Реферат: Деятельность Махмутова Мирзы Исмаиловича
ГОУ ВПО Татарский Государственный Гуманитарно-Педагогический университет
Реферат
На тему: Жизнь и деятельность Махмутова Мирза Исмаиловича
Выполнила: студентка 3 курса
гр.130701
Давлетханова Л.А.
Проверила: Бичурина С.У.
Казань, 2010
Махмутов Мирза Исмаилович
Один из выдающихся деятелей отечественной педагогики, наш современник Мирза Исмаилович Махмутов широко известен в России и за рубежом как учёный, автор более 500 научных работ по лингвистике и педагогике, государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан.
Мирза Исмаилович Махмутов родился 1 мая 1926 года в селе Алтар Лямбирского района Республики Мордовия. Он получил два образования - среднее специальное и высшее: окончил Иркутское военное авиатехническое училище и Московский военный институт иностранных языков. В период с 1944 по 1956 год Мирза Исмаилович служил в рядах Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне. После завершения военной службы работал преподавателем арабского языка в Казанском государственном университете. С 1958 года Мирза Исмаилович в течение 18 лет работал министром просвещения Республики Татарстан,20 лет был депутатом Верховного Совета республики. Мирза Исмаилович Махмутов создал научно-исследовательский институт профессионально-технической подготовки Академии педагогических наук СССР и на протяжении 17 лет оставался его директором. Одним из первых он наладил сотрудничество в области образования с США по российско-американской программе обучения, стал первым ректором Татарско-американского колледжа в Казани.
Талантливый учёный, исследователь проблем, связанных с обучением и воспитанием детей и подростков, Мирза Исмаилович Махмутов разработал теоретические и практические методы проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школах, основы организации учебного процесса, создал новую систему (структуру и методы) современного урока. Махмутов М.И. выделяет в качестве основных функций проблемного обучения также и формирование диалектико-материалистического мышления. На взгляд автора, эта функция или эта цель проблемного обучения расходится с целью формирования познавательной самостоятельности учащихся: одной из важнейших особенностей проблемного образования признается развитие здравого скептицизма учащихся, что, по мнению автора, несовместимо с однозначной их фиксацией на том или ином характере мировоззрения. Проблемному образованию приписываются также следующие специальные функции:
воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных
логических приемов и способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);
формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Формирование творческого мышления изначально ставилось специфической целью проблемного обучения. По некоторым данным в современном российском школьном образовании до 75% учебных предметов направлены на развитие левого полушария, а на эстетические предметы отводится лишь 3%. Приоритет информационной составляющей образования был присущ педагогике с самого начала ее становления. Такой подход основан на теории, что знание представляет собой основу продуктивного мышления, а навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения. Его разработки и открытия нашли отражение на страницах более 450-ти научных трудов и статей. М.И. Махмутов - автор "Школьного русско-татарского словаря", соавтор "Арабско-русско-татарско-русского словаря заимствований". В круг его научных интересов входят также исследования по методологии педагогики и дидактики, вопросы развития национальной школы, лексикология арабского, татарского, русского языков и лексикография. Ряд научных трудов Мирзы Исмаиловича переведён и издан на испанском, немецком, эстонском, узбекском и других языках. Доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор, академик Мирза Исмаилович Махмутов - один из основоположников проблемного обучения, знаменитый в Татарстане арабист и тюрколог. Он работал главным научным сотрудником Института социально-экономических и правовых наук, Академии наук Республики Татарстан, является руководителем российско-американской программы обучения в республике, научным консультантом Татарско-американского института, академиком-секретарём отделения социально-экономических наук Академии наук Республики Татарстан. Мирза Исмаилович - был экспертом ЮНЕСКО, членом созданного при ЮНЕСКО Международного консультативного комитета по ликвидации неграмотности. Он принимал участие в таких крупных международных конгрессах, как международные конференции ЮНЕСКО в Таиланде, Александрии, Японии, конференции афро-азиатской солидарности на Кипре, III Европейском конгрессе по профессиональному образованию, конференции в Сиэтле (США). За большой вклад в развитие отечественного образования Мирза Исмаилович Махмутов награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, имеет почётный знак "За заслуги в развитии профессионально-технического образования" и почётный диплом американской Ассоциации общинных колледжей. Мирза Исмаилович - лауреат премии имени Н.К. Крупской за книгу "Школьный русско-татарский словарь" и лауреат премии АПН СССР за книгу "Современный урок. Вопросы теории". Мирза Махмутов является автором огромного количества научных трудов, как в области педагогики, так и в областях исламоведения и арабистики. Среди самых важных его лексикографических работ - "Арабско-татарско-русский словарь заимствований". В большом пласте иноязычных заимствований русского, и особенно татарского языков определенное место занимают слова и словосочетания, вышедшие непосредственно из арабского языка. Мирза Исмаилович отмечает, что этот слой заимствований имеет многовековую историю, он встречается не только в литературном, но и в разговорном языке татарского и русского населения, воспринимающего эту лексику как свою. Например, слово "машина" образовалось от арабского глагола "маша" - передвигаться, "магазин" - от арабского "махазин" (склады), слово "акт" взято из арабского напрямую с тем же значением и т.д. Благодаря данному словарю преподаватели имеют возможность широко использовать способ сравнительного перевода при семантизации лексики арабского языка, тем самым предложив обучающимся интересную альтернативу простой зубрежке слов.
Важнейший труд учёного, который открыл глаза на многое, как филологам-арабистам, так и историкам, это книга "Мир Ислама". На сегодняшний день это самый содержательный учебник по страноведению мусульманских стран. В предисловии к "Миру Ислама" Мирза Махмутов написал: "Почему в сознании значительной части студенчества и образованной публики не формируется положительное отношение к миру ислама? Причин много. Одна из них - глобализация экономики и культуры - породила конфликтную ситуацию в мире. У большей части населения Запада нет объективного представления об истории мусульманских стран и их сегодняшнем состоянии…". Это отклик ученого на возрастающий в обществе интерес к мусульманской культуре. Мирза Махмутов часто критиковал эту отсталость и недостаточное использование прогрессивных средств западного образования. В книге "Мир ислама" он особо выделил тунисскую систему образования, которая является прототипом французской системы. Поле сравнений у Мирзы Махмутова было достаточно широким, т.к он посетил многие восточные и западные страны. Его лозунгом стал взаимный диалог культур. Именно в этом Мирза Махмутов видел выход из создавшейся ситуации неравенства взглядов. Он любил говорить: "Культура - это благо незримое". При поддержке Мирзы Исмаиловича в ТАРИ, а потом и в РИУ стали проводится дни арабской культуры. Целью таких дней для академика Махмутова был ни столько экскурс в историю, хотя и этому выделялось достаточно времени, сколько освещение традиций, обычаев и культурных особенностей арабо-мусульманского мира.
Важной сферой деятельности Мирзы Махмутова стала его работа на кафедре филологии и страноведения РИУ, которая была организована им в начале 2004 года. Следует отметить, что до этого времени в РИУ работали преподаватели-филологи, получившие в основном высшее образование за рубежом. Это были отличные практики, но не достаточно владеющие теорией. Мирза Исмаилович с первых дней работы кафедры буквально "зарядил духом научности" всех ее преподавателей и сотрудников. Каждую неделю он проводил заседания кафедры, где обсуждались самые актуальные вопросы и преподаватели выступали с научными докладами, которые в дальнейшем печатались в различных сборниках.
На данный момент кафедра филологии и страноведения РИУ продолжает развиваться, основываясь на опыте, заложенном Мирзой Исмаиловичем. На кафедре работают кандидаты педагогических, филологических и юридических наук. Все преподаватели вовлечены в научно-исследовательскую деятельность. Научный потенциал кафедры постоянно растёт. Под руководством Мирзы Исмаиловича был подготовлен целый учебно-методический комплекс по изучению арабского языка, который начал создаваться с 2001 года. Данный комплекс содержит учебники различных уровней обучения, словарь синонимов и антонимов, аудиоматериалы и направлен на развитие мышления обучаемых и поднятие их творческого потенциала,. Все учебные материалы УМК апробированы на протяжении нескольких лет и внедрены в учебный процесс в различных вузах г. Казани. В частности, сегодня по этому комплексу студенты РИУ и ТГГПУ успешно обучаются арабскому языку и овладевают его литературным богатством. Кроме того, всем желающим изучить арабский язык на качественном уровне мы предлагаем курсы на базе этого уникального учебно-методического комплекса.
М.И. Махмутов серьезное внимание в своих научных исследованиях уделял проблеме реформирования профессионального образования. В разделе монографии "Актуальные проблемы современного образования" автор называет основные стратегические цели развития профессионального образования как одного из факторов гуманизации общественных отношений. Это:
1. Создание самобытной системы образования, основанной на национальных традициях воспитания, мировом опыте с учетом многонациональной структуры населения.
2. Интеграция системы образования в мировую образовательную систему.
3. Обеспечение любому члену общества возможности максимальной реализации его стремлений к совершенствованию образовательного уровня путем предоставления равноправного доступа к образованию.
4. Стимулирование поиска каждым человеком в процессе повышения его образовательного уровня той сферы и формы деятельности, которая принесет максимальное удовлетворение ему самому и пользу общества.
5. Удовлетворение потребностей общества в высококультурных, с активной жизненной позицией членах.
М.И. Махмутов один из организаторов инновационного учреждения образования Высшей школы Татарско-американского регионального института. Многие выпускники данного вуза работают как в системе образования, так и в других сферах. Образование в данном вузе строилось в соответствии с американской системой. М.И. Махмутов уже со студенческой скамьи приобщал студентов к исследовательской деятельности, к науке. Студенты изучали татарский язык, арабский, активная работа проводилась по духовно-нравственному воспитанию.
В последние 10 лет область интересов ученого расширилась в сферу политологии, социальной экономики, исламоведения, инновационных процессов в образовании. За 10 лет им опубликовано более 100 работ по проблемам развития интеллектуального потенциала общества, анализу менталитета и развитию мышления россиян, татар.
В вышеназванной монографии М.И. Махмутова тревожат негативные тенденции снижения уровня интеллектуального развития россиян. Он пишет: "Россияне народ особенный, бог многих не обидел талантами, но иногда поступаем неразумно, часто до обидного глупо: другие создают и накапливают богатство, мы его разворовываем, расточаем, пропиваем; иные нации наращивают умственные силы, мы их разбрасываем; за рубежом одаренных детей обучают отдельно, по усиленной программе, мы их сажаем за парту рядом со слаборазвитыми. В чем же причина интеллектуального упадка России? Видимые причины - слепое подражание чужому опыту, ошибки в политических и экономических решениях. Невидимые причины надо искать в психологическом складе россиян, в менталитете нации, в духовной сфере, в умственных способностях общества. Главными причинами низкого уровня интеллекта россиян являются: потери в войнах; алкоголизация населения; особенности менталитета россиян; низкий уровень культуры творческого и критического мышления; традиционная парадигма образования, ориентированная на усвоение объема знаний; низкий уровень духовности как составной части интеллекта; слабость социальной мотивации. Менталитет является особым свойством личности, возникающим не только под влиянием социума и образования, но имеющим и генетические корни в духовном развитии народа. Это сознательное и подсознательное, инстинкт и опыт, по наследству переданные старшим поколением, национальные традиции, обычаи и верования. Менталитет народа отражен в его языке, традициях, нормах исторического опыта".
Академик АНТ, РАО М.И. Махмутов остро откликался на все проблемы современности, публикуя в газетах и журналах статьи о языке, формировании национального самосознания, развитии национального образования, истоках терроризма, влиянии Запада и Востока на формирование ментальности россиян. Ученый отмечает, что в "условиях идеологического вакуума идет поиск новых идей объединения народов России. Важнейшей идеей, по мнению ученого, может быть идея патриотизма и национального самосознания. Российский патриотизм должен воспитываться на основе общего исторического прошлого не только русских, а россиян, их совместно пролитой крови при защите России как единой родины, их совместного труда по созданию и развитию современного государства. Не следует игнорировать тот факт, что Россия - евразийское государство, она преемница Золотой Орды и четырех других татарских государств".
В последние годы академик М.И. Махмутов вернулся к любимой тематике Востока: "Пророк Мухаммад" - книга для российских школ. И, наконец, уникальная книга "Мир ислама", которая соединяет историю и современность, открывает мир Востока для молодежи и взрослых. Это настоящая энциклопедия истории, культуры и образования более чем 50 стран, проповедующих ислам. Учебное пособие "Мир ислама", посвященный анализу современных общественных, экономических, культурных, образовательных проблем исламского мира, истории Востока и связи его с историей и культурой татарского народа. Ученый подчеркивает, что ныне идет четвертая мировая война между Западом и Востоком, у большей части населения Запада нет объективных представлений об истории мусульманских стран и их культуре. Особый интерес вызывает материал о проблемах просвещения в Средние века, а также развития мусульманской науки, что особенно актуально в связи с поиском мусульманскими учеными своей научно-религиозной идентичности в русле модернизации высшего образования. Ученый шаг за шагом исследуя вопросы развития мусульманских стран и роль религии ислам, ищет причины, почему мусульманские страны отстают от европейских. В учебном пособии автор дал оригинальную интерпретацию истории и современного ислама с учетом проблем глобализации, модернизации исламского общества. Данное пособие является одним из фундаментальных трудов по вопросам развития ислама в России, оно может использоваться не только в государственных образовательных учреждениях, но принесло бы огромную пользу, если бы эта книга стала настольной для наших студентов высших мусульманских образовательных учреждений.
Личность М.И. Махмутова неординарная. Он всегда занимал активную жизненную позицию, неустанно занимался общественной деятельностью. В Российской академии образования к М.И. Махмутову относились с большим уважением как к аксакалу, новатору, борцу, победителю в деле развития российского образования. Умный, высокий, статный мужчина, с военной выправкой и густой шевелюрой, красивыми правильными чертами лица, глубоким взглядом, улыбкой и бархатным голосом. Таким будут помнить М.И. Махмутова в Москве и во всех уголках нашей страны.
М.И. Махмутов вместе со своими учениками активно разрабатывал вопросы взаимосвязи экономики и интеллектуального потенциала общества, а также вопросы соотношения религиозного и светского знания в системе образования. Он понимал, что основу становления личности должны составлять духовные ценности.
Среди 520 книг, статей, словарей особое место занимает "Арабско-татарско-русский словарь заимствований", который сохранил для поколений богатую лексику старого татарского языка. "Школьный русско-татарский словарь" на 19 тыс. слов был главным лексическим инструментом повышения качества усвоения русского языка татарами.
А книги по теории и практике проблемного обучения, переведенные на десятки языков мира, прославили не только автора, но и научную педагогическую школу Татарстана и России. Три поколения учеников, студентов, аспирантов, учителей воспитаны на этих книгах. Главная награда М.И. Махмутова - это всероссийское, мировое признание вклада ученого в науку и образование, уважение педагогов, любовь народа.
Список использованной литературы
1. Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл.
2. www.millattashlar.ru/index. php/Махмутов,_Мирза_Исмаилович
Национальные и общественные процессы Республики Татарстан в оценках ... | |
Введение Актуальность. На современном этапе развития, в условиях глобализирующегося мира, проблема национальных отношений является одной из важнейших ... Хотя современное национальное движение и национальное самосознание татарского народа развивается противоречиво, и в нем есть некоторые негативные аспекты, в целом, национальное ... Хотя в условиях диалога культур (татарской и русской) сформировался свой, свойственный только нашему региону, "татарстанский" менталитет". |
Раздел: Рефераты по журналистике Тип: дипломная работа |
Религиозное сознание кабардинцев на современном этапе ... | |
Министерство культуры Российской Федерации Северо-Кавказский Государственный Институт Искусств Кафедра культурологии Особенности религиозного сознания ... Он также поставил вопрос о связях с кабардинской мусульманской интеллигенцией ряда дагестанских учёных, занимавшихся просветительской деятельностью в Балкарии в первой четверти ХХ ... С распространением ислама среди кабардинцев стали обычными "мусульманские" (то есть, арабские, персидские и турецкие) имена. |
Раздел: Рефераты по религии и мифологии Тип: дипломная работа |
Мусульманские меньшинства в странах Западной Европы во второй половине ... | |
Мешлок Тамара Рашидовна Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Краснодар - 2007 Работа выполнена на кафедре ... Исследование вышеизложенной проблемы требует тщательного изучения сочинений и мусульманских ученых-богословов средневековья, и ведущих западных, советских и российских востоковедов ... Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского Халифата; Теократический идеал и светская власть в мусульманском государстве/ Сочинения. |
Раздел: Рефераты по политологии Тип: статья |
Символіка мусульманської культури в контексті ідеології ісламу | |
Зміст Вступ Розділ І. Стан наукової розробки теми 1.1 Теоретико-методологічні проблеми ісламської культури Розділ ІІ. Іслам як культурно-релігійна ... У процесі опрацювання матеріалу застосовувася проблемний підхід. Риси кочового менталітету можна знайти в ісламській архітектурі. |
Раздел: Рефераты по религии и мифологии Тип: дипломная работа |
Происхождение и мифология Корана | |
Происхождение и мифология Корана СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. КОРАН И РАННИЙ ИСЛАМ 1.1 Книга книг ислама 1.2 Истоки ислама и пророки в Аравии 1.3 Медина ... До Мухаммеда, согласно средневековым мусульманским богословам, арабскому языку Аллах научил первого человека и пророка - Адама и вслед за ним других посланников (расуль) и пророков ... Этот монолог ученого о достоинствах арабского языка и культуры и одновременно о нерадивом отношении к их исследованию, а также к изучению ислама, был вызван стремлением положить ... |
Раздел: Рефераты по религии и мифологии Тип: реферат |