Контрольная работа: Маркетинговая служба предприятия
Задача 1
Необходимо провести PEST-анализ на примере любого функционирующего предприятия АР Крым.
PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые используются, чтобы оценить рынок для организационной или бизнес-единицы и могут повлиять на стратегию предприятия.
Решение:
Проведем PEST-анализ на примере ресторана «Mc’donald
№ |
Рассматриваемый фактор |
Шкала оценивания От -3 до +3 |
Политические факторы |
||
1 |
Ужесточение санитарных норм для пунктов питания | – 2 |
2 |
Нестабильность политической и экономической ситуации в стране | – 3 |
3 |
Угроза со стороны контролирующих органов и администрации | – 1 |
Экономические факторы |
||
1 |
Рост уровня инфляции в стране | – 3 |
2 |
Выгодное расположение в городе | + 2 |
3 |
Возможность создания нового бизнеса | + 1 |
4 |
Предоставление налоговых льгот для мелкого бизнеса | + 1 |
5 |
Большое количество лицензированных видов деятельности | – 2 |
Социальные факторы |
||
1 |
Возрастание темпов жизни | + 3 |
2 |
Увеличение численности потенциальных потребителей за счет приезжающих в столицу | + 1 |
3 |
Низкая платежеспособность населения | – 3 |
4 |
Отсутствие квалифицированных специалистов | – 1 |
Технологические факторы |
||
1 |
Расширяется ассортимент оборудования для небольших кафе | + 1 |
Рыночное окружение |
||
1 |
Возрастание уровня конкуренции | – 3 |
2 |
Возможность расширения ассортимента предлагаемой продукции | + 2 |
3 |
Наличие перспектив развития каждого из действующих в бизнесе | + 2 |
|
Итого Негативное влияние |
-5 |
Таким образом, в ходе проведенного PEST-анализа было прослежено отрицательное и положительное влияние различных факторов на данный вид бизнеса. В итоге сложилось негативное влияние этих факторов, следовательно, предприятию необходимо прогнозировать свою деятельность, а также разрабатывать адаптивную модель.
Задача 2
Необходимо выполнить SWOT-анализ на примере любого функционирующего предприятия АР Крым.
SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения.
Решение:
Проведем SWOT-анализ на примере ресторана «Mc’donald»
Активы |
Шкала оценивания |
Пассивы |
Шкала оценивания |
|
1. Внешняя среда |
||||
1.1 Макросреда |
||||
Возможности |
|
Угрозы |
|
|
Положительная динамика ВВП | + 2 | Нестабильность законодательства | – 2 | |
Положительное внешнеэкономическое сальдо | + 2 | Уровень инфляции превышает 6% | – 2 | |
Уровень доходов населения превышает темп инфляции | + 2 | Уровень безработицы превышает 6% | – 2 | |
Итого раздел 1.1 |
+ 6 |
Итого раздел 1.1 |
– 6 |
|
1.2 Микросреда |
||||
Высокая доля предприятий на рынке | + 2 | Высокий уровень конкуренции | – 2 | |
Низкий уровень концентрации потребителей | + 2 | Низкая платежеспособность населения | – 2 | |
Высокая эластичность цен на продукты | – 2 | |||
Итого по разделу 1.2 |
+ 4 |
Итого по разделу 1.2 |
– 6 |
|
Итого по разделу 1 |
+ 10 |
Итого по разделу 1 |
– 12 |
|
2. Внутренняя среда |
||||
Сильные стороны |
|
Слабые стороны |
|
|
Наличие лицензии | + 2 | Низкий уровень менеджмента | – 2 | |
Высокий уровень квалифицированности персонала | + 2 | Плохое финансовое состояние | – 2 | |
Сравнительно низкая цена на услуги | + 2 | Отсутствие системы переподготовки кадров | – 2 | |
Широкий ассортимент продукции | + 2 | Неяркий дизайн пиццерии | – 2 | |
Наличие лицензии | + 2 | |||
Эффективная организационная структура | + 2 | |||
Применение нового оборудования | + 2 | |||
Итого раздел 2 |
+ 14 |
Итого раздел 2 |
– 8 |
|
Всего по разделам |
+ 24 |
Всего по разделам |
– 20 |
|
Баланс |
+ 4 |
|
|
|
Итак, на основании SWOT-таблицы можно сделать вывод, что в лучшем случае бизнес будет процветать и дальше, а в худшем – безликий дизайн может привести к снижению потока покупателей.
Предприятию необходимо проводить мероприятия по защите своих позиций в данной сфере за счет реструктуризации деятельности.
Задача 3
Исходные данные, характеризующие положение предприятия на рынке:
Базовый период |
Отчетный период |
|||||||
Показатели | П | К1 | К2 | К3 | П | К1 | К2 | К3 |
1. Объем продаж | ||||||||
Сегмент 1 | 13,48 | 5,04 | 22,24 | 11,35 | 10,61 | 5,12 | 17,25 | 12,83 |
Сегмент 2 | 11,78 | 12,78 | - | 8,7 | 10,17 | 15,48 | 8,63 | 4,04 |
Сегмент 3 | 6,24 | 9,05 | - | 6,85 | 8,22 | 7,01 | 11,35 | 7,49 |
2. Цена, грн. за 1 кг | 5,81 | 5,87 | 5,79 | 5,91 | 5,84 | 5,88 | 5,82 | 5,97 |
Необходимо определить недостающие данные, рассчитать рыночные доли предприятия Дп и всех конкурентов, изменение рыночной доли предприятия ∆Д, определить факторное влияние выручки предприятия и конкурентов, оценить влияние сбыта продукции предприятия и его конкурентов на рыночную долю предприятия, рассчитать изменение выручки от реализации продукции предприятия и его конкурентов на рынке в целом и на каждом сегменте рынка, определить влияние активности каждого сегмента на изменение рыночной доли предприятия и конкурентов, дать рекомендации по изменению маркетинговой политики предприятия на каждом сегменте.
Решение:
Базовый период |
Отчетный период |
|||||||||||||
Показатели
|
П | К1 | К2 | К3 | Все конкуренты | Весь рынок | П | К1 | К2 | К3 | Все конкуренты | Весь рынок |
|
|
1. Объем продаж, тыс. кг | 31,5 | 26,87 | 22,24 | 26,9 | 76,01 | 107,51 | 29,0 | 27,61 | 37,23 | 24,36 | 89,2 | 118,2 |
|
|
Сегмент1 | 13,48 | 5,04 | 22,24 | 11,35 | 38,63 | 52,11 | 10,61 | 5,12 | 17,25 | 12,83 | 35,2 | 45,81 |
|
|
Сегмент 2 | 11,78 | 12,78 | - | 8,7 | 21,48 | 33,26 | 10,17 | 15,48 | 8,63 | 4,04 | 28,15 | 38,32 |
|
|
Сегмент 3 | 6,24 | 9,05 | - | 6,85 | 15,9 | 22,14 | 8,22 | 7,01 | 11,35 | 7,49 | 25,85 | 34,07 |
|
|
2. Цена, грн. за 1 кг | 5,81 | 5,87 | 5,79 | 5,91 | 5,84 | 5,88 | 5,82 | 5,97 |
|
|||||
3. Выручка | 183,01 | 157,73 | 128,77 | 158,98 | 445,48 | 628,49 | 169,36 | 162,35 | 216,68 | 145,43 | 524,46 | 693,82 |
|
|
Сегмент 1 | 78,32 | 29,58 | 128,77 | 67,08 | 225,43 | 303,75 | 61,96 | 30,11 | 100,4 | 76,6 | 207,11 | 269,07 |
|
|
Сегмент 2 | 68,44 | 75,02 | - | 51,42 | 126,44 | 194,88 | 59,39 | 91,02 | 50,23 | 24,12 | 165,37 | 224,75 |
|
|
Сегмент 3 | 36,25 | 53,12 | - | 40,48 | 93,6 | 129,85 | 48,0 | 41,22 | 66,06 | 44,72 | 152,0 | 200,0 |
|
|
Определим объем продаж предприятия и конкурентов на всем рынке (базовый период):
V = C1 + C2 + C3
Vп = 13,48+11,78+6,24 = 31,5 тыс. кг.
Vк1 = 5,04+12,78+9,05 = 26,87 тыс. кг.
Vк2 = 22,24 тыс. кг.
Vк3 = 11,35+8,7+6,85 = 26,9 тыс. кг.
Vк = 26,87+22,24+26,9 = 76,01 тыс. кг.
Vвесь рынок = 31,5+76,01 = 107,51 тыс. кг.
Определим объем продаж конкурентов по каждому сегменту:
Vкс1 = 5,04+22,24+11,35 = 38,63 тыс. кг.
Vкс2 = 12,78+8,7 = 21,48 тыс. кг.
Vкс3 = 9,05+6,85 = 15,9 тыс. кг.
Рассчитаем объем продаж на каждом сегменте и по всем участникам рыночных отношений:
Vс1 = 13,48+38,63 = 52,11 тыс. кг.
Vс2 = 11,78+21,48 = 33,26 тыс. кг.
Vс3 = 6,24+15,9 = 22,14 тыс. кг.
Рассчитаем выручку предприятия и конкурентов на всем рынке:
Вп = Ц * Vп = 5,81 * 31,5 = 183,01 тыс. грн.
Вк = Ц * Vк
Вк1 = 5,87 * 26,87 = 157,73 тыс. грн.
Вк2 = 5,79 * 22,24 = 128,77 тыс. грн.
Вк3 = 5,91 * 26,9 = 158,98 тыс. грн.
Рассчитаем выручку предприятия и конкурентов на каждом сегменте:
а) 1-й сегмент
Вп = Ц * Vпс1 = 5,81 * 13,48 = 78,32 тыс. грн.
Вк1 = Ц * Vкс1 = 5,04 * 5,87 = 29,58 тыс. грн.
Вк2 = 22,24 * 5,79 = 128,77 тыс. грн.
Вк3 = 11,35 * 5,91 = 67,08 тыс. грн.
б) 2-й сегмент
Вп = Ц * Vпс2 = 5,81 * 11,78 = 68,44 тыс. грн.
Вк1 = Ц * Vкс2 = 12,78 * 5,87 = 75,02 тыс. грн.
Вк3 = 8,7 * 5,91 = 51,42 тыс. грн.
в) 3-й сегмент
Вп = Ц * Vпс3 = 5,81 * 6,24 = 36,25 тыс. грн.
Вк1 = Ц * Vкс3 = 9,05 * 5,87 = 53,12 тыс. грн.
Вк3 = 6,85* 5,91 = 40,48 тыс. грн.
Рассчитаем выручку по каждому сегменту и по всем участникам рыночных отношений
Вк = Вк1+Вк2+Вк3 = 445,48 тыс. грн.
Вкс1 = Вк1+Вк2+Вк3 = 29,58 + 128,77 + 67,08 = 225,43 тыс.
Вкс2 = Вк1+Вк2+Вк3 = 75,02 + 51,42 = 126,44 тыс. грн.
Вкс3 = Вк1+Вк2+Вк3 = 53,12 + 40,48 = 93,6 тыс. грн.
Врынок = Вк+Вп = 183,01+445,48 = 628,49 тыс. грн.
Вс1 = 78,32+225,43 = 303,75 тыс.
Вс2 = 68,44+126,44 = 194,88 тыс. грн.
Вс3 = 36,25+93,6 = 129,85 тыс. грн.
Определим объем продаж предприятия и конкурентов на всем рынке (отчетный период):
V = C1 + C2 + C3
Vп = 10,61+10,17+8,22 = 29,0 тыс. кг.
Vк1 = 5,12+15,48+7,01 = 27,61 тыс. кг.
Vк2 = 17,25+8,63+11,35 = 37,23 тыс. кг.
Vк3 = 12,83+4,04+7,49 = 24,36 тыс. кг.
Vк = 27,61+37,23+24,36 = 89,2 тыс. кг.
Vвесь рынок = 29,0+89,2 = 118,2 тыс. кг.
Определим объем продаж конкурентов по каждому сегменту:
Vкс1 = 5,12+17,25+12,83 = 35,2 тыс. кг.
Vкс2 = 15,48+8,63+4,04 = 28,15 тыс. кг.
Vкс3 = 7,01+11,35+7,49 = 25,85 тыс. кг.
Рассчитаем объем продаж на каждом сегменте и по всем участникам рыночных отношений:
Vс1 = 10,61+35,2 = 45,81 тыс. кг.
Vс2 = 10,17+28,15 = 38,32 тыс. кг.
Vс3 = 8,22+25,85 = 34,07 тыс. кг.
Рассчитаем выручку предприятия и конкурентов на всем рынке:
Вп = Ц * Vп = 5,84 * 29,0= 169,36 тыс. грн.
Вк = Ц * Vк
Вк1 = 5,88 * 27,61 = 162,35 тыс. грн.
Вк2 = 5,82 * 37,23 = 216,68 тыс. грн.
Вк3 = 5,97 * 24,36 = 154,43 тыс. грн.
Рассчитаем выручку предприятия и конкурентов на каждом сегменте:
а) 1-й сегмент
Вп = Ц * Vпс1 = 5,84 * 10,61 = 61,96 тыс. грн.
Вк1 = Ц * Vкс1 = 5,12 * 5,88 = 30,11 тыс. грн.
Вк2 = 17,25 * 5,82 = 100,4 тыс. грн.
Вк3 = 12,83 * 5,97 = 76,6 тыс. грн.
б) 2-й сегмент
Вп = Ц * Vпс2 = 5,84 * 10,17 = 59,39 тыс. грн.
Вк1 = Ц * Vкс2 = 15,48 * 5,88 = 91,02 тыс. грн.
Вк2 = 8,63 * 5,82 = 50,23 тыс. грн
Вк3 = 4,04 * 5,97 = 24,12 тыс. грн.
в) 3-й сегмент
Вп = Ц * Vпс3 = 5,84* 8,22 = 48,0 тыс. грн.
Вк1 = Ц * Vкс3 = 7,01 * 5,88 = 41,22 тыс. грн.
Вк2 = 11,35 * 5,82 = 66,06 тыс. грн
Вк3 = 7,49* 5,97 = 44,72 тыс. грн.
Рассчитаем выручку по каждому сегменту и по всем участникам рыночных отношений
Вк = Вк1+Вк2+Вк3 = 162,35+216,68+145,43 = 524,46 тыс. грн.
Вкс1 = Вк1+Вк2+Вк3 = 30,11+100,4+76,6 = 207,11 тыс.
Вкс2 = Вк1+Вк2+Вк3 = 91,02+50,23+24,12 = 165,37 тыс. грн.
Вкс3 = Вк1+Вк2+Вк3 = 41,22+66,06+44,72 = 152,0 тыс. грн.
Врынок = Вк+Вп = 169,36+524,46 = 693,82 тыс. грн.
Вс1 = 61,96+207,11 = 269,07 тыс.
Вс2 = 59,38+165,37 = 224,75 тыс. грн.
Вс3 = 48,0+152,0 = 200,0 тыс. грн.
Определим рыночные доли предприятия и всех конкурентов:
Дп = ; Дк =
а) базисный период
Дп = ; Дк =
б) отчетный период
Дп = ; Дк =
Определим изменение рыночной доли предприятия:
∆Дп = Доп - Дп б = 0,244 – 0,291 = -0,047
∆Дк = Док - Дк б = 0,756 – 0,709 = 0,047
Рассчитаем факторное влияние выручки предприятия и конкурентов:
∆Дпф = 0,5 (∆Дп + – )
∆Дпф = 0,5 (-0,047 +169,36/(169,36+445,48) – 183,01/(183,01+524,46)) = -0,0155
∆Дкф = 0,5 (∆Дк + – )
∆Дкф = 0,5 (0,047 +183,01/(183,01+524,46) – 169,36/(169,36+445,48)) = 0,0155
Таким образом, проведя факторный анализ можно сделать вывод о том, что рыночная доля предприятия изменилась в результате «давления» конкурентов.
Рассчитаем изменение выручки от реализации продукции предприятия и его конкурентов на рынке в целом и на каждом сегменте рынка:
∆Вп = ∆Впо – ∆Впб; ∆Вк = ∆Вко – ∆Вкб
∆Вп = 169,36–183,01 = -13,65 тыс. грн. ∆Вк = 524,46–445,48 = 78,98 тыс. грн.
∆Вп1 = 61,96–78,32 = -16,36 тыс. грн. ∆Вк1 = 207,11–225,43=-18,32 тыс. грн.
∆Вп2 = 59,39–68,44 = -9,05 тыс. грн. ∆Вк2 = 165,37–126,44=38,93 тыс. грн.
∆Вп3 = 48,0–36,25 = 11,75 тыс. грн. ∆Вк3 = 152,0–93,6=58,4 тыс. грн.
Таким образом, на предприятии наблюдается снижение выручки на 13,65 тыс. грн. за счет снижения выручки на 1 сегменте, выручка же конкурентов возросла на 78,98 тыс. грн. за счет увеличения выручки на 2 сегменте рынка.
Определить влияние активности каждого сегмента на изменение рыночной доли предприятия и конкурентов
∆Дп1 = ∆Дпф* ∆Вп1/∆Вп; ∆Дк1 = ∆Дкф* ∆Вк1/∆Вк;
∆Дп1 = -0,0155*(-16,36)/(-13,65) = -0,0186
∆Дп2 = -0,0155*(-9,05)/(-13,65) = -0,0103
∆Дп3 = -0,0155*11,75/(-13,65) = 0,0133
Итого: -0,0156
∆Дк1 = 0,0155*18,32/78,98= 0,0036
∆Дк2 = 0,0155*38,93/78,98= 0,0076
∆Дк3 = 0,0155*58,4/78,98= 0,0115
Итого: 0,1262
Таким образом, предприятию необходимо срочно менять свою маркетинговую политику, внедрять новые маркетинговые инструменты: необходимо изменить метод ценообразования, провести новую рекламную компанию. Необходимо установить также постоянный мониторинг внешнего и внутреннего влияния на деятельность фирмы. Следует также разработать систему скидок, провести акции с целью привлечения внимания потребителей к продукции.
Задача 4
На основании данных, приведенных в таблице рассчитать прогноз эффективности функционирования предполагаемой службы маркетинга для структуры предприятия и сделать выводы. Промежуточные результаты расчета затратоемкости, прибыльности и рентабельности представить графически.
Год |
Прибыль, тыс. грн. |
Объем продаж, тыс. грн |
Затраты на службу маркетинга, грн |
Численность службы маркетинга, чел.
|
2000 |
298,4 | 458,7 | 2568 | 12 |
2001 |
359,4 | 343,6 | 3189 | 10 |
2002 |
305,7 | 758,8 | 2198 | 19 |
2003 |
459,7 | 633,4 | 4569 | 14 |
2004 |
398,5 | 875,6 | 3578 | 17 |
2005 |
402,8 | 657,4 | 5987 | 10 |
2006 |
639,8 | 521,8 | 4213 | 8 |
Решение:
Оценить службу маркетинга можно с помощью следующих показателей:
1. Затратоемкость, которая рассчитывается как отношение затрат на службу маркетинга и объема продаж
2000: 2568/458700 = 0,0056 грн/грн
2001: 3189/343600 = 0,0093 грн/грн
2002: 2198/758800 = 0,0029 грн/грн
2003: 4569/633400 = 0,0072 грн/грн
2004: 3578/875600 = 0,0041 грн/грн
2005: 5987/657400 = 0,0091 грн/грн
2006: 4213/521800 = 0,0081 грн/грн
Отобразим динамику показателей затратоемкости графически:
2. Прибыльность, которая рассчитывается как отношение прибыли и числа служб маркетинга
2000: 298400/12 = 24867 грн/чел.
2001: 359400/10 = 35940 грн/чел.
2002: 305700/19 = 16089 грн/чел.
2003: 459700/14 = 32842 грн/чел.
2004: 398500/17 = 23447 грн/чел.
2005: 402800/10 = 40280 грн/чел.
2006: 639800/8 = 79984 грн/чел.
Отобразим динамику показателей прибыльности графически:
3. Рентабельность, которая рассчитывается как отношение прибыли к затратам службы маркетинга
2000: 298400/2568*100% = 11620%
2001: 359400/3189*100% = 11270%
2002: 305700/2198*100% = 13908%
2003: 459700/4569*100% = 10061%
2004: 398500/3578*100% = 11138%
2005: 402800/5987*100% = 6728%
2006: 639800/4213*100% = 15186%
Отобразим динамику показателей рентабельности графически
Таким образом, прибыль предприятия увеличилась, что было вызвано уменьшением численности служб маркетинга в 2005–2006 гг. на 2 человека.
Задача 5
Оценить степень риска предприятия, выходящего на рынок с новым товаром, используя следующие данные. Предложите мероприятия для стабилизации деятельности предприятия.
Показатель, тыс. грн. |
2005 |
2006 |
1. Оборотные средства | 356,38 | 418,12 |
2. Материалы и продукты питания | 3,99 | 65,73 |
3. МБП | 82,62 | 144,36 |
4. Текущая задолженность | 41,58 | 103,32 |
5. Уставный капитал | 105,21 | 105,21 |
6. Паевой капитал | 3,10 | 58,64 |
7. Дополнительно вложенный капитал | 18,46 | 24,3 |
8. Резервный капитал | 17,09 | 12,3 |
9. Объем продаж | 180,22 | 214,96 |
10. Цена за единицу | 205,44 | 267,18 |
11. Прибыль от реализации ОПФ | 97,02 | 158,76 |
12. Необоротные активы | 81,26 | 143,00 |
13. Векселя полученные | 78,44 | 140,18 |
14. Дебиторская задолженность за товары | 83,50 | 145,24 |
15. Дебиторская задолженность по расчетам | 84,41 | 146,15 |
16. Текущие финансовые инвестиции | 89,31 | 151,05 |
17. Расходы будущих периодов | 84,50 | 146,24 |
Решение
Рассчитать и оценить степень риска фирмы, вступающей на рынок, можно с помощью следующей формулы:
Р = ,
где Р – степень риска, Кр – коэффициент риска.
1. Рассчитаем коэффициент ликвидности, который равен отношению разности суммы оборотных средств и суммы запасов к сумме текущей задолженности.
Сумма запасов рассчитывается как сумма материалов и продуктов питания и МБП:
2005: 3,99+82,62 = 86,61 тыс. грн.
2006: 65,73+144,36 = 210,09 тыс. грн.
Рассчитаем коэффициент ликвидности:
2005: (356,38–86,61)/41,58 = 6,49
2006: (418,12–210,09)/103,32 = 2,01
2. Рассчитаем коэффициент капитала, который равен отношению суммы обязательств к сумме собственного капитала.
Сумма обязательств определяется как сумма дебиторской задолженности за товары и дебиторской задолженности по расчетам:
2005: 83,5+84,41 = 167,91 тыс. грн.
2006: 145,24+146,15 = 291,39 тыс. грн.
Сумма собственного капитала определяется как сумма уставного капитала, дополнительного капитала и резервного.
Коэффициент капитала:
2005: 167,91/(105,21+3,10+18,64+17,09) = 1,17
2006: 291,39/(105,21+58,64+24,3+12,3) = 200,45
3. Рассчитаем коэффициент валовой прибыли, который определяется как сумма прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации ОПФ и прибыли от внереализационной деятельности.
Прибыль от реализации продукции определяется как разность произведения объема продаж на цену и НДС:
2005: 180,22*0,205–180,22*0,205*0,2 = 29,57 тыс. грн.
2006: 241,96*0,27 – 241,96*0,27*0,2 = 52,26 тыс. грн.
Сумма валовой прибыли:
2005: 29,57+97,02 = 126,59 тыс. грн.
2006: 52,26+158,76 = 211,02 тыс. грн.
Коэффициент валовой прибыли:
2005: 126,59/144,04 = 0,88
2006: 211,02/52,26 = 4,04
4. Рассчитаем коэффициент рентабельности производства, который определяется как отношение суммы валовой прибыли к сумме собственного капитала:
2005:126,59/144,04 = 0,7
2006:211,02/200,45 = 1,05
5. Рассчитаем коэффициент рентабельности активов, который определяется как отношение суммы чистой прибыли к сумме активов.
Чистая прибыль = Валовая прибыль – налог на прибыль
Определим размер чистой прибыли:
2005: 126,59–31,65 = 94,94 тыс. грн.
2006: 211,02–52,76 = 158,27 тыс. грн.
Сумма активов определяется как сумма необоротных активов+ векселя полученные+дебиторская задолженность за товары+дебиторская задолженность по расчетам+ текущие финансовые инвестиции+ расходы будущих периодов:
2005: 78,44+83,5+84,41+89,31+84,5= 402,16 тыс. грн.
2006: 143+140,18+145,24+146,15+151,05+146,24 = 871,86 тыс. грн.
Рассчитаем коэффициент рентабельности активов:
2005: 94,94/501,42 = 0,2
2006: 158,27/871,86 = 0,18
6. Рассчитаем коэффициент эффективности оборотных средств, который рассчитывается как отношение суммы объема продаж к сумме собственного оборотного капитала.
Сумма собственного оборотного капитала = векселя полученные +дебиторская задолженность за товары +дебиторская задолженность по расчетам+текущие финансовые инвестиции+расходы будущих периодов:
2005: 83,5+84,41+89,31+84,5= 420,16 тыс.грн.
2006: 140,18+145,24+146,15+151,05+146,24 = 728,86 тыс.грн.
Оопеределим коэффициент эффективности оборотных средств:
2005: 180,22/420,16 = 0,43
2006: 52,26/728,86 = 0,1
7. Рассчитаем степень риска:
2005: 6,498+1,17+0,7+0,88+0,2+0,43 = 9,87
Таким образом, предприятию не следует выходить на рынок с новым товаром, поскольку степень риска высокая.
2006: 2,01+1,45+4,04+1,05+0,18+0,1= 8,8
Таким образом, предприятию не следует выходить на рынок с новым товаром, поскольку степень риска высокая.
Задача 6
Оценить рыночный спрос на аудиокассеты и индекс покупательной способности населения в 2-х областях исходя из следующих данных. Сделайте выводы.
Показатель |
Донецкая область |
Киевская область |
1. Численность населения региона, тыс. чел. | 1358,8 | 1458,8 |
2. Общее количество населения страны, тыс. чел. | 47856,3 | 47856,3 |
3. Средняя зарплата, грн | 1159,7 | 1204,3 |
4. Подоходный налог | ||
5. Затраты на питание, грн. | 341,5 | 365,4 |
6. Средняя доля расходов на аудиоаппаратуру, грн | 263,3 | 256,6 |
7. Ожидаемая доля расходов на DVD диски, грн | 54,4 | 58,5 |
8. Х1 | 0,23 | 0,26 |
9. Х2 | 0,28 | 0,24 |
10. Х3 | 0,36 | 0,36 |
11. Общий объем розничной реализации страны, грн. | 78956,2 | 78956,2 |
12. Объем реализации в данной области, грн | 18798,9 | 24256,3 |
13. Располагаемый доход всего населения страны, грн | 458,74 | 458,74 |
14. Расходы на бытовую технику, грн | 123,3 | 397,8 |
Решение:
Чтобы рассчитать рыночный спрос на конкретный товар необходимо воспользоваться формулой:
Рыночный спрос на аудиокассеты = Численность населения в регионе*среднедушевой показатель располагаемого дохода*среднюю долю расходов на аудиоаппаратуру в расходах на бытовую технику*ожидаемая доля расходов на аудиокассеты в величине расходов на аудиоаппаратуру.
Донецкая область:
1.1 Среднедушевой показатель располагаемого дохода = з/плата-налоги-затраты на жилье и питание:
1159,7–1159,7*0,15–341,5 = 644,25 грн.
1.2 Средняя доля расходов на аудиоаппаратуру в расходах на бытовую технику = расходы на аудиоаппаратуру / расходы на бытовую технику:
263,3/123,3 = 2,135 или 213,5%
1.3 Ожидаемая доля расходов в величине расходов на аудиоаппаратуру = расходы на аудиокассеты / расходы на аудиоаппаратуру:
54,4/263,3 = 0,207 или 20,7%
1.4 Определим рыночный спрос:
644,25*2,135*0,207*1358,8 = 386 882 чел.
Киевская область:
2.1 Среднедушевой показатель располагаемого дохода = з/плата-налоги-затраты на жилье и питание:
1204,3–1204,3*0,15–365,4 = 658,26 грн.
2.2 Средняя доля расходов на аудиоаппаратуру в расходах на бытовую технику = расходы на аудиоаппаратуру / расходы на бытовую технику:
256,6/397,8 = 0,645 или 64,5%
2.3 Ожидаемая доля расходов в величине расходов на аудиоаппаратуру = расходы на аудиокассеты / расходы на аудиоаппаратуру:
58,5/256,6 = 0,228 или 22,8%
2.4 Определим рыночный спрос:
658,26*0,645*0,228*1458,8 = 141 217 чел.
Таким образом, в Донецкой области рыночный спрос больше, чем в Киевской.
3. Определим индекс покупательской способности:
D=X1*Ai + X2*Bi + X3*Ci, где Х1, Х2, Х3 – рассчитанные показатели, Ai – располагаемый доход в регионе / располагаемый доход населения страны, Bi – объем реализации в регионе / объем реализации в стране, Ci – численность населения в регионе / численность населения в стране.
Донецкая область:
D = 0,23*644,25/458,74+0,28*18798,9/78956,2+0,36*1358,8/47856,3 = 0,4
Киевская область:
D = 0,26*658,26/458,74+0,24*24256,3/78956,2+0,36*1458,8/47856,3 = 0,458
Таким образом, аудиокассеты должны реализовываться в Донецкой области, поскольку здесь достигается высокий процент реализации товара, а также высокий уровень покупательской способности.
Задача 7
Деятельность предприятия описывается следующими данными:
Показатель |
Единица измерения |
Размер показателя |
Годовой товарооборот до рекламного периода | Грн | 84575 |
Прирост товарооборота | % | 9 |
Количество дней учета товарооборота в рекламный и после рекламный период | Дни | 120 |
Торговая надбавка на товар | % | 11 |
Расходы на рекламу | Грн | 42500 |
Дополнительные расходы по приросту товарооборота | Грн | 8256 |
Фактическое изменение объема прибыли за период действия рекламы | Грн | 45700 |
Плановое изменение объема прибыли за период действия рекламы | грн | 43000 |
Решение
1. Дополнительный товарооборот под воздействием рекламы можно определить, используя следующую формулу:
Тд = Тс*П*Д/100%,
где Тд – дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, П – прирост среднегодового товарооборота за рекламный и послерекламный период, Тс – среднедневной товарооборот до рекламного периода, Д – количество дней учета товарооборота в рекламном и послерекламном периоде.
Тс = 84575/365= 231,71 грн.
Тд = 231,71*109*120/100 = 30307,97 грн.
2. Определим экономический эффект рекламирования, используя следующую формулу:
Э = (Тд*Нм/100%) – Ир+Ид,
где Э – экономический эффект рекламирования, Нм – торговая надбавка на товар, Ир – расходы на рекламу, Ид – дополнительные расходы по приросту товарооборота.
Э = 30307,97*111/100 – 42500+8256 = -602,15 грн.
Экономический эффект рекламирования товара предприятием равен -602,15 грн. Поскольку получен отрицательный экономический эффект, расчет показателей уровня достижения цели рекламы и рентабельность рекламирования товара произвести нельзя.
Для повышения эффективности рекламирования товара необходимо правильное и эффективное принятие решений по следующим направлениям:
ü Формулирование цели рекламы для выбранного сегмента рынка;
ü Выбор сообщения;
ü Выбор каналов сообщений ит. д.