Контрольная работа: Организация и технология торговли

Во всех звеньях технологической цепи товародвижения должны широко использоваться средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижения.

Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием ее требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно важное значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т. д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как на предприятиях оптовой, так и розничной торговли.

Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных выше основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения[1].

Одним из важных факторов развития экономики является научно-технический прогресс, представляющий собой процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, создания новой, более совершенной техники и замены ею устаревшей. Он включает также развитие научных знаний во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в области организации и технологии как производственной, так и непроизводственной сфер. Его следует рассматривать как единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники. Без внедрения достижений науки и техники невозможно обеспечить техническое перевооружение и реконструкцию производства, интенсивное использование имеющегося производственного потенциала, повысить эффективность общественного воспроизводства.

Переход экономики к рыночным отношениям требует ускорения научно-технического прогресса. Необходим переход к принципиально новым технологиям, технике новых поколений, которые способствовали бы многократному повышению производительности труда, эффективности производства, выпуску конкурентоспособной продукции.

Достижения науки и техники все более широко используются и в сфере обращения, что стимулирует увеличение товарооборота, способствует повышению культуры торговли, создает условия для совершенствования технологии, механизации и автоматизации торговых процессов, более эффективного использования торговых и складских площадей, транспортных средств. Социальное значение научно-технического прогресса находит выражение в улучшении условий труда работников торговли, облегчении тяжелых и трудоемких работ, сокращении производственного травматизма, повышении привлекательности торговой профессии и ее перспективности.

К важнейшим направлением научно-технического прогресса могут быть отнесены:

·           совершенствование действующей торговой сети и строительство современных предприятий торговли;

·           индустриализация строительства предприятий торговли;

·          механизация и автоматизация трудоемких работ;

·          широкое применение пакетных и контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков;

·          электронизация торговых операций;

·          внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания;

·          автоматизация контрольно-кассовых операций и внедрение магазинных пластиковых карт при расчетных операциях;

·          автоматизация процессов продажи товаров;

·          автоматизация процессов холодильной обработки продуктов.

Участники технологической цепи товародвижения не используют средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, потому что широкое использование в торговле достижений научно-технического прогресса способствует значительному изменению характера и содержания труда торговых работников, их профессионального состава. Возрастают требования к подготовке специалистов, способных работать в условиях применения современных прогрессивных технологий, совершенных систем переработки и передачи коммерческой, распорядительной и исполнительной информации.

12. Ознакомьтесь с основными функциями складов. Распределите эти функции по степени важности (проранжируйте) для складов сезонного хранения и досрочного завоза. Оформите результаты в виде таблицы
Основные функции склада Склад сезонного хранения Склад досрочного завоза
получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством 1 2
накопление товарных запасов и обеспечение надлежащих условий их хранения 2 1
подсортировка и подготовка товаров к продаже 3 4
комплектование заказов оптовых покупателей 4 3
товароснабжение розничной торговой сети 5 5

К складам сезонного хранения относят хранилища для картофеля и овощей, а также другие склады, на которых осуществляются обработка и хранение товаров сезонного характера.

На складах досрочного завоза товары хранятся в течение продолжительного времени. Они создаются в районах Крайнего Севера и других районах, доставка товаров в которые затруднена в определенные периоды года[2].

21. Выполните рисунок (схему) складского технологического процесса общетоварного склада так, как вы его представляете


31. Перечислите, какие условия необходимы для организации квалифицированной приемки товаров по количеству и качеству на складе. Поясните каждое условие

Приемка товаров по количеству проводится с целью проверки соответствия фактически поставленного на склад количества товаров количеству, указанному в транспортных и сопроводительных (счете-фактуре, спецификации, описи, упаковочных ярлыках и др.) документах отправителя (изготовителя), а также условиям договора.

Для организации квалифицированной приемки товаров по количеству на складе необходимы следующие условия:

-           приемка товаров по количеству производится в установленные сроки;

-           наличие всех необходимых документов у поставщика;

-           проверка количества поступивших товаров;

-           оформление приемки соответствующими документами;

-           в случае несоответствия количества товаров документам, необходимо принять соответствующие меры, подтвердив все действия соответствующими документами.

Приемка товаров по качеству проводится для выявления соответствия качества поступивших на склад товаров требованиям стандартов, технических условий, условиям договора, а для некоторых товаров – образцам-эталонам и т.п. Одновременно с приемкой товаров по качеству производится проверка их комплектности, а также тары, упаковки, маркировки.

Для организации квалифицированной приемки товаров по качеству на складе необходимы следующие условия:

-           соблюдение сроков приемки товаров по качеству, которые предусмотрены договором поставки либо установлены стандартами или техническими условиями для отдельных видов товаров;

-           необходимо создать условия для обеспечения сохранности товаров и предотвращения их порчи;

-           своевременная проверка средств испытания и измерения, которыми определяется качество товаров;

-           проведение приемки товаров должно быть возложено на компетентных лиц, уполномоченных на то руководителем предприятия-получателя;

-           приемка товаров должна производиться в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат, счет-фактура, спецификация и т.п.);

-           при обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступивших товаров, тары или упаковки требованиям стандартов получатель должен приостановить дальнейшую приемку и составить акт.

41. Дайте характеристику основным средствам управления складским технологическим процессом

Основными средствами управления складским технологическим процессом являются:

-           планомерность работы склада, которая во многом зависит от того, насколько равномерно товары поступают на склад и отправляются покупателям. Разработка планов и графиков поступления и отпуска товаров позволяет работникам склада своевременно подготовиться к выполнению соответствующих операций, выделить необходимые помещения и т.п.;

-           последовательность и ритмичность технологического процесса – выполнение всех взаимосвязанных операций должно быть согласовано во времени;

-           средства механизации – предполагает применение современной подъемно-транспортной техники, которая обеспечивает не только повышение производительности труда работников склада, но и способствует максимальному использованию площади и емкости склада;

-           рациональная организация внутрискладского перемещения грузов предусматривает применение транспортно-технологических схем переработки грузов, обеспечивающих движение грузопотоков по прямым кратчайшим путям и исключающих встречные перевозки;

-           обеспечение сохранности товаров – это, прежде всего, создание оптимальных условий хранения, а также применение рациональной системы размещения и укладки товаров с учетом сроков их поступления на склад и товарного соседства[3].

51.Одной из важнейших функций тары является обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления. Как вы полагаете, какие требования в связи с этим должны предъявляться к следующим видам тары: деревянные ящики, бочки, фляги, пластиковые бутылки, картонные ящики, тканевые мешки, полиэтиленовые пакеты? Рассмотрите последовательно.

К различным видам тары предъявляются следующие требования.

Деревянные ящики: должны быть выполнены из пиломатериалов заданных размеров, фанеры с планками из пиломатериалов, древесноволокнистой плиты; в зависимости от перевозимых продуктов могут быть плотные или решетчатые; размеры ящика должны соответствовать размерам транспортируемого груза; необходимо закреплять составные части проволочными скобами, гвоздями и т.п.; они не должны иметь сквозных повреждений; должны присутствовать все дощечки в целом состоянии; наличие всех гвоздей.

Бочки: должны быть стянуты неповрежденными металлическими или деревянными обручами; не должно быть сквозных повреждений; должны быть чистые с внутренней стороны.

Фляги: применяется для хранения жидкий, летучих, огнеопасных и других товаров; не должны иметь сквозных повреждений; должны быть чистыми внутри и иметь укомплектованные вспомогательные упаковочные средства.

Пластиковые бутылки: должны быть механически прочными, иметь низкую влагопроницаемость; не должны иметь повреждений поверхности.

Картонные ящики: должны быть изготовлены из цельного листа плоского или гофрированного (состоящего из чередующихся склеенных между собой 2-7 плоских и гофрированных слоев) картона, сшитого проволочными скобами или стальной лентой; стыки картона должны быть заклеены бумажной клейкой лентой, что обеспечивает их большую прочность; должны быть целыми клапаны и укомплектованные вспомогательные упаковочные средства, наличие скрепок, не допускается наличие обрывков клеевой ленты и этикеток.

Тканевые мешки: не должны иметь больше трех заплат или штопок, площадь каждой из которых не должна превышать трех квадратных сантиметров; не должны иметь следов или запаха керосина, технического масла и нефти, должны быть непрелые, без дыр.

Полиэтиленовые пакеты: должны быть механически прочными, иметь низкую влагопроницаемость; не должны иметь повреждений поверхности[4].


62. Перечислите, какие, на ваш взгляд, мероприятия необходимо обеспечить, чтобы предотвратить ухудшение качества тары от момента ее поступления до возврата

Для того, чтобы предотвратить ухудшение качества тары от момента ее поступления до возврата, необходимы следующие условия:

-           конструкция тары должна быть прочной и служить гарантией сохранности товаров при перевозке и хранении;

-           материал тары должен соответствовать физико-механическим свойствам помещаемых в нее товаров;

-           инструмент, с помощью которого вскрывают тару должен соответствовать денному виду тары, чтобы не нанести ей повреждений;

-           после вскрытия тару необходимо очистить, сортировать по видам, назначению и категориям;

-           тару необходимо хранить в специально отведенных помещениях или под навесом, защищающим ее от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков;

-           при хранении тару необходимо располагать на деревянных решетках, настилах, подтоварниках.

63. Опишите, какие виды транспорта используют для доставки из соседних районов, областей и т.п. в ваш регион, а также для перемещения грузов в самом регионе. Какие грузоперевозки доминируют и почему? Назовите несколько транспортных организаций, занимающихся грузоперевозками

Доминирующий транспорт в нашем районе – это автомобильный транспорт – наиболее удобный и быстрый способ доставки груза покупателям. Автотранспортное средство доставляет товар до дверей покупателя, а способ его погрузки и выгрузки позволяет даже небольшим предприятиям не имеющим специальных мест и средств выгрузки принимать доставленный груз. Этот вид доставки позволяет полностью исключить порчу и утерю продукции в процессе перевозки (ниже прилагаются нормы загрузки в стандартные транспортные средства).

Контейнеры – наиболее удобный и быстрый способ доставки грузов. Контейнерные перевозки наиболее мобильный и удобный способ доставки грузов на большие расстояния, т.к. позволяет комбинируя в пути средства доставки – автотранспорт, ж.д. платформы, морские суда – добиваться кратчайших сроков доставки при оптимальных затратах. Этот вид доставки также позволяет, несмотря на возможные неоднократные перестановки контейнера с одного транспортного средства на другое, полностью сохранять груз по количеству и качеству в процессе транспортировки.

Железнодорожный транспорт – используется обычно при доставке больших партий грузов для дальнейшей их отправки из пограничных российских и иностранных портов на морских судах, а также при внутриконтинентальных перевозках на большие расстояния, когда автотранспортные перевозки по различным причинам становятся нерентабельными и требуется максимальное удешевление транспортной составляющей цены товара. Железнодорожные перевозки позволяют добиваться хорошей сохранности товара в процессе транспортировки. Данный вид перевозок требует от грузополучателей наличия специально оборудованных разгрузочных площадок примыкающих к ж.д. путям, а некоторых случаях и необходимости использования промежуточных складских площадей для накапливания товара перед его дальнейшей отправкой до места назначения на другом виде транспорта, что не всегда целесообразно для отправки товаров клиентам осуществляющих покупки небольших партий товаров.

Существует несколько транспортных организаций, занимающихся грузоперевозками – ООО «Сибирская транспортная компания», ООО «Транссиб», ООО «Самогруз», ООО «Шерл Транспортная Компания», Агентство «Грузомастер», Агентство «Центр Сибири», Агентсво «Бурлак» и др.

81. Перечислите наиболее типичные магазины, расположенные в населенном пункте вашего проживания. Дайте их краткую характеристику

Типичным видом магазина в месте нашего проживания является магазин, в котором торговля осуществляется через прилавок (магазин «Биг-Бэг»).

Также в районе нашего проживания существует магазин самообслуживания, в котором покупатель имеет свободный доступ к товарам; в результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации; оплата за отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами (магазин «Холлидей Классик»).

Имеется также магазин типа “магазин-склад”, в котором товар не выкладывается на витрины, полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа осуществляется по более низким ценам (магазин «Гигант»).


85. Устройство торговых зданий должно производиться в соответствии с технологическими, архитектурными, строительными, эстетическими и экономическими требованиями. В частности эстетические требования включают оформление отделочных элементов здания – стен, пола, потолка, электротехнических устройств, меблировку, светотехническую композицию, колористическое решение. Оцените какой-либо магазин (в населенном пункте вашего проживания) с точки зрения перечисленных эстетических требований

Внутреннее пространство зданий или отдельного помещения называется интервалом, но под интервалом следует понимать не только внутреннее пространство помещений, но и внутреннее убранство и оформление торгового зала и решения всех его составляющих элементов (отделка, освещение, торгово-технологическое оборудование). Оформление магазина должно осуществляться с использованием элементов фирменности, создающих фирменный стиль магазина. Он создается путем использования единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для рекламы, деловых бумаг, вывески магазина, торгового зала[5].

Основными составляющими фирменного стиля являются торговый знак, фирменные цвета, логотип, рекламный слоган, рекламный персонаж.

Основными носителями фирменного стиля могут выступать:

вывеска у входа магазина;

элементы помещения торгового зала (стены, колонны, перегородки);

различные виды витрин;

торговое оборудование;

указатели и вывески в помещениях магазина;

ценники;

наклейки, этикетки;

пакеты;

коробки и различные упаковочные материалы;

одежда персонала.

Оценим супермаркет «Холлидей Классик» с учетом перечисленных требований.

Имеется вывеска у входа магазина.

Выдержан фирменный стиль элементов помещения торгового зала (стены, колонны, перегородки); различных видов витрин; торгового оборудования; ценников; наклеек, этикеток; пакетов; коробок и различных упаковочных материалов; одежды персонала.

В супермаркете «Холлидей Классик» созданы оптимальные пропорции помещений, расставлено оборудования с учетом расположения колонн, проходов, соблюдена цветовая характеристика помещений; правильно расположены светильники и местные подсветки; правильно организовано устройство подвесных потолков с учетом архитектуры, пространства торгового зала.

Задание 2

Руководство оптовой торговой организации приняло решение увеличить объем продаж за счет расширения ассортимента, роста объема продаж, приходящегося на одного менеджера, и увеличения числа менеджеров.

Такое решение потребовало расширения площади отдела продаж, в котором находятся рабочие места менеджеров, и оборудования для демонстрации образцов.

Рассчитайте размер необходимой площади отдела продаж, используя исходную информация и следуя методическим указаниям.

В настоящее время средний объем продаж за месяц составляет 1500 условных денежных единиц (у. д. е.). В организации продажей занимаются три менеджера.

Предполагается повысить производительность труда (увеличить объем продаж, приходящихся на одного менеджера) на 20%.

Общий объем продаж планируется увеличить (табл. 1).

Таблица 1

Показатель Увеличение объема
Объем продаж в 1,5 раза

Для размещения всех образцов товара необходимо следующее оборудование (табл. 2).

Таблица 2

Вид оборудования Количество единиц Длина, мм Ширина, мм
Витрина 4 1000 700
Стеллаж 4 1000 550
Вешало 3 1500 650

Норматив площади одного рабочего места менеджера – 2,5 кв. м.

Коэффициент перевода полезной площади в общую (к) – 1,5.

РЕШЕНИЕ

Определим фактический объем продаж в месяц, приходящийся на одного менеджера: 1500 / 3 = 500 (у.д.е.).

Планируемый объем продаж на одного менеджера: 500 ´ 1,2 = 600 (у.д.е.).

Планируемый объем продаж в целом по организации находим, используя данные таблицы 1: 1500 ´ 1,5 = 2250 (у.д.е.).

Рассчитаем необходимое число менеджеров: 2250 / 600 = 4 человека.

Рассчитаем S1 – площадь рабочих мест менеджеров: 10 ´ 2,5 = 25 кв. м.

Рассчитаем S2 – площадь, занятую оборудованием для демонстрации товаров:

S2 = 4*0,7 + 4*0,55 + 3*0,98 = 7,94 кв. м

где si – площадь, занимаемая единицей оборудования;

Ni – количество единиц оборудования определенного вида.

Рассчитываем необходимую общую площадь отдела продаж по формуле:

Sоп = (S1+S2) ´ к = (25 + 7,9) ´1,5 = 49,35 кв. м.

Ответ: 49,35 кв. м.

Задание 3

Оптовая торговая организация провела реконструкцию своего склада. Часть склада переоборудована под овощехранилище, а остальная площадь поделена на две секции (для продовольственных и непродовольственных товаров). Предварительно обе секции были оснащены немеханическим оборудованием: стеллажами и поддонами.

Рассчитайте:

·          площадь овощехранилища;

·          необходимое количество стеллажей и поддонов;

·          коэффициенты использования емкости овощехранилища и остальной части склада и сравните их с нормативом.

Складскую площадь, находящуюся в собственности организации, определяют по таблице 1.

Таблица 1

Показатель Значение показателя
Складская площадь (S), кв.м. 200

Максимальные товарные запасы овощей (Тз) – 50 т.

Продукция хранится в сетчатых контейнерах, установленных в два яруса. Габариты контейнера (a1´b1´l) - 800´600´1200 мм, грузоподъемность (n) – 300 кг.

Коэффициент использования грузоподъемности (к) – 0,8.

Коэффициент использования площади овощехранилища (a1) – 0,6; в остальной части склада этот показатель (a2) равен 0,4.

Сдаваемая в аренду площадь состоит из двух секций: 60% - продовольственная, 40% - непродовольственная. Распределение этой площади по способам хранения представлено в таблице 2.

Таблица 2

От полезной площади, %

Способ хранения Продовольственная секция Непродовольственная секция
Штабельный (на поддонах) 70 35
Стеллажный 30 65

Габариты поддона (a2´b2) - 800´1200 мм; габариты стеллажа (a3´b3) - 850´1320 мм.

Высота штабельной укладки (h1) – 2,5 м;

Высота стеллажной укладки (h2) – 3,5 м.

Норматив коэффициента использования емкости склада (b) – 0,15 – 0,4.

Высота склада (Н) – 8 м.

РЕШЕНИЕ

Рассчитаем потребное количество контейнеров для хранения овощей по формуле:

N1 = Tз / (n´к) = 50 / (0,3´0,8) = 209 шт.

Рассчитаем полезную площадь овощехранилища по формуле:


S1 = (a1´b1´N1)/2 = (0,8´0,6´209)/2 = 50,16 кв. м.

Рассчитываем общую площадь овощехранилища по формуле:

S2 = S1/a1 = 50,16/0,6 = 83,6 кв. м.

Рассчитываем площадь склада, сдаваемую в аренду, по формуле:

S3 = S-S2 = 200 – 83,6 = 116,4 кв. м.

Определим полезную площадь продовольственной секции по формуле:

S4 = (S3´60´a2)/100 = (116,4´60´0,4)/100 = 27,9 кв. м.

Определим полезную площадь непродовольственной секции по формуле:

S5 = (S3´40´a2)/100 = (116,4´40´0,4)/100 = 18,6 кв. м.

Определим площадь, занятую штабелями в продовольственной секции:

S6 = S4´70/100 = 27,9´70/100 = 19,53 кв. м.

Определим площадь, занятую стеллажами в продовольственной секции:

S7 = S4 – S6 = 27,9-19,53 = 8,37 кв. м.

Определим площадь, занятую штабелями в непродовольственной секции:

S8 = S5´35/100 = 18,6´35/100 = 6,51 кв. м.

Определяем площадь, занятую стеллажами в непродовольственной секции:

S9 = S5 – S8 = 18,6 – 6,51 = 12,09 кв. м.

Суммируем площадь, занятую штабелями в обеих секциях, и получаем: S10 = 26,04 кв. м.

Суммируем площадь, занятую стеллажами в обеих секциях, и получаем: S11 = 20,46 кв. м.

Рассчитываем необходимое количество поддонов по формуле:

N2 = S10´2/(a2´b2) = 26,04´2/(0,8´1,2) = 54 шт.

Рассчитаем необходимое количество стеллажей:

N3 = S11´2/(a3´b3) = 20,46´2/(0,85´1,32) = 37 шт.

Рассчитываем коэффициент использования емкости овощехранилища по формуле:

b1 = S1´2l/(S2´H) = 50*2*1,2/83,6*8=0,18

Рассчитываем коэффициент использования емкости сдаваемой в аренду части склада:

b2 = S10´h1+S11´h2/(S3´H) = 26,04´2,5+20,46´3,5/(116,4´8) = 0,14.

Сравниваем b1 и b2 с нормативом (b). Как видим b1 также как и b2 не входит в нормативный интервал (b) – 0,15 – 0,4. Значит емкость овощехранилища и сдаваемая в аренду используются не достаточно рационально.

Задание 4

Оптово-розничная организация владеет тремя магазинами типа «Супермаркет», имеющими примерно равную площадь и численность персонала. В связи с тем, что магазины размещены в разных частях города, их ассортимент ориентирован на разные сегменты рынка. В одном из магазинов реализуются дорогостоящие продукты, включая деликатесные изделия, во втором – продукты «средней» цены, а в третьем – относительно дешевые продовольственные товары частого спроса. Зарплата, начисляемая персоналу магазинов, связана в основном с общей прибылью, получаемой от розничных продаж, и практически одинакова внутри каждой категории работников. Однако работники одного из магазинов (где реализуются самые дешевые продукты) выдвинули требование увеличить им оплату труда, мотивируя тем, что они затрачивают гораздо больше усилий, обслуживая интенсивный покупательский поток.

Менеджер отдела розничных продаж приняла решение оценить производительность труда работников всех трех магазинов по системе показателей, увязывающих численность посетителей с характеристиками совершаемых покупок.

Необходимо определить для каждого магазина:

1)         коэффициент результативности посещения;

2)         коэффициент продуктивности покупательского потока;

3)         среднее количество единиц товара, приобретенное одним покупателем;

4)         количество покупок за один час.

Составьте по результатам исследования аналитическую записку руководству оптово-розничной организации, в которой отразите кратко:

- суть требований работников магазина 3;

- содержание проведенного исследования;

- выводы.

Результаты наблюдения с целью определения среднего количества посетителей магазинов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Часы наблюдений (интервалы) Дни наблюдений
Понедельник Четверг Суббота
Магазины
1 2 3 1 2 3 1 2 3
С 8 до 10 12 29 34 42 45 37 6 10 15
С 13 до 15 36 86 70 115 119 100 38 122 140
С 18 до 20 55 103 130 130 131 126 58 105 93
С 22 до 24 14 45 30 52 54 35 13 46 29

Благодаря тому, что во всех трех магазинах установлены компьютерные торговые системы «Супермаг», не составило труда получить информацию о продажах в течение недели (во время которой велись наблюдения за численностью посетителей).

Таблица 2

Данные о продажах в магазинах за неделю наблюдений

Показатель Магазин
1 2 3
Количество проданных единиц товара (Мi) 12096 19411 10535
Количество покупок (Nj) 1680 3290 2926

Магазины работают в одинаковом режиме – с 8 до 24 часов без обеденного перерыва и выходных.

РЕШЕНИЕ

Рассчитаем количество посетителей каждого магазина в течение дня по средней арифметической.

q1(пн) = Sqi´T/8 (удвоенное число интервалов наблюдения) = =16(12+36+55+14)/8 = 234 чел.,

где q1(пн) – среднедневное количество посетителей в понедельник в магазине 1;

qi – количество посетителей за один интервал наблюдений;

Т – продолжительность рабочего дня.

Аналогично рассчитываются показатели для остальных дней и для других магазинов.

q1(чт) = 526 чел.

q1(сб) = 528 чел.

q2(пн) = 678 чел.

q2(чт) = 698 чел.

q2(сб) = 596 чел.

q3(пн) = 230 чел.

q3(чт) = 566 чел.

q3(сб) = 554 чел.

Определим среднедневное количество посетителей магазинов, используя данные наблюдений по всем трем дням недели:

Q1 = (q1(пн)+q1(чт)+q1(сб))/3 = (234+526+528)/3 = 429 чел.

Аналогично определяем этот показатель по другим магазинам.

Q2 = 657 чел.

Q3 = 450 чел.

Используя данные таблицы 2, рассчитываем среднедневное количество единиц проданного товара в каждом магазине по формуле:


MI = Mi/7.

М1 = 12096/7 = 1728.

М2 = 19411/7 = 2773.

М3 = 10535/7 = 1504.

Аналогично рассчитываем среднедневное количество покупок в каждом магазине:

N1 = 1680/7 = 240;

N2 = 3290/7 = 470;

N3 = 2926/7 = 418.

Определим коэффициент результативности посещения магазинов по формуле:

Кр1 = N1/Q1 = 240/429 = 0,56.

Аналогично определяем: Кр2 = 0,72, Кр3 = 0,93.

Определим коэффициент продуктивности покупательского потока в магазинах по формуле:

Кп1 = М1/Q1 = 1728/429 = 4,03.

Аналогично, Кп2 = 4,22, Кп3 = 3,34.

Рассчитаем среднедневное количество единиц товара, приобретенное одним покупателем в магазинах, по формуле:

m1 = M1/N1 = 1728/240 = 7,2.

Аналогично, m2 = 5,9, m3 = 3,6.

Рассчитаем среднее количество покупок, совершенное в течение одного часа:

n1 = N1/T = 240/16 = 15.

Аналогично, n2 = 29, n3 = 26.

По результатам всех расчетов составляем таблицу 3.

Таблица 3

Сводные данные по исследуемым показателям

Показатель Магазин
1 2 3
Коэффициент результативности посещения (Кр) 0,56 0,72 0,93
Коэффициент продуктивности покупательного потока (Кп) 4,03 4,22 3,34
Среднее количество единиц товара, приобретенное одним покупателем (m) 7,2 5,9 3,6
Среднее количество покупок, совершенных в течение одного часа (n) 15 29 26

Из таблицы видно, что коэффициент результативности посещения наибольший в магазине 3, коэффициент продуктивности покупательского потока – в магазине 2, среднее количество единиц товара, приобретенное одним покупателем – в магазине 1, среднее количество покупок, совершенное в течение одного часа – в магазине 2.

Составим аналитическую записку.


Аналитическая записка

В связи с тем, что работники магазина 3 высказывают претензии по поводу низкой заработной платы в условиях более интенсивного покупательского потока, мною было проведено исследование посещаемости и продаж в магазинах. В результате исследования методом наблюдений были рассчитаны показатели (табл. 3).

На основании их можно сделать следующий вывод.

Наиболее эффективно работает персонал магазина 2, персонал магазина 1 и 3 работает примерно одинаково.

Поэтому считаю просьбу персонала магазина 3 необоснованной.

Менеджер отдела розничных продаж Андрусенко Е.В.


Список литературы

1.   Виноградова Н.П. Коммерческая деятельность. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 340 с.

2.   Виноградова Н.П. Организация и технология торговли. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 407 с.

3.   Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли / Под ред. Каптуревского Ю.Н. – СПб.: Питер, 2003. – 551 с.

4.   Памбухчнянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. – М.: Маркетинг, 2001. – 450 с.

5.   Торговое дело: Экономика и организация / Под ред. Брагина Л.А., Данько Т.П. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 464 с.



[1] Виноградова Н.П. Коммерческая деятельность. – М.: ИНФРА-М, 1999. С. 200-201.

[2] Торговое дело: Экономика и организация / Под ред. Брагина Л.А., Данько Т.П. – М.: ИНФРА-М, 2003. С. 251.

[3] Памбухчнянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. – М.: Маркетинг, 2001. С. 220.

[4] Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли / Под ред. Каптуревского Ю.Н. – СПб.: Питер, 2003. С. 177.

[5] Виноградова Н.П. Организация и технология торговли. – М.: ИНФРА-М, 2000. С. 53.