Отчет по практике: Организационная структура, кадры, закупки и сбыт, маркетинговая политика ООО "Ай-Пи", г. Хабаровск
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационная структура, задачи и функции ООО “Ай-Пи”. Юридический статус, основные виды деятельности. Структурные подразделения фирмы.
2. Кадровый персонал фирмы, основные категории работников. Организация труда.
3. Ассортимент реализуемых товаров, перечень основных поставщиков и потребителей
4. Имущество фирмы. Назначение и состав имущества фирмы. Факторы, определяющие структуру имущества
5. Затраты фирмы, направления их оптимизации
6. Доходы фирмы. Ценообразование на услуги фирмы
7. Финансовый механизм фирмы. Организация учета, статистическая отчетность
8. Организация маркетинговой деятельности в фирме.
Список литературы
Приложения
1. Организационная структура, задачи и функции ООО “Ай-Пи”. Юридический статус, основные виды деятельности. Структурные подразделения фирмы.
Общество с ограниченной ответственностью “Ай-Пи” было создано 4 января 1995 года.
Правовое положение предприятия определяется ГК РФ, принятым Государственной Думой РФ 21.10. 94г. и Федеральным законом “Об обществах с ограниченной ответственностью” от 08.02.98г.
Целью создания ООО “Ай - Пи” является более полное насыщение рынка товарами народного потребления и услугами для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительной прибыли.
Предметом деятельности ООО “Ай-Пи” является:
· торгово-закупочная деятельность, торгово-посредническая, иная коммерческая деятельность, создание совместных производств, торговых точек фирменных магазинов, в том числе валютных, коммерческих, комиссионных;
· организация и ведение оптовой, мелкооптовой и бартерной торговли;
· информационные, консультативные, рекламные и маркетинговые услуги в соответствии с действующим законодательством;
· иные виды деятельности, не запрещенные законом.
В настоящее время ООО “Ай - Пи” специализируется на оптовой и розничной торговле непродовольственными товарами на территории Дальневосточного региона.
ООО “Ай-Пи” является официальным дилером компании Рrocter and Gamble.
Схема управления обществом представлена в приложении 1. Система управления ООО “Ай - Пи” имеет линейно-функциональную структуру.
Во главе предприятия стоит генеральный директор, который осуществляет общее руководство деятельностью предприятия, организует и контролирует его работу.
Генеральному директору непосредственно подчиняются директора филиалов, начальник отдела продаж, финансовый директор, главный бухгалтер, начальник отдела поставок, начальник отдела информационных технологий, менеджер по персоналу, юрист м секретарь делопроизводитель.
ООО “Ай-Пи” имеет 4 филиала:
- филиал Ванано
- филиал Южно-Сахалинск
- филиал Уомсомольск-на-Амуре
- филиал Благовещенск
Филиалы занимаются реализацией продукции фирмы на территории своих районов. Во главе каждого филиала стоит директор, которому подчиняются товароведы, рекламные агенты и VSM (менеджеры по продажам). Схема географического расположения филиалов представлена в прилож. 2.
Головное предприятие имеет в своем составе несколько частных предпринимателей, которые являются представителями ООО “Ай-Пи”
Главный бухгалтер организует работу бухгалтерии предприятия и следит за ведением учета на предприятии. Главному бухгалтеру подчиняются:
- заместитель главного бухгалтера
- бухгалтер по расчету заработной платы
- бухгалтера филиалов
- бухгалтера по каждому индивидуальному предприятию
- бухгалтер по расчетам с дебиторами и кредиторами
- бухгалтер по учету расчетов с клиентами
- бухгалтер по расчету с банками
- Старший кассир
- Кассир
Финансовый директор организует работу по анализу и контролю финансовых потоков. Финансовому директору подчиняется финансовый аналитик.
Начальник отдела продаж организует работу по сбыту продукции предприятия. Ему подчиняются менеджеры по филиалам, менеджер по дополнительному ассортименту, менеджер по розничной торговле, мерчендайзер, товаровед, менеджер по товарам некоммерческого использования, VSM.
Начальник отдела поставок организует материально-техническое обеспечение предприятия. Ему подчиняются заместитель начальника отдела поставок, логистик, заведующий складом, товаровед.
В табл. 1.1. представлены основные показатели деятельности предприятия за 2000 - 2001 гг.
Таблица 2.1
Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности за 2000-2001гг.
Показатели |
2000 г. | 2001г. | Отклонение | Темп роста, % |
Товарооборот, тыс.руб. | 3357 | 6467 | 3110 | 192,64 |
Валовой доход, тыс.руб. | 671,4 | 4358 | 3686,6 | 649,09 |
Уровень валового дохода, % | 20 | 67,4 | 47,4 | 337,00 |
Издержки обращения, тыс.руб. | 1767 | 3287 | 1520 | 186,02 |
Уровень издержек обращения, % | 52,6 | 50,8 | -1,8 | 96,58 |
Прибыль от реализации товаров, тыс.руб. | 391 | 3180 | 2789 | 813,30 |
Уровень рентабельности, % | 11,6 | 492 | 480,4 | 4241,38 |
Внереализационные доходы (прибыль), тыс.руб. | 58 | 29 | -29 | 50,00 |
Внереализационные расходы, тыс.руб. | 12 | 42 | 30 | 350,00 |
Балансовая прибыль, тыс.руб. | 437 | 3167 | 2730 | 724,71 |
Из таблицы 1.1. видно, что в 2001г. ООО “Ай – Пи” значительно улучшило показатели всей деятельности. Так, видно, что товарооборот увеличился на 93%. Валовой доход увеличился почти в 6,5 раз. В связи с этим уровень валового дохода к товарообороту в 2001г. составил 67,4%, что на 47,4% больше, чем в предыдущем году.
Более чем в 8 раз увеличилась прибыль от реализации товаров. Уровень рентабельности возрос на 37,6%, составив в 2001 г. 49,2%.
Сумма издержек обращения увеличилась на 86%, положительным моментом является снижение уровня издержек в процентах к обороту на 1,8%.
Внереализационные доходы снизились ровно на половину, одновременно в 3,5 раза возросли внереализационные расходы.
Исходя из этого, сумма балансовой прибыли в 2001 г. увеличилась на 273 тыс. руб., или более чем в 7 раз.
2. КАДРОВЫЙ ПЕРСОНАЛ ФИРМЫ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
В настоящее время штат сотрудников ООО “Ай - Пи” насчитывает 158 человек:
В табл. 2.1. представлен состав и структура персонала ООО “Ай - Пи”
Таблица 2.1.
Категории работников | 2000 г. | 2001г. | Изменение | ||||||
Чел. | Структура, % | Чел. | Структура, % | Чел. | Структуры, % | ||||
Управленческий персонал | 29 | 20,86 | 35 | 22,15 | 6 | 1,29 | |||
ИТР | 6 | 4,32 | 8 | 5,06 | 2 | 0,75 | |||
Торговые работники | 57 | 41,01 | 59 | 37,34 | 2 | -3,67 | |||
Рабочие | 29 | 20,86 | 34 | 21,52 | 5 | 0,66 | |||
Вспомогательный персонал | 18 | 12,95 | 22 | 13,92 | 4 | 0,97 | |||
ИТОГО |
139 | 100,00 | 158 | 100,00 | 19 |
Рис. 2.1. Структура персонала ООО “Ай – Пи” в 2000 г.
Рис. 2.2. Структура персонала ООО “Ай – Пи” в 2001 г.
Таким образом, в 2000 г. наибольший удельный вес в структуре персонала организации приходился на торговых работников – 41%, управленческий персонал и рабочие имеют одинаковую численность - 29 человек (21%), ИТР – 6 человек (4,32%), вспомогательный персонал – 18 человек (12,95 %). В 2001 г. произошло увеличение численности работников предприятия до 158 человек. Наблюдались также и изменения в структуре персонала. В 2001 г. увеличилось количество и доля управленческого персонала предприятия до 35 человек (22,15%), произошло увеличение численности торговых работников до 59 человек, однако удельный вес их в общей численности работников снизился до 37%. Также увеличилась численность ИТР, рабочих и вспомогательного персонала.
Проанализируем эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии. Данные для анализа представлены в табл. 2.2.
Таким образом, по данным табл. 2.2. можно сделать вывод об улучшении использования трудовых ресурсов на анализируемом предприятии. Производительность работников в 2001 г. сильно повышается и составляет для среднесписочного работника – 40,93 тыс. руб. а для торгового работника – 109,61 тыс. руб.
Таблица 2.2.
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Показатель |
2000 г. | 2001 г. | изменение | Темп роста, % |
Среднесписочная численность работников, чел | 139 | 158 | 19 | 113,67 |
Число принятых работников в течение года, чел | 5 | 6 | 1 | 120,00 |
Число уволенных работников в течение года, чел. | 7 | 2 | -5 | 28,57 |
Коэффициент приема | 0,3 | 0,42 | 0,12 | 140,00 |
Коэффициент выбытия | 0,4 | 0,25 | -0,15 | 62,50 |
Товарооборот, тыс. руб. | 3357 | 6467 | 3110 | 192,64 |
Производительность 1 среднесписочного работника, тыс. руб. в год | 24,15 | 40,93 | 16,78 | 169,48 |
Производительность 1 торгового работника | 58,89 | 109,61 | 50,71 | 186,11 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 297,88 | 627,26 | 329,38 | 210,58 |
Средняя месячная заработная плата одного работника, тыс. руб. | 2,14 | 3,97 | 1,827 | 185,25 |
Прибыль, тыс. руб. | 437,00 | 3167,00 | 2730 | 724,71 |
Прибыль на 1 торгового работника, тыс. руб. | 7,67 | 53,68 | 46,01 | 700,15 |
Увеличивается размер прибыли на одного работника. Всё это является положительной тенденцией в организации труда на данном предприятии.
В целом организация труда в ООО “Ай - Пи” находится на относительно высоком уровне. Созданы все условия труда, удобство рабочих мест, комфортабельные сидячие места, комната отдыха.
Однако, необходимо заметить, что отрицательным моментом является плохо разработанная и на предприятии системы материального стимулирования торговых работников и системы мер взыскания за нарушения, что повысило бы эффективность и качество труда.
Для повышения трудовой активности персонала необходимо разработать систему материального стимулирования, в которой используются различные формы – премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности, доплаты и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда и социальные выплаты. На предприятии необходимо разработать положение о материальном стимулировании, которое содержит общие положения, порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий, правила выплаты надбавок за выслугу лет.
Основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности по итогам работы предприятия за отчетный Месяц. При отсутствии средств премии не выплачиваются. Начисление премий рекомендуется производить на заработок по окладам за фактически отработанное время. При этом целесообразно указать, на какие надбавки и доплаты премия начисляется и на какие не начисляется. В табл. 2.3. представлена рекомендуемая шкала премирования за отдельные результаты деятельности торгового предприятия.
Таблица 2.3.
Размеры премий и виды поощрений
Наименование поощрений | Размер выплаты премий, % |
Освоение новых приемов и методов труда и их применение в работе Личное участие в оформлении витрин и торгового зала Внедрение конкретных предложений по эффективному использованию торговых площадей, улучшению организации труда на рабочем месте Внедрение предложений, направленных на сокращение издержек обращения Задержание покупателей с неоплаченным товаром |
20 15 25 25 50 |
Одновременно целесообразно разработать положение о снижении размеров выплаты премий за различные нарушения, упущения в работе. Лишение премий также оформляется приказом руководителя пред приятия с указанием причины (табл. 2.4.).
Таблица 2.4.
Показатели снижения размеров выплаты премий
Виды нарушений | Размер снижения премии, % |
Наличие жалоб и нарушений правил торговли Наличие нарушений трудовой дисциплины и общественного порядка: опоздание на работу прогул, самовольный уход с рабочего места нахождение на работе в нетрезвом состоянии Невыполнение своих функциональных обязанностей (в соответствии с должностной инструкцией) Не обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств Неподготовленность торгового зала к началу рабочего дня, неполная выкладка товаров в соответствии с имеющимся ассортиментом, выкладка некачественного товара |
От10 до 30До 30 До 100 От 10 до 100От 20 до 100 До 50 |
Для стимулирования труда в коллективном договоре необходимо определить бесплатная выдача специальной одежды, специальной обуви.
Совершенствование материального стимулирования работников обеспечит рост не только экономической, но и социальной эффективности, которая является важнейшей предпосылкой благополучия предприятия и его работников.
3. АССОРТИМЕНТ РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОВАРОВ, ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОСТАВЩИКОВ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ООО “Ай –Пи” реализует достаточно широкий ассортимент непродовольственных товаров, который представлен в приложении 3.
Основными поставщиками компании являются:
- компания Procter and Gamble
- компания Москвичка
- компания Сибинторг
- компания Хорсид
Потребителями продукции, реализуемой ООО “Ай – Пи” являются оптовые и розничные предприятия Дальневосточного региона. Перечень основных потребителей и объемы реализации им представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Объемы реализации по основным потребителям
Потребитель | 2000 г. | 2001 г. | Изменение | |||
Тыс. руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | |
ООО “Ай – Джи” | 462,30 | 13,77 | 769,2 | 11,89 | 306,90 | -1,88 |
ООО “Совинтекс” | 387,1 | 11,53 | 567,2 | 8,77 | 180,10 | -2,76 |
ООО “Торговый дом Грация” | 318,2 | 9,48 | 559,4 | 8,65 | 241,20 | -0,83 |
ООО “Атом” | 213,9 | 6,37 | 498,6 | 7,71 | 284,70 | 1,34 |
ООО “АЮС” | 247,6 | 7,38 | 597,6 | 9,24 | 350,00 | 1,87 |
ЗАО “БИК СНГ” | 188,4 | 5,61 | 467,2 | 7,22 | 278,80 | 1,61 |
ЗАО “Голоцен” | 153,7 | 4,58 | 456,7 | 7,06 | 303,00 | 2,48 |
ООО “Джи Пи” | 116,4 | 3,47 | 364,7 | 5,64 | 248,30 | 2,17 |
ООО “Кондор плюс” | 113,7 | 3,39 | 223,4 | 3,45 | 109,70 | 0,07 |
ООО “Конкрит” | 98,60 | 2,94 | 164,8 | 2,55 | 66,20 | -0,39 |
ООО “Норд – Инком” | 99,70 | 2,97 | 198,6 | 3,07 | 98,90 | 0,10 |
ООО “Алма Трейд” | 86,40 | 2,57 | 159,7 | 2,47 | 73,30 | -0,10 |
ООО “Бимедола” | 75,90 | 2,26 | 176,4 | 2,73 | 100,50 | 0,47 |
ООО “Джетар Восток” | 54,90 | 1,64 | 198,6 | 3,07 | 143,70 | 1,44 |
ООО “Комфорт – Н” | 52,80 | 1,57 | 90 | 1,39 | 37,20 | -0,18 |
Прочие | 687,40 | 20,48 | 974,9 | 15,07 | 287,50 | -5,40 |
ИТОГО | 3357 | 100,00 | 6467 | 100,00 | 3110,00 |
Рис. 3.1. Динамика объема
реализации продукции по основным потребителям.
Таким образом, наибольший удельный вес в объеме реализации продукции ООО “Ай – Пи” приходится на ООО “Ай – Джи” - 13,77 % в 2000г. В 2001 г. объем реализации этой компании увеличивается, однако доля её уменьшается до 11,89 %. Второй по объему реализации является компания “Совинтекс”. Наглядно данные о структуре и динамике реализации продукции в разрезе потребителей представлены на рис. 3.1.
4. ИМУЩЕСТВО ФИРМЫ. НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ ИМУЩЕСТВА ФИРМЫ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРУ ИМУЩЕСТВА.
Таблица 4.1.
Состав и структура основных фондов ООО “Ай – Пи”