Реферат: Бюджетное устройство Республики Беларусь и характеристика его звеньев

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики и прогнозирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Бюджетное устройство Республики Беларусь и характеристика его звеньев»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК, 2008


Государственный бюджет обеспечивает выполнение функций соответствующих представительных органов государственной власти. Органы государственной власти и государственного управления составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджет. Эта деятельность органов государственной власти и государственного управления называется бюджетным процессом, она регламентирована соответствующими законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях сбалансирования их доходов и расходов.

Бюджетный процесс в Республике Беларусь организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь», другими законами Республики Беларусь и принятыми на их основе иными нормативными актами, а также решениями Президента Республики Беларусь.

Бюджет составляется на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущие годы и определенный период текущего года, прогнозных оценок поступления доходов исходя из действующего налогового законодательства, параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, потребности в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территории на планируемый год, утвержденных государственных и региональных программ.

Бюджетная система Республики Беларусь, являясь составной частью финансово-кредитной системы республики, включает в себя как самостоятельные звенья- бюджеты (областные, районные, городские, поселковые бюджеты и бюджеты сельсоветов).

Бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех бюджетов.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой законода­тельной базой, единой формой бюджетной документации, использо­ванием единой бюджетной классификации, общим порядком состав­ления и исполнения бюджетов. Оно заключается и в предоставлении необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего уровня на следующий для составления свода бюджетов Республики Беларусь.

Кроме того, взаимодействие бюджетов всех уровней осуществля­ется через использование регулирующих доходных источников, со­здание целевых и региональных Бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Однако единство бюджетной системы не отрицает самостоятельно­сти бюджетов, которая является одним из важнейших принципов ее построения и закреплена в законодательном порядке.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием у каждого органа государственной власти собственных источников доходов и права определять направления их использования. Она находит выра­жение в том, что каждый Совет народных депутатов имеет свой бюд­жет, который самостоятельно им разрабатывается, утверждается и исполняется. Не допускается вмешательство любых органов и орга­низаций в этот процесс. Местные бюджеты нижестоящих админист­ративно-территориальных единиц не включаются в бюджеты выше­стоящих административно-территориальных единиц.

В то же время все они как самостоятельные составляющие вклю­чаются в статистический сводный бюджет территории (района, горо­да, области) и республики в целом. Это необходимо для определения общего объема централизуемых государством финансовых ресурсов, степени их централизации, выявления и анализа тенденций и зако­номерностей в развитии бюджета. Этот порядок содействует оптими­зации распределения доходов и расходов между отдельными региона­ми, сферами бюджетных отношений и на этой основе более эффективного использования бюджетных ресурсов.

С принятием Декларации о суверенитете Беларуси, расширением прав местных органов власти на новой основе возрожден не только принцип самостоятельности, но и принципы полноты бюджетов, ре­альности и гласности.

Поскольку действующий порядок формирования доходов бюдже­та, направления и объем финансирования мероприятий и организа­ций, учреждений затрагивает интересы населения республики, то не­обходимо, чтобы основные показатели бюджета доводились до сведения граждан. С этой целью законодательством Республики Бе­ларусь предусматривается публикация для всеобщего сведения Зако­на о Государственном бюджете (по республиканскому бюджету), а также отчет о его исполнении в объеме показателей, принятых при утверждении бюджета, В печати оглашаются общий объем доходов и расходов, размер основных источников доходов, ассигнования по важнейшим направлениям, размеры резервных фондов и средств, направляемых на погашение государственного долга, предельный раз­мер дефицита бюджета, величина оборотной кассовой наличности и нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты. Гласность осуществляется при обсуждении проек­та бюджета в комиссиях и на сессии Верховного Совета, Она влечет за собой применение других принципов — полноты и реальности.

Принцип полноты бюджетов предусматривает детальное, полное отражение всех доходов бюджета, их источников и всех направлений расходования средств при составлении и исполнении бюджетов раз­личных уровней.

Все показатели бюджетов должны быть реальными, обоснованны­ми соответствующими расчетами, прогнозными оценками поступле­ний доходов и потребностями в бюджетных ассигнованиях на финан­сирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий в соответствии с действующим законодательством и утвержденными государственными и региональными программами. При этом необходимо учитывать возможность привлечения дополни­тельных ресурсов в бюджет, а также возможность сокращения расходов. На основе этого принципа достигается максимальная увязка объ­емов расходов бюджета с источниками финансирования, включая собственные доходы, дотации, субсидии, субвенции из вышестоящих бюджетов, определяется реальный размер бюджетного дефицита.

Все основные принципы организации бюджетной системы закреп­лены в законе "О бюджетной системе Республики Беларусь". В соот­ветствии с этими принципами и сформирована бюджетная система.

В бюджетную систему как самостоятельные звенья включаются республиканский и местные бюджеты всех видов и уровней: област­ные, районные, городские, районные бюджеты в городах, бюджеты сельских и поселковых Советов народных депутатов. Территориаль­ные уровни бюджетов местных Советов народных депутатов опреде­лены Законом "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Ре­спублике Беларусь".

Различают первичный, базовый и областной территориальные уровни. К первичному относятся: сельские, поселковые, город­ские (без районного деления), районные в городах Советы, к базо­вому территориальному уровню относятся: городские (с районным делением), районные Советы, а к областному — областные Со­веты. Каждый из них формирует соответствующий бюджет.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы.

Для определения финансовой политики в соответствии с задачами социально-экономического развития Беларуси исполнительные ко­митеты областных и Минского городского Советов народных депута­тов представляют в Министерство финансов республики своды утвер­жденных бюджетов и отчеты об их исполнении.

Министерство финансов республики составляет статистический свод бюджетов по республике в целом и сводный отчет об исполнении бюджета, включающий отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов, и представляет его Кабинету Министров. Таким образом, этапы бюджетного процесса строго регламентированы зако­нодательными актами.

Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное уст­ройство, образует бюджетное право. Общие основы бюджетного права закреплены Конституцией республики и законом "О бюджетной сис­теме Республики Беларусь".

Развитие бюджетного права связано с приобретением самостоя­тельности и независимости Беларуси, расширением прав местных Со­ветов народных депутатов, усилением их роли в укреплении финан­совой базы местных Советов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населе­ния.

Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимозависимости и обеспечивают проведение еди­ной бюджетной политики государства через республиканский и мест­ные бюджеты.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более полови­ны бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих обще­республиканское значение.

Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития.

За счет средств республиканского бюджета могут выделяться мест­ным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов и ме­роприятий.

Республиканский бюджет является одним из главных гарантов це­лостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства.

Средства республиканского бюджета направляются в основном на:

капитальные вложения по объектам, относящимся к республикан­ской собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общереспубликанскими программами;

мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС;

общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения; другие обще­республиканские целевые программы;

расходы, связанные с внешнеполитической и внешнеэкономиче­ской деятельностью;

учреждения и организации народного образования, науки, куль­туры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспе­чения республиканского подчинения;

расходы по закладке и хранению государственных резервов;

содержание органов государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры, государственной безопасности и внутренних дел;

финансирование обороны, пограничных войск и таможенной службы;

погашение кредитов банка, выданных для погашения бюджетных расходов, государственного долга и уплаты процентов по ним;

образование резервного фонда Председателя Президиума Верхов­ного Совета, резервного фонда Кабинета Министров, резерва Мини­стра финансов и других целевых фондов и резервов;

другие мероприятия и программы, имеющие общереспубликан­ское значение.

При определении объема и направлений расходования средств ре­спубликанского бюджета учитываются экономическая ситуация в ре­спублике и политика государства. В частности, затраты на капитальные вложения включают и расходы по переформированию и конвер­сии военного производства.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затра­ты по финансированию учреждений образования, культуры, здраво­охранения, а также специальных программ и мероприятий по соци­альной защите населения.

Средства республиканского бюджета, предусмотренные на науку, направляются на проведение фундаментальных исследований, вы­полнение республиканских научно-технических программ и проектов. Для республики, провозгласившей у себя первоочередное развитие наукоемких отраслей, этот объем расходов на науку является недостаточным и требует привлечения дополни­тельных источников финансирования.

Доходы республиканского бюджета формируются за счет: отчисле­ний от акцизов; отчислений от налога на прибыль и доходы предприятий, объединений и организаций (кроме входящих в состав коммунальной собственности); отчислений от на­лога на добавленную; чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; налога на экспорт; налога на недвижимость предприятий, объе­динений, организаций, относящихся к республиканской собственно­сти; других налогов и неналоговых поступлений.

Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ.

Развитие рыночных отношений сопровождается децентрализацией системы управления экономикой, разгосударствлением собственно­сти, частичной ее приватизацией, расширением прав местных Сове­тов народных депутатов, соответственно усилением роли региональ­ных бюджетов. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Сове­тов. В современных условиях расширяются функции местных органов власти, которые в основном обеспечивают развитие местного хозяйст­ва, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и соци­альных потребностей своих жителей. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финан­совой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, куль­турных и других программ и мероприятий местного и межрегиональ­ного значения. Местные Советы самостоятельно разрабатывают, ут­верждают и исполняют бюджеты соответствующих территорий в интересах населения. Через местные бюджеты реализуется государ­ственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых ресурсов.

Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими, сельскими и поселковыми бюд­жетами в зависимости от территориального уровня местных Советов в соответствии с законом "О местном самоуправлении и местном хо­зяйстве в Республике Беларусь" и другими законодательными акта­ми.

Финансовые ресурсы местных бюджетов формируются за счет соб­ственных (закрепленных) доходов и налогов; отчислений от общерес­публиканских государственных налогов и доходов; дополнительных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Со­ветами; дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящих бюджетов.

Местные Советы не имеют права увеличивать нормативы отчисле­ний в свои бюджеты от общереспубликанских налогов и доходов.

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на осно­ве нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов.

Предполагалось устанавливать нормативы бюджетной обеспечен­ности, исходя из экономической ситуации в республике в целом и со­циально-экономического положения конкретных административно-территориальных единиц. В связи с инфляционными процессами, существенными различиями в уровне развития отдельных областей, районов нормативы бюджетной обеспеченности на практике не ис­пользуются.

Средст­ва местных бюджетов расходуются в основном по следующим направ­лениям:

капитальные вложения по объектам, относящимся к коммуналь­ной собственности, экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;

региональные мероприятия по социальной защите населения;

учреждения социально-культурной сферы местного подчинения;

содержание местных органов государственной власти и государст­венного управления;

содержание правоохранительных органов, находящихся в подчи­нении местных Советов народных депутатов;

возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов;

другие мероприятия и программы регионального и межрегиональ­ного значения.

Как и республиканский бюджет, местные бюджеты финансируют мероприятия по социальной защите населения, но на региональном уровне.

Следовательно, республиканский и местные бюджеты, являясь самостоятельными звеньями бюджетной системы, взаимодействуя на различных уровнях, обеспечивают осуществление проводимой пра­вительственной экономической и социальной политики в интересах государства и населения.

Совокупность бюджетов соответствующей территории Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы представляет собой консолидированный бюджет.

За годы независимости в Республике Беларусь была прове­дена структурная перестройка бюджетной системы. В соответствии с международными стандартами с 1998 года республика перешла на новую бюджетную классифика­цию. Тенденции изменения показа­телей консолидированного бюдже­та за прошедшие годы имели нерав­номерный характер, что характери­зуется данными, приведенными в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь (с учетом средств целевых бюджетных фондов), млрд. руб.

2002 2003 2004 2005 2007* 2008**
Доходы, млрд. руб. 3181 5747 8636 12211 19685 25966
Расходы, млрд. руб. 3236 6023 8681 12795 20615 26876
в % к ВВП 35,4 35,1 33,2 35,6 42,8 46,5
Дефицит, млрд. руб. -55 -276 -45 -584 -929 -910
в % к ВВП -0,6 -1,6 -0,2 -1,6 -1,9 -1,5

* - уточненный план

* * - проект Примечание. Источник [1]. Темп роста расходов консоли­дированного бюджета опережал темп роста доходов и в результате этого консо­лидированный бюджет за 2007 год (по уточненному плану) исполнялся с дефицитом 929 млрд. рублей, что составило 1,9% к ВВП

…….

Заметный рост доходов и расходов обусловлен включением в состав бюджета фонда социальной защиты населения в 2007 году и инновационных фондов в 2008 году. Дефицит республиканского бюджета на 2008 год сформирован в размере 910 млрд. рублей. По отношению к прогнозируемой величине ВВП это составляет 1,5 процента, что соответствует параметрам Программы. В 2008 году, как и в текущем, сохраняется структура финансирования дефицита бюджета, то есть не предусматривается финансирование дефицита бюджета за счет кредитов Национального банка.

Поступления от реализации принадлежащего государству имущества, как источник финансирования дефицита республиканского бюджета, планируются на 2008 год в размере 100 млрд. рублей, или 0,2 процента ВВП.

Доходы консолидационного бюджета на 2008 год (без учета средств Фонда социальной защиты населения и инновационных фондов) вырастут в номинальном выражении на 28 процентов к плановым назначениям 2007 года. При этом доходы республиканского бюджета увеличатся по сравнению с ожидаемым исполнением в 2007 году на 23,5 процента, местных бюджетов - на 20,8 процента, а доходы Фонда социальной защиты населения - на 25 процентов.

Расчетными показателями бюджетов областей и г. Минска на 2008 год объем местных бюджетов по доходам и расходам определен в сумме 9610,2 млрд. рублей (рост против уточненного плана 2007 года в размере около 20 процентов).

В объеме доходов местных бюджетов собствен­ные и закрепленные доходы составляют 52,6 про­цента (в 2007 году - 55,8 процента), отчисления от республиканских налогов и доходов и ассигно­вания из республиканского бюджета - 47,4 про­цента (в 2007 году - 44,2 процента).

Около 60 процентов доходов бюджетов облас­тей и г. Минска составляют налог на добавленную стоимость, налоги на прибыль и доходы, подо­ходный налог с населения.

В 2008 году предусматривается сохранить по­рядок формирования доходов бюджетов областей и нормативы отчислений от общереспубликанских налогов, действующие в 2008 году. Нормативы от­числений в бюджет г. Минска установлены от на­лога на прибыль - 19,4 процента (в 2008 году - 29.2 процента) и налога на добавленную стоимость - 24 процента (в 2007 году ‑ 32,1 процента).

В Законе «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» за местными Советами депутатов со­храняется право вводить местные налоги и сборы: налог с продаж товаров в розничной торговле; на­лог на услуги; целевые сборы; сборы с пользова­телей; сбор с заготовителей; курортный сбор; сбо­ры с физических лиц при пересечении ими Госу­дарственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска; налог на приобретение бензина и дизельного топлива.

В состав бюджетов областей и г. Минска включены средства местных целевых бюджетных фон­дов охраны природы, дорожных, жилищно‑инвестиционных, инновационных, а также часть средств государственного фонда содействия занятости.

Расчетные показатели по расходам бюджетов областей и г. Минска предусматривают сохранение их социальной направленности. Расходы на финан­сирование отраслей непроизводственной сферы составляют более 70 процентов объема местных бюджетов и рассчитаны с учетом минимальных нор­мативов бюджетной обеспеченности на 1 жителя:

по здравоохранению - 223,7 тыс. рублей, или с ростом на 33,1 процента к 2007 году;

по другим отраслям непроизводственной сфе­ры - 382,2 тыс. рублей, или с ростом на 29 про­центов против 2007 года. Норматив бюджетной обеспеченности для г. Минска определен с повы­шающим коэффициентом - в сумме 389,5 тыс. рублей.

Расходы на финансирование отраслей непро­изводственной сферы предусмотрены бюджетами областей и г. Минска на 2008 год в сумме 6173,8 млрд. рублей, или с ростом против плана 2007 года на 27,6 процента, в том числе на здравоохранение - на 31,2 процента, образование - на 26,4 процента, социальную политику - на 32,6 процента, культуру, искусство и кинематографию ‑ на 20,7 процента.

Около 20 процентов расходов бюджетов облас­тей и г. Минска предполагается направить на фи­нансирование отраслей хозяйства: предприятий жилищно-коммунального хозяйства и транспор­та, сельское хозяйство, жилищное строительство, возмещение разницы в ценах на твердое топливо, реализуемое населению.

Для обеспечения источниками предусматрива­емых на 2005 год расходов бюджетов областей и г. Минска, кроме собственных и закрепленных до­ходов, предусмотрены безвозмездные поступле­ния из республиканского бюджета:

средства из фонда финансовой поддержки ад­министративно-территориальных единиц - 1657,1 млрд. рублей;

субсидии на жилищное строительство - 24,2 млрд. рублей;

субвенции на строительство метрополитена - 7,8 млрд. рублей;

субвенции на финансирование расходов, свя­занных с осуществлением г. Минском функций сто­лицы, - 50 млрд. рублей;

трансферты г. Минску из республиканского до­рожного фонда на строительство и ремонт проез­жей части улиц, являющихся продолжением рес­публиканских автомобильных дорог, - 44,4 млрд. рублей.

На 2008 год средства, передаваемые в местные бюджеты, определены в размере 1783,4 млрд. руб­лей, или с ростом против 2007 года на 32,0 процента.

Для выравнивания уровня развития сети местных автомобильных дорог областным Советам депутатов предусматриваются средства из республиканского дорожного фонда в сумме 41 млрд. рублей.

Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» (статья 31) определено, что областные и Минский городской Советы депутатов:

утверждают предельный размер гарантий, пре­доставляемых по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь юридическим лицам Респуб­лики Беларусь, который не может превышать 5 про­центов объемов расходов соответствующих местных бюджетов {за исключением кредитов, выдаваемых для развития жилищного строительства на селе);

утверждают предельный размер гарантий, пре­доставляемых по кредитам, выдаваемым банка­ми Республики Беларусь юридическим лицам Рес­публики Беларусь для развития жилищного строи­тельства на селе;

предусматривают направление средств мест­ных бюджетов на исполнение гарантий, предос­тавленных местными исполнительными и распо­рядительными органами, по кредитам, выданным банками Республики Беларусь юридическим ли­цам Республики Беларусь,

В 2008 году местным Советам депутатов пре­доставляется право:

увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза, ставки земельного налога, налога на не­движимость, платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов (за исключением на­лога на добычу нефти, поваренной и калийной соли) отдельным категориям плательщиков, Ре­шения местных Советов депутатов об увеличении ставок указанных налогов не распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей, получающих государственную поддер­жку в виде отсрочки, рассрочки, налогового креди­та или нормативного распределения выручки, суб­сидий и средств на капитальные вложения из рес­публиканского бюджета;

освобождать от уплаты земельного налога и налога на недвижимость организации потреби­тельской кооперации по объектам торговли и об­щественного питания, расположенным в сельс­кой местности.

Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (областной бюджет).

Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и города Минска составляет проект консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь, а также местных бюджетов на предстоящий финансовый (бюджетный) год и предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.

Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.


ЛИТЕРАТУРА

1.   Проект Закона о бюджете на 2008 год.

2.   Постановление «О мерах реализации закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007г.» от 03.03.2007г. № 227.

3.   «Правила составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использование» от 30.12.2004г.

4.    Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. – Мн.: АУ ПРБ, 2007. – 362 с.

5.    Антонова Н.Б., Вечер А.В. Прогнозирование и планирование экономики: Курс лекций. – Мн.: АУ ПРБ, 2005. – 134 с.

6.   Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: Учеб. пособ. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 243 с.

7.   Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. – М.: Дело, 2005. – 275 с.

8.   Бежанов О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования / Под ред. М.А. Яхъева. – М.: Экзамен, 2006. – 128 с.

9.   Бушмин Е.В. Реформа межбюджетных отношений: первые итоги и задачи на перспективу // Финансы. – 2005. - №6. - С.4-8.

10.Бычкова Г.М. Финансы. – Гомель: БелГУТ, 2005. – 89 с.