Курсовая работа: Инфляция

                        Содержание.

Введение

I. Определение инфляции

     1.1 Что такое инфляция

     1.2 Причины инфляции

     1.3 Типы инфляции

       1.3.1 Инфляция спроса

       1.3.2 Инфляция предложения

     1.4 Последствия инфляции

     1.5 Виды инфляции

     1.6 Гиперинфляция

        1.6.1 Гиперинфляция в России

     1.7 Соотношение роста цен по различным товарным группам

2 . Кризисы докапиталистической эпохи

3. Кривая Филлипса

4 . Инфляция - худший из налогов

5. Методы борьбы с инфляцией

     5.1 êîñâåííûå ìåòîäû

  5.2 Ïðÿìûå ìåòîäû

6.  Ïåðâîî÷åðåäíûå àíòèèíôëÿöèîííûå ìåòîäû

7. Рост и падение  Российской инфляции.

7.1 Специфические источники инфляции в Российской

  экономике

 7.1.1  Проблема ценовых индикаторов

 7.1.2  Механизмы инфляции

      7.1.3 Oценка стабилизационной политики правительства

7.2 Инфляция - денежное явление

7.3 Кредитная эмиссия центрального банка - главный источник инфляции.

  7.4 Денежные индикаторы и  инфляция

 Заключение

Список литературы


Введение.

      Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

     Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

     Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

     Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.

1.Определение инфляции.

1.1 Что такое инфляция.

                                                            Превышение меры в выпусках бумажной                                                                                             монеты по строгой правде не может быть иначе                                                                                       представляемо, как в виде неприметного                                                                                                  похищения части из имущества каждого.

                                                            (Н. Моровинов, экономист, философ и                                                                                               государственный деятель России конца XVIII в.)

      От чего же зависит количество денег, необходимое для обеспечения товарного обращения? Прежде всего от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода, скажем года. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.

     Количество денег в обращении зависит далее от скорости оборота каждой денежной единицы. Это связано с тем, что одна и та же сумма денег может обслужить большее или меньшее число актов купли - продажи.

     Превышение количества денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами, означает инфляцию. Она приводит к росту цен на товары (явному или скрытому). Поэтому индекс цен - один из главных и наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины. Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом.

     Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию.

     Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:

1. Обесценивание денег по отношению к золоту;

2. Обесценивание денег по отношению к товару;

3. Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте .

     Еще одно определение инфляции мы можем прочитать в современных американских учебниках.

     Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это конечно не означает, что повышаются обязательно все цены, даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

     Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Вспомним, что индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду.

     Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%.

                                         индекс цен         индекс цен

                                       этого года     -   прошедшего года

Темп инфляции =     ------------------------------------------------------------------------------    X 100%

                                                    индекс цен

                                         прошедшего года

Для того, чтобы экономика не переживала инфляционных кризисов:

1. Должно быть постоянное равновесие государственного бюджета;

2. Центральный банк должен вести идеальную политику;

3. Государство не должно вмешиваться в распределение доходов;

4. Страну должны населять граждане со здоровой рыночной психологией, люди,      лишенные   инфляционных ожиданий.

1.2 Причины инфляции.

Причину инфляции нужно искать в трех видах монополий:

1. Государственная монополия на эмиссию денег;

2. Профсоюзная монополия;

3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек.

     Эти три вида монополий связаны между собой и каждая из них может нарушать баланс спроса и предложения.

     Причины инфляции могут лежать и вне государства, их нужно искать в мировой торговле тоже.

1.3 Типы инфляции.

      Экономисты различают два типа инфляций.

1.3.1 Инфляция спроса.

      Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой. "Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров. "

1.3.2 Инфляция предложения.

      Инфляция, вызванная ростом издержек производства  или уменьшением совокупного предложения. Инфляция может изменений издержек и предложения на рынке.

     Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - средние издержки при данном объеме производства, также издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции:

                                                                       

                                                                                                    общие затраты

Издержки на единицу продукции =    --------------------------------------------------

                                                                                         количество единиц продукции

      Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен, в результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.

1.4 Последствия инфляции.

      Два самых важных источника инфляции, обусловленной ростом издержек - это увеличение номинальной зарплаты и цен на сырье и энергию.

     Инфляция, вызванная повышением зарплаты. Инфляция, вызванная повышением зарплаты, является разновидностью инфляции, обусловленной ростом издержек. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Предположим, что крупные профсоюзы требуют и добиваются большого повышения зарплаты, тогда этим повышением они остановят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок . При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен. Этот тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы.

     Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения. Она является следствием увеличения издержек производства, а следовательно и цен, которое связано с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию.

     В реальном мире ситуация гораздо сложнее, чем простое разделение инфляции на два типа - инфляцию, вызванною увеличением спроса и инфляцию, обусловленную ростом издержек. На практике трудно различить эти два типа.

     Большинство экономистов считают, что инфляция, обусловленная ростом издержек, и инфляция спроса отличаются друг от друга еще в одном важном отношении. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы. Инфляция, обусловленная ростом издержек автоматически сама себя ограничивает, то есть либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается. Инфляция, обусловленная ростом издержек порождает спад, а спад в свою очередь сдерживает дополнительное увеличение издержек.

     Сам факт инфляции - снижение покупательной способности денежной единицы, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно приобрести за эту денежною единицу, - не обязательно приводит к снижению личного реального дохода или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность денежной единицы, однако ваш реальный доход или уровень жизни снизится только в том случае, если номинальный доход будет отставать от инфляции .

     Инфляция наказывает людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличивая их у других групп населения. Классическим примером являются пожилые супруги, живущие на частную пенсию или ренту, которые обеспечивают фиксированный ежемесячный размер номинального дохода.

     Инфляция также ухудшит положение землевладельцев, получающих фиксированною ренту, потому что с течением времени они станут получать денежные единицы, имеющие меньшую стоимость, в меньшей степени жертвами инфляции окажется некоторые белые воротнички, часть служащих государственного сектора, доходы которых определяются фиксированной тарифной сеткой, а также живущие на фиксированные доходы по социальному обеспечению и другие трансфертные доходы семьи.

     Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции. Номинальные доходы таких семей могут обогнать уровень цен или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся. Рабочие, занятые в развивающихся отраслях промышленности и представленные мощными профсоюзами, могут добиться, чтобы их номинальная зарплата шла в ногу с уровнем инфляции или опережала его.

     С другой стороны, от инфляции страдают и некоторые наемные рабочие, те, кто работает в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки сильных, боевых профсоюзов, могут оказаться в такой ситуации, когда рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов.

     Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей.

     Инфляция может также сглазить владельцев сбережений. С ростом цен реальная стоимость или покупательная способность сбережений, отложенных на черный день, уменьшается. Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных вкладов в банке страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной стоимостью, которых когда-то хватало, чтобы справится с тяжелыми непредвиденными обстоятельствами или обеспечить спокойный уход на пенсию.

 

1.5 Виды инфляции.

      Если мы будем рассматривать темпы роста цен, то можем выделить следующие виды инфляции:

1. Умеренная, цены растут на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах;

2. Галопирующая. Цены растут на 20-200% в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен;

3. Гиперинфляция, цены растут астрономически, расхождение цен и зарплаты, разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев общества.

 

1.6 Гиперинфляция.

      Некоторые экономисты боятся, что умеренная ползучая инфляция, которая может сначала сопутствовать оживлению экономики, потом нарастая как снежный ком, превратиться в более жесткою гиперинфляцию. Этот темп роста инфляции оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства и занятость, Дело в том, что когда цены медленно, но постоянно растут, население и предприятия готовятся к их дальнейшему повышению. Поэтому, чтобы их неиспользованные сбережения и текущие доходы не обесценились, то есть чтобы опередить предполагаемое повышение цен, люди вынуждены тратить деньги сейчас. Предприятия поступают так же, покупая инвестиционные товары. Поступки, диктуемые инфляционным психозом, усиливают давление на цены, и инфляция начинает кормить сама себя. Более того, поскольку стоимость жизни увеличивается, рабочие требуют и получают более высокую номинальную заработную плату. А профсоюзы стремятся к такому повышению заработной платы, которой хватило бы не только на то, чтобы покрыть прошлогоднее повышение цен, но и компенсировать инфляцию, которая ожидается в тот период, когда новый коллективный договор будет еще в силе. Зарплата и повышение цен подкармливают друг друга, и это помогает ползучей инфляции перейти к галопирующей.

     Кроме разрушительных последствий для перераспределения, гиперинфляция может ускорить экономический крах. Жестокая инфляция способствует тому, что усилия направляются не на производственную, а на спекулятивную деятельность. Предприятиям становится все более и более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в предвидении будущего повышения цен. Но несоответствие количества сырья и готовой продукции спросу на них ведет к усилению инфляционного давления, Вместо того, чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители и отдельные лица защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные материальные ценности - ювелирные изделия, золото и другие драгоценные металлы, недвижимость и т.д.

     В чрезвычайной ситуации, когда цены подскакивают резко и неравномерно, нормальные экономические отношения разрушаются. Владельцы предприятий не знают, какую цену на товары надо назначить. А потребители не знают, какую цену платить. Поставщики сырья хотят получить реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги. Кредиторы стараются избегать своих должников, чтобы не получать возвращенный долг в дешевых деньгах, деньги фактически теряют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обмена. Производство и обмен со скрипом двигаются к остановке и в конечном итоге может наступить экономический, социальный и, очень возможно, политический хаос. Гиперинфляция ускорят финансовый крах, депрессию и общественно-политические беспорядки. Она обычно связана с неразумной политикой правительства.

 

1.6.1. Гиперинфляция в России.

      Некоторые говорят, что никакой гиперинфляции у нас нет, что нужно поддерживать производство и людей, мол, нас пугают инфляцией, чтобы не давать денег на социальные программы и оказание помощи производителям. Другие считают, что и с гиперинфляцией жить тоже можно.

     Между тем, гиперинфляция означает, что у нас нет надежды на подъем производства. Поэтому теряет всякий смысл формула: либо поддержка производства и жизненного уровня, либо подавление инфляции. При гиперинфляции падение производства обеспечено так же, как и при остром недостатке денег .

     Причин тому много. Прежде всего нет надежного рубля. Люди теряют стимул к производству, больше склоняются к мелкой спекуляции, проворачивают операции в короткие сроки, чтобы получить побольше денег и снова включить их немедленно в оборот.

     Потеря покупательной силы рубля в нашем положении означает натурализацию хозяйственных отношений, возвращение к бартеру.

     В таких условиях не только не наступит подъем производства, а продолжится его спад. Гиперинфляция опасна тем, что вызывает не краткосрочною, а длительною депрессию.

     Инвестиционный голод длится в стране уже пятый год, пожалуй с 1988 года началась открытая нехватка вложений, инвестиций выделяется меньше, чем необходимо даже для простого воспроизводства, и они используются все хуже. Как ни странно, недоинвестирование началось у нас еще в середине семидесятых годов. Хотя номинальный объем вложений рос, эффективность падала, и реальный прирост капитала снижался.

     Между инфляцией и гиперинфляцией есть некая техническая граница. Говорят, что это 50 процентов в месяц, механизм экономической жизни таков, что инфляция имеет тенденцию распространяться от центра по всей стране, как волны от брошенного в тихий пруд камня. При этом одно из свойств инфляционного процесса - тяжело проходятся первые его 25 процентов, путь к ним кажется длинным. Набрать вторые 25 процентов куда как легче, оставшиеся полпути становятся короче. Достаточно каких-либо психологических факторов, изменения настроения покупателей, производителей, финансистов и т.д., которое носится в воздухе, чтобы ускорить инфляционное движение.

     На вспышку инфляции, рост потребительских цен большое влияние оказали чисто психологические факторы. Они являлись следствием политических событий в стране. Достаточно было пройти седьмому Съезду, отправить в отставку Е . Гайдара , назначить В . Черномырдина премьер-министром (когда не было известно, какую линию он станет проводить, но все знали, что он производственник и захочет, наверное, спасать производство), чтобы у людей создалось определенное впечатление.

     Так что с полным основанием можно сказать, что гиперинфляция - это явление прежде всего поведенческое, можно не достигнуть критических 50 процентов, остановиться на 30, а гиперинфляция уже налицо. Можно дойти и до 60 процентов, а состояние нельзя назвать гиперинфляцией. Собственно, гиперинфляция наступает на самом деле, когда наблюдается характерное для нее поведение. Основной сигнал - бегство от рубля . Если даже бешенные цены перестают отпугивать покупателя, то гиперинфляция началась.

 

1.7 Соотношение роста цен по различным товарным группам.

      Существует соотношение роста цен по различным товарным группам:

      1 . Сбалансированная инфляция . цены различных товарных групп относительно друг друга не изменены;

      2 . Несбалансированная инфляция . Соотношение цен товарных групп изменяется в разных процентах.

     Также инфляцию можно подразделить на ожидаемую и неожиданною.

     Инфляций и экономических кризисов не избежала ни одна страна. Даже самые тяжелые кризисы заканчивались, как правило, обновлением экономики и ее подъемом. Поэтому большинство исследователей рассматривают кризисы как переломный момент в научно-техническом, социальном, политическом и экономическом развитии. Исторические ситуации не повторяются однозначно, и поэтому даже собственный опыт нуждается в переосмыслении в сегодняшних условиях. Средства, которые помогли другим странам выйти из кризиса и преодолеть инфляцию, видимо, должны по-иному использоваться применительно к конкретной ситуации.

     Прежде всего, надо по возможности наиболее точно поставить диагноз, какого вида инфляцию и кризис мы переживаем. Тогда можно будет оценить альтернативы выхода из сложившейся ситуации.

 

2. Кризисы докапиталистической эпохи.

      В государствах докапиталистической эпохи основными причинами кризисов, характеризуемых инфляцией, были:

а) растрата казны в связи с войнами, содержанием войск, расходами правящих лиц и государственного аппарата;

б) неурожаи в течение нескольких лет подряд.

     Подобного рода кризисы, обусловленные чрезвычайным дефицитом государственного бюджета и переключением народного хозяйства на удовлетворение военных нужд, потрясли многие страны, участвовавшие в первой и второй мировых войнах.

     С формированием рынков товаров, капитала, труда научно-техническое и социально-экономическое развитие стало периодически прерываться кризисами, вызываемыми нарушением воспроизводственных и межотраслевых пропорций. В данном случае инфляция бывает обусловлена отставанием темпов роста потребительской сферы от инвестиционной и более частными диспропорциями, влияющими на товарно-денежную) сбалансированность.

     Нашей экономике товарно-денежная несбалансированность и диспропорции в развитии отраслей были присущи всегда.

     Военные кризисы характеризуются открытым и сильным нарушением пропорций в пользу военных поставок и явным источником инфляции в форме правительственной эмиссии для покрытия военных расходов.

 

3.  Êðèâàÿ Ôèëëèïñà.

Инфляция оказывает сильное воздействие на занятость. Эмпирические исследования показали, что между уровнем занятости и инфляцией существуете определенная взаимосвязь. Инфляция держится на низком уровне при высокой безработице, и наоборот. В 1958 году английский экономист А. Филлипе предложил графическую модель инфляции спроса, выражающую связь между уровнем безработицы и темпами роста средней заработной платы. Используя в своей работе данные английской статистики за 1850-1860 гг. он построил кривую, наглядно показывающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. Позднее из этой зависимости американскими экономистами П. Самуэльсоном и Р. Солоу был сделан вывод, что кривая Филлипса описывает выбор между инфляцией и безработицей, когда уменьшить одну можно лишь увеличив другую. Причиной такой зависимости заключается в том, что при высокой безработице заработная плата держится на низком уровне, что вызывает замедление роста цен. По кривой А. Филлипе установил, что увеличение безработицы в Англии сверх 2.5-3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Таким образом, правительство может использовать увеличение инфляции для борьбы с безработицей. Позднее этот вывод теоретически аргументировал экономист Р. Липой.

Также Р. Солоу и П. Самуэльсоном была создана модификация кривой Филлипса для разработок экономической политики. Они заменили в этой кривой ставки заработной платы на темп роста товарных цен, или инфляцию. При помощи этой кривой стало возможным рассчитывать равновесие между достаточно высокими уровнями занятости и производства и определенной стабильностью цен.

Если правительство рассматривает уровень безработицы UI (ему соответствует темп роста цен Р1) в стране как наилучший (естественный), то собственно инфляцию характеризует отрезок кривой Филлипса, расположенный левее точки А (см. рис. 1).

Ðèñ. 1

P

P2


P3


P1

         U2     U3     U1         U

Он демонстрирует  инфляционные последствия попытки государства установить неестественно  низкую безработицу. Они заключаются в проведении бюджетных и денежно-кредитных мероприятиях, стимулирующих спрос .. Так, увеличивая поток инвестиций, государство может побудить предприятия к расширению производства и сбыта, а значит, увеличению рабочих мест. Норма безработицы снижается до уровня U 2, но одновременно темпы инфляции возрастают до Р2. Такие манипуляции могут вызвать "перегрев" экономики и как следствие кризисные явления. Такая ситуация вынуждает правительство ввести кредитные ограничения, сократить расходы из государственного бюджета и т.д. В результате этих возвратных действий правительства уровень цен снизится до уровня РЗ а безработица возрастет и ее норма составит U 3.

Неоднократная практика экономического регулирования показала, что этот метод может быть применен только на короткие периоды , поскольку в долгосрочном плане (5-10 лет) несмотря на высокий уровень безработицы инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым рядом обстоятельств. Среди этих обстоятельств необходимо выделить политику стимулирования совокупного спроса. Стремление правительства ценой инфляции "купить" более низкий уровень безработицы успешны только тогда, когда у хозяйствующих агентов удается создать так называемые "ложные ожидания": а попросту - обмануть. Пока потенциальные работники не поймут, что условия, на которые они согласились, на самом деле не лучше тех, которые они раньше отвергали, занятость будет расти. Но она тут же упадет до первоначального уровня, как только занятые обнаружат, что возросшая привлекательность рабочих мест - иллюзия, порожденная инфляцией. Таким образом долговременного сокращения безработицы не произойдет, а инфляция останется. Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в бое гг. американский экономист М. Фридман, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем "накачивания" совокупного спроса инфляционными мероприятиями. Ведь в момент, когда население преодолевает свои ложные ожидания, трезво оценивает, что повышение номинальных ставок не адекватно повышению покупательной способности их заработной платы, инфляция станет сопровождаться не ростом предложения труда, а наоборот - его сокращением - т.е. растущей безработицей.

Именно М. Фридману принадлежит идея построения "вертикальной кривой Филлипса". В случае, если государство пытается поддержать уровень безработицы на высоком уровне, повышаются инфляционные ожидания и требования к зарплате - кривая Филлипса сдвигается вверх. Вновь возрастает инфляция, снова усиливаются инфляционные ожидания рабочих и повышаются их требования к зарплате. Кривая Филлипса продолжает перемещаться вверх.   Теперь при всяком уровне безработицы кривая Филлипса будет выше и выше, что графически отображается "вертикальной кривой Филлипса" (см. рис. 2).

Рис. 2

 


P


                                                         D

            С                     С


                В

                           A

             

                                                    U

Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с безработицей лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Кривая не работает при неожиданных потрясениях- темп инфляции возрастает так же неожиданно и может сопровождаться ростом безработицы. Иными словами, соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных периодов времени.

Итак, взаимосвязь между безработицей и инфляцией, которую иллюстрирует кривая Филлипса, оказалась крайне нестабильной, так, в 60-е и 70-е годы во многих странах мира одновременно росли как безработица, так и инфляция. В указанные промежутки времени экономика индустриальных стран столкнулась с явлением стагфляции, т.е. в ней одновременно присутствовали и большая безработица(стагнация), и высокая инфляция. Переливание безработицы в инфляцию опасно для экономики из-за непредсказуемых последствий. Вследствие этой негативной черты - "компромисса между инфляцией и безработицей", - правительства большинства западных стран, перешли к теории естественного уровня безработицы, которая используется по сей день.

Суть теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. "Естественный уровень безработицы - это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике"[1]. Идея того, что при полной занятости должна быть некоторая безработица, кажется странной до тех пор, пока мы не вспоминаем, что экономика постоянно изменяется, создаются новые рабочие места, а старые ликвидируются, люди пополняют рынок труда и покидают его. Естественный уровень безработицы должен определяться структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в различных отраслях. Необходимо заметить, что и эта политика, т.е. обеспечение естественного уровня безработицы и снижение уровня инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает своих целей. При всех положительных факторах этого метода у него существует довольно-таки важный недостаток : при достижении естественного уровня безработицы инфляция продолжает некоторое время как-бы по инерции усиливаться - ее темпы не могут быстро сократиться. Также необходимо заметить, что естественный уровень безработицы не всегда является социально приемлемым, и, как показывает опыт западных стран, постоянно повышается.

 

4 . Инфляция - худший из налогов.

 

      Инфляция - это своеобразный налог, которым государство путем выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег облагает денежные средства в национальной валюте юридических и физических лиц, в экономической литературе используется даже такой термин "инфляционный налог". Это худший из всех видов налогов, так как в результате его применения страдают прежде всего физические лица с фиксированными или небольшими доходами (пенсионеры, инвалиды, государственные служащие, практически все лица наемного труда)

     К этому налогу прибегают как к последнему средству покрытия бюджетного дефицита, когда другие источники пополнения казны (прямые и косвенные налоги, займы на внутреннем и внешнем рынках, продажа госсобственности и т.д.) не позволяют покрыть стремительно растущие государственные расходы. Превышение расходов над доходами, появление дыры в государственном бюджете, масштабная эмиссия пустых денег, переполнение каналов денежного обращения и бурный рост цен - все это ярко наблюдается в периоды войн, революций, других социально-экономических и политических катаклизмов.

     Следует отметить, что инфляционные процессы в нашей стране вызываются не не только экономическим спадом и бюджетным дефицитом. На протяжении десятилетий закладывались народнохозяйственные диспропорции (между отраслями промышленности, производящими средства производства и предметы потребления, между добывающими и перерабатывающими отраслями экономики, между промышленным и сельскохозяйственным производством и т.д.) Сюда же можно отнести и чрезвычайную милитаризацию экономики. В результате в экономическом организме давно нарушился обмен веществ .

     Некоторое время денежная масса в нашей стране искусственно ограничивалась. Лишние деньги изымались из обращения в основном с помощью импорта и алкоголя. Потом ситуация резко изменилась. В результате падения добычи нефти резко сократились валютные поступления и, соответственна, импорт. Уменьшились доходы госбюджета от продажи алкогольных напитков (кампания борьбы за всеобщую трезвость). Одновременно были развернуты широкие социальные программы, не подкрепленные реальными материальными ресурсами, в связи с созданием коммерческих структур (прежде всего банков) стало невозможным местное разграничение денежного оборота на наличный и безналичный. В результате наложения всех этих факторов вкупе с сохранившимся директивным управлением денежной массой мы на рубеже 1989-1990 г.г. вплотную подошли к гиперинфляции.

     Правительство не смогло сдержать опасные инфляционные явления. Они стали нарастать как снежный ком, питаемые спадом производства, все возрастающей бюджетной эмиссией, безудержной кредитной экспансией коммерческих банков (т.н. кредитная инфляция), развалом единой денежной и банковской системы страны, в итоге мы получили то, что и должны были получить - гиперинфляцию на фоне резкого спада производства.

     Превращение в прах сбережений населения, оборотных средств предприятий, обесценивание банковских капиталов и активов на фоне отрицательных процентных ставок, продолжающееся падение валютного курса рубля, отсутствие инвестиций и инвестиционной политики у предприятий, банков, да и у государства, бесперспективность рынка ценных бумаг вследствие неизбежной потери части вложенной в акции и облигации стоимости, вытеснение из платежного оборота рубля долларом, угроза перехода от товарно-денежных отношений к натуральному обмену - вот те прелести, которые несет гиперинфляция.

5.Методы борьбы с инфляцией.

     Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить  антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

 

5.1 косвенные методы.

1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком ;

2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими         центральным банком;

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг .

 

5.2 Прямые методы.

      Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2. Государственное регулирование цен;

3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

6.Первоочередные антиинфляционные методы.

      Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, К первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение        страны   в   достатке   продовольствием.   Это   первейшее    условие  любых          реформаторских    усилий.    Для    налаживания продовольственного дела  в   стране следует    оказать   государственную  финансовую   помощь  сельскохозяйственным предприятиям всех     видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов .

      а) установление   порядка   выдачи   кредитов   сельскозяйственным  предприятиям  под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

      б) установление государственных закупочных цен,   а   также цен   на   потребляемые   в сельскохозяйственном     производстве      ресурсы     на     уровне,     обеспечивающем рентабельную   работу   товаропроизводителей   и   создания    системы    контрактной торговли промышленными  товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2.  Воссоздание   разрушенного   инвестиционного   поля   народного       хозяйства,    без      чего функционирование   экономики становится невозможным.   В   этих целях надо прежде всего восстановить  на   банковских   счетах предприятий путем индексирования   утраченные из-за резкого   роста   цен   и   обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3.  Налаживание    снабженческо-сбытовых  связей  между  предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через система   крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут   функционировать   в   рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе .

4.  Взамен налога   на   добавленную   стоимость,   стимулирующего   в    современных   условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых        инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль,    дифференцировав       его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства,   что  будет         нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5.  На время кризиса           необходимо   централизовать банковскую систему России, имея   в   виду обязательное          исполнение    коммерческими   и   инвестиционными   банками директив центрального   банка   по      приоритетности   и  льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения          нормативных сроков документооборота.

6.  Для стабилизации          потребительского рынка целесообразно:

     а). создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг,        ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый     кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа) , а также ввести        обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск      разорения особенно значителен;

     б). создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

7.   В течение кризисного периода следует также проводить рациональною государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

 

7. Рост и падение Российской Инфляции

 

7.1 Специфические источники инфляции в Российской экономике

 

7.1.1 Проблема ценовых индикаторов

Прежде чем перейти к анализу, следует уточнить, какие индикато­ры целесообразно использовать для измерения динамики цен и стоимо­стных соотношений. Это вовсе не второстепенный вопрос, поскольку существующий набор показателей со­держит множество внутренних про­тиворечий и поэтому позволяет прийти к совершенно разным выво­дам в зависимости от того, на какие из этих показателей опираться.

Госкомстат ежемесячно публикует отраслевые индексы оптовых цен производителей. Однако сопоставле­ние их с другими индикаторами це­новой динамики ясно показывает, что индексы оптовых цен система­тически завышаются. Накапливаясь, отклонения делают невозможным ис­пользование данного показателя для изучения долгосрочных изменений цен. Так, уровень оптовых цен (без учета НДС) на всю промышленную продукцию в среднем за 1995 год пре­вышает их уровень 1990 года в 7564 раза, тогда как соответствующий рост потребительских цен (которые включают и НДС) составил лишь 3483. Если предположить, что уровень оптовых цен все же измерен вер­но, то мы должны были бы заклю­чить, что производство сократилось на 80 процентов (объем выпуска в текущих ценах увеличился в 1561 раз). Рост обменного курса за это время составил 7836 раз, т.е. почти столько же, сколько и рост оптовых цен. Практически всеми признает­ся, что в 1990 году официальный курс доллара (IS = 0,6 рубля) был занижен. Значит, следовало бы так­же признать, что доллар по-преж­нему недооценен на внутреннем оп­товом рынке. Это выглядит неправ­доподобным.

В качестве альтернативного пока­зателя ценовой динамики мы счита­ем целесообразным использовать «дефляторы», определяемые как со­отношения между ростом объема продукции в текущих ценах и в со­поставимых. Их уровни не содержат явных противоречий другим показа­телям. Соответствующие оценки вместе с индексами потребительских цен приведены в таб.1.

 

Таблица 1. Индекс-дефляторы по отношению к 1990 году

1991 1992 1993 1994 1995
Ïðîìûøëåííîñòü 2.3 41 334 1248 3584
Ñåëüñêîå õîçÿéñòâî 1.7 19 171 686 2600
Èíäåêñ  ïîòðåáèòåëüñêèõ  öåí 2.0 30 296 1192 3483

Что касается индексов оптовых цен, то они, на наш взгляд, могут использоваться для приблизительной оценки краткосрочной динамики цен произ­водителей и для анализа межотрас­левых соотношений цен.

7.1.2 Механизмы инфляции

 

Признавая действие в России ряда традиционных механизмов инфляции, мы бы хотели сосредоточиться на рас­смотрении ее специфических источ­ников. Начнем с краткого перечис­ления особых условий, в которых бы­ли начаты реформы.

В централизованной экономике с конца 80-х годов значительно усили­лось развитие «подавленной» инфля­ции. Толчок этому дало частичное ос­лабление регламентации формирова­ния и использования предприятиями своей прибыли. В результате их до­ходы стали расти за счет сокращения доходов бюджета. Особенно большое перераспределение произошло в 1991 году в результате борьбы за контроль над экономикой между российскими и союзными органами власти. Вер­ховный совет и правительство России предоставляли тогда широкие налоговые льготы предприятиям, переходив­шим под их юрисдикцию, в результа­те чего резко увеличился дефицит со­юзного бюджета.

Усиливалась несбалансированность потребительского рынка. Соотноше­ние между расходами населения (без учета сбережений) и его текущими до­ходами упала с 87,4 в 1990 году до 79,2 процента в 1991 году. Первоначаль­ный толчок инфляции был дан еди­новременной либерализацией цен с начала 1992 года, когда не имеющие рыночного опыта предприятия в пер­вый же месяц повысили цены в сред­нем в 5 раз. Поскольку рост заработ­ной платы при этом почти вдвое от­ставал от роста потребительских цен, а общая денежная масса повышалась еще медленнее, резкое падение спроса стало одной из главных причин сокра­щения производства.

Незадолго до начала экономических реформ началось снижение объемов добычи в нефтегазовом секторе, ко­торый в значительной степени ком­пенсировал неэффективность других секторов. Если в 1985 году добыча не­фти составляла 542 миллиона тонн, то в 1991 году она упала на 15 процен­тов (до 462 миллионов тонн). В кон­це 1991 года произошел распад СССР, сопровождавшийся нарушением мно­гих производственных связей. В те­чение нескольких последующих лет заключались межправительственные соглашения о взаимных поставках важ­нейших видов продукции, однако они охватывали лишь небольшую часть ко­операции, развивавшейся в Советс­ком Союзе безотносительно к республиканскому делению. Незадолго до того прекратил свою деятельность Со­вет экономической взаимопомощи, в рамках которого прежде происходила значительная интеграция рынков со­циалистических стран. Перечислен­ные обстоятельства внесли дополни­тельный вклад в сокращение произ­водства. Последовавший спад в свою очередь стал одним из генераторов ин­фляции .

Важнейшее значение для формиро­вания последующих инфляционных процессов имел характер российской экономики, сложившийся к началу реформ. Одну из главных ее особен­ностей можно назвать «нерыночной» структурой производства. Под этим мы понимаем диспропорциональ­ность, удаленность стартового распре­деления ресурсов от конкурентного равновесия. В рыночной экономике постоянно идут процессы ликвидации нерентабельных фирм и возникнове­ние новых, распространение техни­ческих нововведении на всю отрасль и т.д. За счет этого разброс в нормах рентабельности предприятий одной отрасли остается ограниченным. Ис­ключение составляют добывающие от­расли и сельское хозяйство, где раз­личия в рентабельности определяют­ся природными условиями и рассмат­риваются экономистами как диффе­ренциальная рента.

В административной системе ко­лоссальная дифференциация характе­ризовала и предприятия обрабатыва­ющей промышленности. Так, рента­бельность предприятий электротехни­ческой промышленности СССР в се­редине 80-х годов охватывала диапа­зон от 50 до 230 процентов. Подоб­ное положение достигалось за счет централизованного перераспределения финансовых ресурсов. Не меньшее значение имело и распределение ма­териальных ресурсов в соответствии с «приоритетностью» секторов экономи­ки. В результате современное обору­дование, наиболее качественный ме­талл и лучшие кадры руководителей направлялись в военно-промышлен­ный комплекс и тяжелую промышлен­ность в ущерб легкой, пищевой, сель­скому хозяйству. В плановом хозяй­стве сосуществование предприятий и секторов с резко различающейся эф­фективностью обеспечивалось широ­кой системой «нерыночных» механиз­мов, включавшей цены, не учитыва­ющие спрос и предложение, различ­ные виды дотаций, поддержку «пла­ново-убыточных» предприятий и т.д. В условиях перехода к рыночной эко­номике, предполагающей выравнивание цен, межотраслевая и внутриот­раслевая дифференциация эффектив­ности производства оказывается мощ­ным фактором, вынуждающим убы­точные и низкоэффективные предпри­ятия сохранять высокие темпы роста цен на свою продукцию (отраслевые цены формируются на уровне предель­ных издержек).

Другой важный источник инфляции мы видим в исходных диспропорциях внутренних и мировых цен. Сложив­шиеся в рамках административной си­стемы цены имели существенные пе­рекосы: энергия и сырье были срав­нительно дешевыми, а продукция об­рабатывающей промышленности и сельского хозяйства - дорогими. В первую очередь это было обусловлено низкой общей эффективностью нашей обрабатывающей промышленности при измерении затрат и выпуска в ми­ровых ценах. К этому добавлялась описанная выше целенаправленная политика «дискриминации» неприоритетных отраслей, усугублявшая от­ставание потребительского сектора.

Относящиеся к 1987 году оценки Госкомстата РФ соотношений внут­ренних и внешнеторговых цен дают в целом сходную картину при сравне­нии и по кругу экспортируемых, и по кругу импортируемых товаров (см. Рис.1). При этом важны не абсолют­ные значения (обменный курс рубля весьма заметно отличался от его по­купательной способности), а их раз­личия по секторам.

Такая ситуация могла существовать прежде всего благодаря тому, что вне­шняя торговля была жестко центра­лизована. Причем решения в очень небольшой степени учитывали эконо­мическую эффективность, измеренную в действующих ценах: в расчетах с производителями применялся спектр специальных обменных курсов, диф­ференцированных по отраслям и по группам продукции. В итоге Советс­кий Союз имел сравнительно низкую интегрированность в мировую эконо­мику. Экспорт и импорт охватывали довольно узкий и неизменный круг продукции (поставки преимуществен­но нефти, газа, леса, военной тех­ники и закупки зерна, оборудования, товаров легкой промышленности).

"Открытие" экономики в ходе эко­номических реформ, введение частич­ной конвертируемости рубля неизбеж­но должны были привести (и приве­ли) к сближению первоначально очень далеких друг от друга систем цен, что также стало одним из главных источ­ников инфляции. Переход к рыноч­ному определению обменного курса

привел к его неадекватному скачку в начале 1992 года и сделал все внут­ренние цены в долларовом выражении на порядок меньшими мирового уров­ня. Так, средняя цена нефти на рос­сийском рынке составила в 1992 году лишь 11 долларов за тонну, газа - 3 доллара за тысячу кубометров. Вслед­ствие этого вся экономика испытыва­ла инфляционное давление со сторо­ны цен экспортируемых товаров.

Как уже отмечалось, важную роль в поддержании инфляции сыграл так­же происшедший за годы реформ глу­бокий спад производства. В первом квартале 1996 года объем промышлен­ного производства составил 49 про­центов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спа­да объясняется такими упоминавши­мися "внешними" причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая - тесно связана с проводимыми ре­формами и стабилизационной поли­тикой. Значительная часть спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым "от­крытием" экономики, в результате че­го многие предприятия легкой и пи­щевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потес­нены на отечественном рынке.

Взаимосвязь спада и инфляции раз­вивается по нескольким спиралям. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно растут из­держки на единицу продукции, по­скольку существенную их долю состав­ляют "фиксированные затраты". В ча­стности, спад не сопровождался

адекватным сокращением численнос­ти занятых. Таким образом, умень­шение объемов производства создает затратное давление на цены. Вторую "спираль" взаимного усиления состав­ляют объем производства и расходы госбюджета. В рамках стабилизационных программ правительство вы­нуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конеч­ный спрос. Это влечет за собой до­полнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.

Борьба с инфляцией путем сжатия денежной массы (по отношению к производимому продукту) ведет к не­хватке денежных, а следовательно, и материальных оборотных средств, что, как правило, приводит к сокра­щению производства. Анализ данных за 1992-1995 годы свидетельствует, что уменьшение реальной величины денежной массы на 10 процентов свя­зано с дополнительным снижением промышленного производства на 1 процент.

При этом дефицит кредитно-денежных средств в сфере материаль­ного производства имеет две состав­ляющие. Одна обусловлена измене­нием суммарного предложения денег, т.е. может рассматриваться как побоч­ный результат проведения жесткой мо­нетарной политики; Другой аспект той же проблемы - перетекание средств из сферы материального про­изводства в финансово-посредничес­кий сектор (в первую очередь в бан­ковскую систему). Причиной служит

одна из наиболее разрушительных дис­пропорций в структуре российской экономики после начала реформ: раз­рыв в эффективности капитала в ма­териальном производстве и в сфере финансовых и посреднических услуг. Согласно данным о прибыли и капи­тале 100 крупнейших банков отноше­ние их суммарной прибыли за 1994 год к суммарному капиталу на середину года составляет 71 процент. В то же время средняя рентабельность к про­изводственным фондам (переоценен­ным с учетом индекса оптовых цен) в промышленности равнялась пример­но 15 процентам.

Традиционное представление об оп­тимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свобод­ном перетоке ресурсов из депрессив­ных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в Рос­сии была всегда резко ограничена из- за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О пере- токах капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производ­ственных капитальных вложений сни­зился в 4 раза по сравнению с пред- реформенными годами. Неопределен­ность, непредсказуемость даже близ­кого будущего (в частности, из-за вы­сокой инфляции), неурегулирован­ность прав собственности и т.д. яви­лись тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а следова­тельно, и для перестройки производ­ственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения раз­решался только одним способом: сни­жением предложения.

Двустороннюю связь между темпа­ми инфляции и объемом производства иллюстрирует динамика этих показа­телей в 1995 и начале 1996 годов. Ос­лабление инфляции совпало по вре­мени с периодом ослабления про­мышленного спада - можно предпо­ложить, что здесь имеется и некото­рая причинная связь. Вместе с тем ужесточение монетарной политики в 1995 году привело в октябре-ноябре к локальному конъюнктурному спаду. Рассмотрим сформировавшиеся в ре­зультате действия описанных факторов отраслевые пропорции

(Рис.2, 3).

Приведенные данные свидетель­ствуют, что соотношения цен суще­ственно приблизились к соотношени­ям цен на мировых рынках. Обраща­ет на себя внимание тот факт, что близкую зависимость имеют и индек­сы спада. Очевидно, эти показатели  менялись в тесной зависимости. Пе­рераспределение добавленной стоимо­сти, происходившее в рамках инфля­ции, определялось преимущественно "силой" сторон в переговорах о ценах поставок. Здесь играли роль следую­щие факторы.

- Соотношение между внутрен­ней и мировой ценой. Сырьевые от­расли, имеющие благоприятные со­отношения этих цен, получили воз­можность экспортировать свою про­дукцию по ценам, значительно пре­вышающим внутренние. Это не толь­ко усилило их переговорные позиции, но и привело к тому, что до недавне­го времени они нередко вообще не бы­ли заинтересованы в сохранении по­купателя на внутреннем рынке (какая бы цена ни была согласована, экспор­тные поставки все равно были выгод­нее). Если сырьевые отрасли имели возможность вывозить свою продук­цию, то производители потребитель­ских товаров, наоборот, были вынуж­дены бороться (и не слишком успеш­но) с конкуренцией иностранных фирм на внутреннем рынке.

- Монопольная структура россий­ской экономики. Средний размер про­мышленного предприятия в нашей стра­не в 10 раз выше, чем в США. Если гам средняя численность работающих на одном предприятии составляет 80 чело­век, то в России - 800. Согласно оп­росу предприятий[AK1] [2], проведенному в 1992 шву, 2/3 из них полагали, что могут най­ти альтернативные источники максимум для 10 процентов получаемых ими по­ставок. При этом большинство руково­дителей считали свое влияние на цены поставщиков слабым (лишь 4 процента назвали его значительным и еще 13 про­центов - умеренным). Заметим, что степень монополизации, грубо характе­ризуемая размерами предприятий, за­метно различалась по отраслям: она бы­ла максимальной в отраслях тяжелой промышленности (где среднеотраслевая численность превышала 1,6 тысячи че­ловек) и минимальной в отраслях потребительского сектора и сельском хо­зяйстве (0,6 тысячи человек и менее). Анализ средних размеров предприятий по отраслям делают вполне обоснован­ной гипотезу, что крупные размеры предприятий в отрасли - фактор, спо­собствующий поддержанию высокого уровня относительных цен.

Отметим, что в индустриально раз­витых странах важнейшее нормализу­ющее влияние на стабилизацию цен

и формирование их структуры оказы­вают (особенно в последние десяти­летия) ассоциации предприятий и крупные корпорации, связанные меж­ду собой долгосрочными соглашени­ями. Функции такой организацион­ной системы во многом сходны с ро­лью, выполнявшейся в СССР аппа­ратом министерств и ведомств. В на­стоящее время процесс образования в России финансово-промышленных групп и крупных корпораций только начался. Отсутствие юридически оформленных межотраслевых корпо­раций - еще одна важная причина, затрудняющая формирование согласо­ванной рациональной системы цен.

Данные о межотраслевых ценовых пропорциях полностью объяснимы приведенными факторами. Несколь­ко выпадает на первый взгляд из об­щей тенденции лишь пищевая про-

мышленность. Однако ее сравнитель­но высокий уровень цен может быть объяснен тем, что предприятия этой отрасли являются, как правило, "ло­кальными монополистами", что по­зволяет им диктовать цены произво­дителям сельскохозяйственного сырья.

 

7.1.3 Оценка стабилизационной политики правительства

Чтобы оценить проводившуюся пра­вительством стабилизационную поли­тику, рассмотрим некоторые ее ре­зультаты. Как уже отмечалось, зна­чительно снизились в последние ме­сяцы темпы инфляции. Анализ ди­намики ценовых соотношений пока­зывает, что они в основном стабилизировались. За последний год основ­ное изменение пропорций было свя­зано с заметным относительным удо­рожанием энергоносителей. Причи­ной, по-видимому, послужили как отмена экспортных квот на нефть и нефтепродукты, так и увеличение включаемых в цену акцизов. Однако в настоящее время стоимость нефти и газа на внутреннем рынке (соответ­ственно 87 долларов за тонну и 66 дол­ларов за тысячу кубометров) вплот­ную приблизилась к ценам их экспор­та, таким образом потенциал их даль­нейшего роста в основном исчерпан. В 1995 году был достигнут сравнитель­но небольшой дефицит федерального бюджета (2,9 процента от ВВП).

Вместе с тем ряд обстоятельств не позволяет говорить о том, что задача стабилизации близка к решению. С са­мого начала реформ обнаружилось, что предприятия реагируют на моне­тарные ограничения не замедлением роста цен, а нарастанием неплатежей. Этому правительство так ничего и не противопоставило. Попеременно ос­лабевая или усиливаясь, такое поло­жение просуществовало до настояще­го момента. В рамках действующих цен взаимные задолженности дают возможность держаться на плаву эко­номически неэффективным предпри­ятиям за счет перераспределения в их пользу чистого дохода успешно фун­кционирующих участников рынка. Таким образом, они заменяют в ры­ночных условиях механизм, который обеспечивал сосуществование разно- эффективных предприятий в плановом хозяйстве, но делают это в более широких масштабах.

Если в 1991 году убыточные пред­приятия в промышленности составля­ли 3 процента, то в начале 1996 года их доля возросла до 28 процентов. С другой стороны, широкое распрост­ранение неплатежей сигнализирует, что значительная часть производите­лей сопротивляется изменениям цено­вых соотношений, превышающим их адаптационные возможности. До тех пор, пока не будет решена проблема неплатежей, нельзя говорить об устой­чивости системы цен.

При этом следует иметь в виду, что неплатежи отраслей, находящихся в неблагоприятном финансовом поло­жении, перераспределяются как на наиболее рентабельные сектора эко­номики (в первую очередь ТЭК), так и на государственный бюджет, во многом сводя на нет усилия по стаби­лизации. В самом деле, в 1993-1994 годах такой лидирующий сектор рос­сийской экономики, как ТЭК, компенсировал задолженность ему потре­бителей значительными налоговыми льготами. В частности, были осво­бождены от пошлин все экспортные поставки нефти и газа, совершаемые в пределах квот (что относилось к по­давляющему большинству экспорта), а дополнительный доход от экспорта был освобожден от налога на при­быль.  По оценкам МВФ[3], фактичес­кая налоговая нагрузка в нефтяной промышленности составляла в 1993- 1994 годах 40-43 процента от номи­нальной, а в газовой - лишь 30-31 процент. В 1995 году, когда перекла­дывать взаимные задолженности на го­сударство за счет получения льгот ста­ло сложнее, предприятия увеличили долю неплатежей непосредственно в бюджет. За период с 1 марта 1995 го­да по 1 марта 1996 года такая доля в приросте просроченной задолженно­сти составила 27 процентов по срав­нению с 21 за предшествующий пе­риод. Всего же в результате действия всех рассматривавшихся выше факто­ров поступление налогов в консолиди­рованный бюджет снизилось с 29,5 про­цента от ВВП в 1992 году до 17,5 про­цента в январе-феврале 1996 года.

Общие возможные подходы к про­ведению реформ можно было бы сформулировать в виде следующих двух позиций.

Позиция сторонников жесткой мо­нетарной политики. Усиление госу­дарственного регулирования экономи­ки, использование тех или иных ад­министративных ограничений либо не эффективно, либо грозит возвраще­нием государственной административ­ной системы. Главное препятствие на пути выхода из кризиса с последую­щим переходом к экономическому ро­сту - инфляция. Если денежная мас­са и спрос (особенно на промежуточ­ную продукцию) будут расти ограни­ченно, предприятия рано или поздно перестанут повышать цены. Правда, при этом производство сократится. Но сокращение произойдет за счет не­эффективных, убыточных произ­водств. Это неизбежно и в определен­ной степени желательно, поскольку высвободит ресурсы для развития эф­фективных, прибыльных предприя­тий, которые и станут базой последу­ющего подъема экономики.

Позиция оппонентов. При резких диспропорциях в технологическом раз­витии отраслей, в условиях нестабиль­ности и непредсказуемости, блокирующих инвестиции в производство, не­развитости систем экономической ин­формации и т.д. относительное сжа­тие денежной массы и образующийся в результате разрыв между плате­жеспособным спросом и инфляцион­ным нарастанием затрат ведет к паде­нию производства и огромным разры­вам в финансовом положении отрас­лей. Это недопустимо в социальном плане, подрывает возможности струк­турной перестройки экономики, ве­дет к сокращению налоговых поступ­лений в бюджет. 1

Альтернативная по отношению к проводимой правительством стратегиям может быть основана на "гетерогенной" политике, предусматривающей соче­тание монетарных рычагов и непос­редственного государственного регу­лирования. Последнее может быть на­правлено в первую очередь на исправ­ление и стабилизацию межотраслевых соотношений цен, стимулирование и гарантирование инвестиций в приори­тетные сектора производства, повы­шение предсказуемости экономичес­кой ситуации. Задача преодоления инфляции не рассматривается в этом случае как самоцель, а решается со­вместно со стабилизацией производ­ства.

Различие между указанными подхо­дами можно сравнить с выбором меж­ду хирургическим и терапевтическим лечением тяжелого больного - ответ зависит от того, выдержит ли "паци­ент" радикальное лечение и есть ли время для менее болезненной, но дли­тельной терапии. Практика покажет, на каком из этих путей удастся добить­ся устойчивой стабилизации, а затем и подъема российской экономики. В любом случае изучение этого процес­са обогатит представления о принци­пах и методах преодоления кризисов современных экономических систем.

      7.2 Инфляция - денежное явление

 

        B 1991-1995 годах Россия оказалась охваченной высокой инфляцией. Ежегод­ные темпы прироста цен в течение пяти лет подряд превышали 100 про­центов.

Социально-экономические послед­ствия инфляции очевидны. Обесце­ниваются результаты труда, уничто­жаются сбережения физических и юридических лиц. Высокая инфля­ция разрушает денежную систему, усиливает отток финансовых ресур­сов в торгово-посреднические операции, ускоряет бегство капита­ла, способствует вытеснению наци­ональной валюты во внутреннем обращении иностранной, подрывает возможности устойчивого финанси­рования государственного бюджета. Это эффективнейшее средство пере­распределения национального богат­ства от наиболее бедных слоев насе­ления к наиболее богатым усиливает социальную дифференциацию обще­ства. Подрывается социально-поли­тическая стабильность в стране, раз­виваются популистские, авторитар­ные, диктаторские тенденции. В течение последних лет высокая инф­ляция оставалась для России эконо­мической проблемой номер один.

Вслед за Милтоном Фридманом мы можем повторить: «Инфляция всегда и везде является денежным явлени­ем». Уровень цен в той или иной экономике предопределяется количе­ством и скоростью обращающихся в ней денег. Соответственно важней­шая причина ускорения инфляции состоит в более быстром росте номинальной денежной массы по срав­нению с реальным ростом производ­ства. Темпы инфляции, как прави­ло, прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного об­ращения и обратно пропорциональ­ны темпам прироста реального про­дукта. Зная эти переменные, мож­но не только объяснить движение инфляции в прошлом, но и спрогнозировать ее развитие на будущее. Обладая таким знанием, можно и управлять ею.

Некоторые «немонетарные» факто­ры инфляции при внимательном рас­смотрении оказываются самыми что ни на есть монетарными. Например, снижение реального продукта при стабильном уровне денежной массы, как правило, приводит к повыше­нию темпов инфляции, поскольку меньшему объему реального продукта противостоит прежнее количество денег. В то же время возрастание объемов производства при прежнем объеме денежной массы и при всех прочих равных условиях способству­ет дефляции - снижению уровня цен.

Как создается, ускоряется и укро­щается инфляция? Основным ее ис­точником выступает денежная масса в обращении, создаваемая Центра­льным банком. На первой стадии ЦБ увеличивает свои активы путем предоставления кредитов правитель­ству, коммерческим банкам, зару­бежным странам и отдельным пред­приятиям (если такое предусмотре­но национальным законодатель­ством), а также в результате увели­чения золото-валютных резервов. Рост активов Центрального банка одновременно приводит к соответ­ствующему возрастанию его пасcивов, то есть к созданию денежной базы. Последняя состоит из налич­ности в обращении, а также обяза­тельных и необязательных («излиш­них») резервов коммерческих банков в ЦБ.

Вторая стадия создания денег на­ступает тогда, когда коммерческие банки, опираясь на свои резервы в ЦБ (обязательные и добровольные), увеличивают кредитование клиентов. Остатки денег на счетах клиентов коммерческих банков в совокупнос­ти с наличными деньгами в обраще­нии составляют денежную массу. Отношение между денежной массой и денежной базой, показывающее, какое количество денег создается в результате «разрастания» денежной базы, называется денежным мульти­пликатором.

Таким образом, количество денег в обращении предопределяется кре­дитной эмиссией ЦБ. Увеличение его активов - по какому бы напра­влению оно ни происходило - не­избежно приводит к возрастанию денежной базы, что благодаря эф­фекту мультипликатора приводит к увеличению денежной массы, кото­рая и воздействует на повышение темпов инфляции. Центральный банк - это единственное учрежде­ние в стране, которому позволено «создавать деньги». Поэтому любое его увеличение активов носит инф­ляционный характер.

В отличие от этого кредиты ком­мерческих банков новых денег не создают, и потому их природа не инфляционна. Тем не менее увели­чение денежного мультипликатора в результате кредитной деятельности коммерческих банков способствует ускорению инфляции. Если же кре­дитная экспансия коммерческих банков при стабильном уровне денем- ной базы превосходит некий уровень приемлемых рисков, то ее следстви­ем может стать крах банков, прово­дящих наиболее рискованную поли­тику. В результате банковских банкротств клиенты теряют свои средства на банковских счетах, раз­меры денежной массы сокращаются, объем совокупного денежного спро­са уменьшается, цены падают. Си­стема возвращается в свое первона­чальное состояние.

 

7.3 КРЕДИТНАЯ ЭМИССИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА - ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ИНФЛЯЦИИ

По структуре активов Центрально­го банка можно судить о структуре источников инфляции, в нашем слу­чае - российской. Весь прирост ак­тивов за последние годы шел по пяти основным направлениям.

1. Прирост чистых международных резервов в виде драгоценных метал­лов и увеличения чистой валютной позиции ЦБ.

2. Прирост кредитов правительству (Минфину) в виде прямого креди­тования дефицита федерального бюд­жета, централизованных кредитов отдельным секторам экономики, а также в виде косвенного кредитова­ния дефицита путем приобретения государственных ценных бумаг.

3. Прирост кредитов коммерчес­ким банкам как в виде прямого кре­дитования путем предоставления централизованных кредитов, через «открытое окошко», кредитные аук­ционы, в виде овердрафта, при про­ведении операций типа «репа» - выкупа у банков государственных ценных бумаг.

4. Прирост кредитов «прочим за­емщикам» - незначительное креди­тование отдельных предприятий не­посредственно ЦБ, минуя коммер­ческие банки, что имело место в 1992-1993 годах.

5. Прирост кредитов, предостав­ленных государствам рублевой зоны.

Темпы прироста активов Централь­ного банка России были наиболее высокими в 1992 году. Высокое со­отношение приростов его активов к валовому внутреннему продукту - 41,1 процента - было обусловлено прежде всего масштабным кредитованием как государственного бюдже­та, так и коммерческих банков и го­сударств рублевой зоны.

В 1993 году российскому прави­тельству удалось существенно сокра­тить величину бюджетного дефици­та, что уменьшило потребность в кредитах ЦБ. Кроме того, к концу года было полностью прекращено кредитование государств рублевой зоны. В то же время существенно увеличился удельный вес кредитов коммерческим банкам. В целом прирост активов ЦБ снизился до 17,7 процента ВВП.

В 1994 году ЦБ прекратил выдачу кредитов коммерческим банкам по субсидированным ставкам. В то же время он был вынужден увеличить кредитование дефицита бюджета, существенно возросшего по сравне­нию с 1993 годом. На эти цели был направлен практически весь прирост кредитов Центробанка, составивший 12,6 процента ВВП.

Переход к не эмиссионному финан­сированию дефицита бюджета в 1995 году закрыл и этот источник кредит­ной эмиссии. Практически весь при­рост активов ЦБ в 1995 году, соста­вивший 3,9 процента ВВП, был обусловлен увеличением валютных резервов денежных властей.

В начале 1996 года основной при­рост активов ЦБ был направлен на косвенное кредитование государст­венного бюджета. Общий прирост активов Центробанка в первом квар­тале 1996 года составил 5,0 процен­та ВВП.

 

7.4 ДЕНЕЖНЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ИНФЛЯЦИЯ

Наращивание кредитной эмиссии Центрального банка приводит к воз­растанию объемов денежной базы и денежной массы. Наиболее высокие темпы прироста денежной массы (аг­регат М2) наблюдались в 1992 году - в среднем 19,9 процента в месяц. Затем в результате перехода к уме­ренно ограничительной, ограничи­тельной, а затем и достаточно сдер­жанной денежно-кредитной полити­ке ее темпы последовательно снижа­лись - до 13 процентов в 1993-м, 9,5 - в 1994-м, 4,7 - в 1995-м и 3- в первом квартале 1996 года.

Другим важнейшим фактором, постоянно влиявшим на темпы инфляции, выступала скорость денеж­ного обращения. За последние годы динамика этого показателя несколь­ко раз менялась, что свидетельство­вало о серьезных изменениях в рос­сийском денежном механизме.

В первой половине 1992 года его значение росло, в августе - ноябре того же года - падало. С декабря 1992 года по апрель 1994 года скорость об­ращения денег в российской эконо­мике вновь стабильно возрастала, увеличившись за полтора года почти вдвое - с 5,4 до 10,6 раза. После короткого периода уменьшения до 8,8 раза в мае-августе 1994 года в течение следующего года она устой­чиво росла, поднявшись к сентябрю 1995 года на 35 процентов - до 1 1,8 раза. Однако явное приближение финансовой стабилизации осенью 1995 года способствовало резкому сокращению скорости денежного обращения: за октябрь 1995 года - март 1996 года она упала на 25 про­центов.

В результате взаимодействия обо­их важнейших факторов инфляции - динамики денежной массы и скоро­сти ее обращения - среднемесячные темпы инфляции последовательно снижались. Если в 1992 году они до­стигали 31,2 процента, то в 1993 году

- 20,6, в 1994-м - 10,0, в 1995-м - 7,2, а в первой половине 1996 года они упали до 2,5 процента, а в таблице указаны еженедельные темпы инфляции за период с 27 февраля по 9 апреля 1997 года.

Òàáëèöà: Åæåíåäåëüíûå òåìïû èíôëÿöèè (%) .

ÌÀÐÒ ÀÏÐÅËÜ
27.02-5.03 6.-12.03 13.-19.03 20.-26.03 27.03-2.04 3.-9.04
0,3% 0,4% 0,3% 0,3% 0,2% 0,2%

Таким образом, за последние пять лет произошел последовательный переход российского правительства и Центрального банка от весьма мяг­кой денежно-кредитной политики к умеренной и, наконец, к достаточ­но сдержанной. Закономерным ре­зультатом этого стало последователь­ное замедление темпов инфляции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ИТАК ЯВЛЯЕТСЯ  ЛИ СНИЖЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ УСТОЙЧИВЫМ, А ПОБЕДА НАД НЕЙ - ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ?

В апреле 1996 года темпы инфля­ции в России снизились до 2,2, в мае - до 1,6, в июне - 1,2 процента. Майская и июньская инфляция ока­залась, таким образом, ниже пока­зателя любого месяца за последние пять с половиной лет начиная с де­кабря 1990 года. Такое снижение означает практическое приближение к такой ценовой стабильности, ка­кая признается нормальной в циви­лизованных рыночных государствах.

Начало финансовой стабилизации в России означает:

- воссоздание важнейшего (хотя и не единственного) предваритель­ного условия прекращения хозяй­ственного спада и восстановления экономического роста, хотя, конеч­но же, нет гарантии, что рост нач­нется именно завтра;

- совершенно иной уровень ответ­ственности при принятии любых экономических решений как на мак­ро-, так и на микроуровне;

- радикальное снижение инфля­ционного налога, значительную часть которого вынуждена платить наименее защищенная часть населе­ния - пенсионеры, студенты, люди, занятые в бюджетной сфере,

- замедление социального расслоения, ограничение перерас­пределения национального богатства от наиболее бедных слоев населения к наиболее богатым.

Вне всякого сомнения, начало ре­альной финансовой стабилизации весной 1996 года - это крупная по­беда властей - и правительства, и Центрального банка. Безусловно, это и победа настоящих реформато­ров как при портфелях, так и без них, убедивших и в конце концов заставивших власти сменить проинфляционную политику на антиинф­ляционную. Это действительно одно из важнейших достижений экономи­ческой политики, осуществленное как раз тогда, когда это казалось менее всего вероятным - после пар­ламентских и накануне президент­ских выборов.

Успех достигнут благодаря приме­нению совершенно стандартных инструментов макроэкономической политики, классических монетаристских методов. И произошло это, несмотря на все псевдонаучные рассуждения о так называемом «затратном» характере российской ин­фляции, о ее «институциональ­ных», «структурных», «монополи­стических» корнях. Несмотря на бесконечные заявления об особен­ностях российской экономики, «ин­фляции издержек», «инерционности процессов в огромной стране», «разрыве хозяйственных связей», о существовании «естественного» фона инфляции в 20 или 10 процентов в месяц и т.п.

Эта исключительно серьезная по­беда далась огромной ценой. Ценой длительных отступлений, ненужных компромиссов, неоправданных потерь.

ВО-ПЕРВЫХ, последняя попыт­ка достижения финансовой стабили­зации оказалась уже четвертой за последние пять лет. У граждан стра­ны накопилась психологическая ус­талость от регулярно произносив­шихся и долгое время невыполнявшихся обещаний. Доверие к влас­тям, провозглашавшим благородные цели, доверие к политическим си­лам, поддерживавшим в этом влас­ти, вера в способность достижения провозглашавшихся целей, оказа­лись серьезно подорванными.

ВО-ВТОРЫХ, несмотря на, каза­лось бы, немалый опыт, накоплен­ный в предыдущие годы, количество ошибок, совершенных во время даже и самой последней и самой ус­пешной попытки финансовой стаби­лизации, все равно оказалось таким значительным, что для получения первых результатов она потребовала минимум полутора лет вместо 6-8 месяцев, как это было в большин­стве переходных экономик Центра­льной и Восточной Европы.

В-ТРЕТЬИХ, ошибки в проводив­шейся экономической политике, равно как и сохраняющиеся импер­ские амбиции значительно повыси­ли социальную цену снижения инф­ляции. В дополнение к потерям в уровне жизни, нанесенным преды­дущими популистскими эксперимен­тами, попытка достижения финан­совой стабилизации 1995-1996 го­дов обернулась для жителей России значительным снижением их реальных доходов, расходов, потре­бления.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, нынешняя побе­да над инфляцией была достигнута в результате не только проведения экономических реформ, нацеленных на стабилизацию налоговых поступ­лений и сокращение государствен­ных расходов, но и в результате на­ращивания внутренних и внешних займов. Власти пошли по пути наи­меньшего сопротивления. Так, в январе-апреле 1996 года более 40 процентов всей деятельности феде­рального правительства осуществля­лось за счет кредитов. Краткосроч­ная и относительно легко излечива­емая (при последовательных рефор­мах) «простуда» высокой инфляции

была конвертирована в тяжелую и хроническую болезнь высокой задол­женности.

В-ПЯТЫХ, платой за замедление инфляции стало частичное восста­новление прежней административ­ной, государственно регулируемой экономики. Власти начали приме­нять замораживание цен на продук­цию топливно-энергетического ком­плекса, централизованно регулиро­вать цены естественных монополий, запрещать поставщикам электро­энергии и газа отключение злостных неплательщиков, изобретать «товар­ные кредиты», регулярно проводить подрывающие деловую этику нало­говые амнистии, внедрять в оборот денежные суррогаты в виде налого­вых освобождений, вексельных кре­дитов, компенсировать недостаток бюджетных средств финансировани­ем коммерческих банков по феде­ральным гарантиям и т.п.

Тем самым правительство своими собственными действиями хотя и способствовало замедлению темпов инфляции, но одновременно спро­воцировало бюджетный кризис, рост неплатежей, усиление натура­лизации экономики и бартеризации хозяйственных операций, возникно­вение параллельных рублю квазивалют. В итоге «рыночная прозрач­ность», а с нею и эффективность российской экономики существенно уменьшилась по сравнению с тем, что было достигнуто даже в 1992- 1993 годах. «Благодаря» таким дей­ствиям экономический рост, если и придет в Россию, то гораздо позже, и темпы его будут существенно ниже,' чем это могло бы быть.

Одержанная таким образом побе­да над инфляцией означает в то же время и в известной степени победу над самой рыночной экономикой, над рыночными реформами. И по­тому она не является ни вполне ус­тойчивой, ни окончательной. И это значит, что полная цена за нее еще не уплачена. Будущее погашение долгов, внутренних и внешних, не­возможно без неизбежных потерь в уровне жизни. Ликвидация государ­ственного регулирования, дальней­шая либерализация российской эко­номики не могут не привести к но­вой, хотя, хочется надеяться, не столь высокой, как ранее, инфля­ционной волне.


Литература :

I . Политическая экономия . Учебник для высших учебных заведений.

     Под редакцией Медведева В.А.

     М.: Политиздат, 1988.

 

2.  Макконнелл, Брю.

     Экономикс. Том 1.

     М.: Республика, 1992.

 

3.  С . И . Лушин .

     Откуда взялась инфляция?

     Финансы N9 , 1 9 9 2 .

 

5.  «Экономика». С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи  Москва 1995 год.

 

6. Российско-германский журнал по экономической теории и практике « Политэконом »

      № 2 тема номера: «Инфляция и денежный порядок» 1996 год.

 

7. В . Б . Маневич , В . Л . Перламутров .

     Об инфляционной политике .

     Финансы N8 , 1 9 9 3 . 

8.   ДОКЛАД "ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

     ФЕДЕРАЦИИ В 1996 ГОДУ  И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ В 1997-2000 ГОДАХ"

          МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

          ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ.



[1] «Экономика» С. Фишер, Р.Дорбнуш, Р. Шмалензи стр.602

[2] Гурвич Е.Т. и др. Приватизация: Первые обнадеживающие итоги. Российский мониторинг, 2, 1993г.

[3] Sunley. E.M. et al. Russian Federation: taxation of the oil and gas sector. IMF, 1995


 [AK1]