Доклад: Наместник и воевода в Московском государстве

Правовое положение и компетенция.

История местного управления Московского государства делится на три периода:

время действия системы кормления; (до середины 16 века)

время действия самоуправления; (от середины 16 века)

время действия приказно-воеводского управления (17 век)

1. Наместники.

При присоединении удела князя к Москве территория его удела превращалась в “дворец”, куда посылался дворецкий - наместник великого князя московского. (Удельный же князь отправлялся на службу в Москву, где и жил с семьей.) Вокруг такого наместника образовывался круг ближайших помощников, позже составивших приказ, его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы. Назначение наместником называлось “пожалованием”. Такое пожалование могли получить в своем бывшем уделе и прежние местные князья (например, ростовские). Точно также татарские служилые цари получали свои провинции (в Кашире и Касимове). Пожалование, как правило, было краткосрочным (до 3 лет). Волостью или городом управляя, как правило, несколько наместников. Цель назначения наместника:

частная - кормление;

государственная - управление;

Но кормления были ограничены определенной таксой в установленных грамотах для каждого уезда и в книгах центрального правительства. Корм состоял из “въезжего корма” (при въезде наместника на кормление), периодических (на Рождество, Пасху, Петров день), пошлин торговых (с иногородних купцов), судебных брачных (“выводной кузницы”). За превышение таксы полагалось наказание.

Наместник отправлял суд через холопов - тиунов и доводчиков. Наместник делил между ними станы и деревни уезда. Ответственность за деятельность тиунов и доводчиков лежала на наместнике. Число тиунов и доводчиков определялось уставной грамотой.

Наместники обладали разной компетенцией: некоторые были наместники “с боярским судом” и “без боярского суда”. Первые сами решали дела по холопству (укрепление и освобождение) и уголовные дела, вторые отправляли их к докладу в Москву. Власть наместников не распространялась на служилых, церковные учреждения, “слободы” и дворцовые вотчины. Лишь с уничтожением тарханов в 16 веке их власть расширилась.

Цель введения наместничества - осуществление связи государство с провинцией. Внутреннее управление провинцией было второстепенной задачей. Для последней цели в каждом уезде была своя выборная система органов самоуправления: сотские и старосты. Управление налогами и полицией находилось как раз в руках выборных. Они также участвуют в суде вместе с наместником. В подразделениях провинции были также выборные подчиненные органы (50-кие, десятские)

Воеводы.

В некоторые города еще при наместниках назначались воеводы с властью военного управления, а также дьяки для управления финансового. Они остались и в эпоху земского самоуправления. Воеводы не кормились, они ведали управлением на государя. Всеобщее введение воевод относится к Смутному времени. Причина появления воевод - необходимость иметь в каждом городе власть военную и кроме того такой орган управления, который связывал бы провинцию с центром и простирал свою власть на все классы провинциального общества. Во время смут население собирало общесословные собрания и само избирало воевод. Цель назначения воевод - не кормления, а управлении на государя. Воеводы жили не поборами, а государственным жалованием. Власть воеводы была срочной и краткосрочной (1-2 года). Количество воевод в городах и уездах:

В больших городах управляло несколько воевод (в Астрахани - 3-4, в Пскове - 2-3). Один из них был главный.

В маленьких городах был один воевода.

При воеводах находились в товарищах дьяки или подьячие “с приписью”. Они образовывали приказную избу, которая делилась на повытья. Управление здесь не было коллегиальным. Компетенция воевод определялась наказами, которые давались каждый раз, но потом были сведены в общую форму для каждого города.

Компетенция воевод по наказам:

произвести ревизию управления предшественника

ведать “городам” - укреплениями и другими военными сооружениями и средствами обороны.

ведать полицией, то есть охранять безопасность и “благочиние” (меры против пожаров, пресечение преступлений, охранение общественной нравственности)

судить

вести иностранные сношения (в Астрахани).

Обе формы самоуправления (губные и земские учреждения) продолжали существовать рядом и в 17 веке при воеводской системе самоуправления. По отношению к обоим воеводе принадлежит право контроля без вмешательства с сферу их деятельности. Это соблюдалось в начале 17 века. Но вскоре различие надзора и управления утратилось: воеводы начали вмешиваться в управление губное и земское.

По отношению к губным властям воевода становится начальником, а губные старосты - его товарищами. Фактически таким образом власть губных старость распространилась на вес ветви управления, поэтому государство иногда колебалось в выборе предпочтения одной из них. В 1661 году воеводы были отменены и все управление поручено губным старостам; в 1679 вновь введено воеводское самоуправление, а губное полностью отменено, с 1684 обе власти опять были сопоставлены, что держалось до Петра, когда он упразднил губное управление.

По отношению к земским учреждениям воевода стал начальником в их полицейской деятельности. В финансовой и экономическом управлении земские учреждения оставались независимы.

Список литературы

Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва, 1989. Лекции Исаева М.А. Исаев И.А. История государства и права. Москва, 1994. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Москва, 1991.