Курсовая работа: Особенности малого предпринимательства

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Понятие, роль, виды и особенности малого предпринимательства

2. Государственная регистрация деятельности малых предприятий

3. Особенности финансирования, налогообложения деятельности малых предприятий

4. Основные экономические показатели деятельности малого предприятия

5. Система поддержки малого предпринимательства

6. Динамика развития предприятий в регионах России в январе-сентябре 2007 года

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и соответствующей им модели хозяйства, в которой реализуется сложный процесс синтеза конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В России малое предпринимательство возродилось сравнительно недавно - в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают несколько затянувшийся этап становления.

В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

Именно все эти факты побудили меня выбрать тему для курсовой работы "Малое предпринимательство и значение его развития".

Целью моей работы является раскрытие сущности, видов, форм, проблем функционирования малого предприятия, разработка предложений по совершенствованию деятельности предприятия.


1. Понятие, роль, виды и особенности малого предпринимательства

 

В соответствии с толковым словарем В. Даля предпринимательство - есть исполнение какого-либо нового дела, совершение чего-либо значительного1.

В Энциклопедическом словаре предпринимателя мы находим такое определение: "Предпринимательство (фр. entreprise) - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами".

Малое предпринимательство во многих развитых странах мира играет значительную роль. Результаты деятельности малых предприятий в ряде стран определяют темпы экономического роста, доля их в валовом национальном продукте достигает 70%. Например, в США малый бизнес обеспечивает около 60% всех услуг. В Германии, Великобритании, Италии за счет малого бизнеса создаются две трети рабочих мест.

Малое предприятие, специализируется в конкретной области деятельности (например, фотография, столовая, булочная, авторемонтная мастерская и т. п.), и клиентами в основном являются отдельные граждане.

Успешность деятельности малого предприятия по оказанию индивидуальных услуг зависит от количества клиентов. Если в автосервис не придут клиенты, то он разорится, поэтому его владелец и его работники будут стремиться к повышению качества обслуживания, расширению ассортимента услуг по обслуживанию автомобилей. Эти мероприятия способствуют появлению постоянных покупателей и привлечению новых, а в итоге - обеспечивают рост прибыли.

Малое предприятие имеет ряд особенностей:

·          работники составляют небольшой коллектив, объединенный общими целями;

·          в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь;

·          высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;

·          нововведения руководителя быстро реализуется.

К преимуществам деятельности малых предприятий относятся:

·          возможность для многих граждан стать соучредителями (по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал);

·          возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;

·          создание новых рабочих мест;

·          небольшой аппарат управления по сравнению с крупными предприятиями, как следствие, более низкие накладные расходы;

·          возрождение подсобных производств и народных ремесел;

·          содействие экономическому и социальному развитию малых предприятий и небольших населенных пунктов.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений.

По численности собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

В числе организационно-правовых форм различают товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-правовым формам можно отнести: концерны, ассоциации, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги.

По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, финансовой, консалтинговой, коммерческой (торговая, торгово-закупочная, торгово-посредническая, на товарных биржах) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе (таблица 1).

Таблица 1. Виды предпринимательской деятельности.

Производственная Коммерческая Финансовая Консалтинговая

*Инновационная

*Научно-техническая

*Производство товаров и оказание производственных услуг

*Производственное потребление товаров и услуг

*Выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ

*Выполнение транспортных операций и операций связи

*Информационная

*Торговая

*Торгово-закупочная

*Торгово-посредническая

*На товарных биржах

*Банковская

*Страховая

*Лизинговая

*На фондовых биржах

*Общее управление

*Администрирование

*Финансовое управление

*Управление кадрами

*Маркетинг

*Информационные технологии

 

К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других предприятий (юридических лиц), не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. В зависимости от рода деятельности этих организаций максимальная численность персонала ограничена: в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек; в оптовой торговле - 50; в промышленности - 100; в сельском хозяйстве - 60; на транспорте - 100; в научно-технической сфере - 60; в других видах деятельности - 50 человек.

Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

С учетом особенностей работы малых предприятий можно разделить на две группы: традиционные и инновационные.

Традиционные малые предприятия отличаются стабильностью объемов выпускаемой продукции в определенной сфере деятельности. Они производят необходимые виды услуг, без которых человек не может обойтись, выпускают продукцию широкого потребления. Примером таких предприятий являются небольшие специализированные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т. п. Владельцы традиционных малых предприятий ориентируются на небольшую сумму прибыли и сохранение традиций в производстве или обслуживании, а не на стремительное развитие своего предприятия.

Инновационные малые предприятия возникают на основе конкретных научных открытий. Они часто оказываются "проводником" нового вида производства, новой продукции. Создавая инновационное предприятие, владелец рискует: если не будет спроса на новые виды товаров, то предприятие разорится и все вложенные в него капиталы пропадут. Но если новое дело станет успешным, то прибыль будет быстро расти и владелец предприятия превратится из мелкого бизнесмена в крупного предпринимателя.

Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется наличие сертификата. К сертифицируемым товарам и услугам относятся: автомобили, телерадиоаппаратура, бытовая техника, продукты питания, посуда, товары для детей, ремонт автомобилей и мотоциклов, выпуск ваты, бинтов, медицинских приборов и др. Сертификация производится специальными организациями на основе соответствующих испытаний и лабораторных исследований. Предприятие, сертифицирующее свою продукцию, обязано маркировать соответствующим знаком тару, упаковку и товарно-сопроводительную документацию.

2. Государственная регистрация деятельности малых предприятий

Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 года. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретает статус юридического лица1.

Для государственной регистрации любой субъект предпринимательской деятельности представляет регистрирующему органу исполнительной власти следующие документы:

· заявление, которое подписывает учредитель предприятия;

· учредительный договор или решение о создании предприятия;

· устав предприятия, утвержденный учредителями;

· документ, подтверждающий оплату не менее 50% размера уставного капитала предприятия;

· свидетельство об уплате государственной пошлины;

· документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, в случае если размер уставного капитала превышает величину, установленную законодательством Российской Федерации.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии Гражданским Кодексом РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем

Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.

Важное условие функционирования предприятия малого бизнеса- лицензирование его деятельности. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с последующими дополнениями и изменениями. К лицензируемым относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности, на определенный срок не менее чем 5 лет.

3. Особенности финансирования, налогообложения деятельности малых предприятий

Финансирование в процессе функционирования МП осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Внешние источники - банковские кредиты, средства различных фондов. Внутренние - финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы малого предприятия (прибыль, амортизационные резервы, различные резервные и страховые фонды).

Финансирование из внешних источников представляет собой господдержку малого бизнеса, которая осуществляется через специальные организационные структуры, формирующие целевые программы.

В сегодняшних российских условиях возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Банковское кредитование сведено к минимуму. Например, известный в Алтайском крае КМБ -Банк хорошо разрекламировавший себя программой кредитования малого бизнеса. На деле же оказалось, что кредиты в этом банке выдают предприятиям малого бизнеса, находящимся в радиусе 200 км от г. Барнаула.

Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями.

29 декабря 2001 г. введены специальные налоговые режимы Федеральным законом и включены в Налоговый кодекс РФ. Малого бизнеса касаются главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" ( введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ), 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (введена тем же Федеральным законом) и 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей".

4. Основные экономические показатели деятельности малого предприятия

Результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является получение прибыли от продажи продукции или услуг. Наращивание объемов производства предприятия целесообразно только в условиях гарантированного сбыта продукции.

Управление производством и анализ производственной деятельности построены на использовании различных экономических показателей. Самой важной характеристикой производственной деятельности предприятий служит объем производства конкретного вида продукции в натуральном выражении (в физических единицах измерения) в течение определенного периода времени (года, квартала, месяца, суток). Этот показатель называют годовым, квартальным, месячным, суточным выпуском продукции.

Более универсален показатель валового дохода предприятия, представляющий собой суммарную стоимость конечного вида продукции, произведенной предприятием за определенный период времени, выраженную в реальных рыночных ценах.

Объем продаж произведенной предприятием продукции принято так же называть выручкой от продаж. Валовой доход (выручка) рассчитывается путем умножения продукции в физическом измерении на цену физической единицы.

Прибыль - это та часть выручки, которая остается у предприятия после возмещения затрат на производство и реализацию продукции (услуг). В самом общем виде прибыль рассчитывается так:

 

Прибыль = Выручка - Затраты

Для увеличения прибыли необходимо стремится к росту выручки и снижению издержек производства, которые можно разделить на явные и неявные.

К явным относят издержки в виде платежей за полученные от внешних поставщиков ресурсы производства, включая оплату труда работников. Они полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятия, поэтому их называют бухгалтерскими издержками. Статьи бухгалтерских издержек - это статьи бухгалтерских затрат, образующих себестоимость продукции. Рассмотрим эти статьи.

1. Материальные затраты - это затраты на материалы, сырье, энергию, покупные комплектующие части к производимому продукту. В стоимость материальных ресурсов включаются затраты предприятия на приобретение упаковки и тары.

2. Затраты на оплату труда основного и вспомогательного персонала.

3. Отчисления на социальные нужды, которые регламентируются законом. Размер этих отчислений устанавливается в процентах от затрат на оплату труда.

4. Амортизация - процесс переноса стоимости основного капитала по мере износа на производимую с его помощь продукцию и использование этой стоимости для последующего воспроизводства основного капитала. С амортизацией тесно связано понятие амортизационного фонда, который определяется как сумма износа основного капитала, предназначенная для обновления основных фондов предприятия.

5. Прочие затраты - это различные платежи: комиссионные банку за кассовое и банковское обслуживание, проценты банку за кредит и т. д.

К неявным относят издержки, связанные с упущенной выгодой, т. е. с доходом, недополученным из-за недостаточно выгодного использования собственных ресурсов. Следствием неявных издержек является недополученная прибыль.

Сумма явных и неявных издержек составляет экономические издержки.

Прибыль может быть бухгалтерской и экономической. Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой и бухгалтерскими (явными) издержками. Экономическая прибыль - разность между полученной выручкой и экономическими издержками.

При определении издержек предприятия целесообразно разделить их на постоянные и переменные. К постоянным относят издержки, не зависимые от объема производства: затраты на содержание помещений, оплату штатного управленческого и обслуживающего персонала, выплата процентов по кредитам. К переменным относятся затраты на материалы, сырье, электроэнергию, полуфабрикаты, комплектующие изделия, на заработную плату производственного персонала.

Для анализа и обобщенной оценки хозяйственной деятельности используют не только прибыль, но и производный от нее показатель - рентабельность. Полученная предприятием прибыль не может быть непосредственно использована для сравнения разных этапов работы предприятия. Равный доход не является свидетельством одинаково успешной работы, так как возможности для его получения могут быть совершенно различными. Эта несопоставимость устраняется при использовании показателя рентабельности.

· Рентабельность продукции (Р) рассчитывается как соотношение валовой прибыли от продажи продукции (Пв) к себестоимости этой продукции (С):

 

Р = Пв / С

 

· Рентабельность основных и оборотных средств рассчитывается как отношение балансовой прибыли (Пб) к стоимости основных (К) и оборотных (О) средств предприятия:

 

Р = Пб / (К + О)

 

· Рентабельность инвестиций в предприятие определяется как отношение балансовой прибыли к стоимости всего имущества фирмы (итогу баланса предприятия) (И):

 

Р = Пб / И

 

Ежегодно проводится сравнение данных о рентабельности за текущий и прошедшие годы. Это позволяет руководству предприятия оценить тенденции развития и принять соответствующие решения.

Для осуществления успешной деятельности предприятия предприниматель не должен забывать два "золотых" правила:

1. Капитал предприятия должен одновременно находится в трех формах: денежной, производительной и товарной;

2. Возможность успешной деятельности предприятия заключена в бесперебойности смены капиталом своих форм.

Капитал - средства производства будущих благ, - функционирует в трех формах: денежной, производительной и товарной. Производительный капитал по способу его оборота, характеру движения делится на основной и оборотный.

Основной капитал - это та часть производительного капитала, которая полностью участвует в процессе производства, но переносит свою стоимость на произведенный продукт по частям по мере износа. К основному относится капитал, авансируемый на приобретение средств труда (машин, оборудования, производственных зданий и сооружений, транспортных средств).

Оборотный капитал - это та часть производительного капитала, стоимость которой в процессе потребления полностью переносится на продукт и целиком возвращается к предпринимателю в денежной форме в течение каждого кругооборота капитала. К оборотному относится капитал, авансируемый на покупку предметов труда (сырья, топлива, полуфабрикатов) и рабочей силы.

Для определения основных характеристик оборотного капитала предприятия рассчитывают три показателя:

1. Стоимость запаса = Цена материала Х Количество материалов в запасе; Годовые издержки на материал

2. Число оборотов запаса в год = Стоимость запаса ;

Стоимость запаса Х 360

3. Время нахождения материалов в запасе = Годовые издержки на материал.

Чем меньше товарных запасов на предприятии, тем быстрее они оборачиваются, что экономически выгодно для предприятия. Объясняется это тем, что деньги, вложенные в создание производственных запасов, фактически "заморожены". Они не дают отдачи до тех пор, пока материал не будет использован для производства продукции.

5. Система поддержки малого предпринимательства

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Однако очевидно, что малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебания рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России деятельность малых предприятий сопряжена с различными проблемами, основной из которых является недостаточная ресурсная база (как материально-техническая, так и финансовая).

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, а малые предприятия не всегда могут предоставить. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия: невозможность получения кредита лишает их способности конкурировать с другими предприятиями.

К числу важных предпосылок для успешного развития малого бизнеса относится создание надлежащей нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях.

Больным вопросом для малого предпринимательства является несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью предприятий. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства правительство Российской Федерации разработала программу содействия малым предприятиям, основными направлениями которой являются:

· формирование соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого бизнеса, создание льготных условий финансирования, налогообложения, материально-технического обеспечения малых предприятий;

· установление упрошенного порядка регистрации субъектов, лицензирование их деятельности;

· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

· поддержка внешнеэкономической деятельности.

Например, в Томской области уделяют большое внимание поддержке развития малого предпринимательства и принята программа в поддержку малого бизнеса.

На собрании Томской областной Думы принят проект областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2008–2010 годы".

Это уже пятая программа в поддержку малого бизнеса, которая принимается в регионе. Один из первых областных законов – о государственной поддержке малого предпринимательства – был принят в 1997 году. В связи с введением 1 января 2008 года нового федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства данный областной закон предстоит заменить другим, более современным, соответствующим реалиям сегодняшнего дня.

В этом году завершаются сроки реализации областной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Томской области на 2005–2007 годы". На смену этой программы придет новая – "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2008–2010 годы".

Цель новой программы – обеспечить высокий уровень развития предпринимательства. В числе приоритетных задач – формирование и развитие инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий, устранение барьеров для развития бизнеса, формирование позитивного образа предпринимательской деятельности, изменение структуры малого и среднего бизнеса и т.д.1

Ежегодно на поддержку малых предприятий правительство предусматривает отчисления в размере не менее 5% от годового бюджета. Финансовое обеспечение политики государственной поддержки осуществляет Фонд поддержки малого предпринимательства, созданный в соответствии с Законом " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 г.

Необходимо отметить, что помимо Фонда поддержки существует так же Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого фонда направлена исключительно на оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствует освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий, а так же созданию малых наукоемких фирм - инкубаторов бизнеса, инновационных инжиниринговых центров.

Кроме фондов поддержки и содействия в России существуют и другие организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства может оказываться в виде кредитов, субсидий и дотаций за счет бюджетных средств, так и в форме предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям. Правительство Москвы, например, намерено дотировать

За последние годы были созданы различные негосударственные структуры по поддержке малого бизнеса: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий "Инносоюз", Общероссийские общественные объединения предпринимателей, Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики и др.

Российское агентство поддержки малого и среднего бизнес создано в 1992 г. в рамках межправительственного соглашения между Россией и Великобританией. Основными задачами агентства являются содействие развитию предпринимательской активности населения, предоставление ему необходимой информации и консультаций. Агентство предлагает широкий спектр услуг: индивидуальное консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политике; помощь в регистрации предприятия и лицензировании его деятельности, разработка и оформление учредительных документов; нормативно-правовое обслуживание; рекламные и издательские услуги.

Правительство пытается либерализовать налоговую систему, снижая налоговое бремя ради развития производства и привлечения инвестиций. Для этого введен самый низкий в мире единый подоходный налог - 13%, ставка налога на прибыль снижена с 35 до 24%.

Кроме того, подготовлен Комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Минэкономразвития Российской Федерации подготовило ряд мер, призванных поощрить создание малого бизнеса и облегчить жизнь малых предприятий, было заявлено главой министерства Эльвирой Набиуллиной 26 мая 2008 года в ходе всероссийского форума "Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития России в XXI веке". "Готовя стратегию до 2020 года, мы понимаем, что решение задачи вхождения к 2020 году в пятерку стран-лидеров невозможно решить без более быстрого развития малого бизнеса. Подготовлен комплекс мер, который включает более 100 мероприятий только на 2008 год. Мы должны перейти от разрешительного порядка открытия нового бизнеса на уведомительный.", - заявила министр. По ее словам в ближайшее время будут подготовлены проекты законов, направленные на введение уведомительного порядка нового бизнеса. Министерство также готовит меры, позволяющие на треть сократить перечень сертифицируемых видов продукции. Также она обещала, что будет добиваться ограничения полномочий милиции по контролю над организациями малого бизнеса. По словам главы Минэкономразвития, к 2020 году в России должно появиться не менее 6 миллионов малых и средних компаний.

В решении проблем малого бизнеса большую роль играет общественная организация предпринимателей - Российская торгово-промышленная палата (ТПП РФ). В 2000 г. у торгово-промышленных палат всего мира был своеобразный юбилей: 400 лет назад купцы объединились и создали торговую палату защиты своих интересов. Несколько позже к ним присоединились промышленники. Так был сформирован Институт торгово-промышленных палат.

6. Динамика развития предприятий в регионах России в январе-сентябре 2007 года

 

На 1 октября 2007 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1 136,2 тыс., что на 10,2% выше, чем по состоянию на 1 октября 2006 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей достигло 791,9 единиц, увеличившись по сравнению с 1 октября 2006 г. на 73,0 единицы.

Наиболее значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось в Северо-Западном ФО, заметное увеличение произошло также в Дальневосточном ФО (Таблица 2).

Таблица 2. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации (исходя их численности населения на 1 января 2005г.)

Прирост / сокращение (-)

Количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. чел. населения

за период 01.10.2006- 01.10.2007

РФ 791,9 73,0 Центральный 996,9 61,3 Северо-Западный 1 402,7 223,6 Южный 499,1 10,1 Приволжский 623,2 58,9 Уральский 661,3 43,2 Сибирский 658,8 97,0 Дальневосточный 794,8 121,3

Число зарегистрированных малых предприятий по Федеральным округам отражено в Приложении А.

По итогам января-сентября 2007 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 7,7% и составила 9 133,4 тыс. человек (таблица 3).


Таблица 3. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2007 г.

Федеральные округа Среднесписочная численность работников на малых предприятиях Доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых
тыс. человек.

в % к январю-сентябрю

2006 г.

%

Изменение относительно

января-сентября 2006 г., п.п.

РФ 9133,4 107,7 18,8 1,2
Центральный 3310,5 108,4 23,8 1,4
Северо-Западный 1215,6 102,7 23,0 0,6
Южный 914,2 103,7 16,7 0,6
Приволжский 1814 109,8 17,0 1,3
Уральский 646,3 113,1 13,9 1,4
Сибирский 898,0 109,3 14,1 1,2
Дальне-восточный 334,7 105,5 14,5 0,9

По итогам января-сентября 2007 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 7,7% и составила 9 133,4 тыс. человек.

В январе-сентябре 2007 г. по сравнению с январем-сентябрем 2006 г. малые предприятия обеспечили на 653,4 тыс. больше постоянных рабочих мест, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 18,8%, повысившись на 1,2 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2006 г. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях произошел в Уральском и Приволжском федеральных округах – на 13,1% и 9,8% соответственно (Таблица 4).

Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в регионах РФ в январе-сентябре 2007 г отражена в Приложении В.

 

Таблица 4. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2007 г.

Федеральные округа Среднесписочная численность работников малых предприятий Доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых
тыс. чел.

в % к

январю-сентябрю

2006 г.

%

Изменение относительно

января-сентября 2006 г., п.п.

РФ 9133,4 107,7 18,8 1,2
Центральный 3310,5 108,4 23,8 1,4
Северо-Западный 1215,6 102,7 23,0 0,6
Южный 914,2 103,7 16,7 0,6
Приволжский 1814 109,8 17,0 1,3
Уральский 646,3 113,1 13,9 1,4
Сибирский 898,0 109,3 14,1 1,2
Дальне-восточный 334,7 105,5 14,5 0,9

В январе-сентябре 2007 г. прирост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях отмечается в 71 регионе, в то время как по итогам января-сентября 2006 г. таких регионов было 69.

Максимальное увеличение показателя было отмечено в Костромской области (на 75,9%). Сильное увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях зафиксировано также во Владимирской области (на 54,2%), Пермском крае (на 51,2%), Республике Ингушетия (на 45,5%) и Удмуртской Республике (на 32,6%).

Среднее сокращение (10-30%) произошло в Смоленской (на 14,3%) и Сахалинской (на 11,5%) области. Небольшое сокращение (менее 10%) показателя отмечено в таких регионах, как Магаданская (на 9,4%) и Новгородская (на 5,1%) области, Республика Марий Эл (на 4,7%), Самарская (на 4,6%), Кировская (на 4,4%) и Пензенская (на 3,8%) области, Краснодарский край (на 3,5%), Тверская (на 2,7%) и Ярославская (на 2,2%) области, Республика Карелия (на 2,1%) (Таблица 5).

Таблица 5. Изменение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях по регионам в январе-сентябре 2007 г. по сравнению с январем-сентябрем 2006 г.

Изменение среднесписочной численности

работников МП

Количество регионов
Сильное сокращение (свыше 30%) -
Среднее сокращение (10-30%) 2
Небольшое сокращение (менее 10%) 10
На прежнем уровне (малозначительное изменение) 1
Небольшое увеличение (менее 10%) 35
Среднее увеличение (10-30%) 31
Сильное увеличение (свыше 30%) 5

В январе-сентябре 2007 г. прирост оборота малых предприятий отмечается в 71 регионе, при этом прирост более чем на 30% наблюдался в 21 из них. При этом объемы оборота малых предприятий сократились всего в 13 регионах.

В наибольшей степени показатель вырос в Республике Ингушетия (в 3,1 раза). Очень сильное увеличение объемов оборота малых предприятий (свыше 50%) было также зафиксировано в Усть-Ордынском Бурятском АО (в 2,8 раза), Костромской области (в 2,0 раза), Ханты-Мансийском АО (на 62,4%), Республике Дагестан (на 60,5%), Белгородской области (на 55,5%), Кабардино-Балкарской Республике (на 54,9%), Московской области (на 53,9%), Пермском крае (на 52,9%) и Тульской области (на 51,9%).

Максимальное сокращение показателя отмечено в Чукотском АО (на 63,6%). Сильное сокращение показателя также зафиксировано в Ненецком АО (на 32,9%). Среднее сокращение объемов оборота малых предприятий наблюдалось в Республике Северная Осетия-Алания (на 21,6%). Небольшое сокращение объемов оборота малых предприятий (10%) наблюдалось в Краснодарском крае (на 8,5%), Магаданской (на 8,3%), Иркутской (на 7,0%) и Нижегородской (на 5,3%) области, Алтайском крае (на 4,8%), Тверской области (на 4,3%), Карачаево-Черкесской Республике (на 2,6%), Ямало-Ненецком АО (на 2,4%), Рязанской области (на 1,6%) и Республике Мордовия (на 0,9%) (Таблица 6).

Объем оборота малых предприятий в регионах РФ в январе-сентябре 2007 г. отражен в Приложении С.

Таблица 6. Объемы оборота малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2007 г.

Федеральные

округа

Объем оборота

в январе-сентябре 2007 г.

млн. руб. На душу населения, руб.

В % к

январю-сентябрю 2006 г.

РФ 10 987 506,1 76 581,8 114,7
Центральный 4 964 675,4 132 229,8 111,9
Северо-Западный 1 227 364,5 89 386,4 125,6
Южный 982 600,8 43 057,2 111,0
Приволжский 1 615 533,6 52 605,8 113,3
Уральский 862 902,8 70 273,5 121,8
Сибирский 995 401,7 50 287,5 111,3
Дальне-восточный 339 027,3 51 422,3 125,0

В январе-сентябре 2007 г. оборот малых предприятий вырос на 14,7% относительно аналогичного периода предыдущего года. Наиболее значительное увеличение оборота малых предприятий произошло в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах.

В январе-сентябре 2007 г. продолжилась тенденция к росту объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по стране, при увеличении темпов роста: если в январе-сентябре 2006 г. инвестиции выросли на 25,9%, то за аналогичный период 2007 г. рост показателя составил 32,9%. Увеличение объема инвестиций на малых предприятиях произошло во всех федеральных округах. Наибольший рост показателя зафиксирован в Дальневосточном ФО (на 72,7%). Заметное увеличение произошло также в Южном ФО. Ситуация с распределением регионов по группам с различной динамикой инвестиций в основной капитал на малых предприятиях по итогам января-сентября 2007 г. по сравнению с распределением, наблюдаемым за аналогичный период 2006 г., немного изменилась в лучшую сторону: если в январе-сентябре 2006 г. увеличение наблюдалось в 58 регионах, то в январе-сентябре 2007 г. – в 67.

Наибольший прирост был зафиксирован в Ямало-Ненецком (в 20,9 раза) и Агинском Бурятском (в 16,7 раза) авт. округах. В 3,0 и более раза инвестиции в основной капитал на малых предприятиях увеличились в Республиках Мордовия (в 7,7 раза) и Хакассия (в 6,5 раза), Смоленской (в 6,0 раза), Тульской (в 5,0 раза) и Костромской (в 4,8 раза) областях, Камчатском крае (в 3,4 раза), Республике Тыва (в 3,3 раза) и Ставропольском крае (в 3,1 раза) (Таблица 7).

Таблица 7. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2007 г.

Федеральные округа

Объем инвестиций

в январе-сентябре 2007 г.

млн. руб. На душу населения, руб.

в % к

январю-сентябрю 2006 г.

РФ 155 045,0 1 080,6 132,9
Центральный 29 813,3 794,1 106,0
Северо-Западный 14 230,0 1 036,3 122,8
Южный 27 462,9 1 203,4 164,3
Приволжский 35 248,5 1 147,8 122,4
Уральский 14 958,8 1 218,2 156,9
Сибирский 26 193,0 1 323,3 145,9
Дальневосточный 7 138,4 1 082,7 172,7

По итогам третьего квартала 2007 г. в целом по стране по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается положительный прирост.

Итоги деятельности малых предприятий в январе-сентябре 2007 г. относительно января-сентября 2006 г. в региональном разрезе можно рассматривать как положительные. В 71 регионе увеличилось количество зарегистрированных малых предприятий; увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях было отмечено также в 71 регионе; объемов оборота малых предприятий – также в 71 регионе; инвестиций в основной капитал на малых предприятиях – в 67 регионах.

 


Заключение

 

Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как и стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создание бизнес центров, кредитных линий и т.д.

В заключении своей работы хотелось бы отметить, что современное законодательство необходимо направить в сторону налогоплательщика, сделать законы более доступными, упростить тем самым не только работу предпринимателей, но и налоговых органов.

В настоящее время вопрос развития малых предприятий как один из важнейших включен в программу демонополизации народного хозяйства страны.

Важное место в механизме поддержки предпринимательства занимает производственно-технологическая и имущественная поддержка, оказание помощи субъектам малого предпринимательства в предоставлении в аренду (или в собственность) сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В решении этой проблемы особая роль отводится субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в создании сети технопарков, лизинговых фирм. Так, в Москве уже несколько лет успешно функционирует Московская лизинговая компания, предоставляющая субъектам малого предпринимательства по договорам оборудование в лизинг.

Развитие малых и средних предприятий в Российской Федерации позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Правительством Российской Федерации приняты меры, направленные на:

- снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

- упрощение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа "одного окна";

- установление специальных налоговых режимов;

- расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и финансовым ресурсам;

- сокращение объема и упорядочение процедур государственного контроля и усиление защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении в отношении них контрольных мероприятий;

- введение 3-летнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении созданных малых предприятий.


Список литературы

 

1. Федеральный Закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".

2. Экономика предприятия / Под ред. Г.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник,2007.

3. Малый бизнес: организация, экономика, управление. / Под ред. Г. Я. Горфинкеля.- М.: Вузовский учебник, 2007.

4. Справочно-информационная служба "Консультант Плюс".

5. Черданова Л. Н. "Основы экономики и предпринимательства" - М.: Профиздат 2005г.

6. Афанасьева Т. П. "Основы предпринимательской деятельности" - М.: КОНСЭКО 2004г.

7. Борохов В. Б. "Основы рыночной экономики и предпринимательства" - М.: ИРПО 2006г.

8. Жеделева В. В. "Экономика предприятия" - М.: ИНФРА 2004г.

9. "Основы предпринимательства, словарь-справочник" - М.: изд. Луч-2. 2006г.

10. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство М.:ИНФРА-М, 2004 г.

11. Электронное издание журнала "Экономика и жизнь", октябрь 2008г.

12. НИСИИПП. Доклад Шестоперова А.М. "Динамика развития малых предприятий в регионах России", июнь 2008г.

13. Даль В. "Толковый словарь".

14. "Гражданский кодекс Российской Федерации" (часть первая).


Приложения

 

Приложение А. Количество малых предприятий на 100 тыс. жителей на 1 октября 2006 г. и 1 октября 2007 г. по регионам РФ

На 1 октября 2006 г., ед.

На 1 октября

2007 г., ед.

Прирост/ сокращение

за период 1.10.2006-1.10.2007, ед.

Российская Федерация 718,9 791,9 73,0
Агинский Бурятский АО 270,3 405,4 135,1
Алтайский край 549,5 631,3 81,8
Амурская область 382,9 585,6 202,7
Архангельская область 406,1 505,7 99,6
Астраханская область 470,9 511,0 40,1
Белгородская область 668,0 714,3 46,3
Брянская область 334,1 341,5 7,4
Владимирская область 490,9 571,6 80,7
Волгоградская область 549,9 565,0 15,1
Вологодская область 377,2 385,2 8,0
Воронежская область 651,2 745,5 94,3
г.Москва 1 996,7 2 060,2 63,4
г.Санкт-Петербург 2 397,8 2 756,5 358,7
Еврейская авт.область 317,5 423,3 105,8
Ивановская область 439,5 448,4 9,0
Иркутская область 408,6 467,6 58,9
Кабардино-Балкарская Республика 267,6 301,0 33,4
Калининградская область 1 142,9 1 830,7 687,8
Калужская область 616,4 665,4 48,9
Камчатский край 681,8 823,9 142,0
Карачаево-Черкесская Республика 390,8 459,8 69,0
Кемеровская область 553,4 637,5 84,1
Кировская область 451,7 513,3 61,6
Костромская область 417,8 640,7 222,8
Краснодарский край 686,3 684,3 -2,0
Красноярский край 359,0 543,6 184,6
Курганская область 403,2 362,9 -40,3
Курская область 333,6 408,7 75,1
Ленинградская область 659,4 901,4 242,0
Липецкая область 428,6 554,6 126,1
Магаданская область 800,0 857,1 57,1
Московская область 662,1 696,8 34,7
Мурманская область 355,1 366,6 11,5
Ненецкий АО 238,1 476,2 238,1
Нижегородская область 647,3 731,5 84,2
Новгородская область 400,6 445,1 44,5
Новосибирская область 961,7 1 010,5 48,8
Омская область 693,7 723,0 29,3
Оренбургская область 418,6 460,5 41,9
Орловская область 427,6 403,8 -23,8
Пензенская область 611,4 548,1 -63,2
Пермский край 436,8 454,9 18,1
Приморский край 957,8 1 080,6 122,8
Псковская область 502,0 529,2 27,1
Республика Адыгея 473,0 495,5 22,5
Республика Алтай 490,2 735,3 245,1
Республика Башкортостан 502,6 571,2 68,6
Республика Бурятия 371,5 505,7 134,2
Республика Дагестан 167,8 141,1 -26,7
Республика Ингушетия 124,5 269,7 145,2
Республика Калмыкия 137,9 172,4 34,5
Республика Карелия 654,3 583,2 -71,1
Республика Коми 592,4 813,3 220,9
Республика Марий Эл 599,7 669,5 69,7
Республика Мордовия 346,0 461,4 115,3
Республика Саха (Якутия) 294,4 315,5 21,0
Республика Северная Осетия-Алания 227,3 284,1 56,8
Республика Татарстан 533,3 620,9 87,6
Республика Тыва 259,7 227,3 -32,5
Республика Хакасия 443,6 443,6 0,0
Ростовская область 724,5 740,7 16,2
Рязанская область 527,2 577,4 50,2
Самарская область 934,1 921,6 -12,5
Саратовская область 445,5 525,5 80,0
Сахалинская область 789,5 808,3 18,8
Свердловская область 684,3 747,5 63,2
Смоленская область 363,1 431,8 68,7
Ставропольский край 459,9 445,2 -14,7
Тамбовская область 305,7 366,8 61,1
Тверская область 483,9 504,9 21,0
Томская область 954,7 1 253,6 298,9
Тульская область 462,4 548,7 86,3
Тюменская область 529,0 559,3 30,2
Удмуртская Республика 682,5 850,0 167,4
Ульяновская область 555,1 621,8 66,6
Усть-Ордынский Бурятский АО 74,6 74,6 0,0
Хабаровский край 690,1 873,2 183,1
Ханты-Мансийский АО 510,6 531,0 20,4
Челябинская область 681,5 729,4 47,9
Читинская область 264,1 352,1 88,0
Чувашская Республика 546,6 608,2 61,6
Чукотский АО 588,2 588,2 0,0
Ямало-Ненецкий АО 344,2 382,4 38,2
Ярославская область 709,5 709,5 0,0

Приложение В. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях(без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)в регионах РФ в январе-сентябре 2007г

Среднесписочная численность работников

в январе-сентябре

2007 г., тыс. человек

Доля занятых на малых предприят. в общей среднеспи-сочной числен. занятых в январе-сентябре 2007 г., % Янв.-сентяб. 2007 г. в % к янв.-сентяб. 2006 г. Изменение доли занятых на малых предпр. в общей среднесписочной численности занятых в январе-сентябре 2007 г. по сравнению с январем-сентябрем 2006 г., п.п.
Российская Федерация 9133,4 18,8 107,7 1,2
Агинский Бурятский АО 1,3 5,9 130,0 1,3
Алтайский край 131,2 17,6 103,5 0,8
Амурская область 38,1 13,3 112,4 1,0
Архангельская область 65,4 13,9 119,1 2,2
Астраханская область 52,5 16,9 107,4 0,9
Белгородская область 57,3 11,6 109,8 0,9
Брянская область 43,5 11,5 113,6 1,8
Владимирская область 103,0 21,0 154,2 7,0
Волгоградская область 109,6 14,6 103,1 0,9
Вологодская область 64,9 13,8 102,9 0,4
Воронежская область 122,3 16,4 104,8 0,6
г.Москва 1833,7 35,5 103,2 -0,1
г.Санкт-Петербург 627,5 31,0 100,1 -0,5
Еврейская авт.область 10,2 19,4 107,4 1,6
Ивановская область 47,9 15,1 110,4 1,7
Иркутская область 82,1 10,2 110,5 0,9

Кабардино-Балкарская

Республика

22,6 14,3 102,7 0,2
Калининградская область 127,0 36,4 109,4 3,9
Калужская область 62,9 18,3 104,7 1,1
Камчатский край 18,9 14,7 113,9 1,7

Карачаево-Черкесская

Республика

11,8 12,6 109,3 0,9
Кемеровская область 136,6 13,5 108,3 0,9
Кировская область 58,9 12,2 95,6 -0,3
Костромская область 42,4 18,7 175,9 7,2
Краснодарский край 282,7 19,1 96,5 -0,7
Красноярский край 123,4 12,1 116,9 1,7
Курганская область 31,7 11,3 108,9 0,9
Курская область 42,2 11,2 126,7 2,4
Ленинградская область 142,7 26,1 102,7 0,9
Липецкая область 44,2 11,1 114,2 1,4
Магаданская область 11,5 15,2 90,6 -1,0
Московская область 560,4 25,0 122,6 3,6
Мурманская область 29,9 9,1 104,2 0,7
Ненецкий АО 1,1 3,6 110,0 0,1
Нижегородская область 317,6 23,5 111,0 1,9
Новгородская область 26,3 11,3 94,9 -0,5
Новосибирская область 141,3 15,7 104,0 0,6
Омская область 94,2 14,7 103,9 0,5
Оренбургская область 117,8 16,9 114,4 2,0
Орловская область 24,8 9,2 102,1 0,4
Пензенская область 68,6 16,5 96,2 -0,5
Пермский край 127,6 13,6 151,2 4,4
Приморский край 95,4 15,7 100,3 0,8
Псковская область 39,3 17,5 104,5 1,4
Республика Адыгея 14,6 15,3 111,5 1,5
Республика Алтай 8,4 14,2 109,1 0,9
Республика Башкортостан 325,9 22,3 111,2 1,4
Республика Бурятия 30,3 11,5 118,4 2,0
Республика Дагестан 50,8 12,8 107,2 0,8
Республика Ингушетия 3,2 9,2 145,5 3,3
Республика Калмыкия 3,2 4,3 103,2 0,1
Республика Карелия 32,5 12,9 97,9 -0,2
Республика Коми 60,0 15,2 107,0 0,9
Республика Марий Эл 32,5 14,7 95,3 -0,5
Республика Мордовия 31,5 11,2 112,5 1,4
Республика Саха (Якутия) 25,9 7,1 115,6 0,9

Республика Северная

Осетия-Алания

9,5 6,6 100,0 0,3
Республика Татарстан 219,6 16,1 107,5 0,2
Республика Тыва 4,2 5,8 113,5 0,7
Республика Хакасия 33,4 19,5 109,2 1,3
Ростовская область 199,0 16,6 102,9 0,5
Рязанская область 75,3 19,4 102,4 0,5
Самарская область 211,5 17,0 95,4 -0,9
Саратовская область 81,5 10,6 105,8 0,7
Сахалинская область 33,0 16,6 88,5 -2,1
Свердловская область 280,1 17,0 119,6 2,6
Смоленская область 32,4 10,6 85,7 -2,2
Ставропольский край 153,0 20,4 117,2 2,4
Тамбовская область 36,7 11,8 113,6 1,6
Тверская область 47,4 10,4 97,3 0,1
Томская область 82,7 23,2 115,8 2,6
Тульская область 66,0 13,4 109,3 1,3
Тюменская область 167,7 11,3 111,7 0,8
Удмуртская Республика 51,6 9,2 132,6 2,5
Ульяновская область 83,9 18,6 120,0 2,3
Усть-Ордынский Бурятский АО 1,0 3,4 111,1 0,4
Хабаровский край 99,9 18,1 113,7 2,4
Ханты-Мансийский АО 61,2 8,2 112,1 0,6
Челябинская область 166,9 13,7 105,7 0,6
Читинская область 30,3 9,2 128,9 2,3
Чувашская Республика 85,6 20,1 109,0 1,7
Чукотский АО 1,8 5,6 105,9 0,4
Ямало-Ненецкий АО 23,3 7,6 115,3 0,7
Ярославская область 68,0 13,8 97,8 0,0

Приложение С. Оборот малых предприятий в регионах РФ в январе-сентябре 2007 г.

Объем оборота МП в январе-сентябре 2007 г.,

млн. рублей

В %

к январю-сентябрю

2006 г. с учетом ИПЦ

Объем оборота МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности в январе-сентябре 2007 г. в % от среднего по РФ
Российская Федерация 10 987 506,1 114,7 100,0
Агинский Бурятский АО 1 238,4 136,6 22,5
Алтайский край 125 524,7 95,2 72,6
Амурская область 23 496,2 124,1 30,3
Архангельская область 50 990,8 126,5 46,8
Астраханская область 31 174,2 125,6 44,8
Белгородская область 63 999,0 155,5 63,5
Брянская область 36 289,2 127,8 41,4
Владимирская область 43 656,5 129,9 25,7
Волгоградская область 112 767,0 113,8 59,6
Вологодская область 58 422,3 106,8 65,8
Воронежская область 78 119,2 115,9 42,8
г. Москва 3 403 724,2 104,3 444,9
г. Санкт-Петербург 645 000,4 137,2 127,1
Еврейская авт.область 4 845,2 123,4 31,6
Ивановская область 26 179,2 106,1 27,1
Иркутская область 135 550,8 93,0 76,4

Кабардино-Балкарская

Республика

3 777,1 154,9 5,6
Калининградская область 197 769,3 116,9 329,2
Калужская область 63 951,7 109,6 75,7
Камчатский край 15 772,8 120,3 64,3

Карачаево-Черкесская

Республика

5 074,0 97,4 9,0
Кемеровская область 180 063,1 130,0 100,4
Кировская область 52 116,5 118,3 53,5
Костромская область 30 529,6 204,3 61,7
Краснодарский край 336 042,2 91,5 103,7
Красноярский край 114 205,3 106,8 53,7
Курганская область 16 243,0 120,0 20,4
Курская область 32 615,8 114,5 39,9
Ленинградская область 72 907,4 107,4 69,4
Липецкая область 51 038,5 115,5 56,6
Магаданская область 15 046,3 91,7 136,9
Московская область 853 862,4 153,9 122,8
Мурманская область 48 860,7 110,3 68,9
Ненецкий АО 584,4 67,1 14,1
Нижегородская область 264 565,5 94,7 102,3
Новгородская область 23 845,7 112,4 48,6
Новосибирская область 172 851,5 106,5 84,8
Омская область 120 360,2 126,8 87,2
Оренбургская область 57 411,4 140,1 42,0
Орловская область 23 497,0 111,3 45,5
Пензенская область 43 312,6 100,4 45,2
Пермский край 216 008,6 152,9 100,8
Приморский край 123 926,4 124,7 64,1
Псковская область 23 141,5 108,7 46,1
Республика Адыгея 8 849,1 146,6 27,7
Республика Алтай 3 557,2 110,2 23,2
Республика Башкортостан 195 077,4 104,0 73,5
Республика Бурятия 21 430,5 120,2 27,8
Республика Дагестан 43 031,2 160,5 25,5
Республика Ингушетия 1 579,6 313,6 5,0
Республика Калмыкия 1 247,4 125,8 6,8
Республика Карелия 47 813,6 115,2 89,7
Республика Коми 58 612,8 122,6 66,8
Республика Марий Эл 23 936,2 126,2 54,5
Республика Мордовия 12 296,0 99,1 21,8
Республика Саха (Якутия) 23 748,4 130,9 22,8
Республика Северная Осетия-Алания 7 149,3 78,4 16,8
Республика Татарстан 165 377,9 109,1 67,4
Республика Тыва 2 374,1 130,8 10,8
Республика Хакасия 12 731,5 105,2 32,3
Ростовская область 328 718,9 123,3 104,3
Рязанская область 59 620,2 98,4 69,3
Самарская область 377 537,2 113,8 145,3
Саратовская область 81 264,3 118,6 47,5
Сахалинская область 36 722,6 116,6 58,2
Свердловская область 468 638,0 113,3 144,0
Смоленская область 21 766,3 106,6 32,4
Ставропольский край 101 582,9 134,0 50,3
Тамбовская область 21 274,4 117,8 27,9
Тверская область 26 883,1 95,7 25,6
Томская область 86 837,0 128,0 103,2
Тульская область 48 490,7 151,9 44,4
Тюменская область 139 587,0 143,1 44,1
Удмуртская Республика 46 655,4 133,2 47,3
Ульяновская область 39 922,0 107,4 45,4
Усть-Ордынский Бурятский АО 845,7 275,3 9,2
Хабаровский край 93 251,6 144,6 65,5
Ханты-Мансийский АО 68 239,0 162,4 43,6
Челябинская область 238 434,8 128,5 98,5
Читинская область 19 915,8 144,2 24,4
Чувашская Республика 40 052,7 126,5 49,1
Чукотский АО 2 217,8 36,4 26,7
Ямало-Ненецкий АО 12 037,0 97,6 20,2
Ярославская область 79 178,2 101,2 85,8