проблема выбора является закономерно проистекающей из такой философии человека. Нас ничего не толкает, ничего не влечет, мы, такие, как есть, выбираем свое существование здесь и сейчас. Мы, такие, как есть, со своими проблемами и неудачами, выбираем свое существование здесь и сейчас. Мы, такие, как есть, с полным набором защитных механизмов и деструктивных импульсов, выбираем свое существование здесь и сейчас. Да… Немного не по себе становится от фразы «выбор – это то, что Вы уже делаете», от того, что в каждый момент существования ты сам выбираешь, каким тебе быть, сам выбираешь это существование, хотя далеко не всегда осознаешь это. И тогда проявляется чувство ответственности за свою жизнь, которую невозможно переложить ни на окружающих, ни на судьбу, ни на характер или темперамент. Тут нельзя не вспомнить Босса, который указывал на то, что все наше существование в мире – одна большая возможность, и на то, что человек несет ответственность не только за те возможности, которые осуществляет, но и за те, которые не осуществляет. Согласно Боссу, круг возможностей представляет собой различные восприятия мира и различные к нему отношения, а то единственное, что мы выберем, зависит от наших ценностей (Франкл).
Выбор напрямую связан с ощущением проживания жизни: либо я живу (и тогда я выбираю), либо «жизнь меня живет» (и тогда я тоже выбираю этот ригидный способ существования, только неосознанно); либо я могу в любой момент стать иным, либо воспроизвожу стандартный набор реакций (живу «на пленке», по Бьюдженталю). И то и другое будет моим выбором, но тогда в чем будет их коренное различие? На мой взгляд, основной критерий различия – степень осознанности, и самого факта выбора, и наличия множества возможностей. Но, для того, чтобы осознанно выбирать осуществление себя, нужна смелость, нужно «мужество быть» (по Тиллиху) или «упрямство духа» (по Франклу), чтобы справиться с тревогой, с осознанием того, что одной из возможностей является собственное небытие. Если же выбрать единый способ осуществления, не понимая этого и не принимая наличия иных возможностей, то это будет означать, что ты выбрал способ избавления от тревоги, от небытия путем избавления от бытия, что ты выбрал невроз (Тиллих).
Итак, выбор есть всегда, это то, что неотъемлемо присутствует в нашей жизни, но тогда возникает самый интересный вопрос: «А кто выбирает?» Где то «место», тот «кусочек» личности, который способен делать глубинный экзистенциальный выбор? Ответ на этот вопрос хорошо сформулирован в концепции Бьюдженталя. Анализируя проблему «Я», он выделяет I, Me, и Self. Me – это то, что мы говорим про себя, это можно сделать фокусом своего внимания; Self – это то общее, что есть в Me. А вот I – это процесс ощущения себя как субъекта, это источник самовыражения, это жизненность, сохранение постоянной возможности изменения. Р.Мэй, который во многом повлиял на взгляды Бьюдженталя, также выделял организующую функцию, с помощью которой человек соотносится с другими. Благодаря этой функции человек знает, что играет роли, это некий центр, который Мэй назвал Self. Становление личности Мэй рассматривал как большее осознание этого Self. Однако на теоретическом уровне все гораздо понятнее, чем на субъективном, т.к. ощущение себя выбирающего не всегда улавливается четко, а чаще не улавливается совсем. Это непрерывный процесс, который постоянно меняет свои характеристики.
***
Выбор, выбор, выбор… Один бесконечный выбор, связанный с самопознанием, с ответственностью, с тревогой, с ценностями, с бытием и небытием и еще с очень многими вещами, которые здесь не упоминались. Вот и сейчас, написав эту работу, я тоже сделала выбор: осуществив одну из возможностей, я «убила» все остальные (они могли быть хуже, а могли быть и лучше). Ну что ж, такова «трагедия выбора» (Бьюдженталь), за который несу ответственность только я.
Список литературы