Доклад: Йога

Йога (санскр.– «сопряжение»), универсалия индийской культуры, означающая: 1) духовную практику в более широком смысле, разрабатываемую с различными вариациями и в разных направлениях всеми религиозными течениями Индии начиная с первых шагов индийской цивилизации; 2) конкретную философскую традицию, «надстраивающуюся» над системой психотехники и теснейшим образом связанную с основополагающими принципами философии санкхьи.

Первый период истории йоги в более узком смысле (5 в. до н.э. – 1 в. н.э.) совпадает с начальным этапом эволюции санкхьи. Один из первых санкхьяиков, наставник Будды – Арада Калама (на пали – Алара Калама), был и одним из первых теоретиков йоги, разработавшим два этапа ее практикования: предварительный нравственно-аскетический тренинг и достижение «продвинутых состояний сознания». Древняя йога, восстанавливаемая из буддийских источников, «средних» Упанишад и дидактических текстов Махабхараты, развивается в череде учительских традиций санкхья-йоги, в котором соответствует «практической» части, согласованной с «теоретическими» калькуляциями санкхьи. Вместе с тем отдельные пассажи эпических текстов, где настойчиво проводится мысль о нераздельном единстве санкхьи и йоги, свидетельствует о начале обособления последней.

В 1–4 вв. можно констатировать «выходы» в йогу конкурирующих школ санкхьи. Цитаты из авторитетов йоги в комментарии Вьясы к сутрам йоги позволяют предположить, что мы имеем дело с разработкой как близких санкхье (прежде всего модусов взаимодействия духовного начала и менталитета-читты), так и общефилософских тем.

Примерно в 4 в. был создан базовый текст йоги – Йога-сутры, приписываемые Патанджали (не грамматист, несмотря на многочисленные попытки доказать их идентичность), составитель которых систематизировал йогическую психотехнику, обеспечив ее отдельными философскими положениями, обращенными частично и против идеалистической системы буддийской йоги – йогачары.

О формировании собственно философской доктрины йоги речь может идти только начиная с комментаторского периода, когда Вьяса (6 в.) cоставляет нормативное толкование к сутрам Йогасутра-бхашью, энциклопедист Вачаспати Мишра (9 в.) комментирует толкование Вьясы в своей Таттвавайшаради (Искусность в овладении истиной), а позднее царь Бходжа (11 в.) пишет новый комментарий к сутрам Раджамартанда (Царское солнце), также опираясь на Вьясу. Завершает йогическую экзегезу Виджнянабхикшу (16 в.), составивший комментарий к комментарию Вьясы Йога-варттика и отдельное «резюме» учения йоги – компендиум Йогасанграху (Квинтэссенция йоги), отражающие попытку синтеза йоги, санкхьи и веданты.

Среди основных отличий философского наследия йоги от санкхьи следует выделить в первую очередь: 1) введение концепции менталитета-читты, в известном смысле объединяющего функции различаемых в санкхье компонентов «внутреннего инструментария» (антахкарана) – интеллекта-буддхи, эготизма-аханкары и ума-манаса; этот менталитет рассматривается на различных уровнях активности (читта-бхуми); 2) иную типологизацию состояний сознания, в которой определяющее место занимают основные, «корневые» аффекты, определяющие сансарное существование индивида (клеши); 3) признание божества – Ишвары, который, правда, является лишь «первым среди равных» духовных субъектов-пуруш, отличным от остальных неподверженностью кармическим аффектам и их результатам, а также способностью быть носителем «семени всеведения».

Среди тем философствования йоги, непосредственно не связанных с санкхьей, выделяются те, о которых сообщает Вьяса, цитируя предшествующих авторитетов: 1) «реалистическая» (в средневековом смысле) концепция восприятия как складывающаяся из перцепции родовых качеств объекта и его специфических характеристик; 2) типологизация причинности – различаются причины возникновения, устойчивости, проявленности, модификации, «презентации» объекта, достижения результата, разъединения, трансформации и стабильности.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1
Бог говорит с Арджуной Бхагавад Гита Царственная наука Бого-Реализации Бессмертный диалог между душой и Духом Новый перевод и комментарий Парамаханса ...
Когда аллегория Гиты сопоставляется с Патанджаливскими Йога Сутрами, как в этом комментарии Парамахансаджи, необходимость для включения Джайадратхи становится очевидной.
Йога есть наука или методы для практической реализации философских истин Санкхьи.
Раздел: Рефераты по философии
Тип: книга
Кандидатский по философии
08.00.10 "Финансы, денежное обращение и кредит" Ф И Л О С О Ф И Я Вопросы к вступительному экзамену по философии для поступающих в аспирантуру для ...
Индийская философская традиция никогда полностью не прерывалась.
Примем во внимание, что сегодняшнее наукоучение (философская доктрина науки, ее единая теоретико-методологическая модель) исходят из толкования науки как некоторого исторически ...
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат
Философия йоги. Путь к познанию
... СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ" (МЭСИ) КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ РЕФЕРАТ по дисциплине "Физическая культура" на тему: "Философия йоги. Путь к познанию
Многое из того, что сейчас известно о йоге, мы знаем благодаря трудам Патанджали, индийского мудреца и пророка, йога, который жил около 300 года до рождества Христова.
В комментарии к "Йога-сутрам" сказано:
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат
Буддизм: философия и религия
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Сибирский Федеральный Университет Институт естественных и гуманитарных наук Экономический ...
Йога в узком смысле слова - одна из ортодоксальных брахманистских религиозно-философских систем (даршан), созданная риши (мудрецом) Патанджали в IV - V веках н. э. Йога в широком ...
В знаменитом буддийском философском памятнике "Вопросы Милинды" (Милинда паньха) буддийский монах Нагасена беседует об этом с греко-индийским царем Милиндой (Менандром - первая ...
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат
Философия
Министерство образования российской федерации Ставропольский государственный университет Философия Учебник Ставрополь 2001 Печатается по решению ...
Индийская философская традиция сформировала ряд основных философско-этических понятий, которые позволяют составить общее представление о древнеиндийских философских учениях.
Именно пути выхода из мокши и отличают взгляды разных философских школ (это могли быть жертвоприношения, аскеза, практика йогов и др.)
Раздел: Рефераты по философии
Тип: учебное пособие