Курсовая работа: Влияние советской идеологии на жанрово-тематическое своеобразие детской периодики 1951-1958 годов

Содержание

Введение

Глава 1. Описание системы жанров и тематики публикаций в журнале "Пионер" 1951-1953 и 1956-1958 годов

Глава 2. Сравнительная характеристика соотношения жанров и тем публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов

Заключен е

Литература

Приложения


Введение

В данной работе была предпринята попытка рассмотреть детские периодические издания 50-х годов с точки зрения отражения на их страницах идеологии того времени. В качестве материала для исследования был выбран журнал "Пионер" - официальный печатный орган всесоюзной пионерской организации в СССР.

Исследование этого вопроса вполне отвечает интересам современной науки, так как многие исследователи отмечают, что "сегодня важным и актуальным направлением научных исследований является изучение роли прессы в формировании массовых представлений людей и создании общественного мнения, а также инструментария прессы и телевидения…" [7, с.21].

Средства массовой информации (и печатные СМИ в частности) являются основным инструментом распространения информации, воздействующей на общественное сознание.

Не случайно журналистику называют "четвертой властью", так как именно СМИ формируют общественное мнение, осуществляя информирование аудитории, освещая те или иные события, и идеологическое воздействие.

Многие исследователи эти качества журналистики определяют так: "В духовном отношении информация СМИ характеризуется идеологической заостренностью, пропагандистским характером и "акцентированной актуальностью". Особенно важно бывает добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политические или иные ценности. Этим пресса отличается от таких институтов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности" [15, с.14].

На страницах печатных СМИ в полной мере отражаются идеология и общественные устои тех или иных периодов жизни страны. В этой связи средства массовой информации можно с полным правом назвать зеркалом общества. Как справедливо замечает профессор А.И. Акопов, "... журналистика отражает общественную жизнь во всех ее проявлениях, а тип, вид издания (равно как и телевизионной или радиопередачи) есть форма такого отражения" [1, с.6].

Поэтому периодические издания дают прекрасную возможность для изучения социальной жизни общества, господствующих идеологических установок и общепринятых моральных ценностей. Здесь мы полностью разделяем точку зрения С.А. Обухова, который в частности писал: "Отражение в публицистических формах понимания тех или иных явлений и проблем становится весьма наглядными и интересными для изучения" [12, с.76].

Особо показательны, на наш взгляд, в этой связи периодические издания советского времени, так как они в полной мере несут на себе отпечаток идеологии того периода. Ведь советская пропаганда уделяла особое внимание именно печатному слову. "Сегодня слово на боевом посту". - Утверждали авторы учебников по мастерству пропагандиста. - "Оно мобилизует советских людей на создание в нашей стране материально-технической базы коммунизма, борется за прочный мир и разоружение, воспитывает человека коммунистической морали, воодушевляет советскую молодежь на новые трудовые свершения" [4, с.12].

В полной мере такое понимание задачи журналистики можно отнести и к детским периодическим изданиям советского периода. К тому же общеизвестно, что в изданиях для детей внимание к публикуемым материалам становилось особенно пристальным, так как журналы и газеты для подрастающего поколения были, прежде всего "воспитывающие".

В Советском Союзе, в отличие от сегодняшнего времени, выбор детских и молодёжных журналов был невелик. Самым маленьким предназначались "Мурзилка" и "Веселые картинки", пионерам и школьника - "Костёр" и "Пионер", основными журналами для молодежи были "Смена" и "Юность". Содержание этих журналов определялось и контролировалось их издателями - Центральным советом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина и Центральным комитетом ВЛКСМ. Все эти журналы - продукты советской власти, основная дата их появления - 1924 или 1936 год.

Официальное издательское определение журнала "Пионер" такое - ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина для пионеров и школьников. Журнал был основан в 1924 году, и задумывался как "боевой орган" детской коммунистической организации". Даже название для него, по редакционным преданиям, придумала Надежда Константиновна Крупская. С 1924 года и по нынешнее время издавался и издается в Москве.

В данной работе мы обратились к детским периодическим изданиям советского времени, в частности к журналу "Пионер".

Цель нашего исследования - выявить характер влияния советской идеологии на жанрово-тематическое своеобразие детской периодики 1951 - 1958 годов, на примере журнала "Пионер".

Нами была выдвинута гипотеза, что жанровая система и тематика публикаций в журнале "Пионер" как "боевом органе" детской коммунистической организации", отвечали задачам прямого влияния советской идеологии, но характер и степень этого влияния изменялись в зависимости от политического курса.

Мы ставили перед собой задачи:

Изучить содержание журналов за 1951, 1953, 1956 и 1958 годы.

Выявить тематику и жанровое своеобразие публикаций в журнале изучаемого периода.

Определить способы воздействия на читательскую аудиторию на страницах журнала.

Проанализировать характер идеологического воздействия с точки зрения жанрово-тематического своеобразия публикаций.

Сопоставить характер и степень идеологического влияния в периоды 1951 - 1953, 1956 - 1958 годов.

Объектом исследования был выбрано содержание журнала "Пионер", так как это издание было одним из самых популярных в то время, что даёт возможность предположить, что воздействие на детскую аудиторию было целенаправленным и сильным.

Предметом исследования стало идеологическое влияние на страницах детской периодики, отраженное в выборе тем публикаций и системе используемых жанров.

Основными методами исследования были выбраны наблюдения и контент-анализ (качественный и количественный анализ). В выборе метода контент-анализа в качестве ведущего метода исследования мы опирались на мнение С.А. Обухова, который утверждал, что "объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио - и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений" [12, с.77].

Материалы исследования. Нами были изучены номера журнала "Пионер" за 1951 год (№№ 1-12), за 1953-й (№№ 1-6), за 1956-й (№№ 1-12), и за 1958 (№№ 1-6). В общей сложности было исследовано 36 номеров. Выбор журналов был ограничен возможностями Детской библиотеки им. И.А. Крылова, так как в наличие имелись не все подшивки журнала "Пионер" за 50-е годы.

Именно эти периоды были выбраны в качестве исследования не случайно, так как предоставляется интересным сравнить содержание номеров за период правления И.В. Сталина (1951-1953 гг.) и Н.С. Хрущёва (1956-1958 гг.). Поскольку в эти годы происходит очевидная смена политического режима и некоторое обновление идеологии, что не могло не отразиться на страницах СМИ.

Структура работы. В первой главе журнал "Пионер" рассматривается как "боевой орган" детской коммунистической организации". Дается характеристика журнала "Пионер" в свете идеологического курса страны периода 50-х годов ХХ века.

Во второй главе описывается жанровое своеобразие и тематика публикаций на страницах журнала "Пионер" в 1951, 1953, 1956, 1958 годов. Приводятся результаты контент-анализа и обобщаются полученные данные. Рассматриваются наиболее характерные способы идеологического влияния средствами публицистики и беллетристики, отраженные на страницах журнала.

В заключении делаются выводы о характере и степени идеологического влияния в периоды 1951 - 1953, 1956 - 1958 годов.

Приводится список использованной литературы. В работе имеются Приложения.


Глава 1. Описание системы жанров и тематики публикаций в журнале "Пионер" 1951-1953 и 1956-1958 годов

По словам редакции, опубликованным на сайте журнала, "Пионер" честно, изо всех сил делал свое дело, - как он понимал его сам и как учили старшие товарищи. Его страницы запечатлели время таким, каким оно было".

В издании журнала использовались определенные жанры публицистики и беллетристики, доступные детскому восприятию. Ведь как утверждает З.С. Смелкова, "пониманию, доходчивости, легкости усвоения способствует система жанров как устоявшихся риторических моделей текстов в сфере журналистики" [15, с.12].

На первой странице журнала публиковались обращения от официальных лиц с пожеланием успехов в учёбе и труде юным читателям. Печатались статьи и заметки о важных на то время событиях. Например, в номере № 2 за 1951 год, одним из важных событий стал юбилей Климента Ворошилова: "4 февраля исполнилось 70 лет Клименту Ефремовичу Ворошилову, верному соратнику Ленина и Сталина... Всю свою жизнь с юных лет Климент Ефремович посвятил борьбе за освобождение трудящихся от ига капитализма, за победу Великой Октябрьской социалистической революции, за оборону и укрепление государства, за построение социализма в нашей стране". А в сентябрьском номере за 1951 год публикуется обращение тогдашнего министра просвещения РСФСР И.А. Капрова, приуроченное к 1-му сентября.

В связи с "Холодной войной", объявленной Советскому Союзу, начинается активное обличение капиталистического режима США. Чтобы вызвать соответствующее настроение не только у взрослой аудитории, но и у школьников, в журнале появляется рубрика "Рассказы о борцах за мир". Здесь публикуются рассказы и очерки с описанием жизни различных коммунистов зарубежных стран, борцов за свободу и ярких противников империалистического строя - поэта Пабло Неруда, французского учёного Фредерика Жолио-Кюри, корейской коммунистке Пак Ден Ая, всемирно известного детского писателя Джанни Родари.

Вот характерный отрывок из рассказа Д. Храбровицкого "Гражданин Франции": "Чтобы сорвать Второй Всемирный Конгресс сторонников мира, премьер-министр Англии Эттли в самый последний момент запретил большинству делегатов конгресса въезд в страну. Это он сделал по приказу своих хозяев - американских империалистов. Среди делегатов, которым не разрешили приехать в страну, был человек, которого знают народы всех стран - известный французский учёный, член двенадцати академий мира, председатель Всемирного Совета Мира Фредерик Жолио-Кюри" (№ 6, 1951). Далее в этом рассказе идёт описание биографии и жизнедеятельности известного учёного. Как можно увидеть даже из небольшого отрывка, политика Америки очень активно обличается.

В журнале существует несколько постоянных рубрик. В ряде журналов за 1951 год отчетливо прослеживается рубрика "Советы пионерскому активу".

Изредка печатались сказки и легенды различных народов. Как правило, сказки были либо из тех стран, с которыми СССР состоял тогда в дружественных отношениях, либо из республик Советского Союза. В большинстве сказок описывалась победа хитроумных крестьян, находчивых бедняков над жадными и хитрыми богачами.

Ведущими жанрами журнала являлись повести и рассказы. В каждом номере печатались небольшие рассказы, повествующие о жизни сверстников. Это могли быть и произведения известных писателей, и рассказы начинающих авторов.

Сюжеты рассказов также были напрямую связаны с идеологией - печатали рассказы о трудовых подвигах, работе в колхозе (повесть "Беспокойный человек" С. Воронкова №№ 8 - 12, 1951), о героях Октябрьской революции (повесть А. Гайдара "Иртыш" № 10, 1951) и Великой Отечественной войны (повесть Гайдара "Лёня Голиков"№ 4 - 9, 1953).

В журнале публиковались также рассказы о повседневной жизни школьников: "Школа на Имарге" - о жизни школьников в отдалённом северном уголке страны. (С. Малых, рисунки Е. Васильева). "Андрейкин проступок" (П. Савельев) - история о мальчике, не выполнившем важное поручение, но зато предупредившем об опасности, грозящей колхозу (№8 1951 год).

Изредка публиковались переводы зарубежных поэтов и писателей, "проверенных" коммунистов - Пабло Неруда, Джанни Родари, Цветан Ангелов и др. Кстати, именно в журнале "Пионер" впервые появился роман-сказка Джанни Родари "Чиполлино".

Важное место на страницах журнала занимают стихотворения. Большая часть их посвящена Родине, пионерам, их жизни в стране и отчасти жизни за рубежом. Публикуются поэты - представители всех республик Советского Союза. Например, "Счастливые дети" Кудрата Хикмата, Узбекистан (№ 9, 1951), "Суворовец" И. Кульской, Украина (№2, 1951), "Маленькие колхозники" Петер Силс, Латвия (№ 5, 1953) и др.

Стихотворения в подавляющем большинстве носят оптимистический характер, написаны доступным и простым языком. Вот, например, стихотворение "Первое мая" Галины Браиловской (№ 4, 1951):

Небо сверкает

Густой синевой,

Песня о мире,

Летит над Москвой.

Песня летит

Над стенами Кремля,

Вторит ей вся

Трудовая земля!

Как видно из публикаций журнала, большинство рассказов и статей носят идеологический характер, и даже материалам познавательного характера стараются придать идеологический смысл.

Тесно связанными с идеологией, но не зависящими от политической обстановки, носящими воспитательный характер, можно назвать стихотворения "Всегда готовы", рассказ "Андрейкин проступок" и сценка "Занятой человек". Кстати, некоторые из подобных произведений не утратили актуальности и в наше время.

В 1953 году у "Пионера на треть увеличился объём (93 страницы), в связи с чем появился новый жанр - очерк. В каждом номере публиковалось сразу несколько различных очерков, посвящённых разным событиям. Например, "Свет в Нижарове" Елены Рубцовой (№ 1, 1953) - про электростанцию в далеком поселке, открытию которой помогали местные пионеры. "Будущие офицеры" Ивана Бородулина (№ 2, 1953) - описание жизни юных суворовцев.

Иногда очерки были посвящены отдельным профессиям и сферам жизни. Например, очерк "Там, где делаются книги" А. Дорохова (№ 5, 1953).

В журналах за 1953 год печатается больше статей, заметок и рассказов, посвящённых спорту. "Спортсмены Цессиской школы" Д. Аверина о лыжниках (№ 12, 1953), "Чемпионы лагеря" Л. Крауклите (№ 6, 1953).

Несколько иной облик приобретают номера журнала "Пионер", вышедшие в 1956, 1958 годах. В журналах этого периода уже отсутствуют откровенно агитационные материалы, посвящённые Сталину. Больше всего публикаций, носящих либо познавательный характер, либо повествующих о жизни сверстников.

По-прежнему много места на страницах журнала занимают рассказы и повести, в которых чаще всего действующими лицами оказываются сверстники читателей, обыкновенные пионеры. Например, "Что случилось с Николенко?" Н. Богданова (№ 1, 1956), "На подоконнике" Р. Рома (№ 7, 1956), "Гауптвахта" А. Мошковского (№ 12, 1956).

Все эти рассказы повествуют о случаях из жизни, о переживаниях и трудностях выбора правильного поступка, о доверии к ближнему.

Пример содержания журнала № 7 1956.

В начале номера - повесть К. Воронкова, Л. Воронковой, "Рожок зовёт Богатыря" (рис.В. Коровиной).

Большое количество познавательных материалов - очерк Л. Успенского и К. Шнейдер "Рембрандт", фрагменты записок путешественников "Рыбы поют в Укаями" из А. Фидлер, (пер. с польского И. Горбачёва и Я. Немчинский), очерки "Карандаш - оружие туриста" (Е. Рубцова, Д. Соболев), "Путешествие в "страну странностей" (Р. Измайлова)

Кроме того, опубликованы очерки и статьи о жизни сверстников: "Будущие моряки" (фотоочерк В. Иванова, А. Старичкова), "Хозяева квартала" (С. Турбина), "Увлекательная охота" (П. Горохов, учитель 223-й школы г. Москвы) и рассказ "На подоконнике" (Р. Рома, рис.Б. Винокурова). Также напечатаны очерки о спорте: "Спорт. Необыкновенный приз" (А. Красильщиков, фото М. Боташова).

С 1958 года появляются рассказы о комсомольцах. Например, "Маленький доктор" А. Безуглова (№ 7, 1958), "Подвиг юнги" Ю. Новикова (№8, 1958). И по-прежнему печатаются рассказы о подвигах, например, "Радист танкера "Туапсе" Анатолия Аграновского (№ 2, 1956).

Появляются новые рубрики. Из новых рубрик самой яркой можно назвать "Клуб Пионера", где ребятам описывают различные жизненные ситуации, в которых оказываются сверстники, и предлагают принять участие в дискуссии. Заголовок украшает мальчишка с микрофоном.

Вот пример одной из тем разговора "Клуба": "Сегодня в клубе обсуждаются вопросы: Как ты относишься к людям? Как люди относятся к тебе? О настоящих товарищах. О равнодушии. О том, почему человек иногда остаётся один. В числе гостей нашего клуба сегодня учительница Майя Бенедиктовна из города Юрюзани, Челябинской области. Майя Бенедиктовна сейчас расскажет вам, ребята, два случая из жизни юрюзанских школьников. Она просит вас хорошенько вникнуть в её рассказ и вместе с ней подумать, кто виноват?" (№3, 1958).

Далее приводятся два случая, с ребятами, где бывшие лидеры, активисты остаются совсем одни, без друзей, и предлагают ребятам разобраться, кто прав, кто нет, высказать своё мнение. От лица нескольких школьников и взрослых высказываются различные точки зрения. В конце юным читателям предлагается написать, что они сами думают по этому поводу.

Еще одной новой рубрикой стали статьи и очерки о комсомоле и комсомольцах. Например, "Документы о комсомоле" (№ 10, 1958), "Комсомольская слава" (№ 4, 1958). Номер 10 за 1958 год вообще полностью посвящен юбилею ВЛКСМ.

Заметным явлением на страницах журнала стали сказки, которые широко представлены в этот период. Большое место в журнале отводится сказкам народов СССР и стран мира.

В связи увеличивающейся популярностью и престижностью науки в СССР в журнале за 1958 год появляется довольно большое количество публикаций научно-познавательного характера. Очерки "Тайна шестого материка" К. Андреева (№2), "Пчелиный "компас" Г. Голубева (№6), "Наш автомобиль" А. Некрасова (№ 12). Статьи "Наши зимние гости" П. Горохова (№ 12), "Необыкновенный сев" Г. Куликов (№ 11), "Рисунки из Индии" Кришана Чандра (№ 3).

Появляются очерки о писателях, которые проявили себя в истории как яркие революционеры, - Г. Гейне, Дж. Лондоне, Мате Залке, Эжене Потье, О. Туманяне и др.

Более широко в журналах этого периода представлены зарубежные авторы. Вообще на страницах журнала периода "оттепели" постепенно "открывается железный занавес". Появляются рассказы английских и французских писателей ("Охота на лягушек" Джона Гезерингтона (№8, 1956), "Джилли и Джунни" Джеймса Белларда (№5, 1956), "Один из многих" Эмиля Пожеса (№ 11, 1956).

Итак, "Пионер" имел постоянные рубрики, посвященные школьной и пионерской жизни, официальным сообщениям, науке и технике, природе, искусству, спорту, детскому художественному творчеству и т.д. В этом ракурсе журнал представляет значительный интерес, так как вообще "журналы дают возможность панорамного взгляда на социальную ситуацию, комплексного подхода к ее анализу" [16, с.111].

"Пионер" дает максимум информации из разных сфер жизни.

Прежде всего, основную часть публикаций занимают рассказы, стихи, очерки и повести о сверстниках, о сегодняшнем дне жизни пионеров, о жизни в школе. Затем дается довольно широкая панорама жизни сверстников и взрослых за рубежом. Читателей знакомят с творчеством зарубежных писателей. Особое внимание уделяется познавательным материалам, способствующим расширению кругозора. Им отводится, как правило, несколько рубрик.

Логика построения номера - традиционная для всех периодов издания журнала.

На первых страницах журнала - материал, посвященный различным датам. Оформление номера одинаково: яркая картинка на обложке, история праздника, обращение известного человека в связи с праздником. Затем - стихи, рассказы, рисунки, повести, очерки, фотоснимки. Ни один выпуск журнала не обходится без рубрики, где публикуется читательская корреспонденция.

Анализ содержания журнала позволил определить несколько жанров, составляющих основу публикаций в журнале "Пионер" 50-х годов.

Прежде всего, в журнале публикуются стихотворения. Оговоримся сразу, мы отдаем себе отчет, что стихотворения - это не жанр, но в данной работе они рассматриваются нами как вид публикации.

В журнале также публикуются рассказы и повести, а также очерки. Такая жанровая организация позволяла вести разговор на различные темы.

Заметим, что в публикациях применялись определенные способы идеологического воздействия: клише, оценочная лексика, стереотипы. Также провозглашались общие моральные ценности. В текстах публикаций создавался эффект соучастия за счет различных обращений, ссылок на уважаемых и любимых деятелей истории и культуры, подчеркивания общности интересов и ценностных ориентаций автора и читателя (Приложение 1).

Итак, как видим, во всех изученных журналах единая и очень устойчивая структура: заглавная публикация, посвященная значимой для страны дате, постановления или призывы Совета пионерской организации или ЦК ВЛКСМ, затем публикации по основным тематическим рубрикам.

"Вспомним, какова была воспитательно-образовательной среда в стране в середине ХХ века. Школьникам и студентам был доступен калейдоскоп образов ярких, творческих личностей, впечатляющих открытий, изобретений прошлого и настоящего и зажигательных перспектив. Это были эмоционально заряженные, зажигательные "картинки-мотиваторы", связанные с различными сферами человеческой деятельности. Они ярко и зажигательно транслировались через детскую литературу, телепередачи и даже кино" [10, с.81].

Главными видами литературы, которые использовались в журнале, были публицистика и беллетристика. Выбор именно этих видов не случаен.

Публицистика считается вершиной журналистики, она - незаменимый "инструмент" идеологического воздействия. Она незаменима при обращении к "общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества" [14, с.630].

Естественно публицистическая направленность была адаптирована к интересам детской аудитории. "Специфика публицистики в детских изданиях обусловливается возрастной периодизацией, психологией восприятия детьми текстов и образов. У нее есть даже свое определение - "художественная публицистика" [6, с.121].

Из публицистики основным используемым жанром являлся очерк, а также публиковались фельетоны.

Из беллетристики печатаются стихи, рассказы, повести, т.е. малые литературные жанры, их объем составляет практически половину объема издания. Страницы журнала не обходятся без произведений советских и зарубежных писателей.

В тоже время беллетристика на страницах издания способствовала привлечению внимания детской аудитории, расширению его популярности. А поскольку русская и советская литература традиционно отвечали идеологическим задачам и задачам "сеять разумное, доброе, вечное", то она не только способствовала развлечению юных читателей, но их воспитанию.

Обращение к публицистике и беллетристике в детской периодике не случайно. Именно эти виды литературы наиболее эффективно могут использоваться для идеологического воздействия, для пропаганды.

Глава 2. Сравнительная характеристика соотношения жанров и тем публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов

Сравнивая содержание журналов периода 1951-1953 и 1956-1958 годов можно увидеть некоторые тенденции к большей демократизации и открытости более поздних номеров.

В журналах "оттепели" многие рубрики сохранились, но некоторые всё-таки исчезли. Например, нет рубрики "Готов к труду и обороне". Вместо рубрики "Советы пионерскому активу" появился "Клуб Пионера", где не просто давались общие рекомендации по организации деятельности, но и обсуждались случаи из жизни сверстников, давались советы.

По сравнению с первой половиной 50-х, в несколько раз увеличилось количество очерков. Появилось множество стихотворений и рассказов зарубежных авторов.

Так как журнал сохранил познавательную функцию, по прежнему наблюдается большое количество материала познавательного характера - рассказов, статей, очерков и т.д.

В связи с изменением идеологии (благодаря XX Съезду в 1956 перестал существовать культ личности вождя), в журналах за 1956-1958 год материалов о Сталине не наблюдается. Хоть и в меньшем количестве, но всё же продолжают печататься материалы о Ленине. Пропагандируются и новые ценности - например, в связи с Фестивалем Молодёжи увеличивается количество материалов о жизни за рубежом. Сильный акцент ставится на "дружбу народов".

Методом контент-анализа мы изучили жанрово-тематическое своеобразие публикаций журнала "Пионер". В качестве основных тем мы выделили 4 темы: О пионерах, ровесниках, о Родине, о событиях в стране, познавательные (о природе, о животных, науке), ожизни за рубежом, в том числе публикации зарубежных авторов.

Результаты исследования наглядно представлены в таблице.

Публикации журнала за 1951, 1953 годы

Стихотворения Рассказы Повести Очерки
О пионерах, ровесниках 20 35 5 6
О Родине, о событиях в стране 7 8
Познавательные (о природе, о животных, науке) 2 55 2
О жизни за рубежом 10 5 1 -
Общее количество 39 103 6 8

Публикации журнала за 1956, 1958 годы

Стихотворения Рассказы Повести Очерки
О пионерах, ровесниках 12 31 6 17
О Родине, о событиях в стране 4 2 6
Познавательные (о природе, о животных, науке) 10 51 2 19
О жизни за рубежом 35 9 1 9
Общее количество 61 93 9 51

Как видно из данных таблицы в журналах 1956-1958 годов более чем в шесть раз увеличилось количество очерков - 51 против 8. За счет очерков наблюдается некоторое уменьшение количества рассказов - от 103 к 93. Почти не претерпевает количественных изменений жанр повести, но расширяется их содержание. Появляются повести о природе и животных.

Заметно уменьшается, по сравнению с журналами 1951-1953 годов, количество стихотворений о Родине, о событиях в стране, о вождях, за счет увеличения количества публикаций стихотворений зарубежных авторов - 10 до 35, стихов о природе и животных - с 2 до 10. Но в целом в журналах "оттепели" "набор" жанров остается традиционным и довольно устоявшимся.

На графике (Приложение 2). отражаются колебания количественного соотношения жанров в журналах исследуемого периода.

Как видим, самая большая амплитуда колебаний - соотношение количества стихотворений и очерков. Это еще раз подтверждает наши наблюдения и отражает общую тенденцию развития журнала в исследуемые периоды. Таким образом, можно сделать вывод, что система жанров в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов практически не изменялась, так как изменения происходили только в содержательном наполнении жанров.

Следующим этапом анализа является сравнение тематики публикаций в журнале "Пионер" периода 50-х годов.

Жанрово-тематическое соотношение публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов наглядно представлено в следующих графиках. Для экономии места тематика публикаций указана в графиках цифрами, где 1. Публикации о пионерах, ровесниках.2. О Родине, о событиях в стране.3. Познавательные (о природе, животных, науке).4. О жизни за рубежом, в том числе публикации зарубежных авторов.

Поскольку жанр повести в журнале представлен слабо, не изменялся количественно и в содержании, график составлен не был.

Как видно из графика (Приложение 3), в 1956-1958 гг., по сравнению с 1951-1953 гг., уменьшилось количество стихотворений о пионерах, и о Родине, о событиях в стране. Напротив, резко возросло число стихотворений природе и животных и о жизни за рубежом.

На графике (Приложение 4) прослеживается соотношение тематики рассказов в журналах изучаемого периода. Число рассказов о пионерах и ровесниках в 1956-1958 годах уменьшилось незначительно, так же как и количество рассказов о природе и животных. Зато значительно уменьшилось число рассказов о Родине, о событиях в стране, тогда как о жизни за рубежом, напротив, значительно возросло.

График соотношения тематики очерков (Приложение 5) дает представление о происшедших изменениях. В 1956-1958 годах количество очерков о пионерах и ровесниках, а также о природе и животных, значительно возросло. Очерки же о Родине и о жизни за рубежом вообще начали появляться только в этот период.

Обобщенно соотношение тематики публикаций изучаемых периодов можно представить в следующем графике (Приложение 6).


Заключение

Исследование посвящено изучению влияния советской идеологии на жанровое и тематическое своеобразие детской периодики периода 1951-1958 годов ХХ века. Материалом исследования послужило содержание журнала "Пионер".

Мы исходили из того факта, что журналистика играла огромную роль в вопросах пропаганды и идеологического воздействия на детскую читательскую аудиторию. И страницы печатных СМИ дают прекрасную возможность для изучения социально-политических и ценностных установок определенного периода жизни общества.

Целью нашего исследования было выявление характера влияния советской идеологии на жанрово-тематическое своеобразие детской периодики 1951 - 1958 годов, на примере одного из главных в то время детских журналов - журнала "Пионер".

Мы изучили содержание журналов за 1951, 1953, 1956 и 1958 годы. Выявили тематику и жанровое своеобразие публикаций в журнале изучаемого периода. Нами был проанализирован характер идеологического воздействия с точки зрения жанрово-тематического своеобразия публикаций.

Анализ содержания позволил выявить основные темы публикаций. Их круг был невелик и из номера в номер не подвергался изменению. Авторы писали в основном о пионерах и ровесниках, о Родине и событиях в стране, о природе и животных, и о жизни за рубежом. Устойчивое жанровое единообразие способствовало определенному стереотипному восприятию информации, ее эффективному усвоению читательской аудиторией.

Главными видами литературы, используемой в журнале "Пионер", были публицистика и беллетристика Обращение к публицистике и беллетристике в журнале не случайно, так как именно эти виды литературы наиболее эффективно могут использоваться для идеологического воздействия, для пропаганды.

Основными жанрами (видами) публикаций были очерки, рассказы, стихотворения и повести. Эта система жанров была довольно устоявшаяся и неизменная на протяжении всего исследуемого периода. Такое устойчивое использование одних и тех же жанров способствовало определенному стереотипу восприятия читателями информации журнала, ее доступности для понимания и легкости усвоения.

В завершение нашего исследования мы сопоставили соотношение жанров и тем в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов и выявили определенные различия в количестве и содержании публикаций. Это позволило сделать выводы, что система жанров в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов оставалась неизменной. Изменения касались практически только жанра очерка, за счет активного использования которого в журналах периода "оттепели" удавалось достичь эффекта внимания к каждому отдельному человеку.

Соотношение тем подверглось гораздо большим изменениям, хотя "набор" их оставался неизменным. В журналах 1956-1958 годов незначительное уменьшение количества публикаций о Родине и событиях в стране и по-прежнему обращения к теме о жизни пионерах и ровесниках соответствовало общей тенденции к демократизации журнала. Тенденциям большей открытости и внимания к науке периода "оттепели" соответствовало резкое увеличение материалов познавательного плана и освещения жизни за рубежом.

Обобщая анализ жанрово-тематического своеобразия журнала "Пионер" за периоды 1951 - 1958 годов, можно сделать следующие выводы.

Издание журнала "Пионер" подвергалось прямому влиянию советской идеологии. Характер и степень этого влияния изменялись в зависимости от политического курса. В период правления Сталина (1951 - 1953 гг.) идеологическое влияние носило директивный и откровенно пропагандистский характер. Идеологический упор делался на борьбу за дело революции.

В период же "оттепели" (1956 - 1958 гг.) воздействие на читателя стало носить более мягкий характер: обращение к личному примеру, размышления о моральных ценностях. В журналах периода правления Хрущева расширялась тематика публикаций, открывались новые рубрики. Идеологический упор делался на мир и дружбу всех народов.

Таким образом, способы воздействия на читательскую аудиторию журнала "Пионер" изменялись, в то время как само идеологическое воздействие оставалось неизменным.

Наше исследование позволило сделать выводы о том, что жанровая система и тематика публикаций в журнале "Пионер" отвечала задачам прямого влияния советской идеологии, но характер и степень этого влияния изменялись в зависимости от политического курса.


Литература

1.         Акопов Л.И. Периодические издания: Учеб. - метод. пособ. - Ростов-на-Дону, 1995. -226 с.

2.         Анненкова И.В. Риторика для журналистов. Историко-культурный, теоретический и практический аспекты: Учебное пособие с приложениями. - М.: МедиаМир, 2006. -164 с.

3.         Большой энциклопедический словарь /гл. редактор А.М. Прохоров/ - 2-е изд. перераб. и дополнен. - М.: Большая российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 2004 г. - 1456 с.

4.         Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче…: Кн. Для внеклассного чтения учащихся 8 - 10 кл. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.

5.         Ворошилов В.В. Журналистика. - СПб., Изд-во Михайлова В.А. 2004. - 128 с.

6.         Дети и библиотека в меняющейся медиасреде. - М.: Школьная библиотека, - 2004. - 335 с.

7.         Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации.М., 1984.

8.         Кузнецов Г.В. История отечественной журналистики (1917 - 2000). Учеб. комплекс. Учеб. пособ. - М., 2003. - 64 с.

9.         Кузнецова Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечего пенять. // Народное образование. - 2004. - № 8. С.233-241.

10.      Лебедев М. Россия: первые периодические издания для детей. // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 11. С.80-83.

11.      Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства. СПб. Изд. "Питер", 2004.

12.      Обухов А.С. Введение в психологическое исследование: анализ продуктов деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 1. С.76 - 81.

13.      Одинцов В.В. Речевые формы популяризации. - М., 1982.

14.      Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: "А ТЕМП", 2004. - 944 с.

15.      Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Саввова, О.А. Сальникова. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 320 с.

16.      Фролова С.В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. - №1-2003, с.108 - 114.

17.      Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России: проблемы и перспективы. // Школьная библиотека. - 2003. - № 8. С.46-53.

18.      Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологи. М., 2006.

19.      www.Pioneer-magazine.ru.


Приложения

 

Приложение 1

Основные идеологические приёмы,

используемые на страницах журнала "Пионер"

Чтобы влияние на аудиторию достигло наибольшего эффекта, были использованы некоторые идеологические приёмы воздействия.

Например, характерно использование клише, таких как борцы за мир (часто - по отношению к зарубежным сторонникам коммунистического режима), юные ленинцы (по отношению к пионерам), дружба народов.

Также получила распространение оценочная лексика:

по отношению к самим пионерам: Достойные сверстники Павлика Морозова, верные помощники коммунистам, Пионеры - носители культуры;

по отношению к вождям: Высокий, светлый пример жизни Ленина, отец, друг, вождь советского народа, мудрый учитель советской молодёжи (о Сталине);

по отношению к деятельности пионеров и комсомольцев: Смело работать, смело жить; неустанно помогать, умереть смертью, достойной комсомольцев; Верные помощники отцов в великих стройках коммунизма;

по отношению к Советскому Союзу: Великая стройка, Великая страна социализма, Доблестная Советская Армия, Любимая Родина - оплот мира и труда, Наша Родина - надежда и гордость всего человечества.

По отношению к противникам Советского Союза строя использовались резко отрицательная характеристика, вкупе с различными стереотипами: Капиталисты - злейшие враги народов, сеющие смерть и разрушение, продажные правители, все и всяческие угнетатели, враждебная злая сила, поджигатели войны

Также в случае повествования о событиях, произошедших в гражданскую войну, противники Красной Армии и Ленина получали довольно нелестную оценку: бандиты, преступники. Например, самым "мягким" определением по отношению к кулакам было злые люди.

Характерно утверждение собственного благородства: Наш народ - верный и непоколебимый защитник мира. Хозяин - советский человек.

Провозглашаются общие моральные ценности: Стремление к общему благу, Великая цель - коммунизм, Дружный коллектив.

Наконец, очень часто в авторы статей, очерков ссылались на авторитеты: Слова И.В. Сталина, Заветы Ильича. Высокий, светлый пример жизни Ленина.


Приложение 2

Количественное соотношение жанров публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов


Приложение 3

Жанрово-тематическое соотношение публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов


Приложение 4

Жанрово-тематическое соотношение публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов


Приложение 5

Жанрово-тематическое соотношение публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов


Приложение 6

Тематическое соотношение публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов