Курсовая работа: Безнадзорные дети

Содержание:

 

Введение

Глава 1.  Общая характеристика беспризорности

несовершеннолетних

1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:

  семантика и соотношение со смежными понятиями

1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних

1.3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения

Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних

2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних

2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ

Заключение

Литература


Введение

Российская Федерация – это социальное государство. Его политика направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; под государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети – это будущее государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего общества. Это относится к России, где реально принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина не воплощается, и большинство норм права приобретают декларативный характер.

Рост безнадзорности и беспризорности неразрывно связан с социально-экономическим кризисом 90-х гг. прошлого века. Данные статистики, уголовная хроника и обыденная жизнь наглядно свидетельствуют, что безнадзорность и беспризорность имеют социальные причины и детерминанты профилактики. Актуальность темы исследования обусловливается следующими факторами:

·  Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

·  Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

·  В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа беспризорных все более активно вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порно-фильмов. Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с использованием беспризорных детей  в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы общества.  

Отсюда, цель работы: оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.

Задачи исследования:

·  Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических исследований, посвященных  проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;

·  Оценка социально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности;

·  Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности и беспризорности;

·  Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности.

·  Анализ основных проблем в сфере профилактики  безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении отражена актуальность темы работы, цель, задачи исследования.

В первой главе беспризорность несовершеннолетних  рассмотрена как социальное явление: раскрыты соотношение беспризорности со смежными понятиями, причины и негативные явления детской беспризорности и безнадзорности.

Вторая глава посвящена профилактике и проблемам нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ.

В заключении приведены основные выводы по исследуемой проблеме.

В библиографии указаны статьи из журналов и газет, результаты социологических исследований, тематические обзоры, посвященные  проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.


Глава 1.  Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних

 

1.1.   Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление: семантика и соотношение со смежными понятиями

 

Проблема беспризорных детей с особой остротой возникала в различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.  

Целью  работы с беспризорными несовершеннолетними было включение брошенных детей в нормальную общественную жизнь посредством организации их физического труда или посредством их распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы перевоспитания брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены, однако путь, который был намечен государством, имел под собой здравое основание.[1]

По данным социологических служб, сейчас в России детей-беспризорников на порядок больше, чем их было во время и после гражданской войны. И, несмотря на определенные (судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных и образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число детей-бомжей не снижается, а растет. По оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей-сирот- 530 тысяч, детей-инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены самим себе. [2]

 Характеризуя масштаб проблемы, ее причины и следствия, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети – это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц. [3]

Согласно имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей характеризуется высоким стажем родительской и общественной запущенности. Преобладающий возраст безнадзорников – от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти дети не только попали на социальное дно, но и по-своему адаптировались к жизни в нечеловеческих условиях. Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и болезнями. Сложилось общественное мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства таких детей очень мало. В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей, родителей, слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальных учреждений, мздоимства и коррупции в органах власти и управления, высокой степенью физической и психической правотравмированности безнадзорных и беспризорных детей.[4]

Отношение к безнадзорным и беспризорным детям во многом совпадает с отношением к неизлечимым больным (к великому сожалению, они таковыми и являются). В общественном мнении, психологии власти начинают возобладать мотивы: если безнадзорность и беспризорность – неизлечимая социальная болезнь, то ее не только нельзя, но и можно не лечить, а порой и эксплуатировать физически и морально детей социального дна. Ослабляется традиционная для России и россиян милосердная доминанта понимания жизненной связи потерянных детей с потерянным обществом.

 

1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних

Явление беспризорности несовершеннолетних получило широкую известность в России еще в начале прошлого века. До этого забота со стороны общества и государства была направлена, преимущественно, на категорию детей-сирот. В настоящее время проблема беспризорности  несовершеннолетних является одной из актуальных, так как сейчас уровень распространенности данного явления в обществе достиг показателей гражданской и Великой Отечественной войн ХХ века. Точных данных о численности беспризорников нет. По оценкам государственных структур и независимых экспертов, их число в России составляет от 1 до 5 млн. человек на почти 34 млн. несовершеннолетних (по данным переписи 2002 г.), что составляет от 2,9% до 14,7%. Если в ХХ веке высокие показатели детской  беспризорности можно было «оправдать» объективными причинами: разрухой, голодом, гибелью родственников детей и т.д., то в настоящее время при провозглашенном благополучии общества и стабильности развития государства наличие детей, живущих на улице, не поддается логическому объяснению. [5]

По данным социологических исследований, среди доминирующих причин детской беспризорности выделяются наиболее острые: бегство из неблагополучных семей – 76 %; бедственное материальное положение семей – 74 %; уход из семьи в связи с семейно-бытовыми конфликтами – 68 %; алкоголизм в семье – 67 %; плохое отношение к детям в приютах – 60 %; наличие психических заболеваний у членов семьи – 61 %. [6]

1.         Неблагополучие в семье – основная причина ненормального детского поведения, когда подростки предпочитают жить вне дома, ночевать в грязных подвалах, на чердаках, на вокзалах.  К началу 90-х неблагополучных семей стало больше. И основная причина – это ухудшение общей социально - экономической обстановки в стране. Волна сокращения рабочих мест и, как результат, падение уровня благосостояния, не могли не отразиться на микроклимате семьи. Во многих регионах России безработные женщины, имеющие детей,  составляли более 40% от общего числа безработных. На рынке труда поисками работы были заняты порядка 60 тыс. матерей-одиночек.

 Находясь у черты бедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах, не видя практически своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В отношениях с детьми у родителей в таких семьях все большее распространение получает грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия. Возросло количество родителей (опекунов, попечителей), поставленных на учет в органах внутренних дел, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних.

Психологическая неготовность многих «старых русских» жить по рыночным правилам. В связи с этим, участившиеся разводы.  В настоящее время в России треть браков распадается. Причем, в отличие от конца 80-х годов,  наше время характеризуется разводами в семьях, где супруги прожили пять и более лет и имеют одного - двоих детей.[7]

2.         В  последнее  десятилетие  резко  ослабла  профилактическая, воспитательная роль школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних, не обучающихся в образовательных учреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально числясь в образовательном учреждении.

3.         Доступность спиртных напитков, особенно по сравнению с    дефицитом других товаров. Расширение рынка сбыта наркотиков.

4.         Ликвидация детских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций, кружков и т.д.

5.         Разрушение системы социального контроля, постоянные изменения в социальном законодательстве. В начале 90-х годов стало гораздо проще лишить женщину родительских прав, при том, что оформить усыновление, опеку или попечительство над ребенком – в несколько раз сложнее.[8]

6.         Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть юных путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Почему? Причин   несколько.

-  Невозможность ребенка адаптироваться к интернатской жизни.   

- Недостаточность и задержки финансирования системы интернатных учреждений. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в 150 школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Под более-менее регулярное государственное внимание попадают только три статьи бюджета: коммунальные услуги, зарплата сотрудникам и питание детей, которое к тому же резко ухудшилось. Сокращается строительство детских учреждений, обострился вопрос обеспечения детей-сирот одеждой, обувью, постельными и школьно-письменными принадлежностями.   Массовый характер имеют случаи воровства и нецелевого использования бюджетных средств администрациями детских домов. [9]

- Уходы детей часто вызваны побоями и жестоким обращением, в том числе со стороны педагогических работников.  

Не секрет, что и в советские времена интернатские дети были «пехотой любого фронта». После перестройки усилилась тенденция использовать «казенных» детей как бесплатную рабочую силу. Девочки, живущие в интернатах, нередко подвергались сексуальному насилию, как со стороны воспитателей, так и со стороны «заказчиков». Прообразом первых российских контор «по вызову» стали именно детские дома и интернаты. 

Многие сиротские учреждения не подавали сведения об «исчезнувших», убежавших воспитанниках. В прессе были упоминания и о случаях, когда администрация детских домов и интернатов оформляла убежавших детей как заболевших и помещенных в больницы, в том числе и в психиатрические, или вообще как… умерших. 

Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге еще одна страшная статистика: 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни. [10]

1.3.   Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения

 

По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается более двух миллионов беспризорников. У кого-то из этих детей нет родителей. У других родители потеряли жилье, и сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Причины детской бездомности могут быть разными, но результат общий – дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.

По данным двухлетней давности, в России действовала 41 тысяча групп малолетних преступников (это в два раза больше, чем скаутских организаций). [11]

В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение».

В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

1.      Уклонение от учебной и трудовой деятельности.  

2.      Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.

3.      Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.

4.      Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.

5.      Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.

6.      Злоупотребление алкоголем.

7.      Употребление наркотических и токсических веществ.

8.      Уходы из дома, бродяжничество.

9.      Азартные игры.[12]

 Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения, ряд исследователей выделяют  и социально-педагогические  факторы:

·          недостаточное взаимодействие семьи и школы;

·          формальное исполнение учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;

·          отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;

·          слабое вовлечение учеников в творческую и социально-значимую деятельность, нежелание администрации школы реально, а не на бумаге передать ряд полномочий и ответственности школьному самоуправлению;

·          запущенность и принижение значимости внешкольной и внеклассной работы;

·          неумение, а часто и нежелание учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию и ресоциализацию;

·          слабое или одностороннее взаимодействие школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. [13]

Результаты проводимых социологических опросов свидетельствуют, что  среди негативных социальных явлений, связанных с детской безнадзорностью наиболее остро выделяются: наркомания – 67 %; преступность  – 61 %; проституция   – 54 %.

Ведущая роль в становлении и «жизнеустройстве»  безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних  зачастую переходит к асоциальным, криминальным субкультурам. Все это оказывает существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних, которые продолжают оставаться наиболее криминально активной категорией населения. В 2005 году количество детей, доставленных в органы внутренних дел, составило 1,175 млн. человек (в 1993 году - 656,3 тыс. человек). [14]

Духовно-нравственный и социально-экономический ущерб, наносимый обществу злоупотреблением наркотиками, придает особую актуальность изучению распространенности наркотиков и других психоактивных веществ среди беспризорных и безнадзорных детей.  

Распространенность употребления наркотиков и психоактивных веществ  среди беспризорных и безнадзорных детей характеризуется рядом тенденций: расширением спектра потребляемых наркотиков; ростом числа несовершеннолетних младших возрастных групп среди наркоманов, числа наркоманов, впервые обратившихся за лечением; распространением вирусоносителей СПИДа среди наркоманов. Озабоченность употреблением наркотиков среди детей и молодежи актуализируется угрозами и вызовам общественному здоровью, антиобщественным поведением и преступностью.  

Дети, особенно из числа беспризорных, все более активно вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порно-фильмов.[15]

Совершенно очевидно, что беспризорники – это дети, отданные «демократическим обществом» на «попечение» уголовному миру. Они – распространители и потребители наркотиков, носители социально опасных заболеваний, будущие активисты преступных сообществ. У них формируется стойкое отвращение к нормам цивилизованного общежития, презрение к учебе и производительному труду, к людям, не имеющим богатства, не «крутым». Они ценят грубую силу, коварство и жестокость, анархическую свободу и деньги. Современные нищие - это государство в государстве. У них свой устав, свои правила, нормы и законы. Можно быть уверенным, что ни один беспризорный ребенок сегодня не останется все внимания асоциальной «системы». Власть не смогла справиться - ей нашлась замена. [16]

Президент Российского фонда образования профессор С. Комков сообщил, что в 2005 году предполагается снизить ассигнования на борьбу с детской безнадзорностью на 1,7 млн. рублей. На взгляд С.Комкова, «милиция сегодня не заинтересована в сокращении числа беспризорных детей, поскольку на них вешается масса нераскрытых преступлений».

Между тем, если проблему не решить в ближайшие два-три года, количество бездомных и безнадзорных детей в России может стать критическим. «Огромная неуправляемая, деклассированная, криминализированная масса людей способна смести любой государственный строй», – отметил С.Комков.[17] 


Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних

 

2.1.Профилактика беспризорности несовершеннолетних

В целях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации осуществляются следующие меры:

Разрабатываются нормативные акты, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, изменения в законодательство, направленные на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.[18]

В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом:

- оказание  социально-психологической  и  педагогической  помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

-  обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.[19]

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института детского правопользования и правоприменения.[20]

Обеспечивается организация работы по подготовке проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов)».

МВД России обеспечивает координацию деятельности органов внутренних дел по оперативному выявлению на вокзалах, улицах и других общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению личности, обеспечению перевозки в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений по месту выявления и по месту постоянного проживания несовершеннолетних; усилена работа по выявлению лиц и преступных группировок, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния.

Минтруд России создает дополнительные места для приема и размещения беспризорных детей, оказанию помощи в организации и оборудовании вновь создающихся в субъектах Российской Федерации специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе осуществляющих прием и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного проживания.

Министерство образования и науки РФ обеспечивает координацию органов управления образованием по оказанию помощи во временном устройстве безнадзорных детей в образовательные учреждения (в том числе детские дома, школы-интернаты, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.), по выявлению и учету необучающихся несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в образовательные учреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства.

Минздрав России обеспечивает координацию деятельности органов управления здравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорных детей с острыми заболеваниями, в том числе инфекционными, находящихся в состоянии одурманивания психоактивными веществами по медицинским показаниям, с психическими и наркологическими заболеваниями.[21]

Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, в значительной мере порожденной общественными условиями, предполагает принятие мер специальной профилактики.

- Необходимо повысить роль и статус семьи как социального института, укрепить в общественном сознании представление о семье как ценности, для чего необходимо развернуть широкую информационно-просветительскую кампанию; создавать и внедрять системы подготовки молодежи к ответственному родительству;

- усилить  ориентацию  всех социальных систем (здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности;

- эффективность действий органов власти по профилактике детской беспризорности и безнадзорности находится в прямой зависимости от результатов реализации социальной политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечения семей, в создании условий для воспитания и развития детей, в укреплении инфраструктуры образования, здравоохранения, культуры, обеспечении их доступности для всех детей и семей.

В основу действующей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи.

Несмотря на некоторые положительные результаты активизации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы массовой детской безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким спектром причин и проявлений.


2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики

беспризорности несовершеннолетних в РФ

 

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлено Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. [22]

 В соответствии с законодательством субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений являются комиссии по делам несовершеннолетних и их прав, различные органы управления (образования, социальной защиты, опеки и попечительства по делам молодежи, здравоохранения, занятости, внутренних дел) и создаваемые ими учреждения.

Основными координирующими органами являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В Российской Федерации активно развивается сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее время действуют 793 специальных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 187 стационарных отделений для несовершеннолетних, 69 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В 2001 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,2 млн. несовершеннолетних. В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляют более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 50 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. В системе органов внутренних дел действует 94 центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.[23]

 Введение в действие нового Федерального закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он существенно сократил возможности и ответственность органов и учреждений внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные обеспечить на всех уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пока не могут в полной мере реализовать эту функцию, поскольку не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах.Отсутствие на федеральном уровне современного правового обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации.

Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении беспризорных и безнадзорных детей, расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства.


Заключение

 

Нестабильность жизни в стране и в мире в целом наносит удар по обществу, семье, а в конечном итоге — по ребенку. Периодически возникающий интерес к проблемам семьи и детства обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением численности несовершеннолетних в общей совокупности численности населения России и рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности происходит дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального контроля и самоконтроль.

Следствием этого становятся разрушение семейно-брачных отношений, преступность несовершеннолетних, массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях особую тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и создание достойных условий для его существования и развития.

Растущая из года в год безнадзорность детей – следствие социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени.  Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе  образовательные учреждения  на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.

 Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг,  также требует затрат со стороны семьи. 

  Проблема безнадзорности и беспризорности тесно смыкается в нашем понимании с такими негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.

Состояние и динамика детской безнадзорности и бродяжничества  в РФ можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных институтов.


Литература:

 

1.         Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6

2.         Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992

3.         Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы//Нескучный Сад.- 2003.- №1

4.         Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7

5.         Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3

6.         Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.- 2005.- №8

7.         Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9

8.         Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы и факты.- 2004.- №4

9.         Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15

10.      Закон РФ  №103-ФЗ от 20.07.2000 г.  «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14

11.      Тематический обзор материалов на сервере http://news.ru.

12.      Тематический обзор материалов на сервере http://Полит.ru.



[1] Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы//Нескучный Сад.- 2003.- №1

[2] Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7

[3] Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999, ст.14, 15

[4] Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3

[5] Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.- 2005.- №8

   [6] Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.-  №3

[7] Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6

[8] Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6

[9]  Садовская  Ю. Беспризорников  гораздо  больше,  чем  мест для  них  в  детских  приютах//Аргументы и  факты.- 2004.- №4

[10]  Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9

[11] Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7

[12] Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992

[13] Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992

[14]  Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.-  №3

[15] Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3

[16] Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9

[17] Тематический обзор материалов на сервере http://Полит.ru.

[18] Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3

[19] Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и   правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15

[20] Закон РФ  №103-ФЗ от 20.07.2000 г.  «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14

[21] Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3

  [22]Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15

[23] Тематический обзор материалов на сервере http://news.ru.