Сочинение: Наталья Ласунская — тип «тургеневской» девушки (по роману «Рудин»)
В процессе изучения русской литературы XIX в. мы познакомились со многими прекрасными женскими образами, каждый из которых выделяется своими индивидуальными чертами, оставляет неотразимый след в нашей памяти. Неповторимы образы пушкинских героинь, женские образы, запечатленные на страницах произведений Лермонтова, Островского и других писателей.
Особое место в русской литературе занимает целая галерея женских образов, созданная И. С. Тургеневым. “Тургеневские девушки”, как часто их называют критики, сочетают внешнюю хрупкость и внутреннюю силу, четкий ум и нежное сердце. Одной из ярких представительниц этой группы является героиня романа “Рудин” — Наталья Ласунская.
Внимательное знакомство с романом позволяет с уверенностью говорить о том, что Наталья Ласунская — типичная героиня тургеневской прозы: воспитанная, скромная, нежная, не по годам умная, с богатым внутренним миром, а главное — способная на большие и искренние чувства, на самопожертвование во имя любви.
Ее детальный портрет дается в пятой главе романа, хотя сама Наталья появляется несколько раньше. Уже при первой встрече с ней, благодаря авторской оценке, мы отмечаем в девушке такие черты, как скромность, сдержанность, аккуратность, а также некую мечтательность и задумчивость, в которую постоянно погружается героиня.
Первый эпизод, благодаря которому происходит знакомство читателя с Натальей, — прогулка ее с Во-лынцевым и m-lle Boncourt в саду Дарьи Михайловны Ласунской (матери героини). Из непродолжительного разговора мы узнаем, что основными занятиями Натальи, как и ее ровесниц из дворянских семей, являются прогулки, вышивка по канве, чтение: автор отмечает; что она читала не только исторические книги и назидательные сочинения, но и — тайно от матери и гувернантки — Пушкина. Кроме того, Наталья увлекалась лошадьми и, по словам автора, “училась прилежно, читала и работала охотно”.
С первых строк заметна симпатия автора к Наталье. Рисуя ее портрет, он говорит, что “с первого взгляда (Наталья) могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты лица ее были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки”. Описывая внешность Натальи, автор делает акцент на выражении ее лица, которое почти всегда отражало “внутреннюю работу мыслей”: “она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало”.
Дарья Михайловна, мать Натальи, считала свою дочь “добронравной, благоразумной девушкой”, “называла ее в шутку: моя дочь — порядочный человек, но не была слишком высокого мнения о ее умственных способностях”, отмечала ее холодность и скрытность.
Однако сам Тургенев неоднократно отмечает, что его героиня вовсе не юная, неопытная девушка, и уж тем более не “холодная”, непреступная дворяночка. Данная мысль подтверждается после встречи Натальи и Рудина. Как и на многих других, красноречивый Рудин произвел на Наталью огромное впечатление, но ее чувства далеки от простого любопытства и слепого восхищения. Она увидела в Рудине человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную пользу поступки. Именно в этом (то есть в способности к полезной деятельности) она и убеждала его во время многочисленных разговоров, чем, сама того не зная, лелеяла самолюбие Рудина, возвышая его в его же собственных глазах.
Странно относится к Наталье главный герой романа — Рудин, и она замечает: “он обращается со мной, как с девочкой”. Но Тургенев говорит устами Лежнева в его беседе с Александрой Павловной: “Наталья — не ребенок; она, поверьте, чаще и глубже размышляет, чем мы с вами. И надобно же, чтобы эдакая честная, страстная и горячая натура наткнулась на такого актера, на такую кокетку!”. Последняя реплика целиком и полностью относится к Рудину, и мы понимаем, что для Тургенева представления о полноценной личности связываются отнюдь не с главным героем.
Лежнев одним из первых понял суть красивой словесной игры Рудина и понял, насколько опасна эта игра для Натальи, которая все принимает за чистую монету и, мало того, влюбляется в этого “холодного” юношу, который “прикидывается пламенным”. Лежнев нисколько не ошибался тогда, когда утверждал это: Рудин не любил и не отдавал отчета своим словам, ловко играя ими, но Наталья об этом догадалась не сразу, и подобное открытие стало для нее большим ударом.
Как слабовольный и неуверенный человек повел себя герой в ситуации, которая требовала от него мгновенного и решительного поступка. Он посоветовал Наталье покориться судьбе и воле матери тогда, когда сама Наталья ставила на кон свою жизнь, благополучие и готова была на все, только бы быть с любимым человеком. Как прекрасна Наталья в своем естественном порыве при последней встрече с Рудиным, и как низок и жалок сам Рудин, даже не сделавший попытки изменить что-либо или хотя бы дать надежду.
Даже будучи в расстроенном состоянии, Наталья находит в себе силы сказать Рудину замечательные слова: “...я до сих пор вам верила, каждому вашему слову верила... Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что люблю вас, я знала, что значит это слово; я на все была готова... Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься”.
В нескольких строках выражена боль разочарования, печаль и смирение, которые довелось пережить многим героиням произведений русской литературы (в первую очередь вспоминается пушкинская Татьяна Ларина), но тургеневским девушкам — в особенности.
Следует сказать, что в большинстве тургеневских произведений героини, даже если они выполняют значительную сюжетообразующую функцию, присутствуют только для того, чтобы “оттенить” фигуру главного героя, испытать его любовью, проверить на сильные чувства. Так и в романе “Рудин”: Наталья важна для Тургенева не столько сама по себе, сколько как девушка, способная оказать влияние на главного героя — Дмитрия Рудина. И в этом смысле Наталья Ласунская играет очень важную роль — она проверяет Рудина на умение любить, помогает проявиться его сущности, раскрыться его характеру, проясняет (для себя, а потом — и для читателя) его жизненную позицию.
К сожалению, встреча Натальи и Рудина не приносит им счастья, любовь Натальи оказывается сильнее тех чувств, которые испытывает к ней Дмитрий, но она оказывается более волевой и цельной натурой, уверенной в себе, в своих словах, в своих действиях. Она кажется нам и автору прекрасной потому, что и оставляет неизгладимое впечатление в памяти, вызывая чувство уважения и сочувствия.
Список литературы
Проблема эмансипации в русской и европейской литературе 19 века | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет ... Внешне схема любовной коллизии в романе Тургенева (Наталья-Рудин-Волынцев) выглядит как сжатое во времени и пространстве повторение "избитых" сюжетно-композиционных положений ... В отличие от Рудина, который не уверен в своем чувстве, который "не в состоянии был сказать наверное, любит ли он Наталью, страдает ли он, будет ли страдать, расставшись с нею ... |
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
Первый роман Тургенева: Рудин | |
Бялый Г. "Рудин" - первый роман Тургенева. Это известно всем, но, как ни странно для современного читателя, этого не знал Тургенев, когда писал и ... За героем первого романа Тургенева Дмитрием Рудиным давно закрепилось прозвище "лишний человек", хотя этим именем он в романе не назван. Чтобы заранее подготовить читателя к восприятию этой грани личности Рудина, Тургенев, верный своему принципу многозначительных подробностей, вводит такой небольшой эпизод: тотчас ... |
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: статья |
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883): очерк жизни и творчества | |
Ранчин А. М. Детство и юность Тургенев родился в старинной дворянской семье в городе Орле 28 октября (старого стиля) 1818 г. Он был вторым сыном ... Наталья - первая среди женских персонажей Тургенева, названных критиками "тургеневскими девушками". Иная участь ждала следующий тургеневский роман, "Накануне", начатый спустя пять месяцев после издания "Дворянского гнезда" и вышедший в свет в 1860 г. В центре нового романа ... |
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: реферат |
"У ваших ног я признаюсь!" | |
Сюжет объяснения в любви в русском романе И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов В начале XIX века особую популярность приобретает жанр морально-бытового ... Но они не исчерпывают ритуала проявления чувства; достаточно войти мотиву бегства девушки с проезжим офицером-молодцом в соприкосновение с темой маленького человека - вся ... Онегин отвергнут, но создается образ самоотверженной Татьяны; Лаврецкому отказано в чувстве - формируется тип тургеневской девушки. |
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: реферат |
Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект | |
... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи ПУШКАРЬ ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ (на материале ... Вместе с тем известно презрительное отношение к женщинам-нигилисткам И.Тургенева, певца идеального образа так называемой "тургеневской девушки", выпады Л.Толстого против романа ... Вопрос о телесности женского письма прежде всего в изображении героини был поставлен Натальей Загурской в статье "Между Медузой и Сиреной: к вопросу о женской гениальности": |
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: дипломная работа |