Доклад: Идеостиль обэриу

Обэриуты (объединение реального искусства) – литературная группа, существовавшая в Ленинграде в 1926 – 1927 годах. В нее входили Д. И. Хармс, А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, И. В. Бахтерев и др.  Близко к обэриутам стояли К. К. Вагинов и Н.  М. Олейников. Назвав себя в манифесте «новым отрядом левого революционного искусства», «… творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни…», обэриуты заявляли, что в основу творчества кладут «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления» и «конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи…» [Писатели ХХ века. М., 1993].

Обэриуты устраивали литературные вечера, поставили в Ленинградском доме печати пьесу Хармса "Елизавета Бам", в которой был предугадан ряд приемов современного западного «театра абсурда». Стихи участников группы печатались в сборниках Ленинградского союза поэтов и в периодике.

Обэвиуты развивали отдельные стороны футуризма, связанные с творчеством В. Хлебникова и А. Крученых, обращаясь в то же время к традициям русских сатириков конца XVIII – начала XX века и Козьмы Пруткова. Нарочитый алогизм образов, острота и гротескность мировосприятия, стремление вскрыть первичность предмета сближают их с живописью П. Филонова, К. Малевича, сюрреализмом и экспрессионизмом. Заболоцкий отдал дань этому периоду в сборнике Столбцы (1929) В 30-х годах пути участников группы разошлись. Хармс, Введенский, Олейников проявили себя преимущественно в детской литературе. Произведения Олейникова оказали известное влияние на детскую и сатирическую советскую литературу, драматургию Е. Л. Шварца.

ЛИТЕРАТУРА

1.         Бирюков С. Поэзия русского авангарда. М., 2001.

2.         Гирба Ю. «Движение – неизвестно куда». Тело, жест и пластика в театре обэриутов // Поэзия и живопись. М., 2000. С. 604 – 618.

3.         Глоцер В. Об обэриутах // Круг чтения. 1998. С. 82 – 83.

4.         Григорьев В. П. Грамматика идиостиля. М., 1983.

5.         Ермилова Е. В. «Пафос освещения» и простота поэтического стиля // Многообразие стилей свовременной литературы. Вопросы типологии. М., 1978. С. 330 – 359.

6.         Жаккар Ж. – Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995.

7.         Заболоцкий Н. Поэзия обэриутов // Поэты группы ОБЭРИУ. М., 2000. С. 538 – 540.

8.         Кобринский А. Поэтика «ОБЭРИУ» в контексте русского литературного авангарда. М., 1999.

9.         Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

10.       Минц К. Б. Обэриуты // Вопросы литературы. 2001. №1.

11.       Николаенко В. В. Письма о русской филологии (Письмо восьмое) // Новое литературное обозрение. 2000. №43. С. 394 – 401.

12.       Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. М., 1993.

13.       Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Поэтический язык и идиостиль. М., 1990.

14.       Писатели ХХ века. М., 1993.

15.       Поэты группы ОБЭРИУ. М., 2000.

16.       Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

17.       Сигей С. Предисловие…

18.       Шубинский В. Прекрасная махровая глупость // Новое литературное обозрение. 2001. № 49. С. 406 – 420.