Реферат: Экологическое право
Введение.
Глава 1. Предмет, источники и объекты экологического права.
1.1. Понятие и формы проявления экологического права.
1.2. Экологические правоотношения.
1.3.Система экологического права.
1.4.Источники и объекты экологического права.
Глава 2. Механизм экологического права.
2.1. Эколого-правовой механизм охраны природной среды.
2.2. Экологическое страхование.
Глава 3. Международное сотрудничество в целях охраны природы.
3.1. Международные организации системы ООН, системы мониторинга. Научные и учебные заведения.
3.2. Межправительственные и неправительственные организации, занимающиеся вопросами охраны окружающей среды.
Введение.
Экологическое право – одна из отраслей права, регулирующая общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» трактуется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания.
Из общей экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией – учение о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания. Предметом социальной экологии является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию составной частью входит правовая экология. Под ней понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое право.
Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.
Природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Это экономическая форма. Второй формой, получившей название экологической, стала охрана окружающей среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах.
Это:
а) загрязнение окружающей природной среды;
в) ее разрушение;
с) истощение природных ресурсов.
Загрязнение природной среды – это физико-химическое изменение состава природного вещества, которое угрожает состоянию здоровья человека. Так, существует антропогенное загрязнение, которое подразделяется на несколько видов: пылевое, газовое, химическое, ароматическое и тепловое.
В основном, большой урон природе наносят транспорт и металлургические предприятия. Основным источником загрязнения атмосферы углекислым газом являются тепловые электростанции, металлургические заводы и транспорт. Большая концентрация данного вещества, в конце концов, может привести к возникновению парникового эффекта, одними из следствий которого могут стать опустынивание земель и разрушение озонового слоя.
В результате неконтролируемого выброса в воды мирового океана различных отходов происходит уничтожение планктона, который обеспечивает атмосферу кислородом. Из-за нерационального использования земли миллионы гектаров плодородной почвы превратились в безжизненную пустыню. Все это происходит из-за недостатков организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды, а также дефектов экологического воспитания и образования, в результате чего у людей вырабатывается потребительская психология по отношению к природе.
Огромную роль в охране окружающей среды играют международные природоохранные организации. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в природе, они были призваны защитить её от человека и, по существу, спасти самого человека от результатов собственной деятельности.
Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие принципы:
Ø приоритет охраны жизни и здоровья;
Ø научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;
Ø рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
Ø законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;
Ø гласность в работе экологических организаций и некоторые другие.
На базе вышеприведенных принципов осуществляется охрана природной среды несколькими способами. Среди них следует особо выделить правовой способ, на котором и базируется такой предмет, как экологическое право.
Глава 1. Предмет, источники и объекты экологического права.
1.1. Понятия и формы проявления экологического права.
Наличие специфического предмета правового регулирования, метода, принципов регулирования и осознанной общественной необходимости в самостоятельном существовании такой отрасли права позволяет рассматривать экологическое право как самостоятельную отрасль.
Его предметом являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы, подразделяющие на две группы:
Ø отраслевые (земельно-охранительные отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные и водо-охранные отношения и отношения по охране фауны и атмосферного воздуха);
Ø комплексные (охрана природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных и иных зон).
Рассмотрим методы экологического права, т.е. способы воздействия на общественные отношения.
Исходя из специфики природных объектов, наиболее приемлемым является административный метод, при котором господствующее положение занимают запретительные, предупредительные и управомочивающие нормы. Это соответствует требованию обеспечения выполнения экологических предписаний и охраны окружающей среды.
Большое значение в рамках гражданско-правового способа воздействия стал приобретать экономический метод, т.е. влияние на охрану среды через материальный интерес к ее охране и рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта. Таким образом, метод экологического права - это совокупность экономических методов регулирования качества природной среды и административно-правовых средств воздействия на природопользователя.
Для понимания сущности экологического права важно рассматривать его как органическое единство всех форм его проявления. Это – правовые идеи, входящие в правовую концепцию взаимодействия общества и природы, опираясь на которую определяется содержание правовых норм. Далее, нормы экологического права устанавливают правила поведения человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей природной среды, (эти нормы образуют экологическое законодательство). И, конечно – правоотношения, без которых экологическое право остается бумажным, не достигнув своей реальной сущности и не выполнив цель, поставленную законом по охране окружающей среды.
Нормы экологического права являются правилами поведения, регулирующими отношения людей по поводу охраны и использования природной среды. Существует следующее разделение норм:
Ø отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов),
Ø комплексные (охрана и использование природных комплексов)
Ø экологизированные (нормы других отраслей права).
По содержанию, правовые нормы делятся на: нормы-принципы, нормы-приоритеты и нормы-правила.
Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды.
Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды. Они бывают следующих уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня. Отраслевые приоритеты содержатся в природноресурсовых отраслях законодательства. Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны природной среды – обеспечение качества окружающей человека среды и оптимальных условий для жизни и здоровья человека.
Нормы-правила – третья категория экологических норм. Они содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений: предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие.
Предупредительные императивы призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия.
Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде.
Восстановительные нормы права содержать требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного состояния природной среды.
Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами соответствующего закона.
Поощрительные эколого-правовые нормы относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды.
Разрешительные и обязывающие нормы обращены, прежде всего, к природопользователю.
Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов Латвийской республики.
1.2. Экологические правоотношения
Экологические правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.
Основаниями из возникновения служат юридические факты. В области экологии их делят на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (различного рода стихийные бедствия). Действие – наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Так как действия проявляются через поступки человека, их можно разделить на позитивные (выполнение человеком в процессе природопользования экологически предписаний закона) и негативные (нарушение человеком экологических предписаний, причинение вреда природной среде и здоровью человека).
Субъектом экологических правоотношений является государство, когда природные ресурсы на законных основаниях становятся собственностью физических (юридических) лиц, или физическое (юридическое) лицо, воздействующее на природную среду с целью ее потребления. Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия и организации, воздействующие на природную среду.
Объектами экологических правоотношений являются природные объекты (земля, недра и пр., а также природные комплексы при особых обстоятельствах). От вида объекта правоотношения и его особенностей зависят те права и обязанности, которые и возникают у субъектов правоотношений.
Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности участников правоотношения по использованию и охране природной среды. По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории: природопользователи, органы представительной и исполнительной власти, общественные объединения экологического профиля и органы судебного надзора. Особенности содержания экологического правоотношения зависят также от природного объекта, по поводу которого оно возникает и развивается.
1.3. Система экологического права.
Под системой экологического права следует понимать совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями.
В нынешнем виде система экологического права включает в себя пять частей. Первая – предмет, источники и объекты экологического права.
Вторая – механизм экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды и экологический контроль.
Третья рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Предметом внимания здесь становятся механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана ее в промышленности и пр.
Четвёртая – экологическая ответственность, а именно ее основания и виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения.
И пятая - механизм международно-правовой охраны окружающей природной среды.
1.4.Источники и объекты экологического права.
Под источниками права в материальном смысле понимается воля народа, выраженная по поводу того или иного документа. Под источниками права в формальном смысле понимаются формы права, в которых содержатся общие правила поведения – нормы права.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Источники экологического права имеют свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Совокупность нормативно-правовых форм образует законодательство.
В Латвии в 1991 году был принят Закон Латвийской Республики « Об охране среды ». Предметом регулирования закона служат экологические отношения, в отношении которых закон преследует следующие задачи: сохранение природной среды; предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и человека; оздоровление и улучшение качества природной среды.
Центральная тема закона – человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Ядром данного закона служат природоохранительные нормы, обеспечивающие выполнение задачи охраны природной среды и действующие в комплексе с нормами других отраслей права. Нахождение той или иной нормы, регулирующей поведение по отношению к природе, в природоохранительном законе не лишает ее основного содержания, ее принадлежности той отрасли права, которая представлена предметом правового регулирования.
Рассмотрим ранее упоминавшиеся экологизированные нормативно-правовые акты. Под экологизацией надо понимать внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта. Необходимость этого процесса состоит в неспособности норм экологического права, заложенных в специальных законах, всегда действовать напрямую в регулировании экологических вопросов. Базовым законодательным актом для экологизации законодательства служит Закон ЛР « Об охране среды » и другие отраслевые экологические правовые акты, дополняющие закон.
В числе других экологизированных законов следует назвать «Кодекс Латвии об административных правонарушениях ». В заключение темы об источниках экологического права следует отметить, что экологизированные акты являются источниками права в своих правовых отраслях, но в части норм, которая касается охраны окружающей среды, они имеют прямое отношение и к экологическому праву.
Перейдем теперь к рассмотрению объектов экологического права. Все объекты земной природы делятся на три категории: интегрированные, дифференцированные и особо охраняемые. К интегрированным относят природную среду, к дифференцированным – отдельные природные объекты (земля, недра, воды и пр.), остальные объекты – особо охраняемые. Под объектом «окружающая природная среда» понимают сочетание природы и окружающей человека среды. Под природой понимается природная среда в узком смысле слова как объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, как следствие объективного эволюционального развития материального мира и состоящую из естественных экологических систем.
Под окружающей человека средой понимается та часть естественной среды, которая преобразована в процессе антропогенной деятельности человека, состоящая в органическом единстве естественных, модифицированных, трансформированных экологических систем. Природный объект можно определить как составную часть окружающей природной среды, охраняемую действующим законодательством, обладающую признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем, способную выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания. Признаки природного объекта находят свое проявление в трех выполняемых им функциях – экологической, экономической и культурно-оздоровительной. Экологическая функция является главной; выполнение ее позволяет природному объекту находиться в естественной взаимосвязи с природой. Сохранение за природным объектом экологической функции предопределяет существование экономической функции, а затем и культурно-оздоровительной, которую выполняет практически каждый объект в рамках своих возможностей.
Глава 2. Механизм экологического права.
2.1. Эколого-правовой механизм охраны окружающей природной среды.
Эколого-правовой механизм представляет собой самостоятельный институт латвиийского экологического права и находит свое проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива. Цель механизма: обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Структура механизма состоит из четырех звеньев. Первое звено – природоохранительные нормы права, главная функция которых состоит в том, чтобы закрепить базовые экологические императивы. Второе звено включает экологизированные правовые нормы и нормативы. Третье звено механизма составляет гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и экологизированных и нормативов. Наконец, четвертое звено – завершающий этап движения нормы, реализующий себя в правоотношении.
Эффективность эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды – это оценка качества его работы. С точки зрения эффективности, данный механизм моет быть исследован применительно к трем его стадиям движения: статической, динамической и результативной.
На статической стадии эффективность механизма зависит от полноты и социально-экономической обоснованности природоохранительной нормы.
На динамической стадии в действие вступают гарантии. Одним из условий эффективности нормы на динамической стадии является эколого-правовая культура. Под этим понимается комплекс эколого-правовых структур – знание закона, уважение закона, умение его правильно применить.
На третьей, результативной стадии движения механизма анализируются итоги действия звеньев. Итогом работы всего механизма является правовое отношение, направленное на решение конкретной хозяйственной задачи. Однако результативность эколого-правого механизма не всегда сопряжена с его эффективностью. Выход из этого положения – в нахождении оптимального варианта решения, в основу которого кладутся принципы приоритета экологии, но в сочетании с экономикой, а именно учет потенциальных экологических возможностей природной среды, отсутствие необратимых последствий, реальная вероятность восстановления потерь в природной среде.
Теоретически, допустимы три варианта решения: альтернатива интересов (при экономическом варианте страдает экология, при экологическом экономика и экономическое благосостояние человека); сочетание интересов (предполагается учет экологических интересов граждан в здоровой окружающей среде и обеспечение их необходимых материальных потребностей); совмещение интересов (экологический интерес предприятия становится составной частью органической частью экономического интереса этого объекта).
2.2. Экологическое страхование.
Экологическим страхованием называются такие отношения, которые направлены на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологических неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями. Закон допускает обязательное и добровольное страхование.
Объектом экологического страхования является риск имущественной ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий о возмещении ущерба за загрязнение в результате наступления страхового события. Страховым событием является внезапное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, которые привели к неожиданному выбросу вредных веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности или сбросу сточных вод. Непременным условием наступления страхового события являются внезапность и непреднамеренность. Отсутствие данных условий лишает предприятия права на получение страхового возмещения. Страховое возмещение выплачивается страхователю в размере, который обусловлен заключенным договором. Оно включает в себя следующие показатели: компенсацию ущерба, выплату убытков, компенсацию расходов по очистке территории и спасению жизни и имущества.
Все споры, возникающие в связи с реализацией договора экологического страхования, решаются в суде.
Глава 3. Экологическая ответственность.
Экологическая ответственность – сложный социальный и эколого-правовой институт: в перспективном смысле – это обязанность соблюдать нормы взаимоотношений общества и природы с целью сохранения научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, в ретроспективном – обязанность претерпевать неблагоприятные последствия нарушения норм взаимодействия общества и природы. В основе экологической ответственности лежит экологическое нарушение, которое выражается в несоблюдении или невыполнении норм, обеспечивающих гармоничное, научно-обоснованное сочетание экологии и экономики в процессе общественного развития. В основе экологических нарушений – объективное противоречие между экологическими и экономическими интересами, существующее в системе «общество-природа». Экологическими нарушениями следует считать не согласованное с интересами охраны экологической среды поведение человека, продиктованное удовлетворением экономических потребностей, причиняющее вред природной среде.
Таким образом, экологическая ответственность – это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде.
Экологическая ответственность выполняет три функции: стимулирующую, компенсационную, превентивную.
Стимулирующая функция проявляется в наличии экономических и правовых стимулов, понуждающих в охране экологических интересов; компенсационная направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации; превентивная предупредительно воздействует на поведение контрагента путем применения мер наказания и взыскания ущерба.
Существуют экономическая и юридическая формы данной ответственности. Экономическая ответственность базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами. Юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми методами. Экономическая ответственность в отличие от юридической, которая наступает по факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда.
Механизм эколого-экономической ответственности зависит от конкретных видов данной ответственности. Эколого-правовая ответственность – одна из разновидностей юридической ответственности, действующая в системе латвийского права.
Первая ее часть возникает из природоохранительных правоотношений по факту нарушения требований охраны природной среды.
Вторая часть рождается из уголовных, административных, гражданских, трудовых правоотношений, возникающих в связи с применением соответствующих санкций за допущенные правонарушения.
Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный в ЛР экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения. Субъектами экологического правонарушения являются предприятия, объединения и т.д., а также должностные лица и граждане. Объектами нарушения является природная среда, охраняемая законом от загрязнения, истощения и разрушения. Экологические правонарушения классифицируются по предмету правонарушения, объекту, санкциям, способам причинения вреда и общественной опасности.
Причинами экологических правонарушений являются, например, недостатки законодательства, что проявляется в трех видах: наличие пробела, несовершенство правовой нормы и противоречивость правовой нормы. Основной причиной все-таки следует признать господство потребительской психологии. Поэтому одной из принципиальных особенностей нового подход к охране окружающей среды является экологическая революция в сознании человека. Она выражается в повороте его миропонимания от потребительского отношения к природе к рациональному использованию ее богатств.
Глава 3. Международное сотрудничество в целях охраны природы.
Говоря о, международном сотрудничестве в целях охраны природы, можно констатировать то, что человечество наконец осознало нависшую над собой опасность и стало принимать активные меры по предотвращению дальнейшего загрязнения окружающей среды. Для реализации этих мер и были созданы различные международные организации. Кроме того, их создание было обусловлено и тем, что загрязнение окружающей среды приобрело глобальный характер и усилий отдельно взятых государств стало недостаточно для их решения.
На данный момент в мире существует несколько групп организаций занимающихся охраной окружающей среды. Во-первых это организации системы ООН, во-вторых это различные межправительственные и неправительственные организации, в-третьих это системы мониторинга и наблюдения за состоянием окружающей среды, а также различные научные и учебные заведения занимающиеся изучением данной проблемы.
Сегодня становится всё более очевидной необходимость более серьёзного взаимодействия между различным экологическими организациями для максимально действенной охраны окружающей среды.
Конечно, здесь приведены сведения далеко не все о всех международных организациях системы ООН в целях охраны природы.Приведены примеры лишь наиболее известных организаций, деятельность которых в той или иной мере связанна с охраной окружающей среды. Их вклад в дело охраны природы трудно переоценить, ведь чаще всего под эгидой именно этих организаций создавались различные фонды, общества и другие объединения, призванные оберегать природу. Кроме того, организации системы ООН, зачастую, являются самыми многочисленными по числу членов, так как во многих случаях они объединяют государства входящие в ООН.
3.1. Международные организации системы ООН,
системы мониторинга. Научные и учебные заведения.
ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) - United Nations Conference on Environment and Development (UNCED). Год создания: 1989г. Участники: государства-члены ООН. Цели: взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность: подготовка национальных отчетов и рабочих программ
ПРООН - Программа ООН по развитию - United Nations Development Programme (UNDP). Год создания: 1965г. Участники: 189 государств. Цели: помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов. Основная деятельность: проведение исследований природных ресурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-технической базы для проведения прикладных исследований.
КУР - Комиссия ООН по устойчивому развитию - United Nations Commission on Sustainable Development (CSD). Год создания: 1992 г. Участники: 53 государства с правом голоса (Африка 13, Азия 11, Восточная Европа 6, Латинская Америка и Карийский бассейн 10, Западная Европа и др. 13). Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды; помощь в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды и развития; поощрение проведения семинаров и конференций
ВОЗ - Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения World Health Organisation (WHO) - Всемирная организация здравоохранения. Год создания: 1946г. Участники: государства члены ООН. Цели: охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. Основная деятельность: проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, в том числе обеспечение безопасности использования химических препаратов, оценка и контроль за уровнем загрязнения, защита от радиоактивного облучения, оценка влияния изменений климата на здоровье человека; разработка Глобальной стратегии охраны здоровья и окружающей среды.
МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы - International Union for Nature Conservation (IUCN) – The World Conservation Union.
ИМО - Международная морская организация (специализированное агентство ООН до 22.05.82 -Межправительственная консультативная морская организация - Inter-Govemmental Maritime Consultative Organisation) - International Maritime Organisation (IMO).
ЮНИДО - Программа ООН по промышленному развитию - United Nations Industrial Development Organisation (UNIDO
ЭСКАТО - Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана - Economic and Social Commission for Asia and the Pacific (ESCAP)
ФАО - Всемирная продовольственная организация - Food and Agriculture Organisation of the United Nations (FAO).
Международная служба труда при Международной организации труда – International Labour Office. International Labour Organization (ILO).
Конференция ООН по торговле и развитию- UN Conference on Trade and Development (UNCTAD).
Однако все вышеперечисленные организации, а так же другие природоохранные организации не всегда имеют возможность следить за всеми изменениями происходящими в окружающей среде и тут им на помощь приходят системы мониторинга и наблюдения. Самые известные среди них:
Всемирный центр мониторинга охраны природы - World Conservation Monitoring Centre (WCMC) Год создания- 1981 г. Участники: МСОП, ВВФ. Цели: поддержка программ охраны природы и устойчивости развития посредством предоставления полной и новейшей информации, основанной на результатах научных исследований и анализа. Основная деятельность: формирование баз данных по видам растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения; по место обитанию особого значения; по охраняемым территориям и участкам международного значения, оказание помощи в создании национальных информационных центров; предоставление доступа к данным через международные электронные сети и т.д.
Глобальная информационная база данных о ресурсах (ГРИД-ЮНЕП) - Global Resource Information Database (CRID-UNEP). Год создания: 1985г. Участники: страны-члены ООН. Цели: сбор и распространение данных о состоянии окружающей среды. Основная деятельность: обеспечение доступа к новейшим технологиям управления данными по окружающей среде; предоставление странам возможности использования технологии ГРИД для оценки и управления окружающей средой на национальном уровне; разработка методологии и процедуры обработки анализа данных в локальном, региональном и глобальном масштабах; предоставление данных для проведения сравнительных исследований и принятия решений.
Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой – European Environment Information and Observation Network. Год создания: 1990г. Участники: государства члены Европейского Союза. Цели: предоставление объективной и надежной информации, необходимой для принятия мер по охране окружающей среды, оценки эффективности таких мер; информирование общественности о состоянии окружающей среды. Основная деятельность: объединение национальных сетей, осуществление информационного сотрудничества по отдельным проблемам охраны окружающей среды (качество воды, воздуха и других).
Информационная система по законодательству в области охраны окружающей среды - Environmental Law Information System (ELIS). Год создания: 1970г. Участники: организации члены МСОП. Цели: сбор, обработка и распространение информации о правовых аспектах, юридической литературе и документах об охране окружающей среды. Основная деятельность: создание системы библиографических ссылок и банка данных о документах, содержащихся в фонде (тип документа, область использования, сфера полномочий, доступный язык, указание на содержание); ведение списков видов фауны и флоры, упомянутых в тексте законодательных актов; формирование базы данных по охраняемым территориям; публикация обзорного издания по международным соглашениям, экологическому законодательству Европейского сообщества, предоставление информационных услуг.
Международная информационная система по окружающей среде (ИНФОТЕРРА) International Environmental Information System (INFOTERRA). Год создания: 1977г. Участники: 149 стран. Цели: содействие установлению контактов между источниками и потребителями информации, обмен данными по проблемам окружающей среды, объединение информационных ресурсов. Основная деятельность: предоставление информационных, посреднических и консультативных услуг; осуществление программ обучения и профессиональной подготовки; создание сети национальных и региональных координационных центров, издание справочного регистра, специализированных изданий.
Международная информационная служба по окружающей среде и природным ресурсам -International Environmental and Natural Resources Information service (INTERAISE).
Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой – European Environment Information and Observation Network. и другие.
Несомненно, в мире всё больше внимания уделяется мониторингу изменений в окружающей среде. И это понятно, ведь только осознание того, что именно происходит с природой, знание всех факторов и веществ, являющихся губительными для окружающей среды, всех способов переноса и распространения вредных веществ, а также знание многих других вопросов связанных с охраной природы может помочь её спасти.
Кроме того, все информационные системы занимающиеся сбором данных связанных с загрязнением и охраной природы стали наиболее актуальными именно сегодня, когда с помощью интернета каждый человек или организация может получить любую информацию не выходя из дома. Значительно упростилось и усилилось взаимодействие между различными природоохранными организациями, появилась возможность координации действий по защите окружающей среды. У различных научных и учебных учреждений появилась возможность обмениваться опытом и организовывать совместную работу по различным вопросам касающимся охраны окружающей среды и экологии. Важнейшими из них являются:
Европейская научно-исследовательская организация по окружающей среде – European Environmental Research Organization (EERO). Год создания: 1990г. Цели: содействие в развитии наук об окружающей среде, использование новейших технологий, создание системы экологического обучения.
Институт мировых ресурсов (ИМР) – World Resources Institute (WRI). Год создания: 1982 г. Цели: предоставление научной информации о мировых ресурсах и условиях окружающей среды, анализ проблем и разработка творческих проектов по тенденциям развития. Основная деятельность: осуществление проектов по таким направлениям, как негативные последствия нерационального управления природными ресурсами, проблемы состояния ресурсов и окружающей среды; сбор и распространение информации; предоставление данных и материалов средствам массовой информации; издание отчетов и информации об условиях и тенденциях формирования ресурсов.
Институт ООН по профессиональной подготовке и научным исследованиям - United Notions Institute for Training and Research (UNFTAR). Год создания: 1965г. Цели: подготовка персонала, в первую очередь из развивающихся стран, для последующей работы в системе ООН или национальных службах, связанных с деятельностью ООН. Основная деятельность: обучение на базе методологии геоинформационных систем (ГИС), включая методологию принятия решений, управление геосистемами, организация и управление сетями и системами, практика переговоров, подготовка в области реализации положений международных договоров, в частности, Конвенции об изменении климата, Регистра потенциально токсичных химических веществ; программа правовой подготовки и международных переговоров.
Международная академия окружающей среды - International Academy of the Environment. Год создания: 1990г. Цели: обучение, профессиональная подготовка и консультирование по вопросам управления окружающей средой. Основная деятельность: проведение курсов интенсивной подготовки, семинаров и учебных занятий для руководителей из общественного и частного секторов экономики стран Центральной и Восточной Европы, развивающихся стран, обучение навыкам поиска решений конкретных проблем окружающей среды и развития; использования различных форм обучения (семинары, дискуссии, деловые игры).
Международное общество экологической экономики - International Society for Ecological Economics (ISEE). Год создания: 1990г. Участники: 500 членов из 49 стран мира. Цели: поддержка инновационного подхода к изучению экологической экономики. Основная деятельность: координация составления учебных и образовательных программ.
Международный Арктический научный комитет (МАНК) - International Arctic Science Committee (IASC). Год создания: 1940 г. Цели: поддержка и содействие сотрудничеству по всем аспектам арктических исследований. Основная деятельность: обмен информацией, проведение конференций и семинаров.
Международный институт по окружающей среде и развитию - International Institute for Environment and Development (IIED). Год создания: 1971 г. Цели: содействие в создании моделей устойчивого развития посредством проведения научных исследований, предоставления консультаций и информации, организации профессиональной подготовки и обучения. Основная деятельность: реализация научно-исследовательских программ по роду актуальных проблем устойчивого развития (населенные пункты, устойчивое сельское хозяйство, планирование и управление окружающей средой, лесное хозяйство, экономика окружающей среды, изменение климата, засушливые земли); подготовка рекомендаций для руководителей; сотрудничество с правительственными и международными организациями.
Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ) – International Independent University of Environmental & Political Sciences (IIUEPS). Год создания: 1992 г. Цели: содействие формированию нового мировоззрения и образа жизни, основанных на приоритете общечеловеческой ценности окружающей среды и принципах концепции устойчивого развития общества; создание системы эколого-гуманитарного образования на основе лучшего российского и зарубежного опыта; подготовка специалистов по экологическому менеджменту, экологической политике и праву, экономике природопользования, журналистики. Основная деятельность: негосударственное учебное заведение по подготовке специалистов (бакалавриат, магистратура, аспирантура); реализация научно-исследовательских программ по актуальным проблемам устойчивого развития; сотрудничество с правительственными и неправительственными, отечественными и международными организациями.
Европейский совет по природоохранному праву- European Coundl on Environmental Law (CEDE). Год создания: 1974г. Участники: 8 государств Западной Европы. Цели: содействие развитию и изучению природоохранного права в странах Европы и другие.
Очевидно, что самым важным в развитии природоохранного движения является взаимодействие между различными международными организациями, занимающимися охраной, мониторингом и исследованиями окружающей среды.
4.2. Межправительственные и неправительственные организации,
занимающиеся вопросами охраны окружающей среды.
Необходимость уделять внимание охране окружающей среды сегодня признана большинством правительств мира, поэтому особой группой организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды, являются межправительственные организации:
ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития - Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD). Год создания: 1961 г. Участники: 24 государства. Цели: содействие экономическому и социальному развитию. Основная деятельность: анализ и решение проблем охраны окружающей среды (загрязнение воздуха, управление опасными отходами, обработка промышленных отходов, обмен информацией); принятие рекомендаций по отдельным аспектам охраны окружающей среды; предоставление консультативных услуг, финансовой и технической помощи; обмен информацией;
КАФФ - Программа по охране арктической флоры и фауны - Conservation of Arctic Flora and Fauna (CAFF). Год и место принятия: 1992 г., Оттава, Канада. Участники: 8 государств Арктического региона. Цели: сохранение арктической флоры и фауны, их разнообразия и условий обитания; защита Арктических экосистем от угрозы негативного воздействия; улучшение законодательства, норм и практики по сохранению и управлению Арктикой; интеграция интересов Арктики в глобальном природоохранном контексте. Основная деятельность: сохранение арктического биоразнообразия; интеграция коренного населения и его знаний в КАФФ; разработка и выполнение стратегий и планов действий по охране природы, например, для Циркумполярной сети охраняемых территорий (Circumpolar Protected Areas Network, CPAN); анализ и разработка рекомендаций по предотвращению угрозы биоразнообразию в Арктике; картографирование традиционных экологических знаний о белуге и т.д…
РЭЦ - Региональный центр по окружающей среде для Центральной и Восточной Европы - Regional Environmental Centre for Central and Eastern Europe (REC). Год создания: 1990г. Участники: 15 государств Центральной и Восточной Европы (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Югославия), США, Комиссия Европейских сообществ. Цели: содействие сотрудничеству между различными экологическими группами и движениями, оказание финансовой помощи в решении экологических проблем и проблем развития инфраструктуры экологических организаций. Основная деятельность: осуществление проектов по предотвращению деградации и восстановлению ресурсов окружающей среды; содействие развитию рыночной экономики; совершенствование навыков решения экологических проблем; экологическое образование и просвещение; обмен информацией;
Комитет по окружающей среде и устойчивому развитию Межпарламентского союза - Committee on Environment and Sustainable Development. Inter-Pahiamentary Union. Год создания: 1889г. Участники: парламентарии из 131 государства. Цели: содействие процессу устойчивогоьразвития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: выполнение на парламентском уровне рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), сбор информации о действиях по выполнению рекомендаций;
BMO - Всемирная метеорологическая организация - World Meteorological Organization (WMO).Год создания: 1947г. Участники: 166 государств. Цели: развитие международного сотрудничества в области метеорологических наблюдений; содействие в быстром обмене информацией; стандартизация метеонаблюдений, публикации сводок и статистических данных. Основная деятельность: развитие всемирной системы наблюдения за погодой и телекоммуникационной связи; выполнение всемирных программ по климату, исследованию атмосферы и окружающей среды, гидрологии и водных ресурсов;
Европейский Союз - European Union (EU);
Совет Европы (СЕ) - Coundl of Europe, и многие другие.
Поскольку проблемы охраны окружающей среды беспокоят правительства различных стран, они принимают активную деятельность направленную на то, чтобы защитить природу.
Однако, особенно приятно осознавать, что проблемами состояния окружающей среды обеспокоены не только правительства различных стран, но и рядовые граждане, Эта обеспокоенность выражается в создании неправительственных природоохранных организаций :
АКОПС - Консультативный комитет по защите морей - Advisory Committee on Protection of the Sea(ACOPS). Год создания: 1952 г. Участники: это одна из первых неправительственных организаций. Цели: поощрение заключения международных соглашений для уменьшения нефтяного загрязнения морей, в том числе из источников, находящихся на суше, а также решение вопросов, связанных с другими аспектами деградации окружающей среды побережий и морских акваторий. Основная деятельность: исследования и количественная оценка проблемы морского загрязнения; выработка вариантов политики и проведение исследований в сотрудничестве с центральными и местными правительствами и межправительственными агентствами; проведение образовательных программ по всем вопросам в научном, правовом и политическом аспектах проблемы; поддержка в установлении диалога между Севером и Югом и обеспечение осуществления экологических соглашений; проведение кампаний по информированию общественности через международные конференции лиц высокого уровня.
ВВФ - Всемирный фонд дикой природы -World Wide Fund for Nature (WWF) – Всемирный фонд защиты природы - Мировой фонд живой природы - Фонд дикой природы. Год создания: 1961 г. Участники: 5,3 млн. постоянных спонсоров и национальных ассоциаций пяти континентов. Цели: предотвращение деградации природной среды; помощь в построении будущего с гармоничным сосуществованием человека и природы; привлечение финансовых средств для охраны природы и спасения от исчезновения отдельных видов флоры и фауны. Основная деятельность: сохранение разнообразия (генетического, видового и экосистемного); обеспечение устойчивой модели использования возобновляемых природных ресурсов; содействие снижению загрязнения, рациональному потреблению ресурсов и энергии; разработка стратегических подходов к проблеме сохранения природы.
Гринпис - Greenpeace International. Год создания: 1971 г. Участники: тесно связанная сеть национальных и региональных отделений - 1330 сотрудников 43 отделений в 30 странах. Цели: гарантировать способность Земли воспроизводить жизнь во всём её многообразии. Основная деятельность: кампании по биоразнообразию, по защите атмосферы, антиядерная, по токсичным веществам и др
Европейское бюро по окружающей среде - European Environmental Bureau (EEB). Год создания: 1974г. Участники: 75 неправительственных организаций из 12 стран Европы. Цели: содействие действиям по охране окружающей среды, сохранению и восстановлению природных ресурсов. Основная деятельность: распространение информации по природоохранной политике, охране природы и диких животных, контролю за загрязнением окружающей среды; разработка и реализация образовательных программ.
Международная организация "Зеленый крест" (МЗК) - Green Cross International. Год создания: 1993г. Участники: национальные организации и подготовительные комитеты в 50 странах мира, частные лица. Цели: осуществление мер по борьбе с антропогенными экологическими бедствиями, содействие обмену экологическими знаниями и технологиями, поддержка в развитии экологического законодательства. Основная деятельность: реализация проектов по различным аспектам ООС, в том числе по уничтожению токсичных веществ, созданию системы оповещения о катастрофах, экологическому просвещению, разработке международного экологического кодекса.
Трест no охране Земли - Earthtrust. Год создания: 1976г. Участники: деловые круги, правительственные и неправительственные организации стран мира. Цели: охрана диких животных и среды обитания. Основная деятельность: проведение правоохранных кампаний и инициатив, в том числе по запрещению использования дрифтерных сетей; по запрещению незаконного китобойного промысла; по охране исчезающих видов птиц, черепах, дельфинов, тюленей и их мест обитания; по охране популяций тигра и других видов азиатского континента.
Центр для нашего общего будущего – Centre for Our Common Future. Год создания: 1988 г. Участники: 150 организаций мира, специализирующихся в различных областях знаний и деятельности. Цели: реализация концепции «устойчивого развития», изложенной в докладе «Наше общее будущее» Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. Основная деятельность: обмен информацией о действиях глобального уровня, связанных с устойчивым развитием, предоставление информации, необходимой для принятия решений и установления партнерских связей в реализации Повестки 21 века.
БАЛТИКА 21 - Программа на 21 век для региона Балтийского моря - BALTIC 21 (+Группа старших должностных лиц SOG).
Международный совет по местным инициативам в области окружающей среды – International Council for Local Environmental Initiatives (ICLEI).
Международный союз организаций по лесоведению - Intentional Union of Forestry Research Organizations (IUFRO).
Федерация природных и национальных парков Европы - Federation of Nature and National Parks of Europe.