Сочинение: Брачно-семейные отношения в римском праве
Деловая игра по Римскому праву «Брачно-семейные отношения»
Действующие лица:
· Невеста (жена)
· Жених (муж)
· Отец невесты
· Отец жениха
· Претор
· Комментатор
· Свидетели
Артефакты:
· Кольцо (задаток)
· Весы
· Приданое
· Глиняная дощечка (брачный договор)
Комментатор: В нашем выступлении мы хотели бы отразить институт брачно-семейных отношений в римском праве, все стадии заключения брака и последствия его расторжения.
Сцена 1. Решение о свадьбе.
Сидит дочь, занимается своим делом (вышиванием), к ней подходит отец.
Отец: Ну что дочка вот ты и взрослая совсем...
Дочь: Ага...12 лет...
Комментатор: В римском праве брачный возраст мужчины наступал в 14 лет, женщины – в 12. После этого возраста девушка считалась «засидевшейся»
Отец: Ооо...так и в девках не долго засидеться!!! Надо бы замуж тебя выдавать!!! У меня есть жених на примете. Тит – хороший парень
Дочь: Но он мне не люб
Отец: А это уже не твоё дело! Домовладыка все решает!
Дочь: Ну что ж замуж так замуж
Сцена 2. Обручение (помолвка).
Комментатор: Обручение в римском праве назывался предварительный cговор о заключении брака, при котором главы семейств жениха и невесты окончательно соглашаются на их брак, обмениваются реальным или символическим обеспечением своего соглашения. Это передача задатка (чаще всего кольца) и брачного дара в дом невесты, и совершают другие торжественные действия, которыми вообще сопровождались древние сговоры (чаще всего это было рукобиение).
В дом приходит жених, его отец. Их встречает отец невесты.
Отец невесты: Ну, вот как и договаривались дочь моя подросла, надо бы и замуж ее выдать..
Отец жениха: Да невеста хороша! Как раз под стать моему сыну, но надо бы и формальности соблюсти..
Отец невесты: Ну, это само собой. Сперва договоримся о стоимости.
Комментатор: Цена невесты колебалась от одной до двадцати овец или коров
Отец жениха: Я думаю 10 овец и 5 коров достаточно будет.
Отец невесты: Да что ж я зря такую красавицу растил, чтоб так дешевить! Давай уж по высокой цени отдам. Девушка целомудренна, детородна... А ты за неё 10 овец и 5 коров! Ну, это никуда не годиться
Отец жениха: Целомудренна говоришь, ну что ж согласен.
Ударили по рукам.
Отец жениха: Теперь о задатке будем говорить.. Думаю, как по обычаю кольцо?
Отец невесты Кольцо!
Передает кольцо
Отец жениха: В брачный дар даю тебе кухонную утварь
Ударили по рукам.
Отец жениха: Теперь о приданом...Нам много не надо. Одеяний да кружев достаточно будет.
Ударили по рукам.
Отец невесты: Ну, теперь и формальности соблюсти надо
Комментатор: Соблюдение формальностей было обязательным в римском праве, точность формул играло важную роль. Так по ст. 159 Законов царя Хаммурапи, если жених откажется от невесты, то брачный дар и выкуп остается отцу невесты. А по ст. 160, если отец не отдаст дочь, то должен вернуть вдвойне, все, что было принесено женихом.
Отец невесты: Я отдам тебе мою дочь
Жених: Я возьму твою дочь
Комментатор: Фактом помолвки ну и самого брака в будущем являлся поцелуй между женихом и невестой.
Поцелуй.
Сцена 3. Свадьба.
Пока говорит комментатор, Настя одевает платье.
Комментатор: В римском праве не установлен точный срок после помолвки, когда должен быть заключен брак. Так как все формальности соблюдались во время помолвки, свадьба состояла в том, что заключался договор между женихом и невестой. И поэтому большого промежутка между помолвкой и свадьбой не было. С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго сохранилась в виде символического акта. Мужчина в Риме во время обручения должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету. Согласно ст.128 Законов царя Хаммурапи если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена. Уже во времена правления Хаммурапи тексты брачных контрактов, нанесенные клинописью на глиняные таблички, обжигались и хранились у претора на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривающий срок действия и цель.
На сцену выходят жених, невеста, их отцы, свидетели.
Претор: Так как были ли совершены договоренности между отцом жениха и отцом невесты?
Отец невесты: Да были
Отец жениха: Да были
Претор: Для заключения брака необходимо совершить всем известный нам ритуал
Жених держит весы, невеста кидает монетку.
Претор: тем самым подтверждается факт передачи невесты под власть мужа.
Претор: Был передан задаток и брачный дар?
Отец невесты: Да был
Отец жениха: Да был
Претор: Теперь необходимо подписать договор, в котором должен быть указ факт заключения брака и должна быть указана вдовья доля на случай смерти мужа.
Подписывают договор.
Претор: Свидетели, вы подтверждаете факт заключения брака?
Свидетели: подтверждаем!
Тоже расписываются в договоре
Претор: Невеста вместе с приданым теперь переходит под власть мужа, договор храниться в преторском архиве для будущих разбирательств.
Отец невесты передает коробку с приданым. Невеста уходит на сторону мужа.
Сцена 4. Расторжение брака.
Комментатор: брак был счастливым, но рано или поздно может случиться горе... Вот и этот не исключение. Но смерть мужа ведет не только личные последствия но и юридические...Эти последствия регламентируют статьи 165 – 167, 170, 171.
На сцену выходят жена и претор.
Жена: мой муж умер, что я получаю по наследству?
Претор: Так как был заключен брачный договор, в котором была указа вдовья доля, то по ст. 171 Законов царя Хаммурапи вы получаете свое приданое, вдовью долю, который отписал вам муж, вы можете жить в жилище мужа и пользоваться всем этим, пока живы, но не можете отдавать все это за серебро. А все, что останется после вас принадлежит только вашим детям.
Комментатор: На этом наше выступление закончилось. Надеюсь, мы наиболее точно отразили стороны брачно-семейных отношений. Спасибо за внимание!