Курсовая работа: Банковская система и ее роль в развитии экономики

Министерство Образования Республики Беларусь

Учреждение образования

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Кафедра Экономики и организации производства

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

Курсовая работа по дисциплине "Макроэкономика"


Содержание

Введение

1. Понятие банковской системы и ее структура

1.1 Общая характеристика банковской системы и ее виды

1.2 Главные составляющие банковской системы

1.3 Банковская система Республики Беларусь

2. Центральный банк и его функции

2.1 Краткая характеристика центрального банка

2.2 Функции центрального банка

2.3 Национальный банк Республики Беларусь

2.4 Цели и функции Национального банка Республики Беларусь

3. Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике

3.1 Понятие коммерческого банка

3.2 Функции коммерческого банка

3.3 Виды банков

3.4 Организационная структура банков

3.5 Операции, проводимые коммерческими банками

4. Становление банковской системы Республики Беларусь

4.1 Краткие исторические сведения

4.2 Становление банковской системы Беларуси в эпоху Царской России и в Советский период

4.3 Развитие банковской системы после приобретения Республикой Беларусь независимости

Заключение

Список литературы

Приложение А

Приложение Б


Введение

Банковская система – это одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания рыночного механизма. Банки - это предприятия, присущие любой нормально функционирующей экономической формации. Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Практическая роль банковской системы определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Современная банковская система – это сфера многообразных услуг своим клиентам – от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и так далее).

Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Именно необходимостью изучения такого важного компонента рыночной экономики и определяется актуальность данной темы.

Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы.

Предметом изучения является банковская система в целом и банки как ее составляющие части.

Объект изучения – отношения возникающие в обществе между субъектами хозяйствования и банковской сферой в целом и ее составными частями.

Задачи данной работы:

- изучение банковской системы в теоретическом плане;

- изучение основных составляющих банковской системы;

- изучение понятия центрального банка, его истории развития, целей и функций;

- изучения понятия коммерческих банков, их истории возникновения, функций и основных операций;

- изучение банковской системы Республики Беларусь на современном этапе, а также истории ее становления и развития.


1. Понятие банковской системы и ее структура

1.1 Общая характеристика банковской системы и ее виды

В современном мире настоящим лицом страны стала банковская система, которая действует на её территории. От того, насколько она мощная, можно судить об экономике государства. Распределение финансовых средств на самом высоком уровне или течение их в пределах одного окна в банковском отделении районного центра – всё это имеет большое значение для экономического состояния.

Банки, как коммерческие предприятия, возникли в связи с потребностями

воспроизводства, кругооборота промышленного и торгового капитала.[1]

Разложение натурального хозяйства, рост торговли и товарного обмена резко повысили значение денежных расчетов и кредита. Переход к наемному труду в широких масштабах приводил к тому, что все большая часть доходов выплачивалась в денежной форме. Возник регулярный денежный оборот, организацию и техническое обслуживание которого банки взяли на себя. Банки сосредотачивают у себя огромные массы ссудного капитала путем привлечения свободных денежных средств фирм и правительственных учреждений, сбережений и доходов населения и предоставляют их в ссуду. По мере укрепления банков и превращения их в самостоятельную отрасль предпринимательства они выступают как совокупный кредитор Банки - это предприятия, присущие любой нормально функционирующей экономической формации, занимающиеся кредитованием и финансированием промышленности и торговли за счет денежных капиталов, привлеченных в виде

вкладов и путем выпуска собственных акций и облигаций.

Чаще всего под словом "система" понимается состав чего-либо. Банковская система включает Национальный банк, кредитные организации и их ассоциации. Такое толкование не случайно ("система" от греческого system - целое, составленное из частей, соединение).

Вместе с тем термины "система" и "банковская система" определяют не только состав банков. По содержанию понятие "банковская система" более широкое, оно включает:

- совокупность элементов;

- достаточность элементов, образующих определенную целостность;

- взаимодействие элементов.[5]

Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом. Банковская система - это совокупность различных видов банков и банковских институтов и их взаимосвязи, существующие в той или иной стране в определенный исторический период. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы.

Именно поэтому банковская система начала формироваться только в условиях появления центральных банков и выделения их из числа других банков не только в качестве эмиссионных центров, но и регулирующего звена.

Под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных организаций особого рода, действующих в сфере финансов и денежно - кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности.

В единую банковскую систему, таким образом, включены центральный банк, коммерческие банки и их филиалы, филиалы и представительства иностранных банков.

Банковская система в качестве составной части входит в большую систему – кредитную систему страны. В кредитную систему, помимо банков, входят специализированные финансово-кредитные учреждения (финансовые компании, лизинговые фирмы, инвестиционные компании, биржи, пенсионные фонды, страховые компании, ломбарды, дилинговые компании и другие).

В настоящее время несколько расширяется понятие банковской системы, и в широком смысле этого слова она включает не только банки, но и сопутствующие кредитные организации, которые позволяют банкам более эффективно выполнять свои функции, в частности, союзы и ассоциации банков, банковскую инфраструктуру и банковский рынок.

Банковская система является важнейшим элементом инфраструктуры любого государства и оказывает влияние на его экономику. Стабильность банковской системы определяется устойчивостью и слаженным взаимодействием составляющих ее элементов.[3],[9]

Деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.

Банковские системы используются для решения следующих текущих и стратегических задач:

- обеспечения экономического роста;

- регулирования инфляции;

- регулирования платежного баланса.

Банковская система характеризуется следующими свойствами:

- банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям;

- банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.

Принято различать два типа банковских систем: распределительную и рыночную. (Таблица 1)

Распределительная банковская система свойственна командно-административной экономике. В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и другие. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административному органу государства;

Таблица 1 Сравнение централизованной и рыночной банковской системы

Централизованная банковская система Рыночная банковская система
По типу собственности
Государство – единственный собственник на банки Многообразие форм собственности
По степени монополизации
Монополия государства на формирование банков Монополия государства на банки отсутствует, любые юридические и физические лица могут образовать свой банк
По количеству уровней системы
Одноуровневая банковская система Двухуровневая банковская система
По характеру системы управления
Централизованная (вертикальная) схема управления Децентрализованная (горизонтальная) схема управления
По характеру банковской политики
Политика единого банка Политика множества банков
По характеру взаимоотношений банков с государством
Государство отвечает по обязательствам банков Государство не отвечает по обязательствам банков, так же как банки не отвечают по обязательствам государства
По характеру подчиненности
Банки подчиняются правительству, зависят от его оперативной деятельности НБУ подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному Совету, а не правительству
По выполнению эмиссионной и кредитной операции
Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции) Эмиссионные операции сосредоточены только в НБУ; операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки
По способу назначения руководителей банка
Руководитель банка назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управления Руководитель НБУ утверждается парламентом. Председатель (Президент) коммерческого банка назначается его Советом

- банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого;

- банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике. Здесь выделяются два момента.

Во-первых, банковская система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется.

Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между ними. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, покупают денежные ресурсы друг у друга. Банки могут оказывать друг другу иные услуги, к примеру, участвовать в совместных проектах по финансированию предприятий, образовывать объединения и союзы;

- банковская система является системой "закрытого" типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она "закрыта", так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская "тайна". По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.

Банковская система - "самоорганизующаяся", поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к "автоматическому" изменению политики банка.

В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно не за счет основной, а побочной деятельности. Напротив, в условиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска, банки активизируют свою деятельность, как по обслуживанию основной производственной деятельности предприятий, так и долгосрочному кредитованию хозяйства, получают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентных поступлений. Банки, не принявшие меры, учитывающие меняющиеся события, неизбежно оказываются в трудном экономическом положении, теряют клиентов, несут убытки, в конечном счете, перестают существовать;

- банковская система выступает как управляемая система. Центральный банк проводит независимую денежно-кредитную политику. Коммерческие банки функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы).[5]

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:

- двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);

- централизованная монобанковская система;

- уникальная децентрализованная банковская система — Федеральная резервная система США.[10]

В большинстве стран с рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. На верхнем уровне действует Центральный банк. Он осуществляет выпуск (эмиссию) национальных денежных знаков в обращение, изымает из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей, проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнением финансового законодательства, предоставляет кредиты коммерческим банкам, выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг, управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции и регулирование банковской ликвидности. Второй уровень занимают коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, обслуживающие организации и население, предоставляющие им кредиты и оказывающие целый комплекс сопутствующих услуг: кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и прочее.

Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений, которые, с одной стороны требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня - коммерческими банками; с другой стороны, необходимостью определенного государственного регулирования, что требует особого инструмента в виде центрального банка.

В рамках одноуровневой банковской системы все банковские учреждения, включая центральный банк, находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентов. Подобный принцип построения характерен в основном как для стран со слаборазвитыми экономическими структурами, так и для стран с тоталитарными или командно-административными режимами управления.

По типу централизованной монобанковской структуры, складывавшейся из трех государственных банков и сети сберегательных касс, была организована банковская система СССР и некоторых других стран социалистического лагеря. Эти банки не только выпускали денежные знаки, вели внутреннюю расчетно-кассовую деятельность, но и кредитовали отрасли народного хозяйства, проводили операции с иностранной валютой, золотом и драгметаллами. Вклады населения и коммунальные платежи принимали сберкассы.

В децентрализованной федеральной резервной системе (ФРС) 12 федеральных банков, расположенных в различных регионах одной страны, контролируют деятельность входящих в нее коммерческих банков. Такая банковская система действует в США. ФРС не является государственным учреждением и принадлежит к числу так называемых независимых агентств. Хотя в ее состав входят менее половины американских банков, она оказывает воздействие на все без исключения банки и кредитные учреждения. Высшим органом ФРС является Совет управляющих, назначаемый президентом США. Важнейшими функциями являются выпуск в обращение эмиссионной денежной массы, установление норм обязательных банковских резервов в предусмотренных законодательством лимитах, утверждение ставок учетного процесса, устанавливаемого федеральными резервными банками, формирование политики в области покупки-продажи государственных ценных бумаг, определение ставок по вкладам, надзор за деятельностью федеральных резервных банков, обращением банкнот и так далее.[2],[5],[10]

1.2 Главные составляющие банковской системы

Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многозвеньевую структуру. Если за основу классификации принять характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим клиентам, можно выделить 3 важнейших элемента кредитной системы:

- центральный (эмиссионный банк);

- коммерческие банки;

- специализированные финансовые учреждения (страховые, сберегательные и так далее).

По форме собственности выделяют - государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам. Так, например, капитал Банка России принадлежит государству. Подобная ситуация сложилась у центральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия. Доля государства в капитале центрального банка Японии составляет 50%, остальная часть принадлежит банкам, в Швейцарии государству принадлежит 47% капитала центрального банка (оставшиеся 53% принадлежат кантонам); в Австрии - 50% капитала Австрийского национального банка владеет государство, другой половиной - частные лица. Коммерческие банки в рыночном хозяйстве чаще всего являются частными (по международной терминологии понятие частного банка относится не только и даже не столько к банкам, принадлежащим отдельным лицам, сколько к акционерным и кооперативным банкам). В централизованной системе хозяйства коммерческие банки, как правило, бывают государственными.

По законодательству большинства стран на национальных банковских рынках допускается функционирование иностранных банков. В ряде стран (во Франции и других) деятельность иностранных банков не ограничивается. В России, Канаде и других странах для иностранных банков вводится определенный коридор, в количественных рамках которого они могут развертывать свои операции.

По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов ограниченной ответственности.

По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие.

Эмиссионными являются все центральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслуживанием индивидуальных клиентов. Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией. Коммерческие банки заняты всеми операциями, дозволенными банковским законодательством. Коммерческие банки составляют основное ядро второго яруса банковской системы рыночного хозяйства.

По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, обслуживать клиентов независимо от направленности их деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и другие. В отличие от универсальных банков специализированные банки специализируются на определенных видах операций.

Идея универсальной банковской деятельности развивалась параллельно с развитием специализации банковского хозяйства. Такова закономерность развития мирового банковского сообщества. Принято считать, что специализация позволяет банкам повышать качество обслуживания клиентов, снижать себестоимость банковского продукта. Идея специализации более характерна для банков США. Мировой опыт свидетельствует о том, что банки могут развиваться как по линии универсальности, так и по линии специализации. В том и в другом случаях банки могут получить хорошую прибыль, и лишь клиенты могут ответить на вопрос о том, какая линия развития окажется более предпочтительной.

Виды банков можно классифицировать и по обслуживаемым ими отраслям. Это могут быть банки многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышленность, сельское хозяйство). По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиальные и многофилиальные.

По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, относятся и муниципальные банки.

По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения. В ряде стран функционируют учреждения мелкого кредита. К ним относятся ссудосберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная кооперация и другие. Наличие в составе коммерческих банков кредитных организаций с небольшим уставным капиталом не укрепляет позиции банковской системы в целом. Практика показывает, что у банков с небольшой капитальной базой больше проблем с ликвидностью, развитием объема операций. Вместе с тем это не означает, что малые банки не должны работать на рынке. Напротив, мировая практика показывает, что малые банки могут успешно работать с малыми производственными структурами (чего избегают крупные банки, предпочитающие работать со средними и крупными клиентами). Малые банки, создаваемые в "складчину" мелкими товаропроизводителями, способны аккумулировать ресурсы там, куда не проникают банки с большой капитальной базой, зачастую оказывают больше финансовой поддержки в развитии регионов, мелкого и среднего бизнеса.

В банковской системе действуют также банки специального назначения и кредитные организации (не банки). Банки специального назначения выполняют основные операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, осуществляют финансирование определенных государственных программ. Наряду с данными операциями уполномоченные банки выполняют и другие операции, вытекающие из их статуса как банка.

Некоторые кредитные организации не имеют статуса банка, они выполняют лишь отдельные операции, в связи с чем не получают от Центрального банка лицензию на осуществление совокупной банковской деятельности.

К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.

В условиях рынка банки прежде всего нуждаются в широкой и оперативной информации о состоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими услугами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, для консультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банки нуждаются в подробной информации.

Информация, необходимая банкам, обычно предоставляется специальными агентствами - кредит-бюро, в ряде стран сведения, в которых нуждаются банки, можно почерпнуть в многочисленных справочниках (торговых и промышленных регистрах), журналах, специальных оперативных изданиях, а также запросить в центральном банке, где ведется картотека клиентов.

Необходимым компонентом банковской инфраструктуры выступает и методическое обеспечение

Блоком банковской инфраструктуры является также научное обеспечение. Оно затрагивает как функционирование банковской системы в целом, так и отдельных банков. В структуре отдельных коммерческих банков, как правило, отсутствовали аналитические подразделения, осуществляющие исследование рынка банковских услуг, эффективность банковских операций.

Важнейшим элементом банковской инфраструктуры выступает кадровое обеспечение. В Беларуси существует сеть специальных высших учебных заведений, факультетов, техникумов, в которой подготавливаются кадры финансово-банковского профиля. Переподготовка кадров, повышение их квалификации сосредоточены в различных специальных коммерческих школах, курсах, а также учебных центрах, создаваемых при крупных банках.

Увеличение числа субъектов рыночного хозяйства, объема выполняемых банками операций поставили перед банками и задачи перехода на новые каналы связи, более высокого уровня технического обслуживания при совершении банковских операций.

Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в том числе кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и другое.

Банковская система не может существовать без банковского рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом. В условиях экономического кризиса и инфляции аккумулировать крупные ресурсы для значительных инвестиций не представляется возможным. Развитие новых видов услуг, связанных с кредитными карточками, электронными платежами, сдерживается недостаточно мощной технической базой белорусских банков.[13]

1.3 Банковская система Республики Беларусь

Современная банковская система Республики Беларусь представляет собой двухуровневую структуру, деятельность которой регламентируется законодательно – Конституцией РБ, Законами РБ и другими правовыми актами.

Первый уровень банковской системы Республики Беларусь представлен Национальным Банком РБ, который является центральным банком, в функции которого входят вопросы государственной регистрации иных банков и небанковских кредитных организаций, выдачи им лицензий, регулирование их деятельности, а также в целом регулирование в республиканских масштабах вопросов денежного обращения, в том числе, эмиссии, а также вопросов кредитования.

Начиная с 1992 года, с момент вступления Республики Беларусь в Международный валютный фонд, Национальный банк осуществляет взаимодействие и с представителями этой финансовой организации. В свою очередь, с 1996 года Национальный банк Республики Беларусь включён в Группу банковского надзора (регион – Центральная и Восточная Европа) или BSCEE Group. С этого периода представители Национального банка РБ сотрудничают с международными органами банковского надзора и принимают участие в работе по сбору информации по данному вопросу, а также налаживают контакты с банковскими организациями других государств.

На втором уровне банковской системы Республики Беларусь находятся разнообразные коммерческие банки, а также небанковские кредитно-финансовые организации Республики Беларусь. По состоянию на 5 марта 2010 года в РБ действует 32 коммерческий банк (Приложение А), а также 8 представительств иностранных банков (Приложение Б). Коммерческие банки занимаются проведением различных операций, как активных, так и пассивных. Операции проводятся за счёт собственных средств банков, а также за счёт заёмных средств.

Коммерческие банки осуществляют деятельность согласно законодательству Республики Беларусь, Банковскому кодексу РБ, в соответствии с постановлениями и прочими нормативно-правовыми документами Национального банка РБ, а также согласно внутренних документов, где определяется порядок привлечения финансовых средств и их использования.

Современная банковская система Республики Беларусь предполагает присутствие на рынке коммерческие банков, как зарегистрированных на территории РБ, так и банков, зарегистрированных в других государствах, уставной капитал которых состоит частично или полностью из иностранных средств.

В рамках банковской системы РБ сформирована также система банковского надзора, которая построена по мировым стандартам, которая выполняет функции лицензирования деятельности банков, контроля на основании отчётных документов, а также инспекционных проверок и при необходимости реструктуризации либо ликвидации существующих банков и банковских организаций.[8]


2. Центральный банк и его функции

2.1 Краткая характеристика центрального банка

Основным элементом современной банковской системы любого развитого государства является центральный банк. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики, которая вместе с ценовой и бюджетно-налоговой политикой, фактически составляют основу всего государственного регулирования экономики.

Возникновение центральных банков связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию кредитного средства обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов.

Исторически между центральным банком и правительством сложились тесные связи. Однако это не означает, что государство может безгранично влиять на политику центрального банка. Так, в условиях осуществления золотого стандарта центральный банк находился в особом положении к правительству вследствие того, что своей дисконтной политикой и связанным с ней воздействием на объем кредита, золотые резервы и банкнотную эмиссию он контролировал покупательную силу денег и тем самым был ответственным за сохранение денежного стандарта, установленного законом. Поэтому, даже те современные государства, которые придерживаются принципа минимального вмешательства в деятельность рыночного сектора экономики, считают невозможным распыление эмиссионного процесса между многими банковскими учреждениями. Это обусловлено тем, что концентрация денежной эмиссии в центральном банке имеет важнее значение для эффективного функционирования всей экономики.

Поэтому преимущество рыночных методов регулирования денежного обращения состоит в централизации эмиссионного процесса, эффективном управление величиной денежной массы, безинфляционном кредитовании государственного бюджета.[2]

2.2 Функции центрального банка

Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции:

- осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

- является банком банков;

- является банкиром правительства;

- осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Монопольная эмиссия банкнот. За Центральным банком страны как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия в отношении банкнот, т. е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств.

Банк банков. Центральный банк не имеет дела непосредственно с юридическими и физическими лицами, так как его главной клиентурой являются коммерческие банки.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке. Такие резервы носят характер обязательных, и Центральный банк устанавливает нормативы обязательных резервов.

Банкир правительства. В качестве банкира правительства Центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета.

Перечисленные функции Центрального банка создают объект предпосылки для выполнения им четвертой функции — регулирования всей денежно-кредитной системы страны. Данная функция на современном этапе является важнейшей функцией Центрального банка.[2]

2.3 Национальный банк Республики Беларусь

Национальный банк Республики Беларусь – Центральный банк Республики Беларусь, находиться в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности.

Органами управления Национального банка РБ являются Правление Национального банка РБ и Совет директоров Национального банка РБ.

Совет директоров может принимать следующие решения:

- о регулировании кредитного рынка;

- об изменении процентных ставок Национального банка РБ;

- о регулировании валютного рынка РБ;

- о нормах ввоза-вывоза иностранной валюты;

- о работе подразделений Национального банка РБ;

- о выпуске банкнотов нового дизайна, юбилейных монет, монет из драгоценных металлов об изъятии отдельных банкнот;

- о создании, ликвидации, реорганизации предприятий, учреждений и организаций Национального банка РБ.[3]

2.4 Цели и функции Национального банка Республики Беларусь

Одним из основных документов, регулирующих банковскую деятельность в Республике Беларусь, является Банковский кодекс.

В соответствии с этим документом банковская система Республики Беларусь является составной частью финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки.

Национальный банк - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

- утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

- назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

- определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудита деятельности Национального банка;

- утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

- Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь".

Основными целями деятельности Национального банка являются:

- защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

- обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Основными функциями Национального банка являются:

- разработка Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке;

- осуществляет эмиссию денег;

- регулирует денежное обращение;

- регулирует кредитные отношения;

- организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

- является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

- осуществляет валютное регулирование, которое осуществляется с целью поддержания курса национальной валюты;

- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- операции на рынке ценных бумаг (выпускает (эмитирует) ценные бумаги, определяет технические требования к их изготовлению, а также совершает операции с ценными бумагами). Покупая ценные бумаги, Национальный банк увеличивает количество денег в обращении, продавая- изымает их из обращения;

- выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

- осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- осуществляет лицензирование банковской деятельности;

- регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

- устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

- осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;

- определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

- организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;

- создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;

- организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

- заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;

- выполняет другие функции, предусмотренные Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

К операциям, осуществляемым Национальным банком, относятся:

- кредитование банков в порядке рефинансирования;

- расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

- переучет векселей;

- операции на рынке ценных бумаг;

- инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

- управление золотовалютными резервами в пределах своей компетенции, а также операции с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;

- привлечение денежных средств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, в депозиты;

- выдача по решению Президента Республики Беларусь банковских гарантий и поручительств по инвестиционным проектам;

- межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

- прием ценностей на хранение;

- денежные переводы и иные расчетные операции;

- покупка и продажа иностранной валюты, платежных инструкций в иностранной валюте и иные валютные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, в том числе документарные операции и операции по выдаче кредитов в иностранной валюте;

- банковские услуги правительствам иностранных государств, центральным (национальным) банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям;

- посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по размещению государственных ценных бумаг;

- операции по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь;

Национальный банк осуществляет банковские операции за плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными законодательными актами Республики Беларусь.[3]


3. Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике

3.1 Понятие коммерческого банка

Современные коммерческие банки - банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население - своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики.

Банк — это институт кредитно-банковской системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли.

Коммерческие банки осуществляют комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специализированных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг.

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и так далее. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и прочее), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство – депозит, а выдавая ссуду – новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающая из–за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и так далее.

Масштабы финансового посредничества в современной экономике поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков. В этой системе учета хозяйство разделено на ряд секторов: домашние хозяйства, деловые предприятия, государственные учреждения, финансовые институты, заграничный сектор.

Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и так далее. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий банк и банковская деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов.[7],[11]

3.2 Функции коммерческого банка

Сущность банка проявляется в его функциях. Банк выполняет следующие функции:

- аккумуляция и мобилизация денежного капитала. С помощью

этой функции банков происходит сосредоточение временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал;

- посредничество в кредите. Данная функция определяется тем фактом, что прямые отношения между кредиторами и заемщиками невозможны из-за несовпадения суммы и срока капитала предлагаемого в ссуду и потребностью заемщика в них. Банки, выполняя роль посредника в кредите, устраняют эти затруднения;

- создание кредитных денег. Данная функция является особой функцией банков по созданию кредитных денег в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, пластиковых карточек, электронных переводов;

- осуществление расчетов в народном хозяйстве. В условиях совершенствования расчетных отношений в народном хозяйстве промышленно развитых стран все большая часть расчетов между юридическими лицами осуществляется в безналичной форме и банки выступают организаторами и посредниками подобных расчетов. Они осуществляют платежи по поручению клиентов, принимают деньги на их счета и ведут учет всех их денежных поступлений и выдач;

- организация выпуска и размещения ценных бумаг. Через данную функцию реализуется роль банков в организации первичного и вторичного рынков ценных бумаг в стране, которые, безусловно, дополняют систему кредита и взаимодействуют с ней;

- оказание банками консультативных услуг. Данная функция связана с заинтересованностью банков в устойчивой, эффективной и прибыльной работе клиентов. В связи с этим банки осуществляют консультирование по вопросам повышения кредитоспособности своих клиентов, оптимизации их расчетов, налогового планирования, проблемам составления отчетности и так далее.

Таким образом, Банк-это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.[13]

3.3 Виды банков

При всем единстве сущности банков есть множество их видов.

По характеру выполняемых операций различаются универсальные и специализированные банки. К универсальным банкам принято относить те, которые способны выполнять широкий круг разнообразных операций и услуг.

По типу собственности банки классифицируются на государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные.

По сфере обслуживания банки можно подразделить на региональные (местные), межрегиональные, национальные и международные.

Наиболее ярко выражена функциональная специализация банков, так как она принципиальным образом влияет на характер их деятельности. По функциональной специализации выделяют: ссудно-сберегательные, инвестиционные, ипотечные и другие.

Инвестиционные банки - специальные кредитные институты, осуществляющие финансирование и кредитование инвестиций. Эти банки являются специфическими банковскими учреждениями, что связано, как с особенностями рынка ссудных капиталов, так и с особенностями банковского законодательства отдельных промышленно развитых стран, в которых коммерческим банкам запрещено заниматься инвестиционной деятельностью.

Как и другие банки, инвестиционные банки осуществляют активные и пассивные операции.

В некоторых странах инвестиционным банкам запрещено принимать вклады, их пассивы формируются за счет собственной эмиссионной деятельности (выпуска ценных бумаг) и межбанковского кредита. Они выступают в качестве организаторов первичного и вторичного обращения ценных бумаг третьих лиц, гарантии эмиссии, посредниками и кредиторами при осуществлении фондовых операций. В этом заключается особенность пассивных операций инвестиционных банков, которые, в отличие от коммерческих банков, не могут использовать краткосрочные и среднесрочные депозиты.

К активным операциям инвестиционных банков относятся:

- предоставление долгосрочных ссуд под залог ценных бумаг;

- банковские инвестиции.

Сберегательные (ссудо-сберегательные, взаимосберегательные) банки строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок, хотя, как правило, большинство из них практикует ведение срочных счетов с различным режимом использования, позволяющим изымать вложенные на срок средства практически без ограничений и в любое время. Исключение составляет изъятие особо крупных сумм, для чего банки требуют предварительного уведомления от клиентов, сроки которого существенно варьируются в разных банках. Среди активных операций доминируют вложения в ипотеки под залог жилых строений и иные ценные бумаги, а также кредитование населения.

Ипотечные (земельные) банки осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества. Специализация ипотечных банков — выдача ипотечного кредита под залог (перезалог) недвижимости.[13]

3.4 Организационная структура банков

Организационная структура коммерческого банка определяется прежде всего его организационно-правовой формой собственности, которая и определяет организационную структуру банка, что находит свое отражение в уставе банка.

Учитывая тот факт, что большинство коммерческих банков Беларуси имеет акционерную форму собственности, рассмотрим организационную структуру коммерческого банка.

Высшим органом управления банка является общее собрание акционеров, которое созывается в установленном порядке, по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В исключительной компетенции общего собрания акционеров находятся следующие вопросы деятельности банка:

- утверждение и изменение устава банка;

- избрание совета директоров банка;

- утверждение годового отчета банка;

- распределение доходов банка и решение о формировании фондов банка;

- создание и ликвидация филиалов банка;

- утверждение аудиторов банка.

В промежутках между собраниями акционеров общее руководство деятельностью банка осуществляет совет директоров банка, в компетенции которого находится решение любых стратегических вопросов деятельности банка, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров банка.

Руководит деятельностью совета директоров банка председатель совета директоров банка, который избирается из состава совета директоров банка.

Совет директоров банка назначает исполнительный орган-правление банка, который организует всю текущую деятельность банка.[13]

3.5 Операции, проводимые коммерческими банками

Банковские услуги, прежде всего можно подразделить на специфические и неспецифические услуги. Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся три вида выполняемых ими операций:

- депозитные операции;

- кредитные операции;

- расчетные операции.

Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной операции предшествовала сохранная операция, когда люди помещали свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безопасность сбережений. В последующем сохранность денежных средств стала перерастать в сохранность от обесценения. Люди стали помещать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохранения от обесценения, инфляции. За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.

Кредитная операция является основной операцией банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. И это действительно так: в общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода. В современной структуре банковских операций кредитная операция однако не является основной. В силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).

Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товаро-материальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное оборудование обеспечивающее быструю связь и техническую обработку документации поступающей в банк. Рассмотренные три типа банковских операций называют традиционными банковскими операциями. Оттенок традиционности они приобретают прежде всего в том смысле, что исторически, на протяжении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому. Можно сказать, что эти операции являются самыми древними: их выполняли "старые" банкирские дома, выполняют и современные большие и малые банки.

К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности. Трудно себе представить, что банк занимаясь депозитами, осуществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.

Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав входят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.

В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе:

- посреднические услуги;

- услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и тому подобное);

- предоставление гарантий и поручительств;

- доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента);

- бухгалтерская помощь предприятиям;

- представление клиентских интересов в судебных органах;

- услуги по предоставлению сейфов;

- туристские услуги и другие.

Существует также другая классификация операций, проводимых коммерческими банками. Пассивные операции коммерческих банков. Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит формирование ресурсов банков. Ресурсы коммерческих банков формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств.

Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на рынке.

Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков:

- первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка;

- отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;

- получение кредитов от других юридических лиц;

- депозитные операции.

Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций

Активные операции коммерческих банков. Мобилизованные денежные средства банки используют для кредитования клиентуры и осуществления своей предпринимательской деятельности. Операции, связанные с размещением банковских ресурсов, относятся к активным операциям банков.

В активах банков выделяются две важнейшие группы операций – кредитные (учетно-ссудные) и фондовые операции. На них приходится до 80% всего баланса. Банки ведут также комиссионные операции, то есть "выполняют различные поручения своих клиентов за их счет". Такие поручения связаны с переводом денег как внутри одной страны, так и из одной страны в другую. Это переводные операции, при которых клиент поручает своему банку (в котором он встал на расчетно-кассовое обслуживание и с которым заключил договор о расчетно-кассовом обслуживании) перевести определенную сумму со счета клиента указанному адресату. Когда операция совершена, банк высылает или выдает (если клиент является в банк лично) документ о совершении перевода. За проводимую операцию банк взимает комиссию. Банкам запрещено заниматься производственной и торговой деятельностью, а также страхованием.[11],[13]


4. Становление банковской системы Республики Беларусь

4.1 Краткие исторические сведения

Банки — огромное достижение цивилизации. Они представляют собой экономические органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений. Банки следует рассматривать как важную составную часть бизнеса, делового мира. Они аккумулируют денежные средства, предоставляют кредиты, проводят денежные расчеты, эмитируют в обращение денежные знаки, обслуживают рынки ценных бумаг, оказывают многообразные экономические услуги.

В древности существовали некоторые учреждения, выполнявшие функции банков. В исторической литературе есть указания на то, что аналоги банков функционировали в Вавилоне, древнейшей Греции, Египте, Риме. Они выполняли разнообразные операции — от комиссионных операций по покупке, продаже и платежей за счет клиентов до выдачи кредитов и выступления в качестве поручителя и доверенного лица при совершении различных актов и сделок. Например, в VIII веке до нашей эры Вавилоне банк принимал денежные вклады, предоставлял кредиты и даже выпускал банковские билеты "гуду". В Вавилоне развивались ростовщичество и меняльное дело.

Государство пыталось уже тогда юридически регулировать личные кредитные отношения и защищать интересы ростовщиков. В Греции банкирские операции первоначально осуществлялись жрецами.

В связи с интенсивным развитием торговли увеличилась потребность в кредите, а это побудило развитие банкирских операций. Афиняне занимались своим обменным промыслом, сидя за столиком на рынке, отсюда и пошло название трапезиты от греческого слова "трапеза" (стол). Следует отметить, что наряду с частными банкирами крупные банковские операции велись в храмах. Древние храмы в Греции являлись своеобразными банками, банкирами и местом хранения денег. Интересно отметить, что термин "монета" берет начало от одного из синонимов Юноны, при храме которой в Риме еще в III веке до нашей эры находился монетный двор Юноны (ее второе имя — Монета).[6]

4.2 Становление банковской системы Беларуси в эпоху Царской России и в Советский период

После отмены крепостного права в конце 60-х годов XIX века на рынке Северо-Западного края России накопились значительные свободные денежные средства. Эти средства сконцентрировались главным образом в Минске. В 1873 году здесь открылся первый в Беларуси коммерческий банк, в 1874 — Минское общество взаимного кредита. В 1881 году в Минске было открыто отделение Госбанка России. С 80-х годов XIX века, и особенно с начала XX века, в городе начинают функционировать отделения общероссийских банков.

Речь идет о появлении в Минске отделений Крестьянского поземельного, Русско-Азиатского, Азовско-Донского коммерческого, Петербургско-Азовского коммерческого банков и других.

Кредитная система дореволюционного Минска служила целям развития капиталистических предприятий, частной торговли и помещичьих хозяйств.

Кредитные учреждения города обеспечивали фактически всю лесную торговлю Беларуси с Украиной и частично с Германией и Англией. Для финансирования этой торговли в минские банки и отделения российских банков в городе стекались капиталы со всей России. Таким образом, к концу XIX века Минск становится крупнейшим кредитным центром всего Северо-Западного края.

После Октябрьской революции филиалы действовавших в Беларуси частных банков были национализированы, а земельные банки закрыты. 3 декабря 1921 года Совет Народных Комиссаров БССР принимает постановление об организации в Минске Белорусской конторы государственного банка и ровно через месяц, 3 января 1922 года, она начала функционировать. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. Позже открылись местные отделения государственного банка в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства — в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора. В январе 1927 года в ведение Белорусской конторы перешло гомельское отделение, подчинявшееся ранее непосредственно госбанку СССР.

В 1923–1925 годах в республике начали действовать филиалы общесоюзных акционерных банков: Промбанка, Всесоюзного кооперативного, а с 1936 года — Соргбанка. B эти годы сформировалась система местных банков. В 1923 году открыт гомельский рабочий банк, который примерно через год был преобразован в местный коммунальный банк. В 1925 году создан Белкоммунбанк.

В целях концентрации свободных средств для кредитования нужд сельского хозяйства организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита: Белорусское, Гомельское, Витебское, Оршанское, Калининское, Бобруйское, Могилевское, Мозырское и Полоцкое. Белорусское товарищество в 1924 году преобразовано в Белсельбанк, который взял на себя основную роль по кредитованию села. Деятельность госбанка и специализированных банков в те годы была всецело подчинена восстановлению и реконструкции народного хозяйства.

Решить эти узловые задачи можно было лишь на базе твердой валюты, поэтому с переходом к нэпу был взят курс на укрепление денежной системы. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики.

В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР. В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения госбанка. В них работало 4087 человек. Настоящим испытанием для белорусских банковских работников, как и для всего народа, была Великая Отечественная война. 25 июня 1941 года Белорусская контора госбанка была эвакуирована в Тамбов, а в ноябре — в Караганду, в марте 1942 года она переехала в Горький. 9 сентября 1943 года по распоряжению СНК СССР она была закрыта. Возобновила свою работу в октябре 1943 года и в декабре переехала в Гомель, а в июле 1944 года — в Минск. Одной из важнейших функций государственной банковской системы, в том числе и белорусской, на всех этапах ее развития была и остается работа по организации денежного обращения. В этом плане значительным событием явилось проведение денежной реформы в 1947 году. Вскоре после завершения восстановительного периода потребовались и соответствующая перестройка кредитно-денежной системы, и дальнейшее расширение кредитных связей банка с народным хозяйством. Уже в 1959 году была проведена реорганизация банковской системы. Упразднены специализированные банки, а их функции переданы госбанку и Стройбанку СССР. С 1959 года банковская система Беларуси была представлена учреждениями госбанка и Промстройбанка СССР. Крупная реорганизация банковской системы была произведена и в 1987 году. Учреждены белорусские республиканские банки со своими филиалами госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования.[12]


4.3 Развитие банковской системы после приобретения Республикой Беларусь независимости

В Республике Беларусь с 1991 г. начала складываться двухуровневая банковская система, состоящая из:

- Национального банка Республики Беларусь;        

- коммерческих банков.

Национальный банк Республики Беларусь был образован в 1991 года. В частности, Верховный Совет Белорусской ССР, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики, постановлением от 21 декабря 1990 года объявил собственностью Белорусской Советской Социалистической Республики Белорусский республиканский банк Госбанка СССР и республиканские специализированные банки и постановил: "Создать на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских специализированных банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР Национальный банк Белорусской ССР. Завершить формирование Национального банка Белорусской ССР до 1 апреля 1991 года".

Национальный банк Республики Беларусь является Центральным банком республики и подотчетен Верховному Совету Республики Беларусь. Он имеет право законодательной инициативы. Председатель правления Нацбанка назначается Верховным Советом, его заместители и члены правления — Президиумом Верховного Совета.

Национальный банк Республики Беларусь самостоятелен в своей деятельности в пределах полномочий, предоставленных законом и своим Уставом, утверждаемым Верховным Советом Республики Беларусь. Он ежегодно представляет Верховному Совету отчет о своей работе.

Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Нацбанка, осуществляемую в рамках его полномочий. Он не несет ответственности по обязательствам правительства так же, как и правительство — по обязательствам Нацбанка, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Национальный банк имеет уставный, резервный и другие фонды, которые служат обеспечением его обязательств. На январь 1994 года Нацбанк располагал собственным капиталом в размере около 300 миллиарда рублей (данные приведены до деноминации в августе 1994 года).

Председатель правления Национального банка участвует в заседаниях Кабинета Министров Республики Беларусь с правом совещательного голоса. Нацбанк совместно с правительством ежегодно разрабатывает и представляет в Верховный Совет основные направления денежно-кредитной политики на очередной год, а также отчет о ее реализации за истекший год.

Национальный банк предпринимает меры по ограничению темпов инфляции. Воздействие на монетарные факторы инфляции он осуществляет, с помощью экономических регуляторов, используемых в мировой практике. Национальный банк Республики Беларусь выступает в роли:

- банкира;

- экономического советника правительства;

- финансового агента правительства;

- представляет Республику Беларусь во всех организациях, в том числе международных, по вопросам денежно-кредитной политики и лицензирования банковской деятельности.

Национальный банк оказывает банковские услуги иностранным правительствам, зарубежным банкам и финансовым органам. В качестве представителя Республики Беларусь может брать на себя обязательства и осуществлять операции, связанные с участием Беларуси в работе международных организаций.

Предприятие-поставщик предоставляет отсрочку платежа за свой товар (услуги), предприятие-покупатель передает кредитору вексель как долговое свидетельство и обязательство платежа. Однако, эта форма кредита не получила широкого распространения в республике.

Национальный банк имеет исключительное право и несет исключительную ответственность за выработку и проведение политики в области обменных курсов, в частности, в его задачу входит:

- издание нормативных активов в отношении операций с иностранной валютой;

- поддержание резервов иностранной валюты и распоряжение ими;

- выдача и отмена лицензий на проведение банковских операций с иностранной валютой;

- надзор и регулирование деятельности дилеров, включая банки.

Национальный банк имеет право выдавать гарантии-поручительства, в том числе гарантии от имени Республики Беларусь по внешним займам.

Он не осуществляет непосредственно кредитование субъектов хозяйствования, но ему принадлежит исключительное право предоставления кредита правительству и местным органам власти.

При этом законодательно установлено, что совокупная сумма кредитов правительству и местным органам не должна превышать пяти процентов от размера валового национального продукта данного финансового года.

Национальный банк издает обязательные для исполнения всеми банками нормативные акты и определяет объем статистической отчетности. В целях обеспечения нормального функционирования коммерческих банков Национальный банк устанавливает:

- минимальный размер уставного фонда;

- обязательные экономические нормативы;

- определяет порядок страхования депозитов и вкладов.

Национальный банк Республики Беларусь может:

- осуществлять рефинансирование банков путем предоставления им краткосрочных кредитов в рамках регулирования денежной массы в обращении;

- выступать кредитором в последней инстанции, оказывая кредитную помощь платежеспособным банкам без соответствующего обеспечения в целях поддержания их ликвидности.

В случае систематического нарушения установленных нормативов, убыточности, возникновения положения, угрожающего интересам кредиторам банка, неисполнения предписаний Национального банка он может применять предусмотренные законодательством меры, включая обращение в суд о признании банка экономически несостоятельным или банкротом.

Национальный банк тесно сотрудничает с МВФ, Мировым банком и ЕБРР, имеет корреспондентские счета в ряде зарубежных стран. По поручению Верховного Совета или по предложению правительства берет на себя в качестве представителя республики обязательства и осуществляет операции, связанные с участием Беларуси в работе международных организаций.

Он сотрудничает с иностранными банковскими контрольными органами в различных формах. В соответствии с законодательством Национальный банк может участвовать в международных банковских фондах, союзах и ассоциациях.

Он представляет собой единую централизованную систему, состоит из центрального аппарата и подведомственных ему учреждений, а также предприятий и организаций.

В состав Национального банка входят шесть головных управлений в каждой области республики и в городе Минске, тринадцать подведомственных им отделений, Центр международных и межбанковских расчетов (ЦММР), Пинский учетно-кредитный техникум. Центральный аппарат состоит из департаментов, управлений и отделов.

Второй уровень банковской системы в Республике Беларусь составляют коммерческие банки. В соответствии с действующим законодательством коммерческие банки оказывают хозяйствующим субъектам кредитно-расчетные и другие банковские услуги.

Коммерческие банки получают право юридического лица с момента их регистрации в Национальном банке и осуществляют свою деятельность на основании лицензий на совершение банковских операций. Банки независимы в своей деятельности и органы государственной власти не имеют права в нее вмешиваться. Коммерческие банки самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств, проведения других банковских операций, уровень процентных ставок и комиссионного вознаграждения.[12]


Заключение

В ходе проработки и изучении материала по данной теме мы изучили понятие и все основные теоретические аспекты функционирования банковской системы государства в целом, а также основных ее структурных составляющих.

Выяснили основные функции центрального банка государства:

- осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

- является банком банков;

- является банкиром правительства;

- осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

В частности изучили и выявили основные цели, задачи и функции Национального Банка Республики Беларусь.

Также изучили основные функции коммерческих банков:

- аккумуляция и мобилизация денежного капитала.

- посредничество в кредите.

- создание кредитных денег.

- осуществление расчетов в народном хозяйстве

- организация выпуска и размещения ценных бумаг.

- оказание банками консультативных услуг.

Также были изучены основные виды коммерческих банков, а также перечь операций, которые они могут выполнять. Была изучена организационная структура коммерческих банков на примере белорусских банков.

Помимо всего прочего, была проанализирована история развития банковской системы Беларуси на разных исторических этапах ее развития.

Роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. Строгое "разделение властей", то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния между Центральным банком и коммерческими банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики страны.

Кризисные процессы в сегодняшней экономике существенно осложняют положение в банковском секторе Беларуси. Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.


Список литературы

1 Киселева Е.А. Макроэкономика: Курс Лекций. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 352 с.

2 Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие / В.И. Тарасов. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2005. – 512 с.

3 Республика Беларусь. Законы. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. N 441-З

4 Банки – 23 февраля 2010. – Режим доступа: www.bankis.ru/bankingsystem

5 Банки Беларуси – 24 февраля 2010. – Режим доступа: www.ibank.by/bankovskaya-sistema-strany-sterzhen-ee-ekonomiki

6 Банки, кредиты – 23 февраля 2010. – Режим доступа: www.history.banks-credits.ru/4/23

7 Все банки Республики Беларусь – 27 февраля 2010. – Режим доступа: http://select.by

8 Информационный бизнес портал – 24 февраля 2010. – Режим доступа: http://www.citytrade.by/stati/bankovskaya-sistema-respubliki-belarus

9 Портал – 24 февраля 2010. – Режим доступа: www.inventech.ru/lib/money/money0062/

10 Прошлое и будущее денег – 24 февраля 2010. – Режим доступа: http://www.minasert.ru/kreditovanie/vidy-bankovskix-sistem

11Сайт Национального Банка Республики Беларусь – 26 февраля 2010. – Режим доступа: www.nbrb.by

13 Экономико-правовая библиотека – 22 февраля 2010. – Режим доступа: www.vuzlib.net/beta3/html/1/3704/3899/


Приложение А

Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь, их филиалах на 05.03.2010 г.

Полное наименование банка (сокращенное)

Рег. номер,

дата регистрации

Кол-во

фили-

алов

Адрес
1. Открытое акционерное общество "Белагропромбанк" 20 87 220036, г.Минск, пр. Жукова, д.3
(ОАО "Белагропромбанк") 03.09.1991
2. Открытое акционерное общество "Белпромстройбанк" 25 36 220005, г.Минск, бульвар Мулявина, 6
(ОАО "БПС–Банк") 28.12.1991
3. Открытое акционерное общество "Сберегательный банк "Беларусбанк" 56 86 220050, г.Минск, ул.Мясникова, 32
(ОАО "АСБ Беларусбанк") 27.10.1995
4. Открытое акционерное общество "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк" 807000028 8 220002, г.Минск, пр.Машерова, 29
(ОАО "Белинвестбанк") 03.09.2001
5. "Приорбанк" Открытое акционерное общество 12 220002, г.Минск, ул.В.Хоружей, 31а
("Приорбанк" ОАО) 12.07.1991
6. Открытое акционерное общество "Белвнешэкономбанк" 24 24 220050, г.Минск, ул.Мясникова, 32
(ОАО "Белвнешэкономбанк") 12.12.1991
7. Открытое акционерное общество "Паритетбанк" 5 220090, г.Минск, ул.Гамарника, 9/4
(ОАО "Паритетбанк") 15.05.1991
8. Открытое акционерное общество "Белорусский народный банк" 27 1 220004, г.Минск, пр.Независимости, 87а
(ОАО "БНБ–Банк") 16.04.1992
9. Открытое акционерное общество "БЕЛОРУССКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БАНК" 23 5 220004, г.Минск, ул.Мельникайте, 8
(ОАО "Белорусский Индустриальный Банк") 30.10.1991
10. Cовместное белорусско—российское oткрытое акционерное общество "Белгазпромбанк" 16 8 220121, г.Минск, ул. Притыцкого, 60/2
(ОАО "Белгазпромбанк") 19.08.1991
11. Закрытое акционерное общество "АБСОЛЮТБАНК" 34 1 220023, г.Минск, пр.Независимости, 95
(ЗАО "АБСОЛЮТБАНК") 29.12.1993
12. Закрытое акционерное общество "Акционерный банк реконверсии и развития" 37 1 220034, г.Минск, ул.Краснозвёздная, 18
(ЗАО "РРБ–Банк") 22.02.1994
13. Закрытое акционерное общество "Минский транзитный банк" 38 220033, г.Минск, пр. Партизанский, 6а
(ЗАО "МТБанк") 14.03.1994
14. Открытое акционерное общество "Технобанк" 47 220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44
(ОАО "Технобанк") 05.08.1994
15. "Франсабанк" Открытое акционерное общество 50 1 220035, г.Минск, ул.Татарская, 3
("Франсабанк" ОАО) 05.10.1994
16. Закрытое акционерное общество "Трастбанк" 53 220035, г.Минск, ул.Игнатенко, 11
(ЗАО "Трастбанк") 09.11.1994
16. Закрытое акционерное общество "Трастбанк" 53 220035, г.Минск, ул.Игнатенко, 11
(ЗАО "Трастбанк") 09.11.1994
17. Закрытое акционерное общество Банк ВТБ (Беларусь) 57 6 220004, г.Минск, ул.К.Цеткин, 51
(ЗАО Банк ВТБ (Беларусь)) 07.10.1996
18. Закрытое акционерное общество "Альфа–Банк" 58 220030, г.Минск, ул.Советская, 12
(ЗАО "Альфа–Банк") 28.01.1999
19. Открытое акционерное общество "Банк Москва–Минск" 807000002 220002, г.Минск, ул. Коммунистическая, 49
(ОАО "Банк Москва–Минск") 24.10.2007
20. Закрытое акционерное общество "Дельта Банк" 807000015 220036, г. Минск, ул. Розы Люксембург, 95
(ЗАО "Дельта Банк") 25.01.2001
21. Закрытое акционерное общество "Кредэксбанк" 807000030 220068, г.Минск, ул. Некрасова, 114
(ЗАО "Кредэксбанк") 27.09.2001
22. Открытое акционерное общество "Международный резервный банк" 807000043 220075, г.Минск, промзона Шабаны, пер. Промышленный 11
(ОАО "Международный резервный банк") 25.02.2002
23. Открытое акционерное общество "Хоум Кредит Банк" 807000056 220018, г.Минск, ул.Одоевского, 129
(ОАО "ХКБанк") 10.07.2002
24. Закрытое акционерное общество "БТА Банк" 807000071 220123, г.Минск, ул.В.Хоружей, 20
(ЗАО "БТА Банк") 25.07.2002
25. Закрытое акционерное общество "Белорусско–Швейцарский Банк "БелСвиссБанк" 807000069 220004, г.Минск, пр. Победителей, 23, корп. 3
(ЗАО "БелСвиссБанк") 07.10.2002
26. Закрытое акционерное общество "Акционерный коммерческий Банк "БЕЛРОСБАНК" 807000097 220029, г.Минск, ул.Красная,7
(ЗАО "АКБ "БЕЛРОСБАНК") 22.07.2003
27. Закрытое акционерное общество "Сомбелбанк" 807000122 200050,г.Минск, ул. К.Маркса, 25
(ЗАО "Сомбелбанк" ) 24.04.2004
28. Закрытое акционерное общество "Белорусский Банк Малого Бизнеса" 807000201 220012, г.Минск, ул. Сурганова, 28
(ЗАО "Банк ББМБ") 28.08.2008
29. Закрытое акционерное общество "Банк торговый капитал" 807000163 220005, г. Минск, ул. Козлова, 3
(ЗАО "ТК Банк") 12.09.2008
30. Закрытое акционерное общество "Цептер Банк" 807000214 г. Минск, ул.Платонова, д. 1Б
(ЗАО "Цептер Банк") 13.11.2008
31. Закрытое акционерное общество "Евробанк" 807000148 220020, г. Минск, ул. Тимирязева, 129, корп. 5
(ЗАО "Евробанк") 09.09.2009
32. Закрытое акционерное общество "Онербанк" 807000227 220004, г.Минск, ул.Клары Цеткин, д.51
(ЗАО "Онербанк") 16.10.2009

Приложение Б

Сведения o представительствах иностранных банков, открытых на территории Республики Беларусь на 05.03.2010 г.

Наименование банка Дата открытия Адрес, Контактный телефон
1. Сommerzbank АG (Германия) 16.12.1993 220050, г.Минск, ул.Чичерина,21, оф.601, тел. 210–11–19, 293–46–88
2. Акционерное общество банк SNORAS (Литва) 27.03.1997 220004, г. Минск, ул. Немига 38, 5 этаж, пом. 4, тел. 200–02–51
3. Межгосударственный банк 27.07.2000 220004, г.Минск, пр.Победителей, 5 оф.409, тел. 211–25–23, 289–30–39
4. АО "Rietumu Banka" (Латвия) 16.11.2001 220004, г.Минск, ул.Немига,40 оф. 901, тел. 328–54–61
5. AО "Trasta komercbanka" (Латвия) 26.08.2002 220114, г. Минск, пр. Независимости 117а, 9 этаж, офис 5, тел. 265–06–78
6. Закрытое акционерное общество "ЮниКредит Банк" (Российская Федерация) 27.09.2007

г. Минск, ул. Короля, д. 51, пом. 4

тел. 200-05-54

7. Открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" (Российская Федерация) 17.10.2008 220004, г.Минск, ул. Немига, д.40, ком. 102-103, тел. 226 45 78
8. "Республиканский банк" (Закрытое акционерное общество) (Российская Федерация) 01.03.2010 220089, г. Минск, пр. Дзержинского, д. 5, офис 510