Учебное пособие: Методические указания к выполнению курсовой работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению курсовой работы
для студентов 1-3 курсов дневной, заочной и экстернатной форм обучения специальностей 6.050206-«менеджмент внешнеэкономической деятельности» и 6.050200- «менеджмент организаций»
образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»
профессионального направления подготовки 0502 «менеджмент»
Симферополь 2001
Печатается по решению редакционно-издательского совета Таврического национального университета им. В.И. Вернадского от 2001 г.
Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов 1-3 курсов дневной, заочной и экстернатной форм обучения специальностей 6.050206-«менеджмент внешнеэкономической деятельности» и 6.050200- «менеджмент организаций»
Составители: доценты Василенко В.А., Грец О.П., Храпко В.Н.
Редактор: Василенко Н.А.
Подписано в печати | Формат 60 х 80/16 |
Бумага типа ОП | |
Объем п.л. Тираж экз. | Бесплатно |
_____________________________________________________________
Таврического национального университета им. В.И. Вернадского.95007, Симферополь, ул. Ялтинская, 4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общие указания.
2. Цель и задачи
3. Порядок выполнения курсовой работы
4. Требования к содержанию курсовой работы
5. Требования к оформлению выполненной работы
6. Примерная тематика курсовых работ
Литература
Приложение 1. Оформление титульного листа
Приложение 2. Образец типового задания
Приложение 3. Пример аннотации
Приложение 4. Образец содержания курсовой работы
Приложение 5. Фрагмент написания раздела "Список литературы" (требования)
Приложение 6. Образец оформления таблицы
Приложение 7. Образец оформления рисунка
Введение
В соответствии с учебным планом подготовки специалистов профессионального направления 0502 «менеджмент» специальностей 6.050206-«менеджмент внешнеэкономической деятельности» и 6.050200- «менеджмент организаций» образовательно-квалификационного уровня «бакалавра» предполагается ежегодная подготовка студентами курсовой работы. Курсовая работа – самостоятельное научное исследование студента, завершающее изучение конкретной научной дисциплины и посвященная одной из актуальных проблем теорий хозяйственной практики. Выполнение курсовой работы предполагает отражение уровня общетеоретической специальной подготовки студента, его способности к научному творчеству, умение использовать полученные навыки в научных исследованиях по избранной специальности.
1. Общие указания
Выполнение курсовой работы занимает важное место в подготовке высококвалифицированных специалистов, поскольку ее написание способствует глубокому изучению учебных дисциплин, включенных в процесс обучения.
Необходимость достаточно полного раскрытия выбранной темы курсовой работы, изучения и выявления проблем требуют от студентов углубленного исследования отдельных вопросов в области принятия решений, экономического анализа, теории вероятности и надежности, системного подхода в разработке и достижении выбранных целей и решении поставленных задач.
Важное место при написании работы должно быть уделено вопросам социально-психологического плана, без которых менеджер не может принять достаточно эффективного решения.
Учитывая важность современного подхода к вопросам охраны окружающей среды, а также специфику региона Крыма, в курсовой работе должны найти отражение природоохранные меры, принимаемые руководителем в процессе своей деятельности.
Применяемые в курсовой работе решения должны учитывать передовой отечественный и зарубежный опыт, а также последние достижения в области теории и хозяйственной практики. Планирование и организация производственных процессов должны учитывать требования правил охраны труда и техники безопасности на рабочем месте и на предприятии как объектах управления.
Курсовая работа выполняется на основе и в соответствии с действующими стандартами, нормами и правилами.
Перечень тем курсовых работ приведен в разделе 6 настоящих "Методических указаний". Студенты выбирают темы самостоятельно с уведомлением преподавателя о названии выбранной темы, либо по рекомендации руководителя с дальнейшей их разработкой в дипломной работе.
Студентам разрешается самостоятельно разрабатывать темы курсовых работ, которые не входят в перечень раздела 6, если на это будет согласие преподавателя.
Выполненную работу студенты сдают на рецензию и защищают ее у руководителя в сроки, установленные учебным планом.
Студенты, несвоевременно выполнившие и не защитившие курсовую работу, к сдаче экзаменационной сессии не допускаются.
2. Цель и задачи
Целенаправленно и удачно выбранная тема с учетом желания студента в значительной мере благоприятно сказывается на качественном и своевременном выполнении курсовой работы. Кроме того, тема, выбранная с учетом пожеланий и наклонностей человека, будет раскрыта глубже, добросовестней и интересней. А это уже тот элемент мотивации, который позволяет успешно достигать поставленной цели с меньшими затратами.
Целью разработки курсовой работы является закрепление студентами теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе изучения указанных дисциплин с учетом отечественного и зарубежного опыта управления производством.
Поставленная цель курсовой работы способствует успешному решению следующих задач:
· расширению знаний и навыков студентов по выбранной тематике;
· систематизации и закреплению полученных знаний;
· увеличению общей экономической культуры студентов;
· получению опыта и навыков в работе с журнальной и монографической экономической и управленческой литературой;
· развитию навыков творческой работы, подготовке к проведению самостоятельных научных исследований, овладению методикой научного исследования;
· овладению навыками грамотного литературного оформления результатов своих исследований;
· подготовке к написанию дипломной работы.
Важным вопросом для преподавателя и самого студента является выявление возможности и степени самостоятельности работы студентов в решении поставленных задач, знание которых позволяет реалистичнее оценивать будущие шансы специалиста в практической работе.
Подготовка курсовой работы является важным звеном в образовательной цепи получения полного комплекта знаний будущего специалиста или бакалавра.
В процессе выполнения курсовой работы студенту необходимо:
· обосновать актуальность и значимость темы работы в теории и применительно к условиям объекта исследования;
· провести обзор литературных источников по предмету исследования и обобщить собранный материал;
· дать технико-экономическую характеристику объекта исследования;
· проанализировать финансово-экономический и управленческий аспект объекта исследования;
· проанализировать особенности функционирования объекта исследования;
· осуществить технико-экономическое обоснование предлагаемых решений;
· выполнить расчеты ожидаемой экономической эффективности от внедрения предложенных решений в практику объекта исследования (при необходимости);
· последовательно и логично изложить результаты самостоятельных исследований по избранной теме, снабдить их необходимыми иллюстрированными и пояснительными материалами.
Учет этих особенностей при ее выполнении, оформлении и защите позволит создать студентам равные условия для прохождения аттестации вне зависимости от выбранной темы курсовой работы.
Предполагается, что отсутствие любой составляющей из рекомендуемых в данных "Указаниях" или некачественное ее выполнение снижает оценку работы, что и учитывается при ее защите.
3. Порядок выполнения работы
Процесс выполнения курсовой работы состоит из следующих этапов:
1. Выбор темы и согласование ее с руководителем.
2. Ознакомление с основными ее проблемами и составление плана работы.
3. Подбор и изучение литературных источников.
4. Уточнение плана работы.
5. Написание и оформление курсовой работы.
6. Передача работы на рецензию руководителю.
7. Защита работы.
Основная организационная работа выполняется лично студентом. Не реже одного раза в течении 15 дней он обязан информировать руководителя о выполнении работы.
Перед выбором темы курсовой работы рекомендуется каждому студенту ознакомиться с учебной программой дисциплины и перечнем основной литературы, что позволит ему подойти к проблеме выбора более осмысленно и ответственно.
Основные этапы выполнения курсовой работы
1-й этап – выбор темы. Выбор темы производится в соответствии с рекомендациями, изложенными в разделе 1. При выборе темы курсовой работы должна учитываться будущая специализация студента или направленность работы студента-заочника в настоящем (если она совпадает или соответствует профилю подготовки специалиста) и тот производственный опыт, который им уже приобретен.
При возникновении трудностей с выбором темы или подбором литературных источников студент вправе обратиться за помощью к руководителю или ведущему преподавателю изучаемой дисциплины.
2-й этап – составление примерного плана курсовой работы. Данный этап является очень важным и ответственным моментом в общем процессе работы над полученным заданием, поскольку именно от него в значительной мере зависит качество и целостность всей работы. Четкий, последовательный и логичный план – это половина успеха.
План должен отражать основные узловые проблемы выбранной темы и может содержать от трех до пяти вопросов, подлежащих рассмотрению. Эти вопросы желательно расчленить на более мелкие в соответствии с принятыми нормами рубрикации (пример содержания приведен в приложении 4).
Составленный студентом план желательно обсудить с научным руководителем, что может в дальнейшем облегчить выполняемую работу. Окончательная доработка плана осуществляется после третьего этапа.
3-й этап – подбор и изучение литературных источников. На этом этапе студент должен составить всю библиографию, касающуюся темы выбранной курсовой работы, в которой выделяются основные и вспомогательные литературные источники. Желательно составлять краткую аннотацию каждого из них для последующего использования.
Составляют библиографию на основе рекомендованной литературы с обязательным конспектированием нужного материала с целью его изучения и использования в курсовой работе, так как материал, изложенный "своими" словами лучше подвержен усвоению человеческой памятью.
В составляемую библиографию желательно включать литературу, изданную в последние годы, в том числе журнальные статьи и материалы из "Интернет".
Необходимый материал желательно выписывать на отдельные листочки по каждому из вопросов с указанием фамилии автора, наименования источника и номеров страниц. Эти данные будут использованы при формировании библиографических источников в дипломной работе, требования, к представлению которых изложены в разделе 4.
4-й этап – уточнение плана курсовой работы. В процессе работы над литературными источниками у студента могут появиться новые мысли, идеи, способные повлиять на составленный нее план или даже на выбранную тему. В этом случае возникшие вопросы следует согласовывать с руководителем, после чего приступают к написанию курсовой работы.
5-й этап – написание и оформление работы. Собранный материал группируют, обрабатывают и систематизируют в соответствии с окончательным вариантом плана. На этом этапе уточняется структура работы и подбирается иллюстрированный материал. После этого пишется черновой вариант работы, который подвергается последующей литературной обработке и редактированию.
Завершенную работу оформляют в соответствии с ГОСТ 73281 и требованиям, приведенным в разделе 4 методических указаний.
6-й этап – передача работы на рецензию руководителю. Выполненная работа предъявляется руководителю для проверки за три дня до контрольного срока окончания работы по графику. Студенты заочной формы обучения курсовую работу высылают в деканат за неделю до указанного срока. После проверки руководитель допускает работу к защите.
Если курсовая работа выполнена с нарушениями требований, – она возвращается студенту на доработку. Преподаватель, возвративший работу должен указать причину (причины) невозможности ее защиты.
7-й этап – защита курсовой работы. Работа, допущенная к защите (при наличии рецензий) защищается в присутствии всей группы, где автор делает краткий доклад (5 минут) о ее содержании. На защиту курсовой работы приглашаются заведующий кафедрой и его заместитель.
Докладчик должен обосновать актуальность темы, указать объект анализа, цель, задачи и степень их достижения (результаты), сделать выводы. Рецензенты, из числа преподавателей факультета отмечают положительные моменты и недостатки работы, излагая их в письменной форме.
Автор работы должен свободно ориентироваться по данной теме и продемонстрировать хорошие знания по выполненной работе и приведенной литературе. По окончанию доклада и оглашении рецензии, студент-докладчик отвечает на вопросы присутствующих. В заключительном слове студент отвечает на вопросы и замечания, стремясь защитить свою точку зрения и в то же время продемонстрировать корректность и уважение к точке зрения оппонентов. Критериями оценки работы являются: содержание работы, глубина и степень раскрытия темы, умение анализировать материал, доказательность выводов, тщательность оформления работы, качество доклада и защиты. Курсовые работы оцениваются по четырех бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка обсуждается на закрытом заседании комиссии, а затем публично объявляется студенту.
На основании выполненной работы и по итогам защиты преподаватель выставляет оценку в ведомость и зачетную книжку.
4. Требования к содержанию курсовой работы
Курсовая работа – самостоятельный труд студента, представляющий собой дипломную работу в миниатюре, по одной из проблем изучаемых дисциплин, поэтому она должна содержать определенные элементы научного труда:
· практическую значимость;
· комплексный системный подход к решению задач исследования;
· теоретическое использование передовой современной методологии и научных разработок;
· наличие элементов творчества.
Практическая значимость курсовой работы заключается в обосновании реальности ее результатов для нужд практики.
Реальной считается работа, выполненная в соответствии с имеющимися проблемами объекта исследования, на основе его реальных данных за ряд лет, и результаты которой полностью или частично могут быть внедрены в практику деятельности объекта исследования или аналогичных объектов.
Комплексный системный подход к раскрытию темы работы заключается в том, что предмет исследования рассматривается под различными углами зрения – с позиций теоретической базы и практических наработок, условий его реализации на объекте исследования, изучения степени эффективности и возможности применения на производстве – в тесной взаимоувязке и единой логике изложения.
Применение современной методологии заключается в том, что при выполнении обзора теоретических источников, анализа производственно-хозяйственной деятельности и обосновании путей усовершенствования (нововведения)отдельных аспектов предмета и объекта исследования, студент должен использовать сведения о новейших достижениях в технике, технологиях, управлении, применять экономико-математическое моделирование и ПК.
Каждая курсовая работа, выполняемая студентом, является своеобразным маленьким шагом на пути становления будущего специалиста, приближая его к заветной цели – получению диплома, поэтому следует избегать традиционных ошибок:
· не следует механически переписывать чужие тексты, а излагать прочитанный материал своими словами, выделяя цитаты кавычками и указывая с помощью сносок литературный источник;
· не следует писать работу бездумно (тема, цель, задачи и план должны быть взаимосвязаны, как в постановочной части, так и в изложении материала);
· рубрикация материала не должна препятствовать последовательности изложения материала, а переходы от одного параграфа к другому должны быть плавными и логичными;
· указанная литература в конце работы, должна быть в обязательном порядке отражена в текстовой части работы.
Курсовая работа – это еще и небольшое произведение, которое должно содержать все необходимые компоненты ему присущие.
Работа должна иметь четкое и логическое построение. Она должна включать следующие структурные элементы (в порядке их представления в работе):
· титульный лист (приводится в приложении 1.);
· типовой бланк задания к работе (заполненный руководителем и подписанный обеими сторонами – преподавателем и студентом ( приводится в приложении 2.);
· аннотацию (приводится в приложении 3.);
· содержание (оглавление) – приводится в приложении 4;
· введение;
· основную часть;
· заключение;
· список использованной литературы (фрагмент приводится в приложении 5.);
· приложения.
Титульный лист оформляется с учетом ряда требований, в числе которых необходимо отразить:
· ведомственную принадлежность высшего учебного заведения;
· наименование вуза и его учебного подразделения;
· наименование факультета;
· наименование кафедры, по дисциплине которой выполняется курсовая работа;
· тема курсовой работы в соответствии с выданным заданием;
· наименование специальности, по которой обучается студент;
· номер (шифр) академической группы;
· фамилия и инициалы автора курсовой работы;
· фамилия и инициалы, научная степень и звание (должность) научного руководителя;
· фамилия и инициалы, научная степень звание заведующего кафедрой;
· год выполнения курсовой работы;
· наименование города, где расположен вуз.
Все перечисленное формируют на отдельной странице в соответствии с требованиями государственных и международных стандартов по оформлению печатной продукции (пример оформления приведен в приложении).
Типовой бланк задания (заполняется руководителем и приводится в приложении).
Аннотация (реферат) представляет собой краткое изложение существа выполненной работы.
В нем сообщаются основные результаты выполненной работы, перечисляются методы, с помощью которых были получены эти результаты, излагаются организационные условия, необходимые для их реализации. Перечисляются лица и организации, для кого может представлять интерес выполненная работа. Сообщается общее количество страниц работы, из них количество рисунков, таблиц, библиографических источников и приложений, а также ключевые слова, отражающие направленность работы.
Содержание (оглавление) работы является третьей по порядку страницей курсовой работы которое оформляется в соответствии с образцом приведенном в приложении настоящих рекомендаций.
Во введении к курсовой работе должны быть обоснования актуальности темы и краткая характеристика состояния проблемы, перечень вопросов, которые требуют разрешения.
Введение должно содержать:
Актуальность темы, в которой кратко излагается современное состояние рассматриваемой проблемы, ее роль в экономике и управлении, необходимость ее изучения и исследования.
Объект исследования – предприятие или организация или организация, данные которой исследуются в работе.
Предмет исследования – проблема (круг вопросов), которые исследуются в работе на примере объекта исследования.
Цель работы – изучение, анализ состояния или оптимизация предмета исследования применительно к объекту исследования.
Задачи, вытекают непосредственно из целей работы, являются ее элементами (этапами достижения цели). Как правило, исходя из задач исследования, строится структура работы (план, содержание). Поэтому задачи исследования формулируются на основании наименований разделов и подразделов (параграфов) рубрикации. Формулировки задач обычно начинаются глаголами: изучить, рассмотреть, осуществить, выполнить, оптимизировать и т.п. Число задач в курсовой работе может быть несколько (не менее двух), как правило, – 3–5.
Используемые теоретические и законодательно-нормативные источники. Кратко указываются фамилии авторов, внесших наиболее ощутимый вклад в разработку проблемы, основные законы и нормативные акты, которые упоминаются в работе (со ссылками в квадратных скобках на номера источников в их списке).
Область применения результатов работы. Кратко характеризуется круг объектов, вид результатов работы (предложения, рекомендации по отдельным направлениям деятельности объекта исследования или аспектам предмета исследования, модели, дополнения к действующему законодательству и т.п.) и их влияние на исследуемую проблему в случае внедрения.
Изложенные требования к введению затрагивают различные аспекты курсовой работы, которые решаются на различных стадиях во времени, поэтому введение, как правило, пишется в последнюю очередь – после завершения всей курсовой работы.
Общий объем введения приблизительно составляет 2 – 2.5 с.
Основная часть предусматривает всестороннее раскрытие содержания избранной темы, ее важнейших вопросов и проблем. Главное требование – показать, как отражаются эти проблемы в литературе по вопросам теории управления и менеджмента, осветить разные точки зрения и сделать критический анализ.
Обзор источников по теме работы включает следующие их виды:
· законодательные и нормативные акты, регулирующие функционирование предмета и объекта исследования;
· теоретические, научно-прикладные и научно-публицистические литературные источники, в том числе периодического издания;
· организационные документы, действующие на объекте исследования (устав, положение и др.), учебно-методические сборники и пособия.
Общая методика составления обзора, как правило, включает:
· выяснение состояния рассматриваемого вопроса;
· ознакомление с темой исследования и выяснение ее границ;
· составление предварительного плана обзора;
· отбор наиболее ценного минимума из имеющегося материала;
· анализ собранных источников, их оценка и сопоставление;
· группировка сведений и их обобщение;
· выводы и рекомендации на основе выполненного отбора.
Обзор должен полно и систематизировано отражать состояние предмета исследования, а содержащиеся в нем сведения должны позволять объективно оценивать научно-прикладную значимость изучаемой проблемы, правильно выбирать пути и средства достижения цели, поставленной в работе.
Изложение теории должно отвечать современному уровню развития науки управления. Рекомендуется использовать только литературу последних лет издания.
По каждому из вопросов желательно излагать мнения различных авторов, выполнять их сравнительный анализ, выяснять противоречия и делать обобщающие выводы из проводимого обзора.
Каждую тему курсовой работы следует рассматривать с позиций современности, теоретические положения сопровождать статистическими данными (если они имеются и необходимы), примерами из практики управленческой деятельности. Необходимо продемонстрировать умение самостоятельно формулировать выводы на основе изученной литературы, собранного, обработанного и изложенного материала.
При составлении характеристики объекта исследования необходимо с той или иной степенью полноты представить следующие сведения:
· полное наименование;
· форму собственности;
· назначение и миссию организации;
· подчиненность и отраслевую принадлежность;
· место расположения;
· организационную структуру;
· состав основных подразделений и исполнителей;
· основные функции структурных подразделений и их показатели.
На основании данных форм статистической отчетности дается необходимая технико-экономическая и финансовая характеристика деятельности объекта исследования. Анализу подвергаются, как правило, финансовые аспекты деятельности объекта исследования.
Методической основой анализа служат различные методики, которые студент может найти в литературе, воспользоваться подходами и приемами из лекционных и практических занятий или обратиться за помощью к руководителю работы. Однако будет гораздо лучше, если студент самостоятельно найдет выход из создавшегося положения.
В курсовой работе желательно высказать свое личное мнение, свои суждения по рассматриваемой теме.
При осуществлении расчетов рекомендуется использовать математическое моделирование и возможности вычислительной техники. Наиболее рационально применять средства вычислительной техники при решении оптимизационных задач управления, в частности, планирования на базе математического программирования.
Изложение всех разделов работы должно быть четким, последовательным, логичным. Вопросы, изложенные в плане основного содержания работы, должны быть тесно взаимосвязаны, вытекать один из другого, образуя единое, целостное маленькое произведение.
Необходимо следить за тем, чтобы в работе не было противоречий между отдельными ее положениями. Текст работы должен быть тесно связан с графическими материалами, цель которых – иллюстрирование и дополнение текста, а в ряде случаев – его замена для придания содержанию работы большей наглядности. Рекомендуется составлять иллюстрационный материал до оформления текста для большей их согласованности и тематического единства. Используемые в работе термины и понятия должны иметь единое толкование на протяжении всей работы. Необходимо придерживаться общепринятых сокращений слов и аббревиатур (например, ЭВМ, НТР, ЕС и т.д.).
Условием положительной оценки курсовой работы является самостоятельное освещение всех вопросов темы. В работе недопустимы общие, неконкретные рассуждения. Общий объем основной части должен быть в пределах 30 с.
В заключении необходимо показать, каким образом решены поставленные задачи курсовой работы и какова степень достижения ее цели. Заключение должно содержать выводы и предложения, обоснованные студентом в процессе выполнения работы. Как правило, они содержат:
· констатацию проделанной работы;
· классификацию или перечень основных направлений развития объекта и предмета исследования;
· результаты экспериментальных или теоретических исследований в предпроектный период и характер ожидаемых изменений его различных экономических параметров после внедрения предложений.
· выводы о теоретическом, методическом и практическом значении проделанной работы;
· рекомендации по применению полученных результатов для реализации на практике.
В заключении должно найти отражение:
· теоретические предположения о тенденциях развития объекта исследования;
· результаты исследования в сравнении с первоначальной гипотезой;
· влияние различных факторов на изменение объекта и предмета исследования.
Заслуживают всяческого поощрения выводы, сделанные после каждой главы курсовой работы (как в дипломной работе), а также выводы и рекомендации, способные оказать какое-либо влияние на развитие данной дисциплины. Рекомендуемый объем материала – 1,5 – 2 ,5 с. В случае отражения выводов по каждой главе работы – 1-1,5 с. Очень важна краткость и точность формулировок, конкретность и доказательность выводов рекомендаций.
Общие требования не исключают, а предполагает широкую инициативу студентов в выполнении курсовой работы. Оригинальность постановки и решения поставленных задач исследования – один из основных критериев оценки качества работы.
В список использованной литературы следует включать не только цитируемые и упомянутые произведения, но и те, с которыми студент ознакомился в процессе подготовки работы.
В начале списка литературы помещают законы Украины, указы Президента, документы Правительства Украины, инструктивно-нормативные материалы. Далее литературные источники располагаются в алфавитном порядке. Данные об источниках приводятся на языке оригинала.
При наличии нескольких авторов в каком-либо источнике, то литературный перечень ведется по фамилии первого автора. А в том случае, когда в списке литературы фигурируют несколько авторов, фамилии которых начинаются на одну и ту же букву алфавита, то ранжирование литературы ведется по второй букве фамилий данной группы авторов.
При значительном количестве авторов книги, фамилии которых не приведены на титульном листе книги, в библиографии данный источник размещается в алфавитном порядке по первому слову названия произведения, а после его изложения указывается фамилия научного редактора. Аналогично в библиографии размещается название источника, выпущенного каким-либо органом власти или организацией (сборники, положения, стандарты и т.п.).
Если в работе используется материал какой-либо статьи из журнала, сборника научных трудов или материалов конференций, совещаний или газет, то эти литературные источники приводятся в следующей последовательности:
· фамилия и инициалы автора и соавторов;
· наименование статьи;
· наименование источника (журнала, сборника, газеты);
· наименование издательства (организации, издавшей источник);
· город издания;
· год издания;
· номер издания;
· страницы материала (статьи).
Список использованных источников формируется на основе ссылок в основной (текстовой) части. Ссылка на библиографические источники приводится с указанием номера источника в квадратных скобках в конце предложения перед точкой (образец списка литературы приведен в приложении).
Приложения могут формироваться в нескольких случаях:
· при значительной перегрузке основного текстового содержания графическим и табличным информационным материалом;
· при наличии большого объема различных вычислений рутинного характера, мало связанного с основной направленностью работы;
· при наличии различных справочных и исходных материалов, а также форм, анкет, справок, бланков, инструкций или положений, носящих вспомогательный характер.
В этих случаях "излишний материал выносят в соответствующее приложение, сделав в основном содержании необходимую ссылку, например, (Приложение 1). При необходимости повторной ссылки на уже упомянутое приложение и любой другой (в том числе, литературный) источник форма ссылки несколько видоизменяется, к примеру: см. Приложение 1 или в тексте: см. рис.4., см. табл.8. и т.п.
5. Требования к оформлению работы
Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями к печатной рукописи на стандартных листах бумаги формата А-4 (размеры 210х297 мм). Как исключение допускается выполнение курсовой работы от руки четким разборчивым почерком, грамотно, аккуратно, без помарок и исправлений. Сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается. Текст излагается от третьего лица или в форме безличных предложений без использования личных местоимений.
К оформлению работы предъявляются следующие требования:
· текст размещается на одной стороне листа;
· поле, оставляемое чистым от текста, имеет размер слева 30 мм, справа – 10 мм, снизу – 20 мм, сверху –20 мм;
· строки печатаются через полтора интервала (между строками оставляется пространство, равное по высоте полутора прописным буквам);
· размер букв машинописного (компьютерного) текста должен быть не менее 1,8 мм высоты (обычно шрифт 14) и позволять иметь не менее 60 знаков и в странице – 30 строк;
· номер страницы проставляется внизу, справа;
· каждая глава начинается с новой страницы;
· заключение (выводы) начинаются с новой страницы;
· список использованной литературы (библиография начинается с новой страницы;
· наименование таблиц печатается сверху, без использования индекса № и без точек после названия;
· наименование рисунков печатается снизу, без точек после названия и использования знака №;
· все заголовки глав и параграфов должны быть выделены отличным от текста шрифтом и без точки;
· сокращения слов в таблицах и рисунках не допускается (разрешается в таблицах и рисунках необходимые надписи делать более мелким шрифтом, чем в текстовой части).
Порядок представления и нумерации работы следующий. На первой странице располагается титульный лист (номер страницы не ставится). Затем постранично (последовательно) размещаются задание на разработку курсовой работы, аннотация и содержание (номера страницы не ставятся). Нумерация страниц работы начинается с пятого листа (начало введения) и ведется постранично до конца, включая список литературы и приложения.
Все нумерации (страниц, глав, параграфов, рисунков и т.д.) выполняют только арабскими цифрами. При необходимости в оглавление и, соответственно, в основную часть вводят рубрикации типа 1.1. или 2., 2.2., 2.2.1. и т.п.
Работа сброшюровывается под обложкой и подается на рецензию научному руководителю.
Примерная тематика курсовых работ
1. Диффузия знаний, информационные технологии и развитие региона
2. Экономическая динамика региона и конвергенция в Европейский Союз
3. Экономическая динамика деятельности фирмы на примере…
4. Экономическая динамика бизнес- образования в Украине
5. Динамика информатизации в Украине и конкуренция.
6. Динамика электронного бизнеса и использование маркетинговых технологий Internet
7. Отслеживание показателей экономической динамики при разработке АРМ менеджера фирмы
8. Динамика развития информационных систем и технологий в мире
9. Долгосрочное прогнозирование и динамическая модель принятия решения
10. Планирование и бюджетирование деятельности фирмы в электронных таблицах Excel
11. Использование интерактивного бизнес-анализа в электронных таблицах
12. Состояние предпринимательской направленности бизнес-образования в Украине и его информационное обеспечение
13. АРМ менеджера-предпринимателя
14. Информационный аспект бизнес-образования для глобальной эффективности и подготовки лидеров XXI столетия
15. Информационное обеспечение деятельности менеджера и его автоматизированное рабочее место
16. Информационные технологии по регулированию предпринимательской деятельности.
17. Оперативность обработки информации и конкуренция.
18. Открытые университеты и дистанционное обучение
19. Экономическая динамика деятельности фирмы на примере …
20. Информационный менеджмент и менеджмент инноваций
21. Поиск партнера или работы в сети Internet
22. Электронный бизнес и маркетинговые технологии в сети Internet
23. Информационное обеспечение функционального управления в малом бизнесе
24. Коммерциализация информации и компьютерные коммуникации
25. Формирование интеллектуальной элиты общества, человеческого капитала и главные современные задачи образования.
26. Динамическая модель эффективного управленца-менеджера
27. Экспертные системы и системы поддержки принятия решений в менеджменте
28. Управленческая информационная система ( MIS)
29. Динамика информатизации и развития информационных технологий
30. Коммерческая информация в формировании имиджа и маркетинговой стратегии фирмы
31. Тенденции развития электронного рынка в Украине
32. Развитие информационных систем и образовательных технологий
33. Образовательный менеджмент и развитие образовательных технологий
34. Планирование и бюджетирование внешнеэкономической деятельности фирмы в электронных таблицах Excel
35. Использование интерактивного бизнес-анализа внешнеэкономической деятельности фирмы в электронных таблицах
36. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности в Украине
37. АРМ менеджера внешнеэкономической деятельности
38. Информационный аспект бизнес-образования для глобальной эффективности и подготовки лидеров XXI столетия
39. Информационное обеспечение деятельности международных экономических организаций
40. Информационные технологии в деятельности международных организаций по регулированию предпринимательской деятельности.
41. Оперативность обработки информации и международная конкуренция.
42. Маркетинговые технологии Internet и международный бизнес
43. Технологии Internet и менеджмент внешнеэкономической деятельности
44. Открытые университеты, дистанционное обучение и международный менеджмент
45. Экономическая динамика внешнеэкономической деятельности фирмы
46. Информационный менеджмент и Managing Information
47. Информационный менеджмент и менеджмент инноваций
48. Информационное обеспечение регулирования деловой международной практики.
49. Международное партнерство. Поиск партнера или работы в сети Internet
50. Электронный бизнес и маркетинговые технологии в сети Internet
51. Информационное обеспечение функционального управления в международном бизнесе
52. Коммерциализация информации и компьютерные коммуникации
53. Формирование интеллектуальной элиты общества, человеческого капитала и главные современные задачи образования.
54. Динамическая модель эффективного управленца-менеджера
55. Экспертные системы и системы поддержки принятия решений в международном менеджменте
56. Управленческая информационная система ( MIS) внешнеэкономической деятельности
57. Масштабы и динамика информатизации в мировом сообществе
58. Коммерческая информация в формировании имиджа и маркетинговой стратегии фирмы
59. Автоматизированное рабочее место менеджера внешнеэкономической деятельности
60. Актуальность опыта IMI-консорциума в развитии менеджмента и бизнес-образования для Украины и Крыма
61. Деятельность национальных агенств Ирландии по поддержке и развитию предприятий
62. Система тренингов для туристической промышленности Ирландии
63. Роль образования и информационных технологий в становлении экономики Ирландии
64. Дистанционное обучение в структуре системы образования Ирландии
65. Диффузия знаний и развитие региона
66. Экономическая динамика региона и конвенгерция Украины в Европейский Союз
67. Коммерческая информация в формировании имиджа и маркетинговой стратегии фирмы
68. Тенденции развития электронного бизнеса, сетевого маркетинга и телекоммуникаций в Украине
69. Образовательный менеджмент и развитие информационных технологий
70. Типы оффшорных компаний.
71. Государственная регистрация оффшорного центра.
72. Название компании и уставный фонд.
73. Виды акций оффшорной компании.
74. Построение корпоративной цепочки.
75. Основные инструменты международного инвестирования фирмы, их сравнительная доходность, риски и ликвидность.
76. Основные преимущества для фирмы инвестировать в свои иностранные подразделения в форме долговых обязательств по сравнению с инвестированием в форме акционерного капитала.
77. Уменьшает ли увеличивающаяся интеграция национальных рынков капитала выгоды от международной диверсификации инвестиций.
78. Схема хеджинговой стратегии для покрытия трансляционного валютного риска.
79. Поступления и платежи валютных средств фирмы.
Литература
1. Закон України “Про Освіту”. Вводиться в дію Постановою ВР №1144-12 від 4 червня 1991 року (У редакції Закону №100/96-ВР від 23.03.96).
2. Галузевий стандарт вищої освіти. Освітньо-професійна программа підготовки бакалавра напряму підготовки 0502 “Менеджмент”. Проект. МНО України. К. 1999 рік.
3. Василенко В.А., Агалаков Н.М., Цехла С.Ю. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине "Экономическое обоснование управленческих решений". Симферополь: КФ КНЭУ, 1997, - 24 с.
4. Подсолонко В.А. Стратегия подготовки экономистов и менеджеров третьего тысячелетия. Ученые записки СГУ. Симферополь. 1999, №10 (49). Том 3. С.5-20.
5. Подсолонко В.А. Методические указания по подготовке дипломных и выпускных работ (для студентов экономических и менеджерских специальностей). Симферопольский госуниверситет, Симферополь, 1999. – 33 с.
6. Тимошенко И.И., Соснин А.С. менеджер организации. Учебное пособие для менеджера.: К.: Издательство ЕУФИМБ, 1999.-350 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО
Факультет управления
Кафедра менеджмента и маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Операционный менеджмент" на тему:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ
Специальность: Менеджмент организации
Выполнил студент
Докучаев Е.С.
Научный руководитель
к.э.н., доцент Ответный Г.М.
Зав. кафедрой
Проф. Заветный С.С.
Симферополь
ноябрь 2001
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образец задания
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО
Кафедра менеджмента и маркетинга
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент………курса…………………………………….…….факультета
Фамилия, имя, отчество…………………………………………………….
Тема курсовой работы………………………………………………………
………………………………………………………………………………..
Тема утверждена на заседании кафедры от………………протокол №….
Дата сдачи на рецензию…………………
Исходные данные…………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………
График выполнения работы………………………………………………….
№№ п/п |
Наименование разделов (глав) курсовой работы |
Дата окончания |
Методические указания к теме работы…………………………………….
………………………………………………………………………………
Научный руководитель работы …………………………………………….
Дата выдачи задания…………………..
Задание к исполнению принял…………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Образец аннотации
Аннотация
Докучаев Е.С. Организационные проблемы эффективности работы туристической фирмы. Курсовая работа. ТНУ им. В.И. Вернадского. 2001.- 37 с., 4 иллюстрации, 3таблицы, 24 библиографических источника. Ключевые слова: организация, структура, мотивация, управление, туристическая фирма, эффективность.
Выполнен теоретический анализ организационных вопросов эффективности работы предприятий и особенностей организации работы туристических фирм (туроператоров). Рассмотрены основные методы структурного построения фирмы, методы руководства, ответственность руководителей и мотивации труда на примере МП "Пилигрим". Намечены основные направления повышения организации производства и регулирования деятельности туристических фирм на ближайшую перспективу.
Может быть полезна для руководителей подразделений рекреационного комплекса, туристических фирм и смежных сфер деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Образец содержания
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Сущность и организационные основы формирования туристических фирм
1.1. Сущность и виды туристических фирм
1.2. Организационные принципы формирования туристических фирм
1.3. Производственная деятельность туристических фирм
2. Анализ производственной деятельности и руководства туристических фирм
2.1. Анализ месторасположения фирмы и ее подразделений
2.2. Организационные структуры туристических фирм и их особенности
2.3. Методы и приемы руководства туристическими предприятиями
3. Особенности планирования и мотивация персонала на объекте исследования
3.1. Характеристика объекта исследования
3.2. Анализ системы управления персоналом в фирме "Пилигрим
3.3. Анализ руководства и мотивация
4. Основные направления совершенствования организации производства
Заключение
Список литературы.
Приложение 1. Динамика основных показателей фирмы
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Образец списка литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Армстронг Майкл. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 378с.
2. Белорус О. и др. Менеджмент предприятия в условиях стратегических неожиданностей. //Экономика Украины, 1992, №2, с. 36-40.
3. Василенко В.А., Клейменов А.М. Экономическое обоснование хозяйственных решений». Симферополь, КНЭУ 1998, с.58.
4. Виханский О.С. Стратегия управления. Учебник. Изд. ЮНИТИ, М.: 1997,
5. Друкер Питер. Управление, нацеленное на результат. - М.: Прогресс,1992. – 248 с.
6. Захарченко В. Стратегия предприятия в переходной экономике. //Бизнес-информ, 1998, №13-15, 13 – 15с.
7. Кунц Г., О’Доннел. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981. – 289с.
8. Менеджмент организации. Учебное пособие. /Румянцева З.Н., Соломатин Н.А. и др.- М.: ИНФРА-М, 1995.
9. Мескон М, Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: Дело, 1994. – 596с.
10. Портер Майкл «Международная конкуренция» М.: Международные отношения, 1993.
11. Управление персоналом организации: учебник /Под ред. А.Я, Кибанова./ - М.: ИНФРА - М, 1998. – 356 с.
12. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник. М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-312 с.
13. Хоскинг Л. Курс предпринимательства. - М.: Международные отношения, 1993. – 298с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Образец оформления таблицы
Таблица 1.1 Экспорт – импорт туристических услуг по всем формам собственности АР Крым, 2000 г. (тыс. долл. США)
Наименование услуг | Внешнеторг. оборот | Экспорт | Импорт | Сальдо |
Всего: | 5075, 88 | 4312, 05 | 763,83 | 3548,2 |
В том числе: | ||||
Поступление средств за тур обслуживание | 2638, 01 | 1874,1 | 763,83 | 1110,35 |
Поступление от нерезидентов Украины | 1874,18 | 1874,18 | 0,00 | 1874,18 |
Другие поступления: | 500,41 | 500,41 | 0,00 | 500,41 |
Составлено по данным управления статистики АР Крым,2000 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Образец оформления рисунка
Рис.1.2 Взаимоотношения клиента с туристской фирмой [3, с.15].
Экономика физической культуры и спорта | |
... учреждение высшего профессионального образования "ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ" КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА Зубарев Ю.А. УЧЕБНО- Учебно-методический комплекс по дисциплине "ЭКОНОМИКА ФКиС" регионального (вузовского) компонента цикла ОПД для студентов 3-го курса факультета Физическая культура и спорт по ... Необходимо использовать наглядные методы обучения: - образцы оформления (в виде слайдов или тиражированных распечаток): титульного листа, содержаний курсовых работ по специализации ... |
Раздел: Рефераты по экономике Тип: учебное пособие |
Методология бухгалтерского учета в Республике Беларусь | |
1. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 1.1 Понятие и значение отчетности предприятия Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это совокупность показателей ... 1. На объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных схем, секреты производства (ноу-хау), селекционные достижения ... По валютным операциям появляются курсовые разницы, о которых подробно излагается материал в теме "Учет внешнеэкономических операций" и которые учитываются на счетах 91 "Расходы ... |
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: учебное пособие |
Современные требования к оформлению организационно-распорядительных ... | |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: Современные требования к оформлению организационно-распорядительных документов Студента . Специальность "Документационное ... - Наименование адресата (наименование организации - юридического лица или фамилия, имя, отчество для физических лиц) При оформлении протокола с числом участников более 15 фамилий не перечисляются, а указываются цифрой их общее количество, список участников в таких случаях прилагается. |
Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: дипломная работа |
Инновационный менеджмент | |
Курс лекций по "Инновационному менеджменту" (к.т.н. Старовойтенко О.А.) Москва 2007 - 2008 гг. Раздел 1. Методологические основы управления ... внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ... Эта фаза управления в инновационном менеджменту может рассматриваться для любой, из возможных иннова-ций, изложенных в предыдущей классификации. |
Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: учебное пособие |
Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в ... | |
ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Содержание Введение Глава I. Коммуникативная культура будущего ... Среди внеаудиторных форм - самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя по подготовке сообщений и написанию рефератов и курсовых работ. ... эффективность обоснованного и реализованного в ходе экспериментальной работы подхода к формированию коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |