Курсовая работа: Рынок ценных бумаг

Содержание

Введение

1. Рынок ценных бумаг, как часть финансового рынка.

1.1 Экономическое содержание, роль и место Ценных бумаг на финансовом рынке.

1.2. Основы организации рынка ценных бумаг.

1.3. Организация биржевых и внебиржевых рынков ценных бумаг.

2. Обзор финансового рынка 2006-2007гг.

2.1. Показатели развития финансового рынка в 2006-2007 г.

2.2. Нововведения в законодательстве о рынке ценных бумаг.

3. Проблемы и меры по совершенствованию  развития рынка ценных бумаг  2008-2012.

3.1. Проблемы развития российского фондового рынка.

3.2.Меры по совершенствованию  рынка ценных бумаг  2008-2012г.


Введение

Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск. В решении задачи регулирования рынка ценных бумаг интересы его участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Интересы государства и участников рынка совпадают прежде всего в вопросах, связанных с предупреждением и разрешением конфликтов между участниками, улучшением управления рисками, снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности.

Цель курсовой работы является, изучение теоретических проблем, специфики формирования и развития рынка ценных бумаг в России; определение основных функций и задач, которые позволяет решать рынок ценных бумаг. Тема является довольно актуальной на сегодняшний день, потому что развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства. Мы разбили задачи на три блока, в каждом выделили подзадачи:

1.         Дать общую характеристику рынка ценных бумаг: определить роль и место ценных бумаг на финансовом рынке, рассмотреть основы организации рынка ценных бумаг

2. Рассмотреть современное состояние рынка ценных бумаг: показатели развития финансового рынка, обзор аналитики за 2006-2007г

3. Выделить перспективы развития на финансовом рынке     - рассмотреть проблемы в России и выявить пути решения по совершенствованию действующего положения.

Работа состоит из трех частей: теоретической, которая состоит из анализа  книг, опубликованных источников, монографий; практической, которая основана на публикациях периодических изданий и данных сети Internet.

1. Рынок Ценных бумаг, как часть финансового рынка

1.1 Экономическое содержание, роль и место Ценных бумаг на финансовом рынке

Для раскрытия сущности рынка ценных бумаг необходимо рас­смотреть его место и роль в структуре финансового рынка, а также процесс движения капитала в различных его формах. Как любой рынок, финансовый рынок складывается из спроса, предложения и уравновешивающей цены на определенные товары и услуги и сводит покупателей и продавцов. В экономической литера­туре финансовый рынок в широком смысле характеризуется как со­вокупность рыночных отношений, регулирующих движение финан­совых ресурсов. В узком смысле понятие финансового рынка сво­дится к рынку финансовых ресурсов, движение которых опосреду­ется ценными бумагами.[15] Однако все существующие трактовки фи­нансового рынка делают акценты на главной его функции — пере­ливе избытка денежных ресурсов от одних субъектов к другим в различных отраслях и на разных рынках. Для более глубокого по­нимания сущности и определения структуры финансового рынка необходимо обратиться к истории его развития и формам капитала. Развивающийся реальный сектор экономики требует формиро­вания определенных финансовых отношений и институтов. Ис­пользование капитала в сфере производства (экономисты его назы­вают торгово-промышленным капиталом) в форме долговремен­ных производственных активов создает доход в денежной форме или денежный капитал. Величина денежного капитала в какой-то момент превышает потребности производства, и он может быть от­дан в ссуду за определенную плату. Развитие рыночных отношений ведет к росту и концентрации ссудного капитала в специализиро­ванных финансово-кредитных учреждениях и формированию рынка ссудных капиталов. Расширение рынка ссудных капиталов ве­дет, в свою очередь, к концентрации и повышению эффективности инвестиционных проектов в реальном секторе экономики. Происхо­дит процесс взаимодействия капитала в денежной форме в виде ссудного капитала, финансовых инвестиций и торгово-промышлен­ного капитала в форме основного (физического) капитала реаль­ных инвестиций. В результате появляется финансовый капитал, обладающий чертами как ссудного, так и реального производитель­ного капитала.

Кругооборот денежного и реального капиталов лежит в основе функционирования рынка капиталов и формирования финансового рынка.  Под фиктивным капита­лом обычно понимают аккумулирование денежного капитала путем выпуска и размещения ценных бумаг. Денежные капиталы отдель­ных инвесторов объединяются, что подтверждается соответствующи­ми ценными бумагами, и затем направляются в производство (поз­днее и в другие сферы). У эмитента, который выпускает ценные бума­ги и мобилизует таким путем средства, происходит приращение ре­ального капитала (капитальной стоимости основных и оборотных фондов). Инвестор же увеличивает свой капитал фиктивно, удостове­ряя вложение капитала ценными бумагами, дающими право на полу­чение дохода. Развитие рынка фиктивного капитала приводит к тому, что ценные бумаги приобретают собственную стоимость, способность продаваться и покупаться, то есть становятся инвестиционным това­ром и формируют рынок ценных бумаг. Последний тесно взаимос­вязан с экономическими процессами, протекающими на рынках ре­ального и денежного капиталов, отражая их объединение, дробле­ние, перераспределение. Фиктивный капитал — самая подвижная форма капитала, наиболее чувствительно реагирующая на изменения на рынке ссудного и денежного капиталов.[10] Вместе с тем самостоятель­ное движение фиктивного капитала приводит к значительным колеба­ниям рыночной стоимости ценных бумаг и делает их привлекатель­ным товаром для спекулянтов и инвесторов.

Таким образом, структура финансового рынка представляет взаимодействие трех рынков: рынка капитала, рынка ценных бумаг и денежного (валютного) рынка. Системообразующим элементом финансового рынка является рынок капитала (собственного и ссуд­ного), а связующим элементом — рынок ценных бумаг, который об­служивает другие сегменты финансового рынка. Ценные бумаги служат краткосрочными платежными средствами на денежном рын­ке, а также выступают как документы, подтверждающие долговые или долевые обязательства на рынке капитала.

Следует отметить, что инструменты рынка ценных бумаг весьма разнообразны и обслуживают не только финансовый, но практичес­ки все рынки (товарный рынок, рынок ресурсов и т.д.). В то же вре­мя рынок ценных бумаг — самостоятельный рынок, на котором осу­ществляется обращение ценных бумаг.

Таким образом, рынок ценных бумаг можно определить как со­вокупность экономических отношений по поводу выпуска и обра­щения ценных бумаг, а также формы и способы, этого обращения.

Товаром на рынке ценных бумаг являются ценные бумаги, иначе называемые фондовыми ценностями, фондовыми активами. Отсюда в отечественной экономической литературе появился термин «фондовый рынок», трактуемый неоднозначно. Некоторые эконо­мисты отождествляют рынок ценных бумаг и фондовый рынок, другие ограничивают понятие фондового рынка движением ценных бумаг на рынке собственного капитала, третьи сводят понятие фон­дового рынка к фондовой бирже. В зарубежной же литературе тер­мин «фондовый рынок» вообще не употребляется. На наш взгляд, под фондовым рынком следует понимать непосредственно меха­низм биржевого и внебиржевого оборота ценных бумаг, в то время как рынок ценных бумаг охватывает в целом экономические отно­шения по поводу движения фиктивного капитала.

Сущность рынка ценных бумаг проявляется через его функции, которые можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие любому рынку, и специфические, которые отличают ры­нок ценных бумаг от других рынков. К общерыночным функциям относятся:

- коммерческая (получение дохода от операций на рынке);

- ценообразовательная (рынок определяет спрос и предложе­ние на товары и выявляет реальные рыночные цены на него);

- информационная (аккумулирование необходимой информа­ции об объектах торговли и ее участниках и доведение этой инфор­мации до всех заинтересованных организаций и лиц); регулирующая (определение правил торговли, участия в ней и т.д.).
Рынок ценных бумаг выполняет и ряд специфических фун­кций: обеспечивает привлечение временно свободных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и средств населения для после­ дующего их инвестирования в производство, сферу услуг и т.д.,
способствует объединению капиталов путем акционирования, а так­ же выпуска долговых ценных бумаг (облигаций, векселей, депозит­ных сертификатов); через рынок ценных бумаг осуществляется перераспределе­ние денежных средств, финансовых ресурсов между субъектами хо­зяйствования, отраслями экономики, движение капитала из мало­эффективных отраслей и предприятий в более эффективные. Эта функция рынка ценных бумаг основывается на том, что в экономике любого типа в силу неравномерности получения денежных доходов в процессе воспроизводства и перераспределения и их расходова­ния на производственные и социальные нужды у одних субъектов (предприятий, государства, населения) имеются излишки денеж­ных средств, а у других — потребность в таковых. [9]В связи с этим возникает потребность эффективного перераспределительного ме­ханизма. В рыночной экономике таким механизмом является имен­но рынок ценных бумаг, в отличие от директивной экономики, где перераспределение накоплений осуществляется через государствен­ный бюджет и прямое банковское кредитование; рынок ценных бумаг служит одним из регуляторов денежно­го обращения и кредитных отношений. Наличие развитого рынка ценных бумаг оказывает сдерживающее влияние на инфляционные процессы путем связывания части свободных денежных средств потребителей, а также снижает потребность финансирования эконо­мики за счет кредита; государство путем выпуска различных видов государственных
ценных бумаг осуществляет покрытие дефицита госбюджета неин­
фляционными средствами (без денежной и кредитной эмиссии); рынок ценных бумаг обеспечивает страхование (хеджирова­ние) финансовых рисков, рисков инвестирования. Эта функция реа­лизуется через производные ценные бумаги (опционы, фьючерсы и
другие, называемые фиктивным капиталом второго порядка) и позво­ляет превратить некоторые виды рисков в объект купли-продажи; использование инструментов рынка ценных бумаг позволяет более эффективно управлять финансовым состоянием предприя­тий. Субъекты хозяйствования могут осуществлять привлечение де­нежных средств путем выпуска ценных бумаг, а также диверсифи­цировать (разнообразить) свой инвестиционный портфель путем
покупки различных ценных бумаг. Кроме перечисленных функций рынок ценных бумаг выполняет и такие, как стимулирование иностранных инвестиций, упрощение взаиморасчетов, совершенствование системы платежей и т.д.


1.2 Основы организации рынка ценных бумаг.

Структуру рынка ценных бумаг составляют: субъекты (участники) рынка; информационно-правовая инфраструктура; ценные бумаги различного вида как рыночный товар; организационно-экономический механизм функционирования рынка. К участникам рынка ценных бумаг относят юридические и физические лица, которые продают или покупают ценные бумаги, а также обслуживают их оборот и осуществляют расчеты по ним, то есть субъекты, вступающие в экономические отношения по пово­ду обращения ценных бумаг.

Среди участников рынка ценных бумаг выделяются: эмитенты; инвесторы; фондовые посредники и организации, обслуживающие ры­нок ценных бумаг; органы государственного регулирования и надзора; саморегулируемые организации.

Эмитенты ценных бумаг — это юридические лица, которые от своего имени выпускают ценные бумаги и обязуются выполнить обязательства, вытекающие из условий выпуска ценных бумаг. В качестве эмитентов могут выступать государство в лице его органов (Министерство финансов, Национальный банк, местные органы власти), а также негосударственные структуры, такие, как акцио­нерные общества, инвестиционные фонды, предприятия, банки, биржи. Эмитенты выступают начальным звеном в движении цен­ных бумаг, а конечным являются инвесторы, приобретающие цен­ные бумаги во владение.[18] Среди инвесторов могут быть индивиду­альные (физические лица) и институциональные (государство, корпорации, фонды, банки и т.д.). Различают стратегических и портфельных инвесторов. Стратегические ставят целью инвести­рования распределение и перераспределение собственности, расши­рение сфер своего влияния или деятельности. Целью же портфель­ных инвесторов является получение дохода по приобретенным цен­ным бумагам, сохранение, приумножение капитала, диверсифика­ция всего инвестиционного портфеля.

На рынке ценных бумаг действуют и посредники, представля­ющие интересы как покупателей, так и продавцов. В качестве пос­редников выступают профессиональные участники рынка ценных бумаг, занимающиеся брокерской и дилерской деятельностью и де­ятельностью по управлению портфелями ценных бумаг. Брокерами могут быть физические и юридические лица, которые совершают сделки с ценными бумагами в качестве поверенных или комиссионе­ров на основе договора. Доход брокера — это комиссионные, взима­емые от суммы сделки. Профессиональный участник рынка ценных бумаг (юридическое или физическое лицо), осуществляющий сдел­ки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет по заранее объявленным ценам, называется дилером. Доход дилера состоит из разницы цен продажи и покупки ценных бумаг.

К организациям, обслуживающим рынок ценных бумаг, относятся фондовые биржи и внебиржевые организаторы рынка, расчетные центры (расчетно-кредитные организации), депозита­рии, регистраторы и т.д. Центральным звеном на рынке ценных бумаг развитых стран яв­ляются фондовые биржи. Формы организации фондовых бирж раз­личны, но все они концентрируют информацию об эмитентах, их фи­нансовом положении и рейтинге ценных бумаг, выступают посредни­ками между продавцами и покупателями ценных бумаг, создают необ­ходимые условия торговли, определенные гарантии ее участникам, что повышает ликвидность рынка ценных бумаг в целом.

Расчетно-клиритовые организации осуществляют расчетное обслуживание участников организованного рынка ценных бумаг, при этом снижая издержки, уровень рисков, сокращая время расче­тов. Участие расчетно-клиринговых организаций обязательно при торговле фьючерсными контрактами и биржевыми опционами. Чле­нами расчетно-клиринговых организаций обычно являются банки, финансовые компании, фондовые и фьючерсные биржи.

К этой группе участников ценных бумаг относятся и регистра­торы — организации, которые ведут по договору с эмитентом ре­естр владельцев именных ценных бумаг на конкретную дату.

Задача регистратора — точно и своевременно составлять реестр и предоставлять его эмитенту для выполнения обязательств по вы­пущенным ценным бумагам. В соответствии с этим списком акцио­нерные общества, например, выплачивают дивиденды и рассылают приглашения на общее собрание акционеров. [2] На рынке ценных бу­маг эту функцию могут выполнять и депозитарии, представляющие собой организации, которые оказывают услуги по хранению серти­фикатов ценных бумаг и учету прав собственности на них, а также расчетам доходов и их начислению по счетам «депо», на которых и учитываются ценные бумаги.

Широкое распространение во многих странах на рынке цен­ных бумаг получила деятельность специализированных организа­ций, которым инвесторы поручают разместить временно свобод­ные денежные средства. К таким организациям относятся инвес­тиционные фонды, инвестиционные компании и банки. Инвесто­ры, желающие, чтобы инвестиционный фонд взял на себя управ­ление их активами, должны приобрести его ценные бумаги или заключить с ним контракт. Инвестиционные компании размеща­ют средства вкладчиков в профессионально составленные пор­тфели ценных бумаг, не выпуская своих ценных бумаг. Инвести­ционные же банки специализируются на размещении фондовых инструментов на первичном рынке.

Поскольку развитие рынка ценных бумаг является одним из направлений финансовой политики государства, то государство регулирует и контролирует деятельность рынка ценных бумаг, спо­собствует созданию необходимой нормативно-законодательной ба­зы, системы информации о состоянии рынка и обеспечивает ее от­крытость для инвесторов, их защиту от потерь, осуществляет кон­троль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка и т.д. Кроме того государство на рынке ценных бумаг выступает в роли крупного эмитента и инвестора, использует инструменты рынка ценных бумаг для денежно-кредитного регулирования.

Следует отметить, что структура государственных органов, ре­гулирующих рынок ценных бумаг, в первую очередь зависит от сте­пени централизации управления в стране, модели развития рынка ценных бумаг.

В процессе развития рынка ценных бумаг на нем появляются и действуют также саморегулируемые организации, которые вы­полняют контрольные, организационные и регулирующие функции на основе добровольного объединения, как правило, профессио­нальных участников рынка ценных бумаг. Саморегулируемые орга­низации осуществляют подготовку специалистов для работы на рынке ценных бумаг, разработку профессиональных стандартов, защищают интересы своих членов и т.д. Они могут существовать в различных организационных формах (в виде ассоциаций, общес­твенных организаций и т.п.), носить международный, националь­ный или региональный статус.

Вся деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется и регу­лируется при помощи информационно-правовой инфраструктуры. В ее формировании важнейшая роль отводится государству. Это обус­ловлено масштабностью и рискованностью рынка ценных бумаг, не­посредственно влияющего на устойчивость всей финансовой системы государства.   Информационно-правовая  инфраструктура должна обеспечивать реализацию концепции развития рынка ценных бумаг, создание системы информации о состоянии рынка и ее доступности для всех участников, а также системы защиты инвесторов от потерь. Динамичность рынка ценных бумаг требует, с одной стороны, нали­чия подвижного и гибкого законодательства, нормативной базы, регу­лирующих эту сферу экономики, а с другой — достаточно жесткого контроля над финансовой устойчивостью и безопасностью как рынка ценных бумаг в целом, так и его отдельных институтов, соблюдения правовых норм и правил деятельности на рынке.

В структуре любого рынка одним из важнейших элементов яв­ляется товар или объект экономических отношений; Рынок ценных бумаг отличается специфичностью своего товара. Ценные бума­ги весьма разнообразны. Они могут представлять титулы собствен­ности, долговые обязательства, права на получение дохода или обя­зательства по его выплате. Ценные бумаги как рыночный товар об­ладают свойствами обращаемости, ликвидности, стандартности, рискованности, волатильности и т.п. Функционирование рынка ценных бумаг осуществляется посредством организационно-эконо­мического механизма.

Организационно рынок  ценных  бумаг представляет  собой структуру, состоящую из первичного и вторичного рынка. Первич­ный рынок ценных бумаг объединяет конструирование нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение среди инвесто­ров, то есть приобретение ценных бумаг их первыми владельцами. Первичный рынок охватывает отношения, складывающиеся при выпуске ценных бумаг или при заключении гражданско-правовых сделок, оформляемых ценными бумагами, между эмитентами и пер­вичными инвесторами, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Размещение ценных бумаг на первичном рын­ке предполагает разработку эмитентами условий выпуска ценных бумаг, обеспечивающих их ликвидность и спрос, а также регистра­цию ценных бумаг в соответствующем государственном органе.

Развитие первичного рынка ценных бумаг тесно связано с про­цессами приватизации и разгосударствления, финансирования го­сударственного долга через выпуск ценных бумаг, а также доступ­ностью информации для инвесторов и внебиржевым оборотом цен­ных бумаг.

Выделяют две формы первичного рынка ценных бумаг: — частное (закрытое) размещение;

— публичное (открытое) предложение.

Для частного размещения характерна продажа ценных бумаг ог­раниченному числу заранее определенных инвесторов- Публичное предложение характеризуется размещением ценных бумаг путем пуб­личного объявления и продажи их неограниченному количеству ин­весторов. Соотношение между этими двумя формами первичного рынка зависит от финансовой политики государства в целом, кон­кретных направлений структурных преобразований в экономике и форм финансирования деятельности субъектов хозяйствования.

На практике основными способами размещения ценных бумаг на первичном рынке являются: подписка, аукционы, торги, конкур­сы. При этом наиболее распространенными методами продажи, как на развитых, так и на развивающихся рынках, являются аукцион и подписка. Аукционный метод размещения предполагает заблагов­ременный доступ инвесторов к информации, установление цены и продажу ценных бумаг на конкурсной основе. В отличие от аукцио­нов подписка осуществляется по заранее установленной цене.

Под вторичным рынком ценных бумаг понимаются отноше­ния, складывающиеся при обращении ранее выпущенных и разме­щенных на первичном рынке ценных бумаг.

Основу вторичного рынка ценных бумаг составляют операции, оформляющие перераспределение собственности, спекулятивные и страховые операции. Вторичный рынок ценных бумаг обеспечивает перелив капиталов в наиболее эффективные сферы деятельности, стабильность и ликвидность рынка. Наличие развитого вторичного рынка является условием функционирования первичного рынка ценных 'бумаг. В странах с рыночной и стабильной экономикой объем оборота ценных бумаг на вторичном рынке значительно пре­восходит объем их размещения на первичном рынке. При развитом рынке ценных бумаг важнейшее место на вто­ричном рынке занимает организованный его сегмент — фондовые биржи, которые обеспечивают регулярную торговлю ценными бу­магами, их ликвидность, определение цен и т.д. Фондовые биржи представляют институционально организованный биржевой ры­нок ценных бумаг, на котором обращаются ценные бумаги наибо­лее высокого качества и действуют профессиональные участники рынка ценных бумаг. Внебиржевой рынок охватывает операции с ценными бумагами, совершаемые вне бирж, и представляет собой компьютеризирован­ные системы торговли ценными бумагами с упрощенными правила­ми допуска ценных бумаг, участников, технологий торговли.

1.3 Организация биржевых и внебиржевых рынков ценных бумаг.

Важнейшее место на рынке ценных бумаг принадлежит фон­довой бирже, являющейся одним из неотъемлемых элементов рыночной экономики. Биржа, как элемент рыночной системы, в процессе своей эволюции трансформировалась из структуры, об­служивающей товарный рынок, в финансовый институт. Фондо­вая биржа представляет собой организованный, постоянно фун­кционирующий рынок, на котором ведется торговля ценными бу­магами по установленным правилам.[12] Это централизованный ры­нок с фиксированным местом торговли, процедурой допуска на него участников и ценных бумаг, наличием регламента и специ­альных технологий торговли, установлением биржевых котиро­вок, индексации состояния рынка ценных бумаг, инвестиционной активности и экономики в целом. Фондовая биржа является пос­реднической организацией, цель которой состоит в создании усло­вий для торговли ценными бумагами и их оборота, а также обеспе­чении гарантии выполнения участниками обязательств по бирже­вым сделкам. Все это приводит к детальной регламентации дея­тельности фондовых бирж и формированию их разветвленного аппарата, что фиксируется в законодательных актах государства и решениях руководящих органов биржевых учреждений.

Формы организации фондовых бирж различны, но по критерию свойств их организационной структуры можно выделить два основ­ных типа: публично-правовые учреждения и частные компании и ассоциации. Чаще всего биржи создаются в форме акционерных об­ществ и являются некоммерческими организациями. Требования к членам биржи устанавливаются как законодательством, так и сами­ми биржами. При этом законы обычно определяют общие условия, которым  должны  удовлетворять  профессиональные  участники рынка ценных бумаг, а уставами и правилами бирж к ним предъяв­ляется ряд дополнительных требований. В странах с развитой эко­номикой сложились биржевые системы, которые формировались столетиями по моно- или полицентрическому принципу. В основе деятельности фондовых бирж, как организованного рынка ценных бумаг, лежат принципы информационности и глас­ности, проверка качества продаваемых ценных бумаг, установление на основе аукционной торговли и сопоставления спроса и предложе­ния реальных цен на фондовые инструменты.

Фондовым биржам присущи следующие основные функции:

- ценообразующая; страховая; стабилизирующая; информационная; регулирующая.

Важнейшая ценообразующая функция биржи состоит в том, что биржа, концентрируя спрос и предложения на ценные бу­маги, выявляет реальную их цену, типичную для биржевого рын­ка, отражаемую в биржевых котировках. Котировочная цена яв­ляется ценой, по которой вероятнее всего возможно купить или продать финансовый инструмент на рынке в определенный мо­мент времени. Котировочная цена ценной бумаги представляет со­бой ее средневзвешенную цену, определяемую в ходе торговой сессии. Расчет котировочных цен производится котировочным ко­митетом или отделом биржи.[12] Сведения об этих ценах содержатся в биржевых таблицах. По каждой ценной бумаге указывается максимальная, минимальная и последняя цена торгового дня, максимальная цена за весь период котировки, доходность ценной бумаги и другие сведения.

Для прогнозирования биржевых цен используются два метода анализа: фундаментальный (традиционный) и технический (при­кладной). Фундаментальный метод основан на выявлении и изу­чении разнообразных факторов, влияющих на динамику цен, и построении экономической модели, описывающей взаимодей­ствие этих факторов при определении равновесной цены. Техни­ческий метод предполагает изучение поведения цен на фондовые инструменты в будущем, используя экстраполирование, инфор­мацию о ценах на рынке в прошлом, и позволяет определить об­щие тенденции изменения цен и выработать рекомендации для ин­весторов.

Котировочные цены лежат в основе расчета биржевых индек­сов — важнейших показателей рынка, отражающих динамику ры­ночных цен (курсов) ценных бумаг. Индексы позволяют проана­лизировать состояние рынка ценных бумаг, выявить тенденции и сделать прогнозы его развития. Расчеты индексов и их публика­ции регулярно осуществляются самими биржами или специализи­рованными фирмами. Страховая функция фондовой биржи заключается в том, что посредством биржевых сделок и финансовых деривативов (опционов, фьючерсов) страхуются риски неблагоприятных измене­ний цен, а процедурой допуска ценных бумаг на биржу — инвести­ционные риски.

К торговле на фондовой бирже допускаются ценные бумаги, имеющие статус таковых, прошедшие государственную регистра­цию в соответствии с законодательством.

При допуске ценных бумаг к официальной торговле проводится исследование предоставляемых документов, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность эми­тента, определение курсов ценных бумаг, включение их в котиро­вальный лист биржи.

Введение процедуры листинга ценных бумаг в официальной биржевой торговле направлено на создание благоприятных условий для формирования организованного рынка ценных бумаг, повыше­ние информированности инвесторов о его состоянии, защиту инвес­торов от имущественных потерь и возможного передела собствен­ности и т.д.

В свободной торговле на бирже могут обращаться ценные бума­ги, допуск которых носит менее жесткий характер, чем в официаль­ной торговле. Это ценные бумаги, которые не удовлетворяют крите­риям допуска в официальную торговлю, акции и облигации недавно созданных акционерных обществ, которые не успели завоевать по­зиции на рынке, а также иностранные ценные бумаги.

Решение о допуске ценных бумаг эмитента к официальной тор­говле на бирже принимается комитетом (комиссией) по листингу по результатам экспертной оценки ценных бумаг (финансовой и хозяйственной деятельности их эмитентов). Решение о допуске ценных бумаг к свободной торговле на бирже принимается по ана­лизу проспекта эмиссии или по отчету эмитента, позволяющему потенциальным инвесторам получить необходимые данные для принятия решения о целесообразности вложения средств в дан­ные ценные бумаги.

Стабилизирующая функция биржи основывается на пуб­личном установлении цен, гласности заключения сделок, ограниче­нии в определенных пределах колебания цен, предоставлении ин­формации участникам биржевой торговли. На фондовой бирже так­же действует механизм гарантии исполнения сделок в виде гаран­тийных депозитов, лимитирования открытых позиций, создания га­рантийных фондов и т.д. Поскольку биржа привлекает спекулятив ные капиталы, целью которых является извлечение прибыли из движения или соотношения цен на фондовые инструменты, то регу­лирование биржевой торговли предполагает установление диапазо­на изменения цен на биржевой товар. Эта мера также способствует стабилизации рынка ценных бумаг.

Фондовая биржа, концентрируя информацию об эмитентах цен­ных бумаг, их финансовом положении, рейтинге ценных бумаг и т.д., выполняет информационную функцию.

Регулирующая функция фондовой биржи состоит в со­действии переливу капиталов из одних отраслей (предприятий) в другие, смене их собственников и тем самым — в обеспечении эф­фективных сфер приложения капитала.

Кроме организованного (биржевого) рынка ценных бумаг су­ществует и внебиржевой рынок. На внебиржевом рынке осущес­твляется большинство первичных размещений, ведется торговля ценными бумагами более низкого качества, чем на фондовой бирже. Операции на внебиржевом рынке производятся как с участием пос­редников, так и через организованные компьютерные системы тор­говли, которые в настоящее время являются наиболее быстро расту­щим сегментом внебиржевого рынка. Вместе с тем существуют переходные формы между биржевыми и внебиржевыми рынками, называемые «прибиржевыми», «парал­лельными» и т.д. Такие рынки, как правило, создаются и регулиру­ются фондовыми биржами в целях расширения сфер влияния, регу­лярной торговли ценными бумагами небольших компаний.


2. Обзор финансового рынка 2006-2007гг.

2.1 Показатели развития финансового рынка в 2006-2007 г.

По объему капитализации российский финансовый рынок находится примерно на 12 месте в мире и у России есть все основании рассчитывать на то, чтобы в 2012 году войти в число 10, а к 2020 году 5 крупнейших по капитализации финансовых рынков мира.[22] Достижению этих целей будет способствовать ряд важных тенденций, уже получивших свое развитие в последние годы.

В 2006-2007 году заметно возросла роль финансового рынка в экономике. Одним из важнейших международных показателей, иллюстрирующих такую роль, является соотношение капитализации рынка ценных бумаг и объемов ВВП. Этот показатель фактически измеряет пропорцию, в которой движение материального богатства государства отражается в стоимости финансовых активов. Также он отчасти свидетельствует об уровне развития рыночных принципов функционирования экономики, так как увеличение масштабов финансового рынка косвенно отражает укрепление механизмов формирования справедливых рыночных цен на составляющие национального богатства.

В 2007 году стоимость находящихся в обращении корпоративных облигаций по отношению к ВВП выросла до 3,7% (целевой показатель Стратегии на 2008 год – 4,5%)

Укрепление роли финансового рынка в экономике сопровождалось ростом объемов биржевых торгов, увеличением ликвидности российского финансового рынка, а также ростом обращений российских компаний к фондовому рынку как к источнику долгосрочных инвестиций.

Объем биржевой торговли акциями на российских биржах в 2007 году составил 31,4 трлн. рублей, то есть так же приблизился к уровню ВВП. Во многом такой рост был обусловлен расширением российскими компаниями практики привлечения инвестиций на фондовом рынке. Это, в свою очередь, в еще большей степени сказалось на показателях рыночной капитализации. Так, в течение 1997 – 2003 гг. увеличение курсовой стоимости обращающихся на рынке акций на 90%, а иногда на все 100% обеспечивало прирост совокупной капитализации рынка.[22] Фактически приток на рынок новых ценных бумаг отсутствовал. В 2006 году уже свыше 30% прироста капитализации рынка ценных бумаг было обеспечено новыми эмиссиями, а в 2007 году новые эмиссии обеспечили почти 50% роста рыночной капитализации.

В результате за последние годы возросла конкурентоспособность российского финансового рынка. Так, с 2004 по 2007 годы удельный вес России в совокупной капитализации  48 крупнейших финансовых рынков мира возрос с менее чем 1% до 2,4%.  При этом соотношение объемов сделок с российскими акциями на внутреннем и зарубежных рынках практически составило 70% на 30% в пользу внутреннего рынка. Согласно Стратегии достижение этой пропорции ожидалось в 2008 году.[22] Таким образом, массового оттока ценных бумаг с российского рынка на зарубежные рынки не наблюдается. Вместе с тем, эти достижения пока крайне неустойчивы, и конкуренция мировых финансовых центров за право организовывать торговлю российскими активами существенно обострилась. В этих условиях необходимы значительные усилия по удержанию российских ценных бумаг на отечественных торговых площадках.  

В 2007 году объем зарегистрированных ФСФР России выпусков эмиссионных ценных бумаг по номинальной стоимости составил 1889,3 млрд. рублей. Из них 626,7 млрд. рублей составили выпуски облигаций и 1262,6 млрд. рублей – акции. По открытой подписке было размещено соответственно акций на сумму 74,6 млрд. рублей и облигаций на сумму 616,4 млрд. рублей. Всего по открытой подписке размещено эмиссионных ценных бумаг на сумму 691 млрд. рублей, что эквивалентно 10% к величине инвестиций в основной капитал.

В то же время, по существующим оценкам рыночная стоимость публичного размещения акций в 2007 году приблизилась к 30 млрд. долларов или 740 млрд. рублей. Таким образом, объем капитала, привлеченного путем публичного выпуска акций и облигаций, может быть оценен в размере около 1360 млрд. рублей или более 21% от объема инвестиций в основной капитал (целевой ориентир Стратегии – 20% к 2008 году). С учетом размещения еврооблигаций на зарубежных рынках (порядка 37 млрд. долларов США) соотношение объема капитала, привлеченного российскими компаниями посредством эмиссии ценных бумаг, и объема инвестиций в основной капитал превысило 35% Таким образом, уже в 2007 году целевые ориентиры Стратегии были превышены.

Таблица 1- Соотношение объема капитала, привлеченного российскими компаниями посредством эмиссии ценных бумаг [22].

Выпуски эмиссионных ценных бумаг в 2007 году Акции* Облигации Всего
Открытая подписка, млрд. руб. 74,6 616,4 691
Закрытая подписка, млрд. руб. 550,6 10,3 560,9
Прочие**, млрд. руб. 637,4 - 637,4
Всего, млрд. руб. 1262,6 626,7 1889,3
Инвестиции в основной капитал (оценка 2007), млрд. рублей 6418,7

- по номинальной стоимости в т.ч.: распределение, конвертация, приватизация.

По итогам 2007 года пайщиками паевых инвестиционных фондов являлись более 1640 тыс. человек. За год число пайщиков выросло на 12% при том, что число паевых фондов увеличилось более чем на 50%. Указанная пропорция между ростом численности пайщиков и паевых фондов свидетельствует о повышении конкуренции со стороны управляющих фондами за инвесторов и об опережающем расширении видов инструментов коллективного инвестирования. Это обеспечивает потенциально высокую емкость рынка таких услуг в России. На конец 2007 года в России действовало 1030 паевых инвестиционных фондов по сравнению с 642 фондами в 2006 году.[23]

За прошедший год наиболее высокими темпами выросло число закрытых инвестиционных фондов недвижимости и открытых фондов акций. Активы закрытых фондов недвижимости за год выросли на 171%. Число открытых фондов акций увеличилось более чем на 90%, а объем их чистых активов – на 76%. Суммарный объем чистых активов действующих паевых инвестиционных фондов достиг 766,8 млрд. рублей. Прирост чистых активов за год составил 346,9 млрд. рублей, что примерно равно 17% от величины сбережений населения в 2007 году и превышает прирост величины сбережений за год.

Одновременно с развитием институтов коллективного инвестирования ускорился процесс формирования розничных инвесторов на фондовом рынке. За год число физических лиц, зарегистрированных в торговой системе Фондовой биржи ММВБ, возросло более чем в 2 раза с 199 тысяч до 417 тысяч человек. Соотношение численности физических лиц, непосредственно участвующих в сделках на фондовом рынке, и численности участников схем коллективного инвестирования возросло с 14 до 25% в пользу тех, кто готов напрямую совершать сделки с ценными бумагами. 


Таблица 2- Соотношение численности физических лиц, непосредственно участвующих в сделках на фондовом рынке [22].

Количество физических лиц, использующих различные способы участия на финансовом рынке 2006 2007* Прирост (%)
Количество участников системы негосударственного пенсионного обеспечения, человек 6420700 6624500 +3,17
Число пайщиков паевых инвестиционных фондов, человек 1465996 1642149 +12
Количество физических лиц – уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ 198973 417400 +110
Число физических лиц – уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ к численности пайщиков паевых инвестиционных фондов, %% 13,6 24,8 -

Увеличение внутреннего спроса на российском финансовом рынке с одной стороны, расширение использования возможностей российского фондового рынка акционерными обществами для привлечения инвестиционных ресурсов создает более устойчивую основу функционирования российского рынка ценных бумаг, его большую ориентированность на потребности национальной экономики и снижение относительной зависимости от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Особенно наглядно рост относительной независимости российского рынка ценных бумаг от глобальных рынков проявился в конце 2007 – в начале 2008 годов. Хотя на определенном этапе глобального падения котировок мировых финансовых рынков аналогичная негативная динамика котировок наблюдалась и в России, тем не менее, впервые за последние 10 лет в отдельные периоды кризиса (декабрь 2007 – январь 2008) российские биржевые индексы не только снижались в меньшей пропорции, чем зарубежные индексы, но и росли вопреки общему падению мировых биржевых индексов.

2.2 Нововведения в законодательстве о рынке ценных бумаг.

В период 2006-2007 годов динамичное развитие рынка ценных бумаг сопровождалось работой ФСФР России по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы регулирования рынка ценных бумаг. В соответствии со Стратегий ФСФР России были утверждены ведомственные нормативные правовые акты и совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, а также Банком России разработаны проекты федеральных законов, затрагивающие широкий перечень проблем развития финансовых институтов и инструментов.

В центре внимания ФСФР России были, прежде всего, вопросы повышение конкурентоспособности Российского финансового рынка, бирж и торговых систем, в том числе посредством расширения спектра инвестиционных инструментов на российском финансовом рынке.

Важным шагом стало создание регулятивной основы для выпуска Российских депозитарных расписок (РДР). Был подготовлен и принят Федеральный закон от 30.12.2006 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», а также в развитие положений этого закона утверждены соответствующие приказы ФСФР России. В дополнение к этому ФСФР России выступила с инициативой о допуске на Российский финансовый рынок иностранных ценных бумаг.[24]

По мнению ФСФР России допуск иностранных ценных бумаг для размещения и обращения на российском рынке будет содействовать существенному расширению инвестиционных возможностей для российских финансовых институтов и граждан, приближению к ним таких финансовых инструментов, сдерживанию вывода инвестиционных средств за рубеж. Кроме этого, сделки с иностранными ценными бумагами на российском рынке будут содействовать гармонизации стандартов деятельности российских финансовых, депозитарных, учетных институтов и всей инфраструктуры финансового рынка со стандартами деятельности их зарубежных конкурентов. Все это создает условия расширения объема операций с финансовыми инструментами на российском рынке, концентрации на нем ликвидности, а, следовательно, повышения общей конкурентоспособности и роли российского рынка ценных бумаг в глобальной финансовой системе.

В развитие указанной идеи ФСФР России, совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и Банком России разработала концепцию соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», а также совместно с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект указанного закона. После утверждения концепции закона  Правительством Российской Федерации проект закона был внесен в Государственную Думу. Для обеспечения совершения сделок с иностранными ценными бумагами в соответствии с требованиями российского законодательства ФСФР России был утвержден Приказ о квалификации иностранных ценных бумаг, создавший условия для легализации операций российских финансовых институтов с иностранными ценными бумагами. Данная мера обеспечила большую защиту прав инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг при совершении таких операций.

В целях увеличения количества финансовых инструментов, обращающихся на финансовом рынке, а также упрощения процедур привлечения инвестиционных средств на рынке ценных бумаг российскими предприятиями ФСФР России создала нормативную базу для эмиссии выпусков биржевых облигаций. Соответствующие поправки в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» закреплены Федеральным законом № 138-ФЗ от 27.07.2006.[24].

За последние годы важной тенденцией на рынке ценных бумаг стало расширение операций с производными финансовыми инструментами. Реальным импульсом для качественного роста объемов сделок с этими инструментами стали поправки в статью 1062 части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации, принятые Федеральным законом № 5-ФЗ от 26.01.2007 и направленные на предоставление судебной защиты по срочным сделкам.

Также в соответствии со Стратегией Федеральным законом № 141-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», направленные на совершенствование регулирования эмиссии и обращения  ипотечных ценных бумаг. Одновременно ФСФР России была разработаны необходимые нормативная правовые акты, регулирующие процедуру эмиссии и обращения облигаций с ипотечным покрытием.[22]

В целях обеспечения доступности информации о ценных бумагах и прозрачности сделок с ними были разработаны изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию. В частности, к числу таких фактов были отнесены данные, характеризующие обеспечение облигаций, информация об инсайдерских сделках с ценными бумагами и ряд других сведений.

В 2006-2007 году были разработаны нормативные правовые акты, обеспечившие расширение возможностей акционерных обществ по привлечению инвестиционных средств на рынке акций путем первичного размещения новых выпусков [22]. В 2007 году по объему первичного размещения акций Россия вышла на одно из лидирующих мест в мире.

В указанный период ФСФР России были также разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регулирующие процесс поглощений и вытеснений в акционерных обществах. В то же время накопленная правоприменительная практика показывает, что соответствующая законодательная база нуждается в пересмотре, в том числе в части  функций и полномочий федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Так, действующие нормы законодательства не позволяют ФСФР России в должной мере обеспечивать защиту прав и законных интересов акционеров в ходе поглощений и вытеснений.

В целях укрепления конкурентоспособности российских торговых площадок, а также гибкого реагирования российских финансовых институтов и инвесторов на конъюнктуру мировых финансовых рынков были созданы правовые основы для увеличения времени торгов на организованном рынке. Нормы соответствующего приказа ФСФР России в долгосрочной перспективе открывают потенциальную возможность перехода российских биржевых площадок на круглосуточную торговлю ценными бумагами.

В соответствии со Стратегией была активизирована работа по снижению административных барьеров на рынке ценных бумаг, а также по развитию саморегулирования участников рынка. Стратегия, в частности, предусматривала возможность передачи саморегулируемым организациям (далее - СРО) отдельных полномочий по регулированию, которые в настоящее время осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области финансового рынка. В развитие указанного положения Стратегии, а также в ходе реализации мероприятий Административной реформы ФСФР России утвержден административный регламент проведения проверок участников финансового рынка. Регламент впервые предоставляет право Саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее – СРО) участвовать в таких проверках. Кроме этого расширены полномочия СРО в процессе лицензирования профессиональных участников финансового рынка. Это нашло закрепление в принятом ФСФР России соответствующем административном регламенте, в котором СРО было предоставлено право предварительной экспертизы документов участников рынка, а для организаций, чьи документы прошли такую экспертизу, вдвое сокращены сроки рассмотрения заявлений на лицензирование. Вместе с тем, работа над Стратегией не завершена и новые вызовы обостряющейся конкуренции на финансовых рынках, их глобализация требуют нового подхода к реализации ранее сформулированных задач, а также дополнения их новыми инициативами.  Основные задачи совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу. По состоянию на начало 2008 года отдельные важные положения Стратегии остаются не реализованными. Частично это объясняется наличием различных точек зрения по концептуальным, стратегическим направлениям развития финансового рынка как среди его участников, так и среди заинтересованных органов исполнительной власти. По ряду содержащихся в Стратегии задач могут быть выбраны альтернативные пути решения. В этой связи, в рамках основных направлений совершенствования регулирования рынка ценных бумаг, ФСФР России считает необходимым предусмотреть не только более реалистичные сроки выполнения просроченных мероприятий Стратегии, но также подготовку согласованных концептуальных предложений по выбору наиболее оптимальных и эффективных путей развития российского рынка ценных бумаг. Представляется, что подготовка и согласование таких предложений существенно ускорит завершение работы по реализации важнейших положений Стратегии. 

Целью совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности Российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на рынке ценных бумаг. Все это является основой формирования в России одного из ведущих мировых финансовых центр.


3. Проблемы и меры по совершенствованию развития рынка      ценных бумаг (2008-2012г.)

 

3.1 Проблемы развития российского фондового рынка.

 

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В данном разрезе возможно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т. е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

3. Улучшение качественных характеристик рынка:  что подразумевает наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т. е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка; а так же пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). [24]

4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо: Создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и  его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка, а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг, создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг; создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т. п. ).

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России предупреждает, что без экстренных мер со стороны правительства Россия может в ближайшее время потерять рынок капитала.

В докладе ФСФР призывает власти приложить усилия к повышению конкурентоспособности всех институтов национального рынка капитала, от регулирующих органов до профучастников и инфраструктурных организаций.[23]

ФСФР отмечает, что внутренний российский рынок не стал основным источником привлечения инвестиций для крупнейших российских компаний. Потенциальные эмитенты пользуются собственными средствами или проводят первичное размещение своих акций на иностранных биржах. Объемы сделок с российскими ценными бумагами на иностранных биржах растут быстрее, чем на отечественных площадках.

ФСФР отмечает, что упадку рынка РФ способствуют системные факторы: правительство не борется с высокой инфляцией, из-за которой стоимость заимствований внутри России намного выше, чем за рубежом, — 10-11 процентов против 7-8 процентов годовых.

Высокие политические риски, слабая законодательная защита прав инвесторов, а также обилие госорганов, так или иначе регулирующих рынок, также делает его непривлекательным для консервативных инвесторов.

Еще одной причиной упадка российского рынка является неразвитость инфраструктур: нет Центрального депозитария, который учитывал бы права собственности на все российские акции, а разобщенные клиринговые системы затрудняют расчеты между продавцами и покупателями ценных бумаг. Для сохранения фондового рынка России ФСФР предлагает несколько мер, в числе которых скорейшее создание России Центрального депозитария, разрешение крупным АО выпуска не требующих госрегистрации коротких облигаций и вывод на российские биржи бумаг иностранных эмитентов. Кроме того, по мнению ФСФР, необходимо создать единый коллегиальный орган, который будет регулировать весь финансовый рынок.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) также подготовила изменения в законодательстве, обеспечивающем защиту прав инвесторов при слияниях и поглощениях. Изменения в российском законодательстве, подготовленные ФСФР, позволят защитить права акционеров в процессе поглощений.

К началу 2008 года указанные тенденции приобрели особую остроту. [24]Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, обострения кризисных процессов, актуализации вопросов стратегического развития мировых финансовых центров, их экспансии в страны с развивающимися экономиками. Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому фондовому рынку требуют скорейшего завершения работ по реализации Стратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Стратегии результатов, критического переосмысления отдельных ее положений и формулирования среднесрочных на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2020 года мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации.[22]


3.2 Меры по совершенствованию рынка ценных бумаг (2008-     2012г.).

В среднесрочном плане необходимо определиться с подходами в подготовке наиболее важных федеральных законов, регулирующих основы организации и функционирования центрального депозитария, биржевых торгов, а также осуществления клиринговых расчетов.  Первым шагом на пути к созданию консолидированной биржевой инфраструктуры является выбор модели построения такой инфраструктуры финансового рынка, которая позволит сконцентрировать и направить на дальнейшее повышение конкурентоспособности российского финансового рынка необходимые управленческие, технологические и финансовые ресурсы. Такая модель, скорее всего, не будет точной копией той инфраструктуры, которая сложилась на мировых финансовых рынках. [24]Снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг.  В последнее время ФСФР России предприняла ряд шагов с целью упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, что стало одним из важнейших условий динамичного роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке. Вместе с тем, данная работа не завершена.До завершения 2008 года необходимо внести уточнения в регулирование процедур эмиссии биржевых облигаций. В настоящее время развитие этого инструмента отчасти сдерживается тем, что круг лиц, имеющих право осуществлять эмиссию таких ценных бумаг, ограничен. Следует предоставить право выпускать биржевые облигации и тем эмитентам, чьи облигации уже  включены в котировальный список фондовой биржи.[10]Следует упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, в случаях, когда размещенные ценные бумаги конвертируются в ценные бумаги с тем же объемом прав и с сохранением доли акционеров в уставном капитале (увеличение номинальной стоимости акций или дробление акций). В этом случае предлагается отказаться от процедуры государственной регистрации  выпуска, предусмотрев возможность внесения изменений в ранее утвержденное решение о выпуске, а также  отказаться от государственной регистрации  отчета об итогах выпусков акций. В упрощении нуждается процедура эмиссии ценных бумаг акционерных обществ, чьи акции уже включены в котировальный список. В частности, для государственной регистрации дополнительного выпуска акций  или выпуска облигаций таких эмитентов, в случае публичного размещения ценных бумаг, необходимо ввести уведомительный порядок регистрации выпуска и проспекта ценных бумаг. Кроме этого, назрела необходимость сократить объем информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, с учетом того, что такие эмитенты  раскрывают информацию ежеквартально. При этом предполагается, что контроль за размещением ценных бумаг будет осуществляться профессиональными участниками, оказывающими услуги по размещению, или биржами.

В 2009 году необходимо решить существующие проблемы  процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг в ходе реорганизации акционерных обществ. В настоящее время государственная регистрация выпусков ценных бумаг, размещенных при реорганизации, осуществляется после уже состоявшейся реорганизации и размещения ценных бумаг, в результате чего регистрирующий орган лишен возможности предотвратить нарушения, которые были допущены в ходе эмиссии, главным образом, нарушения прав инвесторов. В этой связи целесообразно ввести процедуру, в соответствии с которой документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг акционерного общества, размещаемых при реорганизации,  будут представляться в регистрирующий орган до государственной регистрации акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации. При этом государственная регистрация соответствующих выпусков ценных бумаг вступит в силу с даты государственной регистрации акционерного общества. Необходимо сформировать эффективное правовое регулирование, обеспечивающее обращение на российском рынке широкого спектра финансовых инструментов. В настоящее время наиболее отлаженным является регулирование ценных бумаг. Вместе с тем, в отношении иных финансовых инструментов такая детальная регламентация отсутствует. Кроме этого, необходимо предусмотреть процедуру квалификации таких финансовых инструментов с точки зрения их возможности приобретения и обращения среди неквалифицированных инвесторов, а также порядок раскрытия информации о таких финансовых инструментах.

К 2010 году целесообразно ввести в практику либеральную процедуру государственной регистрации выпусков ценных бумаг инновационных, наукоемких предприятий. В целом представляется необходимым создать возможность для появления организованного рынка ценных бумаг для квалифицированных инвесторов.[23] Для этого потребуется снять существующие ограничения для допуска бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, к обращению на организованном рынке. Кроме того, обращение таких бумаг может быть локализовано на «отдельных» площадках, допуск  к которым смогут получить только квалифицированные инвесторы.

В 2010 - 2011 годах необходимо завершить унификацию требований к эмиссиям ценных бумаг различных юридических лиц. Также следует определить единый федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию выпусков ценных бумаг. Для этого будет необходимо вести соответствующие изменения в действующее законодательство, не только в части компетенции по выполнению указанной функции, но и в части унификации требований к юридическим лицам, осуществляющим эмиссию ценных бумаг.

В связи с перспективой доступа иностранных ценных бумаг на российский финансовых рынок возникает задача по созданию нормативной базы, устанавливающей требования по раскрытию информации, учитывающие специфику этих инструментов. Такие требования должны обеспечить  российских инвесторов информацией, достаточной для принятия обоснованного решения. В 2009 году Следует установить требования к корпоративному управлению профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. На первом этапе планируется сформулировать соответствующие рекомендации, а затем закрепить эти рекомендации в нормативно-правовых актах.  В 2008 году необходимо принять изменения и дополнения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленные на формирование системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Ведение системы пруденциального надзора позволит оперативно выявлять и пресекать нарушения на рынке ценных бумаг. Закон будет предусматривать несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками финансового рынка внутреннего контроля за соблюдением установленных требований законодательства, участие саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов.  В 2009 – 2010 годах необходимо принять меры по гармонизации методов и правил надзора за российскими профессиональными участниками рынка ценных бумаг с  требованиями банковского надзора. Это соответствует общемировой практики. По отношению формирования и продвижения положительного имиджа российского финансового рынка.Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Необходима целостная система распространения информации и знаний о российском финансовом рынке как среди иностранных инвесторов, так и внутри России. Зачастую упрощенные представления российских предпринимателей о финансовом рынке, приверженность отдельных комментаторов и аналитиков штампам зарубежной прессы  оборачиваются накоплением неоправданно негативных оценок реальной ситуации в России. Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть сбережений  граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения.


Заключение

В работе я постаралась охарактеризовать сферу деятельности ценных бумаг в структуре финансового рынка, выделить особенности, проблемы развития, и перспектива действующей системы.

К началу 2008 года указанные тенденции приобрели особую остроту. Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, обострения кризисных процессов, актуализации вопросов стратегического развития мировых финансовых центров, их экспансии в страны с развивающимися экономиками. Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому фондовому рынку требуют скорейшего завершения работ по реализации Стратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Стратегии результатов, критического переосмысления отдельных ее положений и формулирования среднесрочных на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2020 года мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

Согласно разворачивающимся в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.

Опорными элементами конкурентоспособности финансового рынка являются: капитализированная  консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.  

В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового рынка ФСФР России предлагает двенадцать приоритетных задач, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:

- консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры;

- формирование благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг;

- снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

- создание широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов; 

- расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка;

- внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

- развитие коллективных инвестиций;

- обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

- развитие и совершенствование корпоративного управления;  

- предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке;

- совершенствование регулирования на финансовом рынке;

- формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка.

Указанные задачи могут быть решены в ходе реализации комплекса среднесрочных на период 2008-2012 годы и долгосрочных на период до 2020 года мер, перечень которых содержится в предлагаемом докладе. Доклад подготовлен в соответствии с планом заседаний Правительства Российской Федерации на первое полугодие 2008 года и содержит предложения по реализации приоритетных направлений развития финансового рынка, предусмотренных проектом Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.


Список использованной литературы

1.         Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ).

2.         Приказа ФСФР от 16.03.2005 г. № 05-3/пз-н «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».

3.         ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

4.         Григорьева Н., Коковина Л. Фундаментальный анализ фондового рынка. // "Чужие деньги" финансово-аналитическая газета. № 33, 2005.

5.         Дарушин И. Теоретические основы функционирования срочного рынка и его социально-экономическая роль // Рынок ценных бумаг. 2003, № 4. С. 68-73.

6.         Еремеева Л. Проблемы муниципальных заимствований в Российской Федерации. // Рынок ценных бумаг. 2001, №24.

7.         Лытнев О.Н. Оценка основных финансовых активов. // Рынок ценных бумаг. №3, 2003.

8.         Лякин А.Н., Лапинскас А.А. Рынок ценных бумаг. СПб., 2001.

9.         Мациевич Е., Решетникова Л.Г. Дивидендная политика акционерных обществ: региональный аспект // Журнал "Налоги. Инвестиции. Капитал". №№ 4-6, 2005.

10.      Синягин А. Какие дивиденды должны платить акционерные общества? // http://www.unicon-ms.ru/press_centre/publication/?form=print&id=334. 12.05.2003.

11.      Фадеев А.И. Управлением портфелем ценных бумаг (специфика российского варианта) // РЦБ, 2003. №6.

12.      Фундаментальный анализ фондового рынка. - http://www.ngfr.ru/article.php?/2005/5.

13.      Чалдаев Л.А. Фондовая биржа: организационно-управленческие структуры. М., 2001.

14.      Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник. - Изд. 4-е, перераб. и доп.  М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - С. 258.

15.      Рынок ценных бумаг : учебник вузов. / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова М.: Финансы и статистика, 2005, - С. 446.

16.      Кувакина Т. В. Ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: Дисс. канд. экон. наук. – М., 2006.

17.      Савенков В. Н. «Ценные бумаги в России»,.изд-во «Ифра-М», Москва, 1998

18.      Евгений Светин «Биржевой прецедент».//Газета «Финансовая Россия», №9 9-15 марта 2000г

19.      Олег Ханштейн «Российский рынок ценных бумаг ставит рекорды» //Газета «Финансовая Россия», №2 20-26 марта 2000г.

20.      Финансы.Ru

21.      Fatlink.ru

22.      www.ippnou.ru

23.      www.fcsm.ru

24.      www.lenta.ru

25.       www.lin.ru