Реферат: Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника

Кайгородова Л.А., к.с.н., зав.кафедрой социальной работы Новочеркасской государственной мелиоративной академии

Социальная работа существовала в человеческом сообществе в виде помощи и взаимопомощи испокон веков, опираясь на общечеловеческие духовные ценности. Гуманистические христианские традиции России заложили основу социальной работы на личностном и общественном уровнях в виде благотворительности, соучастия призрения.

В процессе своей эволюции она прагматизировадась, отходя от своих истоков духовности, но тем неменее ее определение сейчас представляется как милосердие + умение.

Именно милосердие как состояние души человека - социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Под духовностью психологами понимается внутренняя устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на этой земле.

Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных, но благородных и одухотворенных видов деятельности.

По мнению Холостовой Е.И., которое мы разделяем, не каждый человек может стать социальным работником. Определяющим критерием является система его духовных ценностей. Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.[1]

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии.

В зарубежной литературе существует множество обоснований профессионального самоопределения. Среди них теории Т.Парсонса, концепции Д.Сыопера и др. Д.Сыопер, например, рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс под воздействием различных факторов, первостепенными среди которых являются субъективные.[2]

Социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области, формирования их имиджа. Понятие "имиджа" включает не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные, оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом.

Понятие имиджа многослойно и создается из разных слагаемых. Первым слагаемым можно выделить нравственную надежность социального работника. Хотя сегодня реже слышишь - "человек чести".

Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев, выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний. его путь - вседозволенность. Обществу нужен нравственно-надежный социальный работник, озабоченный духовным самосовершенеюованием. Предметом его особого внимания должны быть человековедчеоююзнания.

Второе - профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Эта позиция нашла свое отражение в работах И.Атватера, Л.П.Примака.[3] Тем более это касается социального работника.

99 человек из 100 не имеют возможности проявить талант, всю жизнь занимаются не своим делом. Еще Добролюбов Н.А. писал, что человек со способностями министра мучается в кучерских козлах, а другие со способностями кучера, изнемогают в высоком министерском кресле.[4] Развитию общества препятствует неквалифицированный труд в производстве, управлении, науке. В социальной работе, как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма. индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации.

Третьим слагаемым выделяется гуманитарная образованность социальных работников. У Ф.М.Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии. О верности этого утверждения свидетельствуют многие факты, примеры из жизни великих людей. Гуманистические ценности должны составлять основу его мировоззренческих позиций. Кредо социального работника на наш взгляд это:

- бережное сохранение и воспроизводство духовных ценностей;

- социальная защищенность;

- забота о здоровье людей;

- экологическая безопасность.

Наша система образования не всегда правильно готовила специалистов мировоззренчески. В ее основе должно лежать благоговение перед личностью, признание бесценности каждой живни. уникальность каждого человека на этой земле.

Недостаточная востребованность гуманитарного знания негативно сказывается на развитии человека. Например, по результатам психологических экспериментов, глаз японца способен различать 47 оттенков цвета, наш - 7.[5] Это последствие снижения у нас уровня гуманитарного воспитания.

Благодаря гуманитарным знаниям, человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергать ее чувственной и рациональной обработке. Эти знания выступают важнейшими условиями деятельности социального работника.

Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что каждый социальный работник должен быть поихотехнологом. Психотехнология - это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования.

Один ив величайших древних философов Сенека говорил, что человек каждый вечер должен призывать себя к ответу на такие вопросы: какой недостаток я победил сегодня? Против какого искушения устоял? Какую добродетель приобрел? Он же высказал мысль о том. что наши пороки исчезнут, если будут подвергаться такому пересмотру.[6]

Изменениям человека, ведущим к росту его духовности посвящено множество исследований.

Духовность проявляется в потребности познавать мир. себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере. в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.[7] Формирование духовных потребностей личности является важнейшей задачей социального раоотника. На протяжении многих веков центрами социальной помощи были церкви и монастыри. В них и под их руководством люди учились понимать и исполнять ваповедь о любви к ближнему, очищать и возвышать душу. Духовность характеризуется добрым отношением к другим людям, ваботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость или горе. Ныне социальная реальность порождает новые механизмы общения людей, самосовершенствования. Такими механизмами являются психотехники.

В силах социального работника решать задачу формирования духовных потребностей личности и прежде всего самосовершенствования. Во многих философских и мистических учениях, у Сократа. Гурджиева, Кришнамурти, будистов, Лаоцзы подчеркивается, что самонаблюдение и самопознание являются необходимым шагом на пути духовного развития.

В особых, трудных или экстремальных, условиях, когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функциональных систем, возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансировать психические процессы, очистить душу. В результате осознания ситуации появляется мотив того или иного действия в целях приспособления к нестандартной обстановке, происходит активизация системы психической саморегуляции, соционом ощущает необходимость "собраться", "отмобилизоваться", перестроиться. Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего запускается механизм общения с собой, механизм анализа и оценки, выработки и принятия решений.

В зависимости от содержания задачи меняются способы и виды работы с собой. Наиболее распространенные: самоисповедь - полный внутренний отчет перед собой о самом себе. Успех рефлексии тем больше, чем объективнее удается отразить реальность нашему психическому веркалу. Выразить "наболевшее" в словах, высказаться прямо и бесхитростно издавна считалось одним из действенных способов из-бавления от тягостных мыслей.

Традиции исповедоваться очень давние. Акт исповеди зафиксиро-ван на ступени родоплеменных отношений. Магическая функция очищения исторически закрепилась в христианстве. Сегодня жизнь такова, что социальному работнику приходится отвлекать внимание других от собственных личных проблем. В таких условиях эффективным средством становится самоисповедь, когда рядом нелегко найти собеседника с такими же взглядами.

Сознательное формирование привычки к самоотчету будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности в поведении, т.к. задействует механизмы интеллектуального и морального контроля, духовного очищения.

Самоубеждение - это принцип коммуникативного критике-аналитического, сознательного лондействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов. Основой процесса являются умственные операции рационализации системы мотивов поведения, заключающиеся в логическом обосновании практической пользы того или иного действия.

Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.

Список литературы

1. См: Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993. С. 12-13.

2. Там же. С. 15.

3. Атватер И. Я Вас слушаю. М., 1984. С. 44., Примак Л.П. Общение с собой. М., 1991, С. 182.

4. См: Аверченко Л.К. Психология управления. Новочеркасск, 1994. С. 12-13.

5. Там же. С. 17.

6. Там же. С. 19.

7. Философский энциклопедический словарь. А.М.Прохоров. М., 1989. С. 124.

Бродяжничество, как проблема социальной работы
Бродяжничество как проблема социальной работы ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 1. СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ БРОДЯЖНИЧЕСТВА 1.1 ...
Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного ...
... поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся ...
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: курсовая работа
Онтологическая истинность феномена человеческой духовности
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания Диссертация на соискание ...
Наряду с "альтруистической" и "нравственно развитой" духовностью он выделяет "замкнутую на элементарные биологические потребности" и "агрессивную" духовность, а также утверждает ...
Например, ориентируя человека нравственно, духовность возвышает его душу, и сама является результатом нравственно возвышенной души, ибо в подлинном смысле слова духовное - значит ...
Раздел: Рефераты по философии
Тип: дипломная работа
Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение
Московский государственный педагогический университет ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИИ КАК СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОСКВА, 2004 СОДЕРЖАНИЕ ...
По представлению автора, определение природы имиджа должно учитывать одновременное существование личностных и групповых детерминант использования организационного имиджа при ...
61. Карпухин, О.; Макаревич, Э. Конфликт имиджей интеллигенции как условие переоценки ценностей // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции.
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: дипломная работа
Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в ...
ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Содержание Введение Глава I. Коммуникативная культура будущего ...
Н.Д. Никандров анализирует нравственные и образовательные ценности в воспитательных системах Востока и Запада, даёт характеристику общечеловеческим ценностям в их современной Е.В ...
Считаем, что если эту свободу выбора коммуникативного поступка направляют нравственные принципы гуманизма и нормы гуманистической педагогики, то педагогическое общение будет ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: дипломная работа
Основы психологии
Московский экономико-финансовый институт Специальность - бухгалтерский учет, анализ и аудит Психология конспект Студентка Глухова Надежда ...
Особое значение в деловом общении имеет закон конгруэнтности, наиболее обстоятельно разработанный в концепции американского психолога Карла Роджерса - одного из основателей ...
Сюда относятся такие расхожие понятия, как "демократия", "права человека", "общечеловеческие ценности", "в интересах закона" и т.д. Вариант для общения с руководством:
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: учебное пособие