Контрольная работа: Международные экономические отношения

Мировая экономика

 

Контрольная работа

 

11 вариант


Содержание

 

1. Объясните изменение спроса или предложения долларов при прочих равных условиях в связи со следующими действиями........................................3

а) строительство американской компанией в Краснодарском крае завода по производству табачных изделий ………………………………….........………..3

б) годичная стажировка российских студентов в одном из университетов США……………………………………………………………………….……….7

в) увеличение потока американских туристов в Россию………………….........8

Обоснуйте свою точку зрения.

2. Международные экономические организации как важнейший субъект мировой экономики………………………………………...……………………11

3. Тесты…………………………………………………………………………...17

Список литературы…………………………………………………………...….20

 


1. Объясните изменение спроса или предложения долларов при прочих равных условиях в связи со следующими действиями:

 

а) строительство американской компанией в Краснодарском крае завода по производству табачных изделий

Курс американской валюты на российском валютном рынке практически не меняется. Однако, в 2003 году в Краснодарском крае ситуация на рынке валютных продаж изменилась. Причин несколько: ожидаемая привязка курса рубля к корзине доллар-евро, активная внешняя политика Краснодарского Края, увеличившийся поток иностранных делегаций. [16,с.25]

В 2003 году в Краснодарском крае побывало более 40 иностранных делегаций из более, чем 20 стран.

 

Рисунок 1 Экономическая деятельность Краснодарского Края в 2003 г


В 2003 г. внешнеторговый оборот края составил 2,4 млрд. долл. США (92,7% приходится на страны дальнего зарубежья, 7,25% - на страны СНГ). Основными внешнеторговыми партнерами края являются Италия, Турция, Франция, Германия, Испания, США. Из стран СНГ наиболее активные связи поддерживаются с Белоруссией, Украиной, Казахстаном, Узбекистаном.

Экспорт в страны дальнего зарубежья составил в 2003 г. – 2,4 млрд. долларов США.

 

 

Рисунок 2 Экспорт товаров Краснодарского Края

Основные товары, экспортируемые из региона: минеральные продукты, продтовары, металлы, сахар, табачные изделия, зерно.

 

Рисунок 3 Импорт товаров в Краснодарский Край

В 2003 г. объем импорта составил 827,3 млн. долл. США (из стран дальнего зарубежья - 735,9 млн. долл. США, из стран СНГ - 91,4 млн. США). Основные товары, импортируемые в регион: машиностроительная продукция, сахар-сырец, удобрения и химические средства защиты растений, сельскохозяйственное оборудование, цитрусовые, нефтепродукты, лекарства. Больше всего товаров завозится из Украины, Германии, Италии, Франции, Турции, Швеции.

Краснодарский край ведет активную внешнюю политику. В 2003 году в Краснодарском крае побывало более 40 иностранных делегаций из более, чем 20 стран ближнего и дальнего зарубежья: Абхазии (Республика Грузии), Австрии, Армении, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Италии, Канады, Люксембурга, Молдовы, Нидерландов, Норвегии, Сербии и Черногории, Украины, Финляндии, Франции, Швейцарии, Эстонии. Наиболее частыми были визиты различных делегаций из Германии, Франции, Швейцарии, Украины.

В крае побывали делегации сенаторов Французской Республики, торговых представителей стран Европейского Союза, Американской торговой миссии (Американской Торговой Палаты в России), директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). При содействии и участии специалистов департамента экономического развития состоялось два заседания Координационного комитета Европейского делового клуба (ЕДК).

В апреле 2003 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между департаментом сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края, Сельскохозяйственным Советом Дании и посольством Дании в Российской Федерации. В декабре состоялся визит делегации Краснодарского края, возглавляемой главой администрации края А.Н.Ткачевым в Королевство Дания. В Копенгагене был подписан Протокола о расширении сотрудничества в агропромышленном комплексе между администрацией Краснодарского края и Сельскохозяйственным Советом Дании.

Особо следует отметить регулярные встречи руководства и сотрудников департамента с представителями компаний-инвесторов, среди которых известные во всем мире французская компания «Бондюэль», немецкие «КЛААС» и «Кнауф», швейцарская «Нестле» и т.д. Результаты деятельности вышеуказанных компаний налицо - 3 июня был заложен первый камень фундамента завода по переработке овощей компании «Бондюэль», 31 октября состоялась торжественная закладка камня будущего завода по производству сельскохозяйственной техники фирмы «КЛААС», активно ведется монтаж новых производственных линий на предприятии ОАО «Хладопродукт», также в городе Тимашевске готовится реализация проекта строительства завода по переработке кофе компании «Нестле-Кубань».

Администрация Краснодарского края также сама стала организатором ряда мероприятий, таких как: Презентация Краснодарского края в пресс-центре МИД в г. Москва, «Дни Краснодарского края в Германии» (г. Ганновер), фестиваль СМИ в Сочи.

Объем сделок составил 827,3 млн. долл. США , 2,4 млрд. долларов США. (спрос — 827,3 млн. долл. США , предложение — 2,4 млрд. долларов США.)

Вывод: Происходит увеличение спроса и предложения долларов в Краснодарском Крае в 2003 году в результате активной внешне-экономической политики Края, увеличения оборота торговли. Предложение опередило спрос в результате строительства американской компанией в Краснодарском крае завода по производству табачных изделий


б) годичная стажировка российских студентов в одном из университетов США

Современный этап развития международных экономических отношений характеризуется широким распространением новой формы обмена между странами - обмена научно-технологическими знаниями. Необходимость создания совместных образовательных программ диктуется характером современного общественного развития. Во-первых, передовые страны вступили в эпоху постиндустриального развития, принципиальная черта которой – все большая наукоемкость производства и возможность экономического доминирования за счет этой наукоемкости (а не только за счет ресурсной базы и тяжелой промышленности). Расчеты, производимые экспертами служб труда и занятости развитых стран, говорят о неизбежным уменьшении на 5-6 % в течение ближайших 10 лет занятых в сфере производства, сохранении примерно того же процента работающих в сфере организации и обслуживания производства (торговля, маркетинг, делопроизводство и т.д.) и увеличении сектора «вторичной организации» производства (исследовательская работа, образование и обучение, научные консультации) возрастет на те же 5-6% (в ней будет работать около 30% трудоспособного населения). [4,с.12]

Объем рынка услуг высшего образования в мире сегодня составляет более 40 млрд. долларов США ($). При этом иностранные студенты ежегодно приносят доход: США – 14,7 млрд. $, Великобритания – 8 млрд. $, Австралия – 4,5 млрд. $. Растет и конкуренция на этом рынке; за последние годы все активнее заявляют о себе его новые участники: Австралия, Ирландия, Новая Зеландия, Канада, Китай, Япония. В частности, ожидается, что в 2025 доход Австралии от обучения студентов вырастет до 30 млрд. $; в Китае за последние 4 года открылось 100 новых университетов, а рост численности иностранных студентов таков: в 2004 г. – 42,63%, в 2005 г. – 27,28%. Стабильно растет и рынок образовательных услуг традиционных лидеров: в США обучается (по данным на конец 2007 г.) 590 тыс. иностранных студентов; за свое обучение ими внесено 14,7 млрд. долларов США.

Годичная стажировка в США-стипендиальная программа Хьюберта Хамфри. Программа предоставляет российским специалистам возможность поехать в США на годичную стажировку для проведения научной работы и повышения профессионального мастерства.

Вывод: Спрос на доллары существенно вырастает – для оплаты учебы - результат годичной стажировки российских студентов в одном из университетов США.

 

в) Увеличение потока американских туристов в Россию

На рубеже тысячелетий туризм превратился в глубокое социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира. Туризм является высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности. Однако отсутствие эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении последних десяти лет привели к тому, что на долю Российской Федерации, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится лишь один процент мирового туристического потока.

По официальной статистике, с 1995 по 2005 годы общий въезд в страну вырос вдвое: количество визитов иностранцев увеличилось с 10,3 до 22,2 миллионов человек. Прирост год от года составлял от 1 до 6 миллионов. Но уже в 2006 году прирост туристов из Европы, СНГ, Китая, Южной Кореи и других стран сократился на 16%. За 2005–2007 годы прирост составил 700 тысяч человек. В 2007 году Россию посетило 22,9 млн граждан. Причем из общего потока прибывших значительную долю составляли выходцы из стран СНГ, гастарбайтеры, которые не имеют никакого отношения к туризму.

По данным Федерального агентства по туризму, в первом полугодии 2008 года въездной поток (культурный туризм) в Россию вырос на 7,6%, нашу страну посетили 889 тысяч иностранных туристов. Пятерку лидеров составили граждане Германии, США, Финляндии, Великобритании, Италии и Франции. Помимо них, с деловыми визитами Россию посетило более двух миллионов человек, а по личным вопросам — около семи миллионов. Вместе с тем, туроператоры оценивают снижение турпотока в Россию на 10-15%, отмечая, что этот рынок стагнирует уже несколько лет. А рост объясняют тем, что по туристическим визам едут деловые люди, увеличивая общий показатели количества турпоездок. Наиболее популярными среди иностранцев являются посещения Москвы, Санкт-Петербурга и туры по Золотому кольцу России.[12,с.18-20]

Любой иностранный турист, желающий погостить в России в течение 5–7 дней, должен рассчитывать на сумму, превышающую полторы тысячи евро. Для сравнения, семидневный тур в Париж обойдется российскому туристу, по предложению, к примеру, «Интуриста», в 833 евро, включая проживание в трехзвездочном отеле, авиаперелет, трансфер и страховку.

По данным опрошенных BFM.ru экспертов, стоимость гостиниц Москвы является одной из самых высоких в мире. Представитель компании Russian National Group отмечает, что в 2008 году минимальная стоимость номера в столичной гостинице составляла 100 долларов.

По информации компании «Сити–виза», иностранным туристам недешево обойдется и российская виза. Консульский сбор для ее получения составляет примерно 50 долларов для жителей США и Индии, а европейцам он обойдется в 40–70 евро. Туристическая виза для граждан Латвии, к примеру, стоит от 57 до 114 долларов, в зависимости от сроков оформления.

Вывод: Предложение долларов существенно вырастает –доход от туризма - результат увеличения потока американских туристов в Россию.


2. Международные экономические организации как важнейший субъект мировой экономики

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации.

Под международными правительственными экономическими организациями здесь понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права/обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитеты и т.д.).[11,с.125]

В международных экономических организациях выделяют:

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира. Это прежде всего система Организации Объединенных Наций, включающая ООН (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат) и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными экономическими организациями. Среди них можно выделить Международный Валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его дочерние организации – Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР), а также Всемирную торговую организацию (ВТО) и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организаций первого типа служит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Данные организации также могут создаваться на основе критериев экономического развития входящих в них государств. Типичным примером здесь является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира (второй тип организаций).

3. Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка. В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций (соглашений), объединяющих широкий или узкий круг стран.

4. Международные экономические организации, представленные полуформальными объединениями типа «Семерки». От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Как известно, Россия приняла участие в 24-м саммите (Бирмингем, май 1998 г.) как член «большой восьмерки». К этому виду организаций также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).

5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые или специализированные экономические и научно-технические организации.

В качестве носителей международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и др.) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.

МВФ и МБРР были созданы в 1944 г. как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в МВФ.

Международный валютный фонд (МВФ) – одна из ведущих международных финансово-кредитных организаций. Фонд учрежден в 1946г. Местопребывание – Вашингтон (США). В МВФ входят 182 страны, в том числе Россия (с 1 июля 1992г.) В Бреттон-Вудсе (США, 1944г.) СССР принимал участие в выработке Устава МВФ, но « холодная война» помешала ему подписать соглашение о создании Фонда. В 1997г. Ресурсы МВФ были увеличены до 28,8 млрд. долл. Они формируются за счет взносов стран-членов Фонда.

МВФ по своим целям изначально должен был содействовать развитию международной торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.

МБРР – Всемирный банк Международный банк реконструкции и развития (МБРР), часто называют Всемирным банком. Его местопребывание – Вашингтон (США). В настоящее время он объединяет более 180 стран мира. Уставный капитал составляет 142 млрд долларов. Всмирный банк, являясь признанным субъектом мирового хозяйства, выступает крупнейшим инвестиционным учреждением. В последние десятилетия он осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Всемирного банка покрывают в основном около 30% общей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300 млрд долл. Его деятельность координировалась МВФ.

Дочерние учреждения МБ специализируются на выполнении особых задач. МФК оказывает содействие росту частного сектора развивающихся стран, a MAP — помощь беднейшим странам на льготных условиях.

ООН - Система Организации Объединенных Наций включает саму ООН с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряд программ, советов и комиссий. Главный экономический орган – ЭКОСОС состоит из 54 членов (1/3 их ежегодно переизбирается на трехлетний срок) и обычно проводит дважды в год свои сессии. Он является основным органом по координации экономической и социальной деятельности ООН и соответствующих специализированных учреждений и институтов (путем проведения исследований, подготовки докладов и рекомендаций). Основной задачей этих комиссий является содействие проведению согласованных мероприятий по экономическому сотрудничеству в рамках соответствующего региона

ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана в 1961 году двадцатью государствами-учредителями. Местонахождение – Париж (Франция). Членами ОЭСР на 1 января 1999 года были 29 стран, большинство из них развитые: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония. ОЭСР принимает два вида решений: постановления, обязательные для всех стран-членов, и так называемые джентльменские соглашения, имеющие добровольный характер, но обычно соблюдаемые. [14,с.344]

Главные задачи ОЭСР заключаются в анализе состояния экономик стран-членов и составлении дважды в год прогноза их развития на ближайшие полтора года, разработке рекомендаций в области регулирования хозяйства на макро- и отраслевом уровне, включая международную торговлю, а также координации политики в области финансовой помощи развивающимся государствам. Являясь органом по согласованию основных направлений экономической политики развитых стран, ОЭСР готовит материалы для крупных международных соглашений.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) Возникновение ГАТТ связано с попытками создать Международную торговую организацию (МТО). Это было связано со стремлением многих стран после второй мировой войны искоренить протекционизм во внешней торговле. Новый внешнеторговый режим должен был основываться на либерализации и сотрудничестве между странами.

МТП Международная торговая палата (МТП) была основана как неправительственная организация в 1919 году. Эта наиболее авторитетная в мире организация частного предпринимательства, объединяющая свыше 6000 компаний, полторы тысячи национальных союзов предпринимателей в 110 развивающихся и развитых стран, имеющая зарубежные представительства более чем в 50 странах. Местопребывание – Париж (Франция). [14,с.354]

МАГАТЭ Устав международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) был утвержден в 1956 году на международной конференции, состоявшейся в ООН. Он вступил в силу в 1957 году МАГАТЭ является самостоятельной межправительственной организацией, входящей в систему ООН. Местопребывание – Вена (Австрия). Ее членами являются 123 государства, включая Россию. Агентство устанавливает и обеспечивает гарантии недопущения использования атомной энергии в военных целях.

Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. Они оказывают существенное влияние на «правила игры» в мировой экономике.


3. Тесты

1. Внедрение научно-технических достижений ведет к: б) улучшению структуры экспорта

а) снижению требований к стандарту и качеству ввозимых товаров

б) улучшению структуры экспорта

в) сокращению производства

г) снижению объема инвестиций

2. Формирование и развитие мирового рынка сопряжено со всем перечисленным ниже, кроме: г) закрытости национальных экономик

а) углубления и расширения международного разделения труда

б) развития транспорта и систем коммуникаций

в) развития индустриализации

г) закрытости национальных экономик

3. Новые индустриальные страны смогли вырваться вперед за счет: б) быстрого развития высокотехнологичного производства

а) снижения эффективности капиталовложений

б) быстрого развития высокотехнологичного производства

в) увеличения числа занятых

г) расширения ввоза сырья

4. Открытая экономика предполагает: в) углубление специализации и кооперирования

а) снижение объема импорта

б) сокращение экспортных поставок

в) углубление специализации и кооперирования

г) замедление конкуренции между отечественными производителями

5. Согласно модели сравнительных преимуществ Хекшера-Олина страны специализируются на выпуске продуктов, исходя из сопоставления: б) стоимости факторов производства

а) издержек производства

б) стоимости факторов производства

в) предельных полезностей обмениваемых благ

г) трудовых затрат

6. Экспортные пошлины взимаются: б) когда государство стремится ограничить вывоз определенного товара

а) чтобы увеличить объем экспорта

б) когда государство стремится ограничить вывоз определенного товара

в) чтобы улучшить «условия торговли»

г) чтобы повысить конкурентоспособность вывозимого товара

7. Тарифными ограничениями импорта являются: а) введение повышенных ввозных пошлин

а) введение повышенных ввозных пошлин

б) размещение государственных заказов только на отечественных предприятиях

в) установление национальных технических стандартов

г) введение импортных лицензий

8. Развитие НИОКР в данной стране является основой для: в) её преимущественно интенсивного пути развития

а) её преимущественно экстенсивного пути развития

б) её автаркии в мировой экономической системе

в) её преимущественно интенсивного пути развития

г) снижения её конкурентных возможностей на мировом рынке

9. Структура внешней торговли считается прогрессивной, если: в) доля готовой продукции в ней является преобладающей

а) доля энергетического сырья растет

б) удельный вес продуктов питания высокий

в) доля готовой продукции в ней является преобладающей

г) экспортные квоты на вывоз сырья отменены

10. Либерализация внешней торговли связана с: а) понижением таможенных барьеров

а) понижением таможенных барьеров

б) ужесточением лицензирования

в) введением импортных квот

г) установлением дополнительных стандартов, требований к маркировке, упаковке и т. д.


Список литературы

 

1.         Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения – М.: Юристъ, 2002 – 366 с.

2.         Акопова Е.С. Мировая экономика и международные отношения. — М., Феникс, 2005.

3.         Барр Р. Политическая экономия. М.: Междунар. отношения, 1995. Т. 2.

4.         Блавацкий С. Конкурс на участие в программах образовательного и культурного обмена между Россией и Америкой в 2003-2004 годах // Зеркало недели, № 5, 2004.

5.         Булатов А.С. Экономика. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001.

6.         Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика – М.: Инфра-М 2001 – 384 с.

7.         Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. - С.-Пб., 1994. Разд.П, гл.19.

8.         Иващенко А.А. Товарная биржа. - М.: Международные отношения, 1991.

9.         История экономических учений / под ред. В.А. Жалина, Е.Г. Василевского, МГУ, 1989

10.      Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М., 1992. С.34

11.      Ломакин В.К. Мировая экономика. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ.

12.      Лубков А. Туризм - высокодоходная отрасль // Экономист. - 2005. - N 11. - С.18-23.

13.      Макконнелл К.Р.. Брю С.Л. Экономикс. Т. 1. - М., 1992. Гд.41.

14.      Мировая экономика / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М., Юристъ, 2002.

15.      Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. — М., 2000.

16.      Новокшонова Л. Мировое хозяйство и региональные аспекты развития экономики // Экономист. 2003, № 10, С. 88—90.

17.      Политическая экономия /Под ред. ВВ. Радаева. -М., 1992, Гл.38

18.      Самуэлъсон П.А.. Нордхауз В.Д. Экономика. - М., 1997. Гл. 19.

19.      Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебн. пос. — М., ИНФРА-М, 1999г.

20.      Фишер С., Дорбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.