Доклад: Лавров Петр Лаврович
Лавров Петр Лаврович
Лавров, Петр Лаврович (1823–1900), русский социолог, публицист, теоретик народничества.
Родился 2 (14) июня 1823 в с.Мелехово Псковской губернии.
В 1842 окончил Михайловское артиллерийское училище.
С 1842 – профессор математики Петербургской военной академиии.
В 1866 Лавров был арестован за участие в революционной деятельности. В 1870 бежал за границу, участвовал в работе Интернационала, в Парижской коммуне. С 1873 издавал журнал «Вперед», был видным деятелем международного социалистического движения. Умер Лавров в Париже 25 января (6 февраля) 1900.
На формирование философских воззрений Лаврова оказали влияние идеи Л.Фейербаха, О.Конта, Г.Спенсера, а позднее К.Маркса. В его сочинениях философского характера (Механическая теория мира, 1859; Практическая философия Гегеля, 1859; Очерки вопросов практической философии, 1861) царит дух «позитивной философии»: обосновывается решающее значение научного знания, решительно критикуются различные формы метафизики. Критиковал Лавров и «вульгарный материализм» немецких естествоиспытателей (К.Бюхнера, Л.Фохта и др.), видя в нем, однако, не столько вульгаризацию материалистической философии, сколько одну из ее наиболее последовательных исторических форм. Материализм, с его учением о единой, независимой от сознания субстанции, был для него лишь одним из вариантов метафизической веры. Предметом философии, по убеждению Лаврова, является «цельный человек», и поэтому она может быть только «философским антропологизмом». Только через человека, осмысление его исторического и индивидуального опыта можно прийти к подлинно научному, философскому пониманию внешней действительности.
Видя своим предметом цельного человека, философия и сама должна обладать единством, которое может иметь исключительное значение не только в сфере знания, но также в области жизни и творчества. «Философия в знании есть построение всех сведений в стройную систему, понимание всего сущего как единого, единство в понимании. Философия в творчестве есть внесение понимания мира и жизни в творческую деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в образ, в стройную форму, единство мысли и действия». В учении Лаврова о цельном человеке и цельной философии присутствует этическая направленность, характерная в целом для русской мысли. Основывая, во избежание «метафизических иллюзий», гносеологию на принципе скептицизма («процесс сознания сам по себе не дает возможности решить, есть ли он сам результат реального бытия, или реальное бытие есть его продукт»), Лавров делал принципиальное исключение только для одной области – этики. «Отсутствие скептического принципа в построении практической философии, – утверждал он, – придает ей особую прочность и независимость от метафизических теорий».
Человек, действующий в истории, сознает себя свободной личностью, и именно это «сознание свободы» становится, согласно Лаврову, источником нравственных отношений в обществе. «Я исхожу из факта сознания свободы, факта сознания идеалов, и на основании этих фактов я строю связную систему нравственных процессов». Хотя «сознание свободы» не доказывает реальности свободы воли, оно (это сознание) и формирующиеся на его основе моральные идеалы совершенно необходимы для исторического прогресса. Стремясь к осуществлению идеалов, человек создает себя как личность. В конечном счете все зависит от него самого, поскольку никаких врожденных нравственных качеств не существует. «Прирождено человеку лишь стремление к наслаждению, и в числе наслаждений развитой человек вырабатывает в себе наслаждение нравственной жизнью...»
В социологической концепции Лаврова подлинными историческими деятелями оказываются «развитые, критически мыслящие личности» – прогрессивные и революционно настроенные представители образованного слоя общества. Эти личности определяют критерии прогресса, цели и идеалы общественного развития. Такой подход приводит к признанию решающей роли субъективного начала в истории. Для Лаврова в социологии действует именно субъективный метод: общественные изменения своеобразны, неповторимы, они результат усилий личности, и объективные научные методы здесь неприложимы. Мечтая о социалистических преобразованиях в России, Лавров, как и другие вожди народничества, возлагал надежды на крестьянскую общину, на «проникновение принципов коллективного труда и коллективной собственности в рабочие массы», верил в постепенное приобщение народа к активной общественной и политической жизни, в «народную инициативу».
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
Философия | |
Министерство образования российской федерации Ставропольский государственный университет Философия Учебник Ставрополь 2001 Печатается по решению ... Э. Фромм, критикуя З.Фрейда за то, что тот отделил психологию от этики и не касался вопросов о смысле человеческого бытия, о нравственных ценностях и идеалах, предлагает концепцию ... Таким образом, бытие - это философская категория, обозначающая существование независимого от сознания человека объективного мира и самого сознания, единство объективной и ... |
Раздел: Рефераты по философии Тип: учебное пособие |
Онтологическая истинность феномена человеческой духовности | |
... УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Бог действует наисовершеннейшим образом как в метафизическом, так и в нравственном смысле. Духовная жизнь в целом - единство противоположностей высших нравственных чувств и ценностей, идеалов сознания. |
Раздел: Рефераты по философии Тип: дипломная работа |
Теории культурологии традиции типологии | |
Мифология как система представлений о мире. Мифологическое сознание. Сам термин мифология имеет греческие корни (мифос - предание, сказание и логос ... до н.э.). С одной стороны, гедонистическое наслаждение благами современности (идиллии Феокрита, эпикурейская философия), с другой - сентиментальная тоска по ушедшим временам, когда ... ... замечал, что древние любили облекать логические трудности в чувственное представление), поиски идеала пластической организации человеческого тела в греческой скульптуре и вместе с ... |
Раздел: Рефераты по культурологии Тип: реферат |
Социология | |
Ю.Г. Волков И.В. Мостовая СОЦИОЛОГИЯ Под редакцией проф. В.И. Добренькова Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования ... Аномия, по Мертону, - особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и ... Общественного сознания как самостоятельного общественного образования не существует; в реальности наблюдается философское, научное, нравственное, художественное, правовое ... |
Раздел: Рефераты по социологии Тип: учебное пособие |
Дени Дидро и художественная культура Франции XVIII века | |
Министерство культуры и туризма Украины Харьковская Государственная Академия Культуры Кафедра истории и теории культуры Бакалаврская работа ДЕНИ ДИДРО ... Действительно философская мысль XVIII века носит, в основном, метафизический характер. В литературе и философии намеренно сближаются и связываются такие традиционные противоположности ригористического мировоззрения, как "добродетель" и "наслаждение". |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: дипломная работа |