Контрольная работа: Страхование внешнеэкономической деятельности
НОУ ВПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»
(г. Архангельск)
Ивановский филиал
Экономический факультет
Кафедра экономических дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине «Страхование»
на тему
«Страхование внешнеэкономической деятельности»
Выполнила: студентка группы 41фв2
Крылова Т. Е.
Проверила: Бутина О.П.
Иваново 2009г.
Содержание
Введение
1. Основные виды и сферы международного страхования
1.1 Транспортное страхование
1.2 Страхование финансово-кредитной сферы
2. Страхование внешнеэкономической деятельности в России
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Динамическое развитие экономики невозможно без активной внешнеэкономической деятельности государства и самих предприятий. От того, насколько успешно государство и его субъекты хозяйствования будут осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность, будет зависеть их дальнейшее эффективное развитие, расширение рынков сбыта, получение новых технологий и прибыли, обмен опытом, интеграция в международную систему производства.
Страхование во внешнеэкономической деятельности является одним из основных элементов внешней торговли и в условиях товарного производства становится наиболее удобным инструментом для быстрого возмещения ущерба и потерь в процессе производства, транспортировки и использования продукции.
Цель данной контрольной работы – изучить основные виды и сферы страхования внешнеэкономической деятельности.
Задачи − рассмотреть условия страхования различных видов внешнеэкономической деятельности: объекты и субъекты страхования, размер страховой суммы, страховые риски, принципы исчисления страховой премии, сроки страхования, страховые возмещения и т.д.
1. Основные виды и сферы международного страхования
Страхование внешнеэкономических рисков − комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту интересов отечественных и зарубежных участников тех или иных форм международного сотрудничества. Включает:
- страхование экспортно-импортных грузов и перевозящих их средств транспорта: судов, самолетов, автотранспорта и т.д.;
- страхование экспортных кредитов и инвестиций;
1.1 Транспортное страхование
Является имущественным страхованием и подразделяется на страхование транспорта как имущества (совокупности устройств и механизмов) и страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной опасности.
Авиационное страхование − страхование воздушных судов, перевозимых ими грузов, гражданской ответственности авиаперевозчика по отношению к пассажирам и экипажу, а также службам наземного обеспечения полетов (аэропортов); страхование потери прибыли авиаперевозчика из-за невозможности эксплуатировать воздушное судно вследствие аварии, страхование авиационных специалистов от потери лицензии, страхование космической техники и др. Объектом авиационного страхования может быть любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией воздушных судов. Могут быть застрахованы специальное оборудование, запчасти и т.д., установленные или перевозимые на борту в целях обеспечения безопасности полетов. При установлении ставок премии по авиационному страхованию применяется принцип индивидуального подхода к оценке риска. При страховании воздушных судов, совершающих регулярные рейсы с целью перевозки пассажиров, багажа и грузов, основными критериями тарифной ставки служат данные по составу (количеству и моделям) самолетов, их действительная стоимость (на момент заключения договора), число пассажирских (грузовых) мест в каждом самолете, квалификация летно-подъемного состава, годовые показатели пассажиро-километров, самолето-километров и тонно-километров, количественное и стоимостное выражение гибели самолетов за последние годы. Оценку риска авиационного страхования преимущественно производят сюрвейеры (инспекторы или агенты страховщика, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование). При этом используются показатели безопасности полетов, принятые ИКАО (Международной организацией гражданской авиации). Одновременно сопоставляются фактические данные, с установленными нормами летной годности. Оценивается вероятность возникновения критической ситуации в полете, приходящейся на 1 час полета. Страхование воздушных судов гражданской авиации предусматривает возмещение ущерба в результате гибели или повреждения воздушного судна вследствие любой причины во время полета (летное происшествие), патрулирования, нахождения на земле или на воде. Возмещению также подлежат все необходимые и целесообразные расходы страхователя по спасению, охране и транспортировке застрахованного имущества до ближайшего места ремонта. Договор заключается на основании письменного заявления страховщику (содержащего все известные страхователю существенные обстоятельства, имеющие отношение к объекту страхования) и произведенной оценки риска. Ответственность за страхование воздушных судов от гибели и повреждения лимитируется их стоимостью и, как правило, не распространяется на убытки, вызванные военными действиями, ядерным взрывом или его последствиями, мятежом, забастовками, конфискацией или арестом имущества, саботажем или захватом воздушного судна. Специфика авиационного страхования определяется потребностью комбинированного страхового покрытия рисков гибели и повреждения средств авиационной техники, ответственности перед пассажирами и ответственности перед третьими лицами, т.е. рисков, которые могут вызвать катастрофические убытки и соответственно необходимость концентрации финансовых ресурсов для выплаты страхового возмещения убытков катастрофического характера.
В нашей стране авиационное страхование осуществляет Ингосстрах, Авиокос и другие организации. В целях координации деятельности по авиационному страхованию создан Международный союз авиационного страхования.
Морское страхование
Страхование каско судов − вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба или гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесение иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов. На страхование принимаются: корпус судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой), фрахт (плата за морскую перевозку груза), расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна, а также суда в постройке. Страхователем является собственник судна − судовладелец, который может быть как физическим так и юридическим лицом. В сохранении судна может быть также заинтересован банк, у которого судовладелец берет кредит, так как если судно не работает, владелец не выплатит долг. Возникает имущественный интерес, и по условиям большинства кредитных соглашений банк требует застраховать судно.
Страхование осуществляется, как правило, на годовой основе, вместе с тем по согласованию с владельцем возможно застраховать судно на более короткий срок или на отдельный рейс. Страховая сумма не может превышать тех убытков, которые угрожают имуществу страхователя. А эти убытки лимитируются размером денежной оценки страхового интереса, т.е. страховой стоимостью (стоимостью постройки судна по ценам, действовавшим к моменту начала страхования, с учетом износа.). Страховое обеспечение по страхованию судов устанавливается, как правило, по системе 1-го риска. Данная система страхового обеспечения сводится к тому, что страховое возмещение равно убытку, но не превышает страховую сумму, т.е. первый убыток полностью возмещается в пределах страховой суммы.
Ставки страховой премии зависят от: возраста судна; типа судна; района плавания; объема страхового покрытия; франшизы и варьируются от 0,2% до 3% от страховой суммы по договору. Правилами страхования по согласованию сторон может быть предусмотрен возврат согласованной части премии за время отстоя судна в безопасном порту на срок свыше 30 дней.
Страхование ответственности судовладельцев предусматривает создание системы страховой защиты судовладельцев, фрахтователей судов на случай возникновения их обязательств по возмещению ущерба (вреда), причиненного третьим лицам.
Страхование железнодорожного транспорта
Средства железнодорожного транспорта принимаются на страхование в целом, включая корпус, внутренние помещения, механизмы, дизельгенераторы, др. Возмещаются убытки понесенные в случае повреждения или гибели средства транспорта в результате пожара, кражи со взломом, стихийных бедствий, крушения, аварии, столкновения или схода с железнодорожного полотна. К страховым случаям относятся крушения, аварии, повреждения подвижного состава, приведшие к неплановому ремонту или исключению из инвентаря вследствие столкновения, схода с рельсов, пожара, природных катаклизмов, нарушения технологии погрузочно-разгрузочных работ, противоправных действий третьих лиц, утеря подвижного состава (длительное безвестное его отсутствие в течение 40 суток). Размер страховой выплаты определяется Страховщиком на основании документов, подтверждающих страховой случай и размер ущерба.
Страховая выплата осуществляется: 1)при повреждении подвижного состава − в размере восстановительной стоимости, которая включает в себя расходы на ремонт и доставку поврежденного подвижного состава к месту ремонта, но не свыше страховой суммы; 2)при уничтожении (исключении из инвентаря) подвижного состава - в размере страховой суммы за вычетом остаточной стоимости подвижного состава.
Страхование автотранспорта как имущества – обеспечивает страховое покрытие по автотранспортному средству и дополнительному оборудованию при их полной фактической гибели, т. е. полной утрате главной функции изделия, или повреждении, т. е. частичной утрате главной функции и (или) основных, второстепенных и побочных функций изделия. Объектом страхования по договору являются имущественные интересы страхователя, связанные с владением, пользованием и распоряжением транспортным средством, вследствие повреждения, уничтожения или угона транспортного средства.
Договоры страхования ответственности автоперевозчиков распространяют свое действие прежде всего на требования лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке груза. Также страховая защита может быть предоставлена от убытков, связанных с нанесением вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц при выгрузке, падении, взрыве груза, его утечке и т.д. При международных перевозках условия наступления и объем ответственности перевозчика регулируются прежде всего положениями Конвенции «О договоре международной перевозки грузов по дорогам». Автоперевозчик несет ответственность за утерю или повреждение груза во время перевозки, а также за опоздание в доставке груза. Сумма, подлежащая возмещению перевозчиком определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке. Также подлежат возмещению расходы, связанные с перевозкой груза. Сумма уплаты за просрочку доставки груза не может превышать платы за перевозку. Данный вид страхования чаще всего проводится в добровольном порядке. Договоры страхования заключаются как правило всего на один год и обеспечивают страховую защиту при всех перевозках грузов за это время. Страховые риски: повреждение и утеря груза, просрочка доставки, нарушения таможенного законодательства, причинение вреда третьим лицам. При наступлении страхового случая оплату претензий пострадавшего производит сем перевозчик, а затем страховая организация возмещает ему расходы на основании предоставленных им документов.
Страхование грузов (карго-страхование) – подотрасль транспортного страхования. Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с сохранностью перевозимого груза от воздействия множества рисков, возникающих в ходе транспортировки. В рамки страхового интереса включается не только груз, но и плата за перевозку и ожидаемая прибыль. В практике страхования существует два принципа формирования страхового покрытия в договоре страхования, т. е. набора страхуемых рисков. Первый принцип построен на методе исключений, т. е. в договоре написано, что груз страхуется от всех рисков за исключением некоторых перечисленных. Второй принцип построен по методу включения, т.е. в договоре перечислены все страхуемые риски. Одним из общих условий страхования является франшиза, ограничивающая ответственность страховщика по сумме возмещаемого убытка. Она позволяет исключить из ответственности страховщика некоторые виды убытков, которые практически неизбежны при транспортировке определенных грузов (убытки, связанные с боем и ломом грузов, особо подверженным таким повреждениям, с разливом, россыпью товаров, перевозимых в неупакованном виде) и избавляет страховщика от рассмотрения мелких убытков. По договорам страхования возмещаются убытки, обусловленные случайностями и опасностями перевозки. Договор страхования может быть заключен на основании одного из нижеследующих условий.
1. С ответственностью за все риски. По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:
а) убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине; б) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.
2. Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:
а) убытки от полной гибели всего или части груза, причиненные пожаром, молнией, бурей, вихрем и другими стихийными бедствия ми, крушением или столкновением перевозочных средств между собой или ударом их о неподвижные или плавучие предметы, посадкой судна на мель, провалом мостов, взрывом, повреждением судна льдом, подмочкой забортной водой, аварией при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива, а также вследствие мер, принятых для спасения или для тушения пожара;
б) убытки вследствие пропажи транспортного средства без вести;
в) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.
1.2 Страхование финансово-кредитной сферы
Страхование экспортных кредитов
Целью страхования экспортных операций является:
- при страховании экспортных кредитов — защита финансовых учреждений от возможных потерь в связи с финансированием экспортных кредитов;
- при страховании экспортных контрактов — защита отечественных предприятий от потерь при выполнении экспортного контракта или перед отправкой товаров, или перед предоставлением услуг, или же после отправления (риск кредитных обязательств).
Объектом страхования являются коммерческие кредиты экспортера-страхователя импортерам-контрагентам и/или авансовые платежи импортера. Страхователями являются фирмы или банки страны-экспортера, связанные с предоставлением кредита иностранному покупателю. Возможны два варианта страхования экспортера: на случай несостоятельности (банкротства) иностранного покупателя и страхование риска задержки платежа до наступления фактической несостоятельности.
Страховая компания, получив от страхователя премию (страховой взнос), законным образом осуществляет комплекс мер по изучению, оценке и управлению застрахованным риском, а в случае несостоятельности контрагента-импортёра или задержки платежа после определенного периода возмещает страхователю в установленном договором порядке неуплаченные денежные суммы по счетам к получению за поставленные в кредит товары и оказанные услуги.
При страховании риска неплатежа предусматривается собственное участие страхователя в убытках (франшиза), которое выражается в процентах к страховой сумме (устанавливается обычно на уровне 5-20%). Франшиза не может быть застрахована отдельно или у другого страховщика. Страхователь обязан также предоставлять страховщику всю информацию и документы, которые необходимы страховщику для определения факта несостоятельности и оценки величины убытка.
Страхование экспортных кредитов предполагает зачастую долгосрочное сотрудничество страховой компании и экспортера. Это предполагает выдачу страховой компанией генеральных полисов, которые обеспечивают страховое покрытие всех заключаемых контрактов в течение этого периода. Выгоды страхования экспортных кредитов для российского экспортера состоят в следующем:
- помощь специалистов по оценке надежности потенциальных партнёров при выходе на новые рынки;
- постоянное наблюдение за финансовым состоянием иностранных клиентов и своевременное информирование об их финансовом состоянии;
- возможность увеличивать число клиентов и объем продаж;
- возможность повышения конкурентоспособности за счет применения более гибких форм оплаты (рассрочка платежа);
- возможность экспортировать непосредственно конечным потребителям, минуя надежных оптовиков-посредников, что увеличивает прибыльность операции.
Различают страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих (экономических) рисков. Размеры страховых выплат по первому страхованию нередко превышают поступления страховых премий, что делает его убыточным. Поэтому оно осуществляется специализированными учреждениями и обществами, принадлежащему государству; убытки покрываются за счет средств государственного бюджета. С повышением политической нестабильности в стране, в отношении которой предоставляется страховое обеспечение, размеры страховых сумм снижаются, а страховых тарифов − увеличиваются. К коммерческим рискам относятся окончательная неплатежеспособность частного покупателя, неоплата им долга в течение оговоренного срока, отказ от оплаты после отгрузки ему товаров и т.п. Страхование таких рисков осуществляется обычно за счет страховщика без привлечения ресурсов государственного бюджета. Условия страхования предусматривают, что иностранный покупатель должен оплатить не менее 15-20% стоимости контракта, а на остальную его сумму предоставляется подлежащий страхованию кредит. Размеры страховых премий зависят от объема застрахованной операции, страховых рисков, страны импортера, типа покупателя, срока страхования.
Страхование инвестиций от политических рисков осуществляется для страховой защиты отечественных инвесторов от потерь при реализации инвестиционных проектов за границей.
Страховщиками здесь являются чаще всего государственные страховые структуры страны-инвестора и международные финансовые организации. Ведущую роль в таком страховании играют агентства, являющиеся дочерними страховыми организациями правительств соответствующих государств. Среди ведущих мировых агентств следует назвать Корпорацию частных зарубежных инвестиций (США), «Гермес» (Германия), Департамент экспорта, импорта и торговли Министерства внешней торговли и промышленности Японии, «Кофас» (Франция), МИГА (Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций). В России в области страхования инвестиций действует Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) (см. приложение).
Объектом страхования инвестиций от политических рисков могут быть следующие виды инвестиций: а) акции, другие ценные бумаги и права участия; б) прямые инвестиции (например, связанные с проведением строительно-монтажных работ, модернизацией производства и т.д.); в) права собственности (например, на недвижимость, на имущество, ввозимое инвестором для использования в своей деятельности без учреждения дочерней компании, на добычу полезных ископаемых); г) имущественные права, связанные с лицензированием, международным лизингом и др.; д) ссуды и кредиты. Страховыми рисками являются события, исходящие от органов власти, управления, иных государственных образований, а также народных масс (изменения в законодательстве, национализация предприятий, военные действия и социальные беспорядки). При определении конкретного их перечня в договоре учитываются политическое и экономическое положение страны, принимающей инвестиции, ее потенциальные финансовые возможности, уровень развития экономики.
После выплаты страхового возмещения к страховщику переходят все права и требования страхователя в отношении третьих лиц в связи с наступлением страхового случая. Договоры страхования заключаются, как правило, на срок от 12 до 20 лет. Размер страховой суммы обычно составляет от 50 млн до 150 млн долл., но не более 90% общей величины застрахованных инвестиций. Тарифные ставки находятся в диапазоне от 0,3 до 3% от страховой суммы.
2. Страхование внешнеэкономической деятельности в России
Поскольку государство не смогло обеспечить страховую поддержку внешнеторговой деятельности в целом, наиболее привлекательными секторами рынка страхования внешнеторговых операций стали заниматься коммерческие страховые организации.
Лидером в сфере коммерческого страхования внешнеторговых операций является ОСАО «Ингосстрах».
«Ингосстрах» предоставляет услуги по страхованию экспортных кредитов в России в сотрудничестве с ведущими мировыми страховыми компаниями, специализирующимися в области кредитных и политических рисков, таких, как «СКОР», «Юнистрат Ассь-юранс», «Сент Пол», синдикаты «Ллойда» и др.
Коммерческие риски, принимаемые «Ингосстрах» на страхование экспортных кредитов, включают:
• несостоятельность и банкротство;
• длительную просрочку либо отказ от платежа;
• невозврат аванса при непоставке вследствие несостоятельности (банкротства);
• длительную просрочку возврата аванса при непоставке оплаченных товаров.
Из политических рисков на страхование «Ингосстрах» принимается следующие:
• действия государственных органов страны-покупателя или обстоятельства, влекущие неисполнение обязательств покупателем;
• военные действия, гражданские волнения и беспорядки;
• неконвертируемость валюты страны-покупателя;
• неправомерный отзыв гарантии по контракту, невозобновление или отзыв лицензии у покупателя;
• эмбарго, невозможность или задержки в валютных расчетах, мораторий на платежи;
• лишение права собственности (конфискация, национализация) и др.
Основными особенностями страхового полиса является:
• страховое покрытие составляет 80-95% в зависимости от вида риска;
•дополнительное обеспечение при организации послеотгрузочного финансирования;
•пропорциональное возмещение расходов при взыскании долгов.
В последние годы на российском страховом рынке появились и другие страховщики, предлагающие страхование в сфере внешнеторговой деятельности, в том числе страховые компании «Итерма», «Альфа-страхование», «АИГ» и др.
Страховая компания «Итерма» предлагает страхование рисков, связанных с использованием экспортного кредита, а именно:
• невозврат (непогашение) экспортного кредита вследствие полного неполучения валютной выручки за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги, результаты интеллектуальной деятельности) из-за неисполнения зарубежным партнером-импортером своих обязательств по оплате стоимости фактически полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
•неполный (частичный) возврат (непогашение) экспортного кредита и процентов за пользование кредитом вследствие: недополучения валютной выручки из-за изменения качества и/или количества поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности); недополучения валютной выручки по причине изменения биржевых котировок и справочных цен (во время выполнения контракта); недополучения валютной выручки по причине простоя судна.
Договор страхования может быть заключен по совокупности названных рисков или любой их комбинации.
Естественно, что коммерческие страховые организации интересуют наиболее привлекательные виды рисков в сфере страхования внешнеторговой деятельности. За гранью этих интересов остаются «сложные» долгосрочные и политические риски, риски, вероятность наступления которых высока, а размер ущерба катастрофичен, т.е. заведомо неприбыльные.
Логично, что страхование перечисленных выше рисков − обязанность государства, вид косвенного государственного субсидирования и поддержки экспортеров. Под поддержкой внешнеторговой деятельности за рубежом понимается в первую очередь поддержка экспорта. Российские же страховщики ориентируются на нужды и приоритеты российского рынка, вследствие чего первым широкое распространение получило страхование авансовых платежей для российских импортеров, предложенное в 2002 г. «Ингосстрах».
Заключение
Целью данной работы было изучение основных видов и сфер страхования внешнеэкономической деятельности.
Страхование внешнеэкономической деятельности можно разделить на две части: транспортное страхование (авиа, железнодорожного транспорта, автоперевозок, морского транспорта) и страхование финансово-кредитной сферы. Транспортное страхование является имущественным страхованием и подразделяется на страхование транспорта как имущества (совокупности устройств и механизмов) и страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной опасности. В первой части данной работы рассмотрены основные условия страхования таких видов транспорта, задействованного во внешнеэкономических операциях, как авиационного, железнодорожного, автомобильного, морского. В ходе изложения особенностей страхования каждого из вышеназванных видов транспорта приводятся такие категории страхования как объекты и субъекты страхования, размер страховой суммы, страховые риски, принципы исчисления страховой премии, сроки страхования, страховые возмещения и т.д. Также отдельно рассмотрено страхование грузов (карго-страхование). Далее рассматривается страхование инвестиций от политических рисков и страхование экспортных кредитов. Здесь указываются цели, условия и порядок осуществления страхования инвестиций, страхования экспортных кредитов от политических и экономических рисков, размеры страховых выплат, страховых премий, субъектов и объектов страховых отношений.
Заключительная часть работы посвящена услугам российских страховых компаний («Ингосстрах» и «Итерма») по страхованию внешнеэкономических рисков.
Итак, страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг. Специфика форм страхового обеспечения при проведении внешнеэкономических операций обусловлена особым характером страховых рисков и объектов страхования, необходимостью учитывать законодательство зарубежных государств и международные правовые нормы. Страхование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется по большей мере коммерческими страховыми компаниями, в то время как за границей эта обязанность возложена больше на государство.
Список использованных источников
1) Архипов А.П., Гомеля В.Б., Туленты Д.С. Страхование.Современный курс: учебник/под ред. Е.В. Коломина.−М.: Финансы и статистика, 2007.
2) Информационный портал «Страхование сегодня»: http://www.insur-info.ru
3) http://www.ingos.ru
Приложение
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2008 г. N 100
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИЕЙ "БАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНЕШЭКОНОМБАНК)" СТРАХОВАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ КРЕДИТОВ ОТ КОММЕРЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О банке развития" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Зубков
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 февраля 2008 г. № 100
ПРАВИЛА
осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют основные положения, в соответствии с которыми государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк) осуществляется страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков.
2. Страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков осуществляется на основании договора страхования, заключенного Внешэкономбанком со страхователем (далее - договор страхования).
3. По договору страхования страхователем может являться российский экспортер, заключивший контракт с иностранным юридическим лицом на экспорт российской продукции (товаров, работ, услуг), и (или) банк, осуществляющий кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг).
4. Страхованию подлежат экспортные кредиты, предоставляемые иностранному юридическому лицу для кредитования экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), или кредит, предоставляемый российским экспортером иностранному юридическому лицу на условиях экспортного контракта в виде отсрочки или рассрочки платежа в целях оплаты экспортируемой им продукции (товаров, работ, услуг).
5. Страхованию подлежат экспортные кредиты со сроком погашения не менее 2 лет, но не более 15 лет.
6. Российский экспортер и (или) банк, осуществляющий кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), желающие заключить договор страхования с Внешэкономбанком, должны быть зарегистрированы на территории Российской Федерации в качестве юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Объект страхования и страховой случай
7. В качестве объекта страхования должны выступать имущественные интересы российского экспортера и (или) банка, осуществляющего кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), связанные с полным или частичным неисполнением иностранным юридическим лицом обязательств, принятых на себя по кредитному договору.
8. В договоре страхования может быть предусмотрено страхование имущественного интереса экспортера или банка при наступлении одного или нескольких событий, указанных в настоящем разделе.
9. В договоре страхования определяется уточненный перечень событий, наступление которых может повлечь убытки страхователя в связи с полным или частичным неисполнением иностранным юридическим лицом своих обязательств по кредитному договору.
10. Страховым случаем является возникновение у страхователя убытков в связи с полным или частичным неисполнением иностранным юридическим лицом своих обязательств по кредитному договору в результате наступления одного или нескольких событий, связанных с коммерческими или политическими рисками.
11. Событиями, связанными с коммерческими рисками, являются:
а) банкротство иностранного юридического лица, подтвержденное вступившим в силу решением, принятым соответствующим уполномоченным органом государственной власти;
б) неисполнение иностранным юридическим лицом своих обязательств по кредитному договору;
в) неблагоприятное для экспортера или банка изменение стоимости валюты платежа в пределах, определяемых сторонами в договоре страхования.
12. Событиями, связанными с политическими рисками, являются:
а) действия государственного органа (должностного лица государственного органа) иностранного государства, на территории которого зарегистрировано иностранное юридическое лицо, либо страны назначения поставки российской продукции (товаров, работ, услуг), либо иностранного государства, через которое российские товары перемещаются под таможенным контролем органов этого государства, взимающих или не взимающих таможенные пошлины, налоги и применяющих меры нетарифного регулирования, по изъятию, экспроприации, конфискации, реквизиции, аресту, уничтожению, ограничению прав собственности на продукцию (товары, работы, услуги), принадлежащую на праве собственности российскому экспортеру;
б) незаконные действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления страны назначения поставки российской продукции (товаров, работ, услуг) либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате принятия указанными органами и должностными лицами решений, не соответствующих законам или иным нормативным правовым актам, в отношении поставок российской продукции (товаров, работ, услуг), ограничивающие и (или) запрещающие экспорт указанной продукции (товаров, работ, услуг), а также препятствующие исполнению обязательств иностранного юридического лица по кредитному договору;
в) события, препятствующие исполнению обязательств по возврату экспортного кредита иностранным юридическим лицом, которые наступили независимо от его воли (боевые и военные действия, военные маневры или иные подобные мероприятия, гражданские войны, народные волнения, беспорядки массового характера, природные явления);
г) действие государственного органа (должностного лица государственного органа) иностранного государства, на территории которого зарегистрировано иностранное юридическое лицо, незаконно ограничивающее или запрещающее осуществление конвертации в свободно конвертируемую валюту и (или) перевода платежа.
III. Страховые суммы
13. Страховая сумма по договору страхования не может превышать 95 процентов суммы экспортного кредита при страховании коммерческих рисков и 100 процентов суммы экспортного кредита при страховании политических рисков.
14. По договору страхования экспортных кредитов страхователю в пределах страховой суммы возмещается до 95 процентов убытков, возникших в результате наступления страхового случая.
Страхование как вид финансовой деятельности | |
Министерство общего и профессионального образования РФ Череповецкий Государственный Университет Институт экономики и управления Кафедра математических ... Страховщик вырабатывает условия страхования (в частности, обязуется возместить страхователю ущерб при страховом событии) и предлагает их своим клиентам - юридическим лицам ... При наступлении страхового случая (стихийное бедствие, падение человека с переломом и т.д.), при котором страхователю нанесен ущерб (экономический или его здоровью), страховщик в ... |
Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
Транспортное страхование ВЭД | |
Министерство Образования Российской Федерации Государственное высшее профессиональное образовательное учреждение тюменской области Тюменский ... По этим условиям убытки от повреждения возмещаются с применением 3%-ной франшизы, т. е. убытки не подлежат возмещению, если не достигли 3% страховой суммы. Если в договор фрахтования включена оговорка о взаимной вине в столкновении, согласно которой владельцы контейнеров обязаны возместить перевозчику падающую на контейнеры часть ... |
Раздел: Рефераты по страхованию Тип: реферат |
Страхование рисков | |
ГУВПО "МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА" РЕФЕРАТ на тему: "Страхование рисков" Саранск 2008 Содержание 1. Понятие страхового ... Сущность такого страхования состоит в том, что страховщик обязуется за определенную плату возмещать убытки страхователей - кредиторов экспорта и экспортеров, связанные с ... В зависимости от подхода к установлению страховой суммы меняется содержание страхования: если возмещают затраты страхователя, имеет место страхование инвестиций; при возмещении ... |
Раздел: Рефераты по банковскому делу Тип: дипломная работа |
Международные перевозки | |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ Содержание Лекция № 1. Транспорт в сфере ВЭД Экономическая теория о транспорте Роль транспорта во внешнеэкономической ... В этом случае экспортер обязан: поставить товар авиационному перевозчику; заключить договор с перевозчиком от своего имени; обеспечить получение экспортной лицензии, выполнить ... Страховые операции - это операции по страхованию груза, в соответствии с которыми страховщик возмещает имущественные потери страхователю: судовладельцу или владельцу транспортного ... |
Раздел: Рефераты по транспорту Тип: учебное пособие |
Договор перевозки морским транспортом | |
Договор перевозки морским транспортом Содержание Введение. 3 1. Договор перевозки. 5 1.1. Понятие договора перевозки. 5 1.2. Система договоров ... В одном из дел, рассмотренном МАК (Дело МАК 66/1966) истец просил возместить ему убытки от повреждения груза (фанеры в пачках), т. к. в процессе перевозки было нарушено крепление ... В соответствии с этой статьей к страховщику, уплатившему страховое возмещение, переходят в пределах уплаченной суммы все права страхователя по требованиям об убытках, возмещенных ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |