Реферат: Биржевая деятельность на свободном рынке

Введение

Легальное определение рынка сформулировано в законодательстве в отношении товарного рынка и рынка финансовых услуг.

Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. Данный подход к определению рынка как к сфере обращения товаров, не претендуя на универсальность и полный охват всех элементов раскрываемого понятия, может служить отправной точкой для анализа многих явлений, возникающих на рынке.

Рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.

В экономической литературе дается несколько определений рынка. Приведем некоторые из них. Рынок представляет собой:

1) обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена;

2) механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения;

3) сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Как представляется, эти определения могут быть положены и в основу правового определения рынка как совокупности общественных отношений, возникающих в процессе обращения товаров, работ, услуг, иных благ.


Понятие и виды биржевой деятельности

Биржевая деятельность - это вид человеческой деятельности, которая состоит из связанных и последовательных мероприятий (действий), направленных к единой цели. Экономической основой биржевой деятельности является биржевая торговля. В свою очередь, последняя (торговля) представляет собой самостоятельный этап (вид деятельности) в производственном цикле в широком смысле. Биржевая торговля образует сферу обмена и реализации продукции (ценных бумаг, валюты). Вместе с тем биржи сами не участвуют в торговом процессе; они лишь предоставляют комплекс услуг (создают условия), способствующих заключению и исполнению биржевых сделок, между участниками биржевой торговли.

В литературе распространено мнение, согласно которому биржевая деятельность относится к так называемым посредническим рынкам, а биржи рассматриваются как посреднические организации. Полагаем, надо различать посредничество в экономическом и правовом смыслах. Посредничество в экономическом значении значительно шире, чем посредничество в смысле юридическом.

Посредничество в широком значении представляет собой деятельность по установлению экономических связей между участниками экономического оборота. В этом смысле биржи осуществляют торговое посредничество.

В узком (правовом) смысле посредничество представляет собой вид правовой деятельности, осуществляемый одним лицом (посредником) в интересах другого лица (клиента), содействующий вступлению клиента в правоотношения с третьими лицами.

Посредничество в отличие от представительства не создает для клиента в отношении третьих лиц и для третьих лиц каких-либо прав и обязанностей. Посредники занимают особое место в торговом обороте, они совершают фактические, а не юридические действия: занимаются поисками партнеров, ведут с ними переговоры и т. д. По характеру действий статус посредников отличается от правового положения поверенного, комиссионера и дилера.

Действия посредника не порождают каких-либо прав и обязанностей для клиентов и третьих лиц - участников будущих сделок. Посредники сами не заключают сделок. В свою очередь, поверенный и комиссионер такие сделки с третьими лицами заключает от своего имени.

Биржи не оказывают посреднических услуг. Законодательство запрещает биржам осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Данное ограничение не распространяется на юридических и физических лиц, являющихся участниками биржевой торговли.

В процессе биржевой торговли биржа выступает, прежде всего, как организатор проведения торгов. Для организации торговли биржа должна располагать достаточно оборудованным «рыночным местом» (биржевым залом). Организация торговли требует от биржи использования современных электронных средств связи, компьютерного обеспечения всех процессов, оборудования биржевого дела и рабочих мест участников торгов и др. Для ведения биржевых торгов биржа должна располагать высококвалифицированным штатом сотрудников.

Наряду с этой (основной) функцией биржа выполняет и другие функции (например, разработка биржевых контрактов; содействие в сфере биржевого страхования; организация клиринговых расчетов; информационная деятельность; разрешение споров по биржевым сделкам). В рамках биржевой деятельности биржа оказывает различного рода услуги. Важнейшая функция биржи - оказание информационных услуг членам и другим участникам биржевой торговли.

Биржевая деятельность и предпринимательство - перекрещивающиеся понятия. Анализ действующего законодательства показывает, что российские биржи в одном случае могут создаваться как лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками (коммерческие организации), в другом - как некоммерческие организации. Таким образом, законодатель предоставляет учредителям биржи право самостоятельно определять основные принципы деятельности последней.

Отношения в сфере биржевой деятельности неоднородны.

Первую группу образуют отношения между биржей и участниками биржевой торговли, а также между биржей и другими субъектами гражданского права. Вторую группу представляют отношения между биржей и государственными органами. Они возникают в процессе государственного регулирования биржевой деятельности. В последнюю группу входят внутрибиржевые (корпоративные) отношения, складывающиеся между структурными подразделениями биржи. Добавим, - не только.

Биржевую деятельность можно классифицировать по различным экономическим и юридическим основаниям. Однако основной критерий, разграничивающий биржевую деятельность, а также ее правовое регулирование, - сфера биржевой торговли в зависимости от специфики биржевого товара. В данном случае биржевая деятельность подразделяется на три вида: биржевая деятельность товарных, фондовых и валютных бирж. Российское законодательство допускает создание так называемых смешанных (например, товарно-фондовых, валютно-фондовых) бирж. Вместе с тем сам факт совмещения одним лицом различных видов биржевой деятельности не позволяет делать вывод о существовании самостоятельного вида - биржевой деятельности смешанной биржи.

Несмотря на свое название, биржи труда, по существу, не являются биржами. Они не организуют биржевых торгов, а труд или человек как его носитель - не могут выступать в качестве биржевого товара. Такие образования предоставляют услуги работодателям и работникам в поиске соответственно необходимого персонала или места работы, подчеркнем, без проведения торгов.

Сказанное означает, что деятельность бирж труда не формирует отдельный вид биржевой деятельности.

Источники правового регулирования биржевой деятельности

Действующее биржевое законодательство не отличается единством и последовательностью. Одна из основных причин такого положения - отсутствие единого законодательного акта кодифицированного или консолидированного типа. В юридической литературе уже было высказано мнение о целесообразности принятия единого российского закона о биржевой деятельности. Действительно, в названном законе необходимо установить общие требования к деятельности бирж независимо от их вида. Полагаем, разработка Биржевого кодекса вполне вписывается в современный процесс кодификации российского законодательства.

Биржевое законодательство представляет собой раздел предпринимательского законодательства, а потому содержит общие признаки последнего. Отличительная черта биржевого законодательства - его комплексный характер. Биржевое законодательство содержит нормы гражданского, административного, финансового, налогового права и др.

В настоящее время развитие биржевого законодательства идет по пути издания законов, посвященных отдельным видам биржевой деятельности. В этом направлении первым был принят Закон о товарных биржах, в текст которого неоднократно вносились изменения и дополнения. Однако и сейчас в Законе можно встретить нормы, противоречащие Гражданскому кодексу. Так, п. 6 ст. 14 Закона допускает возможность передачи или продажи свидетельств (титулов) собственности на долю уставного капитала биржи. Не согласуется с Гражданским кодексом (ст. 607) правило Закона (п. 7 ст. 14), согласно которому члены биржи вправе сдавать в аренду свое право на участие в биржевой торговле одному юридическому или физическому лицу.

Правовому регулированию деятельности фондовых бирж посвящен Закон о рынке ценных бумаг (гл. 3). Закон о валютном регулировании (ст. 1, п. 8 ст. 12, п. 4, 5 ст. 22) и Закон о Центральном банке (ст. 4, 97) устанавливают правовые основы деятельности валютных бирж.

Перечисленные законодательные акты формируют три относительно самостоятельных системы правового регулирования отношений, возникающих в сферах деятельности соответственно товарных, фондовых и валютных бирж. При этом наблюдаются принципиально различные подходы в регламентации процедуры создания, деятельности бирж, существенно отличаются требования, предъявляемые к участникам биржевой торговли, их правовому статусу, не совпадают многочисленные квалифицирующие признаки и понятийный аппарат, используемые законодателем, и пр. Такой подход вряд ли можно назвать оправданным.

В сфере биржевой деятельности заметную роль играют подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные, местные и локальные акты).

Например, относительно товарных бирж - постановление Правительства от 24 февраля 1994 г. № 152 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, Положения о государственном комиссаре на товарной бирже» (в ред. от 21 марта 2005 г. № 148). Важным подзаконным нормативным документом, регламентирующим деятельность фондовых бирж, является приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. № 04-1245 / пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг». Положение о порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж, утвержденное Центральным банком РФ 16 июня 1999 г. № 77-П (в ред. от 30 марта 2004 г. 1413-У), - один из основных подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере деятельности валютных бирж.

В системе биржевого законодательства особое место принадлежит актам локального регулирования, которые в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на нормативные и индивидуальные. Если локальные нормативные акты содержат общеобязательные нормы, то индивидуальные издаются в целях регулирования поведения конкретного индивида. Например, положение о премировании работников биржи – это нормативный правовой акт, а к индивидуальным правовым актом следует отнести приказ руководителя биржи о премировании конкретных работников. Возникающие внутрибиржевые отношения неоднородны. Это прежде всего отношения, складывающиеся по поводу правового статуса самой биржи, ее структурных подразделений (отделов, секций и др.). Обособленную группу образуют отношения принадлежности имущества структурного подразделения биржи. Имущество, закрепленное за внутренними структурными подразделениями, находится у них во внутрихозяйственном управлении.

Внутрибиржевые управленческие отношения складываются между биржей в целом и ее структурными звеньями. В данной области осуществляются, например, внутрибиржевое планирование и прогнозирование.

Центральное место в системе внутрибиржевых отношений занимает организация биржевой торговли. Она (организация) регулируется также актами локального действия (например, правилами биржевой торговли).

Еще одну группу образуют отношения, которые связаны с рассмотрением внутрибиржевых споров между участниками биржевых сделок. Соответствующие локальные (корпоративные) правовые акты регламентируют порядок (процедуру) рассмотрения таких споров, полномочия биржевой арбитражной комиссии (третейского суда) и т. д.


Субъекты биржевой деятельности

Это лица, участвующие в правоотношениях, возникающих при осуществлении биржевой деятельности. В силу известных причин биржа занимает центральное место среди субъектов биржевой деятельности.

Функции биржи схожи с такими субъектами рыночных отношений, как ярмарка и базар (рынок), которые также способствуют сближению спроса и предложения. Вместе с тем бирже свойственны некоторые характерные признаки. К их числу относятся: формирирование биржи, как правило, в крупных промышленных и торговых центрах; специфический объект купли-продажи - «биржевой товар». Торговля ведется партиями (в основном крупными); особый субъектный состав участников торговли – биржевые посредники; ведение торговли регулярно и в отсутствии товара, ценных бу маг и валюты (т. е. по образцам, описанию, каталогам); проведение торгов гласно (публично). Все желающие могут получить информацию об объемах заключенных в процессе торгов сделок и складывающихся ценах; торговля происходит по единым правилам; свободное ценообразование.

По существу, биржа только организует и проводит торги: предоставляет комплекс услуг, способствующих заключению и исполнению биржевых сделок. Последние же (сделки) совершаются брокерами, дилерами, другими участниками биржевой торговли.

Биржа и участники биржевой торговли формируют группу основных субъектов биржевой деятельности. Вместе с тем в правоотношениях, возникающих в сфере биржевой деятельности, принимают участие и другие лица. Например, согласно ст. 27 Закона о товарных биржах по требованию участника биржевой торговли биржа обязана организовать экспертизу качества товаров, реализуемых в ходе биржевой торговли. Данное установление закона может быть реализовано биржей двумя способами: первый - собственными силами - штатными специалистами биржи; второй - с привлечением сторонних экспертов (экспертных организаций) на основании договора, ранее заключенного для этих целей. Таким образом, независимые эксперты (экспертные организации) становятся вовлеченными в отношения, возникающие в сфере биржевой деятельности. При осуществлении биржевой деятельности могут возникать правоотношения с банками или иными кредитными организациями, страховыми, транспортными компаниями, информационными агентствами и пр. Эти лица образуют вторую «вспомогательную» группу субъектов биржевой деятельности.

Итак, биржа - это организация с правами юридического лица, осуществляющая на регулярной основе торговлю биржевым товаром в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Виды бирж

Биржи можно подразделить на отдельные виды. В литературе приводятся различные классификационные признаки видов бирж. Отметим, что не все они (признаки) носят юридический характер. Рассмотрим некоторые виды бирж. В зависимости от видов товаров, которыми ведется торговля, различают товарные (товарно-сырьевые), фондовые и валютные биржи. Эта классификация бирж имеет принципиальное значение. С учетом прежде всего данного критерия происходят формирование биржевого законодательства и развитие биржевого дела.

Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (п. 1 ст. 2 Закона о товарных биржах). Товарная биржа формирует оптовый рынок биржевых товаров. В силу ст. 6 Закона о товарных биржах под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке к биржевой торговле. Всякий биржевой товар должен соответствовать некоторым требованиям (условиям). Например, обращаться по свободным (рыночным) ценам; быть массовым; применительно к нему можно легко установить требования в отношении качества, количества, условия хранения и транспортировки. Закон о товарных биржах запрещает проводить биржевые торги по поводу недвижимого имущества и объектов интеллектуальной собственности.

Товарные биржи обладают специальной правоспособностью. Они не могут осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Биржи не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, которые не ставят своей целью осуществление деятельности товарной биржи (ст. 3 Закона о товарных биржах).

Российские товарные биржи могут создаваться в качестве коммерческих или некоммерческих организаций. Законодатель не устанавливает каких-либо ограничений в данном вопросе. Выбор конкретной организационно-правовой формы также зависит от пожелания учредителей конкретной товарной биржи. При создании товарной биржи в качестве некоммерческой организации наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами являются, на наш взгляд, объединение юридических лиц (ассоциация или союз) и некоммерческое партнерство. Эти правовые конструкции позволяют осуществлять деятельность по организации биржевой торговли и предусматривают институт членства, который необходим в силу Закона о товарных биржах.

Учредителями товарной биржи могут быть как физические, так и юридические лица. Закон о товарных биржах (ст. 11) запрещает выступать в качестве учредителей:

органам государственной власти;

банкам и другим кредитным организациям, получившим лицензию в установленном порядке на осуществление банковских операций;

страховым и инвестиционным компаниям и фондам;

общественным, религиозным и благотворительным организациям и фондам;

физическим лицам, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Действующее законодательство не содержит легального понятия фондовой биржи. Вместе с тем, сопоставив известные (общие и специальные) признаки, можно сформулировать следующее определение: фондовая биржа - это юридическое лицо, созданное в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества, осуществляющее исключительную деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг на основании специального разрешения (лицензии).

Фондовая биржа обладает также специальной правоспособностью. Последняя (правоспособность) предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности, прямо зафиксированным в учредительных документах.

Вместе с тем важно отметить, что организация обращения ценных бумаг - исключительный предмет деятельности фондовой биржи. Указание на исключительный характер деятельности означает, что фондовая биржа в рамках специальной правоспособности не вправе совмещать деятельность по организации торговли ценными бумагами с иными видами деятельности. Закон о рынке ценных бумаг (п. 4 ст. 11) в качестве исключения из общего запрета разрешает фондовым биржам заниматься деятельностью валютной, товарной бирж, клиринговой деятельностью, деятельностью по распространению информации, издательской, а также деятельностью по сдаче имущества в аренду. При этом для осуществления деятельности валютной, товарной биржи или клиринговой деятельности фондовая биржа обязана создать соответствующие отдельные структурные подразделения, а также получить требуемые лицензии.

В соответствии со ст. 9 Закона о рынке ценных бумаг под деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг понимается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. При этом биржа вправе устанавливать размер и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за оказываемые ею услуги, а также размер и порядок взимания штрафов за нарушение правил, установленных биржей.

Учредителями фондовой биржи, созданной в форме акционерного общества, могут быть любые физические и юридические лица. Если биржа создается как некоммерческое партнерство, то каждый ее член должен обладать статусом профессионального участника рынка ценных бумаг, т. е. осуществлять один или несколько видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Действующее законодательство устанавливает исчерпывающий перечень таких видов профессиональной деятельности (гл. 2 Закона о рынке ценных бумаг): брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг), деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг и деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Фондовая биржа в форме акционерного общества имеет один учредительный документ - устав. Тогда как биржа, созданная в качестве некоммерческого партнерства, - устав, утвержденный учредителями, и учредительный договор. Наличие последнего документа зависит от желания учредителей некоммерческого партнерства, которым предоставлено соответствующее право (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).

Под валютной биржей понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством, одним из видов деятельности которого является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных Банком России (п. 11 ст. 1 Закона о валютном регулировании). Центральный банк РФ осуществляет также контроль за валютными операциями на валютных биржах. Валютная биржа формирует оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли иностранной валютой, осуществляемых в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным правилам. Банк России воспользовался своими полномочиями и принял (правда, с большим опозданием) некоторые документы, определяющие особенности деятельности межбанковских валютных бирж.

В современной России создано девять межбанковских валютных бирж, получивших лицензию Центрального банка на проведение операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и организацию расчетов по заключенным сделкам. Это: Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ); Санкт-Петербургская валютная биржа; Уральская региональная валютная биржа (г. Екатеринбург); Сибирская межбанковская валютная биржа (г. Новосибирск); Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа (г. Владивосток); Ростовская межбанковская валютная биржа (г. Ростов-на-Дону); Нижегородская валютно-фондовая биржа (г. Нижний Новгород); Самарская валютная межбанковская биржа; Краснодарская межбанковская валютная биржа. По номенклатуре товаров, являющихся объектом биржевой торговли, биржи подразделяются на универсальные и специализированные. Указанная классификация касается в основном товарных бирж. Универсальные биржи проводят торги по широкому кругу разнообразных товаров. К универсальным относятся: Чикагская товарная биржа, Токийская товарная биржа, Сиднейская фьючерсная биржа, товарная биржа в Сан-Паула (Бразилия). На специализированных биржах совершаются сделки по определенным группам товаров.

Специализированные биржи могут быть широкого или узкого профиля. Узкоспециализированные биржи - это биржа пшеницы «Канзас сити борд оф трейд» (США), японские биржи сахара, каучука, текстильного сырья и зернобобовых и др. Специализация бирж зависит от многих факторов (например, от места возникновения биржи; пожелания учредителей (членов) биржи, а также от взаимосвязи между ними).

В зависимости от видов операций, проводимых на бирже, принято выделять биржи реального товара, фьючерсные, опционные и смешанные.

Биржа реального товара характерна для начального этапа биржевой торговли. На таких биржах сделки совершаются на основе описательной характеристики товара (по образцам, каталогам).

Существенная черта биржи реального товара - обязательная продажа и поставка товара после проведения торгов.

На фьючерсных биржах сделки совершаются не с реальным товаром, а с правами на него. Согласно ст. 8 Закона о товарных биржах по фьючерсной сделке осуществляется взаимная передача прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара.

Опционные биржи осуществляют сделки, в силу которых происходит уступка права на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или стандартного контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки).

На смешанных биржах заключаются как сделки с реальным товаром, так и фьючерсные, опционные сделки. Российские биржи зачастую являются смешанными. В отечественном законодательстве не содержится каких-либо ограничений на совершение сделок в рамках одной биржи.

По форме участия посетителей в торгах биржи подразделяют на закрытые и открытые. В торгах на закрытых биржах принимают участие ее постоянные члены, выполняющие роль биржевых посредников. При этом доступ покупателей и продавцов в биржевой зал закрыт. В торгах на открытых биржах, кроме постоянных членов и биржевых посредников, могут принимать участие и посетители. Открытые биржи бывают двух типов: а) чисто открытая биржа, на которой контрагентов не обязывают пользоваться услугами посредников. Здесь любой посетитель может совершить сделку; б) открытая биржа смешанного типа, на которой непосредственно с продавцами и покупателями работают две группы посредников - брокеры и дилеры.

Современные товарные биржи за рубежом в основном закрытые, так как организация биржевой торговли требует достаточно высокого профессионализма.

Все фондовые биржи и большинство товарных бирж в нашей стране являются закрытыми.

По значению в торговле можно выделить международные, региональные и национальные биржи.

Международные биржи обслуживают потребности мирового рынка, при этом биржевой товар должен быть предметом активной торговли. Международный статус биржи предполагает свободный валютный, торговый и налоговый режимы, что способствует участию в биржевой торговле иностранных участников, свободному переводу прибыли по биржевым операциям с другими рынками.

Региональные биржи обслуживают рынки нескольких стран. Такими, к примеру, являются Сингапурская, Сиднейская и ряд других бирж.

Национальные биржи проводят операции на внутреннем национальном рынке. Для примера можно указать на японские, бразильские и некоторые американские товарные биржи. По мнению специалистов, действующие российские биржи нельзя отнести ни к международным, ни к региональным, так как существующий у нас валютный, налоговый и торговый режимы не обеспечивают свободного перемещения прибыли, получаемой в процессе биржевой торговли. Указанное перемещение прибыли за пределы России должно быть не только свободным, но и законным (легальным).

Заметную роль в развитии биржевой торговли в России играют центральные (в основном столичные) биржи. В биржевом деле также происходит концентрация и централизация финансового капитала.

Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности

Согласно ст. 34 Закона о товарных биржах функции по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.

Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков (в настоящее время - Федеральная служба по финансовым рынкам): выдает лицензии на организацию биржевой торговли; осуществляет или контролирует лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров; контролирует соблюдение законодательства о биржах; рассматривает жалобы участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства в биржевой торговле.

Этот федеральный орган исполнительной власти вправе: отказать бирже в выдаче лицензии на организацию биржевой торговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли требованиям, установленным п. 2 ст. 12 настоящего Закона, а также отложить выдачу этой лицензии при нарушении Положения о лицензировании товарных бирж; аннулировать выданную бирже лицензию или приостановить ее действие, если биржа нарушает законодательство; направить бирже обязательное для исполнения предписание об отмене или изменении положений учредительных документов, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей или прекращении деятельности, которая противоречит законодательству; назначать государственного комиссара на биржу; организовывать по согласованию с органами финансового контроля Российской Федерации аудиторские проверки деятельности бирж и биржевых посредников и др. (ст. 35 Закона о товарных биржах).

Для осуществления непосредственного контроля за соблюдением товарной биржей и биржевыми посредниками законодательства предусмотрен институт государственного комиссара на товарной бирже (ст. 37 Закона о товарных биржах). Основная цель деятельности государственного комиссара - содействие развитию конкуренции в биржевой торговле посредством обеспечения соблюдения прав всех участников биржевой торговли и предотвращения любых форм дискриминации какого-либо участника биржевой торговли. Государственный комиссар не вправе принимать самостоятельные решения, обязательные к исполнению. Закон о товарных биржах (ст. 36) устанавливает санкции за нарушение законодательства, регулирующего деятельность товарных бирж. К ним относятся, в частности: приостановка действия лицензии, выданной бирже, на срок до трех месяцев; аннулирование лицензии на организацию биржевой торговли, если биржа продолжает нарушать закон. Данные санкции по своей юридической природе являются административно-правовыми; они применяются Федеральной службой по финансовым рынкам при осуществлении контрольно-надзорных функций.

Применительно к фондовым биржам надо применять разд. V Закона о рынке ценных бумаг. Статья 38 Закона посвящена основам регулирования рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

а) установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

б) государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

в) лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

г) создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

д) запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Общие положения, полномочия, организация деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам содержатся в постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» (в ред. от 14 декабря 2006 г. № 767). В частности, Федеральная служба по финансовым рынкам: разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу; разрабатывает рекомендации по подготовке регламентов деятельности и функционирования фондовых бирж; назначает инспекторов для контроля за деятельностью фондовых бирж и отзывает их; запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг (ст. 42, 44, 44.1 Закона о рынке ценных бумаг).


Заключение

Таким образом, в зависимости от объекта обращения, можно выделить: товарный рынок, рынок финансовых услуг, рынок нематериальных благ, рынок рабочей силы. В целях характеристики хозяйственно-правового понятия «рынок» все его объекты можно объединить понятием товара как продукта деятельности, предназначенного для продажи или обмена.

Понимание рынка как сферы обращения предопределяет необходимость задания его внешних параметров. В нормативных правовых актах такие параметры определяются через географические и продуктовые границы.

Под продуктовыми границами рынка понимают группу (набор) взаимозаменяемых товаров. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок). В основе определения продуктовых границ лежит мнение покупателей о взаимозаменяемости товаров.

Географические (территориальные) границы рынка - это территория, на которой покупатели могут приобрести данный товар и не имеют такой возможности за ее пределами. Географические границы определяются экономическими, технологическими и административными барьерами, ограничивающими возможность у части покупателей приобрести данный товар на рассматриваемой территории. При определении географических границ учитываются многие факторы, в частности:

- возможность перемещения товара между территориями;

- доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

- отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров;

- сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.

По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.

Структура рынка характеризуется количественными и качественными показателями. Количественными показателями являются:

1) численность продавцов, действующих на данном рынке;

2) доли, занимаемые продавцами на рынке;

3) показатели рыночной концентрации.

К числу качественных показателей относятся:

1) наличие или отсутствие барьеров выхода на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости. При этом потенциальными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые:

- имеют материально-техническую базу, кадры и технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

- изготовляют данный товар, но не продают его на территории данного товарного рынка;

2) открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка, позволяют определить его тип. Так, различают типы рынка в зависимости:

- от концентрации (выделяются высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низкоконцентрированные рынки);

- от развитости или неразвитости состояния конкурентной среды.

Итак, определение границ, структуры и тип рынка необходимо для разработки соответствующим государственным органом системы мер, направленных на его регулирование в целях поддержания конкурентной среды, создания условий для удовлетворения спроса и предложения субъектов.


Список литературы

 

1.   Бессарабов Д.В. Правовое положение субъектов рынка ценных бумаг. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2008.

2.   Ершова, И.В. Предпринимательское право: учебник/ Инна Е80 Владимировна Ершова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2008.

3.   Предпринимательское право России: учеб. / В.С. Белых, П71 Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко; отв. ред. В. С. Белых. - М.: Проспект, 2009.

4.   Предпринимательское право России; конспект лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2007.

5.   Гущин В.В.; Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.