Контрольная работа: Мировая экономика

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Твери

Кафедра: Экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:

Мировая экономика

 Выполнила:

Студентка2курса27-З группы

специальность: 080502.65

«Экономика и управление на

 предприятии туризма и ГХ»

 № зачет. книжки _______________

Подпись:______________________

Руководитель:_________________

 Оценка: _______________________

Дата:__________________________

Подпись: ______________________

Проверил: __________________

Тверь – 2008

 Рег. № _________________________

 Специалист УМО_______________


Содержание:

1.         Задание 1. Границы производственных возможностей стран Канады и Испании…………………………………………………….…...…....3

2.         Задание 2. Функции спроса и предложения…………….…...........8

3.         Задание 3. Тариф на экспорт товара ……………………..…..…..11

4.         Задание 4. Международное сотрудничество………….…..……13

Список использованной литературы…………………………..............20


Вариант 1

 

Задание 1.

В таблице показаны производственные возможности Канады и Испании до установления внешнеторговых связей:

Продукт Производство (единиц в день)
Канада Испания
Телевизоры (шт.) 8 5
Зерно (кг.) 20 40

1.         Границы производственных возможностей этих стран

2.         Тип преимущества

3.         Какие товары будут экспортировать импортировать Канада и Испания в свободной торговле

4.         мировые цены на оба товара

5.         издержки производства в странах.

В Испании на одну и ту же величину затрат труда удавалось произвести 5 шт. телевизоров и40 кг. зерна, а в Канаде за такое же количество труда соответственно 8 шт. телевизоров, но лишь 20 кг. зерна.

В соответствии с затратами труда внутренние пропорции обмена составляли в Испании 5 шт. телевизоров за40 кг. зерна, а в Канаде 4 шт. телевизоров за 10 кг. зерна.

За 10 кг. зерна в Испании можно было купить 1,25 шт. телевизора, а в Канаде – 4 шт. телевизора. Таким образом, у Испании абсолютное преимущество по зерну, так как в ней оно может быть куплено дешевле (за 5 телевизор.- 40 кг. зерна против 10 кг. в Канаде), в то время как у Канады пo производству телевизоров (за 20 кг зерна 8 телевизоров против 2,5 телевиз. в Испании). Испания будет специализироваться на производстве зерна, обменивая часть его на телевизоры из Канады, а последняя - на производстве телевизоров, часть которого пойдет в Испанию в обмен на зерно. Источником торговли здесь выступает способность нации производить тот или иной продукт в абсолютном выражении дешевле, т.е. с абсолютными меньшими издержками, чем это может сделать другая нация.

Отметив на горизонтальной оси объемы производства зерна и на вертикальной телевизоров в их максимальном значении (весь ресурс труда затрачивается или нa производство зерна или нa производство телевизоров), получим нa рис. 1 соответствующие графики для Испании и Канады.

 ИспанияКанада

телевизоры

 телевизоры


                                                            

                                                           а          


а     c'                                                                  c'

с                                                                       c

Рис. 1. Границы производственных возможностей Испании и Канады

Ha этих графиках линия, связывающая точки а и b, показывает максимально возможное количество зерна при нулевом производстве телевизоров и максимальное значение объема производства телевизоров при нулевом выпуске зерна. Ha обоих графиках линия простирается больше в сторону того продукта, пo которому у страны имеется абсолютное преимущество[1]. Любая точка, взятая на самой линии, будет означать комбинацию величин выпуска обоих товаров.

Например, точка с на графике Испании будет означать производство примерно 20 кг зерна и 2,5 шт. телевизора, на графике Канады 3,5 шт. телевизора и 12 кг зерна. Другими словами, эта линия показывает, сколько может быть произведено одного товара при заданном производстве другого.

Линии производственных возможностей простираются дальше в сторону зерна у Испании и в сторону телевизоров у Канады, отражая более высокую отдачу затрат труда соответственно нa производство зерна в Испании и телевизоров в Канаде. Поэтому в отношении другого товара (телевизоров в Испании, зерна в Канаде) линия будет иметь более крутой наклон, который отражает более высокие затраты труда на единицу товара и более высокую цену, выраженную в единицах другого товара. Более крутой наклон у одной страны в сравнении с другой в отношении одного и того же товара также свидетельствует о более высокой цене. Поэтому она называется границей производственных возможностей. Она позволяет получить любую комбинацию размеров выпуска обоих товаров, показывая в то же время альтернативный характер использования ограниченного ресурса, в данном случае ресурса труда. Она же показывает объемы потребления обоих товаров в условиях автаркии, до установления торговых отношений.

Из нашего числового примера следует, что с началом торговли Испания начинает специализироваться на производстве зерна, сдвигая объемы его выпуска вплоть до максимального значения в точке b при нулевом выпуске телевизора, которое она начинает получать из Канады в обмен нa излишек зерна.

Канада, в свою очередь, максимизируя выпуск телевизора в точке а, отказывается от производства зерна, получая его в обмен нa свои телевизоры. Это будет означать случай полной специализации, который теоретически позволяет Испании обменять максимально полученное количество зерна на телевизоры. Пунктирная линия показывает гипотетическую возможность получения такого количества телевизоров, если страна полностью обменивает произведенное в максимальном количестве зерно. Подобно этому Канада при максимальной специализации и полном обмене своих телевизоров на зерно получит максимум последнего. Однако в реальной жизни полная специализация невозможна, потому что потребительские предпочтения в стране-производителе не допускают полного отказа потребителей от потребления традиционных для нее продуктов, скорее наоборот - потребление - традиционных продуктов принимает продвинутые его формы.

Еще болеё важной причиной отсутствия полной специализации выступает механизм образования мировой цены[2], пo которой обе страны развивают отношения. В нашем примере в предторговый период цена за шт. телевизора находится на уровне 2,5 кг зерна в Канаде и 8 кг в Испании, а на 1 кг зерна соответственно 0,125 шт. в Испании и 0,4 шт. в Канаде. В Испании дешевое зерно (в 3 раза дешевле, чем в Канаде), а в Канаде-телевизоры (тоже в 3 раза). Встречное движение товаров с началом торговых отношений вызывает сближение цен нa один и тот же товар в обеих стaранах, т.е. рост цен нa зерно в Испании при сокращении цен нa телевизоры и обратное изменение цен в Канаде. Устанавливается равновесная цена, скажем, на уровне 1 кг зерна за 1 шт. телевизора или наоборот, которая и есть мировая цена. Она устанавливается в промежутке между крайними значениями внутренних предторговых цен и может иметь только одно значение, определяемое соотношением уровней совокупного спроса и предложения каждого товара в обеих странах. Дальнейшая специализация означала бы нарушение равновесия спроса и предложения, или избыточное предложение с уровнем издержек, не покрываемых мировой ценой, т.е. производство в убыток. При этом нe имеет значения, что уже до установления торговых отношений производительность труда, например, рабочего в производстве зерна в Испании позволяла ему производить зерна в 3 раза больше, чем канадского рабочего, ибо уровень издержек зависит нe только от производительности, но и величины заработной платы. Производя в 3 раза больше, испанский рабочий мог получать и большую заработную плату, так что издержки нa производство зерна в Испании нeпозволили бы мировой цене на него быть ниже, чем цена 1 кг за 1 шт.

Таким образом, реалистично предположить, что каждая из дв:ух стран выберет специализацию частичную, или, как принято говорить, установится оптимальная специализация.

 

Альтернативные издержки

 

Специализация той или иной страны нa производстве определенного продукта связана с дополнительными издержками ресурса, которые называются издержками замещения. В самом деле, Испания, увеличивая производство зерна ради получения более дешевого канадского телевизора, отказывается от производства собственного телевизора, приносит его в жертву. Для производства каждого дополнительного кг требуется отказаться от производства 0,125 шт телевизора, или, другими словами, заместить его производство производством дополнительного кг зерна. Замещение телевизора зерном требует издержек ресурса труда, который раньше использовался для производства телевизора. Так как ресурс труда ограничен, то эти издержки получают вид издержек замещения, или альтернативных издержек.

В нашем примере альтернативные издержки[3] являются постоянными, поскольку предполагается, что при производстве каждой дополнительной единицы одного товара требуется отказ от одного и того же количества другого, например для производства дополнительного кг зерна от 0,125 шт. телевизора. Ha графике (см. рис. 1) это будет происходить в результате перемещения точки с вдоль линии, обозначающей границу производственных возможностей, поэтому эта линия одновременно является линией издержек замещения. При повторяющихся или одинаковых издержках замещения она является прямой линией, угол наклона которой также остается неизменным. Математически это означает постоянное соотношение катетов в любом треугольнике, соответствующем любой точке замещения Ha линии издержек замещения. Это означает, что угол наклона нашей прямой линии равен тангенсу угла со знаком «минус». Как мы уже знаем, наклон этой прямой имеет экономический смысл, отражая соотношение цен товаров и в отечестве и за рубежом, или относительную цену товара.

Итак, прямая линия отражает постоянство издержек замещения, которые можно себе представить, если альтернативное использование ресурса касается двух продуктов. Однако Ha практике речь, как правило, идет о нескольких продуктах, где издержки замещения He могут быть постоянными. Строго говоря, даже при двух'продуктах издержки замещения возрастают, ибо замечено, что каждая дополнительная единица альтернативного продукта сопряжена с растущим количеством продукта, от которого нужно отказаться. Издержки замещения, таким образом, не остаются постоянными, они возрастают, приобретая характер предельных величин. Линия издержек замещения, она же линия границы производственных возможностей, в этом случае, отражая постоянно меняющееся соотношение, приобретает кривизну, наклон которой можно измерить только с помощью касательной в точке замещения, показывающей новую комбинацию объемов выпуска продуктов. Линия, отражающая издержки замещения и производственные возможности, нередко называется кривой трансформации.

 ИспанияКанада

Телевизоры                                         Телевизоры


                                                                    а

а

                                                               

                a                                                         c

Рис 2. Границы производственных возможностей при меняющихся издержках замещения. Линии производственных возможностей при меняющихся издержках замещения приобретают кривизну. Наклон такой линии измеряется наклоном касательной.

Рисунок 2 показывает меняющийся характер издержек замещения на кривой границы производственных возможностей и касательную в точке с, отражающую наклон этой кривой при данном соотношении объемов выпусков обоих продуктов и при данном уровне издержек замещения дополнительной единицы одного товара за счет другого. Как и в случае постоянных издержек замещения, кривая границы производственных возможностей простирается больше в сторону продукта, производимого с наименьшими издержками производства, т.е. с большей производительностью.

 

Выводы:

 

Канада:  Испания:

8/20=0,4 шт/кг    цена за 1 кг зерна 5/40=0,125 шт/кг

20/8=2,5 кг/штцена за 1 шт. телевизора40/5=8 кг/шт


здесь имеется ситуация абсолютногопреимущества.

Канада экспортирует телевизоры в Испанию, импортирует зерно. Испания экспортирует зерно в Канаду, импортирует телевизоры.

Мировая цена на телевизоры установится в пределах:

2,5 кг/шт < Рм(телев) < 8 кг/шт

мировая цена на зерно:

0,125 шт/кг < Рм(зерно) < 0,4 шт/кг


Задание 2

 

Пусть в Отечестве функции спроса и предложения на пшеницу имеют вид: Do(р) = 80 - 10р     и       So(р) = 5 + 15р

В зарубежье функции спроса и предложения на пшеницу имеют следующий вид:

D3(p) = 75 - 25р и       S3(p) = 5 + 10р

Определите:

а) цены на пшеницу в Отечестве и Зарубежье при отсутствии международной торговли;

б) страну экспорта и импорта товара в случае установления торговли между странами;

в) функции спроса и предложения на пшеницу на мировом рынке;

г) мировую цену на пшеницу;

д) объемы международной торговли;

е) размер выигрыша (проигрыша) потребителей, производителей и общества в целом в каждой стране от установления международной торговли.

Решение

а) Кривые спроса на зерно, показывающие соотношение между объемом спроса и уровнем цен, определяются вкусами и предпочтениями потребителей при данном уровне дохода. При отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке пшеницы (пересечение кривых спроса и предложения), устанавливается цены на пшеницу в Отечестве и Зарубежье[4] при отсутствии международной торговли:

D = S

80-10р=5+15рр=3 - цена по отечеству

75-25р=5+10р р=2- цена за рубежом.

б) Цена на зерно в отечестве выше, чем зарубежом, поэтому отечественным потребителям выгодно импортировать пшеницу, а производителям заграницей — продавать (экспортировать) более дешевую пшеницу.

Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена.

В случае установления торговли между странами, Отечество
будет ввозить пшеницу, то есть импортировать, а Зарубежье будет вывозить,
то есть экспортировать.

в) функции спроса и предложения на пшеницу на мировом рынке:

Знаяхарактеристики внутреннего спросаи предложения вобеих

странах, мы определим размеры предложения зерна на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уровень равновесной мировой цены.

Зарубежным производителям будет выгодно расширять производство зерна и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в отечестве. Чем выше будет мировая цена, тем больше производители зарубежом будут расширять предложение зерна, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители заграницей будут сокращать предъявляемый на рынке спрос. Таким образом, размеры предложения зерна на мировом рынке будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке за рубежом, возникающей в условиях роста цен на зерно:

Sм=Sз - D3=(5+10p) - (75 - 25p)=35p - 70

С другой стороны, отечественным потребителям будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него будет ниже первоначальной внутренней цены в отечестве. Чем ниже будет мировая, а, следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше потребители в отечестве будут увеличивать спрос на зерно, но одновременно отечественные производители будут сокращать объем предложения. Таким образом, величина спроса на зерно на мировом рынке будет определяться разницей между спросом и предложением на внутреннем отечественном рынке, возникающей в условиях падения цен на зерно:

Dм=Do - So=(80 - 10р) - (5+15р)=75 - 25р

Таким образом:

Dм = D - S =(80-10р)-(5+15р)=75-25р

Sm= S3- S3=(5+10p)-(75-25p)=35p-70

г) мировая цена на пшеницу

Итак, по мере налаживания торговых связей цена на зерно за рубежом

растет, и его предложение для продажи на внешнем рынке увеличивается, а

цена в отечестве снижается и спрос на импорт растет.

Dм=Sм       75 - 25рм=35рм - 70    рм=2,42

д) объемы международной торговли

Sм=Dм=35*2,42 - 70=14,7

е) размер выигрыша (проигрыша) потребителей, производителей и общества в целом в каждой стране от установления международной торговли:

Зная влияние международной торговли на интересы потребителей и производителей, мы можем теперь оценить изменение благосостояния в стране-экспортере и стране-импортере в целом.

Выигрыш отечественных потребителей = (55.8+50)/2х0.58=30.682

Проигрыш отечественных производителей - (41,3+50)72x0,58= - 26,477

Выигрыш общества в целом 30,682 - 26,477=4,205

Проигрыш зарубежных потребителей = - (14,5+25)72x0,42 = - 8,295

Выигрыш зарубежных производителей = (25+29,2)72x0,42=11,382

Выигрыш зарубежного общества в целом = 11,382 - 8,295=3,087, можно сказать, чтоотустановлениямеждународнойторговли, большевсего выиграютотечественныепотребители,ибольшевсегопроиграют отечественные производители, но в целом больше выиграет отечественное общество на 4,205-3,087 = 1,118.

 

P DO                        P                                        P

         SO

                                   DЗ     SЗ                          DМ  SМ


Задание 3

Отечество вводит тариф на экспорт товара в размере 20 DM.

С тарифом ~' Без тарифа С тарифом
Мировая цена 140 DM 140 DM

Объем внутреннего

потребления

16 тыс. шт. 20 тыс. шт.

Объем внутреннего

производства

28 тыс. шт. 25 тыс. шт.

На основании табличных данных рассчитайте:

а) выигрыш (потери) отечественных потребителей от введения тарифа;

б) выигрыш (потери) отечественных производителей от введения тарифа;

в) размер поступлений в государственный бюджет от тарифных сборов;

 г) чистый эффект от введения пошлины для Отечества в целом[5].

Решение


Р


140

                                                                           D

                                              S

10                       20 2430

а) выигрыш (потери) отечественных потребителей от введения тарифа

Мировая цена на товар ниже внутренней цены равновесия, поэтому Отечеству выгодно импортировать этот продукт. Первоначально в стране существует режим свободной торговли, цена на товар на ее внутреннем рынке не отличается от мировой цены. По этой цене национальные производители могут обеспечить предложение товара только в размере 16 тыс. шт. Правительство в целях защиты национальных производителей от иностранной конкуренции устанавливает специфический таможенный тариф размером 20DM (Т) за 1 тыс. шт. импортируемого товара. Цена импортного товара на внутреннем рынке возрастет на величину Т и составит Р + Т. В этих условиях потребители, которые раньше приобретали импортный продукт, несут потери, так как при неизменном уровне доходов вынуждены покупать этого продуктаменьше и платить за него дороже. Импорт сокращается, его объем внутреннего потребления составляет 20 тыс. шт. Поскольку часть спроса на товар оказывается неудовлетворенной, потребители предъявляют повышенный спрос на отечественную продукцию.

Введение таможенного тарифа приводит к росту цены не только импортируемого продукта. Низкий уровень мировой цены делал отечественных производителей товара недостаточно конкурентоспособными, и они были заинтересованы во введении тарифа для того, чтобы цена на товар стала выше, а их собственная продукция — более конкурентоспособной. Однако расширение производства и сбыта сопряжено с ростом издержек, и оно будет выгодно отечественным производителям лишь в том случае, если вырастет цена и на их продукцию.

Таким образом, наряду с подорожанием импортного товара происходит рост цен и на товар отечественного производства. Через некоторое время равновесная (с учетом импорта) цена на внутреннем рынке устанавливается на новом, более высоком уровне.

Вп=(16+20)/2х20=360 тыс. DM

б) выигрыш (потери) отечественных производителей от введения тарифа

Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отечественных производителейтоваров,конкурирующихсимпортом.С

одной стороны, они могут расширить продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители предъявляют растущий спрос на отечественную продукцию. С другой стороны, как уже было показано, подорожание импортных товаров позволяет отечественным производителям также повысить цены и получить дополнительный выигрыш.

Впроизв= - (28+25)/2х20= - 530 тыс. DM

в) размер поступлений в государственный бюджет от тарифных сборов

Вгос=(25-20)х20= 100 тыс. DM

Таможенный тариф оказывает воздействие на интересы потребителей и производителей, он также является важным источником дохода для государственного бюджета. Конечно, следует подчеркнуть, что таможенный тариф будет приносить доход государству лишь в том случае, если он не настолько высок, чтобы полностью перекрыть дорогу импортным товарам. Запретительный тариф дохода государству не принесет.

Говоря о доходах государства от введения таможенного тарифа, необходимо иметь в виду, что одновременно государство будет нести и определенные расходы, связанные с разработкой самого тарифа, ведением необходимой документации, содержанием таможенной службы и т.д. Другими словами, доходы от тарифа частично будут «съедены» самой тарифной системой, следовательно, чистый эффект для государства будет меньше, чем ожидалось

г) чистый эффект от введения пошлины для Отечества в целом

ЧЭ=360+(-530)+100=-70тыс. DM

То есть от введения экспортных пошлин,
чистый эффект отрицательный, значит либо необходимо уменьшить
размер пошлины, либо не вводить ее вообще.

Проведенный выше анализ показал, что от введения таможенного тарифа на импорт в выигрыше оказались производители и государственный бюджет, а в проигрыше — потребители. Это означает, что введение таможенного тарифа на импорт приводит к перераспределению доходов от потребителей в пользу государственного бюджета и производителей в импортозамещающих отраслях. Возникновение чистых потерь от тарифа объясняется двумя причинами: во-первых, потребители вынужденно сокращают потребление продукции, поскольку она становится дороже; во-вторых, снижается эффективность распределения ресурсов, поскольку расширяется производство у недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем издержек.


Задание 4

Международные отношения

Международные отношения государств – одна из основ, на которых строится современное общество. Сегодня, именно от взаимоотношений между государствами зависит само существование цивилизации.

Современные международные отношения представляют собой сложную систему политических, экономических, культурных и прочих связей. На сегодняшний день существует несколько общемировых тенденций развития международных отношений. С одной стороны это интеграция, создание новых международных организаций и союзов, с другой же все более явными становятся процессы дезинтеграции, мир становится все более полярным.

Международные организации

Существует ряд международных организаций – таких как Организация Объединенных Наций(ООН), деятельность которых направлена на поддержание мира и безопасности, а также на укрепление международного сотрудничества всех стран.

Международное сотрудничество

Немаловажный аспект международного сотрудничества – экономические отношения между странами. Именно к международным экономическим отношениям можно отнести такие процессы как: торговля, международное кредитование, миграция рабочей силы, валютные отношения, а также сотрудничество в научно-технической сфере.

Также, довольно тесное международное сотрудничество[6] существует между странами в сфере науки, культуры и образования. Разнообразнейшие международные выставки, научные консилиумы и собрания, а также взаимный обмен студентами между высшими учебными заведениями разных стран, все это позволяет обобщить накопленный каждой страной по отдельности потенциал. Отдельно стоит упомянуть о международной космической программе, выполнение которой, на сегодня одна из приоритетных задач стоящих перед мировым научным сообществом. В рамках международной космической программы проводятся международные исследования, а также функционирует международная космическая станция.

В международной жизни XX века и в международных отношениях существенное место на протяжении последних пятидесяти лет играет деятельность Организации Объединенных Нации - ООН, члены которой пользуются вне зависимости от своих размеров и военно-промышленных потенциалов равными правами и равными возможностями.

Организация объединенных наций (ООН)

ООН[7] – универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между странами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. На конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г.

Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств.

Совет Безопасности

Этот орган состоит из 15 членов (5 – постоянные, 10 – непостоянные).

Для принятия решений требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам проголосовать против какого-либо решения – и оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом. Воздержание постоянного члена не рассматривается как вето.

В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности обладает исключительно большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного сотрудничества стран.

Совет Безопасности может принимать юридические акты двоякого рода. Совет может принимать рекомендации, не накладывающие на государства юридических обязательств. Но он может также принимать юридически обязательные решения. При этом ООН иногда исключает возможность обжалования или пересмотра принятых Советом Безопасности решений. Пересмотреть свое решение может только сам Совет Безопасности.

С 1987 года сложилась такая оригинальная форма деятельности Совета, как проведение встреч министров иностранных дел пяти постоянных членов с Генеральным секретарем ООН.

Международный Суд

Он состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок девять лет с правом переизбрания. Местопребывание суда – Гаага.

Помимо судебной Международный Суд осуществляет и консультативную юрисдикцию.

К числу решений, существенно повысивших авторитет Суда, следует отнести решения 1988 года относительно незаконной военной и полувоенной деятельности США против Никарагуа и по пограничному спору между Мали и Буркина-Фасо, а также консультативное заключение 1988 года о незаконности закрытия властями США представительства Организации освобождения Палестины при ООН в Нью-Йорке.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)

Состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством присутствующих.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 16 специализированных учреждений. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам.

ЭКОСОС обычно проводит ежегодно одну организационную и две регулярные сессии. Начиная с 1992 года Совет собирается на одну 4- или 5-недельную регулярную сессию поочередно в Нью-Йорке и Женеве. ЭКОСОС имеет 6 функциональных комиссий: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин и Комиссию по наркотическим средствам. К числу вспомогательных органов относится 5 региональных комиссий: Экономическая комиссия для Африки (со штаб-квартирой в Аддис-Абебе), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок), Европейская экономическая комиссия (Женева), Экономическая комиссия для Западной Азии (Багдад) и Экономическая комиссия для Латинской Америки (Сантьяго).

Совет по Опеке

Состоит в настоящее время из 5 членов. Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий 10 в ходе работы Совета получили независимость. На его рассмотрении осталась только одна – Тихоокеанские острова (Микронезия), – находящаяся под управлением США.

Секретариат ООН

Он состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации.

Работа Секретариата включает в себя осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности, организацию и проведение международных конференций по проблемам мирового значения (например, Конференции по морскому праву), составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем, подготовку исследований по таким вопросам, как разоружение, развитие, права человека. В функции Секретариата входят также устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации.

Генеральный секретарь ООН

Возглавляет Секретариат и является главным административным должностным лицом Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5-летний срок. Первым Генеральным секретарем был Трюгве Ли (Норвегия). В 1991 году Генеральным секретарем ООН был назначен гражданин Египта Бутрос Гали.

Специализированные учреждения ООН [8]

Это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Статья 57 Устава ООН перечисляет из основные черты:

1)  межправительственный характер соглашений о создании таких организаций

2)  широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов

3)  осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.

4)  связь с ООН

Международная организация труда (МОТ)

Создана в 1919 году на Парижской мирной конференции.

Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Создана в 1946 году на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке. Целью ВОЗ является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья». Основные направления ее деятельности: борьба с инфекционными болезнями, разработка карантинных и санитарных правил, проблемы социального характера.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

Учреждена в 1945 году на Лондонской конференции.

 ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития народного образования и распространения науки и культуры.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

Учреждена в 1967 году.

Цель организации – содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире, а также подготовка проектов договоров в области защиты авторских прав, разработка новой патентной классификации.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 ноября 1966 года.

Целями ЮНИДО является содействие промышленному развитию развивающихся стран, ускорению их индустриализации и оказание помощи в установлении нового международного экономического порядка.

Высшим органом ЮНИДО является Генеральная конференция, состоящая из всех государств-членов.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК)

МВФ начал функционировать в 1945 году. Банк – с 1946 года. МФК была создана в 1956 году, а МАР – в 1960 как филиалы МБРР.

Все четыре организации тесно связаны друг с другом. В организациях применяется система взвешенного голосования, при которой каждое государство получает количество голосов пропорционально размеру капитала, вложенного в ресурсы организации.

Целями МВФ являются координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им краткосрочных и среднесрочных займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Целями МБРР являются содействие реконструкции и развитию экономики государств-членов Банка, предоставление займов для развития производства и др.

МАР и МФК, являющиеся филиалами Банка, созданы главным образом для содействия развивающимся странам.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО)

Создана в 1945 году в Квебеке. Организация ставит целью улучшение питания и повышение уровня жизни, повышение продуктивности сельского хозяйства и др.

Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД)

Учрежден в 1976 году на конференции ООН.

Целями Фонда являются оказание всесторонней помощи в развитии сельского хозяйства развивающимся странам.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

Учреждена в 1944 году на конференции в Чикаго.

ИКАО создана в целях развития принципов и методов международной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов.

Международная морская организация (ИМО)

Учреждена в 1948 году на Женевской конференции по вопросам мореходства.

Создана в целях содействия международному сотрудничеству в области морских перевозок и морской торговли.

Всемирный почтовый союз (ВПС)

Создан в 1874 году на Международном почтовом конгрессе в Берне.

ВПС ставит своей целью обеспечение и совершенствование почтовых отношений.

Международный союз электросвязи (МСЭ)

Создан в 1865 году на основе Международной телеграфной конвенции.

Целью МСЭ является осуществление международного сотрудничества для совершенствования и рационального использования всех видов электросвязи.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО)

Заменила в 1947 году Международную метеорологическую организацию, действовавшую с 1878 года.

ВМО призвана обеспечивать международное сотрудничество в области метеорологии.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

Устав принят в 1956 году.

Организация ставит своей целью способствовать развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи от 30 декабря 1964 года.

Целью ЮНКТАД является содействие развитию мировой торговли.

Программа развития ООН (ПРООН)

Создана на основании резолюции Генеральной Ассамблеи от 22 ноября 1965 года путем объединения Расширенной программы технической помощи ООН и Специального фонда.

Целью Программы является оказание помощи развивающимся странам в деле их национального развития.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1972 года.

Цель Программы – налаживание сотрудничества в деле защиты и улучшения окружающей среды.


Список использованной литературы:

1.         Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004 г.

2.         Киреев А.А. Международная экономика. -М., Международные отношения, 1997г.

3.         Международные экономические отношения /Под ред. Р.И. Хазбулатова. -М., Новости, 1991.

4.         Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Часть 8. Мировая экономика: Пер. с англ. - М: "Дело ЛТД", 1993.



[1] Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004г. С 22

[2] Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004г. С 25

[3] Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004г. С 27

[4] Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004г. С 79

[5] Киреев А.А. Международная экономика. -М., Международные отношения, 1997г

[6] Международные экономические отношения /Под ред. Р.И. Хазбулатова. -М., Новости, 1991г. С 55

[7] Международные экономические отношения /Под ред. Р.И. Хазбулатова. -М., Новости, 1991г. С 59

[8] Международные экономические отношения /Под ред. Р.И. Хазбулатова. -М., Новости, 1991г. С 64