Курсовая работа: Организация безналичных расчетов с юридическими лицами в Пензенском ОСБ №8624

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г. БЕЛИНСКОГО

Факультет экономики, менеджмента и информатики

Кафедра финансов, налогообложения и бухгалтерского учета


КУРСОВАЯ РАБОТА

Организация безналичных расчетов с юридическими лицами в Пензенском ОСБ №8624

Выполнил: студентка гр.ФК-53

Токарева Татьяна

Проверил: к.э.н., доцент Байрамова Ж.М.

ПЕНЗА – 2005


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты организации безналичных расчетов с юридическими лицами

1.1   Экономическая сущность и принципы безналичных расчетов

1.2      Правовые основы безналичных расчетов

1.3     Основные формы безналичных расчетов

Глава 2. Технико-экономическая характеристика Пензенского ОСБ №8624

2.1 Организация деятельности в Пензенском ОСБ №8624

2.2 Анализ деятельности Пензенского ОСБ №8624

Глава 3. Основные направления в совершенствовании организации расчетов с юридическими лицами

Заключение

Список литературы


Введение

В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов.

Переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночным отношениям вызвал необходимость создания новой платежной системы, базирующейся на двухуровневой системе банков.

Современная экономика представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств.

Для рационального оборота наличных денег, сокращения затрат, связанных с обслуживанием оборота наличных денег, основная масса платежей должна осуществляться безналично.

Расчеты между предприятиями и организациями любой формы собственности осуществляются в безналичном порядке сверх установленных законодательством сумм по счетам, открытым на основании договора банковского счета.

Исходя из выше сказанного, тема данной курсовой работы в настоящее время актуально и требует подробного изучения.

Целью выполнения данной работы является изучение безналичных расчетов в Пензенском ОСБ №8624.

К числу основных задач курсовой работы относятся:

- выявление экономической сущности и принципов безналичных расчетов;

- изучение форм безналичных расчетов;

- изучение организационной структуры Пензенского ОСБ №8624;

- проведение анализа деятельности Пензенского ОСБ №8624.

Для достижения поставленной цели и решение указанных задач будут использоваться научные труды российских экономистов, газетные и журнальные статьи, отражающие деятельность финансовых организаций в изучаемой области, а также отчетность и рекламные проспекты Пензенского отделения Сбербанка №8624.

Таким образом, в данной работе будут затронуты проблемы сущности и принципов, форм безналичных расчетов, используемые в Пензенском ОСБ №8624, а также пути совершенствования в организации расчетов с юридическими лицами.


Глава 1. Теоретические аспекты организации учета наличных и безналичных расчетов с юридическими лицами

 

1.1   Экономическая сущность и принцы и безналичных расчетов

Безналичный денежный оборот – часть совокупного денежного оборота без использования наличных денег, осуществляемая путем перечисления платежей по банковским счетам. Организация денежных расчетов с использованием безналичных перечислений гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку позволяет экономить наличные деньги, сокращать издержки обращения, ускорить расчеты, осуществлять контроль за операциями предприятий, соблюдением ими налоговой, платежной и расчетной дисциплины [13.409].

Безналичные расчеты – это расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основание расчетных документов в стандартизированной форме, а также путем зачета взаимных встречных требований. безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов расчетов, форм и способов совершения платежей и связанного с ним документооборота.

Современная база безналичных расчетов сформировала принципы построения системы безналичных расчетов, характерные для рыночной экономики [14.353].

1.     Списание денежных средств со счета клиента производится банками только на основании распоряжения клиента. Распоряжение о списании денежных средств со счета может быть дано клиентом:

а) путем выписки расчетного документа, содержащего приказ о списание денег со счета (платежное поручение, чек, заявление на открытие аккредитива);

б) в форме согласия оплатить (акцептовать) расчетный документ, предъявленный кредитором (платежное требование). Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается лишь по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

2. Свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банк отводится только роль посредника в платежах. Плательщик превращен в главный субъект расчетной операции, так как во всех формах безналичных расчетов ему принадлежит инициатива платежа.

3. Срочность платежа означает осуществление расчетов точно в сроки, предусмотренные в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Министерства финансов РФ. Экономический смысл этого принципа заключается в том, что получатель денежных средств заинтересован в зачисление их на свой счет не вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, фиксированный срок. Принцип срочности платежа имеет важное практическое , так как предприятие и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот , более точно определить потребность в заемных средствах и управлять ликвидностью своего баланса[13. 411].

За просрочку платежа участник расчетов, по вине которого она была допущена, должен уплатить штраф.

4. Обеспечение платежа. Платеж должен быть обеспечен настоящими и будущими поступлениями средств на счет плательщика либо наличие у него права на поступление кредита. Различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативная обеспеченность определяется наличием у плательщика достаточных ликвидных средств для совершения платежа в данный момент. Она может иметь различные формы: постоянные, неснижающиеся остатки средств на счете клиента; предварительное депонирование средств для предстоящего платежа; право на получение платежа. Перспективная обеспеченность предполагает оценку кредито- и платежеспособности плательщика и возможных будущих источников совершения платежа. Принцип обеспеченночти платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов [12. 420].

1.2   Правовые основы безналичных расчетов

В условиях рыночной экономики безналичные расчеты играют важную роль в ускорение оборачиваемости средств, снижения издержек обращения и т.п. Следовательно от эффективной организованной и упорядоченной с помощью норм права системы безналичных расчетов напрямую зависит не только состояние денежно-кредитной системы, но и в целом экономики государства.

Правовые основы безналичных расчетов в РФ закреплены финансовым и гражданским законодательством. К основным источникам правового регулирования безналичного денежного обращения относятся ГК РФ, а также Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации».

Банк России, в соответствии со ст. 80 указанного Закона, является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетов.

Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов [3].

Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательством РФ. Образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов на территории РФ, - платежных поручений, векселей, чеков и других расчетов – утверждаются Банком России.

В сфере безналичных расчетов действует правило, что расчеты метлу юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры. Установленные Банком России, осуществляется только в безналичном порядке. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, и пяти операционных дней в пределах РФ.

ГК РФ установлены общие положения о расчетах (гл. 46). Так, в соответствии со ст. 861 ГК РФ в безналичной форме расчеты производятся между юридическими лицами. Расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, также производятся в безналичном порядке.

При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) платежные требования;

г) инкассовые поручения.

Формы безналичных расчетов установлены ст. 862 ГК РФ. В соответствии с законом к ним помимо расчетов платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчетов по инкассо, относятся также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соотвествии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Расчеты платежными поручениями регулируются ст. 863 ГК РФ.

Банком России устанавливаются содержание платежного поручения и представляемых вместе с ним расчетных документов и их форма.

Расчеты по аккредитиву регулируются ст. 868, 869 ГК РФ.

Расчеты по инкассо – ст.874 ГК РФ.

Расчеты чеками осуществляются в соответствии со ст. 877 ГК РФ [].

Банком России, в соответствии с его полномочиями по регулированию денежно-кредитной системы и организации расчетов по вопросу, касающемуся безналичных расчетов, утверждено Положение о безналичных расчетов в РФ от 12 апреля 2001г № 2-П, действующее в настоящие время с изменениями.

Указанное Положение детально регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетов документов, а также устанавливает развила проведения расчетных операции по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалы), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов. Следует заметить, что указанное Положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.

Необходимо заметить, что указанным Положением установлено, что формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организации (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками [4].

1.3    Формы безналичных расчетов, применяемые в Пензенском ОСБ №8624

Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов.

Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

При осуществлении безналичных расчетов в валюте РФ допускаются следующие формы расчетов: платежными поручениями, чеками, аккредитивами, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законодательством РФ.

Платежное поручение является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Это самая распространенная форма расчетов, с помощью которой могут производиться:

- перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

- перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

- перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним;

- перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку №2 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством [].

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

- установленных законодательством;

- предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Платежные требования, оплачиваемые с акцептом, помещаются исполняющим банком в картотеку «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» до получения акцепта плательщика либо наступления срока платежа.

При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока акцепта изымаются из картотеки «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» и оплачиваются со счетов плательщиков при наличии денежных средств на счете или помещаются в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок» при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете.

Безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие.

Отсутствии условия о безакцептном списании денежных средств в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к нему, а также отсутствие сведений о получателе средств является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней [2,4].

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

- для взыскания по исполнительным документам;

- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение. В случае взыскания исполнительного сбора судебным приставом-исполнителем, инкассовое поручение должно содержать указание на взыскание исполнительского сбора, а также ссылку на дату и номер исполнительного документа судебного пристава-исполнителя.

Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.

Банки, обслуживающие должников (исполняющие банки), исполняют поступившие инкассовые поручения с приложенными исполнительными документами либо, при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете должника для удовлетворения требований взыскателя, делают на исполнительном документе отметку о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований [6.242].

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем на обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.

Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

Предъявление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках [5.534].

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее – банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее – исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденные).

При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив. Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.

Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.

Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву [13.419].


Глава 2. Технико-экономическая хаактеристика Пензенского ОСБ №8624

 

2.1 Организация деятельности в Пензенском ОСБ № 8624

 

Сберегательный банк Российской Федерации – старейший банк и единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР.

Сбербанк России (далее по тексту Банк) создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 года. Учредителем Банка является Центральный банк Российской Федерации.

Банк входит в банковскую систему РФ и в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, Уставом и решениями правления Банка.

Банк является юридическим лицом и со своими филиалами и другими обособленными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России. Сбербанк РФ имеет филиалы и территориальные подразделения, которые в свою очередь создают структурные подразделения в городах и районах. Филиалы Банка в республиках, краях, областях, в городах Москве и Санкт-Петербурге, городах и районах не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Банка.

Филиалы Банка в республиках, краях, областях, в городах Москве и Санкт-Петербурге возглавляются Председателями, назначаемыми Председателем Правления Банка, а филиалы в городах и районах (отделение №8624) – управляющими филиалов, назначаемыми соответственно Председателями филиалов в республиках, краях, областях и пр.

Широкая и разветвленная филиальная сеть Сбербанка России охватывает всю территорию РФ. Одним из таких филиалов является Пензенское отделение, находящиеся по адресу город Пенза, улица Суворова дом 81.

В организационной структуре отделения №8624 реализуются как оперативные (кредитование, прием и обслуживание вкладов), так и штабные функции (консультирование исполнителей, ведение бухгалтерского учета, анализ хозяйственной деятельности, прием на работу, повышение квалификации сотрудников, контроль за деятельностью Банка). В свою очередь организационная структура Пензенского отделения Сбербанка России включает функциональные подразделения и службы, число которых определяется экономическим содержанием и объемом выполняемых банковских операций. Управления Банка сформированы по функциональному назначению:

-Планово-экономическое управление занимается организацией коммерческой деятельности и управлением банковской ликвидностью, экономическим анализом и изучением кредитоспособности клиента, маркетингом и связями с общественностью.

-Операционное управление, включающее операционный отдел, отдел кассовых операций, расчетный отдел, занимается проведением расчетно-кассового обслуживания клиентов.

-Управление кредитования осуществляет краткосрочное и долгосрочное кредитование, включает отдел кредитования физических лиц и отдел кредитования юридических лиц.

- и др.

Для выполнения штабных функций в Банке сформированы определенные службы: юридическое управление, занимающееся проверкой правильности составления документов, в том числе договоров; управление по работе с персоналом, осуществляющее подбор и расстановку кадров; управление безопасности и защиты информации, управление бухгалтерского учета и отчетности и др.

В свою очередь каждое из управлений имеет собственную организационную структуру.

В связи с тем, что деятельность отделения с каждым годом расширяется, возникает ряд новых для них операций, что находит отражение в организационной структуре, приводит к ее совершенствованию и расширению [16].

2.2 Анализ деятельности Пензенского ОСБ №8624

Анализ финансовых результатов следует начать с оценки их качественного и количественного уровня, выявления основных факторов отклонений фактической прибыли от ее запланированной и базовой величины, установления причин этих отклонений, определения тенденции изменений показателей прибыли, выявления степени согласования полученных финансовых результатов с параметрами, имеющимися в концепции стратегического развития отделения. В целях анализа выполнения плана и изучения динамики прибыли рассмотрим таблицу 1.

Таблица 1

Анализ выполнения плана и оценки динамики прибыли ОСБ №8624

п/п

Показатели

По

бизнес-

плану,

тыс.

руб.

За

2003

год,

тыс.

руб.

За

2004

год,

тыс.

руб.

Отклонение

от бизнес-

плана

от 2003

года

тыс.

руб.

%

тыс.

руб.

%
1. Балансовая прибыль 8900 6421 8952 +52 +0,58 +2531 +39,4
2. Чистая прибыль 5100 3986 4350 -750 -14,7 +364 +9,13
3. Удельный вес чистой прибыли в балансовой прибыли 0,57 0,62 0,49 -0,08 +0,9

Из таблицы видно, что хотя за анализируемый период балансовая и чистая прибыль увеличилась, наблюдается снижение доли чистой прибыли в составе балансовой, это свидетельствует о том, что расходы, производимые за счет прибыли, растут более быстрыми темпами, чем балансовая прибыль отделения в целом.

При снижении величины прибыли отчетного года по сравнению с предыдущим в связи со снижением эффективности контроля за расходами следует выявить виды затрат с наибольшим их удельным весом, а также определить наиболее доходные операции.

Проведение анализа прибыли отделения в ее динамике важно для оценки не только изменения совокупной величины изучаемого показателя, но и составляющих, за счет которых они произошли. В этих целях необходимо проанализировать динамику структуры чистой прибыли, полученной за рассматриваемый период, в разрезе следующих ее составляющих:

- процентной прибыли (убытка), которая формируется как разница между процентными доходами и процентными расходами;

- непроцентной прибыли – разницы между доходами, полученными от торговли иностранной валютой, от вложений в ценные бумаги, другими доходами и расходами по содержанию административно-управленческого персонала, помещений и оборудования, прочими расходами.

- операционной прибыли – сумма процентной прибыли (убытка) и непроцентной прибыли;

- неоперационной прибыли (убытка), которая включает в себя нестандартную прибыль (убытки), расходы по формированию резервов, расходы по налогу на прибыль.

 Анализ структуры прибыли в динамике за ряд лет можно произвести на основе данных таблицы 2.


Таблица 2

Анализ структуры прибыли в динамике за ряд лет

Показатели Сумма (в сопоставимых величинах), тыс.руб.
2002 2003 2004
Процентная прибыль 2396 3621 3351
Непроцентная прибыль -2191 -1895 -1243
Операционная прибыль 634 1842 1325
Неоперационные доходы (расходы) -598 -2361 -362
Чистая прибыль 3854 3986 4350

Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод о том, что несмотря на увеличение показателя чистой прибыли, ее составляющие колеблются в большем диапазоне как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения значений, в частности, изменение показателей процентной, непроцентной и операционной прибыли позволяют сделать вывод о том, что возросла эффективность управления расходами, это предполагает, что расходы отделения анализировались на предмет целесообразности и обоснованности произведенных отделением расходов, а также правомерности отнесения их к той или иной группе.

Поскольку совокупная прибыль отделения в значительной мере определяется доходностью отдельных видов осуществляемой деятельности, в частности, пассивных операций (таблица 3).

Таблица 3

Анализ пассивов банка

Наименование

статьи

За 2003 г.

Тыс.руб

За 2004 г.

Тыс.руб

Отклонение

Абсолют- Относи-

ное тельное

1.кредиты ЦБ РФ 0 0 0 0
2. Средства КО 410857484 4264131 +783947 +1,9
3. Срендства клиентов 1178105309 16371999130 +459093821 +39
3.1.Влады физ.лич 957914504 1183985600 +226071096 +23,6
4.Доходы будущих периодов по другим операциям 4105 - - -
5.Выпушенные деловые обязательства 75549409 63304816 -12244593 -16,2
6.Обязательства по уплате процентов - 16256296 - -
7.Прочие обязательства 26885538 8908330 -17977208 -66,9
8.Резервы на возможные потери по срочным сделкам, внебалансовым обязательствам, по расчетам с дебиторами по операциям с резидентами оффшорных зон 465407 1854516 +1389109 +298
9.Всего обязательств 1322867252 1770164519 +447297267 +33,8

Собственные средства

В том числе

1.Уставный капитал 1000000 1000000 0 0
1.1.Зарегестрированые обыкновенные акции 950000 950000 0 0
1.2.Зарегестрированные привилегированные акции 5000 5000 0 0
1.3.Незарегистрированный уставный капитал неакционерных банков 0 0 0 0
2.Собственные акции, выкупленные у акционеров 0 0 0 0
3.Эмиссионный доход 5576698 5576698 0 0
4.Переоценка основных средств 38816378 37029957 -77309 -0,2
5.Расходы будущих периодов и предстоящие выплаты, влияющие на собственные средства 12496699 16398232 +1515133 +121
6.Фонды и прибыль, оставленные в распоряжении банка 77169797 102645226 +25475429 +33
7.Прибыль к распределению 38816378 44221415 +3405037 +14
8.Всего собственных средств 142101970 174075064 +31973094 +22,5
9.ВСЕГО ПАССИВОВ 1464969222 1944239583 +479270361 +32,7

Анализ пассивов баланса банка показал, что увеличились средства кредитных организаций, резервы на возможные потери по срочным сделкам и внебалансовым обязательства и по расчета с дебиторами по операциям с резидентами оффшорных зон.

Однако для нас особое значение имеют средства клиентов. Как показывает данные баланса произошло значительное увеличение интересуемых средств. Так данное увеличение в 2004 году по сравнению с прошлым 2003 годом составило 459093821 рублей. Причем около половины исследуемого увеличения произошло из-за увеличения вкладов физических лиц: 226071096, следовательно вторая половина – из-за увеличения депозитов юридических лиц: 233022725 рублей.

Таким образом. Можно сделать вывод о том, что основное увеличение прибыли произошло из-за увеличение средств клиентов.

Увеличение ресурсной базы ОСБ № 8624 происходит за счет пассивных операций. В разрезе рассматриваемой темы к пассивным операциям следует отнести операции, связанные с проведением платежей и расчетов клиентов банка, поскольку они проводятся, как правило, по банковским счетам, на основе которых формируется часть банковских ресурсов. Также источником формирования выступают остатки средств на счетах юридических лиц. Структуру, состояние и динамику ресурсной базы можно проанализировать, рассмотрев некоторые показатели работы Сектора расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов.

Остатки средств на счетах юридических лиц являются наиболее выгодным источником формирования ресурсной базы. Это объясняется тем, что проценты на остаток денежных средств на счетах клиентов не начисляются в соответствии с условиями договора на расчетно-кассовое обслуживание.

С другой стороны, на обслуживание любого клиента отделение затрачивает и свои ресурсы. Поэтому необходимо сопоставлять получаемый доход от обслуживания клиента и затрачиваемые ресурсы, то есть следить за эффективностью обслуживания клиентуры.

Для оценки эффективности формирования ресурсной базы банка за счет привлечения клиентов на расчетно-кассовое обслуживание, необходимо проанализировать выполнение бизнес-плана Сектором расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов. Данные анализа отражены в таблице 4.


Таблица 4

Выполнение бизнес-плана Сектором расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов за 2003 -2004г.(тыс. руб.)

Наименование 01.01.2003 год 01.01.2004 год
План Факт % выполнения плана План Факт % выполнения плана
1. Остатки средств юридических лиц 57450 68341 119 75300 84151 111,8
2. Прирост остатка на расчетных счетах 11256 15896 141,2 17850 15810 88,6
3. Доход от расчетно-кассового обслуживания 3100 4128 133,2 4800 5984 124,6

 

Из таблицы 4 видно, что Сектор расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов (далее по тексту – Сектор РКО) в 2003 – 2004г. перевыполнил план по формированию рублевых ресурсов. В 2003 году остатки на счетах юридических лиц на 19% превысили запланированный объем и фактически составили 68341 тыс. руб. В 2004 году фактические остатки на счетах увеличились до 84151 тыс. руб. Кроме того, полученный доход от расчетно-кассового обслуживания (далее по тексту - РКО) за последние два года был выше запланированного. В 2003 году доход составил 4128 тыс. руб., что на 33,2% выше плана. В 2004 году величина дохода увеличилась до 5984 тыс. руб., что на 24,6% выше плана. Показатель доходности является важнейшим качественным показателем, характеризующий расчетно-кассовые операции с точки зрения рентабельности. Таким образом, можно сделать вывод, что за последние 2 года в отделении эффективно выполнялся бизнес - план. Положительная динамика наблюдается как в формировании рублевых ресурсов, так и в увеличении дохода.

Доход от РКО юридических лиц определяется исходя из утвержденных банковских тарифов и объема продаж. Факт получения дохода свидетельствует об обоснованности тарифов и массовости продаж расчетно-кассовых услуг.

Анализ доходности Сектора РКО необходимо дополнить анализом прироста величины остатков средств юридических лиц. Сведения об остатках средств отражены в таблице 5.

Таблица 5

Динамика привлеченных средств

Наименование 01.01.2003 01.01.2004
План Факт % выполнения План Факт % выполнения
Средства юридических лиц: 57450 68341 119 75300 84151 111,8
Сумма пассива баланса __ 7952000 __ __ 8123000 __
Удельный вес в пассиве баланса, (%) __ 24,13 __ __ 24,98 __

Основываясь на данных таблицы 5, можно сделать определенные выводы. В течение последних двух лет фактическая величина средств юридических лиц на расчетных счетах постоянно увеличивалась, при отсутствии вложений в векселя и сертификаты. В 2003 году их величина составила 68341 тыс. руб., что на 19% больше запланированного значения. Весь объем средств юридических лиц сконцентрирован на расчетных счетах. В 2003 – 2004гг. привлечение средств в депозитные сертификаты и векселя отсутствует. Сейчас привлечение новых клиентов происходит с использованием менее затратных методов, например, повышая качество обслуживания, скорости работы и др.

На 01.01.2004 года, удельный вес средств юридических лиц в пассиве баланса составляет 24,98%. Это больше, чем за предыдущий период. ОСБ № 8624 следует поддерживать данную динамику роста.

Глава 3. Основные направления совершенствования организации расчетных операций с юридическими лицами

 

Исходя из общей оценки состояния расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, применяемых форм расчета, компьютерных технологий и базы бухгалтерского учета операций по счетам юридических лиц хотелось бы остановиться на следующих особенностях и обратить внимание на возможные направления совершенствования банковских услуг данного вида и деятельности специалистов Сектора внутрибанковских операций.

В настоящее время изменились не только характер операций ОСБ №8624, но и структура их доходов и расходов, что является следствием стратегии быстрого реагирования и переориентации с рынка ссудного капитала на финансовый рынок.

Новые банковские продукты и услуги в сфере обслуживания юридических лиц могут стать результатом деятельности отделения, направленной на получение дополнительных доходов, в процессе создания благоприятных условий формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи нововведений и содействия клиенту в получении прибыли.

Анализ сформированной клиентской базы дает возможность увидеть, что постоянными клиентами банка являются предприятия и организации г.Пензы, с которыми у банка сложились тесные и длительные отношения.

Для активизации работы с существующей клиентской базой необходимо провести следующие мероприятия:

- проведение деловых встреч по предложению услуг инкассации и доставки денежной наличности (применение льготных тарифов);

- проведение встреч с руководством клиентов по вопросу размещения свободных денежных средств на взаимовыгодных условиях;

-           увеличение доли комиссионных доходов за счет роста объемов продаж банковских услуг, работы с клиентами по получению доходов по требованиям, помещенным в картотеку № 2, направления писем с предложением оплаты услуг.

В Пензенском отделении № 8624 Сберегательного банка России из безналичных форм оплаты платежные поручения являются доминирующим средством платежа. Значительная часть таких платежей совершается с применением электронных технологий. Однако для частных клиентов такая форма оплаты является неудобной из-за высоких транзакционных издержек (нужно выписать счет, пойти в банк, заполнить бланк, заплатить комиссию, отнести копию платежного поручения продавцу). Указанных проблем можно избежать установив систему «Клиент-Сбербанк» [16].

Электронные расчеты отделений Сбербанка все шире сочетаются с системой «Клиент-Сбербанк». Последняя, согласно банковским разработкам, представляет собой комплекс программно - технических мероприятий для создания и передачи электронных документов по телекоммуникационным каналам. Электронные документы изготавливаются с помощью персонального компьютера и программного обеспечения данной системы. Они должны быть приняты к исполнению в день отправки при условии их получения в сроки, установленные банковскими правилами документооборота и технологии обработки учетной информации, и положительного результата проверки аналога собственноручной подписи клиента-отправителя сообщения.

Технология системы «Клиент-Сбербанк» предусматривает, что обе стороны – и банк, и клиент располагают доступным средством гарантированного подтверждения достоверности содержания (аутентичности) и авторства передаваемого электронного документа и могут, при необходимости, прибегнуть к юридически полноценной процедуре разрешения споров по поводу содержания, времени издания и авторства документов. Внедренная в России в 1993г. данная система позволяет сократить издержки на прием и обработку поручений «электронных клиентов», повысить эффективность управления их счетами и в конечном счете, эффективность проведения расчетов за счет оптимизации стоимости и скорости платежных услуг.

Установка данной программы существенно облегчит процесс создания и передачи электронных документов по телекоммуникационным каналам, поэтому стоит внедрить систему «Клиент-Сбербанк» и продвигать данную услугу среди значимых клиентов отделения.

С целью дальнейшего расширения клиентской базы необходимо продолжить работу по изучению экономики района, а также осуществлять взаимодействие со структурами исполнительной власти, размещать рекламные проспекты на рекламных стендах в операционных залах для клиентов, использовать средства массовой информации – местной печати для рекламы услуг отделения.

Изучив существующие формы на основе теоретического материала, зная специфику деятельности клиентов можно предложить для внедрения использования ими следующих форм безналичных расчетов: чеки, аккредитивы, векселя.

Аккредитив – условная форма поставки товаров, максимально учитывающая вопросы, возникающие в процессе сделки. Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа. Она удовлетворяет интересы и поставщика (своевременное получение платежа) и покупателя (контроль над действиями поставщика). Это достоинство аккредитива обусловлено тем, что расчеты проводятся третьей, нейтральной стороной – банком.

Документарный аккредитив является наиболее выгодной формой расчетов для экспортера благодаря надежности и более быстрому получению экспортной выручки. Кроме того, аккредитивные операции являются очень рентабельным и эффективным инструментом банковской деятельности.

Второй рекомендуемой формой расчетов является вексель.

Как универсальный финансовый инструмент с многовековой историей, вексель широко применяется во всем мире.

Им можно оформить разнообразные кредитные обязательства: оплатить приобретенный товар или услуги, предоставленные на условиях коммерческого кредита, возвратить полученную ссуду или выдать кредит.

Как ценную бумагу вексель можно купить и продать, или, напротив, с помощью векселя, платежно-расчетного инструмента, произвести куплю-продажу, что значительно расширяет границы его применения, представляет одно из отличий от других ценных бумаг.

Так как одним и тем же векселем можно в процессе оборота погасить несколько денежных обязательств, по сумме превышающих номинал этой ценной бумаги иногда в несколько раз, вексель становится не только инструментом кредита, но и часто используемым, удобным расчетно-платежным средством. Причем особенностью вексельного обращения в современных условиях является то, что расчетно-платежная функция векселя значительно потеснила функцию орудия кредита и становится главенствующей. Это, к примеру, выписка векселей только для расчетно-платежных целей, использование векселя для зачета взаимных требований, расшивка неплатежей, построение расчетно-платежных «цепочек» и организация специальных учреждений для создания этих «цепочек».

Расчетно-платежные свойства приближают вексель к деньгам, превращают их в суррогат денег, т. е. вексель, как ценная бумага, обладает ограниченными свойствами денег и в какой-то мере является представителем денег. Термин «суррогат» отнюдь не умаляет достоинства векселя, а подчеркивает его универсальность [10.37-44].

Закон от 25 сентября 1992г. № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации» относил вексель к платежным документам, используемым для безналичных расчетов, что показывает близость векселя к безналичным деньгам.

В целях распространения сферы применения векселей и как следствие этого получение дохода, необходимо проанализировать исходящие платежи клиентов, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании с целью предложения им при проведении платежей в сторонние банки расчеты осуществлять с помощью векселей.

 


Заключене

Таким образом, в современных рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации безналичных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов.

В данной курсовой работе были изучены безналичные расчеты с юридическими лицами на примере Пензенского ОСБ №8624, которое является отделением Сберегательного банка Российской Федерации. Главной целью работы Пензенского отделения Сбербанка является получение прибыли.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что за последние годы отделение получало прибыль. В 2003 году доход сектора РКО составил 4128 тыс. руб., что на 33,2% выше плана. В 2004 году величина дохода увеличилась до 5984 тыс. руб., что на 24,6% выше плана. Показатель доходности является важнейшим качественным показателем, характеризующий расчетно-кассовые операции с точки зрения рентабельности. Таким образом, можно сделать вывод, что за последние 2 года в отделении эффективно выполнялся бизнес - план. Положительная динамика наблюдается как в формировании рублевых ресурсов, так и в увеличении дохода.

Доход от РКО юридических лиц определяется исходя из утвержденных банковских тарифов и объема продаж. Факт получения дохода свидетельствует об обоснованности тарифов и массовости продаж расчетно-кассовых услуг.

 В Пензенском отделении № 8624 Сберегательного банка России из безналичных форм оплаты платежные поручения являются доминирующим средством платежа. Однако для частных клиентов такая форма оплаты является неудобной из-за высоких транзакционных издержек (нужно выписать счет, пойти в банк, заполнить бланк, заплатить комиссию, отнести копию платежного поручения продавцу). Указанной проблемы можно избежать, установив систему «Клиент-Сбербанк».

Установка данной программы существенно облегчит процесс создания и передачи электронных документов по телекоммуникационным каналам, поэтому стоит внедрить систему «Клиент-Сбербанк» и продвигать данную услугу среди значимых клиентов отделения.

С целью дальнейшего расширения клиентской базы необходимо продолжить работу по изучению экономики района, проведение деловых встреч с клиентами, а также осуществлять взаимодействие со структурами исполнительной власти, размещать рекламные проспекты на рекламных стендах в операционных залах для клиентов, использовать средства массовой информации – местной печати для рекламы услуг отделения, внедрение расчетов по векселям и чекам.

Таким образом, при выполнении курсовой работы были изучены основные задачи, определенные в начале работы изучение данной темы: были изучены сущность и принципы, формы безналичных расчетов; рассмотрена организационная структура Пензенского ОСБ №8624; проведен анализ деятельности Пензенского ОСБ №8624.

Достижению поставленной цели способствовало изучение нормируемой базы в области безналичных расчетов; изучение научных трудов российских экономистов; изучение журнальных научных статей, а также годовой бухгалтерской отчетности Пензенского отделения Сбербанка Российской Федерации №8624.


Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ.-М.:Юрист,200.

2. Федеральный закон №17-ФЗ «О банках и банковской деятельности». Утв. Президентом РФ 03.02.1996.

3. Федеральный закон №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». Утв. Президентом РФ 10.07.2002.

4.Положение Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 № 2-П (с изменениями и дополнениями).

5. Банковское дело/Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 428.

6. Банки и банковское дело/Под ред. И.Т. Балабанова. СПб.: Питер, 2003. С. 304.

7. Банковское дело/Под ред. О.И. Тагирбекова. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 785.

8. Бибикова Е.А. Сберегательная политика основных участников сберегательной системы.//Финансы и кредит. 2003, №5. С. 37-44.

9.Борисова В.Д., Юняева Р.Р., Разуваев С.А. Деньги, кредит, банки: Учеб.пособие. Пенза: Издательство ПГПУ имени В.Г. Белинского, 2003. С. 120.

10.Березина М.П. Система расчетов и центральный банк //Банковское дело.вып. – 2002. № 1 С. 13.

11.Павлова Л.Н. Финансы предприятия: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ,1998. С. 639.

12.Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. Г.Б. Поляка. М.: Юнити-Дана, 2003. С. 512.

13. Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2001. С. 543.

14. Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. Н.Ф. Самсонова. М.: ИНФРА-М,2001. С. 448.

15.Н.И.Химичева. Финансовое право.-3-е изд. Перераб. И допол. М.:2003. С. 768.

16. Концепция развития Сбербанка России до 2005 года. [Электронный ресурс]- htpp://www.sbrf.ru. – 2005, 7июля.