Реферат: Ференц Лист
Творческий путь
Очень яркая и многогранная романтическая личность 2-й половины 19-го века. Гениальный пианист и композитор. Новатор. Музыкальный критик, который написал много статей о музыке (“Письма странствующего бакалавра”, “Исследование музыки венгерских цыган”). Лист – педагог огромного масштаба. За жизнь у него было около 300 учеников из разных стран. Будучи бескорыстным по натуре, он посвятил большую часть своей жизни пропаганде других композиторов. Всего у Листа около 1200 произведений. Примерно половина из них – транскрипции и парафразы на темы других композиторов. Он поддерживал композиторов разных национальных школ: Шопена, Сметану, Грига, Шумана, Вагнера, Берлиоза, Бородина, Римского-Корсакова. Лист очень любил кучкистов.
Родился Лист в Венгрии. По национальности – венгр. Многие его произведения связаны с Венгрией. Элементы народных танцев и песен вошли в его произведения, обогащённые общеевропейскими достижениями, но есть и элементы венгерского фольклора. Произведения, связанные с Венгрией: кантата “Венгрия”, симфоническая поэма “Венгрия”, героический марш в венгерском стиле, несколько тетрадей национальных венгерских и рапсодий, а также ещё 19 венгерских рапсодий, “Венгерская коронационная месса”.
Лист был страстным пропагандистом идеи программности в музыке. Он воплотил в музыке образы произведений Данте, Петрарки, Гёте. Он передавал в музыке и содержание живописи Рафаэля (“Обручение”), скульптуры Микеланджело (“Мыслитель”). Лист – композитор-новатор. В связи с программностью он переосмыслил классические жанры и формы и создал свой новый жанр – симфоническая поэма. Симфоническая поэма – одночастное симфоническое произведение, которое сочетает в себе черты цикличности и других форм, например сонатной. У Листа 13 симфонических поэм. Метод развития материала в них монотематический (из одной темы вырастают другие). Музыка Листа отличается особой патетикой, приподнятостью, ораторским пафосом, т.к. он всегда пытался воздействовать на большую массу людей. Большинство его произведений – произведения для фортепиано.
Жизненный путь
Лист родился в 1811 г. в поместье князя Эстергази. С детства полюбил венгерские народные песни и песни венгерских цыган. В 9 лет играл перед меценатами. Он поразил их своей игрой. Меценаты дали Листу деньги, на которые он вместе с отцом в 1820-м году поехал учиться в Вену. Там он занимается частным образом. По фортепиано – у Черни, а по композиции у Сальери. Там Лист познакомился с Бетховеном, который его благословил. Первое произведение Листа - “вариации на тему вальса Диабелли”, которое он написал в 11 лет.
В 1823 г. Лист с отцом едет Париж, где его не приняли в консерваторию, так как он был иностранцем. Но он занимался частным образом, по композиции - у Паэра, по теории - у Рейха (Рейх преподавал в консерватории). Одним из самых первых композиторских опытов Листа была опера “Дон Санчо, или Замок любви”, поставленная в 1825 году в театре Большой парижской оперы.
В 1827 г. у Листа умер отец. Лист занялся самообразованием. Давал много концертов. В 30 г. горячо воспринял революцию. Гастролировал в Англии, Швейцарии, Франции. После революции увлекался утопическим и православным социализмом. Лист встречался со многими знаменитостями. Особое влияние оказали Берлиоз, Шопен (после его смерти Лист написал книгу о Шопене) и Паганини, который поразил Листа как исполнитель. Лист написал фантазию на тему “Кампанеллы”, а позже транскрипции каприсов и этюдов Паганини.
В 1834 г. Лист познакомился с Марии д’ Агу. С 1835 по 1839 г. они отправляются в путешествие по Швейцарии и Италии. Это – 1-й плодотворный период жизни Листа. Впечатления о Швейцарии он выразил в цикле фортепианных пьес “Альбом путешественника”. В 50-м году в Веймаре Лист переработал этот цикл, и он вошел в состав “Годы странствий” – “Первый год” – Швейцария.
В Швейцарии Лист преподавал в консерватории. Он выезжал в Париж соревноваться с Тальбергом (Лист победил). Все свои мысли о судьбе художника, о назначении искусства он высказывает в книге “Письма странствующего бакалавра”.
В 1837 г. Лист едет в Италию. Под впечатлением произведений итальянского возрождения пишет фортепианные пьесы “Обручение”, “Мыслитель”. В последствии он их включил в “Годы странствий” - “Второй год” – Италия. Написал 3 “Сонета Петрарки”, сонату-фантазию “После прочтения Данте”. В конце пребывания в Италии Лист стал давать больше концертов (большинство – благотворительные). Дал концерт в Вене для пострадавших от наводнения в Венгрии, а также концерт на сооружение памятника Бетховену в Бонне.
1839-1847
Это – период интенсивной концертной деятельности Листа по всем странам Европы. Большой триумф во Франции, России, Испании, Португалии, Венгрии, Румынии. Он исполнял очень много произведений других композиторов (транскрипции Листа для фортепиано симфоний Бетховена, Берлиоза, песен Шуберта, Медделя, Шумана, каприсов Паганини и др., а так же фантазии на темы Моцарта, Беллини, Мейербера). В Венгрии Листа принимали как национального героя. Он дал благотворительный концерт для создания венгерской консерватории. Лист 3 раза был в России (в 1842-м, 43-м и 47-м году). С триумфом дал концерты в Москве и Петербурге. Познакомился с Глинкой. Лист сделал транскрипцию “Марша Черномора”. Позже он постоянно дирижировал произведения Глинки. В России Лист познакомился с Верстовским и Варламовым. Сделал транскрипцию “Соловья” Алябьева. Подружился с русскими музыкальными критиками – Стасовым и Серовым. В конце этого периода познакомился с Каролиной Витгенштейн (дочь польского помещика) и поселился с ней в Веймаре.
Веймарский период
1848-1861 гг.
У Листа назрела потребность композиторского творчества. Продолжает пропаганду произведений других композиторов как дирижёр. Дирижирует симфоническую и оперную музыку. В этот период написал 12 из 13 симфонических поэм; 15 из 19 венгерских рапсодий; “Годы странствий” - “Год 1” – Швейцария (55 г.) и “Год 2” – Италия (58 г.).
В 1849 г. закончил 2 фортепианных концерта, “Пляску смерти” для фортепиано с оркестром , 2 эпизода из “Фауста” Ленау (не Гёте), соната h-moll (53 г.), “Утешения” для фортепиано, ноктюрн “Траурное шествие на смерть героя венгерской революции”, 2 программных симфонии – “Фауст” и “Данте”, “Грандская месса”.
Благодаря Листу маленький Веймар стал центром музыкальной культуры Европы и почти мира. Лист ставил в театре оперы Вагнера, Берлиоза, Шумана, Верди, Глюка, Рубинштейна, Моцарта, Вебера. За 11 лет поставил 43 оперы (!!!). Исполнил все симфонии Бетховена, Шуберта, Берлиоза. Лист пропагандировал этих композиторов и в печати. Писал книги о Шопене, об исследовании музыки венгерских цыган. Начал педагогическую деятельность. Занимался с учениками только бесплатно.
В 1854 г. Лист основал “Нововеймарский союз” (“Neu-Weimar-Verein”). В 1861г. появился “Всеобщий немецкий музыкальный союз”. Цель этих союзов – пропаганда программности, классического наследия, нового передового искусства, композиторов. Лист поддерживал молодых музыкантов: Сметану, Брамса, Серова, Антона Рубинштейна. Близким другом Листа стал Вагнер. Лист поставил много его опер.
В 1858 г. Лист ушёл в отставку из оперного театра.
Римский период
1861-1869гг.
Римский период. Под влиянием Каролины Лист уехал в Рим. Там он принимает должность сан-аббата. Написал духовные произведения – оратории “Святая Елизавета”, “Христос”, “Венгерская коронационная месса”. В это время он писал и светлую музыку – программные этюды, испанскую рапсодию, разные транскрипции.
Второй Веймарский период
1869-1886
В 1869г. Лист вернулся в Веймар. Разрыв с Каролиной. Последние 17 лет живет в Веймаре, но выезжает в Париж, Вену, Рим, Будапешт.
В 1871г. благодаря Листу открылась венгерская консерватория (в Будапеште). Лист стал её президентом и педагогом. К нему потянулись новые ученики. Он давал уроки пианистам, среди которых были и русские – Зилоти (брат Рахманинова) и др. Он помогал Григу, Альбенису. Продолжал пропагандировать музыку Вагнера. Лист принимал участие в организации и открытии театра в Байрейте. Там он был и на постановке “Кольцо нибелунга” (4 оперы Вагнера) в 1876 г.
Лист всё больше сближался с русскими музыкантами. К нему приезжал Бородин, Кюи, Глазунов. По инициативе Листа в 1880г. была исполнена 1-я симфония Бородина. Лист делал транскрипции на музыку русских композиторов. Например: полонез из “Евгения Онегина”.
В последние годы Лист писал немного: “Годы странствий” – “Год третий” – Рим, “Кипарисы виллы д’Эсте”, “Ангелюс” (“Angelus”), 3 “Забытых вальса”, фторой и третий “Мефисто-вальсы”, венгерские рапсодии (16-19). Лист опять начал давать концерты. Последний концерт дал в Люксембурге в 1886г. После этого поехал в Байрейт, чтобы послушать оперы Вагнера. Заболев воспалением легких, Лист скончался в Байрейте 31 июля 1886 года. L
Фортепианное творчество Листа
Лист-композитор неотделим от Листа-исполнителя. Его пианизм повлиял на его музыку. С другой стороны он, как гениальный композитор, обновил звучание фортепиано. В своей фортепианной музыке Лист был проповедником-оратором. Он хотел донести свои идеи к большой аудитории, пытаясь увлечь, убедить людей в своих идеях. Поэтому его музыка такая приподнятая, патетическая, страстный ораторский тон. У него был героический стиль исполнения, что тоже отразилось на его музыке. Лист обладал потрясающей техникой. Важнейшим принципом его музыки была программность. Эта программа не берлиозовского типа, а более обобщенная (общее настроение, общее состояние, нет сюжета). Новаторством является трактовка фортепиано. Его звучанию Лист придал оркестровую мощь. Он передаёт тембры разных инструментов на фортепиано – грозное звучание меди, нежное звучание скрипок, свирельные наигрыши. Лист использовал аккордовые трели, тремоло, репетиции на одном звуке, пассажи, характерные для струнных инструментов, сочные виолончельные мелодии, пассажи октавами или двойными нотами. Иногда записывает фортепианные ноты в 3 строчки (из-за оркестровой фактуры).
“Годы странствий”
“Годы странствий” – это фортепианный цикл из программных пьес. В нем 3 части: “Год первый” – Швейцария, “Год второй” – Италия, “Год третий” - Рим. История создания этого цикла сложная. Сначала пьесы 1-го тома вошли в сборник “Альбом путешественника” и отразили впечатление о Швейцарии. Потом он их переработал (50-е гг.) и сделал из них “Годы странствий” – “Год первый”. Путешествуя по Италии, Лист написал несколько пьес под впечатлением искусства итальянского возрождения. Потом они вошли во 2-й том. Это: “Обручение”, “Мыслитель”, “Сонеты Петрарки”, соната-фантазия “После прочтения Данте”. К ним Лист прибавил 3 пьесы под общим названием – “Венеция и Неаполь” – “Гондольера”, “Канцона”, “Тарантелла”. “Год третий” создавался 10 лет – 1867-1877гг. Там отразились римские впечатления: “Кипарисы виллы д’Эсте”, “Фонтаны виллы д’Эсте”. Отразились религиозные впечатления: “Ангелюс”, “Ввысь сердца”. В пьесах 3-го тома настроение скорбное; эпиграфы из Библии. Музыка близка к импрессионизму, зыбкие гармонии, более камерные пьесы.
В этом цикле Лист выразил свои размышления, создал картины природы, выразил впечатление от творений великих мастеров. Все пьесы очень живописны, с яркими темами. В 1-м томе – это разные картины природы, например: “На Валленштадтском озере” или “Женевские колокола”, “У родника”; есть образы бурной природы – “Гроза”. Есть пьесы, рисующие безмятежную картину – “Эклога”, “Тоска по Родине”; есть и героические, бурно романтические пьесы – “Часовня Вильгельма Телля”. Основной принцип развития – вариационный.
“Прелюды”
Лист написал 13 симфонических поэм. Почти все они написаны в центральный Веймарский период. В этом жанре он обращается к шедеврам мировой литературы. У Листа есть симфонические поэмы - “Орфей”, “Гамлет”, “Тассо”, “Что слышно на горе?”, “Мазепа”, “Прелюды”.
Лист – создатель жанра симфоническая поэма. Это – одночастное произведение для симфонического оркестра, в котором сочетаются черты разных форм, например, сонатной и циклической формы. Это – программное произведение. Программность эта более обобщенная, а не сюжетно-описательная, как у Берлиоза. В центре всегда один герой - героическая личность. Заканчиваются симфонические поэмы обычно апофеозом. Наличие одного главного героя рождает принцип монотематизма. Все темы симфонической поэмы происходят из первой начальной темы. Преобразование тем часто жанровое. Например: менуэтные, маршеобразные, ноктюрновые и т.д.
“Прелюды” – симфоническая поэма. Программой служит стихотворение Ламартина с одноименным названием – “Прелюды”. Смысл в том, что земная жизнь человека является лишь прелюдией к основной – небесной жизни. Человек проходит через жизнь, встречая радости и невзгоды, и уходит на небо. Лист выразил в поэме этапы земной жизни человека.
В основе симфонической поэмы лежит сонатная форма со вступлением и зеркальной репризой, но в ней явно проступают черты симфонического цикла как бы сжатого в одночастность. Это проявляется в наличии разнохарактерных, в разных темпах больших разделов в разработке: “Буря”, 2-й эпизод (пасторальный).
В основе всех тем лежит первая тема вступления в C-dur. Играют струнные и деревянные духовые инструменты. Задумчивая, как бы с интонаций вопроса. В хоральном изложении она звучит задумчиво. Проходит 2 раза. Второй раз в d-moll. Очень большая красочность гармоний. Как правило, терцовое сопоставление тональностей. Сонатное аллегро.
Г.П. Героическая. Основана на первой теме (теме вопроса). C-dur. Звучит у медных духовых инструментов и струнных. Броская, эффектная. C-dur – F-dur – B-dur – G-dur.
С.П. Основана на той же теме. Нежная, лирическая. Тема у виолончелей. Здесь явно проступает жанр ноктюрна. Вопросительная интонация звучит в начале темы и вплетается при развитии в басы. C-dur – E-dur – f-moll – Ges-dur.
П.П. E-dur. Это – соло трёх засурдиненых валторн. Песенная, лирическая тема. На грани экспозиции и разработки возникает успокоение, это как бы затишье перед бурей.
Разработка. 1-й раздел (“Буря”). Очень много изобразительных моментов – тремоло, хроматизмы. Allegro ma non troppo. Много уменьшенных кварт. Всё кипит. Кульминация этого раздела – героическое соло трубы. Это – преобразованная тема вступления.
2-й раздел разработки ярко контрастирует первому. E-dur. Пасторальный эпизод, соло деревянных духовых инструментов. E-dur – cis-mol – A-dur. Возникает соло кларнета – A-dur. Развивается вариационно. Появляется П.П., которая соединяется с темой пасторального эпизода. Развитие вариационное.
Реприза. Зеркальная. C-dur. Начинается со С.П. – маршеобразная, у медных духовых инструментов. Преобразована и П.П. – это торжественный марш. C-dur – Es-dur и т.д. Опять звучит С.П. Далее апофеоз, кульминация всей поэмы – Г.П. Она звучит в перезвоне колоколов. Tutti.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://cl.mmv.ru/
Роль музыки в творчестве Бориса Пастернака | |
Содержание Введение Глава 1. Музыка в жизни и судьбе Бориса Пастернака 1.1 Влияние музыки на становление поэта 1.2 Раннее творчество Бориса Пастернака ... Похоже, что именно сквозь призму скрябинской музыки воспринимались юным композитором и Чайковский, и Шопен, и Лист, и Вагнер. 145]; музыка в преддверии концерта подобна дрессированному зверю: ее загоняют за кулисы (".музыка шлепала оттуда лапой по деревянной обшивке органа") [Раскат импровизаций. |
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: дипломная работа |
Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой ... | |
Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Рязанский педагогический колледж Контрольная работа по ... Огромное значение музыкальном фольклору придавал основоположник русской классической музыки М.И. Глинка, который подчеркивал, что "Музыку создает народ, а мы, композиторы, только ... При должной подготовке детей для слушания могут быть рекомендованы и фрагменты из произведений классической музыки крупных форм: популярные симфонические сюиты, отдельные части из ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: контрольная работа |
Восприятие музыкального произведения в процессе выстраивания ... | |
... музыкального восприятия 1.1 Закономерности восприятия музыкальных звуков 1.2 Содержание и структура восприятия музыкального произведения Глава II. Обширное число индивидуальных названий пришло вместе с инструментальными циклами Шумана ("Карнавал", "Фантастические пьесы", "Детские сцены", "Альбом для юношества", "Лесные сцены ... Например, Шпор в скрипичном концерте №8 ставит подзаголовок "В форме оперной сцены", направляя ассоциации на оперную арию, оркестровый ритурнель, речитатив и т.д. По большей же ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |
... детских фортепиальных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки | |
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ К.ДЕБЮССИ И М. РАВЕЛЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СОДЕРЖАНИЕ: Введение ... У.-Естественно, что у каждого из вас при прослушивании произведения возникли свои ассоциации, свои впечатления.У композитора, сочинившего эту пьесу, они тоже были индивидуальными ... У.-Эти фрагменты из двух произведений К.Дебюсси - ноктюрнов для симфонического оркестра "Облака" и "Празднества".Примечательно, что для композитора симфонический оркестр здесь не ... |
Раздел: Рефераты по музыке Тип: реферат |
Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников | |
... СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ РОСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Выпускная квалификационная работа Роль уроков музыки в ... Темы природы можно услышать в различных симфонических произведениях. На одном из уроков по теме "Музыка осени" в 1-м классе дети связывают жизненные впечатления об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |