Контрольная работа: Экономическое развитие и политические мотивы стран Североатлантического блока НАТО
29 марта 2004 года семь стран - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония - официально стали членами НАТО со всеми преимуществами и обязанностями, которые подразумевает членство в Североатлантическом союзе. Расширение НАТО увеличивает зону безопасности и стабильности в Европе, и тем самым под защитным "зонтиком" НАТО оказывается дополнительно около 45 миллионов граждан стран Европы.
Пятый раунд расширения НАТО - второй со времени окончания холодной войны - поистине наиболее масштабен, так как в нем приняло участие столько же стран, сколько за все предыдущие четыре раунда. По словам генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера: "Он станет важным шагом вперед к выполнению долгосрочной цели НАТО: созданию свободной, единой и безопасной Европы, которой присущи мир, демократия и общие ценности."
Для семи новых членов - а все они принадлежат к бывшим центрально-европейским коммунистическим государствам - вступление в НАТО стало кульминацией долгого подготовительного процесса, занявшего большую часть десятилетия.
Все семь стран присоединились к программе НАТО Партнерство ради мира вскоре после ее создания в 1994 году, и впоследствии их отношения с Североатлантическим союзом все больше укреплялись и углублялись, благодаря их стремлению стать членами НАТО. С 1999 года все эти страны активно сотрудничали в рамках Плана подготовки к членству (ППЧ)), программы, предусматривавшей консультации, содействие и практическую поддержку с целью оказания странам, желающим присоединиться к НАТО, помощи по приведению их в соответствие со стандартами организации.
При этом семь новых государств-членов провели всеобъемлющие и непростые реформы в целом ряде областей, выходящих далеко за рамки вопросов обороны и безопасности и военных структур. Во время проведения данных реформ эти страны, наряду с другими государствами-партнерами НАТО, также приняли участие во многих операциях Североатлантического союза, включая миротворческие операции под руководством НАТО на Балканах и в Афганистане.
Участие в этих операциях позволило странам продемонстрировать, что они способны не только быть "пользователями" безопасности, -благодаря предусмотренной в Статье 5 Вашингтонского договора гарантии коллективной безопасности, - но и могут вносить вклад в ее обеспечение и усиление стабильности в Евроатлантическом регионе и за его пределами.
Расширение НАТО - отнюдь не новое событие. За 55 лет, прошедшие с того момента, когда 12 государств основали Североатлантический союз, число ее членов выросло до теперешних 26. Расширение представляет собой поступательный и динамичный процесс, происходящий в соответствии со Статьей 10 Вашингтонского договора, в которой указано, что членом организации может стать любое "европейское государство, способное развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона".
Оба раунда расширения - недавний, а также вступление в него новых стран - Венгрии, Польши и Чешской республики - произошедшее в 1999 году, впервые со времени окончания холодной войны, - способствовали укреплению НАТО, упрочению безопасности и укреплению стабильности в Европе. Тем не менее, в начале 1990 годов многие политологи сомневались в том, что расширение что-либо даст существующим членам в плане повышения сплоченности и солидарности Североатлантического союза, и опасались его возможного отрицательного влияния на отношения с другими государствами.
В 1995 году Североатлантический союз осуществил и опубликовал результаты Исследования о расширении НАТО, в котором рассматривались преимущества приема новых членов и пути их интеграции. В заключение указывалось, что окончание холодной войны предоставило исключительную возможность улучшить и упрочить безопасность во всем Евроатлантическом регионе, и что расширение НАТО будет способствовать укреплению стабильности и безопасности в целом.[1]
Страны, стремившиеся к членству в НАТО, должны были продемонстрировать выполнение ими определенных требований. Это, в том числе, предусматривало предоставление доказательств того, что в каждом их них действует демократия и политическая система, основанная на рыночной экономике, что их подход по отношению к меньшинствам соответствует руководящим указаниям ОБСЕ, урегулированы неразрешенные споры с соседними государствами, заявлено об общей приверженности мирному урегулированию споров, имеется способность и готовность выделять военные силы и средства в Североатлантический союз и достигнуть оперативной совместимости с войсками других государств-членов и приверженность демократическим военно-гражданским отношениям и структуре институтов.
После приема в организацию новые члены начинают пользоваться всеми правами и выполнять все обязанности членов в момент их присоединения. Это включает принятие всех утвержденных прежде другими членами НАТО принципов, направлений политики и процедур.
На прошедшей в ноябре 2002 года Пражской встрече в верхах Североатлантического союза семи новым государствам-членам НАТО было предложено начать переговоры о присоединении. Переговоры проходили в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, и в них принимали участие группы специалистов НАТО и представителей каждой из стран-кандидатов. Неотъемлемым элементом переговоров являлось официальное подтверждение кандидатами их заинтересованности, готовности и способности выполнять политические, правовые и военные обязанности и обязательства, связанные с членством в НАТО, как указано в Вашингтонском договоре и Исследовании о расширении НАТО.
Переговоры предусматривали организацию двух сеансов работы с каждой страной-кандидатом. На первом сеансе обсуждались политические, оборонные или военные вопросы, главным образом для того, чтобы установить выполнение предварительных условий для членства. Второй сеанс имел более техническую направленность и включал обсуждение ресурсов, безопасности и правовых вопросов, а также взносов каждого нового государства-члена в совместный бюджет НАТО. Размер взносов устанавливался на пропорциональной основе в зависимости от экономического веса стран в сравнении с другими странами-членами Североатлантического союза.
Государствам-кандидатам необходимо было также подписать и ратифицировать соответствующие правовые документы, принять меры к обеспечению защиты секретной информации НАТО и подготовить их службы безопасности и разведки для работы со Службой безопасности НАТО. Что касается правовой сферы, страны-кандидаты должны были подписать ряд соглашений о статусе сил, а также по техническим и информационным вопросам. Это включало Вашингтонский договор, Лондонское соглашение 1951 года о статусе сил и Парижский протокол 1952 года о статусе международных военных штабов. "Статус сил" предусматривает условия, в соответствии с которыми силы союзников по НАТО могут действовать в стране НАТО, например, в рамках учений или развертывания войск для проведения операций.
В результате переговоров о присоединении каждая страна представила график проведения необходимых реформ, часть которых являлись долгосрочными, и поэтому их реализация должна была продолжиться и после даты вступления. График опирался на несколько составляющих, включая существующие цели ППЧ, "цели партнерства" (эквивалент "целей в отношении сил", устанавливаемых в НАТО для подсчета через регулярные промежутки времени военных сил и средств, выделяемых каждым государством-членом в Североатлантический союз),и Ежегодную национальную программу каждой страны (которую составляет всякая трана, подписавшая ППЧ, для рассмотрения и утверждения НАТО).
На втором этапе процесса вступления в организацию каждая страна-кандидат должна была подтвердить принятые ей обязанностей обязательства члена, включая график проведения реформ, в форме письма о намерениях от министра иностранных дел страны, адресованного генеральному секретарю НАТО.
На третьем этапе НАТО предстояла подготовка Протоколов о присоединении к Вашингтонскому договору для каждого кандидата. Эти протоколы по существу являются поправками или дополнениями к Договору и становятся впредь неотъемлемой частью самого Договора. 26 марта 2003 года их подписали послы стран НАТО, официально подготовив почву для присоединения стран-кандидатов к Договору и давая тем самым возможность представителям стран-кандидатов впредь присутствовать на заседаниях Североатлантического совета и большинства комитетов НАТО в качестве наблюдателей.
На четвертом этапе правительства государств-членов НАТО должны были ратифицировать протоколы в соответствии с национальными требованиями и процедурами. Разные страны применяют различные процедуры ратификации. Например, для утверждения законов в Сенате Соединенных Штатов требуется большинство в две трети голосов, других странах, например, в Великобритании, отсутствует необходимость в официальном голосовании в Парламенте. Данный процесс закончился для всех государств-членов НАТО ратификацией протоколов во французском Сенате 5 февраля 2004 года.[2]
Это позволило перейти к заключительному пятому этапу процесса вступления, а именно присоединению к протоколам каждой страны-кандидата в соответствии с их национальными процедурами, а затем - передаче документов о вступлении на хранение в Государственный департамент США, государствадепозитария Вашингтонского договора, на церемонии в Белом Доме в Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия, 29 марта 2004 года. Именно здесь семь стран официально стали членами Североатлантического союза.
Пятый раунд расширения НАТО не будет последним. Дверь в НАТО остается открытой для новых членов в будущем. В настоящее время в ППЧ участвуют Албания, бывшая Югославская республика Македония и Хорватия.
Со времени Пражской встречи в верхах НАТО увеличила помощь Албании и бывшей Югославской республике Македонии в области военной реформы и реформы силового сектора, чтобы помочь обеим странам подготовиться к будущему членству в Североатлантическом союзе. Будет также рассматриваться возможность вступления в НАТО Хорватии, присоединившейся к ППЧ в 2002 году, в зависимости от успешного осуществления ее программы реформ и соблюдения международных обязательств, включая сотрудничество с Международным уголовным судом по бывшей Югославии.
В соответствии с Вашингтонским договором и при согласии всех государств-членов Североатлантического союза, членом НАТО может стать любая другая желающая присоединиться к нему европейская страна.
План подготовки к членству (ППЧ) представляет собой программу консультаций, помощи и практической поддержки НАТО, построенную с учетом потребностей отдельно взятых стран, желающих присоединиться к Североатлантическому союзу. Она была введена в действие в апреле 1999 года на Вашингтонской встрече в верхах НАТО для оказания помощи по подготовке к членству странам, стремящимся вступить в организацию. Этот процесс во многом основывался на опыте, накопленном в ходе присоединения к НАТО Венгрии, Польши и Чешской республики, которые вступили в нее в 1999 году - в первый после окончания холодной войны раунд расширения Североатлантического союза.
Главными характеристиками ППЧ являются подача странами-претендентами на членство в НАТО индивидуальных ежегодных национальных программ подготовки к возможному будущему членству, включая вопросы политики, экономики, обороны, ресурсов, безопасности и правовые вопросы; целенаправленный и беспристрастный механизм "обратной связи" о ходе выполнения странами-претендентами их программ, предусматривающий политические и технические консультации, а также ежегодные встречи между всеми государствами-членами НАТО и отдельными странами-претендентами на уровне Североатлантического совета для оценки хода выполнения; и подход к планированию обороны для стран, стремящихся вступить в НАТО, в который входят выработка и анализ согласованных целей планирования.
Участие в ППЧ помогает готовить страны-претенденты к членству в Североатлантическом союзе, но не дает гарантии будущего членства. Тем не менее, все семь стран, вступивших в НАТО 29 марта 2004 года, извлекли пользу из ППЧ, как и нынешние страны-претенденты -Албания, бывшая Югославская республика Македония и Хорватия.
В 1995 году Североатлантический союз провел исследование с целью изучения преимуществ и путей будущего вступления в НАТО новых членов. В Исследовании о расширении НАТО делается вывод, что с окончанием холодной войны и роспуском Варшавского договора появилась необходимость и, одновременно, исключительная возможность улучшить и упрочить безопасность во всем Евроатлантическом регионе без воссоздания "водоразделов".
В Исследовании делается и другой вывод - о том, что расширение должно способствовать укреплению стабильности и безопасности во всех странах Евроатлантического региона путем поощрения и поддержки демократических реформ, включая установление гражданского демократического контроля над вооруженными силами; формирование моделей и обычаев отношений между членами НАТО, основанных на укреплении сотрудничества, консультаций и консенсуса; и содействие добрососедским отношениям. Оно увеличит транспарентность в оборонном планировании и составлении военного бюджета, тем самым укрепляя доверие среди государств, и усилит общую тенденцию к более тесным интеграции и сотрудничеству в Европе. В Исследовании также делается вывод, что расширение укрепит способность Североатлантического союза вносить вклад в европейскую и международную безопасность и укрепит и расширит трансатлантическое партнерство.
Говоря о путях расширения, Исследование подтверждает, что, как и в прошлом, любой раунд расширения НАТО будет происходить путем присоединения новых государств-членов к Вашингтонскому договору в соответствии со Статьей 10. Вступив в организацию, новые члены будут пользоваться всеми правами и выполнять все обязанности членов. К моменту присоединения им необходимо будет принять и соблюдать принципы, направления политики и процедуры, уже утвержденные всеми членами Североатлантического договора.
Оговариваются и другие условия, включая необходимость урегулирования странами-кандидатами этнических споров или внешних территориальных споров мирными средствами до того, как они смогут стать членами НАТО. Способность заинтересованных государств участвовать с помощью военных сил и средств в коллективной обороне, миротворчестве и в выполнении других новых задач Северо-атлантического союза будет также являться фактором при принятии решения о том, чтобы предложить или не предложить им вступить в НАТО. В конечном итоге, заключает Исследование, союзники по НАТО будут на основе консенсуса принимать решение о предложении о вступлении для каждого нового члена, и такое решение будет основано на том, будет ли членство какой-либо отдельной страны способствовать безопасности и стабильности в Североатлантическом регионе.
С момента создания НАТО в 1949 году в Североатлантический союз было принято несколько новых государств в рамках пяти раундов - в 1952, 1955,1982, 1999 и 2004 годах. Таким образом, число членов организации от 12 государств-основателей -Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Соединенных Штатов и Франции -выросло до 26.
Первый раунд расширения прошел в 1952 году, и в результате в организацию вступили Греция и Турция, тем самым углубляя безопасность и стабильность в Юго-Восточной Европе. Три года спустя в 1955 году 15м по счету членом НАТО стала Федеративная республика Германия. А 16м членом Североатлантического союза в 1982 году стала Испания. После воссоединения Германии в 1990 году под защитным "зонтиком" НАТО оказалась вся Германия, включая территорию бывшей Германской демократической республики.
Произошедшие по окончании холодной войны падение Берлинской стены и роспуск Варшавского договора открыли возможность дальнейшего расширения НАТО. Новые демократии Центральной и Восточной Европы стремились вступить в Североатлантический союз для того, чтобы войти в состав евроатлантических институтов и укрепить свою свободу.
На Мадридской встрече в верхах в 1997 году Венгрии, Польше и Чешской республике было предложено начать переговоры о присоединении, а 12 марта 1999 года они стали первыми вступившими в НАТО бывшими членами Варшавского договора. Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии и Эстонии, все из которых в прошлом были участниками Варшавского договора, и Словении было предложено начать переговоры о вступлении на Пражской встрече в верхах Североатлантического союза в 2002 г.
1949 Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты и Франция.
1952 Присоединение Греции и Турции
1955 Присоединение Федеративной республики Германии
1982 Присоединение Испании
1990 В результате воссоединения Германии территория бывшей Германской демократической республики становится частью Североатлантического союза.
1999 Присоединение Венгрии, Польши и Чешской республики
2004 Присоединение Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии
Организация НАТО создана, чтобы защищать маленькие страны, которые пользуются в Альянсе теми же правами, что и большие. К примеру, Исландия - маленькая страна, у которой даже нет своей армии, но которая, будучи членом НАТО, обладает таким же правом вето, как и любая другая. Политическое руководство НАТО на уровне генерального секретаря обеспечивается, как правило, европейцами, в то время как оперативное военное управление делегируется американцам, финансовый и материальный вклад которых в НАТО наиболее внушителен. "Чем больше вклад, тем виднее место", - не скрывают в НАТО. Опять же, страны, которые выходят с теми или иными инициативами, их же и оплачивают.[3]
Остальные страны-члены обязаны тратить около 3% своих ВВП на военные расходы, согласованные в рамках НАТО. Чтобы избежать дублирования, для каждой страны определяется свой "нишевый потенциал" - область, в которой, по мнению экспертов НАТО, страна обладает заметными сравнительными преимуществами. К примеру, Румыния развивает горную вертолетную службу, Чехия - средства защиты от биологического оружия, Литва - выращивает собак и обучает их и т.д. Так, к примеру, если бы Молдова решила стать членом НАТО, не исключено, она смогла бы найти использовать свой "нишевый потенциал" в производстве специальных продуктов питания для летчиков и подводников, как это было во времена Советского Союза. Как отмечают сотрудники НАТО, бюджет самой организации достаточно скромен и последние десятилетия не меняется, несмотря на расширяющиеся обязанности. На военные операции средства стран-участниц привлекаются дополнительно. Также у НАТО есть возможность привлекать средства международных финансовых организаций в случае необходимости. Примером тому может служить натовский фонд Trust Fund, выполняющий экологические функции по уничтожению залежей ненужных вооружений и химических веществ в странах-членах и странах-партнерах, число которых достигает 20.
Динамика военных расходов стран-членов НАТО представлена в табл.
Страны-члены НАТО: доля военных расходов в ВВП (1983-2033)
Страна | 1983 | 1986 | 1989 | 1992 | 2003 |
Северная Америка | |||||
Канада | 2,1 | 2,1 | 2,0 | 1,9 | 1,9 |
США | 0,4 | 6,6 | 5,8 | 5,1 | 4,8 |
Европа | |||||
Бельгия | 3,2 | 3,0 | 2,5 | 1,9 | 1,8 |
Дания | 2,5 | 2,0 | 2,1 | 2,0 | 2,0 |
Франция | 4,1 | 3,9 | 3,6 | 3,4 | 3,4 |
ФРГ | 3,4 | 3,1 | 2,8 | 2,7 | 2,6 |
Греция | 6,3 | 6,1 | 5,7 | 5,5 | 5,4 |
Италия | 2,1 | 2,1 | 2,3 | 2,0 | 2,0 |
Люксембург | 1,2 | 1,1 | 1,1 | 1,2 | 1,2 |
Голландия | 3,2 | 3,1 | 2,9 | 2,5 | 2,3 |
Норвегия | 3,1 | 3,1 | 3,3 | 3,3 | 3,2 |
Португалия | 3,3 | 3,2 | 3,2 | 3,0 | 2,9 |
Испания | 2,4 | 2,2 | 2,1 | 1,6 | 1,5 |
Турция | 4,8 | 4,8 | 4,3 | 4,7 | 4,8 |
Великобритания | 5,1 | 4,8 | 4,0 | 4,0 | 3,8 |
Стратегической концепции Североатлантического союза, планы НАТО и параметры активности ее вооруженных сил претерпели существенные изменения. В период с 1990 по 1996 гг. расходы стран НАТО сократились на 22 %, а средняя доля расходов на оборону в ВВП снизилась с 4,1 до 2,8 %.
Урезание бюджетных ассигнований привело к сокращению численности войск, приданных НАТО. На 35 % были сокращены основные боевые части и подразделения сухопутных сил (с 354 в 1990 г. до 231 бригадных эквивалентов сегодня), на 32 % - основные, приданные НАТО, военно-морские силы (с 500 основных боевых единиц ВМС до 350), на 41 % - боевые эскадрильи ВВС НАТО (с 240 эскадрилий до 160).
Кроме того, существенно снижена готовность сил к немедленному реагированию в случае кризиса или войны. НАТО сокращает не только войска - почти на 30 %, но и органы боевого управления - число штабов альянса сокращается с 65 до 20, при этом не планируется создавать штабы НАТО на территориях новых членов блока.
Список литературы
1 www.nato.int/issues/enlargement/index.php.
2 http://www.ipolitics.ru/projects/think/article13.php
3 http://commi.narod.ru/txt/1995/0402.php
[1] www.nato.int/issues/enlargement/index.php.
[2] http://www.ipolitics.ru/projects/think/article13.php
[3] http://commi.narod.ru/txt/1995/0402.php