Дипломная работа: Особенности выставочной деятельности компании-экспонента

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Особенности выставочной деятельности в системе PR

1.1 Определение, структура и виды выставочных центров

1.2 Выставка в системе маркетинговых коммуникаций, как основного условия формирования имиджа организации

1.3 Специфика выставочной деятельности компании-экспонента

Глава 2. Организация выставочной деятельности компании-экспонента (на примере Всероссийского выставочного центра)

2.1 Выставочная деятельность Всероссийского выставочного центра

2.2 Практические рекомендации по проведению выставочной деятельности

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

Выставочно-ярмарочный бизнес - один из самых динамично развивающихся институтов рыночной инфраструктуры России и всех развитых стран. Это объясняется не только развитием регионов России, но и инвестиционными вливаниями в экономику, активизацией местных и региональных рынков. Ярмарки и выставки позволяют изыскать наиболее эффективные формы взаимодействия промышленности и торговли, обеспечить более широкое рыночное пространство для отечественных товаров. На сегодняшний день выставочно-ярморочная деятельность (ВЯД) представляет систему профессиональных информационных, рекламных, технических, хозяйственных, экономических, технологических и управленческих действий многочисленных заинтересованных в этой деятельности юридических и физических лиц. ВЯД во всем мире – это важнейшая отрасль национальной экономики. Становление цивилизованных рыночных отношений предполагает необходимость совершенствования ВЯД, которая вносит существенный вклад в развитие национальной и региональной экономики.

Организация выставочной деятельности в России в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с тем, что российский бизнес начинает постепенно переходить из эпохи первоначального накопления капитала в эпоху тотальной конкуренции. Данный переход характеризуется следующими моментами: о все чаще становится выгоднее вкладывать прибыль в российскую экономику, а не вывозить ее за рубеж, о российский бизнес постепенно вступает в фазу сильной конкуренции, когда конкурировать организациям приходится не товарами, а обещаниями благ, которые получает покупатель, выбирая ту или иную марку и пр. Информацию об уникальных торговых предложениях и организациях — участниках рынка потребители получают в процессе маркетинговых коммуникаций. К одному из ключевых элементов маркетинговых коммуникаций в настоящее время все чаще относят участие организации в выставках, о чем свидетельствует стремительно возрастающее количество работ, посвященных самым различным аспектам этого вида деятельности. И если раньше рассматривались в основном общие и технологические вопросы выставочной деятельности, которые теперь уже изучены довольно основательно, то исследование вопросов ее эффективности делает лишь первые шаги, особенно в России.

Актуальность темы обусловлена не только активным развитием выставочного дела в России, но и растущим профессионализмом экспонентов, их стремлением к оптимизации маркетинговых бюджетов.

Выставка является не только источником информации о развитии отрасли, отдельных организаций, но и эффективным инструментом маркетинга, где в личном контакте с партнером экспонент может выявить его потребности, донести до него значительный объем полезной информации, тем самым обеспечив для себя потенциал получения прибыли (зачастую в перспективе). Результат участия в выставке во многом определяется эффективностью организации и управления этим процессом. Однако в настоящее время многие российские экспоненты не осознают необходимости последовательного подхода к организации выставочной деятельности и оценки ее эффективности. Отчасти это связано с отсутствием реально работающих методик комплексной оценки эффективности участия организации в выставке.

Из вышеизложенного следует, что выбранная тема, связанная с особенностями организации выставочной деятельности экспонента и оценкой ее эффективности, является актуальной.

В настоящее время работы по вопросам организации и планирования выставочной деятельности отечественных предприятий могут быть подразделены на три категории:

– работы теоретического плана, содержащие аналитические модели и рекомендации по поводу того, что организации должны делать на выставке;

– эмпирические исследования, целью которых является непосредственный анализ выставочной деятельности предприятий;

– эмпирические исследования, фокусирующиеся в основном на общих вопросах организации выставочной деятельности и затрагивающие лишь некоторые аспекты выставочной деятельности как канала маркетинговой коммуникации.

Основные эмпирические исследования в области маркетинга в российском бизнесе приходятся на середину 1990-х годов. Примером таких работ может служить исследование 1993-1994 годов на 113 российских предприятиях России, итоги которого отражены в статьях Скоробогатых И. и Соловьева Б., опубликованных в журналах «Маркетинг», «Бизнес» и «Проблемы теории и практики управления» за 1994-1996 годы. Кроме того, основная масса исследователей (Акулич И.Л., Виханский О., Голубков Е.П., Гольцов А. и Новиков Ф., Дурович А.П., Завьялов П.С. и Демидов В.Е., Ноздрева Р.Б. и Цыгичко Л.И., Овсиенко Ю. и Григорян А., Панкрухин А.Н., Хруцкий В. и Ф др.) уделяет внимание анализу конкретных рыночных параметров, а не проблеме их совершенствования.

Анализ специальной литературы показывает, что отсутствуют, в первую очередь, методически обоснованные подходы к оценке эффективности маркетинговых коммуникаций в целом и выставочной деятельности — в частности. Таким же недостаточно разработанным остается еще один актуальный вопрос для современных организаций — выбор наиболее эффективной выставки для экспонирования. Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена выбором и самого объекта исследования.

Существующие в настоящее время подходы к определению маркетинговой стратегии в области участия в выставках не могут являться «руководствами к действию» для большинства отечественных организаций. Это объясняется недостатком практического опыта самих организаций, большая часть которых существует чуть более десяти лет, и механическим переносом методов оценки других каналов коммуникации в область выставочной деятельности (практикуется большинством маркетинговых агентств и маркетинговых отделов российских организаций). Методы оценки эффективности выставочной деятельности также имеют недостатки в плане надежности и точности определения степени достижения заданного результата.

Целью настоящей дипломной работы является исследование особенностей выставочной деятельности компании-экспонента. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1.         раскрыта сущность и цели деятельности выставочных центров;

2.         охарактеризовано место выставки в системе маркетинговых коммуникаций;

3.         проанализированы особенности деятельности выставочных центров;

4.         рассмотрена выставочная деятельность Всероссийского выставочного центра;

5.         разработаны рекомендации по повышению эффективности выставочной деятельности Всероссийского выставочного центра.

Таким образом, объектом данного исследования является Всероссийский выставочный центр, предметом – выставочная деятельность Всероссийского выставочного центра.

Дипломная работа написана на 70 листах и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Особенности выставочной деятельности в системе PR

 

1.1 Определение, структура и виды выставочных центров

Организационные формы ВЯМ весьма широки и способны удовлетворить любые маркетинговые запросы субъектов рынка. Сегодня общая система выставочно-ярмарочных услуг (ВЯУ) концентрируется вокруг более 30 разновидностей выставочных мероприятий, в том числе: выставки, салоны, ярмарки, аукционы, фестивали, недели, выставки-симпозиумы, дегустации, биржи, салоны-конференции и т.д.

Многие понятия на первый взгляд схожи между собой, но существуют различия и особенности, которые заключаются в способах организации, проведения и участия, в целях проведения, составе посетителей и участников и т.д. ВЯД в современных условиях осуществляется в следующих основных формах: выставка и ярмарка. При этом выделяются:

- крупные международные выставки;

- межрегиональные, городские и иные выставки;

- специализированные выставки-салоны;

- торговые и промышленные ярмарки;

- и другие.

Помимо выполнения общеизвестных функций, таких как инструмент маркетинга, ценообразования, привлечения инвестиций, поиска партнеров и других, роль выставок в современной экономике, которая характеризуется своим глобальным характером и инновационно-технологической направленностью, состоит в следующем:

- они стимулируют структурные изменения в пользу наукоемких производств;

- способствуют формированию единого экономического пространства, где предусмотрена свобода перемещения товаров, услуг, технологий;

- обеспечивают доступ к новым стандартам ведения бизнеса

- это звено во взаимоотношениях между странами, регионами и международными рынками;

- международная выставка становится основополагающей инфраструктурой для развития экспортно-импортных операций и ведения бизнеса в целом;

- как вид коммуникации (многоцелевой) имеет огромные преимущества перед их другими видами;

- это объективно необходимый инструмент экономической политики, конкурентного поведения города, территории, региона.

- важнейшая составляющая в обеспечении сопоставимости национальной и мировой экономики, что ускоряет ее интеграцию в систему мирохозяйственных связей;

- имеет огромный интеграционный потенциал.

Из мирового опыта следует, что выставки/ярмарки принято классифицировать по пяти основным признакам:

-          по географическому составу экспонентов (в зависимости от того, какие страны/регионы они представляют);

-          по тематическому (отраслевому) признаку;

-          по значимости мероприятия для экономики города/региона/страны;

-          по территориальному признаку (на территории какой страны проводится выставочное мероприятие);

-          по времени функционирования (в зависимости от продолжительности работы)[1].

Классификация выставок/ярмарок по географическому составу экспонентов:

-          всемирные (международные выставки, на которых страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры) – в частности, к таким выставкам относятся всемирные универсальные выставки «ЭКСПО»;

-          международные (характеризуются участием в них фирм из разных стран, число иностранных участников должно составлять не менее 10% от общего числа экспонентов, выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг должны соответствовать международным стандартам);

-          с международным участием (с числом иностранных участников менее 10% от общего числа участников);

-          национальные (с участием фирм отдельно взятой страны);

-          межрегиональные (демонстрирующие продукцию и услуги производителей из нескольких регионов);

-          местные (региональные) – с участием фирм только из того города/региона, где проводится выставка/ярмарка[2].

Классификация выставок/ярмарок по отраслевому (тематическому) признаку:

В соответствии с отраслевой принадлежностью выставляемых экспонатов выставки/ярмарки подразделяются на:

-     универсальные;

-     специализированные (многоотраслевые и отраслевые).

Классификация выставок/ярмарок по значимости мероприятия:

-          выставки федерального значения (имеющие значение для страны в целом);

-          выставки межрегионального значения (имеющие значение для нескольких регионов страны);

-          выставки регионального значения (имеющие значение только для одного региона);

-          выставки местного значения (имеющие значение для города, области).

Классификация выставок по территориальному признаку (в зависимости от того, на территории какой страны проводится выставочное мероприятие):

-          выставки, проводимые внутри страны;

-          выставки, проводимые на территории других стран[3].

Классификация выставок по времени функционирования (в зависимости от продолжительности работы):

–          постоянно действующие (0,5-1 год и более);

–          временные (0,5-5 месяцев);

–          краткосрочные (от 1-5 дней до 0,5 месяца).

Международные выставки выделяются в отдельную группу по признаку «по географическому составу экспонентов»:

¨ международные (характеризуются участием в них фирм из разных стран, число иностранных участников должно составлять не менее 10% (20%) от общего числа экспонентов, выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг должны соответствовать международным стандартам). Это мероприятия, организуемые как внутри страны, так и за рубежом;

Кроме того, в эту же группу входят такие выставки, как:

¨ всемирные (международные выставки, на которых страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры) – в частности, к таким выставкам относятся всемирные универсальные выставки – «ЭКСПО»;

¨ с международным участием (с числом иностранных участников менее 10% от общего числа участников);

¨ национальные (с участием фирм отдельно взятой страны);

¨ межрегиональные (демонстрирующие продукцию и услуги производителей из нескольких регионов);

¨ местные (региональные) – с участием фирм только из того города/региона, где проводится выставка/ярмарка.

На международных выставках посетитель-специалист видит весь мировой рынок сразу, а участник охватывает большой покупательский потенциал. Кроме того, выставки бывают: заграничные – организуются пределами страны предприятия; гостевые – организуются в разных странах с участием предприятий заруб стран.

Также, международная выставка выделяется и в классификации по признаку «типы выставок по сфере воздействия», в соответствии с которым международной называется выставка, в которой принимают участие предприятия одной или нескольких отраслей различных стран без ограничений).

Кроме того, выставку определяют как «международная» и по критерию «Уровень значимости (престижности)»: международные выставки отражают мировые тенденции развития определенной сферы человеческой деятельности или отрасли. При этом, важным условием проведения этих выставок является содействие международной интеграции и сотрудничеству. Как правило, международный статус приобретают выставки, которые официально зарегистрированы, внесены в реестр соответствующих международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, UFI и др.) и отвечают их официальным требованиям-критериям.

Несмотря на то, что существует официальная признанная мировым сообществом классификация объектов ВЯД, в связи с развитием европейского внутреннего рынка и слиянием бывших национальных рынков в настоящее время широко обсуждается вопрос классификации выставок по территориальному признаку в плане охвата производителей-участников или заинтересованных посетителей. В мировой практике многие эксперты в области ВЯД сходятся на нижеприведенной классификации ВЯМ. Эта классификация также призвана помочь определить значение той или иной выставки или аналогичного мероприятия. Выделим наиболее характерные:

-глобальные выставки являются наиболее значительными выставочными событиями определенных отраслей в мировом масштабе. Они вызывают интерес и привлекают как экспонентов, так и посетителей со всего мира. Это головные в мировом масштабе мероприятия определенных отраслей;

европейские - выставочное событие европейского масштаба - место встречи участников и посетителей-специалистов из самых различных стран Европы (ЕС, Европейская зона свободной торговли, государства - бывшие члены СЭВ).

Организаторами выставочно-ярмарочных мероприятий могут выступать[4]:

–          федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации;

–          выставочные организации;

–          торгово-промышленные палаты (ТПП) – ТПП Российской Федерации и региональные ТПП;

–          ассоциации (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации, а также отраслевые);

–          прочие организации различных форм собственности, для которых организация выставочных мероприятий не является основной деятельностью.

Развитие местного самоуправления, финансовая устойчивость и эффективность работы муниципалитетов прямо связаны с активизацией хозяйственной жизни на местах. ВЯД – одна из составляющих сферы деловых услуг, ориентированная на создание бизнес-среды. ВЯД способствует продвижению товаров и услуг на внешний и внутренний рынок, реализует потребность отечественных и зарубежных предпринимателей к кооперации и налаживанию новых хозяйственных связей.

Выставочная индустрия развитых стран прогрессирует и качественно обновляется. Создаются дополнительные рабочие места, доходы бюджета США и в Германии, связанные с выставочным бизнесом, составляют ежегодно 5-10 млрд долл США. Выставочные площади всемирных центров составляют в среднем не менее 100м2. 25% мировых контрактов заключаются в период проведения ВЯМ. В мире усиливается конкуренция за право проводить всемирную или международную выставку. Несмотря на то, что азиатский выставочный бизнес развивается в настоящее время более быстрыми темпами, чем США и Канады, общемировые тенденции показывают существенное развитие рынка выставочных услуг в целом.

Что касается России, то современный этап развития ВЯД можно охарактеризовать как этап перехода сегмента рынка в отдельную самостоятельную отрасль. В целом на российском выставочном рынке наблюдаются изменения, характерные для экономики России, выставочного рынка СНГ и мирового выставочного рынка. Сохраняется тенденция увеличения ВЯМ при повышении требований к ним.

В России, по данным Международного союза выставок и ярмарок (МСВЯ), действует свыше 248 выставочных организаторов, в том числе 55 организаторов выставок-членов МСВЯ, которыми проведено 1263 международных, иностранных, национальных, региональных и других выставок[5]. Годовой оборот от ВЯД составляет около 193 млн. долл. США. Ежегодно оборот в России в сфере ВЯД возрастает на 30-40%[6], что говорит о выделении выставочной сферы в самостоятельную отрасль. В России ВЯД еще не столь масштабна, как в странах с развитой экономикой, но становление этого сегмента российского рынка идет ускоренными темпами: с 1991 г ежегодный рост ВЯМ составляет 17%[7].

Если рассматривать итоги[8] ВЯД по всем участникам МСВЯ (не только Россия, но и Украина, Казахстан, Беларусь, Молдова, Литва), то за 2006 год 64 организаторами проведено 1405 выставок, в ВЯМ приняли участие 145 171 национальных и иностранных фирм; рост арендованной выставочной площади составил 18,9% , а иностранного участия – 14,3% (для сравнения рост национальных участников составил – 11,7%). Наиболее активными оказались страны Европы (40,6%), СНГ (36,3%), Азии (13%). Наибольший интерес к выставкам членов МСВЯ проявили Германия, Италия, Польша, Франция, США и Финляндия (по убывающей).

Выставочная деятельность занимает заметное место в доходах бюджетов городов. Так, в Москве поступления по этой линии достигают почти 9% всех доходов города.

Москва и Санкт-Петербург в ходе децентрализации ВЯД утратили монополию на международную выставочную деятельность, но продолжают оставаться крупнейшими международными выставочными центрами. В столице проводится четверть выставочных мероприятий страны.

Основные тенденции следующие. В России, как и по всему миру, выставки становятся все более специализированными, уменьшается доля многоотраслевых универсальных выставочных мероприятий. Перспективы промышленного роста привели к увеличению общего числа выставок промышленной тематики. Москва, обеспечивающая подавляющее большинство выставок, остается международным выставочным центром большинства отраслей. Вместе с тем, развивается тенденция проведения выставок, в т.ч. международных, в регионах размещения основных потребителей представленной на выставках продукции. В последние годы стали доминировать экспоненты, представляющие собственную продукцию. Доля этой категории участников выставок составляет в среднем около половины от общего числа экспонентов.

В структуре участников выставок снижается доля посреднических компаний, представляющих как зарубежных, так и отечественных производителей, а также оптовых и розничных оптовых организаций. Т.е среди участников ВЯМ увеличивается число предприятий-производителей. Суммарно эти категории составляют от 50% до 20% всех экспонентов.

Развитие рынка отражается и в заметном увеличении среди экспонентов компаний, оказывающих консалтинговые и сервисные услуги. Их доля составляет в среднем около 10%. На выставках заметно увеличилось представительство научных и исследовательских организаций.

Различный уровень выставочной активности характерен для предприятий различных отраслей. В среднем, наибольшую активность проявляют фирмы, работающие в сферах туризма и отдыха, сантехники и отопления, медицины и фармакологии и инструментов. По данным МСВЯ[9], по-прежнему наибольшую площадь занимают выставки строительной тематики, текстильной отрасли, транспортировки грузов, продуктов питания. По иностранному участию лидирует тематика «текстиль, одежда и обувь», «информация, связь», строительные выставки. Положительная динамика сохраняется в отношении тематик «мебельных», «здравоохранение», «спорт – развлечения - досуг».

Что касается тенденций, характеризующих посетителей выставок, то отмечается повышение их профессионального статуса. Для промышленных выставок характерно уменьшение доли частных посетителей и увеличение количества представителей предприятий, а среди них - лиц, полномочных для принятия решений. Так, на специализированных выставках среди посетителей специалистов преобладают руководители предприятий или их подразделений (их доля достигает 45-70%).

В ближайшие годы в Москве планируется большое выставочное строительство, прежде всего на ВВЦ. По планам, к 2008 г. совокупные выставочные площади в Москве должны вырасти на 350%. Большие планы развития имеет “Ленэкспо” в Санкт-Петербурге, где в ближайшие годы планируется в дополнение к имеющимся 25 тыс. кв. м закрытой выставочной площади ввести в строй еще до 35 тыс. кв. м. Планируется расширение комплексов в Иркутске и в ряде других городов.

По оценкам экспертов, участие фирм в выставках стало не самоцелью, а довольно осознанным и расчетливым решением. Компании начали более тщательно подходить к отбору мероприятий для участия в них. В большинстве отраслей оформились выставки-лидеры, которые привлекают преобладающее большинство участников, ведущих производителей, крупнейших торговых компаний и т.д.

В десятке наиболее активных организаторов выставок лидирующие позиции занимают компании из регионов во главе с ведущими выставочными объединениями Санкт-Петербурга “Рестек” и “Ленэкспо». Москва продолжает укреплять свой статус основного выставочного города страны (32,5%). На втором месте – Санкт-Петербург (9,0%), на третье выходит Екатеринбург (5%).

В настоящее время в выставочно-ярмарочной деятельности имеется ряд нерешенных проблем:

- действующая нормативно-правовая база не в полном объеме регулирует вопросы выставочно-ярмарочной деятельности и требует разработки дополнительных нормативных актов;

- отсутствует скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, а также общая идеология формируемых на них экспозиций – в первую очередь, национальных и региональных;

- не ведется обобщенная статистика по выставочным организациям, что затрудняет анализ текущего состояния этой сферы деятельности и составление прогноза ее развития;

- отсутствует концептуальный подход федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации к организации выставочно-ярмарочных мероприятий, имеющих особо важное значение для экономики Российской Федерации;

- имеет место ведомственная разобщенность в подходе к вопросам государственной поддержки ВЯД;

- материально - техническая база выставочной деятельности недостаточно развита и не в полной мере соответствует международным требованиям. Одной из основных проблем, затрудняющих развитие ВЯД в РФ, является нехватка современных выставочных площадей;

- ВЯД сводится к продвижению на отечественный рынок западных технологий без симметричного представления российских товаров на аналогичных мероприятиях за рубежом. Необходимо адекватно представлять отечественный товар на зарубежных рынках, т.е. гармонизировать будущие экспортные и импортные потоки;

- наличие большого числа конкурирующих выставочных проектов по близкой тематике; недобросовестная конкуренция;

- неразвитая выставочная инфраструктура и т.д[10].

Выставки являются важным элементом комплекса маркетинговых коммуникаций, поэтому представляется необходимым рассмотреть место выставки в системе маркетинговых коммуникаций.

1.2 Выставка в системе маркетинговых коммуникаций, как основного условия формирования имиджа организации

Под маркетинговыми коммуникациями подразумевается совокупность маркетинговых мероприятий, способствующая продвижению товара или услуги к конечному потребителю. Традиционно в рамках этого подхода выделяют четыре основных средства коммуникации: рекламу; формирование общественного мнения; персональные продажи; стимулирование сбыта.

Интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК) – это концепция планирования маркетинговых коммуникаций, в которой оцениваются стратегические роли различных коммуникационных дисциплин и их комбинаций с целью обеспечения ясности, последовательности и максимального воздействия на потребителя[11].

Несмотря на модность и популярность этого термина, ИМК очень редко применяются в полном объеме, обычно они рассматриваются не как цельный проект, а как дискретный набор отдельных действий, важнейшим из которых до сих пор остается реклама. Такой подход заведомо ограничивает возможности ИМК, фактически сводя всю систему к одностороннему монологу рекламодателя. А ведь сам термин “коммуникация” означает в первую очередь “акт общения”, и лишь затем – “сообщение информации лицу или группе лиц”.

Процесс коммуникации включает в себя следующие элементы:

1.         отправителя сообщения (предприятие);

2.         получателя сообщения (целевая группа);

3.         коммуникативное послание (сообщение);

4.         кодирование сообщения (стратегия рекламы, позволяющая довести сообщение до сведения адресата);

5.         декодирование сообщения (способ интерпретации сообщения потребителем), канал передачи послания, средство передачи послания;

6.         обратная связь, которая является основной целью маркетинговых коммуникаций[12].

Если обратная связь не состоялась (покупка, улучшение имиджа, изменение ожиданий потребителя), то процесс коммуникаций не эффективен и средства потрачены зря. Этот классический подход теоретически абсолютно правилен, но, к сожалению, существенно видоизменяется при применении на практике. В лучшем случае мы можем оценить эффективность рекламного ролика на телевидении или использования наружной рекламы по возрастанию объема продаж. Можно ли назвать это “актом общения”? Единственным способом рекламы, относительно близким к понятию “общение с потенциальным потребителем” является телемаркетинг, ведь когда Вы звоните и предлагаете товар, Вы общаетесь. Но необходимо отметить, что общаетесь в одностороннем порядке: Ваша коммуникация не содержит двустороннего интереса и в большинстве случаев заканчивается при любом ее результате (независимо от того, состоялась ли покупка).

В ИМК есть только один инструмент, позволяющий наиболее полно реализовать все возможности этой системы, включая не просто условную “обратную связь” с потребителем, а полноценный, причем продолженный во времени “акт общения”. Таким элементом является выставка.

Выставка реально объединяет в себе все четыре основные средства коммуникации (рекламу; формирование общественного мнения; персональные продажи; стимулирование сбыта.). Более того, на выставке могут быть использованы все существующие способы реализации каждого из этих средств коммуникации. Например, только на выставке возможно использование практически всех рекламных средств: наружная реклама, аудио- и видеореклама, мультимедийные презентации, различные виды директ-мэйл, презентации, в том числе – мультимедийные, промоушн-акции, и, естественно, специальные выставочные рекламные технологии. Не удивительно, что экспертная компьютерная программа “EXPO: 1001 рекламоноситель” на сегодняшний день уже включает в себя более 2000 рекламоносителей, каждый из которых может быть успешно использован на выставке.

Что такое “специальные” выставочные рекламоносители? В первую очередь это, естественно, выставочный стенд. Выставочный стенд является не просто местом в павильоне, на котором Вы должны три дня работать, а мощным средством формирования имиджа, представления продукции, привлечения и удержания внимания потенциальных покупателей. К специальным технологиям можно также отнести участие в околовыставочных мероприятиях, участие в рекламной кампании выставки и многое другое[13].

Важнейшим достоинством выставки является возможность непосредственного общения продавца и потенциального покупателя. Важно отметить, что общение на выставке, во-первых, происходит на нейтральной для обеих сторон территории, а во-вторых, является гарантированно двусторонним. Очевидно, что, в отличие, например, от ситуации с телемаркетингом, Вы не навязываете посетителю контакт: он пришел на выставку сам, значит, он уже является лицом, заинтересованным в тематике выставки, то есть потенциальным покупателем. Поэтому, при соответствующей подготовке команды стендистов, общение на выставке исключительно продуктивно: Вы можете не только продвигать свою продукцию, но узнать ее достоинства и недостатки с точки зрения покупателей, оценить популярность и востребованность отдельных наименований, правильность Вашей рекламной политики, конкурентоспособность Вашей продукции и ситуацию в данном сегменте рынка в целом. Главное отличие выставки от других видов маркетинговых коммуникаций – ее уникальная интерактивность, ведь только на выставке Вы можете непосредственно познакомиться с представителями своей целевой группы, узнать ее требования, ее интересы, ее реальную платежеспособность и готовность к приобретению Вашей продукции.

Необходимо отметить, что понятие “общение на выставке” гораздо шире прямых непосредственных контактов сотрудников стенда и посетителей выставки. Американскими специалистами разработан список, состоящий из 100 возможных целей участия в выставке, разделенный на две группы: группа продаж (относится непосредственно к продвижению продукции) и группа связей (отношения, устанавливаемые во время работы на выставке). Реально же этот список представляет собой не столько цели участия в выставке, сколько дополнительные возможности, которые предоставляет выставка, и о которых редко задумываются экспоненты. Например, в группу связей наряду с очевидными (сбор информации о конкурентах, представление новых рекламных программ, получение отклика на новую и существующую продукцию и т.п.), входят также: предоставление посетителям возможности встретиться с экспертами, освещение новых изделий, услуг и инициатив в СМИ, обучение клиентов, общение с профессионалами в отрасли, выявление возможности совместных предприятий и акций, поднятие морального состояния торгового персонала, и даже “приближение Вашего старшего управленческого персонала к клиентам”.

Соответственно, использование выставки как мощного системного средства ИМК, обеспечивает уникальные возможности не просто для одноразовых рекламных акций, а для создания полноценных комплексных проектов продвижения товара.

Некоторой проблемой выставочных контактов является их долгосрочность. Возвращаясь к примеру с телемаркетингом, мы видим, что контакт заканчивается на стадии “покупка совершена/отказ от покупки”, и в любом случае вряд ли может быть продолжен. С выставочными контактами дело обстоит иначе. Сам факт посещения выставки показывает намерение посетителя совершить покупку, но это намерение может быть существенно растянутым во времени. Если условно разделить все контакты с посетителями на “горячие”, “теплые” и “холодные”, то “теплые” контакты составляют около 80% и, соответственно, максимально влияют на экономический эффект от участия в выставке. Но если “горячие” контакты или совершают покупку в течение ближайшей недели или не совершают ее вовсе, то “теплым” может потребоваться до шести месяцев для принятия решения о том, что именно купить и у кого. Поэтому исключительно актуальной становится проблема сопровождения контактов после выставки[14].

Выставочные контакты в России на сегодняшний день отрабатываются на недостаточно высоком уровне, это связано как с непониманием этой проблемы руководством, так и с недостаточной квалификацией менеджеров: им психологически тяжело лишний раз звонить потенциальному покупателю и продвигать свою продукцию. Тут необходимо еще раз отметить, что выставка принципиально отличается от любого другого инструмента ИМК: во-первых, посетители стенда, оставляя свои координаты, фактически дают согласие на получение новой дополнительной информации и на продолжение контакта. Во-вторых, выставка предоставляет неограниченные возможности информации для продолжения контактов, одна из целей участия в выставке из группы связей именно так и сформулирована: “создание предпосылки для продолжения контакта”.

Возникает вопрос: если возможности выставки как средства ИМК действительно безграничны, то почему существует столько жалоб на низкую эффективность участия в выставках? Не говоря об общих проблемах выставочного бизнеса, необходимо отметить, что многие экспоненты либо просто не знают, как оценить эффективность выставочного процесса, либо рассматривают ее упрощенно, на уровне продаж в магазине. Результаты статистики на основе опросов участников выставок и специализированных семинаров показывают, что 20,8 % участников выставок считают свое участие эффективным, 45,9 % - не эффективным, 33,3 % затрудняются ответить[15].

Выставка является уникальным инструментом ИМК не только с точки зрения предоставляемых ею средств продвижения продукции, но и с точки зрения многоплановости воздействия на потенциальных покупателей, поэтому и оценивать ее эффективность следует комплексно. Для оценки эффективности участия в выставке разработана специальная система показателей КОИ (коэффициенты окупаемости инвестиций):

1. Затраты на установленные контакты: Объем инвестиций в выставку, деленный на общее число установленных контактов.

2. Затраты на впечатление: Объем инвестиций в выставку, деленный на суммарное количество посетителей стенда.

3. Процент перспективных контактов, приведших к покупке: Число продаж, деленное на общее количество установленных контактов

4. Процент заинтересованных посетителей: Общее количество установленных контактов, деленное на общее количество посетителей выставки.

5. Продажи на рубль затрат: Общий объем продаж (за определенный временной интервал), деленный на объем инвестиций в выставку.

6. Воздействие средств информации: Тираж публикаций, умноженный на средний коэффициент передачи (среднее число людей, видевших одну копию одного издания публикации, обычно принимается в среднем 1,5 – 2,5).

В то время как цели по продажам обычно основываются на нижних допустимых значениях показателей, таких как количество продаж или контактов, маркетинговые цели могут не быть столь конкретны. Они могут включать осведомленность о рекламной кампании, обеспечение освещения в средствах информации или выполнение маркетингового исследования. Вместо прямолинейных формул вам могут понадобиться другие методы измерения успеха в этих областях, поэтому в систему курсовые - 700 р.
Работы, похожие на Дипломная работа: Особенности выставочной деятельности компании-экспонента

Стратегия маркетинга на торговых ярмарках и выставках
Министерство образования и науки Российской Федерации Новосибирский государственный университет экономики и управления Кафедра сервиса и организации ...
1) Раскрыть термины и понятия данной темы 2)определить сущность и задачи проведения выставок 3) определить составляющие маркетингового комплекса 4)Описать торгово-выставочный ...
Если же предприятие твердо уверено в необходимости участия в выставке или ярмарке и четко сформулировало основные цели и задачи своего участия, то ему необходимо также разработать ...
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: курсовая работа
Международные выставки и ярмарки
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСТАВОК И ЯРМАРОК 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫСТАВОК И ЯРМАРОК 3. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫСТАВКИ 3.1 ...
Каждая выставка - важная и емкая в плане материальных затрат часть маркетингового плана любой организации, которая принимает в ней участие в роли экспонента, посетителя или ...
В последнее десятилетие граница между выставками и ярмарками практически стерлась, поскольку в настоящее время не только на ярмарках, но и на выставках осуществляется торговля по ...
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: курсовая работа
Применение интеграционных маркетинговых коммуникаций в туристическом ...
Введение Туризм сегодня - это сфера народнохозяйственного комплекса, которая во многих странах мира превратилась в бурно развивающеюся отрасль. Успех ...
Если же предприятие твердо уверено в необходимости участия в выставке или ярмарке и четко сформулировало основные цели и задачи своего участия, то ему необходимо также разработать ...
Современные рекламные компании это комплекс совместных рекламных и PR мероприятий или иначе говоря, комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: дипломная работа
Особенности выставок и ярмарок как средства маркетинга
Содержание Введение 1. Выставочные мероприятия в маркетинге 1.1 Характеристика выставочных мероприятия 1.2 Процесс участия фирмы в работе выставки 2 ...
Для того, чтобы сделать участие в выставке (ярмарке) более эффективным средством маркетинговых коммуникаций, фирма должна с особой тщательностью планировать своё участие и работу в ...
В-третьих, участие в выставке - комплексное мероприятие, и у вас всегда есть широкий выбор возможностей: довыставочная рекламная кампания, оригинальный дизайн выставочного стенда ...
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: курсовая работа
Организация выставочно-ярмарочной деятельности производителей
Содержание Задание 1. Выставки и ярмарки Задание 2. Задание 3. Задание 4 Список литературы Задание 1. Выставки и ярмарки Рыночные отношения диктуют ...
Одна из основных задач выставочного движения - создание положительного имиджа экспонируемых организаций при повышении статуса самой выставки, так как чем престижней выставка, тем ...
задействовать всю инфраструктуру дополнительных услуг, которые сегодня предлагают организаторы: размещение рекламы и информации на всех носителях выставок (каталоги, справочники ...
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: контрольная работа

5rik.ru - Материалы для учебы и научной работы