Реферат: Украина в глобальной торговой и инвестиционной среде

Украина в глобальной торговой и инвестиционной среде


Вступление

В работе проанализировано состояние и динамика внешней торговли, иностранного инвестирования в Украине во взаимосвязи с рейтинговыми оценками страны в глобальной торговой и инвестиционной среде, постараемся показать достижение излишне высокой торговой открытости в условиях незавершенности структурных реформ и неразвитости инфраструктуры, усиление влияния внешней среды.


Проблемные вопросы развития международной торговли и иностранного инвестирования, участия в данных процессах Украины широко освещаются отечественными учеными Ю. Пахомовым, В. Будкиным, А. Филипенко, А. Шнырковым, А. Плотниковым, В. Сиденко, В. Новицким, Д. Лукьяненко и др.

Так, В. Будкин всесторонне анализирует современные тенденции влияния глобализации на международную торговлю и определяет проблемные аспекты внешнеторговых операций в Украине. Оценивая состояние и перспективы включения Украины в международное разделение труда, он отмечает, что "политика реструктуризации национальной экономики так и не была воплощена в жизнь, вследствие чего Украине до этого времени навязаны наименее эффективные формы участия в международном разделении труда. Среди них преобладает не внутриотраслевая, а характерная для менее развитых стран межотраслевая специализация".

В. Сиденко, характеризуя парадокс открытости экономики, подчеркивает, что "радикальная и экономически не обоснованная либерализация может быть причиной спонтанных деградационных тенденций в экономике, которые существенно сужают возможности эффективной интеграции в глобальную экономику".

В данной работе развиты приведенные критические положения, изложены результаты оценивания степени открытости экономики Украины и влияния внешней среды на ее развитие.

Перед Правительством и предпринимательской средой возникает актуальная задача обеспечения сбалансированного развития внутреннего рынка с одновременным сохранением позиций на внешнем, с использованием адекватных инструментов государственного регулирования для предотвращения негативного влияния современных вызовов и угроз в сфере международной торговли и движения капиталов (с учетом неустойчивой конъюнктуры внешнего рынка в целом, роста платежеспособного спроса на внутреннем рынке, обретения Украиной полноценного членства в ВТО).

По нашим оценкам, на международную экономическую ситуацию и положение дел в Украине в ближайшей перспективе больше всего повлияют следующие глобальные вызовы: замедление темпов роста мировой экономики и, соответственно, сокращение спроса прежде всего в развитых странах - торговых партнерах; дальнейшее колебание курса доллара по отношению к другим ведущим валютам мира; колебание цен на основные биржевые энергетические и продовольственные товары; распространение инфляционных процессов; глобальные дисбалансы -колоссальные дефициты и активное сальдо счета текущих операций.

Следует подчеркнуть, что для Украины, ввиду ухудшения счета текущих операций в условиях стремительного увеличения притока частного капитала, прежде всего в финансовый сектор, актуализируется угроза одномоментного вывода "горячих" денег. Обоснуем это с помощью следующих данных.

В Докладе секретариата ЮНКТАД как предостережение было отмечено, что группа стран, наиболее подверженных оттоку капитала и финансовому стрессу, относится к Центральной и Восточной Европе и СНГ. В этом регионе 21 из 25 стран за последние 10 лет имели сравнительно высокий и устойчивый дефицит приблизительно 5-6% ВВП.

Аналогичную обеспокоенность в отношении возрастающих внешних дисбалансов и "перегрева" экономик стран Балтии и Юго-Восточной Европы высказывают и эксперты МВФ, которые считают, что в последние годы бум кредитования стимулировал частный внутренний спрос и привел к повышению темпов инфляции и внешнему дефициту. При этом значительную долю кредитных денежных средств получали от иностранных материнских банков и направляли в сектор недвижимости. Соответственно, повышалась уязвимость национальных экономик. Более устойчива к вызовам внешней среды ситуация в тех странах региона, где иностранный капитал поступал в экспортоориентированные отрасли национальных экономик, поскольку дальнейшее наращивание экспорта товаров способствовало уменьшению дефицита по счетам текущих операций.

Сегодня в Украине внешнеэкономические связи развиваются по неблагоприятному сценарию - стремительно увеличивается дефицит по счетам текущих операций вследствие более значительных темпов наращивания импорта, а иностранный капитал направляется преимущественно в финансовый сектор и недвижимость (см. табл. 1, 2). Так, чистый приток ПИИ в экономику Украины в 2007 г. в 1,6 раза превысил уровень предыдущего года и составил 9,2 млрд. дол. (6,6% от ВВП), что является наивысшим показателем за всю историю составления платежного баланса Украины. Наиболее привлекательным для иностранных капиталовложений оставался финансовый сектор, куда было направлено 37,9% от общей суммы поступлений, что объясняется преимущественно покупкой нерезидентами украинских банков и других финансовых учреждений. Произошел значительный прирост инвестиций в строительстве (в 1,9 раза) и операциях с недвижимым имуществом (в 2,5 раза). Соответственно, на конец 2007 г. наибольший объем ПИИ сосредоточен в сфере финансовой деятельности (22,8% от общего объема), в металлургической промышленности (19,8%), оптовой и розничной торговле (8,8%), операциях с недвижимостью (8,6%), строительстве (5,5%), пищевой промышленности (5,3%), добывающей, химической, нефтехимической промышленности и машиностроении (по 3,6%).

 

Таблица 1

Динамика платежного баланса Украины в 2002-2007 гг. *

(млн. дол.)

Статьи платежного баланса 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Счет текущих операций............ 3173 2891 6909 2531 -1617 -5918
Баланс товаров и услуг............. 1857 1288 4978 671 -3068 -7876
Баланс товаров............................... 710 518 3741 -1135 -5194 -10572
Экспорт товаров............................ 18669 23739 33432 35024 38949 49840
Импорт товаров............................. -17959 -24008 -29691 -36159 -14143 -60412
Баланс услуг................................... 1147 1557 1237 1806 2126 2696
Прямые инвестиции...................... 698 1411 1711 7533 5737 9218
Портфельные инвестиции............, -1716 -922 2067 2757 3583 5753
Другие инвестиции........................ -41 -225 -8117 -2187 -5391 802
Средне- и долгосрочные кредиты 124 418 2888 3470 5639 13075
Краткосрочный капитал................ -171 -643 -11005 -5657 -11030 -12273
БАЛАНС........................................ 1238 2185 2539 10721 2408 9421

* Источник Составлено по данным Национального банка Украины, http://www.bank.gov.ua.

По оценкам НБУ, в 2007 г. наращивание экспортных поставок происходило в результате сохранения высоких цен на мировых рынках сырья и стабильного спроса на продукцию отечественного машиностроения в странах СНГ. В то же время активное расширение как потребительского, так и инвестиционного внутреннего спроса стимулировало увеличение объемов импортных операций. В частности, обращает на себя внимание тот факт, что в 2003-2004 гг. рост положительного сальдо торгового баланса достигался при условиях умеренного увеличения потребления домохозяйств темпами, которые превышали темпы роста ВВП до 2%, а прирост инвестиций в основной капитал был больше 20%, что приемлемо для транзитивной экономики (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Динамика прироста основных макропоказателей Украины *(%)

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Прирост реального ВВП.............. 105,2 109,6 112,1 102,7 107,1 107,6
Прирост инвестиций в основной
капитал..................................... 103,4 122,5 120,5 103,9 118,7 124,8
Прирост потребления
домохозяйств................................. 109,5 111,5 113,1 120,6 114,4 117,1
Прирост экспорта товаров........... 109,23 127,16 140,83 104,76 111,21 127,96
Прирост импорта товаров............ 106,31 133,68 123,67 121,78 122,08 136,85

* Источник; Составлено по данным Госкомстата Украины, НБУ и доклада ОЭСР: Regulatory and competition reforms critical to Ukraine's future economic growth. OECD report, 2007. http://www.oecd.org.

Однако уже в 2005 г. прирост потребления домохозяйств и импорта почти в 7 раз превысил темпы увеличения ВВП, прирост инвестиций в основной капитал уменьшился до опасных 4%, а темпы роста импорта превысили темпы наращивания экспорта более чем в 4 раза, что привело к появлению отрицательного сальдо во внешней торговле товарами. Таким образом, есть основания считать, что увеличение платежеспособного спроса темпами, которые в несколько раз превышают темпы роста ВВП, в условиях достаточно высокого уровня либерализации внешнеторговых отношений усиливает зависимость экономики Украины от внешних рынков и, соответственно, чувствительность к колебаниям их конъюнктуры.

В этой связи опыт Украины и других постсоциалистических стран свидетельствует о неэффективности как чрезмерной либерализации торговли, так и злоупотребления администрированием и протекционистскими мерами. Чрезмерная либерализация и открытость внутреннего рынка в условиях увеличения платежеспособного спроса открывают широкие возможности для экспансии импорта, происходит ухудшение конкурентных, в основном ценовых, преимуществ национального производителя. Слабая инновационная активность предпринимателей не позволяет в сжатые сроки предоставить продукции украинского производства технологические преимущества.

Сегодня успеху экспортной политики Украины угрожают внутренние структурные проблемы, которые угнетают развитие экспортного потенциала страны, мешают росту международной конкурентоспособности. Об этом свидетельствуют результаты критического анализа и систематизации рейтинговых оценок Украины, опубликованных международными институциями в 2007-2008 гг.

Одним из традиционных является рейтинг глобализации (Globalization Index (GI)), который ежегодно составляется журналом "Foreign Policy". В 2007 г. в рейтинге учитывались данные за 2005 г. по 72 странам мира (в 2006 г. - 62), в которых сосредоточено 88% населения планеты и свыше 97% мировой экономики, то есть рейтинг весьма достоверно отражает позиции включенных в него стран.

Известно, что при составлении рейтинга учитываются 4 основных параметра: экономическая интеграция (объем международной торговли, международных инвестиций и разных платежей, пересекающих границы); персональные контакты (международные поездки и туризм, объемы международных телефонных переговоров, почтовых отправлений и переводов и др.); технология (количество пользователей сети Интернет, число безопасных интернет-серверов и т. д.); вовлечение в международную политику (членство в международных организациях, количество посольств и др.)

Авторы рейтинга обращают внимание на то, что наиболее глобализированные страны являются преимущественно небольшими по размеру и численности населения. Так, в десятку наиболее глобализированных стран вошли Сингапур, Гонконг, Нидерланды, Швейцария, Ирландия, Дания, США, Канада, Иордания и Эстония. При этом последние две страны впервые учитывались составителями рейтинга. В десятку наименее глобализированных стран отнесены (приводятся по месту с конца): Иран, Индия, Алжир, Индонезия, Венесуэла, Бразилия, Китай, Турция, Бангладеш и Пакистан. Украина заняла 42-ю позицию.

Приведем характеристику позиции Украины по значениям отдельных показателей. По размерам ВВП Украина заняла 52-е место, что ниже на 10 пунктов, чем место в общем рейтинге. Более высоки, чем место в рейтинге, позиции Украины по показателям экономической интеграции: ПИИ (приток и отток) как доля в ВВП - 17-е место с величиной показателя 9,39%; объемы внешней торговли (по методологии платежного баланса) как доля в ВВП - 21 -е место с величиной показателя 102,4%. Для сравнения: в соотношении ПИИ и ВВП наивысший показатель имеют Гонконг, Китай (38,51%), самый низкий - Иран (0,06%), наивысший показатель по соотношению внешней торговли и ВВП у Сингапура (456%), самый низкий - у Алжира (11,1%).

Анализируя показатели экономической интеграции для стран с наибольшими размерами ВВП, следует отметить, что США и Япония входят в число стран, замыкающих рейтинги соотношения ПИИ и ВВП (соответственно, 69-е та 66-е места с величиной 0,90% и 1,07%) и соотношения "внешняя торговля и ВВП" (соответственно, 71-е и 69-е места с величиной 26,2% и 28,2%). Следующие по размерам ВВП - экономики Германии и Китая; хотя они и относятся к разным группам по уровню развития, однако демонстрируют близкие значения показателей экономической интеграции: в соотношении ПИИ и ВВП (соответственно, 50-е и 35-е места с величиной 2,80% и 3,73%), в соотношении "внешняя торговля и ВВП" (соответственно, 36-е и 44-е места с величиной 76,4% и 69%). Кроме того, Украина и Китай демонстрируют неравномерную динамику соотношения "внешняя торговля и ВВП" в отличие от крупнейших экономик мира, для которых это соотношение растет умеренными темпами, и экономики РФ, для которой этот показатель умеренно уменьшается (см. табл. 3).

 

Таблица 3

Динамика соотношения "внешняя торговля и ВВП" для Украины и крупнейших экономик мира *(%)

Ранг Страна 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
71 США............... 23,1 23,6 25,6 23,5 22,6 23,1 24,9 26,2
69 Япония........... 20,3 19,2 20,7 20,8 21,9 22,8 25,2 28,2
54 Россия............ 59,5 70,2 67,6 59,9 59,4 58,8 57,5 56,7
44 Китай.............. 39,2 41,5 49,1 48,5 54,6 66,1 76,3 69,0
36 Германия........ 57,3 59,0 67,7 69,4 68,3 68,6 71,3 76,4
21 Украина.......... 87,0 102,3 119,9 109,3 105,8 114,3 114,6 102,4

* Источник: Globalization Index 2007. htpp://www.foreignpolicy.com.

Приведенные сравнительные данные позволяют сформулировать предположение, что самые мощные по размерам ВВП страны, хотя и являются активными участниками процессов иностранного инвестирования и международных торговых отношений, имеют более высокий уровень защищенности национальной экономики от влияния колебаний конъюнктуры мировых рынков и вызовов развития мирового хозяйства, поскольку сохраняют относительно низкие уровни соотношения "внешняя торговля и ВВП". Страны с высокими уровнями такого соотношения, в том числе Украина, более уязвимы к вызовам развития мирового хозяйства.

В контексте определения места Украины в глобальной торговой и инвестиционной среде важны данные сравнительного анализа Индекса экономической свободы, опубликованного в январе 2008 г. американским исследовательским центром "Heritage Foundation" и газетой "The Wall Street Journal". В специальном докладе 157 стран мира разделены на 5 групп в зависимости от значения совокупного показателя: 0-49,9 - репрессивные (24 страны), 50-59,9 - преимущественно экономически не свободные (52 страны), 60-69,9 - в среднем экономически свободные (51 страна), 70-79,9 - преимущественно экономически свободные (23 страны) и 80-100 - экономически свободные (7 стран). Общая оценка состоит из 10 компонентов: свобода бизнеса, торговли, труда, фискальная, монетарная, инвестиционная, финансовая политика, а также свобода от коррупции, право собственности и размер государственного аппарата.

В 2008 г. Украина в этом рейтинге заняла 133-е место среди 157 стран мира и 39-е среди 41 страны Европы и относится к преимущественно экономически не свободным. При этом по большинству величин показателей ее позиции значительно хуже, чем средние для стран мира и Европы. Эксперты отмечают, что в Украине в условиях относительно нормального развития в сфере торговли и налогообложения существуют проблемы, касающиеся свободы предпринимательства, свободы денежных отношений, инвестиций, защиты прав собственности и свободы от коррупции, в размерах государственного аппарата управления. Так, уровень финансовой свободы для Украины имеет оценку 50, в то время как средний по Европе - 66,3, средний по миру -51,1; свобода от коррупции - соответственно, 28, 57 и 40; право собственности - 30, 62 и 45; свобода труда - 54,3, 63,4 и 61,5; монетарная свобода - 69,9, 78,6 и 74,2; свобода бизнеса - 44,3, 75,9 и 62,3; инвестиционная свобода - 30, 65,4 и 49,7. При этом следует учитывать, что, согласно особенностям международных сопоставлений, в основу расчетов положены макроэкономические данные 2005 г. Эту особенность следует принимать во внимание и при анализе динамики места Украины в рейтинге 1995-2008 гг. (см. табл. 4).

Данные таблицы 4 свидетельствуют, что наилучшую позицию в рейтинге с учетом количества охваченных стран Украина занимала в 2005 г. Принимая во внимание тенденцию уменьшения величины Индекса в течение 2006-2007 гг., следует признать реальность угрозы перехода Украины в класс репрессивных стран, если не изменятся к лучшему бизнес и инвестиционный климат, уровень защиты прав собственности.

 

Таблица 4

Динамика показателей рейтинга Украины по Индексу экономической свободы в 1995—2008 гг. *

Годы Ранг Величина Свобода бизнеса Свобода торговли Фискальная свобода Монетарная свобода Инвестиционная свобода Свобода от коррупции Количество стран в рейтинге
1995 95 39,9 55 55,0 61,8 0,0 50 10 101
1996 127 40,6 55 66,0 57,7 0,0 50 30 142
1997 133 43,5 55 66,0 61,1 0,0 50 30 150
1998 140 40,4 55 53,0 64,4 0,0 50 30 156
1999 137 43,7 55 53,0 63,0 39,3 50 30 161
2000 129 47,8 55 70,0 62,3 63,0 50 28 161
2001 131 48,5 55 70,0 63,8 62,3 50 26 155
2002 133 48,2 55 71,0 66,1 58,2 50 15,0 156
2003 128 51,1 55 74,6 67,1 64,0 30 21,0 156
2004 114 53,7 55 74,4 67,5 74,5 30 24,0 155
2005 101 56,1 55 76,2 83,0 76,2 30 23,0 155
2006 110 54,6 43,1 77,3 90,2 72,9 30 22 157
2007 135 51,6 43,6 77,2 83,6 68,4 30 26 157
2008 133 51,1 44,3 82,2 79,0 69,9 30 28 157

* Источник: Составлено по данным "2008 Index of Economic Freedom". htpp://www.heritage.org/index.

Развивая приведенные положения, проанализируем рейтинговые оценки конкурентоспособности Украины, составленные экспертами Всемирного Экономического Форума (ВЭФ). Отчет 2007 г. включает оценки 131 страны. Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI) состоит из 12 элементов, в частности, таких: "Качество институтов", "Инфраструктура", "Макроэкономическая стабильность", "Здоровье и начальное образование", "Высшее образование и профессиональная подготовка", "Эффективность рынка товаров и услуг", "Эффективность рынка труда", "Развитость финансового рынка", "Технологический уровень", "Размер рынка", "Конкурентоспособность компаний" и "Инновационный потенциал".

Следует отметить, что в 2007 г. авторы отчета стратифицировали страны на 5 групп по уровню развития и показателю ВВП на душу населения в долларовом исчислении: I группа (факторное развитие) с уровнем доходов менее 2 тыс. дол. включает 44 страны; II группа (переходная к эффективному развитию) с уровнем доходов 2-3 тыс. дол. - 18 стран; III группа (эффективное развитие) с уровнем доходов 3-9 тыс. дол. - 27 стран; IV группа (переходная к инновационному развитию) с уровнем доходов от 9-17 тыс. дол. - 11 стран; V группа (инновационное развитие) с уровнем доходов свыше 17 тыс. дол. включает 31 страну. Украина отнесена авторами доклада ко II группе с уровнем доходов 2-3 тыс. дол.

По индексу GCI Украина заняла 73-е место с показателем 3,98; по субиндексу "Базовые требования" - лишь 90-ю позицию, в том числе по критериям "Качество институтов" - 115-ю, "Инфраструктура" - 77-ю, "Макроэкономическая стабильность" - 82-ю. То есть позиция в рейтингах по приведенным критериям субиндекса оказалась значительно ниже, чем в глобальном рейтинге.

По субиндексу "Эффективное развитие" Украина заняла 66-ю позицию, что на 7 пунктов лучше, чем ее глобальный рейтинг. Этому способствовали достаточно высокие места по критериям "Высшее образование и профессиональная подготовка" - 53-е место, "Эффективность рынка труда" - 65-е, "Размер рынка" - 26-е. В то же время по критерию "Эффективность рынка товаров и услуг" - лишь 101-е, "Развитость финансового рынка" - 85-е, "Технологический уровень" - 93-е.

По субиндексу "Инновационный потенциал" Украина заняла 75-е место, при этом по критерию "Инновации" позиция страны выше на 10 пунктов (65-е место), в то же время по критерию "Бизнес-опыт" - только 81-е.

Таким образом, оценивая позиции Украины по субиндексам и глобальному индексу конкурентоспособности (исследования ВЭФ) следует признать, что наиболее проблемными для эффективного развития являются базовые факторы, в частности, неэффективность институтов власти, макроэкономическая нестабильность, неэффективность развития рынков товаров и услуг, неразвитость финансового рынка, неэффективность бизнес-среды.

Указанные оценки коррелируют с местом Украины в глобальной экономической среде по классификации Всемирного банка, которая действовала до июля 2008 г. и базировалась на данных по ВНП на душу населения за 2006 г. В соответствии с этой классификацией страны мира делятся на группы: с низким доходом - до 905 дол.; с доходом ниже среднего уровня - от 906 до 3595 дол.; с доходом выше среднего уровня - от 3596 до 11115 дол.; высоким доходом - свыше 11116 дол. Согласно данной классификации, Украину отнесли к странам, расположенным в регионе Европы и Центральной Азии, с доходами ниже среднего уровня. Среди стран СНГ лишь 3 страны (РФ, Казахстан и Беларусь) относятся к странам со средним доходом, остальные - к странам с доходами ниже среднего уровня.

Следует также отметить, что по расчетам Всемирного банка (Total GNI 2006, Atlas method) среди 209 стран мира Украина занимает 52-е место по размерам ВИД (90,616 млрд. дол.) и только 131 -е место в расчете на душу населения (1950 дол.). Однако Украина занимает лидирующие позиции среди стран СНГ.

Заслуживает внимания тот факт, что, имея низкие рейтинговые оценки уровней доходов, согласно данным ВТО, по итогам 2006 г. Украина заняла 36-е место в рейтинге ведущих экспортеров мира (за исключением внутрирегиональной торговли товарами среди стран ЕС-25 и с учетом этой группы как единого субъекта международной торговли) с удельным весом 0,4%, однако не вошла в перечень 50 ведущих экспортеров при условии рассмотрения стран ЕС как отдельных субъектов. Что касается места в рейтинге ведущих импортеров мира, позиции Украины более высокие - соответственно, 28-е и 45-е места с удельным весом 0,5 и 0,4%.

В контексте данного исследования важен введенный UNCTAD Индекс торговли и развития (TDI). В докладе "Развивающиеся страны в международной торговле 2007. Индекс торговли и развития"12 приведен детальный обзор глобальной торговли и развития, объединены ключевые факторы и индикаторы, влияющие на развитие всех стран мира - развитых и развивающихся, а также стран с переходной экономикой. Составляющие TDI позволяют детально оценивать торговую политику во взаимосвязи со стратегиями развития на национальном уровне с целью дальнейшего совершенствования механизмов государственного регулирования для сбалансирования экономического и социального развития каждой из 123 включенных в доклад стран. Результаты Индекса могут рассматриваться национальными экспертами как источник выявления структурных, институциональных, торговых и финансовых "узких" мест. По мнению составителей, основная цель индекса TDI состоит в помощи национальным правительствам определять направления совершенствования национальной политики для повышения эффективности участия в глобальной экономике, получения выгод от международной торговли, ускорения национального экономического роста, создания рабочих мест и улучшения благосостояния населения.

Индекс TDI включает 11 компонентов и 34 индикатора, которые сгруппированы в трех измерениях: а) структурного и институционального характера (SIC); б) торговой политики и процессов (ТРР); в) эффективности торговли и развития (TDP). На основе этих компонентов выводятся два субиндекса: Индекс итога расходов - InputMl (Input Measure Index) и Индекс итоговой эффективности - OutcomeMI (Outcome Measure Index). Составляющими InputMl являются человеческий капитал, макроэкономическая стабильность, физическая инфраструктура, устойчивое развитие, финансовое посредничество, открытость торговли, доступ к внешним рынкам, международные финансы. Составляющими OutcomeMI являются качество институций, эффективность торговли, структура экономики, экономическое и социальное благосостояние.

По величине индекса TDI 2006 Украина разделила 37-ю позицию с Чили и Панамой, однако по субиндексу InputMl 2006 она заняла 45-ю позицию, по субиндексу OutcomeMI 2006 - 39-ю. При этом Украина имела наивысшую позицию в рейтинге TDI среди 7 стран СНГ, включенных в доклад, в то время как Азербайджан - 50-ю, Армения - 56-ю, Беларусь - 57-ю, РФ - 58-ю, Грузия - 62-ю, Молдова - 65-ю. Важно, на наш взгляд, что авторы доклада отмечают достижение сопоставимой открытости национальных экономик, в то время как торговая открытость может быть достигнута при условии отсутствия других ключевых детерминантов развития и торговли ы. Этот вывод, с учетом приведенных положений, прямо касается Украины - высокая торговая открытость в условиях незавершенности структурных реформ и неразвитости инфраструктуры.

В докладе Всемирного банка "Connecting to Compete: Trade Logistics in the Global Economy" ("Конкурентные отношения: торговая логистика в глобальной экономике"), опубликованном в ноябре 2007 г., на основании результатов международного обзора экспедиционных агентств и экспресс-перевозчиков грузов подчеркивается, что расширение возможностей для налаживания связей между фирмами, поставщиками и потребителями чрезвычайно важно в глобализированном мире. Материально-техническое обеспечение торговых операций и возможности для налаживания связей с международными рынками сбыта товаров имеют решающее значение для развивающихся стран как инструмент повышения конкурентоспособности. Авторами доклада составлен Индекс эффективности материально-технического обеспечения (LPI), который впервые использован в комплексной оценке эффективности материально-технического обеспечения по 150 странам мира. Этот индекс обобщает показатели эффективности по семи параметрам - от традиционных, таких как таможенные процедуры, расходы на материально-техническое обеспечение (в том числе плата за перевозку грузов) и качество инфраструктуры, до новых параметров, таких как способность отслеживать перевозки, своевременность доставки и компетентность учреждений и предприятий, специализирующихся на материально-техническом обеспечении. Кроме того, в докладе отмечается, что реформы в отдельных секторах и областях деятельности, например модернизация таможенной службы, должны проводиться вместе с улучшением всех аспектов цепочки поставок.

Заслуживает внимания тот факт, что в рейтинге по этому Индексу Украина занимает лишь 73-е место, однако является лидером среди стран СНГ: Беларусь занимает 74-е место, РФ - 99-е, Киргизстан - 103-е, Молдова - 106-е, Азербайджан - 111-е, Узбекистан - 129-е, Армения - 131-е, Казахстан - 133-е.

В этой связи членство в ВТО будет требовать от Украины и совершенствования механизмов регулирования импорта. Ведь Украина имеет достаточно низкий уровень тарифной защиты по сравнению с другими странами с переходной экономикой. Так, в Украине практически не анализируются индикаторы международной торговли, рассчитываемые Всемирным банком. В последнем докладе "Мировые торговые индикаторы 2007: Глобальная торговая политика и результаты" среди значительного количества индикаторов заслуживают внимания Полный торговый ограничивающий индекс-тариф (OTRI-tariff - Overall Trade Restrictiveness Index-tariff (all goods)) и Полный индекс-тариф ограничения доступа на рынки (MA-OTRI-tariff - Market Access-Overall Trade Restrictiveness Index-tariff (all goods)). Среди 95 стран, для которых рассчитаны эти индексы, Украина занимает 12-е место (по величине OTRI-tariff в 3,57%), который может рассматриваться как эквивалент степени защиты внутреннего рынка. То есть лишь 11 стран из 95 имеют низшую степень защиты. Следует также отметить, что 38-е место в рейтинге по величине MA-OTRI в 4,83% свидетельствует об определенной свободе доступа на внешние рынки по сравнению с другими странами. Например, для стран ЄС-25 величина OTRI-tariff составляет 4,33%, MA-OTRI - 5,5%, для РФ - соответственно, 9,17% и 3,03%, Китая - 5,87% и 5,63%. Приведенные примеры показывают, что РФ и Китай имеют лучшие соотношения защищенности и доступа на рынки, чем Украина и страны ЕС.

Однако низкие уровни тарифной защиты в развитых странах не являются признаком незащищенности внутреннего рынка - они используют разнообразные инструменты нетарифного регулирования, прежде всего антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры, технические, санитарные и фитосанитарные нормы и др. Использование таких инструментов, которые не противоречат нормам соглашений ВТО, может быть введено и в Украине.

Определяя место Украины в глобальной среде, нельзя оставить без внимания предостережения международных институций в отношении современных вызовов экономическому росту. По оценкам экспертов МВФ, темпы глобального экономического подъема замедляются в условиях серьезного финансового кризиса. Согласно уточненному прогнозу, глобальный рост снизится до 3,7% в 2008 г., что на 1,25% ниже темпа роста, зарегистрированного в 2007 г. Общий баланс рисков для прогноза экономического роста в краткосрочном плане остается смещенным в сторону снижения темпов. По мнению специалистов МВФ, на начало 2008 г., вероятность того, что глобальный темп роста снизится до 3% и меньше в 2009 г. (что равнозначно глобальной рецессии), составляет 25%. Существуют некоторые возможности для ускорения роста благодаря прогнозируемому увеличению внутреннего спроса в странах с формирующимся рынком, но эти страны остаются уязвимыми к вторичным влияниям на торговлю и финансы. В то же время повышаются риски, связанные с инфляционным давлением из-за резкого роста цен на "узких" рынках биржевых товаров, прежде всего энергетических и продовольственных. Для многих стран с формирующимися рынками это означает увеличение расходов на импорт нефти и других видов сырья.

В этом аспекте следует подчеркнуть, что относительно низкий уровень тарифной защиты внутреннего рынка, о чем свидетельствуют приведенные данные, позволит снизить уровень инфляции только при условии добросовестной конкуренции компаний, наличия действенного механизма противостояния компаниям-монополистам в отношении необоснованного повышения в разы цен и тарифов на рынках жизненно важных видов товарной продукции и услуг в условиях роста платежеспособного спроса.


Заключение

Подводя итог, следует отметить, что приведенные рейтинговые оценки Украины в глобальной торговой среде позволяют обосновать положения, что она относится к странам с достаточно большим размером и потенциалом внутреннего рынка, однако отнесена к странам с уровнем дохода на душу населения ниже среднего, классифицируется как страна, переходная к эффективному развитию. При этом по объемам экспорта и импорта она входит в группу 50 ведущих экспортеров и импортеров мира и имеет очень низкий уровень тарифной защиты. В этой связи чрезмерная либерализация и открытость внутреннего рынка в условиях роста платежеспособного спроса предоставляют широкие возможности для дальнейшей экспансии импорта, ухудшения конкурентных, в основном ценовых, преимуществ национального производителя, а также дальнейшего ухудшения счета текущих операций платежного баланса. Наиболее проблемными для эффективного развития национальной экономики являются базовые факторы, в частности, неэффективность институтов власти, макроэкономическая нестабильность, недостаточность развития рынков товаров и услуг, неразвитость финансового рынка, непроизводительность бизнес-среды и др.


Литература

1.    Wbrid economic outlook (International Monetary Fund). Housing and the Business Cycle. April 2008, 303 p. http://www.imf.oig.

2.    Будкін В. С. Сучасні тенденції впливу глобалізації на міжнародну торгівлю. 36. наукових праць, вип. 48. (Відп. ред. В. Є. Новицький). - К., Інститут світової економіки і міжнародних відносин, 2006, с. 3-15

3.    Будкін В. С. Сучасні тенденції регіональних змін в міжнародній торгівлі. "Актуальні проблеми економіки" № 1, 2006, с. 104-110

4.     Будкін В. С. Проблеми і перспективи галузевої реструктуризації світової торгівлі. "Стратегія розвитку України (економіка, соціологія, право)" № 1, 2005, с. 3-6.

5.    Будкін B.C. Новітні тенденції міжнародного поділу праці в контексті оптимі-зації включення до нього української економіки. 36. наукових праць, вип. 50. (Відп. ред. В. Є. Новицький). - К„ Інститут світової економіки і міжнародних відносин, 2006, с. 28.

6.    Україна в процесах міжнародної інтеграції. (За ред. В. Р. Сіденка).- X., вид-во "Форт", 2003, с. 83.

7.    Доклад о торговле и развитии, 2006 год. Доклад секретариата Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. ООН. Нью-Йорк и Женева, (UNCTAD/TDR/2006), с. 4. http://www.unctad.oig.

8.    Перспективы развития мировой экономики. Октябрь 2007 года. Глобализация и неравенство. МВФ, Вашингтон, с. 92—97. http://www.imf.org.

9.    Про стан платіжного балансу України за 2007 рік, с. 5-6. http://www.bank.gov.ua.

10.  Globalization Index 2007. htpp://www.foreignpolicy.com.

11.  The Global Competitiveness Report 2007-2008. WEE htpp://ww.weforum.org.