Реферат: Современное состояние экономики Германии и ее мирохозяйственные связи в начале XXI века
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
РЕФЕРАТ
Современное состояние экономики Германии и ее мирохозяйственные связи в начале XXI века
Выполнил(а) студент(ка)
заочной формы обучения
специальности ________________
специализации ________________
____курса ______ группы_______
Проверил преподаватель
_______________________
Москва – 200_
Содержание
Введение
1.Особенности экономики Германии
2. Развитие внешнеэкономических связей Германии
3. Внешнеторговая политика Германии
4. Налогообложение как фактор экономического роста Германии
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность данной работы выражена в том, что Германия на сегодняшний день, одна из немногих стран Европы, которая притягивает к себе взгляды экономистов, политиков своими коренными изменениями, смелыми решениями в области экономике и политике.
Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия – после США – имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире.
В настоящее время примерно 24,3 % всех занятых в немецкой экономике прямо или косвенно работают на экспорт. Это означает, что примерно каждое четвертое рабочее место в Германии зависит от экспорта. В обрабатывающей промышленности эта зависимость еще выше: четверть всей ее продукции идет на экспорт. Важнейшие экспортные товары: были автомобили, станки, изделия химической и электротехнической промышленности.
Тесное переплетение немецкой экономики с мировым хозяйством влечет за собой и определенную зависимость. Германия чутко реагирует на все помехи в мировой торговле и на изменения мировой конъюнктуры: это затрагивает рабочие места, капиталовложения, доходы и уровень жизни. Для позитивного непрерывного развития немецкого народного хозяйства важными предпосылками являются стабильная мировая экономика, свобода торговли и упорядоченная валютная система.
Важнейшими торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада. Благодаря продолжающемуся процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля.
Цель работы - изучить современное состояние экономики Германии и ее мирохозяйственные связи в начале XXI века.
В написании реферата использовались статьи из периодических изданий известных экономистов и политологов.
1. Особенности экономики Германии
Германская экономика организована по принципу «социальной рыночной экономики» Ее основным элементом является сочетание принципов свободы на рынке и социального баланса.
Важнейшие элементы концепции социальной рыночной экономики следующие:
– частная собственность на средства производства и свободное ценообразование;
– создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции);
– сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста;
– обеспечение полной занятости;
– свобода внешней торговли, свободный валютный обмен;
– политика стабильной валюты (в т.ч. через независимый эмиссионный банк);
– социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т.д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство).
Германия обладает третьей по технологической мощи экономикой мира после США и Японии. Страна является одним из крупнейших в мире производителей металла, цемента, машин, транспортных средств, станков, электроники, продуктов питания и напитков, продукции судостроительной, химической, текстильной промышленности.
После объединения западной и восточной частей страны в 1990 г. Германия стала крупнейшей по экономическому потенциалу страной Европы. В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая третье место в мире, по объему производимого ею ВВП. Германия не богата природными ресурсами. Можно отметить каменный и бурый уголь, калийные соли. Около 55% территории занимают сельскохозяйственные угодья, 30% приходится на леса.[1] Среди водных ресурсов страны следует выделить сеть рек и каналов. Такая густая сеть способствует развитию речного судоходства, а Дуйсбург-Рурорт - крупнейший порт мира. Среди озер наиболее известным считается Боденское озеро, расположенное на стыке границ Германии, Австрии и Швейцарии, и привлекающее сюда множество туристов.
Для Германии во все времена была характерна высокая роль государства в экономике. Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее более-менее равномерное распределение социальных благ всем членам общества. Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.
Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являются в большей степени индустриальными, чем Германия Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2000-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.
Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:[2]
- автомобилестроение;
- транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
- общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
- электротехническая промышленность;
- точная механика и оптика;
- химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
- черная металлургия.
В настоящее время опорными отраслями экономики Германии являются машиностроение, химическая отрасль, пищевая промышленность. Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг («ауди», «даймлер-бенц»), Нижней Саксонии («фольксваген»), Гессене («опель»), Северной Рейн-Вестфалии («форд, опель»), Баварии (БМВ) и Саарленде («форд»). Производство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но «фольксваген», «опель» и «даймлер-бенц» быстро освоили и переориентировали восточногерманские заводы на изготовление автомобилей собственных марок.[3]
Текстильная отрасль германской экономики в последнее время перенесла свою производство за границу, но по-прежнему остается одной из самых мощных отраслей. Предприятия текстильной промышленности расположены в Северном Рейне-Вестфалии и южной Баварии.
Особое место в промышленности занимает производство точной механики и оптики. После объединения западногерманская фирма «Zeiss» приобрела схожее по профилю производство в Йене. Все заметное влияние оказывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая значимость добывающей, текстильной, швейной и пищевкусовой промышленности. Промышленность восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние ее отрасли, изначально ориентированные на СССР и страны Восточной Европы, пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую промышленность, точную механику и оптику.
Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма развитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни на крупнейших в Европе и мире воздушные гавани и морские порты. В сфере транспорта применяются самые передовые технологии. Крупнейшие порты страны: Берлин, Бонн, Бремен, Бременхафен, Кельн, Дрезден, Гамбург, Карлсруэ, Киль, Любек, Магдебург, Манхайм, Росток, Штутгарт.[4]
Внешнеэкономические связи Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира.
Экспорт состоит из; машин - 31%, станков и оборудования - 17%, продукции химической промышленности - 13%, металлов, продовольствия и текстиля.
Несколько скромнее позиции страны в импорте и экспорте услуг. По экспорту услуг страна занимает четвертое место в мире - 75,7 млрд долл. По импорту услуг страна занимает второе место в мире - 121,8 млрд долл.
Внедрение научно-технических достижений в производство, которое в первую очередь происходит в крупных хозяйствах, ведет к росту производительности труда и вытеснению мелкого крестьянского хозяйства. Примерно половина хозяйств не обеспечивает своим предпринимателям необходимого дохода, основную часть его они получают в промышленности и в других отраслях экономики. По уровню доходности сельское хозяйство Германии уступает целому ряду стран ЕС.[5]
Аграрная политика федерального правительства направлена на изменение социально-экономической структуры хозяйства.
Высоким уровнем развития, широтой охвата и многообразием форм характеризуется сельскохозяйственная кооперация, которая распространяется практически на всех производителей. Через нее осуществляются кредитование хозяйств, снабжение их средствами производства, заготовка и переработка продукции. Наиболее высок удельный вес в сбыте молока (80%), зерна (50%), овощей (40%), вина (30%). Производственное кооперирование развито слабее. Государство оказывает финансовую помощь кооперативам.
Повышение агрокультуры, структурные изменения способствовали росту производства многих видов продукции. Отечественное производство обеспечивает свыше 4/5 потребностей страны в продовольствии, в том числе более чем на 100% в пшенице, сахаре, говядине, сыре, сливочном масле.
2. Развитие внешнеэкономических связей Германии
На пороге XXI века общие условия для германской внешней политики изменились кардинальным образом.[6] Германия воссоединилась и обрела внешнеполитический суверенитет. Ее положение в области политики безопасности решительно улучшилось. Германская внешняя политика есть и будет политикой мира, ее целью по-прежнему остается обеспечение будущего в глобальном масштабе.
Объединенная Германия, страна-экспортер, расположенная в самом центре Европы и интегрированная в мировое хозяйство, немало выигрывает от наличия новых возможностей. Во все более тесно переплетающемся мире национальная изолированность стала уже невозможной. Важнейшим проявлением произошедших перемен является глобализация, взрывающая национальные границы благодаря интернационализации коммуникации и хозяйственной деятельности.
Ключевыми темами XXI века являются такие глобальные проблемы, как устойчивое развитие в странах-партнерах на Юге и Востоке, преодоление отставания в развитии, сдерживание нерегулируемой миграции, международной преступности, распространения оружия массового поражения, с которыми отдельные государства уже не в состоянии справиться в одиночку. В условиях меняющегося мира Германия готова взять на себя более высокую ответственность. При этом в области внешней политики она по-прежнему будет действовать в тесном союзе с партнерами по Европейскому Союзу и Атлантическому союзу, а также участвовать в деятельности международных организаций, прежде всего ООН и ОБСЕ. Германская внешняя политика будет ориентироваться на сохранение мира и процветания, развитие демократии и прав человека во всем мире.
Отсюда вытекают следующие основные моменты внешней политики Германии: [7]
♦ дальнейшее развитие Европейского Союза, который в глобальном масштабе должен стать эффективным партнером во всех областях. Обеспечение мира, демократии и процветания по всей Европе, в частности, путем успешного расширения Европейского Союза
♦ укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ
♦ дальнейшее развитие Атлантического сонла и трансатлантического сотрудничества, к рамках которого Европа должна брать на себя более высокую ответственность
♦ усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности. Развитие и уважение прав человека во всем мире
♦ расширение партнерских отношений со всеми граничащими с ЕС регионами, в первую очередь со Средиземноморьем и Ближним Востоком, в интересах развития и стабильности
♦ более интенсивное сотрудничество с африканскими государствами, расположенными к югу от Сахары и являющимися одним из основных объектов германской политики развития.
Важным критерием внешнеполитического веса и дееспособности Германии остается эффективность ее экономики. Необходимо обеспечить Германии роль одной из ведущих стран-экспортеров и создание в стране благоприятных условий для развития промышленных отраслей будущего. Будучи одним из крупнейших промышленных и торговых государств, имеющих тесные связи со всем миром, Германия не может обойтись без хорошо функционирующей системы мировой экономики, учитывающей при этом экологический и социальный баланс интересов. То и дело возникающие кризисы на мировых финансовых рынках выявили взаимозависимость национальных народных хозяйств, продемонстрировав значительный дестабилизирующий потенциал в социальной сфере. Укрепление международных институтов в области торговли и финансов, создание для мировой экономики обязательных правовых рамок, ориентированных на принципы рыночной экономики, отвечает германским интересам.
Германия намерена содействовать мирному прогрессу во всем мире и справедливому балансу интересов между Севером и Югом. Германская внешняя политика по-прежнему привержена цели устойчивого глобального развития. В настоящее время Германия поддерживает дипломатические отношения почти со всеми странами мира. Она имеет свыше 200 зарубежных представительств. К ним следует добавить еще 12 представительств при межправительственных и наднациональных организациях.[8]
По величине финансовых рынков Германия значительно уступает США и другим ведущим странам. Значительная часть сделок с активами, выраженными в немецких марках, совершалась в Лондоне и Люксембурге. Отставание германского финансового центра Франкфурта от Нью-Йорка и Лондона вызывалось большей степенью регулирования, налогообложения ряда операций, меньшей ролью институциональных инвесторов. Создание экономического союза в Европе выдвигает задачу укрепления конкурентных позиций германских банков и рынков капитала.
Незначительный приток прямых инвестиций в Германию показывает, что на нее практически не распространяется повышенная привлекательность Европейского Союза для иностранных инвесторов. До тех пор пока иностранные инвесторы покупают уже существующие отечественные фирмы вместо того, чтобы строить новые производственные мощности, это, возможно, вообще не касается капиталовложений в народное хозяйство. Незначительные прямые инвестиции в Германии можно - по крайней мере, частично - объяснить тем, что подобная смена собственника осложняется из-за низкой биржевой капитализации отечественных предприятий: при покупке германских предприятий нельзя прибегнуть, как в Соединенных Штатах Америки или в Великобритании, к рынку акций. Поэтому качество Германии как места размещения производства и вложения капитала выглядит в гораздо лучшем свете, если ориентироваться на валовые капиталовложения в народное хозяйство. До начала девяностых годов реальные валовые инвестиции в расчете на душу населения были в Германии отчасти заметно более высокими, чем в среднем в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития.
3. Внешнеторговая политика Германии
По величине внешнеторгового оборота Германия занимает второе место в мире. На сегодняшний день около 24,3% рабочей силы Германии занято в экспортной отрасли. Иными словами, каждый четвертый рабочий зависит от экспорта страны, а для промышленных отраслей эта доля еще выше.
Первоначально одним из важнейших факторов, содействовавшим быстрым темпам развития внешней торговли Германии, явились выгодные ценовые условия конкуренции: в течение более чем 20 лет благоприятную роль играл заниженный паритет немецкой марки, и германские товары при быстром росте цен на мировом рынке становились более дешевыми по сравнению с товарами других стран. Однако в 70-е годы ситуация изменилась. В результате неоднократной ревальвации марки этот фактор перестал действовать, и международная конкурентоспособность Германии значительно упала, в первую очередь по дорогостоящей технически передовой продукции. Конкурентные позиции на мировом рынке смогли удержать лишь такие отрасли как транспортное машиностроение, химия, в меньшей степени – электротехника.
В настоящее время по конкурентоспособности Германии уступает CIIIA, Швейцарии, Японии и ряду восточно-азиатских стран. Лидирует Германия на тех рынках, где главными являются неценовые факторы конкуренции: высокие эксплуатационные качества изделий, надежность, строгое выполнение сроков поставки, надежный технический сервис. Наиболее прочные позиции на мировом рынке германские компании занимают в экспорте разнообразных по номенклатуре промышленных товаров: продуктов синтетической химии, оптико-механических изделий, станков, автомобилей, изделий бытовой химии, медицинского оборудования. При этом конкурентоспособность определяется, прежде всего, продукцией мелких и средних предприятий.
Таким образом, внешняя торговля Германии стала одной из наиболее динамичных отраслей хозяйства, развитие которой опережает другие отрасли экономики и рост валового внутреннего продукта в целом. При этом наиболее быстрыми темпами растет экспорт, стимулируя развитие экспортно-ориентированных отраслей. Как показывает статистический анализ, рост валового внутреннего продукта Германии практически привязан к изменениям его экспортной составляющей. Эта особенность экономического развития Германии объясняется огромным экономическим потенциалом и высоким уровнем развития производительных сил Германии в условиях насыщенности внутреннего рынка. Следует отметить, что в последние годы негативные проявления наличия высокой доли экспорта в ВВП Германии стали более очевидны: с углублением мирохозяйственных связей растет и влияние внешнего фактора на экономику страны.
Товарная структура внешней торговли Германии характеризуется преобладанием готовой продукции, которая составляет 90% объема товарооборота страны. Из них 56% приходится на машины и оборудование, 22% на сырье и полуфабрикаты, 14% – промышленные товары широкого потребления.
Германия выступает вторым по величине импортером мира. За 2007 год в Германии было импортировано товаров и услуг на 522 миллиарда евро. За последние годы импортная квота существенно возросла для многих отраслей. В обрабатывающей промышленности она увеличилась до 22%, в авиакосмической – до 80%. Увеличение импортной квоты объясняется интенсификацией внутриотраслевой специализации, которая приводит к росту торгового обмена среди одних и тех же товарных групп. Многие из экспортных отраслей одновременно являются и крупными импортерами.
По совокупному объему экспорта, который в 2007 году составил 648,3 миллиарда евро, Германию опережает только США. В последние годы, как результат процесса международной специализации и научно-технического прогресса, в экспорте Германии можно выделить следующие тенденции: возрастание доли машин, оборудования и транспортных средств при одновременном сокращении удельного веса сырья и топлива. Свыше 70% экспорта Германии приходится на четыре товарные группы – автомобилестроение, общее машиностроение, химические товары и электротехнические товары.
Что касается тенденций в развитии немецкого экспорта, то они определяются стратегией Германии в завоевании мирового рынка, которая связана со спецификой размещения факторов производства в стране. Характерной чертой развития экспорта Германии являются опережающие темпы роста наукоемких изделий, на долю которых приходится более 40% немецкого экспорта. Особенно быстрой динамикой отличается экспорт станков с программным управлением, продукции электротехнической отрасли, оборудования для атомных электростанций. Рост потребления химический продукции многими сферами промышленности ведущих партнеров Германии обусловил хороший спрос на продукцию химического машиностроения Германии, особенно на комплектные установки.
Общее число торговых партнеров Германии – 234, из них всего 69 являются импортерами страны. Доля различных стран в экспорте и импорте Германии представлена в таблице 1.
Таблица 1
Основные внешнеторговые партнеры Германии в 2007 году
Государство |
Доля в экспорте Германии |
Доля в импорте Германии |
Франция | 11% | 10% |
Объединенное королевство | 8% | 9% |
Италия | 8% | 7% |
Нидерланды | 6% | 7% |
Бельгия/Люксембург | 5% | 5% |
США | 10% | 9% |
Япония | 2% | 5% |
Что касается последних тенденций, то здесь следует выделить беспрецедентный рост в 2007 году внешнеторгового оборота Германии с Китаем: экспорт вырос на 33,4%, а положительное сальдо торгового баланса увеличилось на 5,5%, составив 50,8 миллиардов евро. Это, скорее, отражает изменение экономической ситуации в Китае. Таким образом, Китай становится потенциальным торговым партнером Германии, так называемым «целевым рынком». Учитывая текущую ситуацию и высокий уровень конкурентоспособности германской продукции по сравнению с китайской, можно прогнозировать дальнейший рост внешней торговли с Китаем.[9]
Важное экономическое значение как перспективный рынок сбыта для Германии приобретают и страны Центральной и Восточной Европы. По данным федерального статистического ведомства на их долю в 2000 году приходилось около 10% внешней торговли Германии. Самыми крупными торговыми партнерами Германии в этом регионе являются Польша, Чехия и Венгрия. Следует отметить, что Германия является основным зарубежным инвестором в странах ЦВЕ, далеко опередив в общем объеме инвестиций всех остальных членов Евросоюза. В определенной степени здесь сказываются перспективы расширения ЕС на восток и стремление Германии стать бесспорным лидером в расширенном Евросоюзе.
Одним из основных направлений внешнеэкономической политики Германии является форсирование процессов экономической интеграции в Западной Европе. Завершение формирования интегрированного рынка к 70-м годам 12 западноевропейских стран позволило Германии в силу высокой конкурентоспособности ее продукции через органы «Общего рынка» проникнуть на рынки своих партнеров в Африке, Азии и Южной Америке. На сегодняшний день Германия является одним из лидеров в мировой торговле благодаря эффективной внешнеторговой политике, направленной на расширение экономического влияния Германии путем создания благоприятных условий для сбыта товаров за рубежом.
Правительство Германии осуществляет политику содействия развитию экспорта по трем основным направлениям: стимулирование экспорта через систему коммерческих банков; меры по расширению экспортных гарантий и поручительств; контроль за соблюдением условий предоставления экспортных кредитов в части минимальных процентных ставок, минимальных первоначальных платежей и максимальных сроков предоставления экспортных кредитов.
Итак, внешняя торговля является для Германии одним из основных направлений международных экономических отношений и неразрывно связана с национальным производством страны. Как выяснилось, внешняя торговля определяет динамику экономического роста Германии, и основные потоки производственных факторов направлены в сектора, ориентированные на внешние рынки. Поэтому роль и место Германии в мире во многом определяется конкурентоспособностью ее продукции и успешностью внешнеторговой стратегии.
4. Налогообложение как фактор экономического роста Германии
Германия всегда гордилась законопослушанием своих граждан и высоким уровнем налоговой морали. "Германский налогоплательщик со средними доходами отдает в казну каждую вторую заработанную марку в форме налогов и социальных взносов"
Налоговая система современной Германии начала складываться с образованием первых немецких государств, установлением торговых отношений между ними и развитием городского права.
К налогам федерального уровня относятся: таможенные пошлины, налог с грузового транспорта, налог с оборота капиталов, на страхование и налог с обменных операций, налоги, собираемые в рамках Европейского сообщества, налоги на потребление бензина, табака, алкогольной продукции и др. (абз. 1 ст. 106 Основного закона). В целом их количество составляет около 50% всех налогов 11
К налогам федеральных земель (33 - 35% от общего количества) относятся: имущественный налог, налоги с наследства, с транспорта, с игорных учреждений, налоги на автомашины, на пиво и др. (абз. 2 ст. 106 Основного закона).
К налогам коммун (13% от общего количества) в зависимости от местного законодательства относятся: налоги на общественный транспорт, жилищное строительство, туризм, налоги на содержание школьных и дошкольных заведений, библиотек, музеев, социальных и спортивных учреждений.
Институциональная основа налоговой системы ФРГ представляет собой совокупность государственных (и негосударственных) органов, взаимодействующих между собой в целях осуществления единой налоговой политики в интересах государства.
Ведущее положение в этой системе занимают органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти федерального уровня. В рамках настоящей статьи рассмотрим лишь некоторые из них.
В составе Министерства финансов ФРГ уже свыше 80 лет существует Служба таможенного розыска. В настоящее время эта Служба действует на основе Закона от 6 сентября 1950 г. "О финансовых органах". В Службу таможенного розыска ФРГ входят более 15 таможен и около 30 филиалов. К ней относится и Таможенный криминалистический институт в г. Кельне. Одной из задач отделений Службы является содействие расследованию налоговых нарушений и незаконных действий.
К институтам налоговой системы ФРГ прямое отношение имеют финансовые суды, которые, по существу, являются разновидностью административных судов, но в соответствии с немецким законодательством представляют собой самостоятельную систему (абз. 1 ст. 95 Основного закона).
В настоящее время Правительство Германии, возглавляемое Федеральным канцлером А. Меркель, проводит комплекс государственных реформ. Изменениям будут подвергнуты как законодательство, так и правовые институты.
Политика экономического развития Германии строится на ослаблении налоговой нагрузки в целях развития производства и стимулирования инвестиций. Национальная налоговая политика Германии основывается на снижении общей налоговой нагрузки и ориентирована на поддержку экономического роста и занятости в экономике в целом, без учета НИОКР, и строится по следующим основным направлениям:
снижение общего уровня налогообложения дохода;
снижение уровня налога на прибыль корпораций и изменение системы налогообложения акционерных компаний и доходов их акционеров;
целенаправленная поддержка партнерств.
С помощью этих и других мер планируется уменьшить размер налоговых платежей налогоплательщиков приблизительно на 48 миллионов евро в период с 2004 по 2009 гг.
Особое значение уделяется реформе "экологического" налогообложения энергетической отрасли. Данная реформа подготовлена с целью стимулирования инвестиций в сектор разработки и применения новых экологически безопасных источников энергии и должна способствовать переориентации немецкой промышленности на применение возобновляемых материалов и продуктов.
Критики экономического положения Германии указывают в особенности на по-прежнему высокие предельные ставки германского налога на корпорации. Но реальное налоговое бремя, индикаторами которого служат якобы номинальные предельные ставки, явно переоценивается, так как существуют разнообразные исключения и великодушные возможности для амортизационных отчислений. Сравнение реального налогового бремени указывают на относительно высокое налогообложение тезаврированных, а не выплаченных в виде дивидендов прибылей компаний, имеющих юридический адрес в Германии. Но даже высокое налогообложение не обязательно оказывает негативный эффект на инвестиции, если за счет налогов финансируется одновременно улучшение инфраструктуры.
Заключение
Специфика развития Германии состоит сегодня в том, что глубочайшие преобразования, определяются не их населением, а проводятся в соответствии с установками из Западной Германии, которая финансирует эти преобразования, задает их темп и направление. Прирост восточногерманского национального продукта происходит не за счет собственного производства, а лишь благодаря вливаниям из Западной Германии.
Оценки ближайших перспектив развития немецкой экономики весьма неоднозначны. Слишком многое зависит от мирохозяйственной ситуации и от последовательности реформистской политики германского правительства. Даже если эффект самих реформ проявится не так скоро, их ход и параметры явятся важным сигналом для хозяйствующих субъектов. Едва ли можно ожидать резкого подъема и опережения США по темпам роста. В среднесрочной перспективе ожидается умеренный - от 2 до 2.5% - рост ВВП.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2006.
2. Акумов П.Л. Актуальные проблемы Европы. Глобальные вызовы и Европа. №3. М., 2004.
3. Борисов С. Германия и ее экономика // Экономика и жизнь. 2006. №47.
4. Баранова Е. Современная международная торговля // Российский экономический журнал, 2001, №№ 6-8;
5. Буглай В.Б., Ливенцов Н.Н. Международные экономические отношения - М.: Финансы и статистика, 2005,
6. Битюков С. Экономика Германии // Экономика и жизнь. 2007. №34.
7. Высторопский Н. Отраслевая структура экономики Германии // МЭиМО. 2002. № 4.
8. Владиковский П.Д. Рост экономики Германии //Экономика и жизнь. 2002. № 28.
9. Голубович В.И. "Экономическая история зарубежных стран". Минск, 2007.
10. Гутник В., Германия: дорога к подъему // МЭиМО. 2003. № 6.
11. Гамза П., Германский капитал за рубежом // МЭиМО. 2002. № 4.
12. Гутник В. Изменения хозяйственного порядка и поиски эффективной экономической политики// МЭиМО. 2003. № 2.
13. «Германия. Конституция и законодательные акты». М.: Прогресс, 2005
14. Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. М.: Юристъ, 2005. С. 29.
15. Ригер Р. "Экономическая история Германии". М.: 2006.
16. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей с Германией - М- Прогресс 2005;
17. Римлянский В. Вступая в новый век // МЭиМО. 2003. № 2.
18. Шумилов В.М. Международное финансовое право. М.: Межд. отношения, 2005. С. 378.
[1] Гутник В., Германия: дорога к подъему // МЭиМО. 2003. № 6.
[2] Владиковский П.Д. Рост экономики Германии //Экономика и жизнь. 2002. № 28.
[3] Борисов С. Германия и ее экономика // Экономика и жизнь. 2001. №47.
[4] Баранова Е. Современная международная торговля // Российский экономический журнал, 2001, №№ 6-8;
[5] Высторопский Н. Отраслевая структура экономики Германии // МЭиМО. 2002. № 4.
[6] Модели современного федерализма: сравнительный анализ. В.Е.Чиркин. (Государство и право 2006, N8-9.)
[7] Гутник В., Германия: дорога к подъему // МЭиМО. 2003. № 6.
[8] Римлянский В. Вступая в новый век // МЭиМО. 2003. № 2.
[9] Битюков С. Экономика Германии // Экономика и жизнь. 2007. №34.