Реферат: Истинные герои романа "Война и мир"

ВСТУПЛЕНИЕ. 3

ИСТИННЫЕ ГЕРОИ РОМАНА ВОЙНА И МИР. 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10

ЛИТЕРАТУРА. 11


ВСТУПЛЕНИЕ

От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Толстой унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить  себя улучшению жизни своих крестьян.  Начинается пора исканий Толстым цели в жизни. Он то собирается ехать в Сибирь, то отправляется в Москву, затем в Петербург; то решает поступить в Конногвардейский полк... В эти же годы Л. Толстой серьезно занимается музыкой, педагогикой, философией. В мучительных поисках приходит Толстой к главному делу своей жизни - литературному творчеству. Всего великий писатель создал свыше 200 произведений, в том числе роман-эпопею "Война и  мир". По мнению Тургенева, "ничего лучшего у нас никогда не было написано никем". Достаточно заметить, что текст романа переписывался 7 раз, его композиция поражает своей сложностью и стройностью.

Лев  Николаевич  Толстой  закончил  работу  над  произведением  "Война  и  мир" в   1867  году  . Говоря  о  своём  романе, Толстой  признавался, что  в  "Войне  и  мире"  он  "любил  мысль  народную". Автор  поэтизирует  простоту, доброту, нравственность  народа . Толстой  видит  в  народе  источник  нравственности, необходимой  для  всего  общества .  С .  П .  Бычков  писал : "По  мысли  Толстого, чем  ближе  дворяне  стоят  к  народу, тем  острее  и  ярче  их  патриотические  чувства, богаче  и  содержательнее  их  духовная  жизнь. И, напротив, чем  дальше  они  от  народа, тем  суше  и  черствее  их  души, тем  непривлекательнее  их  моральные  принципы". Лев  Николаевич  Толстой  отрицал  возможность  активного  воздействия  личности  на  историю, поскольку  предусмотреть  или  изменить  направление  исторических  событий  нельзя, ибо  они   зависят  от  всех  и  ни  от  кого  в  отдельности. В  своих  философско - исторических  отступлениях  Толстой  рассматривал  исторический  процесс  как  сумму, складывающуюся  из  "бесчисленного  количества  людских  произволов", то  есть  усилий   каждого  человека. Совокупность  этих  усилий   выливается  в  историческую  необходимость, отменить  которую  никто  не  может .

Согласно  его  взгляду, участник  исторического  события  не  может  знать  ни  смысла  и  значения,  ни - тем  более - результата  совершаемых  действий. В  силу  этого  никто  не  может  разумно  руководить  историческими  событиями, а  должен  подчиняться  стихийному, неразумному  ходу  их, как  подчинялись  древние  фатуму. Однако  внутренний, объективный  смысл  изображённого  в  "Войне  и  мире"  вплотную  подводил  к  осознанию  этих  закономерностей. Так, исход  войны  1812  года  был  определён, с  его  точки  зрения, не  таинственным  и  недоступным  человеческому  пониманию  фатумом, а  " дубиной  народной  войны ", действовавшей  с  "простотой"  и  "целесообразностью".


ИСТИННЫЕ ГЕРОИ РОМАНА ВОЙНА И МИР

 Лев  Николаевич  Толстой  отрицал  войну, горячо  спорил  с  теми, кто  находил  "красоту  ужаса"  в  войне. При  описании  войны  1805  года  Толстой  выступает  как  писатель - пацифист, но  при  описании  войны  1812  года  автор  переходит  на  позиции  патриотизма. Война  1812  года  предстаёт  в  изображении  Толстого  как  война  народная. Автор  создаёт  множество  образов  мужиков, солдат, суждения  которых  в  совокупности  составляют  народное  мироощущение. То мироощущение, что позволило России победить многочисленную и хорошо вооруженную армию Наполеона. Купец  Ферапонтов  убеждён, что  французов  не  пустят  в  Москву, "не  должны", но, узнав  о  сдаче  Москвы, он  понимает, что  "решилась  Расея !". А  если  уж  Россия  гибнет, то  нечего  спасать  своё  добро. Он  кричит  солдатам, чтобы  забирали  его  товары, лишь  бы  ничего  не  досталось  "дьяволам". Мужики  Карп  и  Влас  отказались  продавать  сено  французам, взяли  в  руки  оружие  и  ушли  в  партизаны. В  период  тяжких  испытаний  для  Отечества  "делом   народным", всеобщим  становится  защита  Родины. Все  герои  романа  проверяются  с  этой  стороны: одушевлены  ли  они  всенародным  чувством, готовы  ли  на  подвиг, на  высокую  жертву  и  самоотвержение. В  любви  к  Родине, патриотическом  чувстве  равны  князь  Андрей  Болконский  и  солдат  его  полка. Но  князь  Андрей  не  только  одушевлён  всеобщим  чувством, а  и  умеет  сказать  о  нём, анализировать  его, понимает  общий  ход  дел. Настроение  всего  войска  перед  Бородинским  сражением  именно  он  в  состоянии  оценить  и  определить. Сами  многочисленные  участники  величественного  события  действуют  по  тому  же  чувству, и  даже  не  бессознательно, - просто  они  очень  немногословны. "Солдаты  в  моём  батальоне, поверите  л, не  стали  водку  пить: не  такой  день, говорят", - вот  и  всё, что  слышит  князь  Андрей  про  солдат  от  батальонного  командира  Тимохина. Пьер  Безухов  вполне  понимает  смысл  "неясных"  и  тоже  слишком  кратких  слов  солдат: "Всем  народом  навалиться  хотят, одно  слово  -  Москва. Один  конец  сделать  хотят". Солдаты  выражают  уверенность  в  победе,  готовность  умереть  за  Родин. В романе  "Война  и  мир"  Толстой  описывает  войну  1812  года  лишь  на  территории  России, справедливую  войну. Д. С. Лихачёв  писал: "Историческая  сторона  романа  в  её  нравственно - победной  части  вся  оканчивается  в  России, и  ни  одно  событие  в  конце  романа  не  переходит  за  пределы  Русской  земли. Нет  в   "Войне  и  мире"  ни  Лейпцигской  битвы  народов, ни  взятия  Парижа. Это  подчёркивается  смертью  у  самых  границ  Кутузова. Дальше  этот  народный  герой  " не  нужен " . Толстой  в  фактической  стороне  событий  усматривает  ту  же  народную  концепцию  оборонительной  войны ...  Вторгающийся  враг, захватчик  не  может  быть  добр  и  скромен. Поэтому древнерусскому  историку  не  надо  иметь  точных  сведений  о  Батые, Биргере, Торкале  Кнутсоне, Магнусе, Мамае, Тохтамыше, Тамерлане, Эдигее, Стефане  Батории  или  о  любом  другом  ворвавшемся  в  Русскую  землю  неприятеле: он, естественно, в  силу  одного  только  этого  своего  деяния, будет  горд, самоуверен, надменен, будет   поизносить  громкие  и  пустые  фразы. Образ   вторгшегося  врага  определяется  только  его   деянием - его  вторжением. Напротив, защитник  отечества  всегда  будет  скромен, будет  молиться  перед  выступлением  в  поход, ибо  ждёт  помощи  свыше  и  уверен  в  своей  правоте. Правда, этическая  правда  на  его  стороне, и  этим  определён  его  образ".

Толстой говорил: «Люди, как реки...»  - подчеркивая этим сравнением  многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота героев Толстого - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя каждый из них идет  к добру и правде своим путем. Желая выбраться из ада надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о  славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. "Ведь что  же слава? -  говорит князь Андрей. - Та же любовь к другим..." Но во время Аустерлицкого сражения стремление к славе приводит его к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни: « Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба". Андрей Болконский понял,  что  естественная  жизнь природы и человека более  значительна  и важна, чем   война  и слава  Наполеона. Дальнейшие события -  рождение  ребенка, смерть жены  -  заставили  князя  Андрея прийти к выводу,  что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради  себя,  для родных - ­единственное, что ему остается. Но деятельная натура Болконского,  конечно, не могла ограничиться  этим.  Начинаются опять поиски смысла жизни,  и первой вехой на этом пути является встреча с  Пьером и беседа с ним на пароме. Слова Безухова - " Надо жить,  надо любить, надо верить " - указывают князю Андрею путь к счастью. Встреча с Наташей Ростовой,  со старым дубом помогают  ему  ощутить радость бытия, возможность приносить пользу людям. Князь  Андрей пытается теперь уже найти смысл и цель жизни в любви, но это счастье оказалось кратковременным.

Наиболее знаменательной вехой в жизни Андрея явились события 1812 года. Высочайшей целью его жизни становится защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже не волнуют. Жить, помогая и сочувствуя  людям, - вот новый идеал, который пробудился в душе князя  Андрея в дни суровых для родины испытаний. Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным: « И так же думает Тимохин и вся армия" Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.

Иными жизненными путями шел  Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что и князя Андрея.  " Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? " - на эти вопросы мучительно искал ответ Пьер, чей образ был задуман Толстым как образ будущего декабриста. Сначала Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то " произвести республику в  России, то самому быть Наполеоном..." Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки, одной из которых является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает "переродить порочный род человеческий". В учении масонов Пьера привлекают идеи "равенства, братства и любви" поэтому, прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Ему  кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: "И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни". Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях. Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его "братьями", и к тому же Пьер видит, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами. Так же, как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом становится для Пьера любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с Элен. Но его жизнь лишь со стороны казалась спокойной и безмятежной. "К чему? Зачем? Что такое творится на свете?" - эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года. Огромное значение имело для Пьера соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. "Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими" - вот какое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лишь  те  исторические  события, которые  приводят  в  движение  народные  массы, касаются  судеб  национальных, способны  изменить -  пусть  драматически, но  всегда  благотворно - отдельного  человека . Так  очищаются  и  возвышаются  в  бедствиях  Отечественной  войны  герои : Андрей  Болконский, Пьер  Безухов, Наташа  Ростова . Каждый  участник  исторических  событий  для  Толстого  не  менее  важен, чем  Наполеон . Направление  воли  миллионов  людей, которые, с  точки  зрения  Наполеона  и  тогдашней  исторической  науки, были  бесконечно  малыми  единицами, определяет  историческое  развитие.   Героизм не только отдельных людей но и героизм всего российского народа – одна из основных идей этого произведения. С особенной силой проявляется героизм народа во время войны. Несмотря на страдания, выпадающие на его долю, он стремится к добру и освобождению. Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».

Проблемы, поднятые Толстым в романе "Война и мир", имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам Горького, - "документальное изложение всех исканий, которые предприняла в 19 веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело"...


ЛИТЕРАТУРА.

1.   Л.Н.Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.

2.   В.Ермилов, "Тослтой-художник и роман "Война и мир", М., "Гослитиздат" 1979г.

3.   А.А.Сабуров, "Война и мир" Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика", Изд-во МГУ, 1981г.

4.   Л.Либединская, "Живые герои", М., "Детская литература" 1982г.

Билеты по литературе
ОГЛАВЛЕНИЕ Вступительная статья к устному экзамену. Примеры анализа произведений Раздел I. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. "Слово о полку Игореве" Вопрос 1 ...
Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".
1. Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как в нем отражены исторические события, которые охватывают большой отрезок времени, с 1805 ...
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: реферат
Толстой Лев Николаевич
М. Юнович Толстой Лев Николаевич (1828-1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного дворянского рода. Дед Т ...
Цари и полководцы и солдатская масса, герои и масса, девочка и девушка Наташа, с ее ограниченным, исполненным очарования молодости, счастливым личным миром, и Андрей Болконский ...
Толстой - упрямый отрицатель разума, проповедник стихийности, исказивший в угоду этим своим воззрениям многие исторические лица, в том числе и такие значительные в романе, как ...
Раздел: Биографии
Тип: курсовая работа
Нравственные и философские изыскания Л.Н. Толстого в романе "Война и ...
Нравственные и философские изыскания Л.Н. Толстого в романе "Война и мир" ПЛАН: 1. История создания романа "Война и мир" а) "Севастопольские рассказы ...
Отрицательными типами в романе являются и те герои, которые откровенно равнодушны к судьбам родины (посетители салона Элен Курагиной), и те, которые прикрывают это равнодушие ...
Толстой в романе страстно критикует военщину (гневные речи князя Андрея перед Бородином), государственный аппарат России (деятельность Аракчеева, Сперанского), духовенство (мысли ...
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: реферат
Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе (на ...
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы дипломного исследования определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через "человеческую" ее ...
Деятельность исторической личности должна быть показана в тесной связи с определенным классом, интересы которого она отражает, т. е. должна быть дана классовая характеристика ...
Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят сообщения "Полководец М.И. Кутузов", "Война 1812 г. в русской поэзии", подготовка исторической миниатюры на основе романа ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Литература
Билет №6 Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883гг) Биография Родился в г. Орле, но большая часть времени прошла в имении Спасское-Лутовиново( имение ...
героев в романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный
Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение