Курсовая работа: Сравнительная характеристика развития двух субъектов Российской Федерации: Алтайского края и Иркутской области

Содержание

Введение

1    Сравнение общих сведений об Алтайском крае и Иркутской области

2    Сравнение природных ресурсов

3    Сравнение динамики основных макропоказателей со среднероссийским уровнем

4    Сравнение динамики развития основных отраслей: промышленности и сельского хозяйства за период 1990 – 2004 гг.

5    Сравнение основных социальных показателей

6    Основные причины различия в экономическом и социальном развитии Алтайского края и Иркутской области

7    Краткая характеристика возможных форм и инструментария государственного регулирования развитием экономики Алтайского края и Иркутской области

8    Влияние на развития рассматриваемых регионов стратегии экономического развития Сибири

Заключение

Список используемой литературы


Введение

В настоящее время необходимость учета территориального аспекта управления хозяйством является важной основой решения социально-экономических проблем общества. Любая территориальная часть России (будь то административная или экономическая составляющая) характеризуется определенным состоянием природного ресурсно-сырьевого, хозяйственного потенциалов, экоса, организацией производительных сил.

Большое значение в новых условиях хозяйствования имеет прогноз развития экономики территориальных частей. Решение этой проблемы предполагает разработку основ выбора приоритетных направлений всех видов деятельности, включая промышленное производство. Основ отображающих схемы связи: территория, ресурсно-сырьевой потенциал – экосостояние природной среды – производство – потребитель (рынок) – территория.

Цель контрольной работы – дать сравнительную характеристику развития двух субъектов Федерации: Алтайского края и Иркутской области. Для этого нужно решить следующие задачи:

1.   Сравнить общие сведения о развитии этих регионов.

2.   Сравнить природные ресурсы.

3.   Сравнить динамику развития основных макропоказателей со среднероссийским уровнем.

4.   Сравнить динамику развития основных отраслей: промышленности и сельского хозяйства за период 1990 – 2004 гг.

5.   Сравнить основные социальные показатели

6.   Указать и дать объяснение основных причин различий в экономическом и социальном развитии этих субъектов РФ.

7.   Дать краткую характеристику возможных форм и инструментария государственного регулирования развитием экономики субъектов РФ.

8.   Высказать мнение по вопросу влияния на развитие рассматриваемых регионов стратегии экономического развития Сибири.


1 Сравнение общих сведений об Алтайском крае и Иркутской области

В работе предлагается рассмотреть два субъекта Российской Федерации: Алтайский край и Иркутскую область. Оба эти субъекта находятся в Сибирском регионе, только в разных ее частях.

Алтайский край относится к Западно-Сибирскому экономическому району, а Иркутская область – к Восточно-Сибирскому экономическому району. Теперь более подробно.

Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири и граничит с Новосибирской и Кемеровской областями, Казахстаном и Республикой Алтай. Его территория составляет 168 тыс. кв. км.

В крае 12 городов, 14 поселков городского типа, 7 городских и 60 сельских районов, в том числе Немецкий национальный район. Административный центр - г. Барнаул.

Здесь проживают представители 110 национальностей. Национальная структура населения выглядит следующим образом: русские - 90,9%, немцы - 3,9%, украинцы - 2,9%, белорусы - 0,4%, казахи - 0,4%, мордва - 0,3%, татары - 0,3%, чуваши - 0,3%, алтайцы - 0,1% и др.

Численность постоянного населения Алтайского края составила 2607,2 тыс. человек. Алтайский край занимает в Сибирском федеральном округе четвертое место по численности населения после Красноярского края, Кемеровской и Новосибирской областей.

С 1989 по 2004 годы численность постоянного населения Алтайского края сократилась на 24 тыс. человек, или 0,9%.

Сокращение численности населения происходило в основном из-за естественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся), а также из-за эмиграции жителей края в страны «дальнего зарубежья», которая была существенно больше объемов иммиграции из этих стран.[1]

В крае преобладают два типа геоморфологических ландшафтов: на востоке - горный, на западе - степной. Значительные площади занимают таежные массивы. На сотни километров протянулись уникальные ленточные боры. Богатый растительный покров в сочетании с контрастами рельефа предопределил разнообразие животного мира. Здесь обитают около 300 видов млекопитающих, более 300 видов птиц, есть пресмыкающиеся, земноводные, многочисленные водоемы богаты рыбой.

Климат резко континентальный. Зима морозная, продолжительная, лето жаркое, короткое, нередко сухое.

Климатические условия в целом благоприятны для развития сельского хозяйства. Тепла и света достаточно для выращивания практически всех сельскохозяйственных культур, овощей, ягод и фруктов.

Самые крупные реки Бия и Катунь, сливаясь, образуют одну из главных сибирских рек - Обь. На территории края около 13 тыс. озер, более половины из них с пресной водой. Самое большое озеро - Кулундинское (728 кв. км). В горах Алтая расположено изумительное по красоте озеро Ая.

Алтайский край является крупнейшей сельскохозяйственной базой Западной Сибири и в то же время выделяется развитой промышленностью, особенно машиностроением, химической промышленностью, легкой и пищевой. Получили развитие горнодобывающая промышленность, деревообработка и пушной промысел.

В сельском хозяйстве ведущее место занимает земледелие. Выращиваются яровая пшеница, пшеница, подсолнечник, картофель, овощи. Развито животноводство мясо-шерстного направления. Крупным центром края является Барнаул. В нем получили развитие такие отрасли промышленности, как машиностроение, производящее котлы, моторы, механические прессы и др. Химические предприятия производят резинотехнические изделия, вискозное и капроновое волокно и др. Получила развитие текстильная и пищевая промышленность. Центром тракторостроения является Рубцовск. В городу развита и пищевая промышленность. Крупнейшим промышленным центром является Бийск – центр машиностроения и разнообразной пищевой промышленности.[2]

Теперь об Иркутской области.

Численность населения Иркутской области по предварительным итогам Всероссийской переписи составляет 2 млн. 454 тыс. человек. Из них 2 млн. 446 тыс. человек постоянно проживают на территории области. В том числе 2 млн. 54 тыс. человек — городское население и 399 тыс. человек — сельское население. По численности населения Иркутская область занимает пятое место среди регионов Сибирского федерального округа и 23-е среди субъектов РФ.

В сравнении с итогами переписи 1989 года население области сократилось на 9%. Сокращение населения, прежде всего, произошло из-за большого уровня смертности в регионе и миграционных процессов. Так, за 12 лет в Мамско-Чуйском и Катангском районах население сократилось наполовину. В Усть-Кутском районе население сократилось на 48,6%, в Бодайбинском – на 33,3%, Казачинско-Ленском – на 29%. Увеличилось число жителей в городе Саянске, Ангарском, Иркутском, Ольхонском и Шелеховском районах.[3]

Иркутская область – особенно развитый в промышленном отношении район среднего звена Восточной Сибири. Отраслями его специализации являются топливно-энергетическая, лесная и деревообрабатывающая, горнодобывающая, химическая, цветная металлургия, машиностроение. По производству промышленной продукции на душу населения она занимает первое место в Восточной Сибири. Сельское хозяйство развито слабо из-за природных условий. Возделываются яровая пшеница, картофель, овощи. Животноводство имеет мясо-молочное направление. В Иркутске особенно развито машиностроение. Крупные предприятия – завод, выпускающий оборудование для черной и цветной металлургии, завод автотрактородеталей. Получили развитие производство стройматериалов и пищевая промышленность.

В городу Шелехове находятся алюминиевый и кабельный заводы. В Черемхове – угольная промышленность. На территории Иркутской области сформировался и развивается Братско-Усть-Илимский ТПК с развитой электроэнергетикой, горнодобывающей промышленностью, цветной металлургией, лесной и деревообрабатывающей промышленностью.

В состав Иркутской области входит Усть-Ордынский Бурятский автономный округ с центром-поселком Усть-Ордынский. Основу его хозяйства составляют молочно-мясное, шерстяное и мясо-сальное животоноводство. Выращивается пшеница, овес, ячмень. Добывается каменный уголь, гипс. Построены масло-сыродельные предприятия.[4]

Более удобно для развития транспортных связей расположена Иркутская область. Иркутская область - точка соединения экономических и культурных путей с Запада и Востока. Более 300 лет через Иркутск Государство Российское поддерживало отношения с Китаем, Монголией, Кореей и Японией. Сегодня, когда происходит интеграция национальных культур и экономик в единую мировую систему, именно такие связующие центры приковывают внимание зарубежных бизнесменов. Особенно это заметно в последнее время, когда о своем интересе к экономическому сотрудничеству с бизнесом Приангарья все громче заявляют страны Азии. На деловых встречах обсуждаются долгосрочные проекты строительства крупных предприятий добывающей, лесной промышленности, создания транспортной инфраструктуры (в том числе нефте- и газопроводов).[5]


2          Сравнение природных ресурсов

Природные ресурсы рассматриваемых регионов также отличаются разнообразием.

Алтайский край богат месторождениями полиметаллов, поваренной соли, мирабилита, соды, каменного угля. Есть железные руды, драгоценные металлы. Алтай знаменит уникальными месторождениями яшм, порфиров, мраморов, гранитов, минеральными термальными и питьевыми водами, лечебными грязями.

Сырьевая база полиметаллов края сосредоточена в 9 месторождениях. Суммарные промышленные запасы составляют около 50 млн. тонн руды. На базе трех месторождений действует горно-обогатительный комбинат производительностью около 800 тыс. тонн в год с получением концентратов цинка, свинца и меди. В стадии ввода в эксплуатацию находится Рубцовский рудник на уникальном месторождении полиметаллических руд. Добыча преимущественно подземная.

Располагая одними из крупнейших в России запасами минеральных вод различных типов, включая радиоактивные, в крае получила развитие санаторно-курортная система. Известный в стране санаторно-курортный комплекс Белокуриха (курорт федерального значения) использует лечебные источники с термальными слабоминерализированными радоновыми водами с повышенным содержанием кремниевой кислоты.

Химическая промышленность развивается благодаря запасам поваренной соли, сульфата натрия и магния, природной соды и других солей. В настоящее время промышленное освоение ведется лишь на двух месторождениях - Кучукском и Бурлинском. Акционерным обществом "Кучуксульфат" производится сульфат натрия и разработан проект выпуска сульфата калия и поваренной соли.

Особенности геологического строения Иркутской области обусловили нахождение в области широкого разнообразия месторождений полезных ископаемых. В платформенной части открыты и разведаны месторождения ископаемого угля, каменной и калийной солей, углеводородного сырья, огнеупорных глин, широкого спектра сырья для производства строительных материалов, железных руд, гидроминерального сырья. В складчатых областях на территории области расположены уникальный Ленский золотоносный район, Мамско-Чуйская слюдоносная провинция, Восточно-Саянская редкометальная провинция, различный комплекс горнорудного и горнохимического сырья: талька, цементных известняков, облицовочного камня, камнесамоцветного сырья, нерудного сырья для металлургии и другие.

Имеются серьезные основания для выявления месторождений марганца, алмазов, полиметаллов, олова, самородной серы, а также для существенного улучшения минерально-сырьевой базы традиционных полезных ископаемых.

В настоящее время на территории области в значительных объемах добываются бурый и каменный уголь, железные руды, золото из россыпей, каменная соль, цементное, облицовочное сырье, огнеупорные глины, стекольные и формовочные пески, гипс, цветные камни, минеральные строительные материалы.

Общая оценка прогнозных извлекаемых ресурсов углеводородов только в пределах Иркутской области составляет: по нефти - 2050 млн. т., по газу - 7,5 трлн.м3. В Иркутской области открыты крупные месторождения - Ковыктинское (газ), Верхнечонское, Ярактинское, Дулисьминское (нефть, газ).

Открытые и разведанные месторождения нефти и газа уже в ближайшее время могут стать реальными эксплуатационными объектами.

Угольные ресурсы Иркутской области сосредоточены в Иркутском, южной части Тунгусского бассейнах, Пойменно-Черемшанском и Прибайкальском угольных районах. Ресурсы ископаемых углей в области на 01.01.2000 года - 46 млрд. тонн, из которых балансовые запасы по кат. А+В+С1 составляют 8.2 млрд. тонн, запасы кат. С2 - 6.2 млрд. тонн.

Основная часть учтенных запасов (96%) сосредоточена в Иркутском бассейне на юге области, здесь же добывается основная масса угля: каменного и бурого. Иркутский бассейн располагает углями от зрелых бурых (БЗ-18%), длинно-пламенных (Д-44%) до газовых жирных (Г6-ГЖ-38%). Основная масса добываемого малосернистого угля используется в энергетике.

Основной объем добычи производится на трех месторождениях Иркутского бассейна: Черемховском, Азейском, Мугунском.

Иркутская область по добыче золота традиционно занимает третье-четвертое место в России (10% от общероссийской добычи), золото до настоящего времени извлекается исключительно из россыпей. Более 95% золота области добывается в Бодайбинском районе, за 150 лет из его недр извлечено порядка 1200 тонн учтенного металла.

Государственным балансом запасов на территории области учтено 320 россыпных и 6 рудных объектов. По подготовленным запасам рудного золота область занимает первое место в стране, велик ресурсный потенциал и россыпного золота, что позволяет рассматривать регион как один из наиболее привлекательных для инвестирования развития золотодобычи.

Область обладает крупнейшей в России рудного золото, включающей разведанные месторождения Сухой Лог, голец Высочайший, Вернинское, Первенец, оцененные Догалдынское, Центральное, Юбилейное, Невское, Кавказ, Ергожу, Гурбей и около 40 перспективных рудопроявлений.

Объем добычи золота в 2002 году составил 16 тонн, что является рекордным показателем за весь период добычи золота

Месторождения железных руд сосредоточены в четырех рудных районах: Ангаро-Илимском, Ангаро-Чунском (центральная часть области), Ангаро-Катском и Иркутно-Китойском (соответственно север и юг области).

Из широкого круга неметаллических полезных ископаемых в эксплуатации находятся месторождения огнеупорных глин, магнезита, формовочных и стекольных песков, каменной соли, талька, гипса, облицовочных камней, слюды-мусковита, полудрагоценных и поделочных камней и минеральных строительных материалов.

Доля Росси в мировых запасах гидроэнергетических ресурсов, технически возможных к использованию, оценивается в 10%. Основная часть гидроэнергетических ресурсов России (около 70%) сосредоточена в Восточной Сибири.

На территории Иркутской области общие потенциальные запасы гидроэнергетических ресурсов оцениваются в 200-250 млрд. кВт/ч в год, в том числе технически возможных к использованию - примерно в 190 млрд. кВт/ч в год. Наличие значительных гидроресурсов станет и в дальнейшем определять развитие Иркутской области как важнейшего центра энергоемких производств на востоке страны. В настоящее время вовлечена в оборот только треть имеющихся гидроресурсов. Построено три гидроэлектростанции на Ангаре суммарной мощностью 9,1 ГВт с годовой выработкой электроэнергии более 50 млрд. кВт/ч, а также одна ГЭС на р. Мамакан (приток Витима) мощностью около 100МВт с возможной годовой выработкой электроэнергии до 0,4 млрд. кВт/ч.

Существенная часть добываемых в России ресурсов продается за границу: 30 – 40% нефти и газа, 90% меди и олова, 65% цинка, практически все сырье для производства фосфатных и калийных удобрений. Поэтому большая роль в реализации природных ресурсов лежит на Иркутской области, как основного поставщика из Сибири.[6]


3          Сравнение динамики основных макропоказателей со среднероссийским уровнем

Большое значение при сравнении двух регионов имеет анализ динамики основных макроэкономических показателей.

В таблице 1. представлены основные макропоказатели по Алтайскому краю, Иркутской области и России в целом.[7]

Таблица 1

Регион Комплексная оценка, место в РФ ВРП, тыс. руб. на чел. Соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума Среднедушевые денежные доходы, руб. на чел. в месяц Соотношение душевых инвестиций со средним уровнем, раз.
Россия 14 91,48 2,36 3060 1
Алтайский край 62 51,54 1,74 1691 0,3
Иркутская область 58 72,58 1,88 2758 0,5

Как видно из выше приведенной таблицы по всем макроэкономическим показателям лидирует Иркутская область.

По показателю ВРП Иркутская область превосходит Алтайский край на 21,04 руб./чел., что составляет 28,99%.

По показателю соотношения среднедушевых доходов и прожиточного минимума, разница составляет 0,14 (7,45%).

По показателю «среднедушевые денежные доходы» превосходство выражается в сумме 1067 руб. /мес. Эта сумма соответствует 38,69%.

И, наконец, по инвестициям Иркутская область опять находится в более выгодном положении, потому как на нее приходится хотя бы 1 раз в 2 года инвестиций, а на долю Алтайского края инвестиции выпадают только 1 раз в три года.

Далее необходимо сравнить Иркутскую область, как более значимую, с среднероссийским уровнем.

Получается, что по сравнению со среднероссйискими показателями, Иркутская область находится на 58 месте. При этом по показателю ВРП она отстает на 18,9 тыс. руб. на чел.

По показателю «Соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума» 0,48.

А вот по среднедушевым денежным доходам на 302 руб. в месяц.

Наиболее значимыми итогами прошедшего года для Иркутской области являются повышение уровня и качества жизни населения области в соответствии с главной целью, которую поставила перед собой администрация Иркутской области в Программе социально-экономического развития области до 2005 года.

Основным выражением повышения уровня и качества жизни населения стал рост реальных денежных доходов населения на 5,9% и снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на 1,2% к уровню 2003 года. Рост доходов населения является относительно устойчивой тенденцией. Начиная с 2002 года, рост реальных денежных доходов дал также толчок к снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Следует обратить внимание, что официальные данные Иркутскстата показывают уровень жизни населения области с учетом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, являющегося самостоятельным субъектом РФ. Это значительно искажает реальную картину, поэтому на графике приведены данные без округа.[8]


4          Сравнение динамики развития основных отраслей: промышленности и сельского хозяйства за период 1990 – 2004 гг.

Практически по всем показателям социально-экономического развития Алтайский край занимает устойчивое 5 место среди 18 регионов Сибирского округа.

Об этом заместитель главы администрации Алтайского края и начальник Главного Управления экономики и инвестиций Владимир Псарев заявил на встрече с журналистами 2 апреля. Такой вывод Владимир Псарев сделал, основываясь на статистические данные только что изданного Госкомстатом России сборника "Регионы России: социально-экономические показатели".

По мнению Псарева, чтобы проследить динамику развития края на фоне других регионов Сибирского округа, необходимо выбрать единую для всех отправную точку для сравнения. Таковой, по его словам, несомненно, является 1998 год - год кризиса. Сравнивая основные показатели развития сибирских регионов за этот промежуток времени с 1998 по 2002 годы, очевидно, что темпы роста промышленного производства в Алтайском крае одни из самых высоких в округе - 143% в 2002 году по отношению к 1998 году (в Красноярском крае -130%, Новосибирской области - 135%, Омской - 141%). Владимир Псарев отметил, что данные показатели посчитаны еще без учета инфляции, если бы этот фактор учитывался, то Алтайский край выглядел бы еще лучше, поскольку в крае традиционно уровень инфляции ниже, чем у наших соседей.

По темпам производства продукции сельского хозяйства Алтай занимает 3 место (135%), уступив лишь Омской (151%) и Новосибирской (157%) областям. Такое же место у нашего края и по темпам роста инвестиций (142%).

Касаясь уровня жизни населения края, Владимир Псарев подчеркнул, что и здесь Алтайский край занимает не последнее место в округе: 5 - по размеру остатков на вкладах в Сбербанке РФ, 4 - по количеству автомобилей на 1000 населения. По мнению Псарева, серьезным показателем уровня жизни населения является прерывание беременности. На Алтае традиционно этот показатель самый низкий - 46 на 1000 женщин детородного возраста (для сравнения в Новосибирской области - 49, Красноярском крае - 67).

Позитивно оценивая темпы социально-экономического развития региона, Владимир Псарев отметил, что в определенной степени тормозит это развитие финансовое состояние предприятий. Огромная кредиторская задолженность, возникшая зачастую по вине государства, мешает предприятиям эффективно работать, - считает вице-губернатор, однако государство не идет на списание этих долгов. На сегодняшний день кредиторская задолженность в Алтайском крае составляет около 34 млрд. рублей, а дебиторская около 24 млрд. По словам Псарева, в 2002 году в крае удалось уменьшить кредиторскую задолженность почти на 1 млрд. рублей.[9]

2004 год должен был во многом стать показательным, как для Иркутской области, так и для страны в целом. В предыдущие годы экономика развивалась, в основном, за счет внешних факторов – влияния эффекта девальвации рубля, благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, загрузки простаивавших производственных мощностей. В прошедшем году весомую роль стали играть внутренние факторы роста, накопленные с 1999 года.

Модернизация основных фондов за счет средств стратегических инвесторов позволила увеличить выпуск промышленной продукции базовых отраслей, где уже была достигнута предельная загруженность мощностей. Растут темпы внедрения инноваций. Банковский кризис и снижение активности на фондовом рынке способствовали выходу за пределы области спекулятивного капитала и улучшению структуры инвестиций.

Реальный рост денежных доходов населения, возобновившийся после кризиса 1990-х годов, привел к увеличению внутреннего потребительского спроса, что благоприятно отразилось на показателях развития потребительского рынка, производстве пищевых продуктов. За счет проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен на потребительском рынке, значительно снизились темпы инфляции, что в совокупности с ростом доходов привело к повышению покупательской способности и снижению уровня бедности.

Кроме того, сохраняли свое влияние на экономический рост и внешние факторы. Внешний спрос на продукцию промышленных предприятий области и благоприятная ценовая конъюнктура способствовали росту объемов экспорта, как в физическом, так и стоимостном выражении. В структуре экспорта весомую роль стала играть продукция глубокой степени переработки, доля которой достигла 49%.

Повышение уровня жизни населения осуществлялось на основе экономического роста. Основным стимулом к развитию в рыночных условиях является конкуренция. В связи с этим, важным свидетельством экономического развития является появление новых субъектов хозяйственной деятельности. По состоянию на 1.01.2005 г. в Едином государственном регистре предприятий и организаций учтено 59,5 тыс. субъектов всех отраслей экономики, за год их число увеличилось на 3%. При этом, наибольший рост количества организаций произошел в сфере высоко технологичных рыночных услуг, таких как связь (110,5%).

Рост количества субъектов хозяйственной деятельности сопровождался ростом объемов выпуска товаров и услуг в базовых отраслях экономики области. По итогам года индекс физического объема промышленного производства составил 104,1% к уровню 2003 года. Рост объемов промышленного производства в области сохраняется вот уже на протяжении последних семи лет. Совокупный рост промышленного производства с 1998 года составил 48,5%, опережая среднероссийские темпы.

Однако темпы роста промышленного производства в области в 2004 году несколько уступали среднероссийским: в целом по РФ, индекс физического объема промышленного производства в 2004 году составил 106,1%. Вместе с тем, очевидно, что структура роста в РФ в целом принципиально иная. Основным «локомотивом роста» российской экономики продолжает оставаться нефте- и газодобыча. Непосредственно эти отрасли обеспечивают до 20% роста промышленного производства. Кроме того, рост объемов в этих отраслях зависит от объема инвестиций в добывающие мощности и дает толчок к развитию машиностроения.

Среди 4 регионов-лидеров по объемам промышленного производства в Сибирском Федеральном округе (Красноярский край, Кемеровская, Томская, Иркутская области) Иркутская область в 2004 году занимала 2-е место по темпам роста индекса физического объема, уступая только Томской области за счет влияния фактора нефтедобычи.

Более быстрыми темпами, чем объемы производства, в прошедшем году рос сектор услуг. Такая тенденция также характерна для развитых стран мира. Грузооборот предприятий транспорта вырос - на 7,7%, объем услуг предприятий связи - на 28%. Грузооборот непосредственно связан с ростом экспортных поставок, которые, по предварительным данным, увеличились в 2004 году - на 21%. Объем платных услуг населению области вырос - на 10,1%.

В целом изменилось соотношение производства товаров и услуг в добавленной стоимости с 44,4% (товары) против 49% (услуги) в 2002 г. до 42,6% против 51,6% в 2004 году.

Наиболее растущей показала себя в истекшем году отрасль торговли. Оборот розничной торговли вырос в 2004 году на 13,7% – один из самых высоких показателей за последние годы. Основным движущим фактором развития торговли, является рост реальных доходов населения.

По динамике развития сектора рыночных услуг Иркутская область находится в числе лидеров среди регионов СФО. По темпам роста грузооборота предприятий транспорта область занимает 4-е место, оборота розничной торговли также 4-е, объема платных услуг населению – 2-е место.

Изменения структуры экономики области наглядно видны и на динамике инвестиций в основной капитал. По итогам года, по оценке, инвестиции в основной капитал составили в сопоставимых ценах 97,7% к уровню 2003 года. Следствием банковского кризиса и стагнации на фондовом рынке стал вывод спекулятивного капитала за пределы области. Вместе с тем, достаточно бурно развивается инвестиционная динамика в отраслях, ориентированных на конечного потребителя, что отражает приоритеты стратегических инвесторов, при этом основным источником инвестиций остаются собственные средства предприятий.

Интегральным показателем развития экономики и социальной сферы области является валовой региональный продукт. По оценке, в 2004 году валовой региональный продукт области вырос на 3,7% по отношению к 2003 году. В связи с опережающим ростом сектора услуг, доля валового продукта, произведенного в промышленности, постепенно снижается. В 2004 году, по оценке, она составила 29,6%, доля же транспорта – 15% и торговли – 15,8%.

В прошедшем году в значительной степени улучшилось финансовое состояние организаций области. По итогам 2004 года прибыль организаций области составила 15,7 млрд. руб. и превысила показатель предыдущего года в 2,3 раза. Снижается кредиторская задолженность. Ее объем по итогам года составил 91,6% к соответствующему уровню 2003 года, удельный вес просроченной задолженности в общем объеме сократился с 37,2% до 26,7%.[10]

Заместитель главы областной администрации Ирина Думова сообщила, что динамика развития Иркутской области до 2005 года по внутренней продукции и производству чуть выше, чем в среднем по России. По итогам прошлого года производство было восстановлено на 71% по отношению к 1990 году, тогда как в среднем по России - на 63%.

И. Думова также отметила, что Иркутской области свойственна проблема финансовых рынков. На сегодняшний день не определена региональная финансовая политика, нет крупных финансовых структур, имеются только филиалы и представительства. По словам И. Думовой, сейчас активно ведется разработка стратегического плана развития экономики Иркутской области.

Существующая программа экономического развития Иркутской области принята до 2005 года, и новый документ, определяющий основные направления экономики области, должен быть принят к началу 2006 года. Ирина Думова отметила, что значительные усилия будут направлены на развитие элементов государственно-частного партнерства.[11]

5          Сравнение основных социальных показателей

Социально-демографические процессы, происходящие в Иркутской области, соответствуют общероссийским тенденциям сокращения населения за счет естественной убыли, которая частично компенсируется миграционным приростом. Численность постоянного населения области на начало 2004 года составила 2426,3 тыс. чел.

Администрацией области предпринимались меры, направленные на стабилизацию демографической ситуации. На территории области приняты и реализуются 22 целевые социальные программы, 12 из которых имеют ярко выраженную ориентированность на наращивание демографического потенциала области. Эти программы направлены на решение проблем малочисленных народов Севера, молодежи, поддержку детей и лиц старшего поколения, охрану здоровья населения.

В результате, начиная с 1999 года, заметно улучшаются показатели рождаемости населения. Общий коэффициент рождаемости с 1999 года увеличился к 2004 году с 9,7 до 12,4 рождений на 1000 населения. Важнейшим фактором повышения рождаемости и воспроизводства населения является укрепление семейной структуры общества, которое в последние годы наблюдается в области. Об этом свидетельствует снижение более, чем на 20% общего количества разводов (с 5,9 разводов на 1000 населения в 2002 г. до 4,5 – в 2004 г.) и показателя случаев разводов на 1000 браков (с 927 до 755 соответственно). За последние 5 лет естественная убыль населения области снизилась по оценке с 12,8 до 11,3 тыс. чел. в год.

Благоприятным с точки зрения формирования трудовых ресурсов является и рост в последние годы численности населения трудоспособного возраста, обусловленный вхождением в него молодежи, родившейся в 80-е годы, что способствует снижению демографической нагрузки на трудоспособное население.

Определяющий критерий оценки уровня жизни – среднемесячный денежный доход в расчете на душу населения в 2004 году увеличился до 5553 рублей или на 18,1%. В течение года наблюдалась постоянная динамика превышения доходов над расходами населения. При этом, к концу года существенно повысились темпы роста доходов и превышение доходов над расходами. С учетом роста цен реальное увеличение денежных доходов населения составило 5,9% и превысило уровень, запланированный Программой социально-экономического развития области до 2005 года на 0,4 процентных пункта.

Структура использования доходов населения претерпела в 2004 году некоторые изменения, по сравнению с 2003 годом. Заметно выросла доля расходов на оплату товаров и услуг, за счет снижения доли обязательных платежей и взносов. Кроме того, летний кризис банковской системы 2004 года повлек за собой временное снижение доли сбережений во вкладах и ценных бумагах и также способствовал росту расходов на оплату товаров и услуг.

Величина прожиточного минимума населения, исходя из цен, сложившихся на территории области на товары и услуги для населения, составила по итогам года 2692 рубля. Уменьшение темпов роста данной величины в 2004 году объясняется замедлением инфляционных процессов на потребительском рынке, в особенности, в сфере услуг. В предыдущие три года рост прожиточного минимума происходил за счет опережающего удорожания услуг ЖКХ по сравнению с ценами на продовольствие и промышленные товары. Предпринятые в 2004 году меры по сдерживанию темпов роста тарифов на эти виды услуг привели к соответствующему снижению темпов роста прожиточного минимума (с 24,2% в 2003 г. до 13,2% в 2004 г.).

Опережающий рост доходов населения по сравнению с ростом цен на товары и услуги обеспечил увеличение покупательной способности населения до 2,06 прожиточных минимумов и снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума по оценке с 28,3% до 27,1% от общей численности населения.

Снижение уровня бедности происходило в основном за счет сокращения численности работников, имеющих зарплату ниже прожиточного минимума. Основу бедности, по-прежнему, составляют пенсионеры. Несмотря на то, что пенсия в 2004 году увеличивалась дважды и ее средний размер, начиная с 2002 года, превышает прожиточный минимум пенсионера, около 39% лиц данной категории получают пенсию ниже минимального стандарта.

Рост реальных денежных доходов обеспечен, во многом, за счет проведения администрацией области активной политики по повышению уровня оплаты труда.

На протяжении последних лет наибольший уровень официально регистрируемой заработной платы складывается в отрасли финансы и кредит, наименьший – отмечался в сельском хозяйстве. В 2004 году в сельском хозяйстве наметились положительные тенденции. По имеющимся данным за 2004 год, рост средней заработной платы в этой отрасли составил 40,9%. В результате наименьший уровень официальной оплаты труда сложился в торговле и общественном питании, где рост показателя к предыдущему периоду составил лишь 6,4%.

Основой политики по увеличению уровня оплаты труда являлось построение взаимоотношений с работодателями и профсоюзными объединениями на принципах социального партнерства. В итоге, заключено и пролонгировано 40 соглашений (на 2,5% больше, чем в 2003 г.): областное трехстороннее соглашение, 6 отраслевых соглашений областного уровня, 33 территориальных, иных и отраслевых соглашений, заключенных на уровне муниципальных образований. [12]

6          Основные причины различия в экономическом и социальном развитии Алтайского края и Иркутской области

Алтайский край и Иркутская область отличаются друг от друга, прежде всего, из-за климатических условий.

Природа Алтайского края способствует развитию в нем растениеводства и сельского хозяйства. Природные условия Иркутской области характеризуется суровостью климата, наличием мерзлоты, торфяных болот, тундры, тайги, а также преобладанием возвышенностей и гор. Поэтому здесь более развиты угольная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия, некоторые производства химической промышленности и пушной промысел.

Кроме этого причиной может служить геологическое строение земной коры, т.е Алтайский край богат нефтью и природным газом, некоторыми видами металлов, а Иркутская область славится золотом, торфом, цветными металлами, каменным углем и т.д.

 


7          Краткая характеристика возможных форм и инструментария государственного регулирования развитием экономики Алтайского края и Иркутской области

Государственное регулирование развитием экономики Алтайского края происходит на основании «Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края» (Договора), подписанного Председателем правительства РФ Черномырдиным В. С. и главой администрации Алтайского края Коршуновым Л. А., к предметам совместного ведения, помимо установленных статьей 72 Конституции Российской Федерации, относятся также и вопросы функционирования Алтайского края (ст. 2 Договора, п. 6).

Органы государственной власти Алтайского края осуществляют правовое регулирование в соответствии с федеральным законодательством (ст. 5 Договора, п. 6). До принятия федерального закона или иного федерального нормативного правового акта по конкретному предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ Алтайский край осуществляет собственное правовое регулирование по указанному предмету совместного ведения (ст. 6 Договора). В случае принятия федеральными органами исполнительной власти в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора (ст. 7 Договора). Законам и иным нормативным правовым актом Алтайского края обеспечена государственная защита, их применяют суды в соответствии с законодательством РФ (ст. 9 Договора).

Имея полномочия на собственное правовое регулирование, власти края приняли Закон Алтайского края "О свободной экономической зоне "Алтай" № 2-ЗС, который вступил в силу 4 февраля 1997 г. Он разработан в соответствии с распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР от 25 мая 1991 года "О хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны Алтайского края", постановлением Совета Министров РСФСР от 07 июня 1991 г. № 314 "О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ "Алтай"), постановлением правительства Российской Федерации "О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края" от 21 октября 1996 года № 1256. Все эти документы определяют правовые и организационно-экономические основы хозяйственной деятельности в свободной экономической зоне "Алтай", расположенной в административных границах территории Алтайского края.

СЭЗ "Алтай" осуществляет свою деятельность в виде локальных, функциональных, таможенных и иных свободных экономических зон в административных границах Алтайского края.

На территории СЭЗ "Алтай" действует законодательство Российской Федерации и Алтайского края.

Территории функционирования локальных, таможенных и других типов свободных экономических зон определяются краевым Законодательным Собранием по представлению администрации Алтайского края. Материалы по локальным, функциональным и иным свободным экономическим зонам направляются в федеральные органы государственной власти для их внесения в государственный реестр свободных экономических зон Российской Федерации после принятия соответствующего Федерального закона.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия на территории СЭЗ "Алтай" в соответствии с действующим законодательством и в пределах своей компетенции.

Меры по развитию СЭЗ "Алтай" осуществляет администрация Алтайского края.

В СЭЗ "Алтай" не допускаются противоречащие федеральному закону меры по принудительному изъятию инвестиций (национализация, реквизиция, конфискация и иные, аналогичные по своим последствиям).

Право собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, регулируется действующим законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных законодательными актами Алтайского края.

За экологические правонарушения, а также за занятия запрещенными видами деятельности, юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Алтайского края (ст. 2 Закона).

Деятельность Иркутской области регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

Устав Иркутской области. Принят на сессии Законодательного собрания Иркутской области 19 января 1995 года (с изменениями и дополнениями на 31 декабря 2004 г.)

О гербе и флаге Иркутской области. Принят постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 25 июня 1997 года N 11/2-ЗС.

Об обеспечении доступа к информации. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 февраля 2005 г. N 19-па

ЗАКОН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ. О СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Закона Иркутской области от 31.12.2004 N 140-оз)[13].

8          Влияние на развития рассматриваемых регионов стратегии экономического развития Сибири

В дальнейшем развитии Алтайского края можно выделить несколько направлений:

1. Использование природных ресурсов. Стратегию использования природных ресурсов можно рассматривать по-разному, и не только для пополнения казны. Это направление должно сыграть значительную роль в развитии экономики края. Здесь можно два важных источника: минерально-сырьевую базу и лесное хозяйство.

Лесное хозяйство в последние годы развивалось динамично, увеличились объемы лесовосстановления. Ежегодно примерно до ста миллионов рублей капитальных вложений направлялись на строительство цехов, приобретение техники, другие цели. Это позволило за пятилетку почти утроить объемы производства. В начале 2000 года объемы производства пиломатериалов составляли двести-двести двадцать тысяч кубометров. В 2005 году ориентированный объем - шестьсот тысяч кубометров. И это результаты углубленной переработки древесины. Кредитные ресурсы, собственные силы направляли на перевооружение промышленной части. Только от пользования лесным фондом во все уровни бюджетов поступало по 360 миллионов рублей ежегодно.

Минерально-сырьевая база осваивается пока не теми темпами, как хотелось. Есть большие запасы железных руд, есть золото... Если привлечь хороших недропользователей, эта ресурсная часть значительно повлияет на налоговую базу, увеличатся поступления в бюджет всех уровней. Поступление в бюджет можно увеличить только за счет более полного освоения минерально-сырьевой базы. Первый шаг сделан в 2005 году: ставка на развитие угольного Мунайского месторождения в Солтонском районе. Запасы угля удовлетворят нужды минимум двенадцати прилегающих районов. Добывающая компания вложила 60 миллионов рублей в его развитие. Оно сдерживается по одной причине: у районов нет денег. Мунайские угли качественные, на 30-35 процентов дешевле, чем кузбасские. Их использование дает ощутимую экономию бюджетных средств. Поэтому сегодня главой администрации края поставлена задача: максимально задействовать мунайские угли на отопление в близлежащих районах. Если все пойдет нормально, 2006 год станет переломным, можно будет вести ре чь о транспортировке и в более отдаленные районы.

2. Строительство газопровода. В будущем году магистральный газопровод придет в Бийск, в 2007 году - в Белокуриху. Это очень масштабная задача, над которой работаем. Приход магистрального газопровода к населенному пункту еще не означает, что он газифицирован, потому что большие объемы нужно выполнять и по строительству газораспределительных сетей (их в крае порядка 1200 километров). Уже сегодня Белокурихе и Бийску нужно основательно готовиться к приему газа. Придет магистральный газопровод - и сразу должен работать на жителей и производство. Сделать такое возможно за счет опережающего строительства газораспределительных сетей.

Пропускная способность большого газопровода 1,5 миллиарда кубометров. Газопровод пока загружен на тридцать с небольшим процентов. И ставится задача сделать все для того, чтобы газораспределительные сети были приняты и газ пришел к жителям, облегчил их жизнь.

Необходима нацеленность на выполнение больших национальных проектов, объявленных президентом России. Особенно по жилью. В Сибирском федеральном округе по строительству жилья (в расчете на тысячу человек) мы находимся примерно в середине рейтинга.

3. Реформа дорог. По протяженности дорог край на третьем месте в Российской Федерации. К сожалению, на их содержание и строительство привлекается недостаточно средств. Нужно с умом распорядиться тем, что имеем: эффективно использовать все поступления и ужесточить контроль над их расходованием. Контроль, расчет и экономия нужны и в реформировании ЖКХ. Необходимо просчитать энергетический баланс. Чтобы четко знать, какое топливо и в каких количествах потребляет край. Задача - максимально задействовать все источники финансирования для того, чтобы уйти от традиционного топлива - угля.[14]

Иркутская область как субъект Российской Федерации вырабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве Российской Федерации, в соответствии с конституционными полномочиями и Уставом Иркутской области.

Программа социально-экономического развития Иркутской области на среднесрочную перспективу разработана в соответствии с Типовым макетом программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденным Министерством экономического развития и торговли РФ, а также в соответствии с пп. п) п. 1 ст. 33 Устава Иркутской области и ст. 10 Закона области 35-оз от 16.07.1997 г. «О системе прогнозирования и программе социально-экономического развития области». Она детализирует программные установки, намеченные в аналогичной федеральной программе, с учетом имеющегося в регионе ресурсно-производственного потенциала, учитывая основные тенденции развития. Программа закладывает основу для реализации задачи Президента РФ по удвоению валового внутреннего продукта к 2010 г.

Схема развития и размещения производительных сил Иркутской области до 2005 г. является продолжением Программы социально-экономического развития Иркутской области и призвана определить основные направления развития хозяйства отдельных муниципальных образований области в системе общих структурных и отраслевых планов по созданию развитой многоукладной экономики региона. [15]


Заключение

Большое значение в новых условиях хозяйствования имеет прогноз развития экономики территориальных частей. Решение этой проблемы предполагает разработку основ выбора приоритетных направлений всех видов деятельности, включая промышленное производство. Основ отображающих схемы связи: территория, ресурсно-сырьевой потенциал – экосостояние природной среды – производство – потребитель (рынок) – территория.

Цель контрольной работы – дать сравнительную характеристику развития двух субъектов Федерации: Алтайского края и Иркутской области.

Алтайский край относится к Западно-Сибирскому экономическому району, а Иркутская область – к Восточно-Сибирскому экономическому району.

Алтайский край является крупнейшей сельскохозяйственной базой Западной Сибири и в то же время выделяется развитой промышленностью, особенно машиностроением, химической промышленностью, легкой и пищевой. Получили развитие горнодобывающая промышленность, деревообработка и пушной промысел.

Иркутская область – особенно развитый в промышленном отношении район среднего звена Восточной Сибири. Отраслями его специализации являются топливно-энергетическая, лесная и деревообрабатывающая, горнодобывающая, химическая, цветная металлургия, машиностроение. По производству промышленной продукции на душу населения она занимает первое место в Восточной Сибири. Сельское хозяйство развито слабо из-за природных условий. Возделываются яровая пшеница, картофель, овощи. Животноводство имеет мясо-молочное направление.

Существенная часть добываемых в России ресурсов продается за границу: 30 – 40% нефти и газа, 90% меди и олова, 65% цинка, практически все сырье для производства фосфатных и калийных удобрений. Поэтому большая роль в реализации природных ресурсов лежит на Иркутской области, как основного поставщика из Сибири.


Список используемой литературы

1.    Регионоведение: Учебник для вузов/Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; - Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 424 с.

2.    Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, БНИТИ, 1998. – 472 с.

3.    Газета «Экономика и жизнь», № 2, 2004.

4.    http://news.riccom.ru/news-text_news_angarsk_739.php

5.    http://www.regnum.ru/allnews/117139.php

6.    http://www.expert.ru/sibir/current/33-10-01.shtml

7.    http://www.govirk.ru/qa/671.2.php

8.    http://www.amic.ru/news/?news_id=22115

9.    http://www.vsp.ru/index.php?vsp=24953&article=32-1-4

10.  http://www.ap.altairegion.ru/!new/3.php



[1] http://www.regnum.ru/allnews/117139.php

[2] Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, БНИТИ, 1998. – 472 с.

[3] http://news.riccom.ru/news-text_news_angarsk_739.php

[4] Регионоведение: Учебник для вузов/Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; - Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 424 с.

[5] http://www.expert.ru/sibir/current/33-10-01.shtml

[6] Регионоведение: Учебник для вузов/Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; - Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 424 с.

[7] Газета «Экономика и жизнь», № 2, 2004.

[8] http://www.govirk.ru/qa/671.2.php

[9] http://www.amic.ru/news/?news_id=22115

[10] http://www.govirk.ru/qa/671.2.php

[11] http://www.vsp.ru/index.php?vsp=24953&article=32-1-4

[12] http://www.vsp.ru/index.php?vsp=24953&article=32-1-4

[13] http://www.vsp.ru/index.php?vsp=24953&article=32-1-4

[14] http://www.ap.altairegion.ru/!new/3.php

[15] http://www.regnum.ru/allnews/117139.php