Курсовая работа: Страхование государственных служащих
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты страхования государственных служащих
1.1 Гарантии государственных служащих
1.2 Обзор страховых компаний, страхующих государственных служащих
1.3 Зарубежный опыт страхования государственных служащих на примере Мексики
Глава 2. Анализ современных тенденций развития страхового рынка в России
2.1 Общий обзор тенденций российского рынка страховых услуг
2.2 Специализация рынка
2.3 Страхование жизни
Глава 3. Основные выводы и рекомендации по совершенствованию системы страхования государственных служащих в России
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Целью данной курсовой работы является изучение и нормативно – правовых основ страхования государственных служащих. Для достижения цели в первой главе курсовой работы представлен теоретический аспект страхования государственных служащих, во второй главе представлен анализ современных тенденций развития страхового рынка в целом по России. В третьей главе курсовой работы представлены основные выводы и предложения по совершенствованию системы страхования государственных служащих в России.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1 Гарантии государственных служащих
Государственному служащему, в соответствии с действующим законодательством гарантируется:
1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
2) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
3) ежегодный оплачиваемый отпуск;
4) медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
5) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
6) обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
7) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
8) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
9) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;
10) защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.
Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.
Государственному служащему в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.
Расходы, связанные с предоставлением гарантий, предусмотренных настоящей статьей, производятся за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.
Администрация государственного органа обязана обеспечить
нормальные условия для выполнения работниками норм труда, которые целесообразно
устанавливать для каждого государственного служащего.
Такими условиями являются:
1) исправное состояние техники, включая обеспечение техникой;
2) своевременное обеспечение документацией и информацией, необходимой для исполнения своей функции;
3) надлежащее качество техники и материалов;
4) своевременное обеспечение рабочего места энергией;
5) безопасные и здоровые условия труда, включая обязанность администрации соблюдать нормы по технике безопасности, освещенности, отопления, вентиляции, устранения вредных последствий шума, излучения и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье государственного служащего.
Оборудование рабочего места государственного служащего может быть определено в должностной инструкции. Все остальные условия труда устанавливаются в различных правилах, принимаемых в государственном органе. Например, это - Правила по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности и другие.
Если государственный служащий не исполнил свою обязанность из-за того, что администрация не обеспечила его необходимыми условиями, то он освобождается от ответственности.
Часть гарантий для государственного служащего конкретизирована в соответствующих статьях настоящего Закона, другая часть - в специальных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ.
Медицинское обслуживание государственного служащего и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию гарантируется следующим образом.
Государственные служащие прикрепляются к какому-либо
медицинскому центру решением соответствующей комиссии.
Порядок и условия обязательного государственного страхования регулируются
гражданским законодательством. Законом может быть установлено обязательное
государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных
служащих определенных категорий. Оно осуществляется непосредственно на
основании законов о таком страховании за счет средств, выделяемых на эти цели
из государственного бюджета соответствующим министерствам и иным федеральным
органам исполнительной власти.
Все сотрудники государственных налоговых инспекций подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Согласно ст. 17 этого Закона при гибели сотрудника инспекции в связи с осуществлением служебной деятельности его семье или иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц. При нанесении сотруднику тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и, кроме того, в течение 10 лет - разница между размерами его должностного оклада и пенсии, а при нанесении менее тяжких телесных повреждений - только единовременное пособие в указанном размере.
Аналогичные нормы предусмотрены и в некоторых других законах, касающихся отдельных профессиональных групп, в частности, сотрудников федеральных органов государственной безопасности (ст. 16 Закона "О федеральных органах государственной безопасности"), сотрудников кадрового состава органов внешней разведки (ст. 22 Закона "О внешней разведке").
Гарантированное государственным служащим обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности регламентируется ст. ст. 236 - 241, 243 ТК и Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Президиумом от 12 ноября 2004 г., с последующими изменениями и дополнениями.
При заболевании, трудовом или ином увечье, в том числе при
бытовой травме, карантине и протезировании, государственному служащему
выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
Основание выплаты - больничный лист (листок нетрудоспособности), выданный в
соответствии с правилами, установленными Инструкцией о порядке выдачи
документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан.
Пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до определения медико - социальной экспертной комиссией группы инвалидности.
Из этого правила установлены некоторые исключения.
Например, при бытовой травме пособие выдается с шестого дня нетрудоспособности.
Однако если травма явилась результатом стихийного бедствия (землетрясения,
наводнения, урагана, пожара и т.п.) либо анатомического дефекта пострадавшего,
действует общее правило.
В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, государственный
служащий может быть лишен пособия. Так, оно не выдается в случае умышленного
причинения вреда своему здоровью с целью уклонения от служебных обязанностей; в
случаях, если нетрудоспособность наступила вследствие травмы, полученной при
совершении работником преступления, и др.Размер пособия зависит от причины
заболевания, продолжительности непрерывного трудового стажа и некоторых других
обстоятельств.
Следует отметить, что в данном случае учитывается любой трудовой стаж, а не только на государственной службе.
Пособие при временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания выдается в размере 100 процентов заработка. В таком же размере оно выплачивается государственным служащим: имеющим непрерывный стаж 8 и более лет; имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 (учащиеся - 18) лет (за некоторыми исключениями, связанными с увольнением по инициативе руководителя государственного органа за виновные действия); являющимся инвалидами Отечественной войны и приравненными к ним в отношении льгот; если временная нетрудоспособность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга.
В размере 80 процентов заработка пособие выплачивается государственным служащим: имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет; имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет, если они являются круглыми сиротами и не достигли 21 года.
Остальным пособие выдается (по общему правилу) в размере 60 процентов заработка. Во всех случаях размер пособия не может быть менее 90 процентов минимальной оплаты труда.
Если в связи с заболеваниями, трудовым или иным увечьем государственного служащего будут установлены признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и необходимость социальной защиты, он направляется на медико-социальную экспертизу для определения группы инвалидности. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации могут установить для государственных служащих и иные гарантии, позволяющие им более эффективно исполнять свои обязанности.
Таким образом, ст. 15 определяет лишь минимальный уровень гарантий - условий для работы, который должен обеспечить государственный орган. Этот уровень является правом государственного служащего, на которое он может претендовать.
Государственному служащему и членам его семьи обеспечивается государственная защита от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им своих обязанностей по должности.
Основания и порядок применения мер такой защиты подлежат определению в специальном федеральном законе.
В настоящее время они урегулированы лишь для отдельных категорий государственных служащих предусматриваются следующие виды государственной защиты:
-применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности в целях охраны жизни и здоровья защищаемых лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;
- применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;
- осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае гибели (смерти) защищаемых лиц, причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.
Органы, обеспечивающие безопасность, могут применять с учетом конкретных обстоятельств следующие меры:
- личную охрану, охрану жилища и имущества;
выдачу оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об
опасности;
- временное помещение в безопасное место;
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
- переселение на другое место жительства;
- замена документов, изменение внешности.
Расходы на содержание государственной службы являются составной частью расходов соответствующего бюджета на управление и включают затраты на: денежное содержание государственных служащих, материально - бытовое и социальное обеспечение, государственное страхование, повышение квалификации и переподготовку государственных служащих, организацию управления государственной службой.
По элементам затрат расходы, связанные с предоставлением гарантий государственным служащим, предусматриваются в бюджетной классификации.
По элементам затрат расходы по реализации гарантий, предусмотренных комментируемой статьей, в бюджетной классификации подразделяются на:
- фонд заработной платы административно - управленческого аппарата, в который входит заработная плата штатного персонала по должностным окладам и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- начисления взносов на фонд заработной платы в обязательное государственное социальное страхование, пенсионный фонд по установленным тарифам;
- командировки, служебные разъезды (оплаты за проезд, суточные, подъемные и т.п.) и другие затраты.
Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам на заседании во вторник рекомендовал отклонить законопроект, устанавливающий обязательное государственное страхование депутатов законодательных органов власти субъектов РФ. Законопроект предусматривает, что обязательное страхование депутатов должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Федерации в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ. Целью поправок является делегирование субъектам РФ права принимать законы, регулирующие обязательное государственное страхование депутатов законодательных органов власти субъектов РФ. Комитет отмечает, что законопроект противоречит действующему законодательству. В частности, в соответствии с законом "Об организации страхового дела в РФ" условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются только федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, а не законами субъектов РФ. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу РФ посредством обязательного государственного страхования осуществляется страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Депутаты законодательных собраний субъектов РФ не относятся к категориям госслужащих, следовательно, для них не может быть установлено законом обязательное государственное страхование. В связи с этим комитет не поддерживает принятие законопроекта.
1.2 Обзор страховых компаний, страхующих государственных служащих
Требования и условия, применяемые к страхованию государственных служащих, глав районных управ и муниципальных служащих группы ведущих должностей муниципальной службы
1. Общая сумма средств, предусмотренных в бюджете города Москвы в 2008 году на страхование государственных служащих, составляет 23млн.рублей.
2. Расчетная численность страхуемых составляет 16868 человек.
3. Обеспечивается равенство страховых выплат для всех застрахованных при аналогичных страховых случаях.
4. Обеспечивается ежедневный круглосуточный режим действия страхового полиса без изъятия по времени.
5. К страховым случаям относятся:
- смерть по любой причине;
- длительная утрата трудоспособности, возникшая в результате болезни, получения травм и увечий;
- установление инвалидности.
6. Изъятие из страховых случаев определяется страховой организацией по стандартному перечню.
7. Страховое возмещение должно поступать застрахованному или иному третьему лицу по истечении 3 дней с момента получения страховой организацией документа, подтверждающего факт наступления страхового случая и заверенного в установленном порядке.
Страховые компании "СОГАЗ" и "Югория" победили в конкурсе на право добровольного медицинского страхование (ДМС) 3.874 тыс. государственных служащих Тюменской области и сотрудников органов власти, не являющихся госслужащими. Данная компания работает так же в Костромской, Тверской, Новосибирской областях, а так же в Красноярском крае.
В рамках тендера по первому лоту предполагалось застраховать 2.098 тыс. государственных гражданских служащих областных органов власти, по второму - 1.3 тыс. госслужащих, вышедших на пенсию, и 476 работников органов власти, не являющихся госслужащими. На это страхование из бюджета области выделялось 43.9 млн руб. Победителем по первому лоту признана "Югория", по второму - "СОГАЗ". Помимо них в конкурсе участвовали компании "АльфаСтрахование", "МАКС", "НАСТА", "РОСНО" и СГ "УралСиб". В распространенном 5 июля сообщении "Югории" говорится, что за свои услуги компания получит около 33 млн руб. премии.
Московская страховая компания выиграла открытый конкурс Комитета Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов (тендерного комитета) на страхование государственных и муниципальных служащих Москвы. Общая стоимость государственного контракта на условиях конкурса составляет 30,7 млн. рублей.
Помимо МСК в конкурсе принимали участие такие страховые компании, как «Аквико», «Авест-Классик», «РЕСО-Гарантия», «Росгорстрах-Столица» и «Росмедстарах». Одним из факторов, определивших победу МСК в конкурсе, стал накопленный компанией значительный опыт в сфере реализации городских программ страхования госслужащих от несчастного случая. МСК уже трижды побеждала в аналогичных конкурсах, проводимых в Москве. На сегодняшний день страхованием в рамках данной программы охвачено более 21 тысячи московских служащих. При этом страховое обеспечение выплачивается в случаях смерти, назначения инвалидности и временной утраты трудоспособности, наступивших не только в результате несчастных случаев, но и в случае болезни, что в значительной степени повышает эффективность предлагаемой МСК страховой защиты ОАО «МСК» учреждено Правительством Москвы в 1998 году. Акционерами МСК являются Правительство Москвы (51%) и Банк Москвы (49%). МСК обладает лицензиями на 84 вида страхования и право заниматься перестраховочной деятельностью. По итогам 9 месяцев текущего года МСК собрала 727,3 млн. рублей страховой премии, что в 2,2 раза превышает аналогичный показатель 2003 года. Общий объем собранной региональной сетью МСК премии за 9 месяцев составил 214,5 млн. рублей, что в 2 раза больше, чем за весь 2003 год.
Страховая группа «Адмирал» выиграла конкурс на право обязательного страхования автогражданской ответственности, который проводился Администрацией Ростовской области в отношении транспортных средств подведомственных ей государственных учреждений. Как сообщили АСН в пресс-службе Страховой группы, предполагаемая сумма контрактов на страхование транспортных средств составит 2 290 500 руб.
Победитель тендера определялся по следующим критериям: наличие необходимой квалификации, финансовых средств, транспорта и оборудования, необходимых для осуществления договора, а также опыт и положительная репутация. Важным фактором для Заказчика было наличие у страховой компании широкой филиальной сети, так как машины Администрации нередко выезжают и за пределы Южного региона.
По условиям тендера в течение 20 дней между «Адмиралом» и Администрацией будет подписан договор (рамочное соглашение) и заключен государственный контракт. Затем Заказчик подаст заявки по конкретным автопаркам, на основании которых страховая компания оформит страховые полисы. Отметим, что в 2008 году Страховая группа выиграла тендеры на страхование государственных служащих от несчастного случая и болезней и заключила договоры ОСАГО со всеми органами государственной власти и госучреждениями Ростовской области.
"Адмирал" работает на страховом рынке с 1992 г. Совокупный уставный капитал – 140,5 млн руб. За 9 месяцев 2004 г. страховщик собрал 214 425 млн руб. премии. Региональная сеть группы включает в себя более 25 филиалов и представительств.
СК «РОСНО» победила в открытом конкурсе на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по личному страхованию для государственных нужд Московской области в 2009 году.
Конкурс проводился Министерством финансов Московской области по двум лотам: страхование государственных служащих Московской области на случай причинения вреда их жизни и здоровью в связи с исполнением должностных обязанностей и добровольное медицинское страхование государственных служащих Московской области и членов их семей.
В результате победы в тендере РОСНО застраховало жизнь и здоровье 11 320 государственных служащих Московской области и обеспечило медицинское обслуживание 22 333 служащих и членов их семей.
Помимо РОСНО, в конкурсе также принимали участие четыре страховые компании федерального уровня.
1.2 Зарубежный опыт страхования государственных служащих на примере Мексики
Мексиканским законодательством о труде в определенной мере регламентируются также случаи, при наступлении которых разрешается производить «вычеты или уменьшения заработной платы работника» (ст. 38). Размеры всех вычетов не могут превышать 30% заработной платы, однако это ограничение не принимается во внимание, «ели удержания из заработной платы совершаются по указанию органов социального страхования или суда (пп. 3 и 4 ст. 38). Оплата труда высокопоставленных или так называемых ответственных правительственных чиновников строится иначе, чем у остальных служащих. Они «в отношении заработной платы и социального обеспечения,— говорится в Конституции Мексики, — занимают особое положение» (п. XIV раздела «Б» ст. 123). Как обстоит дело на практике, можно убедиться на примере действующего в стране Закона «О стимулировании и премировании государственных служащих Федерального округа и Федеральных территорий».[4] Несмотря на требование ст. 10, в которой говорится, что «все указанные в настоящем законе выплаты и награды распространяются на всех правительственных чиновников, какой бы они ни были категории и положения», этот закон в основном касается дополнительных материальных льгот, предоставляемых административно-правящей верхушке. Так, ст. 55 Закона предусматривает денежные выплаты «за ценную инициативу или деятельность в области планирования организационной работы административных органов, в области юридической техники, системы снабжения, за исследовательскую работу, открытия» и т. д.
Из приведенной статьи ясно, что такая деятельность осуществляется в большинстве своем избранной бюрократической верхушкой страны. Поэтому указанный закон, кроме почетных званий, дипломов, знаков отличий, медалей, предусматривает дополнительные отпуска, оплату обучения в институтах или на курсах повышения квалификации, а также в зарубежных учебных заведениях как для руководящих служащих, так и для членов их семей. Кроме того, эти чиновники могут получать премии в размере 15-, 45-или даже 180-дневной заработной платы (ст.ст. 2 и 3 Закона).
Правительство Мексики использует и другие меры правового характера, которые направлены, с одной стороны, на улучшение работы всех государственных чиновников, а с другой — ставят своей целью усиление эксплуатации рядовых работников государственной службы. Так, усиление интенсификации труда последних осуществляется с помощью действующих в стране Правил «О стимулировании труда служащих Федерального правительства».[5] Согласно этим правилам, составляющим органическую часть внутреннего трудового распорядка (Регламента) каждого государственного учреждения, служащий, не менее 10 раз проявляющий особое или, как сказано в ст. 21 Правил, «усердное» старание, под которым понимается «увеличение производительности труда по сравнению с обычным заданием на 1/5 часть», получает так называемый «хороший балл» («la buena nota»). Наличие «хорошего балла» предоставляет право служащему получить денежную компенсацию в размере однодневной заработной платы, что отмечается в его служебном сертификате. Наряду с этим правила содержат нормы, ставящие целью заинтересовать работников государственной службы в соблюдении трудовой дисциплины, служебной пунктуальности и т. д. Поэтому «хорошим баллом» работник может быть отмечен за регулярное присутствие на работе в течение месяца или отсутствие санкций за отвлечение от работы, за служебную исполнительность, регулярное посещение в течение 15 дней службы, отсутствие упущений по работе или просто за строгое соблюдение трудового распорядка (ст.ст. 10, 11 Правил). Государственный служащий, получивший три «хороших балла», имеет право на один день дополнительного отдыха (ст. 13). Поощрительными мерами являются и денежные выплаты, определяемые размерами заработной платы и выдаваемые за соблюдение тех или иных требований внутреннего трудового распорядка в течение 6 месяцев (ст.ст. 13—15 Правил).
Особо федеральное законодательство регулирует социальное страхование государственных служащих, размеры обеспечения по которому строго дифференцируются в зависимости от условий наступления нетрудоспособности и трудового стажа, Таким образом, правовое регулирование труда государственных служащих в Мексике во многом предопределяется правовым положением государственных служащих на административно-иерархической лестнице страны и проводится в строгом соответствии с теми требованиями, которые предъявляются мексиканской буржуазией как к отдельным работникам ее государственного аппарата, так и к деятельности этого аппарата в целом.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫЙХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ
2.1 Общий обзор тенденций российского рынка страховых услуг
В первом квартале 2008 года страховой рынок продолжил активное развитие. Среди тенденций прошлого квартала, можно выделить следующие основные:
· дальнейшее сокращение числа страховых компаний; активные действия надзора по борьбе с недобросовестными страховщиками;
· структуризация рынка в связи с отраслевой специализацией;
· укрупнение компаний; сохранение высокой активности по сделкам M&A; активное формирование и реструктуризация страховых и финансовых групп;
· постепенное развитие классического страхования жизни на фоне очищения рынка страхования жизни; рост убыточности в отдельных секторах общего страхования.
По итогам 1 квартала 2008 года число страховых организаций продолжает сокращаться. На 31 марта их зарегистрировано в Государственном реестре 842. Этот привычный с 2002 года для рынка процесс связан с усилением контрольных мер со стороны надзорного органа, активизацией сделок слияния и поглощения страховых организаций, а также ростом убыточности в отдельных секторах страхового рынка на фоне неосмотрительной политики агрессивного расширения доли рынка отдельных компаний при росте конкуренции, стимулируемом приходом иностранных страховщиков.
Рис.1.1. Количество страховых и кредитных организаций, 2006 – 2008 гг.
Тенденция сокращения численности характерна как для страховых, так и кредитных организаций в последние два года с одинаковым темпом около 1% ежеквартально. Исключение для страхового рынка составили 2 квартал 2006 года (число страховщиков уменьшилось на 6%), 3 квартал 2006 года – сокращение на 8% и 3 квартал 2007 года – на 5%. Данные скачки обусловлены поэтапным усилением требований страхового законодательства к размеру минимального уставного капитала страховых организаций. У компаний, не обладающих достаточным уставным капиталом и не сумевших его своевременно увеличить, страховым надзором были отозваны лицензии на осуществление деятельности по мере сроков вступления в силу соответствующих более высоких требований Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
2.2 Специализация рынка
В первом квартале 2008 года на структуре распределения страховых компаний можно наблюдать «эффект специализации».
Количество страховых компаний в секторе общего страхования (исключая ОМС) сократилось за год на 12% с 696 до 610 компаний, что составляет 72% от общего числа страховщиков на рынке.
Рис. 2.2 Структура компаний на рынке страхования
Среди 32 страховщиков, имевших нулевые показатели премий и выплат в первом квартале 2008 года, три страховщика только приступили к работе в этом квартале. В числе этих трех, две компании специализируются на общем страховании, одна из которых с участием иностранных инвестиций в капитале, третий страховщик специализируется на страховании жизни и тоже имеет иностранный капитал в уставном.
Количество компаний, выбравших для себя специализацию на общем страховании и завершающих обслуживание договоров страхования жизни, за год сократилось более, чем в три раза с 82 в 1 квартале 2007 года, до 26 в 1 квартале 2008 года. Сейчас доля таких компаний составляет чуть больше четверти (28%) страховщиков, осуществляющих операции по страхованию жизни. Ещё 20 компаний (22%) – осуществляют исключительно страхование жизни. Оставшаяся половина (47 страховщиков) от общего количества компаний на рынке страхования жизни, собирает премии как по страхованию жизни, так и по добровольному медицинскому страхованию (ДМС), и по страхованию от несчастных случаев (н/с).
Рис. 2.3. Структура компаний на рынке страхования жизни
По итогам первого квартала 2008 года укрепляется тенденция вхождения на российский страховой рынок иностранных инвесторов. Продолжается укрупнение отечественных страховых организаций. На фоне этого процесса происходит активное формирование и реструктуризация страховых и межсекторальных финансовых групп.
Если до 2007 года на страховом рынке ежегодно совершалось порядка 4-6 сделок M&A, то в 2007 году их количество удвоилось и составило девять сделок на общую сумму 1 246 млн долларов США. При этом, сделки затрагивали интересы четырех страховых организаций из десятки лидеров (по страховым группам).
Компанией «Мариллион» впервые в представленном обзоре страховые компании рассматривались как «страховые группы» и ранжировались по размеру премии, собранной на рынке страхования. В результате, была сформирована следующая десятка лидеров.
В первом квартале 2008 года скандинавская страховая группа If P&C Insurance, уже представленная на российском страховом рынке страховой организацией «ИФ Страхование», начала процесс приобретения страхового открытого акционерного общества «Регион». Переговоры завершились покупкой контрольного пакета акций в июне текущего года.
В части укрупнения бизнеса отечественными страховщиками была завершена сделка по покупке 100% акций ОАО СК «СКМ» страховой организацией «АльфаСтрахование». Инвестиционным банком «КИТ Финанс» был куплен контрольный пакет акций страховой организации «КЛАСС», переименованной в компанию «КИТ Финанс Страхование».
С несколькими страховыми организациями ведутся переговоры по покупке их акций. Так, например «Тройка Диалог» планирует купить 48% акций страховой организации ЖАСО; компания «Базовый элемент», которая уже контролирует 60% капитала страховой организации «Ингосстрах», изъявила желание приобрести оставшуюся часть акций у миноритарных акционеров и консолидировать капитал страховщика.
Доля обязательного страхования медленно, но верно продвигается к отметке в половину рыночных премий (рост доли на 1,3 процентных пункта за прошлый год относительно 1 кв. 2007 года по сравнению с 6 процентными пунктами годом ранее). Темпы роста обязательного страхования (123,8%) по-прежнему существенно опережают рост добровольных видов общего страхования (118,9%). А страхование жизни продолжает плавно сокращаться (сокращение на 15,2% по сравнению с 1 кв. 2007 года).
Общерыночный рост несколько замедлился по сравнению с предыдущим годом и составил 120% и 129% по премиям и по выплатам соответственно, причем темп роста выплат по добровольному страхованию в первом квартале этого года превысил темп роста выплат по обязательным видам.
Продолжается сокращение доли страхования жизни и вытеснения добровольных видов обязательными. При сохранении доли ДМС и н/с происходит рост доли страхования имущества и сокращение доли страхования ответственности на фоне сокращения премий по данному виду.
В структуре рынка доля выплат по ОСАГО в два раза превышает долю премий, собранных по данному виду, что отражает сложную ситуацию с убыточностью в данном секторе страхового рынка.
2.3 Страхование жизни
Российский рынок страхования жизни приобретает все более отчетливые очертания, движимый тремя факторами.
Во-первых, сказывается позитивное воздействие произошедшей в прошлом году специализации по отраслям страхования и разрешение использования доверительного управления активами. Во-вторых, пристальное внимание надзорного органа к участникам этого сектора страхового рынка, не позволяющее недобросовестным игрокам подрывать и без того зыбкое доверие страхователей к продуктам страхования жизни. И, в-третьих, активная позиция компаний с участием стратегических иностранных инвесторов в капитале по развитию предложения страховых продуктов и расширению их спектра.
Динамика основных показателей страхования жизни свидетельствует о стабильном процессе улучшения в данном секторе страхового рынка. При сохранении выплат на уровне 1 квартала предыдущего года произошло 15% сокращение размера страховых премий. Однако, сокращение количественного показателя оборота все ещё является позитивным для рынка, характеризуя завершение процесса вытеснения неклассического страхования жизни. Рост классического страхования жизни продолжился со средним темпом 10-12%.
Концентрация в данном секторе резко уменьшилась. По сравнению с первым кварталом прошлого года, когда компании «Согаз-жизнь» и «Русский стандарт страхование» собирали 84% премий по страхованию жизни, а 90% премий были распределены между пятью страховщиками, ситуация значительно улучшилась. Рынок страхования жизни стал более «рыночным». По нашим оценкам, доля неклассического страхования жизни в настоящее время составляет всего около 12%.
Формально на первые 7 крупнейших компаний в 1 квартале 2008 года приходится 60%. Реально, на десятку кэптивных компаний и компаний, занимающихся классическим страхованием жизни, приходится 71% премий российского рынка страхования жизни.
Распределение компаний, осуществляющих страхование жизни, по коэффициенту выплат свидетельствует о большом числе компаний, только начинающих работать на этом рынке. Основная часть – это крупные международные компании, вышедшие на российский рынок за последние два года. Высокая доля компаний, с коэффициентом выплат более 120%, в большинстве своем обусловлена наличием страховщиков, которые продолжают обслуживание договоров страхования жизни, но уже не специализируются на данном рынке.
Основные рыночные компании, а также большинство компаний со стратегическим участием иностранных инвесторов, находятся в первых трех группах до предельного значения коэффициента выплат в 20%.
По итогам 1 квартала 2008 года темп роста общего страхования незначительно увеличился с 111,8% годом ранее до 118,1%. Наибольший рост сохраняется в страховании имущества (121% в 1 квартале 2008 года). Личное страхование растет со среднерыночным темпом 118,6%. Страхование ответственности, напротив, сократилось на 3,4%. Данная тенденция отражает усиление контроля со стороны страхового надзора в этом сегменте рынка, так как доля схем в страховании ответственности на российском рынке по-прежнему высока.
В первом квартале 2008 года концентрация в отрасли общего страхования (кроме ОМС) среди лидирующей десятки несколько сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, на долю трех лидеров рынка приходится немного больше 20% против 22% в 1 квартале прошлого года. Состав тройки лидеров также изменился. По итогам первого квартала 2008 года в нее вошли «СОГАЗ» (1 квартале 2007 года – второе место), «Ингосстрах» (1 квартале 2007 года - четвертое место), «ВСК» (1 квартале 2007 года - пятое место). Одновременно с этим, концентрация по рынку в целом возросла. Так, 80% премий в 1 квартале 2008 года собрала 51 компания против 64 годом ранее.
Проанализировав современные тенденции развития российского страхового рынка можно сделать следующие выводы:
В первом квартале 2008 года страховой рынок продолжил активное развитие. Среди тенденций прошлого квартала, можно выделить следующие основные:
· дальнейшее сокращение числа страховых компаний; активные действия надзора по борьбе с недобросовестными страховщиками;
· структуризация рынка в связи с отраслевой специализацией;
· укрупнение компаний; сохранение высокой активности по сделкам M&A; активное формирование и реструктуризация страховых и финансовых групп;
· постепенное развитие классического страхования жизни на фоне очищения рынка страхования жизни; рост убыточности в отдельных секторах общего страхования.
По итогам 1 квартала 2008 года число страховых организаций продолжает сокращаться. На 31 марта их зарегистрировано в Государственном реестре 842.
Динамика основных показателей страхования жизни свидетельствует о стабильном процессе улучшения в данном секторе страхового рынка.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКАМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ
Современный российский страховой рынок функционирует в крайне непростых условиях. На протяжении ряда последних лет и без того крайне незначительная доля реального страхования в ВВП неуклонно снижалась, что являлось индикатором невостребованности обществом и нежизнеспособности сложившейся в стране модели страховых отношений.
Сегодня трудности развития отечественного страхования многократно усилены экономическим кризисом. В настоящее время стоит задуматься не столько о развитии, сколько о выживании страхового бизнеса.
Кризис, с одной стороны, усугубляет итак достаточно плачевную ситуацию с возможностью получения инвестиционных доходов российскими страховщиками, а, с другой, - серьезно подрывает существующий платежеспособный спрос, являющийся главным источником существования страхового бизнеса и страхования в целом. Это воздействие на спрос характеризуется существенным сокращением доступа к кредитным средствам и возникновением проблемы неплатежей вследствие увеличения общей неопределенности в отношении состояния контрагентов. В итоге не торопятся расставаться с деньгами и пока еще платежеспособные клиенты. Из-за падения покупательской активности могут увеличиться складские запасы производителей товаров потребления, что будет способствовать росту страхового мошенничества.
В свою очередь, в условиях сокращения сборов страховых премий выживание страховщиков возможно только в результате экономии на издержках. Первым шагом к обеспечению этой экономии явилось прошедшее по большинству компаний сокращение штата сотрудников. Поскольку серьезного увеличения производительности труда в краткосрочной перспективе от оставшихся сотрудников ожидать не стоит, то следующим шагом, скорее всего, будет сокращение выплат.
Последнее, в свою очередь, как известно из проводившихся ВЦИОМом социологических опросов, также способствует росту страхового мошенничества. 96% клиентов предпочитают не жаловаться на плохое обслуживание ни в рамках самой страховой компании, ни в рамках судебных разбирательств. При этом каждый недовольный страхователь передает негативную информацию о компании не менее 12 знакомым. В результате, еще до кризиса 44% россиян не считало преступлением обман страховой компании, считая это «возмездием» за обман со стороны страховщика. Ухудшение благосостояния страхователей вкупе с экономией на выплатах страховщиком способны серьезно увеличить эту цифру в ближайшей перспективе.
Исследования и опыт показывают, что многие представители корпоративного сектора российской экономики рассматривают страхование не как механизм защиты от рисков, а либо как «налог», размер которого надо любым способом «сократить», либо как инструмент обновления устаревших основных фондов, когда страхуют изношенное оборудование в надежде заменить его на новое за деньги страховщика при наступлении страхового случая.
Такое отношение страхователей к страховым компаниям обусловлено спецификой существующих источников формирования ими спроса на страховую услугу. Наиболее значимыми источниками на протяжении значительного времени являлись обязательное страхование, страхование, являющееся условием кредитования и активное использование страховщиками административного ресурса.
При этом исследование НАФИ, проведенное по итогам 2008 года, выявило, что 83% страхователей – физических лиц пользуется только обязательным медицинским страхованием, а еще треть респондентов покупает полисы ОСАГО. Локомотивом роста рынка розничного страхования стало низкорентабельное и даже убыточное страхование автокаско, которые было непосредственно связано с развитием потребительского кредитования в России. В то же время, понятно, что в условиях кризиса, прекращения кредитной «накачки» экономики и падения доходов домашних хозяйств, перспективы дальнейшего развития розничного страхования должны быть также основательно скорректированы в сторону снижения.
Таким образом, при сохранении сложившихся тенденций, вследствие нарастания взаимного оппортунизма и недоверия сторон страховых отношений, добровольное страхование в обозримом будущем сохранится лишь в «кэптивно-вмененной», фактически принудительной форме.
Перспективы развития различных видов обязательного страхования также остаются туманными. Опыт реализации ОСАГО показывает, что они будут осуществляться без должного учета интересов страхователей. Так, в очередной раз переносятся сроки вступления в силу поправок о прямом урегулировании и упрощенной процедуре оформления ДТП. Внесенные не так давно изменения о возмещении УТС и износа в ОСАГО приводят закон в соответствие с реальностью, и это «всего лишь» спустя 4 года с введения этого вида страхования. Многочисленные проблемы по-прежнему не решены, о чем свидетельствует, в частности, устойчивый рост жалоб страхователей по ОСАГО в ФССН. Широкое распространение этого не вызывающего доверия у потребителей вида страхования способствует росту недоверия к страхованию вообще и к страховому бизнесу в частности.
Представляется, что в сложившихся условиях такая модель развития страховых отношений, сочетающая лишь обязательное и вмененное страхование, имеет объективные границы. Ее дальнейшая реализация будет приводить к все большему росту недоверия потребителей, что будет неизбежно способствовать «отторжению» от страховщиков все большего количества благонадежных страхователей, усиливать стремление к мошенничеству и увеличивать убыточность страховых операций в условиях снижения притока премий. Могут также участиться случаи краж бланков полисов из офисов страховых компаний с целью их дальнейшей реализации для выполнения формальных требований контролирующих органов.
Падение платежеспособного спроса и необходимость снижения издержек должны привести страховщиков к пониманию необходимости изменения подходов к формированию качества и процессу реализации страховых услуг. Страхователь должен изменить свое отношение к страхованию в пользу понимания необходимости его использования в качестве эффективного инструмента борьбы с рисками и оптимизации за счет этого своих издержек. Но это требует от страховщика, часто концентрирующего свое внимание на моменте продажи и игнорирующего дальнейшее профессиональное обслуживание своих клиентов, кропотливой работы и отказа от ожидания «моментальных» результатов.
Кризис требует от страховщиков большей эффективности при меньших затратах, что достижимо в современных условиях лишь при одном условии – лояльности клиента. А эта лояльность, в свою очередь, достигается при возможности конструктивного диалога со страховщиком на всех этапах подготовки, заключения и реализации договора страхования, включая, конечно, и урегулирование убытков.
Проанализировав российский рынок страховых услуг, а так же систему страхования государственных служащих в России и за рубежомпредлогаем реализацию ряда мероприятий по совершенствованию системы страхования государственных служащих в России.
Мероприятия по предупреждению несчастных случаев при страховании государственных служащих:
- разработка новых средств и приспособлений, обеспечивающих безопасные условия труда;
- обеспечение всех монтируемых объектов проектами производства работ или технологическими записками с освещением в них вопросов техники безопасности и осуществления строгого контроля за выполнением требований охраны труда;
- обеспечение строгого контроля за техническим состоянием и исправностью всех механизмов, приспособлений и инструментов, используемых при выполнении монтажных работ;
- своевременное проведение периодических испытаний всех находящихся в эксплуатации механизмов и оборудования;
- проверка, окраска и испытание грузозахватных приспособлений, тары, механизмов и станочного оборудования;
- инструментальная проверка контуров заземления электроустановок;
- анализ случаев травматизма прошедшего года с целью исключения их повторения в будущем;
- обеспечение должностными инструкциями инженерно-технических работников, ответственных за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ, а также стропальщиков, выполняющих эти работы.
Спецодежда и спецобувь, выдаваемые рабочим, должны отвечать требованиям ГОСТов и техническим условиям, быть исправными и соответствовать росту рабочего. Спецодежда не должна стеснять движений работающего, быть легкой и удобной в носке, а также гигиеничной. Сроки носки спецодежды устанавливаются со дня фактической выдачи ее рабочим. Если спецодежда пришла в негодность до истечения срока носки по причинам, не зависящим от рабочего, администрация обязана заменить или отремонтировать спецодежду на основании акта, составленного администрацией с участием представителя профорганизации. Администрация имеет право продлить срок носки спецодежды, если по истечении установленного срока носки она оказалась пригодной к дальнейшему использованию.
Для рабочих предприятий и строек законодательством установлен ряд льгот и компенсаций, направленных на улучшение условий труда и профилактику профессиональных заболеваний, а именно:
- дополнительный отпуск
- сокращенный рабочий день
- дополнительные перерывы
- выдача молока
- лечебно-профилактическое питание
- повышение тарифных ставок (окладов)
- снижение пенсионного возраста
- обеспечение специального питьевого режима и др.
Размер ущерба нетрудоспособным лицам
Размер ущерба нетрудоспособным лицам при потере кормильца определяется из расчета среднемесячного заработка кормильца, за вычетом доли самого погибшего и суммы пенсии, назначенной каждому нетрудоспособному. Если установлена смешанная ответственность за несчастный случай, то размер возмещения уменьшается на сумму, соответствующую степени вины пострадавшего.
Заявление о возмещении ущерба подается руководителю. К заявлению должны быть приложены следующие документы: заключение врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) о степени утраты трудоспособности в процентах; копия пенсионного удостоверения или другой документ, выданный органами социального обеспечения, о размере пенсии; заключение ВТЭК о нуждаемости в дополнительных видах помощи.
Для составления перспективного плана на уровне современных требований необходимо провести тщательный анализ состояния производственного травматизма по годам, периодам года, по видам работ, возрастным группам рабочих и другим факторам. В первую очередь должны учитываться требования, предусматриваемые планами научной организации труда (НОТ).
На основании перспективного плана улучшения условий труда, поступивших предложений от коллектива рабочих, инженеров и служащих, а также данных обследований и анализа производственного травматизма инженер по технике безопасности совместно с комиссией охраны труда постройкома (завкома) составляет проект годового плана, который подписывается инженером по технике безопасности, рассматривается на заседании профсоюзной организации и утверждается главным инженером.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гарантированное государственным служащим обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности регламентируется ст. ст. 236 - 241, 243 ТК и Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Президиумом от 12 ноября 2004 г., с последующими изменениями и дополнениями.
При заболевании, трудовом или ином увечье, в том числе при
бытовой травме, карантине и протезировании, государственному служащему
выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
Основание выплаты - больничный лист (листок нетрудоспособности), выданный в
соответствии с правилами, установленными Инструкцией о порядке выдачи
документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан.
Пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до определения медико-социальной экспертной комиссией группы инвалидности.
Особо федеральное законодательство регулирует социальное страхование государственных служащих, размеры обеспечения по которому строго дифференцируются в зависимости от условий наступления нетрудоспособности и трудового стажа, Таким образом, правовое регулирование труда государственных служащих во многом предопределяется правовым положением государственных служащих на административно-иерархической лестнице страны и проводится в строгом соответствии с теми требованиями, которые предъявляются мексиканской буржуазией как к отдельным работникам ее государственного аппарата, так и к деятельности этого аппарата в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 - М.: Юрид. лит., 1993.
2. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 9.
3. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. М., 2002. С. 177.
4. Сборник законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990.
5. Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М. и др. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-юрист. 2004. № 6.
6. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 110.
7. Сборник законодательства Российской Федерации. 2008. № 22. Ст. 2063.
8. Шаманаева И.И. Вопросы соотношения российского законодательства о социальной защите государственных служащих с международными актами о правах человека // Правовое регулирование труда государственных служащих в России и Франции. Екатеринбург, 2006. С. 107-108.
9. Сборник законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1455.
10. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 2003. С. 26.
11. Государственная служба / Отв. ред. А.В.Оболонский. М., 2007. С. 209.
12. Любовный В. Я., Ром В. Я. Новые территориальные формы интеграции науки и производства. // Российские реформы: социальные аспекты. – М.: ЭКО. – 2003. – 320 с.
13. Отчет мэра муниципального образования «город Свирск» о работе администрации за I полугодие 2006 г.
14. Попов В. Г. Специфика социального развития и управления ЗАТО. / В. Г. Попов, К. И. Зубков, В. М. Копылов. // ЧиновникЪ. – 2006. – № 41 С. 34-39
15. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для техникумов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 315 с.
16. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 384 с.
17. Справка МЛУ «Больница города Свирска» от 03.04.2006 г.
18. Стоянова Е. Д. Финансовый менеджмент. – М.: Перспектива, 2002. – 235 с.
19. Тургель И. Д. Моноспециализированный город: теория и практика стратегического управления социально-экономическим развитием. – Екатеринбург: Изд-во УрГГГА, 2001. – 259 с.