Курсовая работа: Организация розничной торговли
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность розничной торговли
2. Виды розничных торговых предприятий
3. Фирмы внемагазинной розничной торговли
4. Аукционы и ярмарки
5. Маркетинговые решения розничного торговца
6. Маркетинговые исследования организации розничной торговли в магазине «Валентина»
7. Совершенствование торговой политики предприятия «Валентина»
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время большинство торговых компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит реализацию товаров в зависимость от запросов потребителей.
Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Он увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем. Маркетинг не начинается там, где завершается производство. Напротив, характер и масштабы производства диктуются маркетингом.
Маркетинг используется не только производственными предприятиями, но также торговыми организациями, организациями сферы услуг, отдельными лицами. Поэтому маркетинг не является какой-то универсальной, унифицированной концепцией, напротив, направления и методы ее реализации требуют адаптации к типу организации, условиям и возможностям ее применения.
Актуальность выбранной темы курсовой работы «Организация розничной торговли» заключается в том, что на современном этапе развития экономики, в условиях уже относительно сложившихся экономических связей и конкурентной среды, становится необходимым не только общее совершенствование существующих технологий организации розничной торговли, но и внедрение новых для экономики методик продвижения товара.
Предметом исследования является исследование организация розничной торговли.
Объект исследования - продуктовый магазин «Валентина».
Цель курсовой работы – исследовать организацию розничной торговли на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность розничной торговли;
- исследовать виды и формы розничной торговли;
- исследовать маркетинговые решения розничного торговца;
- изучить теорию исследования уровня маркетинга в розничной сети.
В работе будут использованы работы таких известных теоретиков маркетинга как Ф. Котлер., А. Павлов, М. Портери др. А также для определения конъюнктуры рынка использовалась периодика: журналы «Маркетинг», «Практический маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом».
В работе использовались следующие методы исследования:
- описательный;
- аналитическое исследование литературы;
- метод опроса;
- экспериментальное исследование.
1. СУЩНОСТЬ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Розничная торговля - любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования [2].
Крупнейшие розничные фирмы – это, прежде всего сети универмагов со смешанным ассортиментом и сети универсамов. Будь то продажа одному из общественных классов или массовому рынку, с течением лет розничные торговцы усвоили мысль о том, что они действуют в условиях стремительно меняющейся среды. Вчерашние формулы розницы могут не сработать сегодня и уже наверняка не сработают завтра. Современному розничному торговцу необходимо внимательно следить за признаками перемен и быть готовым к переориентировке своей стратегии - и лучше раньше, чем позже. Однако принятое решение об изменении стратегии не так-то легко выполнить. Крупный розничный торговец нередко привязан к собственным политическим установкам, которые руководство считает «обычным здравым смыслом». И, кроме того, он привязан к собственному общественному образу, который сохраняется в сознании потребителей еще долго после того, как сам магазин уже изменился.
Много в рознице и маленьких «семейных» магазинчиков. Заведения мелких розничных торговцев играют важную роль в силу нескольких причин:
- в них часто появляются новые формы розничной торговли, которые позднее перенимают и крупные магазины;
- они более удобны для потребителя, поскольку встречаются практически везде;
- нередко они отличаются большей степенью приспособляемости и предоставляют потребителю более индивидуализированные услуги;
- они дают покупателям возможность почувствовать себя хозяевами положения [2].
2. ВИДЫ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
По всему миру насчитываются миллионы розничных торговых точек самых разных размеров и форм. Поскольку разным потребителям нравятся разные формы торговли, возможно одновременное существование и преуспевание предприятий с разными уровнями услуг для потребителей [4].
Розничные торговые предприятия самообслуживания. Сегодня услугами розничных магазинов самообслуживания пользуются представители всех слоев общества, особенно при приобретении товаров повседневного спроса и некоторых товаров предварительного выбора. Самообслуживание является основой любой торговли со скидкой. Ради экономии многие потребители готовы самостоятельно заниматься поиском, сравнением и выбором товара.
Розничные торговые предприятия со свободным отбором товаров имеют продавцов, к которым при желании можно обратиться за содействием. Клиент завершает сделку, подходя к продавцу и расплачиваясь с ним за покупку. Накладные расходы у магазинов со свободным отбором товаров несколько выше, чем у магазинов самообслуживания, в связи с необходимостью содержания дополнительного персонала.
Розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием обеспечивают покупателю более высокий уровень помощи со стороны торгового персонала, поскольку в таких магазинах продают больше товаров предварительного выбора и покупателям требуется больше инфор¬мации. Кроме того, в этих магазинах потребителям предлагают услуги в виде продажи в кредит и приема назад купленных товаров, обычно отсутствующие в магазинах с более ограниченным уровнем обслуживания. Так что эксплуатационные расходы у этих магазинов выше.
Розничные торговые предприятия с полным обслуживанием, такие, как фешенебельные универмаги, имеют продавцов, готовых лично помочь покупателю на всех этапах процесса поиска, сравнения и выбора товара. Потребители, желающие, чтобы их «обслуживали», предпочитают именно такие магазины. Большие затраты на содержание обслуживающего персонала, более высокий процент в их номенклатуре товаров особого спроса и товаров замедленного сбыта (модные изделия, ювелирные изделия, кинокамеры), более либеральный подход к практике возврата купленных товаров, использование различных схем кредитования, обеспечение бесплатной доставки покупок, техническое обслуживание товаров длительного пользования на дому и предоставление покупателям дополнительных удобств в виде комнат отдыха и ресторанов - все это оборачивается для подобных магазинов высокими накладными расходами.
При описании типов розничных предприятий мы будем классифицировать их на основе нескольких исходных параметров: предлагаемый товарный ассортимент, относительное внимание к ценам, характер торгового обслуживания, принадлежность магазина и разновидность концентрации магазинов.
Типы розничных торговых предприятий перечислены в таблице 1.
Предлагаемый товарный ассортимент | Относительное внимание к ценам | Характер торгового обслуживания | Принадлежность магазина | Разновидность концентрации магазинов |
1.Специализирован-ный магазин 2.Универмаг 3.Универсам 4.Магазин товаров повседневного спроса 5.Комбинирован-ный универсам, универсам широкого профиля, торговый комплекс 6.Розничное предприятие услуг |
1.Магазин сниженных цен 2.Склад-магазин 3.Магазин-демзал, торгующий по каталогу |
1.Торговля с заказом товара по почте или по телефону 2.Торговые автоматы 3.Служба заказов со скидкой 4.Торговля вразнос |
1.Корпоративная сеть 2.Добровольная сеть розничных торговцев и кооператив розничных торговцев 3.Потребительский кооператив 4.Объединение держателей привилегий 5.Розничный конгломерат |
1.Центральный деловой район 2.Региональный торговый центр 3.Районный торговый центр 4.Торговый центр микрорайона |
Первым параметром классификации розничных торговых заведений является предлагаемый ими товарный ассортимент. Существуют бакалейные, гастрономические, винные, мебельные магазины и т.д.
В более широком смысле мы можем говорить о широте и насыщенности ассортимента, выделяя по этим признакам основные типы магазинов. Наиболее важными являются специализированные магазины, универмаги, универсамы, магазины товаров повседневного спроса и универсамы широкого профиля [4].
Специализированный магазин предлагает узкий ассортимент товаров значительной насыщенности. Примерами специализированных розничных предприятий могут служить магазины одежды, спорттоваров, мебельные, цветочные и книжные магазины. Специализированные магазины можно дополнительно подразделить по степени узости предлагаемого ассортимента. Магазины одежды - это магазин обособленного полного ассортимента, магазин мужской одежды - это магазин с ограниченным ассортиментом, а магазин, торгующий мужскими рубашками, которые сшиты на заказ, - это узкоспециализированный магазин. В последнее время распространение специализированных магазинов связано с бумом торговых центров, обычно состоящих из одного - двух универмагов и множества специализированных магазинчиков. На долю этих магазинчиков нередко приходится 60-70% всей площади торгового центра. Универмаг предлагает несколько ассортиментных групп товаров - обычно одежду, предметы домашнего обихода, хозяйственные товары. Каждой ассортиментной группой занимается специальный отдел универмага во главе со своими закупщиками или торговцами.
Некоторые специалисты считают, что универмаг вырос на фундаменте магазина смешанных товаров (поскольку в нем торгуют товарами, нескольких ассортиментных групп). По мнению других, универмаг - наследник магазина текстильных товаров (поскольку многие основатели универмагов до этого были владельцами магазинов текстильных товаров). Универсам - это сравнительно крупное предприятие самообслуживания с низким уровнем издержек, невысокой степенью удельной доходности и большим объемом продаж, «рассчитанное на полное удовлетворение нужд потребителя в продуктах питания, стирально-моющих средствах и товарах по уходу за домом». Универсам может находиться и в частном владении, хотя большинство их входит в состав сетей. Магазины товаров повседневного спроса (обычно продовольственный) сравнительно невелик по размерам, находится в непосредственной близости от жилого района, открыт допоздна все семь дней в неделю и предлагает ограниченный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса с высокой оборачиваемостью. Продолжительность работы этих магазинов и использование их потребителями в основном для совершения покупок с целью «затыкания брешей» делают их заведениями со сравнительно высокими ценами. Однако они удовлетворяют одну из существенных потребительских нужд, и люди, кажется, готовы платить за создаваемое для них удобство. На другом конце спектра розничных торговых предприятий располагается три типа магазинов, превышающих своими размерами обычный универсам. Комбинированный универсам - это разновидность универсама с ассортиментом, расширенным за счет включения в него лекарств свободной продажи и лекарств, отпускаемых по рецептам. Комбинированный универсам и аптека имеют общую торговую площадь в среднем порядка 5100 кв. м. Используются три основные схемы построения подобных предприятий. Проще иметь магазин под одной крышей - с лекарствами в одном конце и продовольственными товарами в другом, благодаря чему облегчается доступ к товарам, и создаются дополнительные удобства для потребителей, а заодно, вероятно, достигается и более высокий суммарный торговый эффект, чем при расположении «бок о бок». По размерам торговой площади универсам широкого профиля превышает обычный универсам (около 2800 кв. м вместо привычных 1700 кв. м) и стремится полностью удовлетворить нужды потребителя в обычно закупаемых пищевых и непищевых товарах. Универсамы широкого профиля нередко предлагают такие услуги, как прачечная, химчистка, ремонт обуви, инкассирование чеков, оплата счетов, дешевый буфет. В универсамах широкого профиля именно из-за расширенного ассортимента цены зачастую на 5-6% выше, чем в обычных универсамах. Концепцию универсама широкого профиля начинают воспринимать многие ведущие магазинные сети. Торговый комплекс превышает своими размерами даже универсамы широкого профиля, занимая торговую площадь от 7500 до 19500 кв. м. Торговый комплекс включает в себя универсам, магазин сниженных цен и розничный склад-магазин. Его ассортимент выходит за пределы обычно покупаемых товаров и включает в себя мебель, тяжелые и легкие электробытовые приборы, одежду и множество других изделий. По сравнению с уровнем цен, обычных для универсамов широкого профиля, торговые комплексы практикуют цены со скидкой. Многие товары поступают в торговый комплекс в том же виде, как и на склад, прямо от производителей - упакованными в проволочные «корзины», и выкладываются на пятиярусные металлические стеллажи штабелями высотой 3,5-4,5 м. Пополнение запасов осуществляется с помощью вилочных погрузчиков, которые ездят по широким проходам торгового зала прямо в часы его работы. Основной принцип - массовая выкладка товара навалом с минимальными усилиями со стороны торгового персонала комплекса.
Остановимся вкратце на коммерческих предприятиях, «товарный ассортимент» которых состоит не из изделий, а из услуг [6].
Розничные предприятия услуг - это гостиницы, мотели, банки, авиакомпании, ВУЗы, больницы, кинотеатры, теннисные клубы, кегельбаны, рестораны, ремонтные службы и различные заведения по оказанию личных услуг, такие, как парикмахерские и косметические салоны, химчистки и т.д. Банки заняты поисками путей более эффективного распространения своих услуг, включая использование автоматических «кассиров» и организацию со временем оплаты счетов по телефону. Организации здравоохранения коренным образом пересматривают методы получения и оплаты медицинского обслуживания. Классификацию розничных магазинов можно производить и на основе их ценового образа. Большинство магазинов предлагают товары по средним ценам и обычный уровень услуг для потребителей. Ряд магазинов предлагают товары и услуги повышенного качества и по более высоким ценам. И наоборот, магазины сниженных цен продают свои товары по ценам ниже обычных, поскольку организуют свою деятельность с минимальными издержками и предлагают меньше услуг и менее высокого качества [6].
Мы остановимся на магазинах сниженных цен и порожденных ими предприятиях в виде складов-магазинов и магазинов-демзалов, торгующих по каталогам.
Магазин сниженных цен торгует стандартными товарами по более низким ценам за счет снижения нормы прибыли, и увеличения объемов сбыта. Простое использование время от времени цен со скидкой и устройство распродаж еще не делают торговое предприятие магазином сниженных цен. Не делают его таковым и торговля товарами низкого качества по дешевке, Настоящему магазину сниженных цен присущи пять особенностей:
- он постоянно торгует по ценам ниже тех, что преобладают в заведениях с высокими наценками и невысокой оборачиваемостью товарных запасов;
- он делает акцент на марочных товарах общенационального распространения, так что низкие цены вовсе не предполагают низкого качества изделий;
- он функционирует по методу самообслуживания при минимуме удобств;
- он обычно располагается в районе с низким уровнем арендной
платы и привлекает покупателей из сравнительно отдаленных мест;
- в нем установлено простое и функциональное торговое оборудование [9].
Склад-магазин - это лишенное всяких излишеств торговое предприятие сниженных цен с ограниченным объемом услуг, цель которого - продажа больших объемов товаров по низким ценам. В широком смысле сюда относятся и торговые комплексы, и продовольственные магазины сниженных цен, выставляющие товары прямо в контейнерах. Магазин-демзал, торгующий по каталогу, использует принципы торговли по каталогам плюс принципы торговли по сниженным ценам для сбыта широкого ассортимента ходовых марочных товаров, продающихся обычно с высокой наценкой. Среди них ювелирные изделия, механический инструмент, чемоданы, камеры и фотооборудование. Такие магазины появились в конце 60-х годов и стали одной из самых модных новинок розницы, представляя определенную угрозу даже для традиционных предприятий сниженных цен. Эти магазины зарабатывают деньги за счет:
- предложения марочных изделий общенационального распространения в товарных категориях, не связанных с модой;
- за счет найма торговых помещений в районах с низкой арендной платой;
- за счет сокращения на одну треть численности торгового персонала;
- за счет сведения к минимуму возможностей мелких хищений товаров, размещенных в витринах;
- а также за счет торговли в основном за наличный расчет [9].
3. ФОРМЫ ВНЕМАГАЗИННОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
В этом разделе мы рассмотрим следующие формы внемагазинной розничной торговли:
- розничная торговля с заказом товара по почте или по телефону;
- торговые автоматы;
- службы заказов со скидкой;
- торговля вразнос;
- продажа на дому в ходе «торговых встреч».
Под розничной торговлей с заказом товара по почте или по телефону понимают любую деятельность по сбыту с использованием почтовых каналов, телефонных линий, или всемирной сети Интернет для сбора заказов и/или содействия в доставке проданных товаров. Система посылторга возникла во времена, когда клиенты стали отправлять свои заказы производителям или торговцам по почте [6].
Розничная торговля с заказом товара по почте, по телефону или Интернету имеет несколько форм.
1) Торговля с заказом по каталогу. Продавцы обычно рассылают каталоги избранному контингенту клиентов или предоставляют возможность получить их в своих торговых помещениях либо бесплатно, либо по номинальной цене. Такой подход практикуют предприятия посылторга со смешанным ассортиментом, предлагающие исчерпывающий выбор товаров.
2) Прямой маркетинг. Деятель прямого маркетинга иногда дает
объявление в газете, журнале, по радио или телевидению с описанием какого-либо товара, который потребители могут заказать по почте или по телефону. Для размещения подобных объявлений он выбирает те средства рекламы, которые обеспечат поступление наибольшего числа заказов в рамках выделенных рекламных ассигнований. Такой стратегический подход хорошо срабатывает применительно к товарам типа компакт-дисков, DVD, книг и небольших электробытовых приборов.
3) «Директ мейл». Деятели прямого маркетинга нередко рассылают почтовые отправления - письма, листовки, проспекты - потенциальным клиентам, имена которых занесены в специальные рассылочные списки наиболее вероятных покупателей товаров той или иной категории. Рассылочные списки закупают у специализированных брокерских фирм-поставщиков. Прямая почтовая реклама оказалась очень действенной для стимулирования сбыта книг, подписки на журналы и страхования. Кроме того, к ней все чаще прибегают при организации продажи новинок, одежды и даже пищевых продуктов для гурманов. Например, на электронную почту и в обычный почтовый ящик постоянно приходят рекламные письма с предложением приобрести что-либо с высокой скидкой.
4) Продажи по телефону или через сеть Интернет. Деятели прямого маркетинга все чаще пользуются телефоном для продажи чего угодно - от услуг по ремонту жилища до подписки на газеты и членства в обществе друзей зоопарков. Некоторые практики маркетинга по телефону создали у себя системы на основе ЭВМ, которые осуществляют автоматический набор номеров и передают в домохозяйства обращения, заложенные в памяти компьютера [6].
Росту торговли с заказом товара по почте или по телефону способствовало несколько факторов. С поступлением все большего числа женщин на работу резко сократилось время, которое они могут проводить в магазинах. Сам процесс совершения покупок в силу ряда причин стал менее приятным:
- выросли расходы на поездки в автомобиле;
- трудно стало преодолевать транспортные заторы, а еще труднее найти место для стоянки;
- покупатели сместились в пригороды и стали избегать городских торговых районов, пораженных преступностью;
- люди испытывают неудобства от недостатка торговых работников в магазинах и необходимости выстаивать очереди в расчетных узлах.
Кроме того, многие магазинные сети отказались от торговли специализированными изделиями замедленного сбыта, предоставив тем самым возможность предлагать эти товары деятелям прямого маркетинга. И, наконец, появление телефонов, по которым клиент может позвонить бесплатно для себя, а также готовность заведений прямого маркетинга принимать заказы по телефону в ночное время или по воскресеньям обеспечили этой форме розничной торговли большую популярность.
Продажа через торговые автоматы - дело не новое. В одном исследовании приводится ссылка на книгу, датированную 215 г. до н.э., в которой дается описание египетского монетного устройства, отпускавшего жертвенную воду. В 80-х годах позапрошлого века фирма «Тутти-фрутти» начала устанавливать на железнодорожных вокзалах первые автоматы по продаже жевательной резинки. Сегодняшние автоматы далеко ушли от своих предшественников, воплотив в своей конструкции достижения космической и вычислительной техники. Они могут принимать монеты или купюры и выдавать сдачу. Через торговые автоматы стали продавать множество разнообразных товаров, в том числе товары повседневного спроса импульсной покупки (сигареты, безалкогольные напитки, конфеты, газеты, холодные и горячие напитки) и прочие изделия (косметику, книги в бумажной обложке, альбомы грампластинок, пленку, футболки, страховые полисы, крем для обуви и даже рыболовную наживку).
Торговые автоматы располагаются на заводах, в учреждениях, в крупных магазинах, на бензозаправочных станциях и даже в железнодорожных вагонах-ресторанах. Принадлежат они, как правило, особым фирмам, которые арендуют площади в наиболее благоприятных местах и занимаются обслуживанием автоматов.
Торговые автоматы обеспечивают потребителю удобства круглосуточной продажи и самообслуживания, а также сокращают возможности приобретения поврежденных товаров. Вместе с тем торговые автоматы сравнительно дорогой канал распределения, и цены продаваемых через них товаров нередко на 15-20% выше обычных. Высоки и издержки продавца, поскольку разбросанные на большой территории автоматы требуют частого пополнения товарами, нередко выходят из строя, а в ряде районов страдают от мелких краж. Потребителя в основном раздражают поломки, несвоевременное пополнение автоматов товарами и невозможность возвратить покупку [7].
Служба заказов со скидкой оказывает содействие обособленным группам клиентов - обычно рабочим и служащим крупных организаций, таких, как школы, больницы, союзы и государственные учреждения, которые производят закупки по ценам со скидкой у ряда выбранных для этой цели розничных торговцев. Потребитель, желающий приобрести видеомагнитофон, получает от службы заказов специальный бланк, с которым идет к определенному розничному торговцу и покупает товар со скидкой. После этого розничный торговец обычно выплачивает службе заказов небольшую комиссию. Например, для учебных заведений программное обеспечение для компьютеров поставляется по ценам ниже обычных до 70%.
Торговля вразнос - эта форма торговли, начало которой много веков назад положили странствующие коробейники.
Торговля вразнос удовлетворяет нужды людей с точки зрения удобства и проявления внимания к их личности, присущих покупке на дому. Цены продаваемых подобным образом товаров нельзя назвать низкими, поскольку торговля вразнос - предприятие дорогое само по себе (комиссия коммивояжера составляет от 20 до 50% суммы продаж), не считая издержек по найму, организации работы и мотивированию торгового персонала. Будущее этой формы розничной торговли довольно неопределенно. С учетом того, что ныне большинство домохозяйств представляют собой семьи из одного-двух человек (причем оба заняты целый день на работе), снижается вероятность застать кого-либо дома в дневное время [2].
4. АУКЦИОНЫ И ЯРМАРКИ
Аукцион (от лат. auction - продажа с публичного торга) - способ продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами, с публичного торга в заранее установленное время и назначенном месте [6]. Аукционные торги - вид рыночной торговли, при которой продавец, желая получить максимальную прибыль, использует прямую конкуренцию нескольких покупателей, присутствующих при продаже. При этом продавец назначает стартовую цену товара, которая увеличивается в ходе аукциона до предельного уровня, исходя из платежеспособности присутствующих при продаже покупателей. Этот вид торговли используется преимущественно для сбыта сравнительно ограниченного перечня товаров: пушнина, предметы антиквариата, художественные изделия лошади, изделия из драгоценных металлов и др. Аукционы организуются предприятиями (фирмами), специализирующимися на их проведении, например акционерными обществами, кооперативами, ассоциациями и т. п. Аукционы могут проводиться и предприятиями, для которых торги не являются основным видом деятельности, однако уставом предусмотрено право на их проведение. К этой организационной форме относят аукционы, проводимые биржа ми, салонами художников, музеями, постоянно действующими выставками, торговыми организациями и предприятиями и др. В зависимости от порядка организации аукционы бывают принудительные, которые проводят, как правило, государственные организаций с целью продажи конфискованных, невостребованных и неоплаченных товаров, заложенного и не выкупленного в срок имущества и т.п., и добровольные, проводимые по инициативе владельцев товаров (имущества) с целью наиболее выгодной их продажи.
По технологии проведения аукционы также различаются. При так называемом согласном аукционе торги начинаются с объявления минимальной цены, установленной продавцом, после чего покупатели делают к ней надбавки; на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торга. Другие аукционы ведутся с постепенным понижением первоначально названной, явно завышенной, стартовой цены (это так называемый аукцион с понижением цен, или голландский) до тех, пор, пока один из покупателей не выразит согласия купить данный товар по этой цене. Аукционный торг с повышением цен может вестись гласным и негласным способами. При негласном (немом) торге покупатели подают аукционисту заранее условленные знаки о согласии поднять цену на установленную величину надбавки. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя, негласное проведение торга позволяет сохранить в тайне имя покупателя. В отличие от обычной продажи на аукционе исключается ответственность продавца за качество проданного товара.
Существует и такой вид торговли, как ярмарка (выставка).
По мнению Я. Критсотакиса, торговая ярмарка или ярмарка-выставка - кратковременное, проводимое мероприятие, в рамках которого большое количество предприятий (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) представляют объективный масштаб товаров и услуг одной или нескольких отраслей с тем, чтобы посетитель - коммерсант получил ясное представление об их предпринимательских способностях, тогда как экспонент при помощи своих товаров стремится распространить информацию о своей фирме и ее продукции и заключить прямые торговые сделки. Другие исследователи характеризуют выставку довольно пространственно, т.е. это демонстрация достижений человека в областях науки, производства, сельского хозяйства.
Комитет по развитию внешней торговли Европейской экономической комиссии ООН разработал следующее определение: «Универсальной ярмаркой образцов называется обширный рынок, открытый для всех секторов производства и организуемый через регулярные промежутки времени, неизменно в одном о том же место, в определенное время года и на ограниченный срок. Непосредственная продажа экспонатов на них не разрешается. Цель ярмарки - дать возможность экспонента представить образцы своего производства, продемонстрировать новое достижение в целях заключения торговых сделок» [9].
Таблица 2 - Отличительные признаки ярмарки от рыночной продажи товаров
Рыночная продажа товар | Ярмарочная продажа товаров |
1 | 2 |
1.Проводится регулярно (практически ежедневно). | 1.Организуется периодически через определенные промежутки времени или в определенные даты. |
2.Торговля проводится на основе открытого гласного торга с показом товара. | 2.Торговля проводится на основе открытого гласного торга при фактическом отсутствии товара. |
3.0граничений по товарному ассортименту и номенклатуре нет (для универсального оптового рынка); ограничения имеются ( для специализированного рынка). | 3 .Торговля ведется товаром, имеющим активный спрос у покупателей. |
4.Для совершения сделки купли-продажи требуется наличие товара. | 4 .Товар может отсутствовать. Имеется образец, каталог, описание. |
5.Продажа товара осуществляется, как правило, единичным количеством или небольшими партиями. | 5.Товар реализуется оптовыми партиями. |
6.Пе завершения акта купли-продажи товара изменяется собственник товара. | 6. После завершения акта купли продажи товар некоторое время формально не меняет собственника. |
7.3аключение сделки по продаже товара происходит на основе устной договоренности между продавцом и покупателем. | 7. Заключение сделки по продаже товара происходит на основании письменной договоренности (договора купли-продажи) товара. |
8.Цена устанавливается на основе текущей конъюнктуры. | 8. Цена устанавливается на основе текущей конъюнктуры. |
9.Покупатель товара является, как правило, и его потребителем. | 9.Покупателем товара являются посредники-оптовики или представители розничной торговли. |
10.Зона обслуживания небольшая, локализована микрорайоном или определенной концентрацией покупателей. | 10.Зона охвата большая: регион, межрегиональная зона, федеральная территория, международный обмен. |
11. Требуется наличие специальных документов, подтверждающих качество и происхождение товара. |
11. Требуется наличие специальных документов, подтверждающих качество и происхождение товара. |
12. Правила ведения торговля регламентируются специальными решениями муниципальных органов. | 12. Разрабатываются специальные положения, регламентирующие правила ведения ярмарочной торговли. Формируются международные и национальные Уставы проведения ярмарок. |
13.Современный рынок требует своего нормативно-правового обеспечения и регулирования. | 13. Возникает необходимость в наличии специальных органов и нормативно-правовых актов, организующих и регламентирующих порядок проведения ярмарок и возникающие разногласия между контрагентами. |
14. Возникает необходимость в наличии инфраструктурных элементов, обеспечивающих нормальное проведение торговли. | 14. Возникает необходимость в наличии инфраструктурных элементов, обеспечивающих нормальное проведение ярмарок (гостиниц, банков, связи и пр.). |
5.Торговля проводится на основе открытого гласного торга с показом товара
Торговля проводится на основе открытого гласного торга при фактическом отсутствии товара. 0граничений по товарному ассортименту и номенклатуре нет (для универсального оптового рынка); ограничения имеются (для специализированного рынка). Торговля ведется товаром, имеющим активный спрос у покупателей. Для совершения сделки купли-продажи требуется наличие товара. Товар может отсутствовать. Имеется образец, каталог, описание. Продажа товара осуществляется, как правило, единичным количеством или небольшими партиями. Товар реализуется оптовыми партиями. По завершения акта купли-продажи товара изменяется собственник товара. После завершения акта купли продажи товар некоторое время формально не меняет собственника. 3аключение сделки по продаже товара происходит на основе устной договоренности между продавцом и покупателем. Заключение сделки по продаже товара происходит на основании письменной договоренности (договора купли-продажи) товара. Цена устанавливается на основе текущей конъюнктуры. Покупатель товара является, как правило, и его потребителем. Покупателем товара являются посредники-оптовики или представители розничной торговли. Зона обслуживания небольшая, локализована микрорайоном или определенной концентрацией покупателей. Зона охвата большая: регион, межрегиональная зона, федеральная территория, международный обмен. Требуется наличие специальных документов, подтверждающих качество и происхождение товара. Требуется наличие специальных документов, подтверждающих качество и происхождение товара. Правила ведения торговля регламентируются специальными решениями муниципальных органов. Разрабатываются специальные положения, регламентирующие правила ведения ярмарочной торговли. Формируются международные и национальные Уставы проведения ярмарок. Современный рынок требует своего нормативно-правового обеспечения и регулирования. Возникает необходимость в наличии специальных органов и нормативно-правовых актов, организующих и регламентирующих порядок проведения ярмарок и возникающие разногласия между контрагентами. Возникает необходимость в наличии инфраструктурных элементов, обеспечивающих нормальное проведение торговли. Возникает необходимость в наличии инфраструктурных элементов, обеспечивающих нормальное проведение ярмарок (гостиниц, банков, связи и пр.). Тот, кто хочет участвовать в работе ярмарки, должен иметь четкое представление о ее целях, и их нельзя подменять пожеланиями. Прежде, чем определить цели, следует уяснить, какие факторы диктуют необходимость участия в ярмарке:
- рост интереса к ярмаркам;
- усиление интернационализации рынков;
- возрастающее наступление на рынок иностранных ярмарок;
- постоянный рост конкуренции между фирмами, выходящими на рынок;
- не только покупатель представляет рынок;
- уменьшение дефицита коммуникаций;
- нарастание объема специфической информации;
- повышение шансов для утверждения на рынке в случае участия в ярмарке;
- молодые фирмы - потенциальные партнеры на рынке;
- ярмарки улучшают контакты с общественностью [8].
При контактах с посетителем существует четыре стадии, гарантирующих успех приведении переговоров на выставке:
1-я - установление контактов;
2-я - передача информации;
3-я - убеждение;
4-я - заключение сделки.
Организаторы выставок и ярмарок, учитывая, в первую очередь, интересы и взаимопонимание главных действующих лиц «участник-посетитель», должны четко представлять, что:
- выставка - это рынок в концентрированном виде, зеркало всех рынков данного направления;
- выставка и ярмарка обеспечивают и увеличивают обозримость рынка товаров;
- выставка дает доступ на новые рынки;
- выставка и ярмарка позволяют составить цену товара и определить, что будет достигнуто в результате;
- выставки и ярмарки способствуют интенсивному обмену информацией во всех областях деятельности - экономической, технической, эстетической и политической.
Выставки и торговые ярмарки - это важные мероприятия по распространению продукции и расширению сфер ее сбыта. При хорошей организации они позволяют фирме вступить в контакт с множеством новых клиентов и дистрибьюторов, дают дополнительную возможность реализации изделий и способствуют более быстрому их продвижению к потребителям. Как и всякая другая торговая операция, выставки и ярмарки должны тщательно планироваться и проводиться организованно. Только в этом случае они будут полезны. Тщательно планируются не только сами выставки, но и все, то, что связано с их организацией и проведением: назначаются ответственные за каждое конкретное дело, в крупной фирме к этой работе привлекаются торговый менеджер и менеджер по маркетингу, специалисты по рекламе и пропаганде, в небольшой компании все эти задачи ложатся на плечи одного человека, как правило, самого владельца или его партнера.
Выставка (ярмарка) обеспечивает получение широкого маркетингового сообщения большим количеством людей одновременно, что удобно для представления нового продукта, позволяет улучшить благорасположение уже существующих клиентов. Специалисты по продажам имеют возможность осуществлять на выставке все элементы процесса личных продаж:
- определять круг перспективных покупателей;
- обслуживать существующие счета;
- осуществлять презентации продукта;
- улучшать корпоративный имидж;
- производить сбор информации о конкурентах;
- добиваться продажи товара [8].
6. МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВЦА
Самое важное решение, которое предстоит принять розничному торговцу, - это выбор целевого рынка. Не выбрав целевого рынка и не составив его профиля, невозможно принимать последовательные, согласующиеся между собой решения относительно товарного ассортимента, оформления магазина, рекламных, обращений и средств рекламы, уровней цен и т.п. Некоторые магазины совершенно точно ориентированы на свой целевой рынок. Розничному торговцу необходимо регулярно заниматься маркетинговыми исследованиями, чтобы быть уверенным в удовлетворенности своих клиентов.
Розничным торговцам предстоит принять решение о трех основных «товарных» переменных:
- о товарном ассортименте;
- о комплексе услуг;
- об атмосфере магазина [1].
Товарный ассортимент розничного торговца должен отвечать покупательским ожиданиям целевого рынка. Между прочим, именно товарный ассортимент становится ключевым фактором в конкурентной борьбе между аналогичными розничными предприятиями. Розничному торговцу предстоит принять решение о широте товарного ассортимента (узкий или широкий) и его глубине (мелкий или глубокий). Так, в сфере общепита заведение может предлагать узкий и мелкий ассортимент (небольшая буфетная стойка), узкий и глубокий ассортимент (буфет с холодными закусками), широкий и мелкий ассортимент (кафетерий) или широкий и глубокий ассортимент (крупный ресторан). Еще одной характеристикой товарного ассортимента является качество предлагаемых товаров. Потребителя интересует не только широта выбора, но и качество товара. Розничному торговцу предстоит также решить вопрос о комплексе услуг, которые он предложит клиентам. Семейные бакалейно-гастрономические магазинчики прошлого предлагали доставку товаров на дом, продажу в кредит и неторопливую беседу. В сегодняшних универсамах эти услуги полностью исчезли. В таблице 2 перечислены некоторые основные услуги, которые могут предложить розничные предприятия с полным циклом обслуживания. Комплекс услуг является одним из решающих орудий неценовой конкуренции для выделения магазина из числа остальных.
Таблица 3 - Типичные услуги, оказываемые розничными магазинами
Предпродажные услуги | Послепродажные услуги | Дополнительные услуги |
1.Прием заказов по телефону | 1.Доставка покупок | 1.Инкассирование чеков |
2.Прием заказов (или отправка покупок по почте) | 2.Обычная упаковка (или затаривание) покупок | 2.Справочная служба |
3.Проведение рекламы | 3.Подарочная упаковка | 3.Бесплатная автостоянка |
4.Оборудование витрин | 4.Подгонка товара | 4.Рестораны, кафе |
5.Внутримагазинные экспозиции | 5.Возврат товаров | 5.Услуги по ремонту |
6.Примерочные | 6.Переделка товара | 6.Оформление интерьеров |
7.Часы работы | 7.Портновские услуги | 7.Предоставление кредитов |
8.Показы мод | 8.Установка товара | 8.Комнаты отдыха |
9.Принятие старых товаров | 9.Нанесение надписей на товары | 9.Присмотр за детьми |
10.Доставка наложенным платежом |
Третьим элементом товарного арсенала розничного торговца является атмосфера магазина. У каждого торгового помещения своя планировка, которая может и затруднять и облегчать передвижение покупателей. Каждый магазин производит определенное впечатление. Один воспринимается грязным, другой - очаровательным, третий - роскошным, четвертый - мрачным. Магазин должен воплощать в себе атмосферу, которая соответствует вкусам потребителей целевого рынка и оказывает положительное влияние на совершение покупок. В похоронном бюро уместны тишина, приглушенный свет, умиротворенность, а в дискотеке - яркие краски, громкие звуки, биение жизни. Атмосферу создают творческие работники, знающие, как совместить зрительные, слуховые, обонятельные и осязательные раздражители для достижения желаемого эффекта.
Розничный торговец должен принять маркетинговое решение о ценах. Цены, запрашиваемые розничными торговцами, - ключевой фактор конкуренции и одновременно отражение качества предлагаемых товаров. Способность розничного торговца совершать тщательно продуманные закупки - важнейшая составляющая его успешной деятельности [4].
Помимо этого, к назначению цен следует подходить очень внимательно и по ряду других причин. На некоторые товары можно произвести низкие наценки с целью превращения этих товаров в «заманивателей» или «убыточных лидеров» в надежде на то, что, оказавшись в магазине, потребители заодно купят и другие товары с более высокими наценками. Кроме того, руководству розничных предприятий необходимо владеть искусством уценки товаров замедленного сбыта. К примеру, торговцы обувью рассчитывают продавать 50% товара с наценкой 60%, 25% товара - с наценкой 40, а оставшиеся 25% - вообще без наценки. Эти снижения цен уже предусмотрены в их первоначальном уровне.
Рассмотрим маркетинговое решение о методах стимулирования покупателя. Для охвата потребителей розничные торговцы пользуются обычными орудиями стимулирования - рекламой, методом личной продажи, мерами по стимулированию сбыта и пропагандой [8].
Розничные торговцы дают рекламу в газетах, журналах, по радио и телевидению. Время от времени массовую рекламу дополняют письмами, которые вручают лично, и отправлениями прямой почтовой рекламы. Личная продажа требует тщательного обучения продавцов приемам установления контакта с покупателями, удовлетворения покупательских нужд, порядку разрешения сомнений и жалоб клиентов. Стимулирование сбыта может выражаться в проведении внутримагазинных показов, использовании зачетных талонов, разыгрывании призов, устройстве визитов знаменитостей. Розничные торговцы, у которых есть что сказать интересного, всегда могут воспользоваться и приемами пропаганды.
Важное место в маркетинговом решении занимает решение о месте размещения предприятия. Выбор места расположения магазина - один из решающих конкурентных факторов с точки зрения возможностей привлечения покупателей [6].
Клиенты, например, как правило, выбирают тот банк, который находится к ним ближе всех. Сети универмагов, нефтяные компании и владельцы привилегий в сфере общепита быстрого обслуживания особенно тщательно выбирают места размещения своих предприятий, пользуясь для этого самыми совершенными методами выбора и оценки участков.
7. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В МАГАЗИНЕ «ВАЛЕНТИНА»
Проведем маркетинговое исследование продуктового магазина «Валентина», расположенного в г. Майкопе по ул. Пионерской, № 307.
Таблица 4 – Обеспеченность ресурсами
Наименование ресурса | К-во | Степень обеспеч. | Состояние | Периодичность замены | Возможные поставщики |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Оборудование, всего, тыс. руб., в т.ч. | 168,3 | 85% | Хорошее | 1 раз в 5 лет |
Краснодар, Ростов |
Материалы, всего, тыс. руб., в т.ч. - бакалея - вино-водочные - гастрономия |
482,1 89,4 197,5 195,2 |
97% 99% 100% 96% |
Хорошее Хорошее Хорошее Хорошее |
2 раза в неделю |
Майкоп, Гиагинская, Армавир, Краснодар. |
Кадры, всего, чел., в т.ч. | 12 | 100% | Хорошее | Редко | Майкоп |
-руководители | 1 | 100% | Хорошее | - | |
- специалисты | 5 | 100% | Хорошее | ||
- служащие | 2 | 100% | Хорошее | ||
- рабочие | 4 | 100% | Хорошее | ||
Финансовые ресурсы, тыс. руб. | 234,3 | 81% | Удовлетворит. | - | - |
Таблица 5 – Наиболее выгодные поставщики по материальным ресурсам
Поставщики | Критерии выбора поставщика | |||
качество | цена | срок поставки | вид оплаты | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Молкомбинат «Майкопский» Хлебокомбинат «Тульский» ООО «Виктория Армавирский птицекомбинат Краснодарская оптовая база |
хорошее хорошее хорошее хорошее хорошее |
низкая низкая умеренная низкая умеренная |
1-2 дня 1 день 1 день 1-2 дня 2-3 дня |
перечислен перечислен перечислен перечислен перечислен |
Таблица 6 – Анализ посредников
Вид посредника | К-во | Фирмы-посредники | Характеристика фирм-посредников | Позиция фирмы в отношении посредников | ||
место-положение | извес-тность |
цена услуг |
||||
1 Торговые посредники: - оптовики розничная торговля агенты, дилеры, чел. |
2 1 1 - |
ООО ТД «Виктория» Сеть магазинов «Спутник»- |
Адыгейская, 169 Пролетарс-кая, 449 - |
малая большая - |
низкая умерен-ная - |
сотрудничество сотрудничество - |
2 Специалисты по товародвиж. - транспорт склады, хранилища |
2 1 |
Автоколонна 1491 «Виктория» |
Хакурате,541 Адыгейская, 169 |
большая малая |
низкая низкая |
сотрудничество сотрудничество |
3Кредитно-фонансовые учреждения - банки -страховая компания |
1 1 |
Майкопбанк Росстрах |
Пионерская, 276 Димитрова, 2 |
большая большая |
умерен-ная умерен-ная |
сотрудничество сотрудничество |
4 Маркетингов. посредники | - | - | - | - | - | - |
Таблица 7 – Анализ потребителей продовольственных товаров
Типы клиентурных рынков | Охват рынков(да, нет) | Фирмы-потребители | Характеристика потребителей | Позиция фирмы по отношению к потребителю | ||
место-положение | извес-тность | к-во заказов | ||||
1 Фирмы | нет | - | - | - | - | - |
2 Служащие | да | Майкоп | низкая | 38 | положительная | |
3 Пенсионеры | да | Майкоп | большая | 164 | положительная | |
4 Молодежь | да | Майкоп | средняя | 83 | положительная |
Таблица 8 – Анализ конкурентов
Типы конкурентов | Примеры конкурентов | Степень конкуренции | Характеристика конкурентов | Позиция фирмы в отношении конкурентов | |
место-положение | известность | ||||
Конкуренция желаний | «Для Вас» | слабая | Некрасова, 287 | низкая | партнерство |
Предметная конкуренция | «Спутник» | сильная | Жуковского, 19 | большая | слабая |
Видовая конкуренция | «АВА-ЮГ» | средняя | Курганная, 683 | средняя | нейтральная |
Марочная конкуренция | «Алан-В» | сильная | Ростовская, 52 | средняя | партнерство |
Таблица 9 – Анализ контактной аудитории
Типы контактных аудиторий | Конкретные представители аудиторий | Влияние на фирму | Степень воздейс-твия | Возможные методы воздействия | Характеристика | Позиция фирмы в отношении контактных аудиторий | |
известность | Степень влияния на потребителей | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
СМИ | «Афиша» | большое | средняя | реклама | боль-шая | сильное | сотруд-ничест-во |
Финансовые круги | Майкопбанк | среднее | средняя | кретитование | боль-шая | сильное | сотруд-ничест. |
Органы госвласти | Администра-ция г. Майкопа | положи-тельное | сильное | контроль | боль-шая | силь-ное | сотру-дниче-ство |
Гражданс-кие группы | Организация ООО и ВОС | слабое | слабая | реклама | средняя | слабое | нейтра-льное |
Местные контактные аудитории | КТОС № 3 | нейтра-льное | слабое | реклама | сред-няя | сред-нее | нейтра-льная |
Широкая публика | Население г. Майкопа | сильное | очень сильное | реклама | - | боль-шая | сотруд-ничест-во |
внутренние контактные аудитории | - | - | - | - | - | - | - |
Таблица 10 – Анализ влияния факторов макросреды
Факторы макросреды | Влияние на фирму | Степень влияния | Возможные методы влияния | Позиции по нейтрализации отрицательного влияния |
1Демографические | положительное | средняя | увеличение числа посещений и покупок | - |
2 Экономические | отрицательное | сильное | снижение покупательского спроса | Замораживание цен или снижение их на товары первой необходимости |
3 Политические | нейтральное | слабая | - | - |
4 Научно-технические | положительное | слабая | совершенствование оборудования | - |
5 Природные | отрицательное | средняя | непогода влияет на количество покупателей | оборудование навеса перед входом в магазин |
6 Культурные | нейтральное | слабая | - | - |
7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ВАЛЕНТИНА»
Совершенствование товарной политики предприятия осуществляется по нескольким направлениям.
1) Формирование ценовой политики.
Центральная проблема работы с ценами состоит в обосновании цены, которую продавец хочет получить за свой товар. Определение цены, как правило, производится исходя из трех подходов:
- цена должна покрывать затраты, связанные с производством данного продукта;
- предприятие нацелено на получение максимальной прибыли, поэтому необходимо проверить какую цену готовы принять отдельные сегменты рынка;
- в рыночной экономике продавцы, в основном, конкурируют между собой, поэтому цена, которую потребитель готов заплатить существенно зависит от предложения конкурентов.
Первоначально цены на выпускаемую продукцию назначаются, исходя из политики низких цен, ориентированной на затраты, т.е. они определяются издержками на производство единицы представленного товара.
Затем на этапе освоения рынка (увеличение спроса) цена будет поднята, но не намного, т.к. спрос на данный товар является эластичным, и если мы позволим себе назначить слишком высокую цену, это приведет к отпугиванию покупателей. В то же время назначенная цена призвана окупить затраты и принести предприятию-изготовителю прибыль.
На этапе стабилизации уровня спроса ОАО формирует свою ценовую политику под влиянием конкурентов. На данном промежутке времени для поддержания уровня продаж необходимо предложить ценовое стимулирование спроса (систему скидок).
Только при неизбежном снижении спроса на данный товар, т.е. на этапе ухода с рынка, надо снизить цену на продукцию представленного ассортимента, чтобы обеспечить полный сбыт товара и избежать затаривания складов уже не пользующейся спросом продукцией.
2) Разработка рекламной компании.
Вследствие резкого увеличения тарифов на размещение рекламы по телевидению, ООО «Продуктовый магазин «Валентина» решило отказаться от столь дорогого удовольствия и сочла более рациональным направить денежные средства по следующим направлениям:
- планируется использовать весь грузовой транспорт предприятия для размещения на их кузовах рекламных проспектов;
- во всех торговых точках, производящих реализацию продукции, тоже будут размещены рекламные проспекты и плакаты, привлекающие покупателей своим своеобразием и неповторимой гаммой красок;
- заказ фирменной фасовочной тары с краткой характеристикой и реквизитами предприятия, которые будут предложены всем торгующим фирмам продовольственной ориентации;
3) Организация формирования спроса и стимулирования сбыта.
Политика формирования спроса на данном предприятии решает задачи поиска каналов сбыта продукции, осведомления потребителей о свойствах товара, представления доказательств его качества и максимального устранения барьера недоверия. Стимулирование сбыта имеет своей целью поощрение более интенсивного использования товара, побуждение лиц, не пользующихся этим товаром, опробовать его, привлечение к нему тех, кто покупает марки конкурентов.
Для налаживания каналов сбыта продукции предприятие не собирается открывать своих собственных магазинов, а планирует заключить договора с магазинами г. Майкопа, районов Адыгеи и Краснодарского края, торгующими молочной продукцией, на поставку опытных партий своего ассортимента, а в последствии, согласно результатам продаж, заключить договора на постоянной основе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сфера розничной торговли состоит из множества организаций, занимающихся перемещением товаров и услуг из мест их производства к местам использования. Розничная торговля - это любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Розничные торговые предприятия можно классифицировать по нескольким признакам: на основе предлагаемого ассортимента (специализированные магазины, универмаги, универсамы, магазины товаров повседневного спроса, комбинированные универсамы, универсамы широкого профиля, торговые комплексы и розничные предприятия услуг), на основе относительного внимания к ценам (магазины сниженных цен, склады-магазины и магазины-демзалы, торгующие по каталогам), на основе характера торгового помещения (торговля с заказом товара по почте или по телефону, торговые автоматы, службы заказов со скидкой и торговля вразнос), на основе принадлежности магазина (корпоративные сети, добровольные сети, кооперативы розничных торговцев, потребительские кооперативы, организации держателей привилегий и розничные конгломераты) и на основе разновидности концентрации магазинов (центральные деловые районы, региональные торговые центры, районные торговые центры, торговые центры микрорайонов). Розничный торговец принимает решения о выборе целевого рынка, о товарном ассортименте и комплексе услуг, о политике цен, стимулировании и месте размещения предприятия. Розничным торговцам необходимо изыскивать пути повышения профессионального уровня управления собственной деятельностью и ее продуктивности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. –М.: Финпресс, 2004. -324 с.
2. Дашков Л.П., Памбухчияец В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений.-3-е изд. -М.: Маркетинг, 2001. -582 с.
3. Елагин Ю.А., Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность. Ч. 1. –М.: Высшая школа, 2003. -338 с.
4. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для вузов. –5-е изд., перераб. и доп. –Мн .: Высш. шк ., 2000. –430 с.
5. Котлер, Филип, Гари, Сондерс, Вонг Основы маркетинга. Пер. с англ. – 2-ое изд. – М.: Высшая школа, 2000. -728 с.
6. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу/Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Юристь, 2000. -468 с.
7. Мачадо Р. Маркетинг для малых предприятий. – СПб: Питер, 1998. – 288 с.
8. Розничная торговля: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2000. -207 с.
9. Томилов В.В., Песоцкая Е.В. Маркетинг в системе предпринимательства. – СПб.: Геликон Плюс, 2000. -592 С.
10. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие/Под общ. ред. А.Н.Соломатина. - М.:ИНФРА-М, 2000. -295 с.