Контрольная работа: Религиоведение как система теоретического знания
Тема 1. Религиоведение как система теоретического знания.
1. Что такое теология? Каково соотношение религиоведения и теологии?
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 15-25
· Гараджа В.И. Религиоведение – электронный учебник
Теология (греч. theología, от theós — бог и lógos — слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
Теология или богословие появляются из стремления разъяснить основные положения той или иной религии, перевести содержащиеся в священных книгах, постановлениях соборов образы и догматические формулы на язык понятий, сделать их доступными массе верующих.
Теология — это инструмент разработки, защиты и пропаганды вероучения, которым оперируют религиозные организации, церковь.
Различные подходы к анализу сущности религии, как правило, определялись мировоззрением исследователя.
В работах теологов религия пытается понять себя, это объяснение религии как бы “изнутри”, с позиций человека, принимающего “истины веры” и из них исходящего: религия — это “встреча” человека с богом. Религиозная вера дает ключ не только к объяснению мира и человека, но и к ответу на вопрос, почему существует религия, как она возникла: если бы не было бога, его “откровения”, не было бы и религии. Это значит, что существование религии следует рассматривать как подтверждение, свидетельство существования бога. Теологический подход к объяснению феномена религии предполагает, что понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом “встречи с богом”. Иными словами, объяснение религии возможно только с позиций самой религии, только на основе принятия религиозной веры в качестве исходной посылки и безусловной истины.
2. Что такое «научный атеизм»? Каково соотношение религиоведения и научного атеизма?
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 30-32
· Гараджа В.И. Религиоведение – электронный учебник
Атеизм (греч. а - отрицание и theos - Бог; буквально - безбожие) - философско-материалистическое учение. Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, бога, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и посредством отрицания сверхъестественных сил утверждает самоценность бытия мира и человека, ценность земной жизни как единственно возможной и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения.
Атеизм не начинает критики религии с отрицания бога, как иногда это представляют себе многие верующие. Напротив, научный атеизм начинается с тщательного изучения религии, всех ее направлений, форм и разновидностей. Например, далеко не каждый верующий знает, что в мире сейчас существует более трех тысяч религий со своими представлениями о боге (богах), своими обрядами и таинствами, со своими сторонниками, которые считают, что именно их религия является истинной. И очень часто верующие искренне убеждены, что другие религии - "вымысел людей", а своя, - "откровение Бога". И только научный атеизм изучает все разновидности и типы религий одинаково тщательно и беспристрастно, сравнивает их между собой, выводит общие закономерности их развития, причины возникновения, ту роль, которую они играли и играют в жизни человека, государства, всего человечества. Конечно, атеизм не в состоянии только своими силами исследовать различные религии и разные формы проявления религиозности в прошлом и настоящим. Он использует данные истории и археологии, этнографии и религиоведения, психологии и биологии, астрономии и физики, социологии и многих других наук.
В научном атеизме принято выделять четыре стороны (элемента) религии: идеологическую (концептуальную), эмоционально-психологическую (психология и чувства верующих), культово-прагматическую (совокупность религиозных обрядов, таинств, ритуалов и т.д.) и организационную (церкви, общины и т.п.). Естественно, что эти четыре элемента, каждый по отдельности и все вместе, служат объектом исследования научного атеизма.
3. Какова структура религиоведения.
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 6-7
· Гараджа В.И. Религиоведение – электронный учебник.
Религиоведение сегодня включает сегодня ряд разделов основными, среди которых являются философия, социология, психология, феноменология, история религий.
Философия религии – совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение и понимание объекта.
Социология религии – изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной системы на религию.
Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной групповой и индивидуальной психологии, содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей.
Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.
История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о существовавших и существующих религиях.
Наряду с вышеперечисленными, выделяют раздел, включающий знания о свободомыслии в отношении религии. В этом разделе раскрывается содержание свободомыслия, закономерности его развития, функции в обществе и в жизни личности, исследуются его различные проявления, описывается его история, типы и этапы развития, представленность его в разные эпохи на концептуальном уровне и в народном сознании, в науке, морали, искусстве, политике, философии, теологии.
4. В чем выражается свобода вероисповедания граждан России?
5. В чем выражается свобода атеизма граждан России?
Источники:
· Конституция РФ.
· Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г.)
Конституция РФ 1993 года отводит свободе вероисповедания важное место в системе гражданских прав и свобод. Статья 28 Конституции РФ гласит:
«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Конституции провозглашает право, относящееся к основам демократии, свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованиям и дискриминации со стороны государства и общества. В статье использованы как равнозначные такие понятия, как свобода совести и свобода вероисповедания. Признание права каждого свободно действовать в соответствии со своими убеждениями означает свободу быть членом уже существующих религиозных объединений, основывать новые, беспрепятственно осуществлять культовые обряды, издавать и распространять религиозную литературу, получать образование в религиозных учебных заведениях.
Ни какая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Свобода вероисповедания включает право человека в признаваемом им вероучении исповедовать свою веру индивидуально или совместно с другими. Слово "религия" в данном случае является тождественным слову "вера". Индивидуальное или совместное с другими исповедание веры представляет собой совершение религиозных обрядов по правилам, изложенным в конкретном вероучении.
Свобода вероисповедания, а так же атеизма гражданина России заключается так же в том, что он имеет право не исповедовать никакой религии.
Тема 2. Религия как общественное явление.
1. В чем сущность религии с теологической точки зрения.
Объектом исследования религиоведения является религия. Религия – тип мировоззрения и мироощущения, одна из областей духовной жизни, а также основанные на вере в реальное существование Бога (шире – высшей силы) и чувстве связанности с ним, зависимости от него, почтения и почитания его, поведение и совершение соответствующих религиозной вере действий.
Объектом изучения теологии является Бог – одно из ключевых религиозных понятий, означающее некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения. В число атрибутивных характеристик Бога входят совершенные качества: Бог является всемогущим, всеблагим, всеведущим, всепрощающим, вечным и т.п. Предметом изучения теологии является самообнаружение Бога в мире, потому что иным способом изучить Бога как потустороннюю, внеземную, сверхъестественную сущность, нельзя. Согласно теологической точке зрения, религия – это связь человека с Богом, некое субъектно-объектное отношение, где в качестве субъекта выступает верующий человек (шире – религиозная группа, община, общество), а в качестве объекта – Бог. По мнению теологов нельзя разрывать данную субъектно-объектную связь, ибо она неразрывна в своей сути, а различие между теологией и религиоведением (в том случае, если теологи вообще признают право религиоведения на существование, что случается далеко не всегда) кроется в различной расстановке акцентов: если для религиоведения важным является изучение субъектной составляющей религии (верующего человека, общества и т.д.), то для теологии – объектной (Бога).
Для теологического подхода религия есть сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с позиции верующего человека. С точки зрения теологии понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с Богом».
2. В чем сущность религии с атеистической точки зрения?
Давайте посмотрим на религию с чисто атеистической точки зрения: Бога нет и Сверхъестественных мистических сил тоже нет. Следовательно, любые религиозные и мистические переживания есть не более чем набор иллюзий. Если иллюзии не опасны для жизни, то они полезны. Возникший на базе религиозных и мистических переживаний положительный эмоциональный фон и душевная гармония снижают заболеваемость и смертность, повышают продолжительность жизни, устойчивость к перегрузкам и т.д. Вот Вам и чисто атеистическое объяснение того, что вера в Бога и вера в Мистику дают религиозному человеку целый ряд психологических преимуществ, которые недоступны грешникам и атеистам. Именно на этих преимуществах и основана устойчивость религиозных и мистических верований на протяжении всей человеческой истории.
5. Какова структура религии?
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 10-12
· Гараджа В.И. Религиоведение – электронный учебник.
Религия как сложная социальная система имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из ряда компонентов: религиозного сознания, религиозных отношений, религиозной деятельности, религиозных организаций. Необходимо отметить, что не все отечественные религиоведы и научные атеисты придерживаются данной классификации, однако все выделяют религиозное сознание, религиозные организации, религиозные отношения.
1. Религиозное сознание. Это определяющий элемент религиозной системы, через который осуществляется социальная детерминация других ее элементов. Культовые действия, религиозные обряды становятся таковыми, поскольку они воплощают в символической форме религиозные верования и представления. Религиозные организации формируются на основе общности религиозных верований. Поэтому религию справедливо рассматривать, прежде всего, на уровне религиозного общественного сознания.
2. Религиозные отношения. В отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под религиозными отношениями понимают отношения, складывающиеся между людьми в процессе культовых действий. Они базируются, в первую очередь, на вере в возможность особых отношений между Богом и верующим человеком, что Бог влияет на судьбу человека и все социальные и природные процессы. Ведь человеку нужен Бог, который может его выслушать, помочь, защитить. Вера в возможность двусторонних "иллюзорно-практических" отношений объективируется в религиозном культе.
3. Религиозная деятельность. Это практически-духовное освоение действительности, включающее культовую и внекультовую деятельность.
Культовая деятельность. Являясь составной частью религиозного комплекса, культ играет роль активного средства пропаганды религии и представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующий предпринимает попытку установить взаимосвязь со сверхъестественными силами (богами, духами, демонами и т.п.) и пытается воздействовать на них.
К культовым относятся все виды религиозно-магических действий и представлений: религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, посты, молитвы и иные средства, направленные на установление связи со сверхъестественными силами в целях получения определенного результата. Формирование и состояние культовой деятельности во все исторические эпохи зависит от особенностей верований людей, обусловленных общим уровнем развития цивилизации, в которой существует и функционирует данная религия. Чтобы выработать религиозные убеждения, служители культа требуют от своих прихожан, "паствы", регулярных посещений богослужения, соблюдения всех религиозных предписаний, активного участия в культовой деятельности, соблюдения обрядов.
Особое место в культовой деятельности отводится молитве как средству общения с Богом. Культ, как вид социальной деятельности отличается от других ее видов по содержанию, предмету, субъекту деятельности. Субъектами культовой деятельности могут быть как религиозные группы, так и отдельные верующие. К средствам культовой деятельности относятся: храм, молитвенный дом, религиозное искусство, культовые предметы.
Внекультовая деятельность. Во внекультовой религиозной деятельности выделяются две стороны - духовная и практическая. Производство религиозных идей, систематизация и интерпретация вероучения, сочинения богословов, светские теоретические изыскания, содействующие развитию и защите религии, составляют духовную религиозную внекультовую деятельность.
К практической стороне внекультовой деятельности можно отнести работу миссионеров, религиозных соборов, преподавание в высших и средних специальных религиозных заведениях, пропаганду религиозного мировоззрения, словом, всякую практическую деятельность, направленную на внедрение и защиту религии в обществе.
4. Религиозные организации. Любая развитая религиозная система невозможна без наличия организационно-институционной структуры. Каждая религия имеет собственную организацию в виде комплекса определенных институтов, общественных религиозных союзов, а также функционирующего культа.
Организационно-институционная сфера эволюционировала от нерелигиозных институтов, когда некоторые ее функции исполнялись светскими институтами, через полупрофессиональные к специфическим религиозным организациям.
Религиозные организации, или церковные институты, представляют собой систему учреждений и форм деятельности, призванных регламентировать, контролировать и определенным образом регулировать поведение верующих данной конфессии, а также удовлетворять их религиозные потребности. Иерархия церковной организации зависит от конфессиональных различий. Религиозная организация считается связующим звеном между Богом и верующими.
6. Функции религии.
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 12-15
· Гараджа В.И. Религиоведение – электронный учебник.
Прежде чем рассматривать основные функции религии, необходимо дать определение этого понятия. В настоящее время в отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под "функциями религии" понимается характер и направление ее воздействия на общество в целом и на отдельные его элементы.
1. Мировоззренческая функция. Религия включает определенное миропонимание (объяснение мира, места в нем человека, сущности природы и т.д.), мирочувствование (эмоциональное отражение внешнего мира, самочувствование человека), оценку мира, мироотношение. Религиозное мировоззрение реализуется в поведении и взаимоотношениях верующих, в структуре религиозных организаций.
Своеобразие религиозного мировоззрения состоит в том, что оно отражает действительность сквозь призму веры в сверхъестественный абсолют - Бога, получающего разные наименования в зависимости от религиозной конфессиональности.
2. Иллюзорно-компенсаторная функция. Смысл данной функции заключается в том, что религия иллюзорно восполняет практическое бессилие человека, его неспособность сознательно противостоять природным и социальным процессам, а также управлять различными отношениями в человеческом бытии. В этом случае религия в некоторой мере отвлекает людей от реальности и, создавая определенные иллюзии в сознании индивида, облегчает его страдания, поддерживая в человеке потребность в отвлечении от действительности и тех больных проблем, которыми наполнена его жизнь. Важным свойством этой функции является ее психологическое воздействие, которым снимается стрессовое состояние.
3. Коммуникативная функция. Религия выступает средством общения людей в рамках определенных религиозных организаций, отдельных групп. Общение осуществляется прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в храме, в молитвенном доме, участие в таинствах, общественная молитва рассматриваются как главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом. Кроме того, храм или иное молитвенное помещение нередко являются единственным местом, где жители определенного населенного пункта могут собираться вместе, не только ради религиозного, но даже и обыденных встреч. Внекультовая деятельность также обеспечивает общение людей.
4. Интегрирующая функция. Религия может выступать в роли фактора интеграции отдельных групп граждан, а также общества в целом, укрепляющего и поддерживающего существующую систему социальных отношений. Регламентируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества. Сплачивая единоверцев и "вооружая" их своими идеями, религия оказывает содействие консолидации всех, кто придерживается этих взглядов.
5. Регулятивная функция. Религиозные идеи, взгляды, представления, ценностные установки, стереотипы поведения, культовая деятельность и религиозные объединения выступают регуляторами поведения приверженцев данной веры. Будучи нормативной системой и основой общественно санкционированных способов поведения, религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность.
Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой живет и функционирует данное религиозное объединение. Можно выделить, в первую очередь, следующие “нерелигиозные функции: политическая, экономическая, воспитательная, культурно-просветительская и т.п.
Названные функции религии осуществляются не изолированно, а в комплексе и проявляются как в обществе в целом, так и на уровне социальных групп и отдельных личностей.
Место и социальное пространство функций религии меняются в зависимости от общественных условий и, в первую очередь, от уровня развития культуры народа на каждом этапе исторического развития.
Тема 3. Буддизм.
1. Каковы основные характеристики буддизма? (время, место возникновения, география современного распространения, численность, история возникновения).
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 146-148
· Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Электронный учебник
Буддизм— первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам — более чем через тысячу.
Буддизм возник на территории Индостана в VI в до н. э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в разных странах Азии, но на территории Индостана утратил свои позиции и фактически исчез. Тем не менее, ранние стадии его истории связаны с этим субконтинентом, и освещать их следует на этническом и социально-историческом фоне Индостана VI в. до н.э.
VII—V вв. до н.э. были периодом сильного религиозного брожения в Индии. На это время приходится возникновение и оформление джайнизма и буддизма, а также многочисленных сект и религиозных движений как внутри указанных двух новых для того времени религий, так и вне их. Насчитывается до 17 толков, возникших в буддизме в течение второго столетия после смерти Будды, и, помимо того, еще шесть враждебных сект, основанных «лжеучителями» — современниками Будды. Одно это свидетельствует об интенсивности религиозной жизни и тех исканий, которые происходили в этой области в указанный период.
Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы Будды. В основе мифа о Будде, как считали приверженцы этой точки зрения, лежало олицетворение солнца и перипетий его годового движения по небосводу. Большинство исследователей полагают, что нет оснований подвергать сомнению действительное существование основателя буддизма; некоторые из них даже признают Будду первым из числа исторических деятелей Индии, существование которых поддается почти точной датировке. Вероятно, данная точка зрения имеет больше оснований, ибо действительно для ее опровержения не выставлено достаточно серьезных аргументов. Во всяком случае, реконструкция истории возникновения буддизма немногим изменится от положительного или отрицательного решения вопроса об историчности Будды. Ясно, что духовный облик того человека или тех людей, которые были действительными основателями данного религиозного учения, должен был, в общем, соответствовать тому, каким в легендах предстает Сиддхартха Гаутама.
Согласно этим легендам, он родился около 560 г. до н. э. Местом его рождения считается северо-восток Индии (в современных ориентирах — у границы Непала). Он был сыном главы племени шакьев. В 29 лет, пораженный фактом обилия переживаемых людьми страданий, Гаутама расстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни, оставил жену с малолетним сыном и отправился странствовать. Шесть лет он вел жизнь бродячего аскета и искал истину в беседах с брахманами-аскетами, предаваясь подвигам самоистязания и умерщвления плоти. В дальнейшем он, однако, убедился в бесплодности выбранного пути и занялся размышлениями о причинах страдания и о способах его преодоления. Наконец, в некий момент, признаваемый буддистами по своему значению всемирно-историческим, Гаутама, сидя под деревом, которое отныне стало столь же прославленным, внезапно узрел истину; и именно с этого момента он стал Буддой, т. е. просветленным, озаренным, умудренным. Тут же он начал свою проповедническую деятельность. Для чего отправился в Бенарес и, найдя там пять своих учеников, обратился к ним с проповедью нового учения. 40 лет проповедовал, потом Будда это учение в Северной и Центральной Индии и умер около 480 г. до н. э., положив основание многолюдной и мощной церковной организации — сангхе.
Традиционно-каноническая версия дальнейшей истории новой религии представляет ее в виде триумфального шествия по всей стране, причем дело выглядит так, что новое учение принималось без каких-либо трудностей всем населением. Богатые и бедные, люди разных варн (каст) и родов занятий одинаково приветствовали Будду и с готовностью принимали его учение. За право принять и угостить просветленного велись острые споры между людьми, общинами. Последователями Будды сразу стали цари Бимбисара, Прасенаджит, Аджаташатру. Вскоре после смерти Будды наиболее выдающиеся его последователи собрались в Раджагрихе, где обсудили и утвердили ряд основоположений новой религии. Тем не менее, в течение первого столетия, последовавшего за этим, среди сторонников буддизма возникли разногласия и расхождения, так что понадобился созыв нового Собора, который и состоялся в Вайшали через столетие после первого. Еще через сто с лишним лет, при царе Ашоке (III в. до н. э.), в городе Паталипутра (современная Патна) состоялся третий Собор, на котором был утвержден текст священных книг буддизма, составляющих Типитаку (на санскрите—Трипитака), и принято решение о рассылке миссионеров во все концы страны, в частности на юг, вплоть до Цейлона.
Из всех толков и ответвлений раннего буддизма выделилось одно направление, завоевавшее прочные позиции на севере Индии и впоследствии распространившееся в ряде стран Азии. Его приверженцы назвали свое учение махаяной — «широкой колесницей», «широким путем» к истине; «узкой колесницей», или хинаяной, они именовали прежнее учение, господствовавшее на юге. Буддизм в его махаянистской форме был принят царем Кушанской империи Канишкой, с именем которого связано предание о новом Соборе, проходившем около 100 г. н. э. в Кашмире. Собор сформулировал и утвердил основные положения махаяны. Махаянистские историки буддизма тоже говорят о трех Вселенских соборах и вынуждены поэтому кашмирский Собор как-то втискивать в эти рамки. Для этого им приходится или вовсе игнорировать третий Собор, или же смешивать воедино второй и третий, вследствие чего получаются хронологические несообразности, в частности продление жизни отдельных лиц, нужных для авторитетности, до невообразимых размеров. Даже несомненно историческая личность Ашоки здесь мистифицируется довольно странным образом: махаянисты относят второй Собор к царствованию Дхарма-Ашоки (благочестивого Ашоки), а хинаянисты говорят в этой связи о Кала-Ашоке (Черном Ашоке). Не исключено, что имеется в виду один и тот же персонаж, исторический Ашока, но какой именно Собор происходил в его царствование, остается неясным. Основателем махаяны, впервые употребившим даже этот термин, считается буддийский богослов Ашвагхоша (жил в начале нашей эры), а главным идеологом, сыгравшим наибольшую роль в распространении махаянистского буддизма, был, очевидно, Нагарджуна (ок. середины II в. н. э.).
Примерно в середине первого тысячелетия нашей эры сформировалось новое направление махаяны, известное под названием варджаяны — «алмазной колесницы». По-иному оно именуется буддийским тантризмом, или тантраяной. Некоторые исследователи высказывают мнение, что варджаяна зародилась не позже хинаяны и махаяны. В литературе бытуют и такие взгляды, по которым варджаяну следует считать третьим направлением в буддизме наряду с хинаяной и махаяной.
Среди исследователей существуют разногласия по поводу того, надо ли считать ранний буддизм религией или только философским и этическим учением, приобретшим характер религии лишь в дальнейшем ходе своего развития.
2. Каковы основные положения вероучения буддизма?
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 146-148
· Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Электронный учебник
Вероучение буддизма включает в себя две основные доктрины: учение о личности и учение о жизни. Буддизм как религия парадоксален. Это не теистическая религия, т.е. в ней нет признания существования богов, которые почитаются в др. религиях. Буддизм отрицает и существование души человека как особой сущности бессмертной и бестелесной. С точки зрения буддизма, личность – это комбинация особых элементов, драхм. Драхма – является носителем психофизического состояния, комбинации их образует данную индивидуальность. Драхмы изначально ни кем не созданы и бесконечны, они только рекомбинируются в неком замкнутом индивидуальном единстве (сантана), образующем живое существо. И таким образом ведическое учение о сансаре в буддизме выступает не как переселение душ, не как перевоплощение, а как бесконечный поток чередования рождения и смертей, циклическое существование в разных формах одного и того же набора драхм. Карма в буддизме это не судьба, не фортуна, не воздаяние или возмездие. Карма выступает как объективный неотвратимый закон. Будущее рождение определяется суммой всех «действий» в предыдущем рождении. Под «действием» понимается и физическое действие, и слово, и даже мысли. Совокупность этого неотвратимо и однозначно определяет следующие рождение. Так возникает мучительная цепь рождений и смертей. Вырваться из этого бесконечного круга становится смыслом жизни.
Вторая вероучительная доктрина – учение о жизни. Именно в этой сфере был совершен духовный подвиг Гаутамы, результатом чего произошло его превращение в Будду. Будда провозгласил четыре Благородные истины:
1. Согласно первой истине все существование человека есть страдание. “Рождение — страдание, старость — страдание, — говорил он, — болезнь — страдание, смерть — страдание, невозможность достигнуть желаемого — страдание...” И даже счастливые моменты жизни приводят к страданию, так как счастье недолговечно.
2. Но хотя, по учению Будды, страдание пронизывает всю жизнь человека, оно не является неизбежным. Оно лишь следствие. А причина — в желании жить в этом мире, чувствовать, получать удовольствие. Это вторая благородная истина.
3. Третья истина гласит: поскольку причина страдания лежит в самом человеке, значит, и избавление от нее подвластно собственной воле. Нужно научиться ограничивать свои желания, чтобы, в конце концов, освободиться от них совсем.
4. Достичь полной духовной свободы можно, выполняя восемь заповедей буддийского образа жизни — Благой восьмеричный путь.
Благой восьмеричный путь.
1. Правильное воззрение | т.е. постижение Четырех благородных истин. |
2. Правильная решимость | Возникающая у человека в результате познания четырех Благородных Истин, стремление изменить преобразовать свою жизнь. |
3. Правильная речь | Воздержание от лжи, клеветы, брани. |
4. Правильное поведение. | Выполнение 5 заповедей: не причини зла живому, запрещение убивать, лжесвидетельствовать и клеветать, запрещение воровства и прелюбодеяния, запрещение употребления опьяняющих напитков. |
5. Правильный образ жизни |
То же что и правильное поведение, но в контексте жизни общества. |
6. Правильное усердие | Самоконтроль за состоянием психики, борьба с соблазнами и дурными мыслями. |
7. Правильное направление мысли | Надо тщательно взвешивать свои мысли, эмоции и поступки, не поддаваться позывам желаний. |
8. Правильное сосредоточение или правильный транс | Полная отрешенность от мира, предельная форма созерцания в котором нераздельно, в котором нераздельно как единое существуют субъект созерцания, объект созерцания и сам процесс созерцания. |
Таким образом, человек сам может исправить свою карму, своими усилиями сделать себя существом, подобным богам. Это состояние совершенной свободы Будда назвал нирваной, угасанием желаний, божественным освобождением. Путь к ней открыт для всех независимо от касты. Во всех иных религиях путь простого человека до божественного состояния закрыт.
3. Каковы особенности культа буддизма?
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 149
В ходе развития буддизма сложился культ сложный культ почитания Будды. Который охватил все стороны жизни верующих, начиная с бытовых и кончая всеобщими праздниками, которые заняли видное место в общественной жизни. Большое значение приобретают круговые обходы ступ.
Ступа считается реликвией, святым хранилищем останков Будды, его учеников и др. последователей. Важнейшей телесной реликвией буддиста признают волосы Будды, его зубы, а так же предметы которыми пользовался Будда, чаши, полки, деревья, где он сидел.
Со временем возникло поклонение статуям и изображениям Будды. Богослужение осуществляется буддистами в храмах исключительно духовенством, без мирян.
Буддизм выработал специфическую форму культовой практики – бхвану, которая состоит в углублении в собственный внутренний мир с целью осмысления учение Будды.
Буддийская церковь имеет довольно большое количество служителей культа – монахов, которые живут в монастырях. Их существование обеспечивается исключительно милостыней. Питаться им разрешается дважды в день. Они отказываются от брака, собственности. Монахи должны брить голову, лицо, даже брови, носить одежду желто цвета. В разговоре с женщиной можно сказать пять слов, закрываясь от нее веером. Большинство монахов странствуют, будучи членами определенной сангхи.
Сангха – монашеская община, которая объединяется в рамках одного монастыря.
На основе буддийского культа возникли памятники искусства, сложились иконографические традиции. Образовался круг символических представлений и образов. С буддизмом связаны грандиозные каменные святилища и каменные ансамбли Индии, Китая, Индонезии, Бирмы, Непала и др. стран.
Тема 4. Православие.
1. Каковы основные характеристики православия? (время, место возникновения, география современного распространения, численность, история возникновения).
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 146-148
· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. – изд. Эксмо 2005. с. 170-178.
Православие - восточная ветвь христианства. Сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную (395 г.) и оформилась после разделения церквей (1054 г.). Получило распространение по большей части в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Слово «православие» является переводом греческого слова «ортодоксия». Православие, таким образом, в прямом смысле слова есть в отличие от ложного правильное (правое) верование.
На Руси крещение Руси и принятие православия произошли в 988 г. при княжении князя Владимира.
Сегодня православное направление христианства представляет собой совокупность поместных (региональных) религиозных организаций, которых называют православными Церквами. Существует официальный перечень представителей православных Церквей. По этому списку Церкви располагаются следующими образом: Константинопольская Церковь (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия и Ливан), Иерусалимская (Израиль), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Церковь Чешских земель и Словакии, Православная церковь Америки.
Общая численность православных - 182 млн. человек. Наибольшее их число в России - 70-80 млн. человек.
2. Каковы основные положения вероучения православия?
Источники:
· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. – изд. Эксмо 2005. с. 148-170.
Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства. Православные верят в единого Бога, выступающего в трёх ипостасях - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: Божественную и Человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Он рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят в Его воскресение и вознесение на небо и ждут Его второго пришествия и установления на Земле Царства Божьего. Святой Дух исходит только от Бога Отца. Приобщение к Церкви, единой, святой, соборной и апостольской происходит через крещение. Эти главные положения православного вероучения содержатся в Символе веры, принятом на 1-м (в 325 г. в Никее) и 2-м (381 г. в Константинополе) Вселенских соборах, и с тех пор не изменялись, сохранились в первоначальном виде, чтобы не исказить веру. Православные верят в посмертное воздаяние - ад и рай. Религиозным символом является крест (четырёх-, шести- и восьмиконечный).
В православии признаётся семь таинств (священнодействий) - крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Особо выделяются евангельские таинства - крещение и причащение, установленные Иисусом Христом. Православные признают как Священное Писание (Библию), так и Священное Предание, живую память Церкви (в узком смысле - постановления признаваемых церковных соборов и труды отцов Церкви II-VIII вв.).
3. Каковы особенности культа православия.
Источники:
· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. – изд. Эксмо 2005. с. 148-170.
· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 130-131
Общность культа (обряды, таинства, литургическая практика) в целом присуща всему православию, но в месте с тем есть и различия, обусловленные национальной принадлежностью Церкви. Это касается, прежде всего, культа святых почитаемых данной Церковью и праздников.
Русская православная церковь, так же как и Иерусалимская, Грузинская и Сербская до си пор живет по юлианскому календарю, остальные по григорианскому (последний был введен 1918 г.). сейчас григорианский календарь отличает от юлианского 13 суток, далее это расхождение будет увеличиваться. Поэтому в церковных календарях церковь указывает две даты праздника – по старому и новому стилю.
Главных праздников двенадцать. Богослужебный год в православии начинают осенью, с сентября месяца, и в этой связи расположение праздников следующее: Рожество Богородицы (8\21 сент.), Воздвижение Креста Господня (14\27 сент.), Введение в Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября\4 декабря), Рождество Христово (25 декаб.\7 янв.), Крещение Господне (Богоявление) (6\19 янв.), Благовещение (25 марта\7 апр.), Преображение Господне (6\19 авг.), Успение Божьей Матери (15\28 авг.).
Особое место среди христианских праздников занимает Пасха – Праздник Воскресения Иисуса Христа. Церковь установила, что пасха должна праздноваться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Таким образом, Пасха в православии празднуется между 22 марта и 25 апреля по старому стилю.
В православии признаётся семь таинств (священнодействий):
1. Крещение - приобщение человека к церкви. Оно совершается посредством троекратного погружения в воду во имя Святой Троицы. В православии крещение совершается как над взрослыми, прошедшими "оглашение" (сознательное принятие поры), так и над младенцами по вере восприемников (крестных родителей). Православие признает действительным крещение в любой христианской конфессии, совершаемое во имя Святой Троицы. В отличие от других таинств оно может совершаться в исключительных случаях (отсутствие священника, болезнь ребенка) любым христианином-мирянином. Но при первой же возможности крещеный, таким образом, человек и лицо, совершавшее крещение, должны обратиться в храм к священнику, который проверит правильность совершенного обряда и "довершит" его.
2. Миропомазание - обряд, производимый сразу после крещения. Оно совершается посредством помазания частей тела (лба, ладоней, ступней) святым миром - особым ароматическим маслом, освященным Собором епископов. Означает введение в звание мирянина - члена церкви.
3. Покаяние - исповедание грехов перед священником - духовным отцом. В православии покаяние, соединенное с отпущением грехов (исповедь), происходит как по сознательной воле кающегося, так и при отсутствии его воли, например в отношении тяжелобольного, в бессознательном состоянии - так называемая "глухая исповедь".
4. Причащение (евхаристия) - приобщение верующего к Христу. Оно совершается во время главного православного богослужения - литургии путем употребления небольших порций хлеба и вина, воплощающих тело и кровь Христовы.
Согласно Священному писанию первую евхаристию совершил сам Христос во время вечерней трапезы накануне своего предания в руки врагов. Он раздал апостолам хлеб и вино, которые, благословив, назвал своими телом и кровью. По православному вероучению, евхаристия имеет значение бескровной жертвы, как выражение крестной жертвы Спасителя.
5. Священство (посвящение в священнослужители) - выражение апостольского преемства церковной иерархии посредством передачи даров Святого Духа через рукоположение. Смысл священства - в наделении принявшего возможностью совершения таинств. В православии священство имеет три степени (епископат, пресвитернат, диаконат), составляющие церковную иерархию - клир. Полномочия иерархии включают священство (совершению таинств), пастырство (попечение о духовной жизни членов церкви) и учительство (проповедование Слова Божья).
Епископах обладает всей полнотой тайнодействия включая рукоположение пресвитеров и диаконов. В православных церквах патриархи, митрополиты, все епископы (вне зависимости от различий, но власти и по части), архиепископы равны по благодати, тогда как в католицизме высший епископ (папа Римский) составляет особую высшую степень священства - примас.
Рукоположение епископов осуществляется как старшим епископом любой из православных церквей, так и Собором епископов (архиереев). В отличие от епископов пресвитеры (иереи, протоиереи) обладают ограниченным тайнодействием - правом совершения всех таинств, кроме рукоположения. Диаконы имеют лишь право помогать пресвитерам в тайнодействии.
6. Брак - благодатное освящение союза мужчины и женщины, являющихся членами церкви, для совместной христианской жизни и деторождения. Православная церковь в отличие от католической признает возможность де сакрализации таинства брака - его расторжения, но в ограниченных пределах, со многими оговорками и ограничениями (бесплодие любого из супругов, доказанная супружеская измена, совершение тяжкого преступления, отлучение одного из супругов от церкви).
7. Елеосвящение (соборование) - особый обряд, совершаемый над больным или умирающим, сообщающий оздоровление души и придание силы для принятия христианской смерти.
Особым объектом поклонения православных являются иконы.
Тема 5. Католицизм.
1. Каковы основные характеристики католицизма? (время, место возникновения, география современного распространения, численность, история возникновения).
Источники:
· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. – изд. Эксмо 2005. с. 148-170.
· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 78-81.
Наиболее крупной, самой массовой разновидностью христианства является католицизм. Согласно данным ООН приверженцами католицизма являются более 900 миллионов человек, что составляет более 18% всех жителей планеты. Это намного превышает число последователей других направлений христианства.
Католицизм, православие и выделившийся из католицизма протестантизм являются основным ветвями христианской религии. Католицизм (грец католикос - вселенський, всемирный). Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-IV веках, когда нарастали и усугублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.
Расколом Христианства на Западную и Восточную Церкви принято считать великую схизму 1054 г., порожденную разногласиями, начавшимися приблизительно с IX века. Окончательный раскол произошел в 1274 г.
В России 1991 год стал для католической церкви временем возрождения.
Папа Иоанн Павел II назначил первых епископов для европейской и азиатской части России, а так же епископа для Казахстана. Сейчас на территории европейской части России 93 прихода в которых служат более 100 священников.
2. Основные положения вероучения католицизма?
Источники:
· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. – изд. Эксмо 2005. с. 148-170.
· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 78-81.
Католицизм разделяет с православием основные положения вероучения и культа. В основе вероучения католицизма лежит общехристианский символ веры, "Кредо", включающий в себя 12 догматов и семь таинств (как и в православии). Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.
Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище - промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Католики считают чистилище местом, где судьба умершего грешника может быть изменена. Они горят там в очищающем огне.
Римско-католическая церковь отдает приоритет преданию, т.е. наряду с Библией, трудами отцов Церкви и решениями первых Вселенских соборов она поднимает до уровня непререкаемого авторитета для верующих официальные документы, подготовленные папой и высшими органами центрального церковного управления. Римско-католическая церковь не рекомендовала (до II Ватиканского собора) верующим самостоятельное изучение Библии, настаивая на чтении в присутствии священнослужителя, который дает официальное толкование. Только в иерархии латинского христианства есть кардиналы. Важные нововведения были внесены католиками в таинства. Крещение совершается только путем обливания. Таинство конфирмации (с лат. - миропомазание) проводится в возрасте 7 - 13 лет. Евхаристия совершается не на квасном хлебе (как у православных), а на пресном (облатка), миряне причащаются только хлебом, младенцев не причащают вообще. Исповедь (покаяние) превращается в своеобразное расследование священником преступлений грешника. Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо.
Священникам римско-католической церкви предписано строгое безбрачие (целибат), и этим фактически стерто различие между белым и черным духовенством. Кроме того, в церковную иерархию была введена должность кардинала, ближайшего советника папы. Кардиналы в католической иерархии считаются выше епископов, хотя формально могут иметь различные священные чины (епископов, пресвитеров, диаконов).
3. Особенности культа католицизма.
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 194-195
Католический культ представляет собой узаконенную «Кодексом канонического права»(1983 г., книга IV – «Освящающая задача Церкви») и церковной традицией систему ритуалов и обрядов, с точки зрения верующих возможность непосредственного общения с богом и святыми. В целом католический путь сводится к культу Бога, культу ангелов и святых, культу икон и реликвий, а так же культу святых мест (область Палестины, связанные с ветхозаветными событиями и жизнью Христа, Девы Марии и апостолов) и священных мест (места захоронения святых, места связанные с видениями чудесами).
К особенностям католицизма относится более развитый культ, нежели в др. направлениях христианства Девы Марии. Культ Марии получил широкое распространение, т.к. оказался более понятен широким массам, чем абстрактная Троица. Католический культ Богородицы выражается в различных формах: в розарии (в посвященных ей специальных молитвословиях), в так называемых «марийных» празднествах, в связанных с ее образом святынях, в посвящаемых ей летних паломничествах. В католицизме Мария выступает в качестве попечительницы всей семьи, в то время как в православии она – покровительница земледельцев.
Центрами католического культа считаются прежде всего храмы. Иконы в католических храмах почитаются, так же как и в православных. Большое значение в католицизме имеет литургическая (сакральная) музыка.
В храме совершается главное действие католического культа – месса, или католическая литургия.
Католицизм, как и православие, признает семь таинств: причастие, крещение, конфирмация, покаяние, соборование, священство, брак. Но в католицизме они исполняются несколько иначе.
Крест на себя католики возлагают пятью перстами, а не тремя как это делают православные, и сначала на левое, а потом на правое плечо.
Католический культ занимает важное место в жизни верующих, полагающих, что через культовые действия Католическая церковь может передавать людям невидимую Божью благодать.
4. Каковы особенности его организационной структуры.
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 197-200
Католицизм имеет единую, строго централизованную и иерархизированную церковную организацию. Центр католицизма и резиденция его главы – Римского Папы – Ватикан, крохотное, но чрезвычайно влиятельное город-государство на территории Рима (44 га), конгломерат современности и средневековья.
Государство – град Ватикан имеет свой флаг, гимн, почту, радио, телеграф и прочие атрибуты государственной власти. Подлинным правительством Ватикана является Римская курия (орган папской администрации). В состав курии входят: 6 канцелярий, 3 трибунала и 9 своеобразных министерств – священных конгрегаций: по вопросам вероучения; восточных церквей; соблюдений таинств; канонизации; делам епископов и т.п. В римскую курию входят так же 12 папских советов, деятельность которых направлена на расширение и укрепление связей церкви с внешним миром. Это советы по делам мирян, по вопросам семьи, по проблемам милосердия и справедливости, по культуре и др.
Первичной ячейкой католической церкви является приход, который управляется священником. Приходской священник назначается епископом и подчиняется только ему. Несколько приходов образуют так называемый деканат, но деканат является лишь связующим звеном между приходом и епископской курией. Деканаты в свою очередь объединены в более крупные подразделения – епархии (диоцезы), которыми управляют епископы.
В католицизме, как и в православии, существуют три степени иерархии: епископство, пресвитерство и диаконство. К числу особенностей здесь следует отнести надстроенные над указанной иерархией должности кардиналов и примасов. Кардинал – высший после Папы чин в Католической Церкви. Примасами – называются старшие епископы местных национальных церквей.
Папа Римский – абсолютно пожизненный правитель церкви.
Монашеские ордены представляют собой особую структуры в Католической церкви. Основоположником западноевропейского монашества принято считать католического святого Бенедикта Нурсийского (480-550), составившего устав для первого монашеского ордена. Монашеские ордены бывают мужские и женские. Внутренняя жизнь ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую централизацию власти, безусловное подчинение указаниям с верху. Монашеские ордены подразделяются так же на контеплятивные или созерцающие (их члены посвящают большую часть жизни молитвам и богослужению), и активные непосредственно участвующие в полезном труде и акциях милосердия. Самый известный среди Католических Орденов – Орден Иезуитов (1534г.)
Тема 6. Протестантизм.
1. Каковы основные характеристики протестантизма? (время, место возникновения, география современного распространения, численность, история возникновения).
Источники:
· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. – изд. Эксмо 2005. с. 189-190.
· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 81-82..
Протестантизм возник в результате Реформации (от лат. преобразование, исправление) – движения в ряде европейских стран направленное на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от этих идеалов.
В Англии IV – IV вв. проповедовали учение профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320-1384), который требовал подчинение английской церкви в гражданских делах королю. Виклиф выступал против поборов римских пап с Англии, отвергал материальных характер «пресуществления», усомнился в праве иерархии отпускать грехи, выдавать индульгенции, настаивал на приоритете Священного писания над церковным преданием. Идеи Виклифа оказали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369-1415), проповедовавшего отказ церкви от богатства и продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 г. по приговору Констанцкого собора вызвало возмущение в Чехии. Приоритет Священного Писания над приданием и требование причащения мирян не только хлебом, стали идейными основаниями мощного национального движения гусистов. Пять крестовых походов, которые велись против них с 1420 по 1431 г. потерпели поражение. Поэтому Базельский собор заключил 30 ноября 1433 г. соглашение с умеренными гуситами и разрешил мирянам в Чехии причащение под обоими видами.
Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению немецкого богослова Мартина Лютера (1483-1546). 31 октября 1517 г. он прибил на дверях церкви в Витенсберге 95 тезисов об отпущении грехов. В них Лютер выдвинул принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина, критиковал учение об индульгенциях, о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям.
Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин, основалеть кальвинизма (имело большое влияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии (как пресвитерианство), познее в США). Для Кальвина центром внимания становится не Евангелие, а Ветхий Завет. Разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных. Человек никакими действиями ничего не может изменить: избран – определен к спасению, отвержен – к вечным мучениям.
В реформе были заитересованы и многие государи, недовольные сосредоточением в церкви земельных владенийи богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и их вмешательством в политику. Группа немецких князей провела в своих владениях евангелическиереформы. В 1529 году они объевили протест против отмены права решать вопрос о религии подданых, которого они добились в 1526 г.. С этим решением связано происхождение термина „протестантизм”, который стали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданийхристанства, генетически связанных с Реформацией.
Со временем католицизм породил более 250 направлений. Среди них: баптисты – 75 млн. человек; лютеране – 70, англиканская церковь – 67, пресвитериане – 52, методисты – 43, пятидесятники – 8, свидетели Иеговы – 5, Армия спасения – 5, мормоны – 5, конгреционалисты – 3, адвентисты – 3 млн. Они отличаются друг от друга некоторыми особенностями культа и организации, но связаны общим происхождением и догматикой.
Сегодня протестантизм распространён главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, прибалтийских странах (Эстонии, Латвии) и др. Общее число приверженцев протестантизма около 600 млн. человек.
2. Каковы основные положения вероучения протестантов?
Источники:
· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. – изд. Эксмо 2005. с. 191.
· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 83.
Единственным и исключительным источником вероучения явлется Священное Писание. Библия должна переводиться на местые языки. Самотоятельное чтение и толкование библии – обязанность аждого верующего. Авторитет придания в вопросах веры отрицается.
Согласно основоположникам протестантизма, первородный герех не только повредил природу человека, как в грехопадении утратил саму способность совершать добро. В силу этого человек не может спастись своими заслугами, спасение может рийти только как результат Божественного вмешательства, "даром данной благодати". Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является учение об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, аскезы, богоугодные дела и т.п.) считаются несущественными. Что касается добрых дел, то ониявляются плодом любви к Богу, проистекающей из веры в евангилие Христа.
3. Каковы особенности культа протестантизма?
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 213-214
Протестантизм, выступающий за упрощение и удешевление культа, отверг молитву за умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и др. реликвий. Чтение Библии и проповедь составляют основу богослужения, большое значение имеет так же индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов. Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, унаследованные от католического года, главным образом связанные с жизнью Иисуса Христа. Некоторые протестантские объединения включают в свой календарь гражданские праздники, например День Благодарения в США.
Иконы не почитаются, в храмах и молитвенных домах присутствуют изображения крестов.
4. Каковы особенности его организационной структуры?
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 213-214
В организационной структуре протестантских церквей выразилось влияние новой общественной и культурной ситуации, новых духовных запросов личности, освобождающихся от сословно корпоративных пут. Всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы. Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантов, в силу крещения получает и посвящение, благодать равно дается веем крещенным по вере. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины избирают или призывают специальных служителей – диаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов.
Тема 7. Ислам.
1. Каковы основные характеристики ислама? (время, место возникновения, география современного распространения, численность, история возникновения).
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 224-228.
· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. – изд. Эксмо 2005. с. 206-217.
· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 94-95.
Ислам (от араб. Islam – предание, вверение себя богу) мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (нач. VII вв.) среди арабских племен Западной Аравии. Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространялся на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на западе, в результате чего образовалось мусульманское государство – Халифат. Современный ислам в основном распространен в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам – государственная религия, а шариат – основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире около 1 миллиарда человек. Большинство мусульман – сунниты (90%), шииты составляют около 10%.
Основатель ислама – Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570-632 гг.) происходил из рода Хашим, влиятельного мекканского племени курейш.
До Мохаммеда арабам были известны монотеистические религии – иудаизм и христианство; в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в 610-612г. началась религиозная проповедь Мохаммеда., первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. После переселения в 622 г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджара, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летоисчисления, ведущегося по лунному календарю). Мохаммед выступает уже не только кА проповедник, но и как теократический правитель.
Мединская община мусульман выработала свой устав, свои организационные формы, первые законы и предписания не только в области ритуала и культа, но также норм повседневной жизни. Вырабатывая все эти положения Мохаммед незаметно углубил отличия между его учением и учением христиан и иудеев.
Мекка была официально объявлена священной столицей ислама. И хотя Мохаммед не стал в ней жить, а возвратился в Медину, в 632 г. он совершил специальное паломничество (хадж) в Мекку. В том же году он умер и был похоронен в Медине.
В России ислам является второй по численности верующих религией. 12 миллионов мусульман расселены в Поволжье на Урале в Сибири и на северном Кавказе. В России действуют более 4 тысяч мечетей.
2. Каковы основные положения вероучения ислама?
Источники:
· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 228-230.
· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 95-96.
Главные принципы ислама изложены в Коране. Пять основных обязанностей приверженцев ислама:
· Верить в то, что нет бога кроме Аллаха, а Мохаммед есть посланник Аллаха;
· Пятикратно, ежедневно совершать молитвы (салят);
· Давать милостыню в пользу бедных;
· Соблюдать пост в месяц рамадан;
· Совершить хотя бы раз в жизни хадж в Мекку.
Коран состоит из 114 разных по характеру и объему глав – сур. По характеру эти главы очень разнообразны, наряду с переложением библейских историй здесь можно найти рассуждение о порядке развода. Много места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нем и лирико-поэтические тексты, и мифологические сюжеты.
Второй источник мусульманского вероучения Сунна – своего рода Священное Предание.
Устные предания (хадисы) о жизни и деятельности пророка, воспоминаниях и беседах и ним, его мнениях, изречениях по тому или иному поводу, т.е. поучения с ссылкой на авторитет Мохаммеда, вскоре после смерти пророка стали собираться его современниками, последователями и их потомками. Собранные к IX в. в 6 сборников, они как раз составили Сунну. Живых свидетелей Пророка с годами оставалось все меньше и меньше, приходилось довольствоваться сведениями, полученными от тех, кто слышал, то или иное предание из уст людей близких к Пророку. Эти предания, хадисы, собирались и записывались. В исламском мире появилась весьма уважаемая профессия мухаддиса – собирателя и толкователя хадисов.
Важным понятием в вероучении ислама является джихад – борьба за веру. Пророк Мохаммед в исполнении джихада советовал не искать конфликта с язычниками, а склонять их к истинной вере «мудростью и хорошими увещеваньями». Он же требовал бороться с неверными всегда и везде.
Когда начались исламские завоевательные войны, взаимоотношения с врагами строилось по-разному. Для язычников выбор был лишь один – переход в ислам или смерть. Для «людей Писания» (иудеев и христиан) – принятие ислама, выплата постоянного налога или война.
«Мусульманский образ жизни», «законы веры», «правильный путь» - таков смысл понятия шариат (в переводе с арабского «глубокое знание»). Шариат – совокупность закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которыми должны руководствоваться мусульмане во всех жизненных ситуациях, что бы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть в рай.
Тема 8. «Нетрадиционные религии».
1. Каковы причины появлений «нетрадиционных религий»?
Нетрадиционными называют такие религии, которые возникли сравнительно недавно – в новое время, и в этом смысле не являются религиозными верованиями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в мировой культуре.
Условия возникновения нетрадиционных религий весьма сложные. Его нельзя связать отдельным политическим, социальным или мировоззренческим процессом. К числу его причин следует, прежде всего, отнести глобальные проблемы человечества. В религиозной степени опасность войн, экологический проблемы демографический фактор становятся источником негативных настроений: чувств пессимизма, бесперспективности жизни, психологических ощущений хрупкости окружающего мира. Комплекс социальных причин (невозможность установления гармоничных отношений в общества, осуществления гуманных идеалов) создал благоприятные условия для распространения нетрадиционных религиям обещающих каждому личное спасение, безграничные возможности нравственного самосовершенствования, самовыражения. Социальные причины нетрадиционной религиозности вызвали и воспроизводят в настоящее время определенные социальные потребности. Нетрадиционные религии, как и религии в целом, выполняют компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, интегрирующую, коммуникативную.
Нередко нетрадиционные религии стремятся в иллюзорной форме компенсировать потребность в контактах, общении, духовной близости через специфический образ жизни в религиозной коммуне, изолирующей человека от всего многообразия социальных связей Распад семьи, падение родительских авторитетов, дефицит любви находят свою альтернативу в создании культа харизматического лидера, в безграничном почитании и признании его беспрекословного авторитета Полное подчинение харизматическому лидеру, зависимость от религиозной группы в условиях изоляции от других авторитетов превращают религиозное мировоззрение в социальный, нравственный и гносеологический идеал, который определяет поведение, мысли и чувства человека. Этим обстоятельством и определяется тот путь к фанатизму, который проходят приверженцы нетрадиционных религий Следствием такой мировоззренческой трансформации становятся социальная пассивность и индифферентизм, для достижения которых осуществляются насилие над психикой, контроль над Мыслями, резкая ломка образов жизни
Кроме того, создатели новых культов четко реагируют на перепады в общественных настроения. Они проповедуют равенство, братство, обещают своим последователям рай на земле, вечное блаженство, избавление от всех болезней и невзгод и т.п.
2. Дайте характеристику вероучения и культа одной из нетрадиционных религий.
Источники:
· http://www.i-u.ru/biblio
Движение Харе Кришна” (“Общество сознания Кришны”) является религиозным течением, возникшим в середине 1960-х годов в США, а затем распространившимся в ряде стран Западной Европы. Главным идеологом и организатором этого течения был Свами Прабхупада. С начала 70-х годов общины этого движения появились в СССР, осуществляя свою деятельность нелегально, поскольку тогдашним законодательством о религиозных культах последняя была запрещена.
Применительно к нашей стране “Движение Харе Кришны” является всецело продуктом идеологической экспансии и духовной агрессии, вдохновляемых определенными силами Запада .
Достаточно широко распространенное представление о том, что кришнаизм относится к так называемым “восточным религиям” и является, в частности, разновидностью индуизма, ошибочно. Удерживая в своей идеологии и религиозной практике отдельные элементы вероучения и культа индуизма (идея кармы, апелляция к древнеиндийским “священным книгам” - “Бхагавад-Гите” и “Бхагавад-пуране”, ритуальное исполнение мантры и др.), течение принципиально расходится с традиционным индуизмом, вульгаризирует и извращает основополагающие принципы этой национальной религии Индии. Достаточно отметить, что в самой Индии кришнаизм рассматривается не только как “карикатура на индуизм”, но и как учение, наносящее вред духовно-культурным и национальным основам жизни индийского общества.
Основные положения идеологии и религиозной практики “Движения Харе Кришны” сводится к следующему:
1. В основе вероучения кришнаизма лежит идея о существовании в каждом человеке ( в данном случае - членах общины) скрытого “божественного начала” (“искры бога Кришны”). Дело заключается в том, чтобы пробудить в индивидах это начало, обрести “божество” в самом себе и тем самым раствориться в нем, слиться с “Кришной”. Необходимым условием этого “обретения божества” является выработка в мировоззрении индивида “сознания Кришны”. Под последним понимается некое потустороннее бытие, состояние “сокровенного чистого знания”, “чистой духовности”, свободных от каких-либо внешних воздействий социальной реальности. Достижение этого “сознания” может осуществляться, в соответствии с учением Кришны, путем полной изоляции, полной отрешенности членов общины от окружающей социальной реальности, абсолютного ухода их от треволнений “греховного” материального мира.
2. С отмеченными особенностями вероучения неразрывно связаны организационные принципы “Общества сознания Кришны”. Важнейшим из них является принцип авторитарной власти руководителей общин кришнаитов, т.н. “гуру” (“духовных наставников”), как харизматических (т.е. наделенных якобы божественными свойствами) лидеров, которым беспрекословно и слепо подчинена вся паства, а также принцип иерархизма, в соответствии с которым “гуру” отдельных общин строго подчинены “духовным наставникам”, курирующим определенные регионы планеты, где расположены “ашрамы” - кришнаитские общины, а последние “гуру” - руководству “Международного общества сознания Кришны” во главе с верховным “гуру”, почитаемым всеми кришнаитами в качестве “живого бога”, представителя самого Кришны на земле.
3. Культовая деятельность кришнаитов непосредственно вытекает из главных постулатов их вероучения и направлена на абсолютное закрепощение сознания и поведения верующих в интересах руководства этой организации. Верующие постоянно и систематически подвержены культовому воздействию приемов т.н. “бхакти-йоги”, которая в отличие от “хатха-йоги”, стремящейся развивать физические возможности человека, представляет собой систему психических упражнений. Кришнаитские “гуру” бесцеремонно, зачастую на дилетантском уровне, вторгаются посредством данных приемов в психическую конституцию верующего, неокрепшее сознание юношей и подростков, нанося им непоправимый вред. Не случайно в последнее время на Западе, в странах, где деятельность кришнаитов запрещена законом, возник институт так называемых “депрограмматоров” (специалистов-психиатров), занимающихся раскодированием деформированного сознания лиц, прошедших культовую обработку в кришнаитских общинах и с огромными усилиями возвращенных обратно в семьи родителями. Зомбирование сознания верующих в кришнаитских “ашрамах” позволяет их руководству использовать неоплачиваемый, по существу рабский труд адептов веры в личных интересах. Если учесть, что рядовые члены общин лишены даже предметов личного пользования, денег, а также полноценного сна, выходных дней и отпусков, то степень их зависимости от “гуру” следует признать абсолютной, что никак не согласуется с законодательным положением о правах человека.
Одним из главных приемов “бхакти-йоги”, используемых кришнаитами, является т.н. “махамантра”, представляющая собой бессмысленный набор слов, который в качестве своеобразной молитвы или заклинания произносится каждым верующим 1728 раз в сутки. Если рядовой кришнаит в чем-либо провинился, количество мантр возрастает. Таким образом, культовые действия кришнаитов требуют от участников значительных морально-психических усилий и массы времени, не оставляющего места для размышлений о характере и смысле совершаемых действий.
В условиях современной разрухи и хаоса особую опасность представляет культивирование в кришнаитских общинах т.н. “прасада” - ритуальной пищи. В нынешнее время, когда общество лишено полноценной сбалансированной пищи..., кришнаитская практика “прасада” сужает предельно базу белков, жиров, витаминов, необходимых организму человека, допуская употребление им только вегетарианской пищи. В условиях практикуемого в общинах изнурительного физического труда неизбежно возникает опасность быстрого истощения организма верующего.
Таким образом, система вероучительных, культовых и организационных принципов кришнаизма оказывает комплексное деструктивное воздействие на человека, нанося серьезный ущерб его физическому и психическому здоровью.
Грубым нарушением прав человека в кришнаитских “ашрамах” является строгая регламентация личной жизни верующих их руководителями. В частности, вырванные из привычной социальной среды люди принудительно лишаются даже семейных связей; на этом фоне совершенно уродливым выглядит решение проблемы брачных отношений. Так, руководство “ашрама” произвольно, не считаясь ни с симпатиями верующих (даже поступая вопреки им), ни с возрастными критериями, формирует брачные пары. Однако последующее общение супругов становится возможным лишь с разрешения “гуру”. Таким образом, распадаются не только гражданские браки попавших под влияние кришнаизма людей, но и заключенные в самих “ашрамах”, что усиливает изоляцию верующих от их окружения.
В верующих воспитывается не просто неприятие внешних социальных связей, но и агрессивность по отношению к окружающим, особенно к тем, кто не разделяет идеологию кришнаизма. Благотворительность, присущая христианству, совершенно чужда кришнаизму: единичные попытки угощения ритуальной пищей, имевшие место в Минске, следует рассматривать как стремление обрести популярность, завоевать симпатии общества и властей, привлечь любопытных в общины. На Западе кришнаитов принуждают собирать подаяние, не гнушаясь при этом выпрашивать милостыню у инвалидов, стариков и детей, - так далеко заходит нравственная деградация зомбированных адептов.
Значительный ущерб наносится национальному сознанию верующих и их патриотическим чувствам. Препарированное в космополитическом духе, их мировосприятие становится индифферентным, если не враждебным, к традициям, культуре собственного народа; лексикон наполняется специфическими понятиями, содержание которых верующие не осознают, как не осознают и своих гражданских обязанностей по отношению к государству, своих человеческих прав. Благодаря насильственному вмешательству в психику происходит деструкция традиционных нравственных и социальных ценностей, атрофируется национальное самосознание, происходит трансформация психических параметров личности, что следует квалифицировать как нанесение ущерба здоровью человека и духовно-нравственному здоровью общества.
Отмеченные выше антиобщественные позиции “Движения Харе Кришна” логически вытекают из особенностей его вероучения, культа и организационных принципов. Этим же обусловлена и антигуманная направленность деятельности данной организации, связанная с посягательством на здоровье, нравственность и права личности.
Учитывая отмеченное, следует сделать вывод о безусловной общественной опасности, которую представляет дальнейшее функционирование религиозной организации “Движение Харе Кришна” (“общество сознания Кришны”) в силу ущерба, который наносится нравственному, психическому и физическому здоровью верующих программированием их сознания, разрывом социальных связей.