Дипломная работа: Методика обучения технике выполнения броска через спину в борьбе дзюдо

Российская государственная академия физической культуры

Кафедра теории и методики спортивной борьбы и восточных единоборств

Выпускная квалификационная работа

М е тодика обучения техники выполнения броска через спину в борьбе дзюдо

Москва 2010 год


Содержан и е

Введение

1. Литературный обзор

2. Цель, задачи и методы исследования

2.1 Цель и задачи

2.2 Методы исследования

3. Методика обучения

Список литературы


Введение

Дзюдо с остоит из бро с ков, борьбы лежа и каты - демонстрации приемов. В реализации этих функций дзюдо участвуют все органы и все части тела. При рационал ь ных тренировках ф ункциональная деятельность человеческого организма сохраняется на необходимом уровне, что укрепляет здоровье и с оздает условия для плодотворной работы. Укрепление здоровья через тренировки - одна из важных задач дзюдо.

Термин " тренировка", как и многие другие, неоднозначен. Этим словом чаще всего обозначают проце с с у п ражнения или приучения. То есть в данном случае спортивную тренировку можно определить как процесс физического воспитания, специализированный применител ь но к спортивной деятельности. (8, стр. 6).

Тренировка борца - это с пециализированный процесс всестороннего физиче с кого развития, направленный на до с тижение высоких спортивных резул ь татов. Средствами в тренировке борца служат общеразвивающие и специальные упражнения, у п ражнения непо с ред с твенно в схватке, а также услов и я, в которых тренируются спортсмены (отдых между упражнениями; мероприятия, способствующие во с становлению - активный отдых, массаж) . Характер применяемых средств тренировки, их направленность, а также содержание и результат тренировки зави с ят от методов их и с пользования. Особенность тренировочной нагр уз ки в борьбе состоит в ее всестороннем воздействии на организм с портсмена.

Современный п оединок характеризуется действиями борцов, - которые отстаивают противоположные с портивные интересы, применяя разнообразные приемы техники и тактики. Многообразие возника ю щих в ходе схватки ситуаций, предъявляет высокие требования к общей и специальной подготовленности борца. Любая встреча на ковре может закончит ь ся за считанные секунды или продолжаться всю схватку. Борец проводит поединки со спорт с менами разной физической и технической подготовки.

Характерной чертой современной борьбы являет с я сокращение времени соревновательной схватки и повышение требовател ь ности судей и э ф фективности действий борцов. Вследствие этого значительно увеличилась длительность учебных и тренировочных занятий по борьбе (20).

Подготовка хорошего мастера по борьбе - это длител ь ный творческий процесс, предусматривающий привлечение юношей к занятиям борьбы в раннем во з расте, обеспечение всестороннего их развития и спортивного долголетия.

"В борьбе, на о с нове структуризации конфликта поединка в спортивных единоборствах В.Л. Дементьев и 0. Б. Малков выделяют объем достаточной и необходимой техники. Объем достаточной техники подразумевает минимальную совокупность технических действий, обеспечивающих борцу решение тактических задач, возникающих в поединке. Этот объем аналогичен элементарному набору технико-тактиче с ких действий, так как позволяет ве с ти единобор с тво с соперником, но еще не являет с я необходимым объемом д л я достижения спортивного мастерства. Объем необходимой техники представляет собой совокупность технических действий, которые спортсмен может у с воить с учетом и его индивидуальных о с обенностей". (14, стр.6).

Основные элементы дзюдо являются составными частями сложных координированных движений уча с тника единоборства, реагирующего, исходя из своих индивидуальных о с обенностей, на перемещения, захваты, повороты и т.д. противника. Формируется самобытная, присущая только данной ме с тности техника исполнения при емов (4, стр. 14).

На международных турнирах по дзюдо побеждают спортсмены, с пособные атаковать противника комбинациями техниче с ких действий, а не отдельными приемами.

Высокие требования предъявляют с я к качеству выполняемых бросков и способности полноценно атаковать на протяжении каждой схватки до по с ледней секунды. Все это требует поиска новых, более рациональных путей подготовки спортсменов к соревнованиям (1, стр.69). Исходя из всего этого определяют с я этапы подготовки, которым соответствует возраст, стаж занятий, уровень с портивной подготовки. Здесь проводится общая и специальная подготовка к изучению техники дзюдо. Проходит отбор для дальнейшей специализации, а также ряд других мероприятий, соответству ю щих целям и задачам данного периода. В зависимо с ти от условий для занятий и методики в обучении этот этап может начинаться и в более раннем возрасте.

12-15 лет - этап начал ь ного изучения техники дзюдо. В это время изучается кла с сическая техника дзюдо, которая может преподаваться в виде поясов.

15-17 лет - этап углубленного изучения техники дзюдо, ее с овершенствования, когда идет изучение неклассической техники закладывается база технической подготовки и т.д.

17-20 лет - этап спортивного совершенствования индивидуального мастер с тва с широким п рименением тактики, закладывается база соревновательной подготовки. Хорошо подготовленный спортсмен в этом возрасте может показать вы с окие результаты.

Объем нагрузки на этом этапе достигает своих максимальных ве личин.

20 - 22 года - этап наибольшей готовности (рекордный) . Если по всем этапа м подготовка велась без срывов, то спортсмен в этом возрасте должен показывать наивысшие результаты и выполнить норматив мастера спорта международного клас с а (10, стр. 14-15).


1. Литературный обзор

Тренировка дзюдо (рэнсю) подразделяется на три вида: разучивание, учебные с хватки и вольные с хватки. Разучивание соответствует отработке о с новных элементов каждого приема, как правила без проведения бросков (учикоми), вольные с хватки отработке приемов в с хватке с разными партнерами (рандори). Промежуточной формой тренировки являет с я учебная схватка, основная задача которой - закрепление приемов в запрограммированной с итуации по указанию тренера. Наиболее рациональной представляется с хема: разучивание - учебные схватки - вольные схватки. (2, стр.14).

В теории и практике физиче с кого воспитания и спорта, как известно, под двигательным навыком понимается такое владение техникой, при котором управление движением про и сходит автоматизирован ие; а действия отличаются высокой стабильностью и надежностью. (6)

Формирование навыка неразрывно связано с обучением, а обучение в проце с се физического воспитания обеспечивает одну из его главных сторон - физическое образование. Центральное место в этом процессе занимает обучение движениям, которые применительно к физическому воспитанию рассматривается как системное владение человеком рациональных способов управления об оими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и с в язанных с ними знаниями (8).

Исходя из определений данных понятий, м о жно сказать, что при формировании двигательного навыка в проце с се обучения основное внимание нужно уделят ь организации способов управления двигательными действи я ми или, другими словами, со с тавлению и реализации программы выполнения изучаемого действия. Для этого необходимо изучение мнения специалистов по вопросам обучения как двигател ь ным, так и умственным путем (2).

Следуя теории П.Я. Гальперина можно выделить следующие этапы в процессе формирования умственных дей с твий, которые были выделены автором в результате анализа процесса и условий перехода внешних, материализованных действий во внутренн е й интелектуальный план.

При формировании умственного действия выделяются следующие пять этапов:

1 этап - этап предварительного представления о действии. На данном эта п е ставится цель, разъясняется или в ы деляется схема ориентировочной основы действи я .

2 этап - формирование действия в материальной или материализованной форме. На этом этапе обучающийся начинает непо с редственное выполнение действия: опорой на так или иначе сложившуюся О.О.Д.

3 этап - формирование дей с тв и я в громкой социализованной речи. На данном этапе действие осваивается в плане слышимой речи без опоры на материально-материализованные средства.

4 этап - формирование дей с твия во внешней речи про себя. На этом этапе прои с ходит перевод действ и я в умственный план. Изменяется функция речи, т.е. речь начинает сокращат ь ся, не проговариваться то, что хорошо известно обучающемуся.

5 этап - этап, на котором внутренняя реч ь переходит в "чистую" мысль. Умственное действие, выполняемое в форме внутренней речи мак с имально сокращено и автоматизировано, т.е. ра с познание сменяется узнаванием . (2)

При формировании двигател ь ных действий, в которых умственные действия о с уществляют управляющу ю функцию, также закономерно поэтапное свертывание О.О.Д. Как отмечал П.Я. Гальперин: "Изучение физических действий показало, что они превращаются в двигател ь ные навыки, когда их ориентировочная часть, пройдя поэтапную обработку, претерпевает значительное сокращение. Эту поэтапную обработку ориентировочная ча с ть может проходить или как перцептивное действие, и в этом случае речевая обработка необязательна". (3, стр. 15).

Таким образом в отличии от умственных дей с твий, при формировании которых с вертывается как ориентировочная ча с т ь , так и само действие, при формировании двигательного дей с твия свертыванию подвергается только ориентировка, а не с амо. действие. (4).

В спортивном поединке двумя противоборствующими сторонами являются с портсмены, дей с твие и взаимоотношения которых направлены на "и с ключение" противника из дальнейшей борьбы. Взаимодей с твие между спортсменами характеризуются не только бол ь шим числом Т. Т.Д., но и их неоднородно с тью для достижения результата единобор с тва. Это определяет качественные изменения в развитии поединка, т.е. узловые моменты взаимодействия противоборству ю щих сторон - единоборцев:

1) Начало взаимодействия;

2) Переход к активному взаимодействию одной или обеих сторон;

3) Переход к исключению одной из сторон;

4) Результат исключения одной из с торон.

Условность спортивного поединка в отличие от реального боя регламентируется правилами соревнования, что позволяет рас сматривать результаты и с ключения борцами друг друга как определенные простран с твенные положения, а качественные изменения в проце сс е взаимодействия рассматривать как промежуточные результаты в виде узловых ситуаций (положений) . Переход спортсмена из одного положения в другое осуществляет с я посредством Т.Т.Д. (15).

В основе методики обучения лежат многочисленные теории и концепции, развивающиеся и совершенствующиеся на протяжении длительного времени как самими теоретиками, так и практиками. Обучение через подражание - первая исходная система обучения, эмпирический опыт был ее основой. Механизм научения в этой системе оставался неизвестным. Подражание было тем успешнее, чем проще были изучаемые действия.

Если изучаемое дей с твие имеет сложную структуру, то его для о с воения с ледует разделить на операции, которые изучают в отдельности.

Традиционно-техническое действие дз ю до разделяют на фазы выведение из равновесия и сбрасывание. Именно эти фазы биомеханического анализа действия становятся объектами усвоения, которые затем соединяются в цело с тное действие. При таком разделении нарушается смысловая с труктура действия. Обучение ведется без учета у с ловий выполнения и разорвано с обучением действия в целом. Иногда в пра к тике тренеры, обучая учеников техническому действию, по-разному разделяют его на фазы. Например, выведение из равновесия, занимая позу д л я броска, а приложение сил сбрасывания выделяются в отдел ь ную фазу. Иногда занятие позы выделяется в отдельную фазу, а затем в отработке соединяется с прил о жением сил сбрасывания. Зачастую фазу сбрасывания разделяют еще на две, т.е. бросок не доводят до конца, а выполняют только подбив.

Всевозможное с тихийное разделение не всегда способствует быстрому у с воению целостного технического действия в движении, а тем более его выполнению в обоюдном сопротивлении.

Если выводить из равновесия и занимать позу для броска, формируется устойчивый навык остановки в позе д л я сбрасывания. Происходит прекращение действия сил на партнера. При соединении операций (фаз) в целостное действие навык остановки будет ошибкой. Тоже происходит, если при сбрасывании выполняется только подбив. Нарабатывается навык очень короткого приложения усилий, а при выполнении в с опротивлении проводящий прием после занятия позы зачастую встречает сопротивление партнера и наработанный навык короткого приложений у с илий не позволяет его преодолет ь . В итоге бросок не получает с я.

Иногда тренеры предлагают изучить дей с твие в целом, что затягивает его о с воение ввиду сложности. В практике обучения стихийное разделение технического действия на с только многогранно, что даже нет возможности их проанализировать. Правил ь но было бы разделить с ложное техническое действие дзюдо (прием) на с ледующие операции, ча с ти, детали:

I. операция. Подготовка к выведению из равновесия, Ча с тями этой операции будут: захват, передви ж ение, стойка, дистанция, с тепень и характер с о п ротивления, и с ходное положение, взаиморасположение, характер п одготовки.

Деталями частей будут: движение рук, ног, туловища, голов ы , дыхания.

Задачей этой операции являет с я создание оптимальных условий для эффективного решения двигательной задачи в целом.

2. операция. Выведения из равновесия. Эта операция делится на две части: поворот туловища и достижение контакта с про тивником, способ приложения сил для выведения из равновесия.

Задачей этой операции является приложение сил с целью выведения из равновесия в благоприятный момент динамиче с кой ситуации.

3. операция. Сбрасывание.

Частями этой операции будут- принятие позы для сбрасывания и с пособ приложения сил сбрасывания (подбив).

Задачи этой операции является осуществ л ение подбива и сбрасывание партнера в соответствии с требованиями правил для по с ледующей оценки дей с твия стоя (падение на живот, колени, четверен ь ки, по правилам дзюдо не оцениваются).

4. операция. Подготовка к о с уществлению контроля лежа.

Частями этой операции будут преодоление защиты соперника и осуществление фик с ации с оперника в определенной позе с помощью туловища.

Задачей этой операции являются - фиксация, до с тижение контакта и создание оптима л ьных условий для осуществления контроля лежа.

5. операция. Приложение сил контроля лежа.

Частями этой операции будут способы приложения с ил контроля лежа - удержание, болевой захват, удушающий захват.

Задачи - выполнить необходимый захват: целью осуществления контроля соперника в соответ с твии с правилами дзюдо для оценки дальнейших действий лежа (10).

При таком расчленении целостного дей с твия на операции не нарушает с я смысловая с труктура дей с твия. Обучение происходит от деталей к ча с тям, которые с обираются "блоками" и образуют операцию, которая в свою очередь является со с тавляющей техниче с кого действия в целом. Обучение должно осуществляться каждой части операции в деталях отдельно, чему должна предшествовать подготовка в виде подготовительных упражнений как общефизического, так и специального характера. Такой подход к обучению не искажает смысла действия в сознании обучаемого " . (10, с тр. 115).

Двигательная деятельность дзюдо с остоит из двигательных действий, различное с очетание которых образуют техниче с кие действия. В основе применения техниче с ких действий в соревнованиях лежат спо с обствующие применению действия (рис. 1).


Основная стойка в дзюдо отличается от строевой: ноги должны быть немного согнуты, тогда вес тела переносится на переднюю част ь стопы, а П.О.Ц.Т. ра с полагается точно в центре П.О. С огнутые ноги всегда находятся в "заряженном" состоянии для любого действия ими. При передвижени и на таких ногах центр тяжести, да и все точки тела, как бы плывут параллельно опоре, а не изменяет с вое положение по высоте. От положения ног зависит координация работы мышц верхнего и нижнего плечевого пояса.

Для выполнения различных действий стоя необходимо владеть различными способами поворотов. Поворач и ваяс ь к противнику боков, с пиной, грудью, выполняются броски. Главным требован и ем при выполнении поворота является сохранение основной стойки дзюдоиста.

Захваты включают в с ебя очень многое. Двигательные дей с твия в захватах бывают с амые разные. На п ример, освобождение от захватов, завоевание захвата, универсал ь ные и специал ь ные, защитные, атакующие, промежуточные, опережение в захватах и др. В с е эти действия в захватах с пособствуют применению техниче с ких действий в условиях обоюдного сопротивления. В борьбе дзюдо до суще с твует множество захватов (рис.2).

Рис. 2. Виды захватов

1 - Захват за рукав

2 - отворот

3 - пояс

4 - штанину

Классическим захватом с читает захват - отворот, рукав (отворот на уровне ключицы, а рукав чуть выше локтевого с устава ). Захват за одежду в дзюдо определяет возможность выведения из равновесия и его спо с об, что во многом определяет и с амо техническое действие. Захват за крайние точки осей плеч позволяет выводит ь из равновесия тремя способами и выполнять бро с ки во всех направлениях. Захват одной рукой рукава позволяет поворачиваться к атакуемому боком, с пиной, грудью. Но при кла с сиче с ком захвате в правую сторону, чтобы выполнить выведение и бросок в левую с торону необходимо поменять стойку и за х ват влево.

Комбинирование - примене н ие различны х дей с твий в о п ределенном сочетании . Комбинирование приемов основано на создании необходимой динамич е ской ситуации после неудавшего с я броска, для выполнения другого броска без каких-либо дополнительных подготовительных дей с твий. Раскачивание верхней части вызывает ответные усилия, противоположные по направлению с амопроизвольное изменение площади опоры (в ответ на выведение с оперник шагает для его восстановления) . Воздей с твие на нижнюю ча сть (ноги) приводит к изменению площади опоры (отшагивание) и самопроизвольное движение верхней части тела для восстановления равнове с ия. Зная эти закономерности, возможно построение различных комбинаций стоя.

Комбинация дв у х приемов образует простую комбинацию, а трех и более - сложную.

"Изменяя количе с тво элементарных движений в броске, мы проводим ко л ичественное преобразование. При этом качество и последовательно с ть выполнения элементарных движений не изменяются. При качественном преобразовании предполагается возможность замены захватов, положений, усилий, с амих элементарных действий на другие. В этом случае не будут изменять с я ни количество, ни последовательность выполнения элементарных движений". (12, стр. 6)

Броски через спину - один из самых распространенных приемов борьбы. Эти броски широко применяются в вольной борьбе, греко-римской, самбо, дзюдо и в других единоборствах. Они очень зрелищны.

Бросок через спину относится к броскам подворотом. Броски подворотом характе рен ы тем, что атакующий для проведения при ема поворачивается к противнику спиной или боком. С вое название броски через с пину получили потому, что противник во время исполнения приема перелетает через спину на п адающего и падает на ковер. Броски через спину можно выполнять преимущественно за с чет сильной тяги руками или за счет четкой работы ногами. Обычно бросок через с пину применяется борцами более низкого роста. Им удобнее подворачиваться, отпадает необходимость при с едать при подвороте к партнеру спиной. Существует несколько вариантов броска через спину: захватом рук ( ок рестным захватом ру к ; захватом одной руки снизу), с захватом руки и отворота, с одноименным захватом руки и отворота; с опусканием на колени, с падением. Один из распространенных вариантов - захват за рукав и отворот. Этот способ выполнения броска весьма популярен, его можно ча с то увидеть на соревнованиях или тренировках. При неудачной попытке бросок можно с делать с падением. Оба дзюдои с та находятся в правосторонней с тойке, захват за рукав и отворот, ди с танция с редняя, взаиморасположение - фронтальное. Выполняется при перемещении на и от атакуемого (УКЭ). При движении от УКЭ подготовка не выполняется. При движении на атакуемого атакующий толкает УКЭ назад. Получив ответную реакцию, атакующий (ТОРИ) начинает атаку , (ри с .3).

Рис. 3. Ра с положение стоп до броска.


Атакующий делает шаг правой к правой ноге атакуемого. Одновременно о этим рывком руками вверх-вправо переносит ЦТ атакуемого на правую ногу. Быстро поворачивая туловище влево, атакующий ставит с вою правую ногу перед правой ногой противника, а левую рядом о правой . (рис. 4,5)

Рис.4,5. Движение стоп в момент и после подворота

Во время подворота атак у ющий подтягивает противника по дуге к с ебе за спину, а затем сгибает правую руку и подводит ее локоть под правую подмышечную впадину соперника. Левой рукой атакующий делает с ильный рывок вперед-вверх, чтобы предплечье легло в правую подмышечную впадину. Завершив выполнение у к азанных движений, дзюдоист совершает с ильный рывок в направлении своего левого бедра. В момент тяги левой рукой, спина атакующего до л жна быть плотно прижата к груди и животу противника. Одновременно дзюдоист толчком бедер подбивает туловище с оперника снизу-вверх и, наклоняясь вперед сил ь но тянет его левой рукой вниз, к колену своей левой ноги. Противник перелетает через спину атакующего и падает на татами.

При выполнении броска, атакующий должен с тремиться к тому, чтобы падение атакуемого было наиболее эффективным. С ила тяжести с пособствует падению в двух с лучаях: когда атакуемый лишается опоры и когда проекция его центра тяжести выводится за границу площади опоры вперед, назад или в сторону. Бро с ок может быть о с уще с твлен с предварительным отрывом или без предварительного отрыва атакуемого от ковра. Для того, чтобы оторвать атакуемого от ковра, следует добить с я такого исходного положения атакующего и атакуемого, при котором проекция о. ц. т. обоих борцов будет находить с я в площади опоры атакующего. Поэтому атакующий должен прижат ьс я к противнику с воим туловищем.

Можно вывести проекцию ц. т. за границы его площади опоры и, препятствуя перемещению туловищем или тазом ног атакуе м ого в направлении, позволяющем восстановить равновесие, выполнив бросок. Подбив выполняется в направлении, противоположном падению противника и рывку руками. В результате создается пара сил, вызыва ю щая вращение противника в полете и его падение на спину.

При выполнении броска с па д ением с ледует действовать так, чтобы обеспечить выход проекции о.ц. т. вперед - в сторону, за границу общей площади опоры борцов". (II, стр. 137)

Быстрота выполнения бро с ка зависит от:

1. исходного положения борцов. Чем короче путь таза, тем меньше времени требуется на проведение подбива.

2. времени выполнения поворота.

Для уменьшения времени поворота с пиной к противнику нужно:

а) умен ь шить время перемещения ног для подхода;

б) уменьшит ь момент инерции тела.

3. силы подбива и рывка.

Сила подбива зависит от силы выпрямления ног и с окращения мышц живота. Для увеличения с илы подбива атакующий в исходном положении с гибает ноги и прогибается, растягивая мышцы-сгибатели туловища. Вынесение таза вперед позволяет развить бол ь шую с илу инерции, что также увеличивает силу подбива.

4. возможность сократить время на выполнение отдел ь ных элементов бро с ка. Рекомендуется все элементы броска выполнять слитно, одним движением, с насливанием элементов.

Чтобы отработать правил ь ное движение рук (а это основа приема), нужно во с произвести это движение в воздухе. Затем, привязав к чему-нибудь пояс от кимано, сделать несколько се рий подворотов. Для отработки силы тяги, можно использовать след у ющее упражнение:

1. упражнение с резиновым ж г утом: тяга руками, полуподворот, подворот .

2. за пояс соперника, за с пиной, завязывают поя с партнера (или резиновый жгут). Во время отработки броска партнера держат за пояс (или резиновый жгут).

3. соперник лежит на ковре. Взяв захват, постараться поднять его.

Амплитуда выполнения броска через спину зависит от с тепени поворота и подбива. Амплитуда поворота зависит от п ол ожения ног и захвата. Захват позволяет обеспечить большую и ли малую амплитуду поворота. Чем больше расстояние между руками при захвате, тем меньшую амплитуду можно развить при повороте. С ледовательно, для того, чтобы развить амплитуду поворота, следует в исходном положении перед поворотом уменьшить рас с тояние ме ж ду руками, выполняющими захват. М о жно также переместить захват на теле противника, что также позволяет увеличить его амплитуду.

Благоприятная ситуация для проведения бросков создается, когда атакуемый: стоит на прямых ногах, немного наклоняясь умеренно напирает, опираясь на плечи атаку ю щего: переводит вес тела на но с ки (стойка ноги уже плеч); идет на сближение вытягивая руки; переводит вес на ногу, которая может быть подбита тазом.

Маневрирование

При подготовке выполнения бро с ка атакующему следует располагаться так, чтобы удерживат ь атакуемого спиной к краю. Сопротивляясь этому, атакуемый будет способ с твовать выполнению бросков на ковре. Атакующий может находить с я и в другом по ложении, но в этом случае в с труктуру выполнения броска с ледует вно с ить также уточнение, при которых в момент подворота атакуемый окажется в пределах площади ковра.

Подготовку бро с ка атакующий может осуществлять определенными перемещениями. Если атакуемый напирает или препятствует передвижению атакующего своим сопротивлением, тот может выполнить бро с ок, отшагивая. Если атакуемый стоит на широко ра с ставленных ногах, атаку ю щий может выполнить бро с ок, зашагивая или заходя в подбиваемую сторону. Е с ли атакуемый стоит на узко поставленных ногах, атакующий может выполнить бросок, подшагивая к ногам противника.

Угроза

Атакующий мажет угрожат ь противнику проведением следующи х бро с ков:

1. Захватом ноги. Когда атакуемый защищается, от с тавляя ногу и уменьшая у с тойчиво с ть в на п равлении вперед, атакующий выполняет бро с ок через спину.

2. Задней подножкой. Атакуемый, защищаясь, напирает на атакуемого .

3. Передней подножкой. Атакуемый, защищаяс ь , поворачивается боком к атакующему и упирается тазом.

4. Подхватом изнутри. Атакуемый, защищаясь, перено с ит вес на неатакуемую ногу.

5. Подсечкой изнутри. Е с ли атакуемый, защищаясь, отставляет ногу назад, атакующий выполняет бросок через спину.

При неудачном проведении бро с ка через спину, можно перейти на следующие приемы: задел изнутри под одноименную ногу, заднюю подножку, переднюю подн о жку, боковую подножку, подхват.


2. Цел ь , задачи и методы исследования

Целью данной работы является:

- Выполнение основных вариантов броска "через спину" в бо рьбе дзюдо и методика его изучения".

Для выполнения этой цели поставлены с ледующие задачи:

1. Выявить место разновидно с тей и вариантов приема в спортивной практике.

2. Определить особенности выполнения приема.

3. Выявить разницу целостного и поэтапного метода изучения "броска через спину".

2.2 Методы исследования

Для решения этих задач с уществуют следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

4. Метод математиче с кой стати с тики.

В результате анализа научно-методиче с кой литературы был сделан вывод, что броски "через спину" являются одними из с амых распространенных приемов борьбы. Они широко применяют с я в вольной борьбе, греко-римской, самбо, дзюдо /1,5,6,10,11,19,20/ .

С уществует много разновидностей этого броска. Они выполняют с я с разными дахватами и разной а мп литудой. Броски через спину могут выполняться без падения, с падением, с колен.


3. Методика о бу чения

 

Способ выполнения

Как было сказано в главе 1 броск а ми через стену называются такие бро с ки, при которых дзюдои с т перекатывает через свою спину туловище противника.

Основные подходы к бро с кам через с пину следующие: поворот на одной ноге, перекатом с пятки на носок, поворот вокруг ноги, поворот на двух носках, поворот занесением стоящей с зади ноги. Также существует множество захватов, при которых осуществляется бросок через с пину.

Вариант - захват за рукав и отворот является клас с ическим вариантом. Этот спо с об броска весьма популярен. Но я хотел бы опи с ать бросок через спину с захватом руки локтевым сгибом.

I операция : Подготовка к выведению из равновесия.

Оба борца в положении правой стойки. Захват - левой рукой взять правый отворот, а правой рукой - левый; дистанция - средняя, взаимора с положение - фронтал ь ное. Выполняется при перемещении на и от УКЭ. При движении от УКЭ подготовка не выполняется. При движении на УКЭ ТОРИ толкает УКЭ назад.

II операция: Выведение из равновесия. Получив ответную реакцию УКЭ на подготовку, ТОРИ выводит его из равнове с ия вперед на носки обе их ног. Сбив противника на но с ки, повернуться на правой ноге влево кругом (перекатом с пятки на носок), захватывая при этом правым локтевым сгибом с низу плечевую часть правой руки противника, поближе к его подмышке, и вынести обе ягодицы наружу за правое бедро противника. При постановке левой ноги к правой след ует согнуть ноги в коленях, чтобы затем выпрям л яя их отор в ав соперника от ковра.

III операция: Сбрасывание.

Крепко прижимая захваченн у ю руку к своему правому плечу, резко наклониться вперед, подбивая одновременно бедра противника с воими ягодицами в направлении назад-вверх. Как только противник, перелетев через туловище нападающего, начнет падат ь вниз, с делать шаг левой ногой назад - влево и, потянув противника за правый рукав, бросить его на ковер всей спиной.

Для лучшей отработки приема, существует множество вспомогательных упражнений.

Уп ражнение 1 . Чтобы отработать правил ь ное движение рук это основа приема), воспроизвести это движение в воздухе. Затем, привязав к чему-нибудь пояс от кимоно, сделать нескол ь ко серий подворотов. Руками совершать круговое движение: с начала отталкивая партнера от себя, а затем взваливая его на свое плечо.

2. Взваливание мешка с песком.

3. Чтобы укрепить ноги и научиться отрывать партнера от ковра, нужно проделать такое упражнение: занять конечное положение, при броске через спину, попро с ив партнера стоять прямо, немного присев, потянуть ру к ами вперед и одновременно встать, выпрямив ноги.

4. Для лучшей отработки приседа, с начала отработать подход на сопернике своего роста или выше, а затем на более низком партнере.

5. Отдельно отработать момент подбива тазом в самом конце исполнения приема. Занять положение, при котором борцы окажутся на последней стадии броска через спину. Притягивая плечи соперника руками, подбить тазом его ноги в верхней части бедра и одновременно выпрямить свои ноги, то есть привстать. Партнер окажется в воздухе.

6. В этом броске нужно заводить плечи с оперника круговым движением своих рук. Для отработки этого действия нужно взять резиновый жгут (поя с ) и проимитировать момент заведения.

По средствам передвижения и поворотов дзюдоист занимает позу для приложения с ил сбрасывания. Для выполнения бросков через спину, проводящему прием, после выведения из равновесия необходимо принять позу круглого приседа. Характерной особенностью этой позы является то, что стопы разводятся чуть шире положения стоп о с новной стойки, ноги могут быт ь согнуты до прямого угла между голенью и бедром. В связи со сгибанием ног, не обходим небольшой наклон вперед корпуса для создания условий падения вперед и устойчивости назад при подбиве (желател ь но влиться в профил ь атакуемого).

Всякая поза и стойка обеспечивается необходимым мышечным тонусом и чувством ра с положения звеньев тела в про с тран с тве.

Для более б ыстрого их освоения на начальном этапе возможно использование всевозможных ограничителей подвижности в приседе наклоне, окружности спины и т.д . Ограничителями могут быть профильные тренажеры или помощ ь тренера, который помогает занимат ь нужную позу до приобретения занима ю щимся мышечного чувства требуемой позы. Если у борца слабо развиты мышцы ног, то он начинают опускать с я на колени. Поэтому нужно развивать сгибате ли и разгибатели ног. Для этого нужно и с пользоват ь следующие упражнения:

1. Приседание без веса.

2. Приседание со штангой или с партнером.

3. Полуприсед с весом.

4. Положив партнера на спину, с делать полуприсед.

Для того, чтобы убедиться в важно с ти изучения техническом дей с твию по операциям и большой роли вспомогател ь ных и подгото вительных упражнений, а также на реализуемо с ть данной методики изучени я броска через спину, был проведен педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился на базе секции дзюдо РГАФК. В эксперименте было за д ействовано две группы по 14 человек, тренером которых является Дмитриев P.M.

Обе группы по своему составу одинаковые и бро с ок через спину освоили на уровне двигательного умения.

Перед тем, как провести пед. эксперимент, было проведено пед. наблюдение. В ходе наблюдения оценивались следующие критерии выполнения бро с ка через с пину:

1 - движение рук

2 - работа ног

3 - подбив

4 - сбрасывание.

В результате пед. наблюдения были получены следующие данные.

Педагогический эксперимент проводился на базе секции дзюдо РГАФК. В эксперименте принимало участие две группы по 14 человек в каждой. Обе группы по своему составу одинаковые. Поэтому, перед тем, как начать проводить пед. эксперимент на реализуемость данной методики было проведено педагогическое наблюдение. В ходе наблюдения оценивалось умение проводить бросок через спину по следующим критериям:

1 - движение рук

2 - работа ног

3 - подбив

4 - сбрасывание

После пед. наблюдения мы получили следующие данные:

Группа 1

где n - номер участника эксперимента

1 - оцениваемый критерий

О - неоцениваемый критерий

Х - с редняя величина оцениваемых критериев

группа 1 группа 2
n 1 2 3 4 n 1 2 3 4
1 1 0 0 1 1 0 1 1 0
2 0 0 0 1 2 0 0 1 0
3 1 0 1 0 3 1 0 0 1
4 0 0 1 1 4 0 0 1 1
5 1 0 0 1 5 1 1 0 1
6 0 1 1 0 6 0 0 0 1
7 1 1 1 0 7 1 0 0 0
8 0 0 0 1 8 1 0 0 1
9 0 1 1 0 9 0 0 1 0
10 1 0 0 1 10 1 1 0 0
11 0 0 0 1 11 0 0 0 1
12 1 0 0 0 12 1 0 0 1
13 0 0 1 0 13 0 0 0 1
14 0 0 0 1 14 1 0 0 0
0,42 0,21 0,42 0,5 0,5 0,21 0,28 0,57
`Х = 0,387 `Х = 0,39
Nk x (x – `x)

(x – `x)2

Nk x (x – `x)

(x – `x)2

1

2

3

4

0,42

0,21

0,42

0,5

0,033

-0,177

0,033

0,113

0,001089

0,031329

0,001089

0,12768

1

2

3

4

0,5

0,21

0,28

0,57

0,11

-0,18

-0,11

0,18

0,0121

0,0324

0,0121

0,0324

å=0,046276 å=0,089

Для обработки результатов набл ю дения было использовано с равнение двух выборочных с редних ари ф метических (несвязанные выборки). При сравнении двух выборочных с редних ари ф метиче с ких обычно проверяет с я предположение, что и первая, и вторая выборки прина д лежат к одной генеральной совокупно с ти и, следовательно, не отличаются друг от друга. В этом случае нам должны быть следующие стати с тические характеристики: Х, Х, s1, s2 - с реднеквадратическое отклонение и объемы выборок n1, n2.

Итак, мы предположили, что наши группы равны, т.е. Но: (`Х1 = `Х2)


В случае равных объем выборки и неравных ди с персий, мы имеем формулу t расчетного .

Число с тепеней свободы n = 2 × n × 2 =26

Уровень значимо с ти a = 0,05. Для знаний a = 0,05 и n = 26 из таблицы распределения Стьюдента выбираем критическое значен ие t a,n = 2,09.

Так как t расч. < t a,n то Но: (`Х1 = `Х2) принимает с я с вероятност ь ю q = 1 - s = 1 - 0,05 = 0,95, т.е., как и предполагалось, группы не отличаются статистиче с ки су щественно по изучаемому показателю. Наблюдаемые различия можно рассматривать как случайные.

После этого, мы провели педагогический эксперимент.

Группа 1 занимала с ь по методике целостного изучения броска и без подготовительных и в с помогательных упражнений.

Группа 2 изучала бросок через спину по операциям (описание смотреть выше).

При изучении в с ех операций технического действия, особое внимание было уделено выполнению в передвижении. На протяжении в с его обучения большая роль отводилась подготовительным действиям как общефизического, так и с пециального характера (описание смотреть в начале главы III).

Спустя 4 недели, мы вновь с равнили наши группы.

Были получены следу ю щие резул ь таты:

группа 1 группа 2
n 1 2 3 4 n 1 2 3 4
1 1 0 0 1 1 1 1 1 1
2 1 0 0 1 2 1 0 1 1
3 1 1 1 0 3 1 1 1 1
4 1 0 0 1 4 0 0 1 1
5 1 1 0 1 5 1 0 1 1
6 0 1 1 0 6 1 1 1 0
7 1 0 0 1 7 0 1 0 1
8 1 0 0 1 8 1 1 1 1
9 1 0 1 1 9 1 0 1 1
10 0 1 0 1 10 1 1 1 1
11 1 1 0 1 11 1 1 0 1
12 1 0 0 1 12 0 1 0 1
13 1 0 0 0 13 1 1 1 1
14 1 0 0 1 14 0 1 0 1
0,85 0,35 0,28 0,71 0,71 0,71 0,71 0,93
Х = 0,54 `Х = 0,76
Nk x (x – `x)

(x – `x)2

Nk x (x – `x)

(x – `x)2

1

2

3

4

0,85

0,35

0,28

0,71

0,31

-0,19

-0,26

0,17

0,0961

0,0361

0,0676

0,0289

1

2

3

4

0,71

0,71

0,71

0,93

-0,05

-0,05

-0,05

0,17

0,0025

0,0025

0,0025

0,0289

å=0,2285 å=0,0364

Но: (`Х1 = `Х2)


Гипотеза (`Х1 = `Х2) отклоняется с вероятностью q = 1 - s = 1 - 0,05 = 0,95.

Отсюда следует вывод:

После того, как б ыл проведен педагогический эксперимент, мы видим, что:

1. Данная методика пригодна для изучения броска через спин у

2. Группа, которая изучала бросок через с пину по операциям, добилась больших успехов в изучении приема. Значит, метод изучения броска через спину по операциям лучше, чем целостный метод.

3. Связь физиче с кой подготовки со спо с обностью усваиват ь технику очевидна.


Список литературы

1 . Ал е хин Л.Ю. Д з юдо . П рактическо е пособие в рисунках . -I NC O.-M.1990 r ..72c.

2. Га льпер ин II.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий : автореф. дис… докт. психологических наук – М., 1965 - 120 с.

3. Гальперин П. Я . П с и хология мышле н ия и учение о поэтапном формирован и и ум с твенных действий. - В сб. : И сследование мышления в советской психологии . - М . , 1966, - с 236-237.

4. Дахновицкий В.С. , Рукавицын Б.Н. Обуче н ие и тренировка дзюдоистов. -Минск . Палыня 19 89, -192 с.

5. Иван Т., Кавамура Т., Канэко С. Дзюдо, перевод с японского. – изд. 2-е. –М.: "Физкультура и с п орт", 19 80, -117 с.

6. Коблев Я.К . , Рубанов Н.Н. , Невзоров В.М. Борьба дзюдо. -М.: "Физкультура и с п орт". 1 987, -160 с.

7. Коблев Я.К. Подготовка дзюдоистов. -Краснодарское книжное издательство, 1990, -446 с.

8 . Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки . - М.: "Фи з культура и спорт ", 1977 , - 271 с.

9. Оптимизация базовой технической и техн и ко-тактической подготовки дзюдоистов: / Учебно-методическая разработка для студен тов института физкультуры. –Краснодар.: "Краснодарски й институт физкультуры", 1985 , -112 с.

10. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. / Учебно- методическое пособие для тренеров и с п ортсменов. -Пермь: "Урал –Пресс ЛТД", 1993 , -303 с.

11. Рудман Д.Д. Самбо . - М.: "Физкультура и спорт", 1979, -30 3 с .

12. Свищев И.Д. П pеобразование бросков в дзюдо. / Методическ ие рекомендац и и для сл уш ателей Высшей школы тренеро в академии . -М.: "РГАФК", 1993, -20 с.

13. Сил и н В.И. Дзюдо . Сокращенны й перевод с японского . -М.: "Физкультура и с п орт", 19 77, - 1 03 с.

14. Туманян Г.С., Дементьев В.Л., Ольшевский З. Ба з овая техника дзюдо : /Метод и ческие ра з работки для слушател е й ВШТ, Ф.П.К. и студентов . -М.: ГЦОЛИФК, 1991, -5 6 с.

15. Туманян Г.С., Дементьев В.Л. Поэтапное освоение технико-тактических действий в спортивной борьбе: /Методические разработки для слушателей ВШТ, Ф.П.К. и студентов . -М.: ГЦОЛИФК, 1990, -40 с.

1 6 . Туманян Г.С. Спо ртивная борьба: / Учебное п особие для техн и ку мов и институтов физической культуры. –М.: "Физкультура и спорт", 1985 .

17. Теор и я и методика физического воспитания : / У чебник для институтов физической культуры, т. 1; - под общей редак ц ией Матвеева Л.П. и Новикова А.Д. -М.: "Физкультура и спорт", 1976, -304 с.

18 . Теория и методика физического воспитания: /Учебник для институтов физической культуры, т. 2; - под общей редакцией Матвеева Л.П. и Новикова А.Д. -М.: "Физкультура и спорт", 1976, -307 с.

19. Чумаков Е.Н. Сто уроков борьбы самбо . -М.: "Физкультура и спорт", 1988, - 257 с.

20. Харлампиев А. Борьба самбо. - М. : "Физкультура и с порт", 1964, -388 с.

21. Спортивная борьба: /Учебник для институтов физической культуры – под редакцией Купцова А.П. –М.: "Физкультура и спорт", 1978, -422 с.

22. Спортивная метрология: /Учебник для институтов физической культуры – под редакцией Зациорского В.М. –М.: "Физкультура и спорт", 1962, -256 с.

Самбо - вид спортивного единоборства
Введение Самбо - вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Боевое самбо помимо приемов борьбы включает ударную технику ...
Броски делятся на: броски с участием ног - подножки, зацепы, подсечки, подбивы; броски с участием корпуса - через тазовый пояс, через спину, через плечевой пояс, через грудь ...
В нее входят: заваливания (перевод противника из положения стоя на колене или коленях в положение лежа на спине), перевороты, удержания, болевые приемы на суставы рук и ног ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: курсовая работа
Баскетбол_2
Доктор Джеймс Найсмит Доктор Джеймс Найсмит известен во всем мире, как изобретатель баскетбола. Он родился в 1861 году в Рэмсэй (Ramsay) городке, близ ...
В случае броска в прыжке, процесс броска продолжается до тех пор, пока не завершится попытка броска, (т.е. пока мяч не покинет руку (-и) бросающего) и обе ноги Игрока не коснутся ...
Поворот происходит, когда Игрок держит живой мяч на площадке и шагает один или несколько раз в любом направлении одной и той же ногой, в то время, как другая нога, называемая ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат
Эффективность бросков в движении у баскетболистов разного амплуа
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА ФАКУЛЬТЕТ СПОРТА Кафедра теории и методики спортивных игр Специализация ...
При выполнении броска из - под корзины, атакующий игрок осуществляет толчок разноименной с бьющей рукой ногой и выпрыгивает вверх, а не вперед.
Получи мяч на краю и быстро пройди к корзине с ведением, используя поворот назад для броска снизу или для быстрой остановки шагом и броском с отклонением или в прыжке с расстояния ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: дипломная работа
Физическая подготовка борца
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ...
... литературы, анкетного опроса, педагогических наблюдений позволил определить, что 75-80 % приемом в соревнованиях по вольной борьбе составляют переводы, сбивания и броски различными ...
В схватке с борцом атакующего стиля можно воспользоваться контратакующими действиями, требующими высокого уровня развития скоростных и координационных качеств [27].
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: дипломная работа
Культура Японии: Путь самурая
Генеральному директору ОАО "Хлебопек" Макаренкову Ю.А. от программистов Алехновича С.Б., Дорошева П.М. Необходимые меры по реорганизации действующих ...
Техника борьбы, рассчитанной на столкновение противников без оружия или с минимальным количеством подручного оружия, была довольно примитивна и включала небольшой комплекс захватов ...
Арсенал приёмов ёрои-кумиути объединял броски через спину, через грудь, через голову в падении, в которых боец стремился использовать вес собственного тела и тяжесть доспеха, чтобы ...
Раздел: Рефераты по культурологии
Тип: реферат