Контрольная работа: Экология и охрана природы
1. На какие части можно разделить атмосферу?
Атмосфера (от греч. atmos – пар и sphaira – шар) – газовая оболочка, окружающая Землю. Атмосфера Земли образована смесью газов, называемой воздухом. Ее основные составляющие – азот и кислород в соотношении приблизительно 4:1.
Строение. Поскольку атмосфера является сферической оболочкой, у нее нет боковых границ, а имеются только нижняя граница и верхняя (внешняя) граница, открытая со стороны межпланетного пространства. По характеру изменения температуры воздуха с высотой атмосфера делится на следующие основные и переходные слои.
Тропосфера – нижний слой атмосферы от поверхности Земли до высот от 8 км (в умеренных широтах) до 18 км (в тропиках). Здесь формируется погода, зарождаются ее изменения. Большая часть атмосферного водяного пара сосредоточена в тропосфере, и поэтому здесь формируются облака, хотя некоторые из них, состоящие из ледяных кристаллов, встречаются и в более высоких слоях. Для тропосферы характерны турбулентность и мощные воздушные течения. В верхней тропосфере существуют сильные воздушные течения строго определенного направления.
Тропопауза – переходный слой, толщиной от нескольких сотен метров до 1,5–2 км, в котором падение температуры замедляется или прекращается.
Стратосфера – вышележащий слой атмосферы, простирающийся до высоты около 50 км, характеризующийся ростом температуры с высотой. Нагрев атмосферы в этой области происходит за счет присутствия молекул озона. Слой озона служит своего рода солнечной батареей, позволяющей аккумулировать солнечную энергию. Кроме того, он является своеобразным зонтиком, без которого жизнь на Земле была бы невозможна. Водяной пар в стратосфере содержится в ничтожном количестве, поэтому обычные облака в этом слое не образуются. Выше стратосферы, которая заканчивается стратопаузой, температура вновь понижается.
Мезосфера, располагающаяся выше стратосферы, представляет собой оболочку, в которой до высоты 80–85 км происходит понижение температуры до минимальных показателей для атмосферы в целом. Рекордно низкие температуры до –110°С были зарегистрированы метеорологическими ракетами, запущенными с американо-канадской установки в Форт-Черчилле (Канада). Верхний предел мезосферы – мезопауза – совпадает с нижней границей области активного поглощения рентгеновского и наиболее коротковолнового ультрафиолетового излучения Солнца, что сопровождается нагреванием и ионизацией газа.
Термосфера представляет собой слой атмосферы, в котором непрерывно повышается температура. Его мощность может достигать 600 км. Давление и, следовательно, плотность газа с высотой постоянно уменьшаются.
Слой, находящийся между термосферой и вышележащей оболочкой (экзосферой) и называется термопаузой. Термопауза отстоит от земной поверхности примерно на 650 км.
Экзосферой называется внешний слой атмосферы, выделяемый на основе изменений температуры и свойств нейтрального газа.
2. Дайте определение понятия «природа»
Природа (от латинского слова natūra) – материальный мир, В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания человека (всё, что нас окружает, за исключением созданного человеком).
Компоненты природы: Земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Живая природа – совокупность организмов. Делится на пять царств: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Живая природа организуется в экосистемы, которая составляет биосферу. Основной атрибут живой материи – генетическая информация, проявляющаяся в репликации и мутации.
Неживая природа или косная материя представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией. Она организована в несколько уровней: элементарные частицы,атомы, химические элементы, небесные тела, звёзды, галактика и Вселенная.Вещество может принимать газовое, жидкое, твёрдое состояние и в виде плазмы.
3. Какие исходные положения лежат в основе концепции разумного поведения человека в окружающей его природной среде?
Человек несет особую ответственность за сохранение и разумное управление продуктами живой природы и ее среды, которые в настоящее время находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов.
Исходные положения в основе концепции разумного поведения человека в окружающей его природной среде.
– Охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, обеспечение рационального использования природных ресурсов:
– Рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
– Экологический контроль: наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
4. Опишите характер реакций природной среды на ее нарушения человеком?
Реакции природной среды на ее нарушения человеком:
– Загрязнение окружающей природной среды Загрязнением окружающей природной среды считается физико-химическое изменение состава природного вещества (воздуха, воды, почвы), которое угрожает состоянию здоровья и жизни человека, окружающей его естественной среды. Загрязнение бывает космическое – естественное, которое земля в значительном количестве получает из космоса, от извержения вулканов, и антропогенное, совершенное в результате хозяйственной деятельности человека.
Антропогенное загрязнение окружающей среды подразделяется на несколько видов. Это пылевое, газовое, химическое, ароматическое, тепловое (изменение температуры воды), Источником загрязнения окружающей природной среды выступает хозяйственная деятельность человека (промышленность, сельское хозяйство, транспорт).
– Истощение природной среды. В результате хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, т.е. потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности. Выше уже говорилось о вырубке лесов. Потеря лесов – это не только потеря кислорода, но и важнейших экономических ресурсов, необходимых человеку для дальнейшей деятельности. При нынешних темпах потребления разведанные запасы каменного угля, нефти, природного газа и других полезных ископаемых расходуются более высокими темпами, чем это было раньше, и количество этих запасов катастрофически уменьшается. Правда, общество располагает перспективой использования иных, новых видов энергии, в частности, атомной, энергии водорода, запасы которого неистощимы. Но использование атомной энергии в мирных целях, в крупномасштабном объеме тормозится нерешенностью проблемы захоронения отходов атомной промышленности. Освоение водорода как источника энергии теоретически допустимо и возможно, но практически, точнее, технологически, эта задача пока еще не решена на уровне промышленного производства.
Возрастают темпы потребления пресной воды, что ведет к истощению невозобновляемых водных ресурсов. Для примера можно привести такие данные: на все нужды в сутки один человек затрачивает в среднем 150–200 л воды; столичный житель 200–300 л; житель Москвы в сутки расходует 500–600 л. Некоторые страны вообще лишены пресной воды и пользуются привозной. Попытка решить проблему обеспечения пресной водой за счет транспортирования айсбергов из северных стран в южные, в частности Африку, не увенчалась успехом. Переработка морской воды идет в городе Шевченко на Каспии, но пока эта проблема промышленного опреснения морской воды не получила широкого развития не только у нас в стране, но и во всем мире. Здесь есть свои сложности: для потребления опресненную воду требуется разбавлять обычной водой, и только в такой смеси она может быть использована по назначению.
– Разрушение экологических связей Истощение и загрязнение природной среды ведут к разрушению экологических связей, образованию районов и регионов с полностью или частично деградированной природной средой, не способной осуществлять обмен веществ и энергии. Наиболее ярким примером такой деградации является Арал, который медленно умирает из-за отсутствия необходимого стока вод от двух мощных среднеазиатских рек. Деградированы степи Калмыкии в результате нерационального использования земли, перегрузки пастьбой скота, что полностью лишило почвы растительности, которая удерживала почвенный покров.
5. В чем состоят общие принципы природоохранной политики, принятые международным сообществом?
В настоящее время международно-правовой механизм ООС зиждется на следующих принципах:
· принцип защиты ОС на благо нынешних и будущих поколений, суть которого сводится к обязанности государств сотрудничать на благо настоящего и будущего поколений, принимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества ОС, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рационально и научно обоснованному управлению природными ресурсами;
· принцип недопустимости трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным системам окружающей среды и районов общего пользования, и подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам ОС других государств и районов общего пользования;
· принцип экологически обоснованного, рационального использования природных ресурсов связан с тем, что исчерпание таких невозобновляемых природных ресурсов, как нефть, газ, уголь, в современных условиях неразработанности проектов альтернативных источников энергии может привести к краху техногенной цивилизации; истощение же запасов воздуха и питьевой воды поставит под вопрос само существование человечества;
· принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования атомной энергии. Формирование и утверждение этого принципа идет как договорным, так и обычным путем, с соблюдением государствами существующей международной практики;
· принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: предпринимать все действия по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права;
· принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, причинения ущерба или причинения вреда любому государству;
· принцип обеспечения экологической безопасности отражает прежде всего глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды;
· принцип контроля за соблюдением международных до говоров по ООС предусматривает создание, кроме национальной, также и системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, которые должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно признанных критериев и пара метров;
· принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб ОС предполагает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется.
Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды (ст. 92 Закон об охране окружающей природной среды):
– каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
– каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
– экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;
– хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
– недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;
– должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;
– должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно – технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;
– государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;
– все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.
6. Какие виды общественных отношений в сфере природопользования существуют в Российской Федерации?
При решении экономико-экологических проблем в условиях рыночных отношений необходимо формирование системы договорных отношений в природопользовании. Договоры природопользования должны быть направлены на реализацию отношений собственности по формам и правам, включающим государственную форму собственности на природный ресурс – Днестр и пользование, распоряжение и ответственность за состояние водных и биологических ресурсов реки субъектами предпринимательской деятельности, которые используют данный природный ресурс.
Договорные отношения в природопользовании включают три блока:
– параметры воздействия на состояние объектов природно-ресурсного потенциала;
– экономические отношения, сопровождающие (обеспечивающие) воздействие на состояние объектов природно-ресурсного потенциала;
– юридические отношения, сопровождающие (обеспечивающие) воздействие на состояние объектов природно-ресурсного потенциала, основывающиеся на правовом регулировании реализации отношений собственности на природные ресурсы в процессе природопользования.
Параметры воздействия обязательно оговорены в договоре и включать объемы загрязнения, изъятия, восстановления, охраны используемых объектов природно-ресурсного потенциала.
Экономические отношения, сопровождающие (обеспечивающие) воздействие на состояние объектов природно-ресурсного потенциала должны включать платежи за использование природных ресурсов (рентные платежи, платежи за загрязнение и изъятие природных ресурсов).
Юридические отношения, сопровождающие (обеспечивающие) воздействие на состояние объектов природно-ресурсного потенциала должны включать правовую и экономическую ответственность сторон при несоблюдении договорных обязательств.
Характерными чертами договоров по владению, пользованию, распоряжению и ответственности за состояние объектов природно-ресурсного потенциала, направленных на реализацию экономических отношений собственности на природные ресурсы, должно являться взаимное, совпадающее соглашение сторон по выполнению определенных экономико-экологических параметров использования, охраны, восстановления и воспроизводства природных ресурсов, получения дохода от их эксплуатации, распределение данного дохода в интересах собственника и пользователя, а также наступления юридической и экономической ответственности в случае невыполнения договорных обязательств природопользования, которые принимают на себя стороны договора.
Специфика общественных отношений заключается в самом объекте заключения договора – в природных ресурсах, от состояния которых зависят условия жизни и хозяйственной деятельности всех субъектов, как физических, так и юридических лиц.
Согласно ст. 81 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ
За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
7. Какими законодательными актами регулируются использование и охрана водных ресурсов?
– Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ
– Законы об охране и использовании водных ресурсов:
Закон О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую (с изменениями на 23 июля 2008 года) Федеральный закон от 21.12.2004 №172-ФЗ
Закон О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов (с изменениями на 3 декабря 2008 года) (редакция, действующая с 1 января 2009 года) Федеральный закон от 20.12.2004 №166-ФЗ
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2008 года) (редакция, действующая с 1 января 2009 года) от 07.03.2001 №24-ФЗ Федеральный закон от 07.03.2001 №24-ФЗ
Закон О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (с изменениями на 3 декабря 2008 года) (редакция, действующая с 1 января 2009 года) Федеральный закон от 31.07.1998 №155-ФЗ.
8. Что является объектами лесных отношений?
Согласно Лесного Кодекса №22-ФЗ от 29 января 1997 года объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации (далее – лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.
Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.
Лесной фонд (ст. 7 ЛК РФ) Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.
Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
Земли лесного фонда (ст. 8 ЛК РФ) В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Участки лесного фонда (ст. 9 ЛК РФ) К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово – картографических материалах (лесных картах).
К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено настоящим Кодексом. К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования настоящей статьи, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Леса, не входящие в лесной фонд (ст. 10 ЛК РФ) В лесной фонд не входят леса, расположенные на:
землях обороны;
землях городских поселений – городские леса.
Древесно-кустарниковая растительность (ст. 11 ЛК РФ) В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:
– землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
– землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
– землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
– землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
– землях иных категорий.
9. Какими подзаконными актами регулируется недропользование?
– Подзаконные нормативные акты:
– Указы и распоряжения Президента РФ.
– Постановления и распоряжения правительства (имеют ограниченное значение для нефтяной и газовой промышленности). И т.д.
Указ Президента РФ от 24 декабря. №2285. «О недропользовании».
Указом президента РФ от 12.11.1992 на все федеральные надзоры возложена функция осуществления нормативного обеспечения безопасности проведения работ, то есть функция создания технических норм. В меньшей степени на Госгортехнадзор возложена контрольная функция за исполнение лицензионных условий.
Постановление Правительства от 17 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию».
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. №370 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации».
Постановление Правительства от 23 июля 2004 г. №372 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. №370».
10. В чем заключаются задачи стандартизации в области охраны природы?
Стандартизация занимает особое место в системе мер по обеспечению охраны окружающей среды. Применительно к охране окружающей среды стандартизация – это разработка и внедрение в практику научно обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм (стандартов), регламентирующих хозяйственную деятельность человека по отношению к окружающей среде.
Основными задачами системы стандартов в области охраны природы являются: обеспечение сохранности природных комплексов, содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов, содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды, совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.
К экологической стандартизации относится разработка стандартов на методы контроля по состоянию окружающей среды, на методы определения воздействия различных веществ на окружающую среду, а также на методы и технические характеристики оборудования, предназначенного для контроля и предупреждения вредных выбросов в окружающую среду.
В ведущих странах мира стандартизацию в области экологии рассматривают как наиболее эффективный инструмент проведения в жизнь государственной политики оздоровления среды обитания человека, энергосбережения и рационального использования природных ресурсов.
11. В чем состоит цель государственной экологической экспертизы?
Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза, проводимая в стране более десяти лет. «Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Ее цель – предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.
Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний.
Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.
Цель экологической экспертизы – обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача – оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.
Принципы экологической экспертизы закреплены в Законе РФ «Об экологической экспертизе», хотя и сформулированы применительно к основному виду экологической экспертизы – государственной экспертизе, но, за незначительным исключением, они могут быть использованы и в иной эколого-экспертной деятельности.
«Экологическая экспертиза основывается на принципах:
– презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
– обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
– комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
– обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
– достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
– независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
– научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
– гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
– ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы».
12. Какие существуют виды контроля за охраной атмосферного воздуха?
Согласно Закона об Охране атмосферного воздуха существует государственный, производственный, общественный контроль за охраной атмосферного воздуха, а также мониторинг атмосферного воздуха
Мониторинг атмосферного воздуха. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды и осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальными органами, специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, его территориальными органами, специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, его территориальными органами. специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора, его территориальными органами, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (ст. 23 ФЗ об охране атмосферного воздуха)
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха
1. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:
– условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;
– стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
– режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
– выполнения федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;
– иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха. Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации об общественных объединениях.
13. Какие виды ренты возникают на предприятиях горнодобывающих отраслей?
Горнодобывающие отрасли отличаются от других отраслей тем, что производство в них не полностью воспроизводимо, а используемые ресурсы ограничены. В условиях рыночной экономики дифференциация условий добычи приводит к различному уровню доходов. Это различие в доходах, обусловленное немонотонным характером кривой предложения, называется дифференциальной рентой.
Дифференциальная рента отражает дополнительный доход, получаемый на месторождениях с относительно небольшими издержками производства по сравнению с замыкающими месторождениями.
Различают три вида дифференциальной ренты.
Горная рента отражает разницу в затратах на добычу и возникает на стадии добычи. Горная рента возникает на добывающих предприятиях с лучшими природными условиями залегания запасов
Рента положения отражает разницу в затратах на транспорт углеводородного сырья, реализуемого в заданной точке потребления. Рента положения возникает на стадии транспорта нефтепродуктов, для одних и тех же месторождений она меняется в зависимости от локализации рынка потребления.
Рента качества выражает экономические преимущества, обеспечиваемые за счет использования ресурсов, имеющих различную физико-химическую характеристику. Например, легкие нефти реализуются по более высоким ценам, чем тяжелые нефти, поскольку из них можно получить больше бензиновых фракций в расчете на 1 т нефти.
Список литературы и источников
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Федеральный Закон №2060–1 «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г.
3. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г.
4. Федеральный закон об охране атмосферного воздуха от 22 апреля 1999 г.
5. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» №174 от 23.11.95 г.
6. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.1995 г.
7. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.
8. Лесной Кодекс РФ №200-ФЗ от 04.12.2006 г.
9. Водный кодекс РФ №74-ФЗ от 3 июня 2006 г.
10. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология/ Т.А. Акимова. – М.: ЮНИТИ, 1998.
11. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений/ М.М. Бринчук. – М.:Юристъ, 2004.
12. Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы/ Н.Н. Веденин. – М.: Новый Юрист, 2003.
13. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие/ К.С. Лосев. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.
14. Константинов В.М. Охрана природы/ В.М. Константинов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
15. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие/ Н.В. Кузнецов. – М.: Юриспруденция, 2002.
16. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера/ Н.Н. Моисеев. М.: Мол. гвардия, 1999.
17. Основы экологического права. Учебное пособие / под ред. Т.Г. Пучининой. – М., 2002.