Контрольная работа: Культура с точки зрения социологии. Экономическая стратификация
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Контрольная работа
по дисциплине «Социология. Экономическая социология»
ВИТЕБСК 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1
КУЛЬТУРА
Понятие культуры
Элементы культуры
Функции культуры
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ
Сущность социальных ценностей и норм
Социальная трансляция норм
Изменение социальных норм
ИДЕОЛОГИЯ
Понятие идеологии
Социальные функции идеологии
Виды идеологии
Задание 2
Богомолова Т.Ю., Тапилина Е.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы// Социс. 2001. №6.
Задание 1 Общество и культура
КУЛЬТУРА
Понятие культуры
В XVIII веке смысл слова «культура» расширился настолько, что распространился на духовную сферу, и это слово постепенно приобрело целый спектр разнообразных значений. Специфика каждой области знания накладывает свой отпечаток на то, какой именно аспект культуры рассматривается как основной. Поскольку социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура здесь рассматривается как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. В культуре выделяют два уровня: первичный, или спонтанной, - непосредственные и не подлежащие обычно теоретическому осмыслению массовые навыки людей в быту; вторичный – литература, кинематограф, живопись.
С точки зрения социологии спонтанная культура как объект изучении продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из радиуса действия вторичной культуры. Спонтанная культура – это миллион больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры поведения, присущих всем членам данного общества. Именно эти черты культуры делают похожими людей из одной и той же социальной среды и непохожими – людей из разных обществ и эпох.
В рамках одного и того же общества могут сосуществовать разные культуры. Так, поведение русского дворянина XVIII века разительно отличалось от поведения крепостного крестьянина или купца. Они отличались одеждой, манерами, знаниями и умениями, даже языком, на котором они говорили в своей среде.
Влияние культуры на индивида сильнее, чем может показаться. Вопреки тому, что мы обычно считаем культуру чем-то вторичным и эфемерным по отношению к нашей физической природе, естественное и воспитанное так тесно переплетены в индивидуальном восприятии, что культура может даже влиять на ощущения. Например, Р. Мельзак подверг исследованию роль культуры в том, как человек чувствует физическую боль.
Элементы культуры
В культуре выделяют несколько составляющих:
1. Ценность – это то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным. Они передаются из поколения в поколение благодаря семейному и несемейному воспитанию.
2. Под идеологией понимается система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Она обладает внутренним единством и цельностью и не содержит взаимоисключающих или противоречащих друг другу положений. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие.
3. Язык – это система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Это важнейший критерий, позволяющий отличать «своих» от «чужих». Более того, язык – это инструмент социальной дифференциации, поскольку передает мироощущение вместе с присутствующими в нем социальными установками.
4. Символы – важнейший элемент культуры. Наряду с языком они образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы. Как и слова, они отражают определенное миропонимание, присущее данной культуре.
5. Традиции – это совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение. Это социальное и культурное наследие, которое родитель оставляют своим детям не как индивидуумы, а как члены той или иной социальной группы, национальной и религиозной общности, класса и т.д. Каждый человек в силу рождения причастен к каким-то традициям. Традиции регламентируют быт. Конкретным выражением традиции являются обычаи - это более частные, привязанные к определенным ситуациям «фрагменты» традиции.
6. Ритуал – это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах. По содержанию ритуал строго связан с традицией. Ритуалы очень разнообразны, от примитивных ритуалов первобытных обществ, направленных на обеспечение удачной охоты, до сложных обрядов и таинств мировых религий.
7. Модель поведения – это идеальные представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации. В основе моделей поведения, предлагаемых той или иной культурой, лежит присущее ей специфическое видение мира с конкретными ценностями, символами и традициями. Под такие модели мы подстраиваем свое собственное поведение в различных ситуациях и на основании их оцениваем поступки окружающих и свои собственные. Модели поведения стабильны и мало подвержены изменениям в повседневной жизни: для того, чтобы они изменились, нужен длительный исторический интервал, так как они не могут измениться без изменения всей системы ценностей.
Функции культуры
Как комплекс всех рассмотренных элементов выполняет в обществе ряд важных функций. Одна из важнейших функций культуры – коммуникативная. Культура – это универсальная система общения людей на всех уровнях, от межиндивидуального до уровня поколений.
Еще одна функция культуры – прогностическая. Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации.
Третья функция культуры – идентификационная. Культура дает возможность индивиду ощутить свою принадлежность к группе через общие с группой ценности, символы, модели поведения и т.д. На основании общих ценностей возникает эмоциональная связь, объединяющая членов единой группы.
Наконец, четвертая функция – адаптационная. Культура позволяет индивиду адаптироваться к своему географическому окружению, помогая ему решать проблемы выживания.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ
Сущность социальных ценностей и норм
Все мы, поскольку живем в обществе себе подобных, обречены выбирать линию поведения в их среде. Из поведенческих реакций – как наших собственных, так и чужих – мы узнаем, приняты ли мы той или иной социальной группой, являемся лидерами или аутсайдерами, определяем ли в чем-то поведение других или же это другие преимущественно определяют наше собственное поведение.
В разных ситуациях – в разном социальном контексте – одни и те же люди ведут себя по-разному. Поведение людей определяется ценностями. В сущности, ценности всех людей сходны, люди отличаются только шкалой своих ценностей – тем, какие из ценностей для них доминируют, а какими можно всегда или ситуативно поступиться.
Социальные ценности – это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Такие представления более многообразны, чем индивидуальные ценности. Они определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах.
Поскольку каждый человек входит не в одну, а в несколько социальных групп, в его сознании перекрещиваются ценности этих групп, иногда весьма противоречивые. Групповые ценности классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные.
Те ценности, которые действительно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами. Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не становятся, как бы они ни были хороши и желательны.
Существуют также позитивные оценки человеческих поступков и действий, которые никогда не становятся социальной нормой потому, что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке. К примеру, в любом обществе почитаются герои как идеал храбрости и самоотверженности и святые как носители идеала возвышенной морали и любви к ближнему. Но история не знает общества, которое бы состояло только из героев или святых. Таким образом, некоторые социальные ценности всегда остаются эксклюзивным недосягаемым образцом. Нормой же становится то, чего в принципе можно потребовать от поведения каждого.
Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может. Для того, чтобы норма стала нормой, должна иметься возможность противоположного выбора.
Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым. Нормы предписывают всем членам данной группы в такой-то ситуации вести себя строго определенным образом, и это нормативное предписание подкрепляется угрозой социальных санкций в случае невыполнения и ожиданием поощрения в случае выполнения.
Социальная трансляция норм
Нормы становятся таковыми только когда они приняты всеми. Понятие «общепринятая норма» означает, что все члены общества знают данное предписание, согласны с ним, признают его позитивный характер и руководствуются им в большинстве случаев, а также ожидают друг от друга поведения, соответствующего этой норме. Обязательные предписания, не получившие социального признания, не становятся нормами. Всеобщая значимость норм вовсе не означает, что все действующие в обществе нормы обязательны для всех.
Многие нормы обращены только к людям, занимающим определенное социальное положение. Это так называемые «ролевые нормы».
Всеобщая значимость норм, таким образом, - это их распространение на подавляющее большинство взрослых и совершеннолетних здоровых и дееспособных членов общества. Такие нормы общество передает из поколения в поколение путем воспитания на их основе детей в семье. Помимо этого способа существуют и другие и другие способы передачи норм. Мы воспринимаем и передаем своим детям и другим людям социальные нормы через функционирующие в обществе кодексы законов, своды частных правил – например, правила дорожного движения, правила хорошего тона и т.д., благодаря постепенному накоплению жизненного опыта – методом «проб и ошибок», в систематическом процессе обучения, через образцы, заданные в традиции, сказках, мифах. То, в какой именно форме транслирует свои нормы и ценности данное конкретное общество, зависит от типа культуры. Так, миф является базисной формой трансляции в архаических и традиционных обществах, закон и право – в современных. Большую роль в передаче норм и ценностей играют религия и идеология.
Существуют различные уровни освоения и принятия норм. Низший уровень принятия нормы – это уровень мотивации страхом перед негативными социальными санкциями. Более высокий уровень – мотивация здравым смыслом, когда норма принимается и соблюдается на основе понимания ее необходимости и социальной полезности. Всякая норма при этом функционирует не изолированно, а в системе других принятых обществом норм. В развитом обществе ключевым способом признания норм остается интернализация – «овнутрение» человеком нормы, когда она становится элементом его внутреннего мира и воспринимается как идущая изнутри, как своего рода «голос совести». В архаических обществах интернализация тоже имеет место, но в форме табуирования – глубокого внерационального усвоения норм группы путем запрета, ставшего привычкой. Помимо табу, существуют следующие виды социальных норм: 1) правовые; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) корпоративные; 7) семейные; 8) нормы, присутствующие в обычаях, традициях, привычках; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, обрядов, ритуалов.
Наиболее жестко наказывается нарушение табу в традиционных и архаических обществах и законы – в современных. В традиционных и теократических обществах на уровне нарушения табу и закона карается нарушение религиозных предписаний и оскорбление божества. Менее жестко общество наказывает нарушение нравственных норм, не формализованных в виде законов. Обычаи и привычки – это наиболее не обязательные нормы, и нарушение их влечет за собой очень мягкие санкции в виде простого социального порицания, а может вообще ничего за собой не повлечь.
Изменение социальных норм
Нормативная система, как и другие элементы общества, подвержена изменениям. Это и текущие исторические изменения, связанные с эволюцией общества, постепенной трансформацией системы ценностей. Это и резкие изменения, обусловленные нормотворческой и законодательной деятельностью властей, государственными переворотами и революциями. Обычно изменения первого типа происходят медленно, на длительном историческом отрезке, и начинаются с постепенного сведения уходящих норм и санкций к чистой формальности. Нормативные изменения второго типа осуществляются преднамеренно путем волевого решения субъекта, облеченного властью. Обычно этому процессу сопутствует ускоренное добровольное или принудительное социальное признание новых норм.
Необходимо отметить существование общей глобальной тенденции к либерализации и интеллектуализации социальных норм и смягчению санкций. Этот процесс связан с секуляризацией и экуменизацией общества, межэтнической интеграцией и сопутствующей им релятивизацией ценностей. То , что воспринималось изолированной социальной группой как моральный абсолют, сквозь призму единого многообразного мира видится уже как один из множества вариантов нормативной системы. Постепенно складывается единое этическое пространство, в котором нормы и санкции все более н6есут на себе отпечаток гуманизации. Человеческое существование становится все менее регламентированным в плане обычаев и традиций, а социальное санкционирование в развитых обществах имеет преимущественно государственно-правовой характер. Система уголовных наказаний гуманизируется, что проявляется, в частности, в отсутствии смертной казни как меры наказания.
Таким образом, современное общество совершенно очевидно развивается в направлении гуманизации человеческих взаимоотношений и смягчения предъявляемых к индивиду нормативных требований. Соответственно развивается тенденция нарастания поведенческой автономии индивида. Современное общество характеризуется гораздо более высокой степенью индивидуальной свободы.
ИДЕОЛОГИЯ
Понятие идеологии
Идеология – это связная система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.
В современной социальной науке идеология понимается как духовное образование, своего рода социальное мировоззрение, предусматривающее ответы на возникающие у человека вопросы по поводу социальных отношений, социальной справедливости, исторических перспектив общества, в котором он живет и т.д. Специфическое место идеологии в системе духовной жизни общества определяется тем, что, хотя она и дает свои ответы на все эти вопросы, идеология – не наука, и ее ответы не подлежат научной верификации, то есть доказательству. Поэтому в идеологии всегда остается место для возможных ошибок, натяжек, преувеличений. Несмотря на это, идеология является концептуально оформленной системой, иначе говоря, имеет форму научного знания, и именно благодаря такой форме обладает убедительностью и действенностью. Еще одна принципиальная черта идеологии заключается в том, что она возникает не стихийно, а вырабатывается сознательно и целенаправленно особым слоем людей. Однако при этом она реально выражает интересы и умонастроения классов, наций, представляющих их политических партий и движений.
Идеология обладает мировоззренческим, целостным характером. В этом смысле она смыкается с мифом, так как только миф подобно ей создает целостную картину мира, наделенную глубоким эмоциональным значением. Тем не менее, идеология содержит в себе элементы научных знаний и опирается на реальные социальные факты. Но подает она эти факты так, как видит их та социальная группа, интересы которой она выражает.
Будучи своего рода социально-политическим мифом, идеология представляет собой символическую структуру, где рациональные смыслы закодированы в символах, наделенных благодаря им особым эмоциональным значением. В силу этого идеология обретает предметное воплощение.
Современные исследования в области идеологии главным образом фокусируются на механизмах ее социального функционирования. Ведь в действительности идеология повседневно существует и оказывает влияние не на уровне концептуальных дискуссий, а на уровне нерефлексируемого социального поведения. Масс простых и не очень образованных людей, на уровне специфического использования языка и невербальной символики. Кроме того, идеологии обладают возможностью относительно автономного и порой парадоксального развития на чисто символическом, а не концептуальном уровне.
Из ценностной природы идеологии вытекает и возможность ее использования заинтересованными группами в качестве орудия манипулирования массовым сознанием.
Социальные функции идеологии
Исследование идеологии в социально-практическом аспекте позволяет выделить следующие ее социальные функции:
1. Познавательная – проявляется в том, что идеология предлагает человеку определенную модель интерпретации окружающего мира, общества и своего места в нем.
2. Оценочная – позволяет индивиду выбрать адекватные его социальным интересам ценности и нормы, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни.
3. Программно-целевая – состоит в том, что идеология ставит перед индивидами определенные стратегические и тактические цели, устанавливает их субординацию и предлагает программу их достижения.
4. Футуролого-прогностическая – предлагает обществу модель лучшего будущего, к которому необходимо стремиться, и обосновывает его возможность.
5. Интегративная – проявляется в том, что идеология способствует сплочению общества или социальной группы на основе единой цели, общих проблем и необходимости общих действий.
6. Защитная – обеспечивает взаимодействие с другими идеологиями: борьба или сосуществование.
7. Социально-организующая – идеология определяет принципы организации общества и управления им.
Виды идеологии
Современное общество полиидеологично. Существует ряд идеологических концепций, долгое время занимающих умы и получивших реализацию в социальной практике.
Консерватизм – это идеология, основывающаяся на принципе безукоснительного следования сложившимся в обществе традициям и обычаям. С точки зрения консерватора любое изменение представляет собой социальное зло и чревато возможными неприятностями и катастрофами. Консервативная идеология базируется на представлениях о сакральности прошлого. В области экономики консерватизм предполагает абсолютизацию традиционных для данного общества, обычно аграрно-патриархальных, отношений, и противостоит идее свободного рынка и индустриальной модернизации. Консерватизм тяготеет к принципам национальной обособленности, сильной государственности в традиционных для данного общества формах.
Либерализм – это идеология, утверждающая приоритет индивидуальной свободы по отношению к существующему обществу с его традициями. Свобода индивида является базисной ценностью либерализма. Ничто в обществе, кроме свободной воли других индивидов, не ограничивает индивидуальной свободы. Либерализм требует освобождения общества и индивидуального сознания от предрассудков и предубеждений, открытости всему новому и прогрессивному, базируется на идеях общечеловеческого единства независимо от национальности, гуманизма, прогресса, демократического правления. Экономическим воплощением принципов либерализма является свободный рынок.
Социализм – это идеология, имеющая корни в древней общечеловеческой мечте об обществе, где были бы реализованы на практике принципы социальной справедливости и равенства людей. В отличие от либерализма здесь равенство понимается как реальное и охраняемое государством равенство социальных и экономических возможностей всех членов общества. Социалистическая идеология высшей ценностью полагает коллективное благо, во имя которого могут быть принесены в жертву любые индивидуальные интересы. Именно поэтому в идеологии социализма считается возможным и правильным ограничение индивидуальной свободы. Свобода рассматривается всего лишь как осознанная индивидом необходимость подчиняться обществу.
Национализм – это апология исключительности и превосходства собственной нации, сопряженная с враждебно-недоверчивым отношением к другим нациям. Его можно рассматривать как ответную реакцию этнической общности на угрозу иноэтнического влияния. Сущность националистической идеологии заключается в возведении национальных качеств характера и менталитета в ранг высшей ценности. Тем самым этническое подвергается сакрализации, становится объектом своего рода культа. Идеология национализма сводит этнические различия к генетическим, а генофонд нации и его внешние проявления определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Идеологические концепции националистической ориентации основываются на принципе малозначимости индивидуального, личного начала и требуют его безукоснительного подчинения коллективному интересу нации.
Комунитаризм – это идеология, сущность которой составляет критический подход к современному обществу; основное концептуальное ядро – идея общечеловеческого братства. С точки зрения коммунитаризма личность и ее социальная роль представляют собой нерасторжимое целое, социальную фигуру, устойчивый образ, налагающий свои черты не культуру и персонифицирующий эпоху. Демократические и либеральные ценности современного мира с точки зрения коммунитаризма представляют собой идеологические конструкты, служащие средством манипуляции человеческим поведением и мышлением. Ни одна из идеологических систем прошлого не может предложить ничего нового для решения накопившихся социальных проблем. Поэтому необходима такая идеологическая концепция, которая смогла бы вывести общество за пределы сложившегося замкнутого пространства, где действуют социальные фигуры нашей эпохи. Это концепция братства людей, противостоящая идеологическому концепту справедливости, лежащему в основе всех современных идеологий. Братство в понимании коммунитаризма – совершенно самостоятельный феномен, не сводимый к свободе и равенству. Идея братства устраняет потребность в поисках справедливости, поскольку требует понимания взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга людей и их ролей.
Гуманизм – идеология, признающая высшей ценностью человеческую личность, ее свободу, счастье, неограниченное развитие и проявление ее творческих способностей. В отличие от остальных идеологий современности, делающих своим аксиологическим основанием не благо человека, а различные более важные с их точки зрения вещи (самоутверждение той или иной нации, класса или социальной группы, сохранение традиционного социального порядка или его реставрацию, свободу предпринимательской инициативы и право частной собственности), идеология гуманизма отстаивает абсолютный аксиологический приоритет человека как высшей ценности общества. Мировоззренческое ядро гуманистической идеологии образует концепция планетарного гуманизма, основные положения которой представляют собой стратегические задачи обеспечения безопасности и выживания для всех людей на Земле.
Задание 2
Богомолова Т.Ю., Тапилина Е.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы// Социс.2001.№6
Сущность экономической стратификации населения заключается в неравном распределении доходов и материальных благ. Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить контуры экономической стратификации и социальную траекторию их изменения на протяжении 90-х годов.
Методология исследования
Исследование основывалось на анализе одного из компонентов материального благосостояния населения – денежных доходов, которые можно считать вполне приемлемым показателем для измерения экономической стратификации населения.
Информационной базой исследования послужили материалы Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ). Исследование опирается также на данные второго этапа обследования – пятой, шестой, седьмой и восьмой волн (декабрь 1994г., октябрь 1995г., октябрь 1996г., ноябрь 1998г.), в ходе которых ежегодно опрашивались около 11 тысяч человек в 4 тысячах домохозяйств. Также использовались данные о текущих денежных доходах, полученных домохозяйством из всех источников в течение последних 30 дней, предшествующих моменту опроса.
Основным наблюдательным признаком является показатель текущего денежного дохода, приходящегося на одну потребительскую единицу в домохозяйстве. Для устранения различий между жителями различных регионов денежный доход был выражен не в рублях, а в количестве прожиточных минимумов, приходящихся на одну потребительскую единицу.
Распределения населения по экономическим стратам
Экономическая стратификация была построена на основе аналитической шкалы, группирующей население по уровню дохода. Была использована шкала имеющая 10 страт: 1) до 0,5 ПМ/ПЕ; 2) 0,5-1,0; 3) 1,0-1,5; 4) 1,5-2,5; 5) 2,5-3,5; 6) 3,5-4,5; 7)4,5-7,0; 8) 7,0-10,0; 9) 10,0-15,0; 10) более 15 ПМ/ПЕ. Полученные данные показали высокий удельный вес бедных и малодоходных страт (1, 2, 3), а также заметный сдвиг в сторону бедных и малодоходных страт населения после 1994 года; численность средних и верхних страт к концу наблюдаемого периода составляла менее половины от первоначального уровня. Таким образом, доминантным процессом изменения конфигурации экономической стратификации было массовое обеднение населения. Эту тенденцию отражает и динамика среднего по совокупности проминимумного дохода.
Контуры экономической стратификации
Экономическая стратификация представляет собой ступени на пути восхождения к богатству. Размещение населения на этих ступенях можно изобразить в виде плоской геометрической фигуры, контуры которой в каждый конкретный момент зависят от количества людей, находящихся на той или иной ступени этой лестницы. Перемещение людей по ступеням будет приводить к изменению формы этой фигуры.
Характер изменений в соотношении численности экономических страт показывает, что трансформация экономической стратификации происходила в направлении, обратном заявленным целям либеральных экономических реформ, - таких как формирование широкого слоя новых собственников, расширение численности средних слоев, повышение доли богатых в составе населения.
Наиболее существенные изменения «фигуры» экономической стратификации произошли в 1994-1996 гг. В этот период происходят серьезные социально-экономические катаклизмы в жизни общества. Начиная с 1995 г., экономическая стратификация приобрела черты устойчивости, неизменности. В этом можно видеть и положительную сторону, так как с этого момента не наблюдалось деформации «фигуры» в худшую сторону. В то же время это говорит о консервации последствий негативных изменений, произошедших в 90-е годы.
Дифференциация между экономическими стратами и экономические слои страты
Средняя величина доходов полюсных групп – самых бедных (1) и самых богатых (10) – в исследуемом периоде различалась более чем в 80 раз. В общей сложности, одному проценту самых обеспеченных принадлежит более 12% всех получаемых доходов, что свидетельствует о высокой концентрации денежных ресурсов и о высоком уровне социально-экономического неравенства в российском обществе. Количественный состав экономических слоев и его изменение в период наблюдения приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Распределение населения по экономическим слоям (%)
Экономические слои | 1994 | 1995 | 1996 | 1998 |
Низший слой (1, 2, 3) | 43,9 | 65,0 | 64,6 | 67,5 |
Нижний средний (4, 5) | 40,2 | 28,2 | 27,4 | 26,4 |
Верхний средний (6, 7, 8) | 13,7 | 5,8 | 7,2 | 5,4 |
Высший слой (9, 10) | 2,1 | 0,9 | 0,8 | 0,7 |
Потребительское поведение и экономические слои
Покупка дорогостоящих потребительских благ, особенно таких как квартира, дом, автомашина, осуществляется за счет средств, аккумулируемых в течение того или иного периода времени, как правило, в режиме большей или меньшей жесткости сокращения расходов на удовлетворение других потребностей. Высоким «покупательным» потенциалом обладают верхний средний и высший слои. В результате августовского кризиса 1998г. этот показатель уменьшился вдвое.
Социальные профили экономических слоев
Важной стороной экономической стратификации является ее соотношение с социальной. Результаты исследования показали важную роль нескольких факторов, определяющих размещение социальных групп на различных уровнях экономической иерархии. К их числу можно отнести место проживания (город-село), уровень образования, профиль базового образования, форму собственности предприятий, на которых работает население. Жители города и села, высокообразованные и с минимальным уровнем образования, специалисты высшей квалификации и неквалифицированные рабочие, представители самых разных профессиональных групп входят в состав всех экономических слоев. Поэтому речь может идти лишь об определенных смещениях численности этих социальных групп в составе того или иного слоя, а также об устойчивости их пребывания в каком-либо слое в период наблюдения. Рассматриваемые социальные профили страт сформированы на основе результатов факторного анализа и соотношения рисков (шансов) для разных социально-профессиональных групп входить в состав того или иного слоя.
Устойчивую часть низшего слоя образуют жители села, а также наименее образованная часть населения. Неизменное профессиональное ядро – разнорабочие в торговле и обслуживании. В связи со снижением жизненного уровня к концу периода наблюдения слой пополнился новыми социальными группами. В 1998г. в низший слой попали 70,9% работников сферы здравоохранения со средним специальным образованием или без специального образования; 56,5% преподавателей высшей и средней школы; 52,2% работников науки и научного обслуживания.
Типичные представители нижнего среднего слоя на протяжении всего периода наблюдения – работники сферы здравоохранения, работники торговли и общественного питания, рабочие точного ручного труда. К 1998г. сюда переместились агенты по торговле, финансам, купле-продаже, снабжению, администраторы, мелкие государственные чиновники и др.
Прочное место в верхнем среднем слое занимают работники с высшим образованием в области точных и прикладных наук, специалисты в сфере права, экономики и культуры, преподаватели высшей и средней школы. Но наиболее высокие шансы занять место в этом слое у крупных чиновников и законодателей, генеральных директоров и управляющих, представляющих как государственный, так и частный сектор экономики.
Малочисленность и нестабильность состава высшего слоя не позволяет уловить его социальный профиль на статистически значимом уровне. Получатели самых высоких доходов рассеяны по всему спектру служебных положений, сфер занятости, профессиональных групп.
Мобильность населения по доходам
Мобильность населения по уровню доходов – это процесс перемещения их получателей на шкале распределения по доходам. Характерной особенностью исследований мобильности по доходам является наблюдение за одними и теми же объектами, позволяющее отслеживать изменения их положения в экономическом пространстве в различные моменты времени. Исследование мобильности дает возможность определить, остались наблюдаемые объекты в исходном классе или переместились в другой; сколько было тех, кто перешел в другой класс, и сколько тех, кто остался в исходном доходном классе.
В самом общем виде результаты измерения мобильности показывают, что к 1996 году 71% населения имело доходы меньшего размера, чем в 1994г. При этом среди 35% осуществивших нисходящую мобильность по доходам, их величина сократилась, по меньшей мере, наполовину. После 1996 года масштабы нисходящей мобильности уменьшились, и к 1998 г. в наблюдаемой совокупности насчитывалось примерно 50% тех, чьи доходы были меньше, чем в 1996 г. Одновременно увеличилась доля населения, чьи доходы выросли довольно существенно – более чем в два раза.
Общей чертой воспроизводства экономических слоев на протяжении всего периода наблюдения является уменьшение численности их постоянного состава по мере перехода от низшего слоя к высшему. Если низший слой сохранял в этот период времени примерно 80% своего состава, то нижний средний – только 40%, верхний средний – всего 20%, а высший слой к 1998 году полностью обновил свой состав.